Sikh Festivals and the Nanakshahi Calendar
Table of contents
Share
QR
Metrics
Sikh Festivals and the Nanakshahi Calendar
Annotation
PII
S086919080019253-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Igor Yu. Kotin 
Occupation: Leading Research Fellow, MAE RAS
Affiliation: Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Edition
Pages
192-202
Abstract

In the article the introduction of the Nanakshahi calendar in 1998 (amended in 2003) is considered as an attempt of unification of the Sikh community, and formation of single-form Sikh identity. The evolution of a Sikh community is a long process and the result of the combination of different trends. The community of Sikhs started as the sect in Hinduism in time of Guru Nanak (1469 - 1539) but developed as a new religion under the leadership of his successors, known as the Gurus. Dates of main historical events of the Sikhs together with agricultural and New Year celebrations (Baisakhi, Diwali, Holi) became main festivals of the Sikh year. Gurpurbs or memorial days of the Sikh Gurus are also important part of the Sikh religious year. The matter is complicated by the activity of the Sikhs in diaspora. Recently Sikh religious authorities have introduced Sikh Nanakshahi calendar to create religious boundaries between the Sikhs and the Hindus. Indo-Canadian Sikh Pal Singh Purewal suggested mathematically correct Nanakshahi calendar based on tropical rather than sideral year. He suggested that this calendar is more correct than the North Indian calendar and the one different from that of the Hindus. His opponents claim that it is identical to Christian calendar. In 2003 this calendar was put in force. However, some Sikh festivals are still celebrated in old manner according to the old Vikram (Bikrami) North Indian calendar. Sikh communities in India and in the diaspora are divided now over the Nanakshahi calendar and days of gurpurbs.

Keywords
Sikhism, Sikh identity, Guru Nanak, Arjun Dev, Gobind Singh, Pal Singh Purewal, the Nanakshahi calendar
Acknowledgment
The article is written as part of the project ‘Calendar festivals of the Ancient East: Calendar ritual and the role of temporal concepts in the formation of the traditional conscience of the people of the Ancient world’ (RSCF grant N19-18-00085).
Received
25.04.2022
Date of publication
13.05.2022
Number of purchasers
14
Views
582
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 200 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2022
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Последние два десятилетия сикхи в Индии и в диаспоре горячо обсуждают тему календаря, реформу которого предложил проживающий в Канаде сикх Пал Сингх Пуревал, и которую поддержал сикхский комитет по управлению молельными домами – гурдварами (Широмани Гурдвара Прабандхак Камити, далее в тексте – ШГПК). Суть предложенной реформы – в отказе от североиндийского лунно-солнечного календаря Викрам самват (Бикрами-самат) и лунных месяцев, переход на солнечный календарь с фиксированными датами праздников, включая дни рождения, обретения статуса гуру, смерти, часто мученической, сикхских гуру, их родственников и сподвижников. Однако поддержанная ШГПК реформа забуксовала и оказалась половинчатой. Причины введения календаря Нанакшахи, его достоинства и недостатки, исторический контекст календарной реформы рассматриваются в данной статье.
3 Несмотря на наличие полемических статей [Purewal, 2010, 2021] в мировой сети интернета, научных публикаций в академических журналах по данной теме практически нет. Отдельным аспектам истории индийского календаря посвящены работы российских и зарубежных этнографов. В трудах С. Селешникова [Селешников, 1977] и И.А. Климишина [Климишин, 1985] разбираются особенности календарной системы и календарей Индии. Календарные праздники Индии в их связи с хозяйственной деятельностью рассмотрены в работах М.Ф. Альбедиль [Альбедиль, 2005], Н.Г. Краснодембской [Краснодембская, 2005], И.Ю. Котина и Е.Н. Успенской [Котин, Успенская, 2005(1), 2005(2)], И.Ю. Котина [Котин 2020] и др. Создание религиозных границ между сикхизмом и индуизмом стало специальным предметом исследования Х. Обероя [Oberoi, 2001]. Предложенная календарная реформа (введение календаря Нанакшахи) и дискуссия вокруг нее еще не стали предметом специального исследования, хотя они являются важным шагом на пути дальнейшего формирования отдельной сикхской идентичности и проведения более четкой религиозной границы между сикхами и индусами. Несмотря на проповедь монотеизма, с которой выступил гуру Нанак, его последователи сохранили многие верования и предрассудки, унаследованные от индуизма. В XX в. как усилиями самих сикхов, так и вследствие раздела Индии по религиозному принципу наблюдается рост сикхского самосознания, тенденция на проведение более жестких границ между сикхизмом и индуизмом, способствовать чему был призван и особый сикхский календарь Нанакшахи.
4

