Формирование границ Казахстана: дискуссии и решения первого двадцатилетия советской власти
Формирование границ Казахстана: дискуссии и решения первого двадцатилетия советской власти
Аннотация
Код статьи
S086919080024450-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Быков Андрей Юрьевич 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения Российской академии наук
Адрес: Москва, ул. Рождественка, д. 12/1, стр. 1
Кожирова Светлана Б.
Должность: Профессор
Аффилиация: Институт востоковедения Министерства образования и науки Республики Казахстан
Адрес: Республика Казахстан
Выпуск
Страницы
165-180
Аннотация

На фоне быстро менявшейся военной и социально-политической ситуации рассматриваются вопросы формирования административных границ Казахстана с республиками Средней Азии и РСФСР. Определяются основные подходы к решению вопросов разграничения национальных регионов в составе РСФСР и СССР с момента установления Советской власти до завершения процесса национального размежевания и образования союзных республик. Выявляются приоритеты в разграничении с учетом размера территорий, населения и статуса образования. Обращено внимание на взаимоотношения национальных республик с союзными органами, соседними автономиями, краями и областями России. Показаны эволюция процесса размежевания, трансформация границ и использовавшихся при этом базовых критериев, форм разграничения и подходов к их реализации. Продемонстрирована динамика изменения территорий национальных образований Центральной Азии в довоенный период. Определены основные и дополнительные критерии, на базе которых осуществлялась делимитация границ субъектов РСФСР и СССР. Показана преемственность принципов административного разделения довоенного периода с современными принципами межгосударственного разграничения и влияние процессов размежевания на эволюцию международного права. Прослежена определенная взаимосвязь динамики административно-территориального деления, в том числе формирования автономий на национальной основе, происходивших после Февральской и Октябрьской революций, но зафиксированы и качественные отличия до- и раннесоветских подходов. Охарактеризована палитра мнений руководства центральных и региональных органов, оказавших наибольшее влияние на эволюцию советского федерализма и процесс формирования новых границ, как одну из результирующих. Делается вывод, что именно в довоенный период были заложены основные контуры существующих ныне границ центральноазитских государств, а сам процесс размежевания сыграл стабилизирующую ситуацию в регионе роль. Источниковой базой исследования служат опубликованные и архивные материалы, преимущественно отложившиеся в фондах Государственного архива Российской Федерации. Используются письменные и картографические материалы. Ряд из них впервые вводится в научный оборот.

