Сикхские праздники и календарь Нанакшахи
Сикхские праздники и календарь Нанакшахи
Аннотация
Код статьи
S086919080019253-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Котин Игорь Юрьевич 
Должность: Ведущий научный сотрудник МАЭ РАН
Аффилиация: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Выпуск
Страницы
192-202
Аннотация

В статье рассматривается история происхождения сикхского календаря Нанакшахи (принят в 1998 г., реформирован в 2003 г.) в контексте споров в сикхской общине в Индии и странах индийской диаспоры о судьбе учения и общины сикхов. Религиозный реформатор гуру Нанак (1469-1539) создал общину своих учеников (сикхи), которые, следуя за ним, поклонялись Единому Богу в его бестелесной (ниргун) форме. Традиция живых гуру длилась до 1708 г. и включала десять вероучителей сикхизма, каждый из которых считался реинкарнацией Нанака. Наряду с панджабскими сельскохозяйственными и новогодними праздниками северной Индии (Байсакхи, Холи, Дивали) календарные даты событий сикхской истории, прежде всего – даты рождения, смерти, принятия миссии сикхских гуру стали основными сикхскими праздниками. Существование значительной части сикхов в диаспоре еще в большей степени усложняет этот процесс и сохраняет альтернативные версии идентичности сикхов. Стремясь придать сикхам единообразие и единомыслие, сикхские духовные авторитеты ввели новый сикхский календарь. Инициатором его введения был индо-канадский сикх Пал Сингх Пуревал. Пуревал предложил взять за основу сикхского календаря солнечный тропический год вместо лунно-солнечного сидерического. Предложенный календарь точнее традиционного индийского, и близок григорианскому, что привело к обвинениям создателя календаря в принятии в качестве сикхского – календаря христиан. Пуревал утверждал, что новый сикхский календарь точнее старого североиндийского, и его введение внесет символическую границу между сикхами и индусами. Споры вокруг нового календаря, названного в честь гуру Нанака, привели к расколу общины сикхов. Официально новый календарь Нанакшахи принят, но часть сикхов ему не следует. Соответственно, в разное время они отмечают дни памяти сикхских гуру – гурпурб. При этом, даже в обновленном календаре некоторые праздники отмечают по старому североиндийскому календарю Викрам самват (Бикрами-самат).

Ключевые слова
Сикхизм, сикхская идентичность, гуру Нанак, Арджун Дев, Гобинд Сингх, Пал Сингх Пуревал, календарь Нанакшахи
Источник финансирования
Исследование выполнено в Санкт-Петербургском университете в рамках работы над проектом «Календарные праздники Древнего Востока: календарный ритуал и роль темпоральных представлений в формировании традиционного сознания народов Древнего мира» (грант РНФ, №19-18-00085).
Классификатор
Получено
25.04.2022
Дата публикации
13.05.2022
Всего подписок
14
Всего просмотров
579
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2022 год
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Последние два десятилетия сикхи в Индии и в диаспоре горячо обсуждают тему календаря, реформу которого предложил проживающий в Канаде сикх Пал Сингх Пуревал, и которую поддержал сикхский комитет по управлению молельными домами – гурдварами (Широмани Гурдвара Прабандхак Камити, далее в тексте – ШГПК). Суть предложенной реформы – в отказе от североиндийского лунно-солнечного календаря Викрам самват (Бикрами-самат) и лунных месяцев, переход на солнечный календарь с фиксированными датами праздников, включая дни рождения, обретения статуса гуру, смерти, часто мученической, сикхских гуру, их родственников и сподвижников. Однако поддержанная ШГПК реформа забуксовала и оказалась половинчатой. Причины введения календаря Нанакшахи, его достоинства и недостатки, исторический контекст календарной реформы рассматриваются в данной статье.
3 Несмотря на наличие полемических статей [Purewal, 2010, 2021] в мировой сети интернета, научных публикаций в академических журналах по данной теме практически нет. Отдельным аспектам истории индийского календаря посвящены работы российских и зарубежных этнографов. В трудах С. Селешникова [Селешников, 1977] и И.А. Климишина [Климишин, 1985] разбираются особенности календарной системы и календарей Индии. Календарные праздники Индии в их связи с хозяйственной деятельностью рассмотрены в работах М.Ф. Альбедиль [Альбедиль, 2005], Н.Г. Краснодембской [Краснодембская, 2005], И.Ю. Котина и Е.Н. Успенской [Котин, Успенская, 2005(1), 2005(2)], И.Ю. Котина [Котин 2020] и др. Создание религиозных границ между сикхизмом и индуизмом стало специальным предметом исследования Х. Обероя [Oberoi, 2001]. Предложенная календарная реформа (введение календаря Нанакшахи) и дискуссия вокруг нее еще не стали предметом специального исследования, хотя они являются важным шагом на пути дальнейшего формирования отдельной сикхской идентичности и проведения более четкой религиозной границы между сикхами и индусами. Несмотря на проповедь монотеизма, с которой выступил гуру Нанак, его последователи сохранили многие верования и предрассудки, унаследованные от индуизма. В XX в. как усилиями самих сикхов, так и вследствие раздела Индии по религиозному принципу наблюдается рост сикхского самосознания, тенденция на проведение более жестких границ между сикхизмом и индуизмом, способствовать чему был призван и особый сикхский календарь Нанакшахи.
4