ЭВОЛЮЦИЯ СИКХСКОЙ ОБЩИНЫ И РОЛЬ ПРАЗДНИЧНОЙ ОБРЯДНОСТИ В ЖИЗНИ СИКХОВ

5 Легендарным основателем календаря Нанакшахи считается сикхский военачальник Банда Бахадур (1670–1716), на некоторое время создавший сикхское государство, назвавший в честь гуру Нанака сикхскую денежную единицу нанакшахи и одноименный календарь. Поэтому иногда датой создания календаря Нанакшахи называют 1710 г. Однако, у нас нет данных о том, что этот календарь чем-то отличался от североиндийского календаря Викрам самват (Бикрами-самат). Возможно, в календарь включили даты памятных дней сикхских гуру, так называемые гурпурб.
6 Индо-канадский исследователь Харджот Сингх Оберой попытался рассмотреть многие аспекты истории и культуры сикхов, как процесс создания границ между сикхами и индусами. К таким маркерам выстраиваемой границы Оберой отнес и даты гурпурбов. Он датирует самое раннее упоминание празднования гурпурба 1783 г. [Oberoi, 2001, p. 237]. Гурпурбы разделяются на три категории: дни рождения, принятия миссии и смерти, иногда сюда добавляются дни казни сикхских гуру, воспринимаемые как памятные даты. Празднование гурпурбов дает сикхам возможность вспомнить основные вехи становления их религии и истории сикхской общины. Гурпурбы связаны с жизнью и деятельностью десяти сикхских гуру, поэтому ниже дается краткий перечень имен гуру и связанных с ними событий в жизни сикхской общины и празднований, внесенных в сикхский календарь Нанакшахи. В 2020 г. ШГПК выпустил календарь с новыми датами праздников, фиксирующими по датам солнечного календаря все праздники, в том числе гурпурбы.
7 Основатель сикхизма гуру Нанак был выходцем из панджабской 1 торговой касты кхатри. Нанак проповедовал единобожие и поклонение Богу как акалу и ниргуну – вечному, не подвластному времени и не имеющему формы высшему существу. Нанак был основателем традиции обязательной совместной трапезы на общей кухне – лангаре. В последние два десятилетия жизни Нанака эта община жила в местечке Картарпур (в настоящее время – в Пакистане). По существу, она была локальной общиной учеников этого вероучителя. Последователи Нанака должны были следовать его заповедям, как ученик (сикх) – урокам учителя (гуру), поэтому его учение и стало позднее известно, как учение сикхов (гурсикхов, букв. – «ученики гуру») или гурмукхов (букв. «обращенные лицом к учителю», «внемлющие речам гуру»). Перед смертью Нанак назначил своего ученика Бхаи Лехну новым гуру, известным впоследствии как гуру Ангад (букв. «часть тела», «продолжение» (Нанака)). Все последующие гуру нередко также называются «Нанаками». В честь гуру Нанака отмечается его день рождения (Гуру Нанак Дев Джаянти). В 2021 г. он выпадает на 19 ноября [Sikh Festivals 2021]. Дата 14 марта – 1 чета2 также трактуется как день, как-то связанный с рождением гуру Нанака, но единства по поводу дня рождения первого сикхского гуру у сикхов нет. В сикхском календаре есть также гурпурб Гуру Нанак Дев Джотиджот, в 2021 г. приходящийся на 1 октября. Формально это годовщина смерти Нанака. Но отмечается Джотиджот торжественно, как праздничное событие соединения души гуру с Богом – Акал Пурукхом. К тому же, частица души Нанака перешла в Бхаи Лехну. Реформаторы календаря рекомендуют привязать этот и все другие памятные дни к датам григорианского календаря.
1. В отечественной литературе встречаются написания Панджаб и Пенджаб. Следуя индологической традиции, в данном тексте я использую написание «Панджаб», «панджабцы», как более точное.