Ключевые слова
Граница, суверенитет, разграничение, принципы размежевания, Цен-тральная Азия, РСФСР, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркменистан.
Источник финансирования
Работа выполняется в рамках программы целевого финансирования МОН РК BR10965282 «Казахстанско-российская граница: исторический контекст и новая геополитическая реальность».
Классификатор
Получено
30.03.2023
Дата публикации
26.04.2023
Всего подписок
15
Всего просмотров
302
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год
1 ВВЕДЕНИЕ Вопросы изучения истории формирования административных границ между различными субъектами Советского Союза, особенно образованными на национальной основе, имеют серьезное значение, поскольку процесс демаркации и делимитации границ постсоветских республик не завершен до настоящего времени. Например, не урегулированы пограничные споры между Республикой Таджикистан и Кыргызской Республикой и не заключен соответствующий межгосударственный договор. К моменту распада СССР только 16% административных границ между бывшими советскими республиками были определены на местности, остальные же присутствовали лишь на картах, что создавало почву для конфликтов между новыми независимыми государствами. Ряд образований из постсоциалистических федераций до настоящего времени не имеет четкого международно-правого оформления и общепринятого статуса. Приграничные споры уже привели к ряду, в том числе вооруженных, конфликтов на территории бывших СССР и Югославии. Российско-казахстанская граница к тому же является самой протяженной непрерывной границей в мире. Определенные группы влияния периодически пытаются пересмотреть существующие границы, апеллируя к исторической традиции, давности владения той или иной территорией, национальному составу населения приграничных районов. Помимо практической значимости, интерес представляет и научная составляющая, поскольку существовавшие в период СССР административные границы одновременно (во всяком случае де юре) выступали в качестве границ суверенных союзных республик, аналогичные государственные образования (федерации и конфедерации) существуют и в настоящее время. Периодически возникают попытки объявления суверенитета той или иной территории, а сам феномен иерархических федеративных образований изучен недостаточно. Трансформирующаяся в настоящее время система международных отношений, характеризующаяся отходом от ряда ялтинско-потсдамских принципов, также может оказать серьезное влияние на критерии суверенитета и реформирование порядка формирования и функционирования такого явления, присущего государственному суверенитету, как граница.
2 ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ГРАНИЦ В ДОСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД Территория современных центральноазиатских государств входила в состав нескольких административных единиц Российской империи: Степного и Туркестанского генерал-губернаторств, Астраханской, Тобольской и Томской губерний и зависимых от России протекторатов – Хивинского ханства и Бухарского эмирата. Административное деление в империи строилось преимущественно по территориальному принципу. На формирование границ административных единиц оказывали влияние такие факторы, как естественные рубежи, наличие внешних сухопутных границ, хозяйственно-экономические связи и решения ведомств. Учитывался и исторический фактор, причем как фактор сохранения существовавших границ, так и их полной ликвидации. Свержение самодержавия повлекло инициирование административно-территориальных реформ с новыми критериями формирования административных единиц.
3 Второе коалиционное Временное правительство продекларировало право этнических групп на создание автономных административных образований в составе Российской республики. Декларации оказалось достаточно, чтобы на проходившем в мае 1917 г. I Всероссийском мусульманском съезде была принята резолюция о преобразовании России на национально-территориальных федеративных началах [Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России, 2003, с. 61–64.]. 21 ноября 1917 г. в газете «Казак» был опубликован проект программы партии Алаш. Первым пунктом значилось: «Россия должна быть демократической Федеративной Республикой… каждое государство, входящее в Федеративную Республику, являясь самостоятельным, действует в единении с другими государствами – членами федерации» [Проект программы партии «Алаш», 1917]. Автономия понималась в качестве национальной, предусматривавшей неразделенность этноса. 16 января 1918 г. в журнале «Мухтарiятъ» были опубликованы «Основные положения о национальной автономии мусульман тюрко-татар внутренней России и Сибири», выработанные Учредительной сессией Милет-Меджлиса [ГА РФ, ф. Р6655, оп. 1, д. 29], – конституционный проект, к которому апеллировал ряд несоветских правительств как к источнику возможных административных изменений [ГА РФ, ф. Р180, оп. 1, д. 31, л. 1–6].
4 Лидеры Алаш, пытаясь добиться автономии для казахов, контактировали и с белогвардейскими, и с советским правительством. Наибольшее влияние на процесс установления автономии в тот период оказывали мнения А. Байтурсынова и А. Букейханова.
5 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ О ГРАНИЦАХ СОВЕТСКИМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ 2(15) ноября 1917 г. была опубликована «Декларации прав народов России», провозгласившая равенство всех народов России; право на отделение и образование самостоятельного государства; отмену национальных ограничений; свободное развитие национальных меньшинств в составе каждого из народов.
6 Уже Кирревком – первый национальный орган по управлению Киргизским краем, созданный декретом СНК РСФСР 10 июля 1919 г., наделялся полномочиями по решению вопросов об административных границах.
7 Ленинская национальная политика первоначально была направлена на политическое объединение народов центральноазиатского региона в составе одной республики – Туркестанской АССР, хотя еще в ходе гражданской войны стали рассматриваться варианты национального размежевания существующих республик российской Средней Азии – ТАССР, БНСР и ХНСР и образования на их месте национальных советских республик [Рыскулов, 2017, с. 17].