ЭВОЛЮЦИЯ СИКХСКОЙ ОБЩИНЫ И РОЛЬ ПРАЗДНИЧНОЙ ОБРЯДНОСТИ В ЖИЗНИ СИКХОВ

5 Легендарным основателем календаря Нанакшахи считается сикхский военачальник Банда Бахадур (1670–1716), на некоторое время создавший сикхское государство, назвавший в честь гуру Нанака сикхскую денежную единицу нанакшахи и одноименный календарь. Поэтому иногда датой создания календаря Нанакшахи называют 1710 г. Однако, у нас нет данных о том, что этот календарь чем-то отличался от североиндийского календаря Викрам самват (Бикрами-самат). Возможно, в календарь включили даты памятных дней сикхских гуру, так называемые гурпурб.
6 Индо-канадский исследователь Харджот Сингх Оберой попытался рассмотреть многие аспекты истории и культуры сикхов, как процесс создания границ между сикхами и индусами. К таким маркерам выстраиваемой границы Оберой отнес и даты гурпурбов. Он датирует самое раннее упоминание празднования гурпурба 1783 г. [Oberoi, 2001, p. 237]. Гурпурбы разделяются на три категории: дни рождения, принятия миссии и смерти, иногда сюда добавляются дни казни сикхских гуру, воспринимаемые как памятные даты. Празднование гурпурбов дает сикхам возможность вспомнить основные вехи становления их религии и истории сикхской общины. Гурпурбы связаны с жизнью и деятельностью десяти сикхских гуру, поэтому ниже дается краткий перечень имен гуру и связанных с ними событий в жизни сикхской общины и празднований, внесенных в сикхский календарь Нанакшахи. В 2020 г. ШГПК выпустил календарь с новыми датами праздников, фиксирующими по датам солнечного календаря все праздники, в том числе гурпурбы.
7 Основатель сикхизма гуру Нанак был выходцем из панджабской 1 торговой касты кхатри. Нанак проповедовал единобожие и поклонение Богу как акалу и ниргуну – вечному, не подвластному времени и не имеющему формы высшему существу. Нанак был основателем традиции обязательной совместной трапезы на общей кухне – лангаре. В последние два десятилетия жизни Нанака эта община жила в местечке Картарпур (в настоящее время – в Пакистане). По существу, она была локальной общиной учеников этого вероучителя. Последователи Нанака должны были следовать его заповедям, как ученик (сикх) – урокам учителя (гуру), поэтому его учение и стало позднее известно, как учение сикхов (гурсикхов, букв. – «ученики гуру») или гурмукхов (букв. «обращенные лицом к учителю», «внемлющие речам гуру»). Перед смертью Нанак назначил своего ученика Бхаи Лехну новым гуру, известным впоследствии как гуру Ангад (букв. «часть тела», «продолжение» (Нанака)). Все последующие гуру нередко также называются «Нанаками». В честь гуру Нанака отмечается его день рождения (Гуру Нанак Дев Джаянти). В 2021 г. он выпадает на 19 ноября [Sikh Festivals 2021]. Дата 14 марта – 1 чета2 также трактуется как день, как-то связанный с рождением гуру Нанака, но единства по поводу дня рождения первого сикхского гуру у сикхов нет. В сикхском календаре есть также гурпурб Гуру Нанак Дев Джотиджот, в 2021 г. приходящийся на 1 октября. Формально это годовщина смерти Нанака. Но отмечается Джотиджот торжественно, как праздничное событие соединения души гуру с Богом – Акал Пурукхом. К тому же, частица души Нанака перешла в Бхаи Лехну. Реформаторы календаря рекомендуют привязать этот и все другие памятные дни к датам григорианского календаря.
1. В отечественной литературе встречаются написания Панджаб и Пенджаб. Следуя индологической традиции, в данном тексте я использую написание «Панджаб», «панджабцы», как более точное.