2. Перечень всех панджабских праздников будет дан ниже.
8 Наследник Нанака, Бхаи Лехна, позднее известный как гуру Ангад (1504–1552, гуру с 1539 по 1552 г.) считается создателем алфавита гурмукхи, которым позднее записана священная книга сикхов «Ади Грантх» («Изначальная Книга», с начала XVIII в. известна также под названием «Грантх Сахиб» – «Господин Книга»). При Ангаде, вероятно, был создан первый молитвенный дом сикхов – гурдвара. Гуру Ангад организовал центр приема паломников и странников – лангар, где всем им, независимо от кастовой принадлежности, предлагали пищу и питье [Хохлова, 2019, с. 314]. Гуру Амардас (1479–1574, гуру с 1552 г. по 1574 г.) был старше Ангада, и не приходился ему родственником, но был избран в качестве наследника вторым гуру за праведность и послушание. Гуру Амардас, вероятно, превратил лангар в важный институт сикхизма, в учреждение, имеющееся при каждой сикхской гурдваре [Бочковская, 2019, с. 300–312]. Гуру Рамдас (1534–1581, во главе сикхской общины с 1574 г. по 1581 г.) прославился как строитель Рамдаспура, священного сикхского города, теперь известного как Амритсар, где при нем был вырыт священный пруд, а позднее создан главный храмовый комплекс сикхов. Рамдас разделил зону своего влияния на округа для миссионерской деятельности – масанды. Сын Рамдаса гуру Арджун (или Арджун Дев) (1563–1606, гуру с 1581 г. по 1606 г.) был первым сикхским гуру, получившим титул по наследству от отца, хотя и в обход старшего брата, так что определяющими при назначении гуру, вероятно, оставались личные качества претендента.
9 Арджун был вынужден ввести системную запись гимнов Нанака, а также включить в антологию созвучные мыслям гуру более древние гимны и молитвы других авторов, например мусульманского святого Бабы Фарида, поэтов бхакти, а также неизвестных авторов [Успенская, Котин, 2007, c. 30–160; Котин, 2017, c. 41–52]. На деле же, как показал Х. Оберой, таких собраний было несколько, причем некоторые, например, так называемая «фатехпурская антология», были древнее «Ади Грантх». Как отмечают Б.А. Захарьин и Л.В. Хохлова, «фатехпурская антология, как и первоначально “Ади Грантх”, не претендовала на роль канона новой веры, отличной от индуизма. Сикхские гуру, как и другие поэты-санты, считались и сами себя считали реформаторами ортодоксального индуизма, так как, несмотря на сильное суфийское влияние, они все же оставались в лоне индуизма: в религиозно-философском плане их идеи, символы веры и поэтические образы покоились на традиции Вед, Упанишад и Пуран, в повседневной жизни сикхи в основном придерживались обычаев, составлявших жизненный цикл хинду» [Захарьин, Хохлова, 1999, c. 50]. И, все-таки, появление «Ади Грантх» как собственного текста сикхской общины вело к росту самосознания сикхов.
10 Последняя редакция «Ади Грантх» была осуществлена при Гобинд Сингхе. Харджот Оберой отмечает, что обретение священной книги превратило сикхов в «текстуальную общину». Пользуясь термином “textual community” («община книги») Брайана Стока, Оберой говорит, что сикхи с обретением «Ади Грантх» превратились в людей, чья социальная и религиозная активность концентрируется вокруг текста. Они стремятся организовать свою ежедневную деятельность в тесной связи с тем, что предписано в священной книге [Оberoi, 1994, p. 49]. При гуру Арджуне, вероятно, уже были введены ритуалы поклонения священной книге сикхов. В сикхском календаре есть День рождения книги «Ади Грантх» («Гантх Сахиб») – Гуру Грантх Сахиб Джаянти, в 2021 г. отмечаемый 7 сентября.
11 Наследник Арджуна гуру Хар Гобинд (1595–1644, гуру с 1606 г. по 1644 г.) – также важная фигура среди гуру, ибо он сделал власть гуру наследственной, наряду с религиозной – светской, а также военной. Гуру Хар Рай (1630–1661, гуру с 1644 по 1661 гг.) и Гуру Хар Кишан (1656–1664, гуру с 1661 по 1664 гг.) известны праведной жизнью, но их вклад в учение сикхов скромен. Гуру Тегх Бахадур (1621–1675, гуру с 1664 г. по 1675 г.) основал священную для сикхов крепость и одноименный город Анандпур, путешествовал и вел проповеди в Северной Индии. Он был казнен по приказу падишаха Аурангзеба (1618–1707, годы правления – 1658–1707).
12 Гуру Гобинд Сингх (1666–1708, во главе общины сикхов с 1675 г. по 1708 г.) – создатель сикхской хальсы – военизированного ордена при общине. Это обстоятельство часто опускается современными идеологами общины, ставящими знак равенства между хальсой и сообществом всех прошедших инициацию (амритдхари) мужчин-сикхов, и шире – сикхской общиной.
13 1699 – год создания военизированной общины сикхов – хальсы. Если первоначально ни языком, ни внешним видом, ни в быту, ни характером религиозных церемоний сикхи Северо-Западной Индии не отличались от многочисленных индусских сект, то по мере их удаления от последних, частично связанного с эгалитаристской антикастовой риторикой гуру, и усиливающимся военизированным характером общины, появилась необходимость внешнего выражения избранности сикхов, точнее их вооруженной части – кешдхари (букв. «львиногривые»). Этому служили упомянутые ранее пять отличительных признаков, «пять “к”», названные так потому, что все эти пять предметов имеют на панджаби названия, начинающиеся с буквы «к». Член хальсы должен носить длинные волосы (кеша), гребень (кангха), стальной браслет (када/кара), меч или кинжал (кирпан), штаны (каччха). После смерти Гобинд Сингха в 1708 г. сикхская община должна была руководствоваться мнением членов общины (сатсанг) и авторитетными изречениями, содержащимися в «Ади Грантх», ставшей книгой-гуру («Гуру-Грантх»)
14 В 1920 г. был сделан важный шаг к размежеванию между индусами и сикхами – Хари Мандир, известный более как Золотой храм, стал обще-сикхским, все кастовые барьеры были сняты. В ноябре того же года на многочисленном собрании представителей хальсы был создан Комитет по управлению гурдварами – Широмани Гурдвара Прабандхак Камити (ШГПК). Комитет вместе с духовным центром Акал Тахт решает основные вопросы, связанные с религиозной жизнью сикхов. Именно ШГПК и принимал решение о введении нового сикхского календаря. Решением этого комитета в список праздников и памятных дней были включены другие важные исторические даты, например, День мученичества Бхагат Сингха – 23 марта, дата казни этого индийского революционера и борца за независимость Индии. В некоторых зарубежных изданиях сикхского календаря фигурируют даты рождения и гибели сикхского сепаратиста Джарнайл Сингха Бхиндранвале, что не находит одобрения у правительства Индии, считающего его террористом.
15