8 На состоявшемся 21 ноября 1919 г. в Москве совещании делегатов II Всероссийского съезда коммунистических организаций народов Востока было поддержано совмещение принципов территориальности и экстерриториальности1 в Туркестане [Ленин, 1970, с. 462]. На III краевой конференции мусульман-коммунистов, состоявшейся в 1920 г., было принято решение о создании Тюркской советской республики. Идея пантюркизма, сквозившая в проекте, оценивалась большевиками в качестве вредившей процессу укрепления советской власти в центральноазиатском регионе. Ленин рекомендовал ЦК и Совнаркому отвергнуть проект Турккомиссии, и вместо единой республики создать три «Узбекию, Киргизию и Туркмению… Детально выяснить условия слияния или разделения этих трех частей» [Ленин, 1980, с. 436].
1. Экстерриториальность – статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из-под действия местного законодательства и частично или в полном объеме подпадающих под действие законодательства государства, гражданство которого таковые имеют. Статус предполагал в том числе возможность для хозяйствующих субъектов и их работников, жителей соответствующих поселений подчиняться законодательству другого субъекта РСФСР/СССР. Примером могут служить предприятия Семипалатинской области, долгое время подчинявшиеся в 1920-х гг. Сибревкому и трестам других субъектов РСФСР. В СССР, начиная с 1920-х гг., была распространена практика союзной и республиканской принадлежности предприятий, правда, в этих случаях экстерриториальность распространялась только на юридические лица. В настоящее время правом экстерриториальности пользуются, например, российские предприятия и их сотрудники на норвежском архипелаг Шпицберген. Дипломатическая неприкосновенность, экстерриториальность воздушных и водных судов также являются вариантами проявления этого принципа.
9 После образования СССР созрело решение создать две союзные республики – Узбекистан и Туркменистан, вопросы автономии остальных крупных этнических групп и занимаемых ими территорий оставались открытыми. ЦК и СНК поддержали идею Сталина о многоэтапности этого процесса «с промежуточными ступенями» [Сталин, с. 22]. Процесс образования новых автономий и определения их статуса растянулся до 1936 г.
10 Согласно первой советской Конституции 1918 г., Советское государство «учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик». Ведению центрального правительства подлежали вопросы общегосударственного значения, включая вопросы установления и изменения государственных границ, изменения границ субъектов РСФСР, приема в состав РСФСР иных членов и выхода из ее состава прежних, и ряд других вопросов. Первая Конституция СССР уточняла эти положения. К исключительному ведению союзных органов было отнесено разрешение споров между союзными республиками, было декларировано право выхода из состава СССР за каждой из республик, а в компетенции союзных органов оставались только вопросы приема в СССР. Вопросы изменения границ республик стали предметом совместного ведения республиканских и союзных органов, кроме того на изменение границ территории требовалось согласие всех республик. Суверенитет республик был ограничен лишь «по предметам, отнесенным к компетенции Союза». По Конституции СССР 1936 г. к союзной компетенции были отнесены утверждение изменений границ между союзными республиками и утверждение образования новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик, а также прием в состав СССР новых республик. Права союзных республик были расширены. Вновь декларировалось право свободного выхода из состава СССР, провозглашалось право на создание республиканских воинских формирований и самостоятельное сношение с иностранными государствами без права объявления войны и заключения мира. Было закреплено включение в состав УзССР Кара-Калпакской АССР. К компетенции союзных республик отнесены вопросы внутриреспубликанского административно-территориальном устройства. Охрана внешних границ и их изменение оставались союзной прерогативой [Образование СССР, 1972, с. 42–51, 459–460; Кукушкин, Чистяков, 1987, с. 277–296].
11 ОРГАНЫ, ПОЛНОМОЧНЫЕ РЕШАТЬ ВОПРОСЫ ДЕЛИМИТАЦИИ Декретом от 27 января 1918 г. местным органам предоставлялось право изменения административных границ. По мере укрепления Советской власти на местах центральные органы устанавливали контроль над этим процессом. Интегратором выступил НКВД, где проходили оценку предложения с мест об изменении административных границ. Его роль возросла в рамках и после ликвидации в 1926–1930 гг. Федкомзема2 с передачей материалов и соответствующих полномочий НКВД. Центром принятия решений по автономиям был определен ВЦИК, Президиум которого ведал вопросами районирования и новых принципов административно-территориальных изменений, а их реализацией занималась Административная комиссия, созданная в 1920 г. Имело значение мнение Наркомнаца, но его роспуск в 1923 г. способствовал упрощению бюрократических процедур и сосредоточением соответствующих полномочий во второй палате ЦИК СССР – Совете национальностей.
2. Федеральный комитет по земельному делу (Федкомзем) – подразделение Наркомата земледелия РСФСР, учрежденное 4 августа 1921 г. в качестве межведомственного органа урегулирования земельных вопросов, выходивших за рамки компетенции Наркомата земледелия РСФСР. В том числе занимался вопросами урегулирования споров, касавшихся административных границ и границ территорий хозяйствующих субъектов. В связи с межведомственным характером деятельности постановлением Президиума ВЦИК от 11 мая 1922 г. перешел в непосредственное подчинение Президиуму ВЦИК, однако в том же году его функции были переданы специально образованному Федеральному комитету по земельному делу при Наркомате по делам национальностей РСФСР. В связи с ликвидацией Наркомнаца 9 апреля 1924 г. Федкомзем вновь был напрямую подчинен Президиуму ВЦИК. Ликвидирован постановлением Президиума ВЦИК от 28 февраля 1930 г, функции разграничения и урегулирования споров юридических лиц переданы Наркомату земледелия, а вопросы разграничения между административными единицами всех уровней – Наркомату внутренних дел. Подразделения Федкомзема сыграли серьезную роль при разграничении Казахстана с Киргизией и в ряде других случаев.
12 Проект НКВД об укрупнении районов сопрягался с разработанными в это же время Госпланом и Админкомиссией альтернативными проектами экономического районирования, предусматривавшими изменение принципов административно-территориального деления. Административные центры в этих проектах совпадали, границы административных единиц – нет. В проекте Админкомиссии в основу был положен принцип жесткой специализации, подразумевавший сосредоточение промышленности, концентрацию технических культур, тяготение населения к промышленно-распределительным пунктам, учет направления и характера железнодорожных, водных и других путей сообщения, численности населения и его национального состава. Основным критерием для Госплана служила транспортная взаимосвязанность, а развитие промышленности привязывалось к местной ресурсной базе. С некоторыми правками за основу приняли не предполагавший учета национального состава населения госплановский проект. Это вызвало противодействие со стороны автономий и привело в конечном итоге к пересмотру границ проектировавшихся районов [Административно-территориальное деление Союза ССР, 1929, с. 7; Иванова, 2008, с. 114; Мухина, 2004, с. 19-21] (см. рис. 1)3.
3. Рисунки 1–4 находятся на цветной вклейке.
13 В процесс разграничения автономий включался и ВСНХ РСФСР, Президиум которого в 1919–1920 гг. настаивал на включении в состав создававшейся Киргизской АССР территорий бывших Степного генерал-губернаторства и Букеевской орды по причине налаженных хозяйственных связей и необходимости единого финансирования из Оренбургского отделения Народного банка [ГА РФ, ф. Р1318, оп. 11, д. 6, л. 30–31; д. 9, л. 19–22; ф. Р5677, оп. 8, д. 2, л. 1–49]. В рамках проекта создания крупных национальных автономий Наркомнацем предлагалось создание Башкиро-Татаро-Киргизской или Башкиро-Киргизской автономии. Несмотря на отказ от их создания ввиду угрозы роста сепаратизма, Наркомнац продолжил настаивать на укрупнении Кирреспублики. Официальный печатный орган наркомата в январе 1923 г. извещал, что предстоит передача в состав Киргизской АССР частей Семиреченской и Сыр-Дарьинской областей, а также части Омского уезда с Омском [Мендешев, 1923, с. 82-83].
14 НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ РАЗМЕЖЕВАНИЕ В первые годы после образования СССР в составе РСФСР был создан ряд новых автономных республик и областей. В октябре 1923 г. Хорезмская НСР, а в сентябре 1924 г. Бухарская НСР были преобразованы в социалистические республики. Кроме того, в Центральной Азии в составе РСФСР находились Туркестанская и Киргизская (с 1925 г. – Казакская) АССР. В октябре 1924 г. на базе прежних Туркестанской, Бухарской и Хорезмской республик были созданы союзные республики - Узбекская и Туркменская. Часть территории Туркестанской АССР была преобразована в Кара-Киргизскую автономную область в составе РСФСР, затем АССР, а в 1936 г. – в Киргизскую ССР. В составе Узбекской ССР в 1924 г. была образована Таджикская АССР, в 1929 г. преобразованная в союзную республику. С января 1925 г. в составе Таджикистана была образована Горно-Бадахшанская АО. В мае 1925 г. в составе Казахской (бывшей Киргизской) АССР была образована Каракалпакская автономная область. В 1932 г. Каракалпакия стала автономной республикой в составе РСФСР, а с 1936 г. автономной республикой в составе Узбекской ССР. В 1936 г. Казахская АССР была преобразована в Казахскую ССР [Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России, 2003, с. 74]. В результате образовалось многоуровневое федеративное устройство, дополнявшееся к тому же автономиями уездов, волостей, районов и отдельных сельских сообществ. Именно эту сложную федеративную структуру современные историки и этнологи именуют «советской матрешкой», поскольку автономии включались одна в другую многократно [Тишков, 2009].
15 12 июня 1924 г. Политбюро ЦК РКП(б) приняло постановление «О национальном размежевании республик Средней Азии», заложившее нормативную базу предстоявшим качественным переменам. Для контроля над процессами размежевания в Среднюю Азию направили представителей центра. При Средазбюро ЦК РКП(б) создана Центральная территориальная комиссия по национальному размежеванию. В основу ее деятельности положено два принципа разграничения: национальный состав большинства населения разграничиваемой территории и отсутствие чересполосицы.
16 Ведущим исполнительным органом размежевания стала созданная 13 июня 1924 г. Среднеазиатская комиссия по районированию. Ее руководителем стал представитель СТО в Ташкенте И.С. Шелехес, имевший прямое подчинение Госплану в Москве. Предложения комиссии рассматривались Ликвидационным комитетом. Подготовленные ими материалы направлялись в высшие исполнительные и законодательные органы Советского Союза.
17 27 октября 1924 г. ЦИК СССР принял постановление о национально-территориальном размежевании Средней Азии, согласно которому к Киргизской АССР отошли населенные преимущественно казахами районы Средней Азии, в том числе и Ак-Мечетский уезд, а расположенная в низовьях Сыр-Дарьи Ак-Мечеть стала новой столицей КазАССР [Голунов, 2008, с. 213]. По итогам национально-государственного размежевания Средней Азии к Киргизской АССР отошло около 40% территорий бывших Туркестанской и Хорезмской республик. Территория возросла с 2 млн до 2,8 млн кв. км, а население с 4,8 млн до 6,5 млн человек. В том же году в состав Казахстана вошла Каракалпакия, но из состава последней «по взаимному согласию» автономий и с поддержкой Админкомиссии ВЦИК «Волости Кипчак и Хтай… признаны подлежащими передаче Узбекской ССР. Правильность таковой передачи подтверждена Комиссией по урегулированию пограничных споров между РСФСР и УзССР и РСФСР и Туркменской ССР» [ГА РФ, ф. 3316, оп. 18, д. 239, л. 70].
18 Взаимного согласия сторон достичь удавалось далеко не всегда. Приоритет обычно отдавался стороне с более высоким статусом или большим количеством населения. Судить об этом можно по телеграмме Заместителя Председателя облисполкома Каракалпакии Никитина в союзный ЦИК, где сообщается, что их даже не поставили в известность при передаче автономии из РСФСР в УзССР [ГА РФ, ф. 3316, оп. 18, д. 241, л. 27].