СИКХСКИЕ ПРАЗДНИКИ В КОНТЕКСТЕ СЕВЕРО-ИНДИЙСКОЙ КАЛЕНДАРНОЙ ОБРЯДНОСТИ

16 Исторически Панджаб является частью североиндийского культурного региона. Многие особенности культуры, в частности, календарная система, названия месяцев, принципы отсчета времени года у панджабцев и других жителей северной Индии сходны. Панджабцы многие столетия ведут счет от эры Викрамы (санскр. Викрам Самват, панд. Бикрами-самат), приходящейся на 57 г. до н.э. Продолжительность года определяется последователями этой системы как 365,25876 средних суток [Селешников, 1975, с. 138]. Эта оценка длиннее тропического года на 20,4 минуты. За столетия с 57 до н.э. накопилась существенная погрешность, не принимаемая в расчет. Индийская традиция день весеннего равноденствия, фактически наступающий 21 марта, отмечает 13–14 апреля, а день осеннего равноденствия, приходящийся на 23 сентября, – 15–16 октября, то есть на 22–23 дня позже. Как день зимнего солнцестояния отмечается 13–14 января праздник Макара-санкранти3, хотя фактически в наше время зимнее солнцестояние приходится на 21 декабря. Принцип деления года на месяцы совпадает у большинства народов Индии. У панджабцев эти месяцы имеют названия чет, вайсакх, джетх, харх, саван, бхадон, ассу, катак, магхар, пох, магх, пхагун.
3. Санкранти (санскр. Санкранти, на панджаби – сангрант) – дата перехода солнца из одного созвездия в другое в рамках традиционной геоцентрической системы.
17 Двенадцать лунных месяцев составляют всего около 354 дней, так что возникает разница в 11 дней между лунным и солнечным годом. 62 лунных месяца приблизительно равны 60 солнечным. Поэтому через каждые 30 месяцев, т.е. раз в три года, в индийском календаре появляется дополнительный месяц. В качестве начальной даты летоисчисления назначался год основания той или иной династии, начала правления или проповеди. В этом контексте эра Нанакшахи, начинающаяся с 1469 г. – года рождения гуру Нанака, соответствует общеиндийской традиции.
18 В Панджабе Вайшакхи (Байсакхи) – праздник Нового года, большой сельскохозяйственный праздник и день рождения общины сикхов. На это время выпадает созревание урожая осенне-зимнего сезона раби, как правило – пшеницы и других зерновых. В Байсакхи можно приступить к продаже зерна этого урожая, и праздничные ярмарки (мела) служат также торгами. Байсакхи – главный религиозный праздник сикхов. В день Байсакхи 1699 г. (тогда 10 апреля) гуру Гобинд Сингх провозгласил создание хальсы.
19 Самые большие торжества по случаю Байсакхи совершаются на родине хальсы – в Анандпуре. В четыре часа утра из особых помещений жрецы выносят священную книгу «Ади Грантх», совершают ее ритуальное омовение молоком и водой и водружают ее на престол в центре гурдвары. Затем начинается праздник. По главным улицам проходят «Панч Пьяре» – пятеро сикхов, одетые в средневековые одежды и напоминающие о первых пяти членах хальсы, принявших посвящение у самого гуру Гобинд Сингха.
20 Чрезвычайно популярный в Северной Индии праздник Холи весело справляют и панджабцы, будь то индусы или сикхи, к которым нередко присоединяются мусульмане. Поскольку, как и в Байсакхи, в этот день не проводится специальной индусской службы (пуджа), в храме или перед домашним алтарем, то не-индусам легче присоединиться к празднованию этого дня, приуроченного повсеместно на севере к сбору урожая. В Панджабе это касается всех культур кроме пшеницы, собранной ранее. Холи отмечается в сходной манере, что и повсеместно в Индии, – с разбрызгиванием воды и сожжением чучела демоницы Холики в первый день праздника и разбрасыванием сухой краски «гулал» на следующий день. Именно на день после Холи гуру Гобинд Сингх назначил войсковой смотр. С тех пор этот день отмечается как сикхский праздник Холла Мохалла и сопровождается парадом сикхских воинов, джигитовкой и показательным выступлением членов военного ордена сикхов – нихангов, а также поединками (гатка) и инсценировками исторических боев.
21 Во время празднования популярных в северной Индии Лохри и Макара-санкранти (Магхи), приходящихся на 13 и 14 января, сикхи отмечают как дни памяти сорока «освобожденных» – преданных воинов Гобинд Сингха, павших 29 декабря 1705 года, защищая своего гуру от воинов-мусульманского наместника Лахора. Примечательно, что именно Магхи, а не декабрьский день выбран как время поминовения святых мучеников. Это классический пример попытки наполнить сикхским содержанием праздник индусской традиции.
22 Осенний праздник Дивали панджабцы отмечают, зажигая светильники, убирая и украшая дома, одевая новые одежды, угощая гостей и посылая друг другу сласти. Основные сикхские торжества по этому случаю не отличаются от индусских. Сикхи, однако, стремясь сохранить границу между собой и индусами, завершают Дивали собственным торжеством, приходящимся на следующий день и известным как Банди Чор. Банди Чор буквально означает «освобождение преступников». Когда-то по случаю Дивали, отмечаемого многими и как начало Нового Года, объявлялась амнистия. Под такую амнистию, вероятно, и попал сикхский гуру Арджун Сингх, отпущенный в день Дивали из тюрьмы в крепости Гвалиор. Однако сикхская традиция приписывает шестому гуру Хар Гобинду важную заслугу в освобождении томившихся с ним товарищей – пятидесяти двух раджей и других знатных пленников. На следующий день Хар Гобинд привел товарищей по несчастью в Амритсар, и именно этот день их появления в священном городе сикхов и отмечается как Банди Чор. Примечательно, что формой празднования в Банди Чор является освещение гурдвар масляными светильниками и зажжением костров, то есть празднование священного для сикхов дня осуществляется в характерной для Дивали манере.
23 Как уже говорилось, помимо основных праздников сикхи отмечают гурпурб – дни рождения и других памятных дат в жизни гуру. Так как многие эпизоды жизни гуру являются продуктом коллективного мифотворчества, нежели собственно историческими датами, не исключена связь между некоторыми из них с древними календарными праздниками сельскохозяйственного цикла. Примечателен факт чтения в эти дни всего текста «Ади Грантх» и совершения процессий со священной книгой сикхов, что явно имеет сакральный характер. В сикхских священных текстах – гурбани – упоминаются традиционные панджабские месяцы: чет, вайсакх, джетх, харх, саван, бхадон, катик, магхур, пох, магх и пхагун. Упоминание месяцев встречается в священной для сикхов книге «Ади Грантх». В частности, в составе «Ади Грантх» И.С. Серебряков выделяет две поэмы в жанре «барахмах» («двенадцать месяцев»), приписываемые Нанаку, о чем свидетельствует фраза «говорит Нанак» в конце каждой. Однако, как отмечает И.С. Серебряков, одно из них, в рага «тукхари», создано самим Нанаком, а другое в рага «маджх», вероятно, принадлежит гуру Арджуну. В небольшой поэме «Двенадцать месяцев» Нанак перечисляет их в определенной принятой в Панжабе последовательности и дает им характеристики. О первом месяце года говорится: «Прекрасна весна в месяц чет, когда сладостно пчелы гудят» [Барахмах, 1971, с. 76]. Далее следует описание и дана характеристика месяцев года в целом: «Благостны двенадцать месяцев, их ночи и дни. Счастливы часы, минуты, секунды, когда душа слита с вечным» [Барахмах, 1971, c. 80]. Позднее сторонники нового календаря ссылались на этот текст, на его основании отвергая идею дополнительных месяцев и чистых/нечистых дней (см. [Котин, 2020]), которая была важна для индусов.
24

ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ СИКХОВ И ПОЛИТИЗАЦИЯ ТЕМЫ СИКХСКИХ КАЛЕНДАРЕЙ И ПРАЗДНИКОВ В ПАНДЖАБЕ И В СТРАНАХ СИКХСКОЙ ДИАСПОРЫ

25 Характеристика, данная месяцам в поэме «Барахмах», стала важным аргументом в пользу сикхского солнечного календаря, разработанного канадским программистом-сикхом Пал Сингхом Пуревалом из Эдмонтона. Пуревал представил высшим сикхским авторитетам из ШГПК свои аргументы, изложенные в буклете «Гурбани и календарь Нанакшахи» [Purewal, 2021].
26 Пал Сингх Пуревал постарался найти соответствие датам григорианского календаря в североиндийских текстах, имеющих отношение к сикхской истории, и подготовил многочисленные таблицы соответствий дат североиндийского календаря Викрам самват (Бикрам самат), мусульманского календаря хиджры, юлианского и григорианского календарей.
27 В своей статье «Гурбани и календарь Нанакшахи» Пуревал, в частности, пишет: «В бани «Барахмах» Гуру Нанака и у гуру Арджуна …чет – первый месяц года» [Purewal, 2021]. Но календарный год Бикрами-самат на 20 минут и 25 секунд длиннее тропического года. Поэтому месяцы в календаре Бикрами-самат постепенно смещаются относительно сезонов года, так что за 500 лет смещение будет равняться неделе, а за 13000 лет произойдет полное смещение месяцев относительно сезонов. Аргументируя тем, что включенные в священную книгу сикхов гимны (гурбани, букв. «слова, сказанные гуру», панджаби) не должны противоречить календарной практике, Пуревал предложил ввести календарь, названный в честь гуру Нанака и наследующий имя сикхского календаря, введенного при Банда Бахадуре в 1710 г. Начальной датой сикхского календаря Пуревал предложил считать год рождения гуру Нанака (1469 г.), а первым месяцем – месяц чет. Календарь Нанакшахи должен был быть тропическим и равным по длительности григорианскому, так что все даты сикхского календаря каждый год приходились бы на одну и ту же дату григорианского. При этом датой начала года считался день рожденья Нанака – 14 чета, но как день его рожденья упоминался и Катак пурнамаши – день полнолуния в осенний месяц катик. В поддержку этого предложения был и тот факт, что североиндийские праздники Ло(х)ри (Макара-санкранти) и Байсакхи отмечались по солнечному календарю и выпадали почти всегда на одну и ту же дату григорианского календаря. Однако два других важных сикхских праздника – Банди Чор и Холла-Мохалла были исторически привязаны к индусским праздникам Дивали и Холи, должны были праздноваться сразу за ними, а, значит, оказывались привязаны к датам календаря Бикрами-самат.
28 Поскольку реформированные календарные месяцы фиксированы относительно дат григорианского (солнечного года), то и их привязка к годовым сезонам более точна. На басант (весна) приходятся месяцы чет и вайсакх, на гаришам (жара, лето) – месяцы джет и харх, на рут барас (сезон дождей) – месяцы саван и бхадон, на сарад (осень) – месяцы ассу и катак, на сисиар (зима) – магхар и пох, на химкар (конец зимы) – магх и пхагун.
29 В 1999 г., т.е. к трехсотлетию хальсы, Широмани Гурдвара Прабандхак Камити принял календарь Нанакшахи и рекомендовал сикхам жить по этому новому календарю. Однако джатедар (глава) духовного совета сикхов, известного как Акал Тахт (Престол Бессмертного), призвал воздержаться от введения в силу календаря Нанакшахи, до обретения единства среди сикхов. Действительно, ряд сикхских праздников привязан к лунному календарю Бикрами-самат. Праздник Банди Чор отмечается после индусского Дивали, а сикхский Холла-Мохалла – после индусского, да и общеиндийского праздника Холи. Неудивительно, что сикхский социум не был един в принятии нового календаря. Против нововведений в области календаря выступил сант Кашмира Сингх – представитель наиболее консервативной части сикхского социума, пользовавшийся поддержкой в панджабских деревнях. Критика со стороны Кашмиры Сингха носила характер возражений против любого нововведения. Более аргументированная критика реформы со стороны Гурчаранджита Сингха Ламбы сводилась к следующим положениям:
30
  1. Предложенный календарь Нанакшахи – это, по существу, христианский календарь.
31
  1. Будучи солнечным календарем, новый календарь Нанакшахи не учитывает новолуния и полнолуния, столь значимые для сикхов при сикхских гуру.
32