19 ПРИНЦИПЫ И ХАРАКТЕР РАЗГРАНИЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАНИЦ КАЗАХСТАНА В 1920-1930-Е ГГ.) Спорными оказались практически все участки административных границ Казахстана, образованного сначала в составе РСФСР, а затем в качестве союзной республики. Суммируем использовавшиеся при принятии решений критерии.
20 Табл. 1. Итоги разграничения спорных участков казахстанской границы в 19171936 гг. [Алтайская губерния – Казахстан. 19171925. История административно-территориального разграничения, 2001; Челябинская губерния, 19191923 гг.: абрис истории: сб. док., 2019; Аканов, 2017; Аманжолова З., 2014; Голунов, 2008; Дьякова, 2011; Косач, 2016; Корженевский, 2018, 2020, 2021; Манаков, 2020; Мухина, 2004; Разгон, 2001, 2002, 2003(1), 2003(2), 2003(3); Сыдыков, Малышева, 2010; Тиханова, 2011; Чибилев, Богданов, 2016].
Субъект Период Участок границы Основной критерий: 1 плебисцитарный 2 национальный 3 экономический 4 доля пролетариата Вспомогательные (указываются) Результат
1 2 3 4
Астрахань, Калмыкия, Царицын 1919-1920 Волго-Каспийская Киргизия + Передан в состав КАССР
Оренбург 1920-1921, 1925-1926, 1934 Оренбургская губ. + + + + Позиция Наркомнаца Передан в состав КАССР, затем обратно в прямое подчинение РСФСР
Кустанай 1919-1920, 1923-1925,1939 Кустанайский уезд + + Позиция А. Байтурсынова Передан в Челябинскую губ., затем в КАССР, планировалась передача в Уральскую обл, часть территорий передана в состав Челябинской губ.
Тюмень 1921-1922 Ишимский уезд + + Прямая договоренность КЦИК и Сибревкома Переданы 6 волостей в КАССР
Омск 1920-1923 Омский уезд + + + + Оставлен в прямом подчинении РСФСР
1920 Петропавловский уезд + + Позиция Ленина Передан в КАССР
1920 Кокчетавский уезд + + + Позиция Ленина Передан в КАССР
1920, 1922 Павлодарский уезд + + + Позиция Ленина Передан в КАССР
1922-1923, 1930 Черлакская вол./уезд + + + Передан в КАССР, частично возвращен в прямое подчинение РСФСР
Алтайская губ. 1917-1920, 1924-1925, 1928-1929 Коростелевская степь + + + Частично передана в состав КАССР, несколько переходов
1917-1923 Усть-Каменогорский уезд + + + + Позиция Ленина Передан в КАССР
1921 Бухтарминский уезд + Фактор внешних границ Передан в КАССР. Всего из Алтайской губ. в Семипалатинскую передано 36 возвращено 4 вол.
Киргизия 1924-1925, 1930 + + Фактор внешних границ Разграничено. Создана «нейтральная полоса» (совместное использование)
Туркменистан 1919-1920, 1924-1926, 1932 Кара-Богаз-Гол + + + + Водное разграничение (ок. 600 кв. км) Передан в состав КАССР, затем раздел по срединной линии. Итог – передан в состав Туркменской ССР
Узбекистан 1924-1925 Ташкент + + + + Позиция Сталина Передан в состав Узбекской ССР
1925, 1930-1932, 1936 Каракалпакия + + Субъективный фактор. Лавирование центра между поддержкой казахского и узбекского руководств Из прямого подчинения РСФСР передана в КАССР, затем возвращена и в итоге передана в состав Узбекской ССР
1924-1925, 1935-1936, 1938 Шуруханский уезд + + Решение до включения Кара-Калпакской АССР в состав Узбекской ССР принято не было
1924-1925, 1928 Семиречье + + + Позиция Сталина Передано в состав КАССР
1923-1926, Б. Сыр-Дарьинская обл. + + + + Фактор водопользования, фактор упреждения чересполосицы Большая часть передана в состав КАССР
21 Составлено авторами.
22 Взглянув на карты того времени, можно заметить, что протяженные участки границы идут по прямой линии (см. рис. 1). Это происходило по двум причинам: когда не удавалось добиться компромисса сторон и центральные органы решали вопрос простым способом – по прямой на карте, или когда граница проектировалась между двумя автономиями с доминировавшим кочевым большинством населения (Казахстан, Туркменистан, Каракалпакстан, Кыргызстан), и трудно было определить границу традиционно совместно используемой территории ([ГА РФ, ф. Р1235, оп. 119, д. 32, л. 12] и др.).
23 Граница Казахской автономии в довоенный период изменялась ежегодно. На границе с нижнеповолжскими, южноуральскими и западносибирскими областями и краями РСФСР наибольшие изменения произошли до 1927 г., особенно в период районирования, когда «выравнивание» территории республики происходило чаще всего посредством ее приращения (см. рис. 2 [Материалы по районированию, прил. 1]).
24 Правительство РСФСР, а затем и СССР настаивало на том, что не должно быть чересполосицы, т.е. не должно существовать анклавов/эксклавов. Доминирование определенное время национального принципа приводило к обратному результату. До настоящего время существуют анклавные территории в трех центральноазиатских республиках, границы которых проходят по территории Ферганской долины. Существовали анклавы и вблизи российско-казахстанской границе [ГА РФ, ф. Р9684, оп. 1, д. 102, л. 56, прил. 2; ф. Р1235, оп. 75, д. 246, л. 24 об.]. Только при размежевании Башкирии с входившей в тот период в состав КАССР Оренбургской губернией в 1923 г. на «вкрапленных и чрезполосных территориях» находилось 119 населенных пунктов [ГА РФ, ф. Р5677, оп. 5, д. 30, л. 112–114]. Позднее самые крупные располагались близ Троицка и Кустаная (см. рис. 3). Постепенный отход от использования принципа национального доминирования, в первую очередь за счет отдачи приоритета принципу экономической целесообразности позволил ликвидировать анклавы в российско-казахстанском пограничье.