  1. Сами сикхские гуру пользовались календарем Бикрами самат, и нововведения, предложенные простыми сикхами, не имеют силы отменить традиции, которой следовали сами гуру.
33 В письменном ответе на критику со стороны Г.С. Ламба П.С. Пуревал аргументированно защищал предложенную им реформу. В частности, он утверждал, что индийцы, в том числе, сикхи Панджаба, отошли от мер длины и весов, которыми пользовались во времена сикхских гуру, и это не пошло во вред сикхской религии. Не видел Пуревал ущерба сикхизму и во введении нового календаря [Purewal, 2000].
34 Календарь был возвращен на доработку, и в 2003 г. введен с определенными изменениями. В частности, изменения касались праздников Холла-Мохалла, Банди Чор и дня рождения гуру Нанака, которые было решено праздновать по лунному календарю. Измененный календарь Нанакшахи был представлен сикхам главой Академии Дамдама Сахиб профессором Кирпалом Сингхом Бадунгаром в присутствии видных сикхских духовных авторитетов.
35 Сторонники Пала Сингха Пуревала в Канаде и ряде других стран индийской диаспоры сохранили приверженность первой версии календаря Нанакшахи, назвав его Мул Нанакшахи (корневой, изначальный календарь Нанакшахи). В 2010 г. календарь под давлением ряда местных организаций был реформирован таким образом, что часть праздников вновь стала отмечаться по лунному календарю. В 2014 г. руководство Акал Тахта предложило вернуться к старым датам празднования сикхских праздников, при этом сохранив дату начала эры Нанакшахи (1469 г.) и само название календаря. Аргумент руководителей Акал Тахта заключался в том, что сами сикхские гуру пользовались лунными месяцами при определении дат большинства праздников. Спор разгорелся вокруг одной из самых важных дат – дня рождения гуру Гобинд Сингха. Из-за того, что день поминовения двух младших сыновей Гобинд Сингха, вычисляемый по лунному календарю, пришелся на светлый день праздника его рождения, возникло противоречие между траурным и праздничным торжествами [Surjit Singh, 2017]. Профессор Кирпал Сингх Бадунгар, тогда руководитель ШГПК, предложил перенести его с 25 декабря на 5 января, что соответствовало бы дате солнечного календаря Мул Нанакшахи в версии 2003 г. Однако это предложение было отвергнуто [BBC, 2021, Ahluwalia, 2021]. В 2018 г. джатедар Акал Тахта Гурбачан Сингх обратился ко всем сикхам с просьбой принять новый календарь Нанакшахи, в котором большая часть гурпурбов отмечалась по лунному календарю, а другие праздники, включая начало Нового Года – по солнечному. С этого времени Акал Тахт выпускает ежегодные календари с перечислением дат сикхских праздников по сикхскому календарю Нанакшахи и по григорианскому календарю. Сикхские общины на местах следуют этим указаниям, но в некоторых гурдварах гурпурбы отмечаются дважды – согласно старой и новой традициям.
36 13 марта 2021 г. за день до наступающего 533 года эры Нанакшахи-самат нынешний джатедар Акал Тахта Харприт Сингх официально анонсировал изданный этим органом календарь, посвященный четырехсотлетию гуру Тег Бахадура и призванный совместить значимые даты лунного и солнечного годов, сняв напряженность в сикхском обществе [Nanakshahi Calendar Released, 2021]. Но, увы сикхские общины разделены по вопросу принятия этой версии календаря или ее изначальной версии (Мул Нанакшахи). Между тем, в Пакистане местный комитет по управлению гурдварами поддержал предложенную Пал Сингхом Пуревалом реформу в изначальном виде. В 2017 г. сикхская конференция в Чикаго призвала сикхов США и Канады следовать первоначальной календарной реформе и зафиксировать по солнечному календарю ранее переходящие даты праздников – 12 февраля – Банди Чор Дивас, 14 марта – Холла-Мохалла, 14 апреля – Гуру Нанак Гурпурб, 14 апреля – Вайшакхи. В 2020 г. ШГПК выпустил календарь с новыми датами праздников, фиксирующими по датам солнечного календаря все праздники, включая Банди Чор и Холла-Мохалла. На 2021 г. календарь Нанакшахи в версии 2003 г. (Мул Нанакшахи) поддержали многие сикхские гурдвары Джамму и Кашмир, организация сикхской молодежи Панджаба (Sikh Youth of Punjab), Американский Совет сикхов (American Sikh Council), сикхские общины Висконсина, Мичигана, Пенсильвании, Сиэтла, Огайо, Иллинойса, Флориды.
37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

38 В жизни сикхов большую роль имеют религиозные праздники, связанные с историей их религии. Даже старые североиндийские, преимущественно новогодние и сельскохозяйственные торжества, такие как Вайшакхи (Байсакхи), Дивали и Холи переосмысливаются сикхами как дни, связанные с их священной историей. Большую роль в жизни сикхов играет также празднование памятных дней, связанных с жизнью и деятельностью сикхских гуру. Стремление дистанцироваться от индусов привело сикхский комитет по управлению гурдварами к принятию особого сикхского календаря Нанакшахи. Однако его введение вызвало ряд проблем, ибо часть сикхских праздников привязана к месяцам лунного года, а сикхская календарная реформа предполагала отказ от лунно-солнечного календаря и переход на солнечный календарь, привязанный к григорианскому, что было особенно удобно для сикхов в диаспоре. В результате введения нового сикхского календаря возникли трения и дискуссии в Панджабе и в странах панджабской диаспоры. Сикхская община оказалась расколота по вопросу о праздновании сикхских священных дней по старому календарю Бикрами-самат или новому Нанакшахи-самат. Большую роль как в инициировании создания нового календаря, так и в его распространении сыграли сикхи в диаспоре, играющие все большую роль в судьбах сикхского социума.
39

СОКРАЩЕНИЯ / ABBREVIATIONS

40 ШГПК – Широмани Гурдвара Прабандхак камити [ShGPC – Shiromani Gurdvara Prabandhak Committee].

References

1. Albedil M.F. Festivals in South India. Indian Festivals: General and Specific in Calendar Rituals. Eds.: I.Yu. Kotin, S.A. Maretina. St. Petersburg: Petersburgskoe Vostokovedenie, 2005. Pp. 113–143 (in Russian).