25 Для сохранения отведенных или приращения новых территорий представители автономий использовали разнообразные методы и приемы. Типичным было затягивание решения вопросов. Так, на заседаниях Федерального комитета по земельным делам в сентябре-октябре 1921 г., на которых обсуждались вопросы разграничения с Башреспубликой и Туркестанской автономией, представитель Киреспублики «отказался от доклада по вопросу о принадлежности районов “неимением необходимых материалов”». На заседаниях Админкомиссии при Президиуме ВЦИК РСФСР, проходивших в апреле 1925 г., по разграничению с Туркменской ССР, КирЦИК и Туркменревком не представили требуемые материалы. В декабре 1927 г. представитель Казахской АССР не явился на заседание Комиссии по районированию, сорвав своевременную передачу материалов в ЦИК СССР. Представители УзЦИКа досрочно отбыли в октябре 1925 г. из Москвы, где на заседаниях Комиссии по районированию ЦИК СССР решался вопрос о границах Узбекистана с Туркменией и Казахстаном, и потом узбекский ЦИК какое-то время задерживал утверждение решения среднеазиатского Ликвидкома, не подавая соответствующую информацию в союзный ЦИК [ГА РФ, ф. Р1318, оп. 11, д. 68, д. 9; ф. Р6892, оп. 1, д. 25, л. 1, 28; ф. 3316, оп. 18, д. 239, л. 16, 26]. Особенно часто волокитой пользовались представители Казахстана. Прибегало руководство национальных республик и к прямому шантажу и обвинению представителей центральных органов в личной заинтересованности и поддержке другой стороны в территориальных спорах [ГА РФ, ф. Р1235, оп. 75, д. 246, л. 3-5 об.; оп. 104, д. 169 б, л. 7, оп. 122, д. 337, л. 185-186 и др.]. Руководители ведомств РСФСР и СССР просили своих подчиненных с пониманием относиться к позиции автономий, и затягивание решений наказывалось редко.
26 Наличие многочисленных специальных временных и постоянных органов, занимавшихся вопросами разграничения, их многоуровневость породили неизбежную бюрократическую путаницу. К середине 1930-х гг. на местном уровне уже не могли определить, какие решения тех или иных органов по отношению к различным участкам границ имеют силу и приоритет. Ярким отражением этого может служить записка руководителя входившего в структуру НКВД Всесоюзного картографического треста в Секретариат ЦИКа СССР за №С526/18 от 13 декабря 1936 г., где сообщалось о невозможности получить достоверные сведения о границах и создании карты административного деления СССР [ГА РФ, ф. 3316, оп. 29, д. 803, л. 1]. Бюрократическая неразбериха на местах серьезно усиливала роль центральных союзных органов в решении многих административно-территориальных вопросов.
27 Эклектичность и множественность использовавшихся принципов размежевания породила неудовлетворение результатами разграничения у приверженцев тех или иных принципов. Но в рассматриваемый период она же создала условия сглаживания территориальных споров, оказав позитивное влияние на стабилизацию социально-политической и экономической ситуации в центральноазиатском регионе, расширение и интенсификацию межреспубликанских взаимосвязей. Поэтому национально-территориальное размежевание в Средней Азии и Казахстане в довоенный период – процесс позитивный, стабилизирующий.
28 Границы, сложившиеся после образования пяти союзных республик, еще несколько раз изменялись. Однако незначительные изменения качественно отличны от глубинных трансформаций 1920 – первой половины 1930-х гг. [ГА РФ, ф. Р3316, оп. 29, д. 803, л. 1–3] и пограничная полоса крупномасштабной карты 1940 г. практически не отличается от современных карт (см. рис. 4).
29 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ Процессы изменения границ автономий характеризует процесс изменения их территорий. Табл. 2. Динамика площади территории центральноазиатских автономий в советское время (в тыс. кв. км)
Автономия/год 1921 1926 1935 1939 1966 1990
РСФСР 21004,5 19787,6 19638,6 16686,2 17075,4 17125,2
Киргизская (Казахская) АССР/ССР 2437,9 2983,6 2853,3 2734,7 2717,3 2724,9
Кара-Киргизская АО/Киргизская АССР/ССР - 195,2 196,7 201,6 198,5 200,0
Узбекская ССР - 310,0 172,0 410,5 449,6 448,9
Таджикская АССР/ССР - 84,7 143,9 142,3 143,1 143,0
Туркменская ССР - 491,2 443,6 484,7 488,1 491,2
Туркестанская АССР 181,4 - - - - -
Кара-Калпакская АО/АССР - 124,0 125,7 206,3 165,6 166,6
Горно-Бадахшанская АО - 50,0 61,1 66,8 63,7 64,1
Хорезмская Народная Советская Республика 62,2 - - - - -
Бухарская Народная Советская Республика 182,2 - - - - -
Центральноазиатские республики, включая автономии РСФСР 2863,7 4188,7 3935,2 3973,8 3996,6 4008,0
Центральноазиатских республик, исключая автономии в составе РСФСР 244,4 801,2 759,5 3973,8 3996,6 4008,0
Центральноазиатские автономии в составе РСФСР 2619,3 3386,9 3175,7 - - -
СССР - 21342,9 21153,6 21683,0 22402,2 22402,2
30 [ГА РФ, ф. Р1318, оп. 11, д. 68, л. 11; Административно-территориальное деление Союза ССР и список, 1929, с. 14, 32-35; Административно-территориальное деление Союза ССР. Краткий справочник, 1935, с. VIII-XXIII; СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 мая 1940 года, 1940, с. 22, 259, 270, 276, 277, 297; Сулькевич, 1940, с. 4; РСФСР. НКВД. Губернии и уезды РСФСР на 1 марта 1921 г., 1921, с. 2; СССР: административно-территориальное деление Союзных республик, январь 1965 г., 1965].
31 За период 1920-1930-х гг. существенно возросли территории трех республик: Узбекской (на 32,4%), Таджикской (на 68%) и Казахской (на 12,2%). При этом в абсолютных показателях максимальный прирост пришелся на территорию Казахской ССР (на 296,8 тыс. кв. км), когда только прирост превысил территории таких союзных республик, как Киргизия и Таджикистан. Наибольший отрицательный прирост пришелся на РСФСР, площадь которой к 1939 г. сократилась на 4318,3 тыс. кв. км (на 20,6%).
32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Произошедшее в 1920-1930-х гг. разграничение и появление многоуровневого федеративного деления с опорой на национальный фактор заложило основу как суверенитета союзных республик, так и проблем, проявившихся при распаде СССР. Из четырех основных критериев разграничения, утвердившихся в раннесоветский период, три (плебисцитарный, национальный и экономический) продолжают оставаться важнейшими не только при административном, но и при межгосударственном разграничении. Именно к ним апеллируют те, кто стремится сохранить незыблемыми или, напротив, перекроить центральноазиатские границы. Создание научно обоснованной исследовательской базы пограничного дискурса должно способствовать конструктивному развитию двух- и многосторонних отношений между государствами региона, большинство из которых входят в важнейшие органы евразийского пространства – ЕАЭС и ОДКБ, и Россией. Существующая между странами границы должны выступать не способом разделения, а вариантом развития сотрудничества и обеспечения безопасности.