2. Barahmah. Translation of Pages 1107–1109 of the ‘Granth Sahib’ by I.S. Serebryakov. Guru Nanak. Edition in Commemoration of 500 Birth Anniversary of Indian Poet and Humanist. Eds.: K.Z. Ashrafyan, E.N. Komarov. Moscow: Nauka, 1972. Pp. 57–81 (in Russian).

3. Bochkovskaya A.V. Mercy of the Langar: Ritual Charity in the Dining Halls of the Guru. The Taste of the East: Gastronomical Traditions in the History, Culture and Religions of the People of Asia and Africa. Eds.: E.A. Baklanova et al. Moscow: MGIMO-University, 2019. Pp. 300–312 (in Russian).

4. Zakharyin B.A., Khokhlova L.A. Evolution of Religious Self-Consciousness in 15-First Half of the 19th c. Lomonosovskiye Chteniya (=Lomonosov Readings). Moscow: MSU, 1999. Pp. 35–42 (in Russian).

5. Klimishin I.A. Calendar and Chronology. Moscow: Nauka, 1985 (in Russian).

6. Kotin I., Uspenskaya E., Calendar Rites and Rituals of the Hindustanis. Indian Festivals. General and Specific in Calendar Rituals. Eds.: I.Yu. Kotin, S.A. Maretina. St. Petersburg: Petersburgskoe Vostokovedenie, 2005(1). Pp. 10–75 (in Russian).

7. Kotin I., Uspenskaya E.N., Calendar Festivals and Rituals of the People of South Asia (as Observed among the Punjabis). Indian Festivals. General and Specific in Calendar Rituals. Eds.: I.Yu. Kotin, S.A. Maretina. St. Petersburg: Petersburgskoe Vostokovedenie, 2005(2). Pp. 144–184 (in Russian).

8. Kotin I.Yu. “Adi Granth”’ and the Cultural Memory of the Sikhs in India and in the Diaspora. Radlovskiy Sbornik. Sankt-Petersburg: MAE, 2017. Pp. 41–52 (in Russian).

9. Kotin I.Yu. Two Semi-Years and Two New Year Festivals in Indian Calendar. Etnografia (=Ethnography). 2020. No. 2. Pp. 131–153 (in Russian).

10. Krasnodembskaya N.G., Festivals of the Marathas. Indian Festivals: General and Specific in Calendar Rituals. Eds.: I.Yu. Kotin, S.A. Maretina. St. Petersburg: Petersburgskoe Vostokovedenie, 2005. Pp. 76–112 (in Russian).

11. Seleshnikov S.I. History of the Calendar and Chronology. Moscow: Nauka, 1977. (in Russian).

12. Uspenskaya E.N., Kotin I.Yu. Sikhism. St. Petersburg: Petersburgskoe Vostokovedenie, 2007 (in Russian).

13. Khokhlova L.V., Sikh Langar as a Symbol of Social Equality (Historical Sketch). The Taste of the East: Gastronomical Traditions in the History, Culture and Religions of the People of Asia and Africa. Eds.: E.A. Baklanova et al. Moscow: MGIMO-University, 2019. Pp. 313–322 (in Russian).

14. Nanakshahi Calendar released at Akal Takht Secretariat. The Tribune (Chandigarh). 25 September. 2021.

15. Ahluwalia P.M.S. Another Link on Nanakshahi Calendar. Sikh Scholar Defends ‘Nanakshahi’ Calendar He Created. http://faith.sikhcom.net (accessed: 02.09.2021).

16. Nanakshahi Calendar. BBC. www.bbc.co.uk/religion/religions/sikhism/customs/nanakshahi.html (accessed: 02.09.2021).

17. Oberoi H. The Construction of Religious Boundaries. Culture, Identity and Diversity in the Sikh Tradition. New Delhi: Oxford University Press, 2001.

18. Purewal P.S. Gurbani and Nanakshahi Calendar. http://purewal.biz/Gurbani_and_Nanakshahi_Calendar.pdf (accessed: 08.09.2021).

19. Purewal P.S. Nanakshahi Calendar (Reply to Mr. Gurcharanjit Singh Lamba’s Criticism of Nanakshahi Calendar First Implemented in 1999 CE). Edmonton: s.l., 2000.

20. Purewal P.S. Nanakshahi Calendar, 2000. Reply to Mr. Gurcharan Singh Lamba. http://www.nanakshahi.net (accessed: 08.09.2021).

21. Sikh Festivals: Sikh Festivals and Punjabi Calendar https://www.allaboutsikhs.com/sikh-way-of-life/sikh-festivals/the-sikh-calendar-gurupurabs-and-festival-dates (accessed: 08.09.2021).

22. Surjit Singh. Guru Gobind Singh’s Birth Anniversary: Akal Takht Rejects SGPC Plea to Extend Parkash Purv Day. Hindustan Times. 13 November, 2017.

Comments

No posts found

Write a review
Translate