Библиография

1. Государственный архив Российской Федерации – ГА РФ. Ф. 3316. Оп. 18. Д. 239.

2. ГА РФ. Ф. 3316. Оп. 18. Д. 241.

3. ГА РФ. Ф. 3316. Оп. 29. Д. 803.

4. ГА РФ. Ф. Р1235. Оп. 75. Д. 246.

5. ГА РФ. Ф. 1235. Оп. 104. Д. 169 б.

6. ГА РФ. Ф. Р1235. Оп. 119. Д. 32.

7. ГА РФ. Ф. Р1235. Оп. 122. Д. 337.

8. ГА РФ. Ф. Р1318. Оп. 11. Д. 6.

9. ГА РФ. Ф. Р1318. Оп. 11. Д. 9.

10. ГА РФ. Ф. Р.1318. Оп. 11. Д. 12.

11. ГА РФ. Ф. Р1318. Оп. 11. Д. 68.

12. ГА РФ. Ф. Р180. Оп. 1. Д. 31.

13. ГА РФ. Ф. Р5677. Оп. 5. Д. 30.

14. ГА РФ. Ф. Р5677. Оп. 8. Д. 2.

15. ГА РФ. Ф. Р6655. Оп. 1. Д. 29.

16. ГА РФ. Ф. Р6892. Оп. 1. Д. 25.

17. ГА РФ. Ф. Р9684. Оп. 1. Д. 102.

18. Административно-территориальное деление Союза ССР и список важнейших населенных пунктов с хронологическим перечнем постановлений об изменении границ губерний, областей и республик с 1917 до 1928 г. Изд-е 8-е. М.: Изд-во Народного комиссариата внутренний дел, 1929.

19. Административно-территориальное деление Союза ССР. Краткий справочник на 1 сентября 1935 г. М.: Изд-во «Власть Советов» при Президиуме ВЦИК, 1935.

20. Алтайская губерния – Казахстан. 1917–1925. История административно-территориального разграничения (сборник документов и материалов) / Сост. Н.И. Разгон, В.А. Моисеев. Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2001.

21. Аканов К.Г. Оренбург как столица автономного Казахстана (1920–1925 гг.): причины выбора и попытки поиска альтернатив. Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, №4(21). С. 160–165.

22. Аманжолова З.А., Атанов М.М., Турарбеков Б.Ш. Правда о государственной границе Республики Казахстан. 3-е изд-е, доп., перераб. Алматы: Издательский дом «Жибек жолы», 2014.

23. Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России / Под редакцией Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова. М. – Волгоград, 2002.

24. Голунов С.В. Фактор безопасности в политике России и Казахстана по отношению к их общей границе. Диссер. на соиск. уч. ст. докт. полит. наук. Нижний Новгород, 2008.

25. Дьякова Н. Территории постсоветских республик: от истории к современности. Россия и новые государства Евразии. 2011. №2. С. 51–73.

26. Иванова Е.А. Разработка программы районирования в годы гражданской войны (1918–1921) как этап административно-территориального реформирования РСФСР. Научные ведомости. №2(42). Вып. 6. 2008. С. 113–116.

27. Корженевский К.Б. Разграничение Омского уезда между Омской и Акмолинской губерниями в 1921–1922 гг. Вестник НВГУ. Сер. Отечественная история. 2018. №4. С. 25–33.

28. Корженевский К.Б. Формирование разграничительной линии между Казахстаном и Сибирью в 1920-х – начале 1930-х годов (на примере Черлакского района). Научный диалог. 2020. №2. С. 369–383.

29. Корженевский К.Б. Территориальное разграничение между Алтайской, Омской и Семипалатинской губерниями в 1925 году. Научный диалог. 2021. №5. С. 371–383.

30. Косач Г.Г. Оренбург и Башкирская автономия: «государственный» город в начале советской эпохи. Восьмые Большаковские чтения. Оренбургский край как историко-культурный феномен: сборник статей междунар. науч.-практ. конф. / Науч. ред. С.В. Любичанковский. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2016. С. 88–93.

31. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., Политиздат, 1987.

32. Ленин В.И. Заметки на совещании делегатов II Всероссийского съезда коммунистических организаций народов Востока / Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. М.: Изд-во политической литературы, 1970.

33. Ленин В.И. Замечания на проекте решения ЦК о задачах РКП(б) в Туркестане / Ленин. В.И. Полн. собр. соч. Т. 41. М.: Изд-во политической литературы, 1980.

34. Манаков А.Г. Национально-государственное размежевание Центральной Азии в 1920-е гг.: современный взгляд с позиции концепции этнокультурного пространства. Известия Русского географического общества. 2020. Т. 152. №2. С. 3–16.

35. Материалы по районированию Киргизской Республики. (Общая часть и описание округов). Восточная и Западная Киргизия. Т. 1. Оренбург: Киргизское гос. изд-во, 1924.

36. Мендешев С. Киргизская автономная республика / Жизнь национальностей. Кн. первая. Январь 1923. Москва, 1923. С. 81–86.

37. Мухина Е.В. Формирование административно-территориальных границ РСФСР на Южном Урале (1917–1936 гг.). Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. истор. наук. Екатеринбург, 2004.

38. Образование Союза Советских Социалистических Республик. Сб. документов. М.: Изд-во «Наука», 1972.

39. Проект программы партии «Алаш». Казак. 21 ноября 1917 г. №251.

40. Разгон Н.И. Бухтарминский вопрос в территориальном размежевании Алтайской губернии и Семипалатинской области (1917–1921 гг.). Актуальные вопросы истории Сибири. Третьи научные чтения памяти профессора А.П. Бородавкина. Материалы Всероссийской конференции / Под ред. Ю.Ф. Кирюшина, В.А. Скубневского. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002.

41. Разгон Н.И. Принципы формирования границ Алтайской губернии и Казахстана (1917–1925 гг.). Российская Западная Сибирь – Центральная Азия: новая региональная идентичность, экономика и безопасность. Материалы международной конференции. Белокуриха, 24–25 мая 2002 г. Барнаул: «АзБука», 2003(1).

42. Разгон Н.И. Образование Алтайской губернии и ее разграничение с Казахстаном (1917–1925 гг.). Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. истор. наук. Барнаул, 2003(2).

43. Разгон Н.И. К вопросу о размежевании Алтайской губернии и Казахстана. Центральная Азия и Сибирь. Первые научные чтения памяти Е.М. Залкинда: Материалы конференции / Под ред. В.А. Моисеева. Барнаул: АзБука, 2003(3).

44. РСФСР. НКВД. Губернии и уезды РСФСР на 1 марта 1921 г. М., 1921.

45. Рыскулов Т.А. Представительство Кыргызстана в Москве при Президиуме ЦИК РСФСР в 1924–1927 гг. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. истор. наук. Бишкек, 2017.

46. СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 мая 1940 года / Информ.-стат. отд. при Секретариате Президиума Верх. Совета СССР. М.: Изд-во Ведомостей Верховного Совета РСФСР, 1940.

47. СССР: административно-территориальное деление Союзных республик, январь 1965 г. М.: Известия, 1965.

48. СССР в цифрах в 1990 году: Крат. стат. сб. / Госкомстат СССР. М.: Финансы и статистика, 1991.

49. Сталин И.В. Об очередных задачах партии в национальном вопросе: Тезисы к Х съезду РКП(б), утвержденные ЦК партии / Сталин И.В. Сочинения. Т. 5. М.: ОГИЗ; Гос. изд-во полит. литературы, 1947.

50. Сулькевич С. Территория и население СССР. М.: Политиздат при ЦК ВКП(б), 1940.

51. Сыдыков Е.Б., Малышева М.П. СИБИРЬ и КАЗАХСТАН. Национально-территориальное размежевание Сибири и Казахстана. 1917–1922 гг. Семей, 2010.

52. Тиханова Е.В. Районирование Средней Азии и экономическая целесообразность. Известия Уральского государственного университета. Сер. 2 (гуманитарные науки). 2011. №2(96).

53. Тишков В.А. Этнический фактор и новейшая история государственной этнополитики в России. Вестник Российской нации. 2009. №6(49). С. 57–73.

54. Челябинская губерния, 1919–1923 гг.: абрис истории: сб. док. / Сост. и науч. ред. М.А. Базанов. Челябинск, 2019.

55. Чибилев А.А. (мл.), Богданов С.В. Картографический анализ исторической эволюции границ Оренбургской губернии. Уральский исторический вестник. №2(51). 2016. С. 126–135.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв

(additional_1.jpg) [Ссылка]

(additional_2.jpg) [Ссылка]

(additional_3.jpg) [Ссылка]

(additional_4.jpg) [Ссылка]

Перевести