2. Перечень всех панджабских праздников будет дан ниже.
8 Наследник Нанака, Бхаи Лехна, позднее известный как гуру Ангад (1504–1552, гуру с 1539 по 1552 г.) считается создателем алфавита гурмукхи, которым позднее записана священная книга сикхов «Ади Грантх» («Изначальная Книга», с начала XVIII в. известна также под названием «Грантх Сахиб» – «Господин Книга»). При Ангаде, вероятно, был создан первый молитвенный дом сикхов – гурдвара. Гуру Ангад организовал центр приема паломников и странников – лангар, где всем им, независимо от кастовой принадлежности, предлагали пищу и питье [Хохлова, 2019, с. 314]. Гуру Амардас (1479–1574, гуру с 1552 г. по 1574 г.) был старше Ангада, и не приходился ему родственником, но был избран в качестве наследника вторым гуру за праведность и послушание. Гуру Амардас, вероятно, превратил лангар в важный институт сикхизма, в учреждение, имеющееся при каждой сикхской гурдваре [Бочковская, 2019, с. 300–312]. Гуру Рамдас (1534–1581, во главе сикхской общины с 1574 г. по 1581 г.) прославился как строитель Рамдаспура, священного сикхского города, теперь известного как Амритсар, где при нем был вырыт священный пруд, а позднее создан главный храмовый комплекс сикхов. Рамдас разделил зону своего влияния на округа для миссионерской деятельности – масанды. Сын Рамдаса гуру Арджун (или Арджун Дев) (1563–1606, гуру с 1581 г. по 1606 г.) был первым сикхским гуру, получившим титул по наследству от отца, хотя и в обход старшего брата, так что определяющими при назначении гуру, вероятно, оставались личные качества претендента.
9 Арджун был вынужден ввести системную запись гимнов Нанака, а также включить в антологию созвучные мыслям гуру более древние гимны и молитвы других авторов, например мусульманского святого Бабы Фарида, поэтов бхакти, а также неизвестных авторов [Успенская, Котин, 2007, c. 30–160; Котин, 2017, c. 41–52]. На деле же, как показал Х. Оберой, таких собраний было несколько, причем некоторые, например, так называемая «фатехпурская антология», были древнее «Ади Грантх». Как отмечают Б.А. Захарьин и Л.В. Хохлова, «фатехпурская антология, как и первоначально “Ади Грантх”, не претендовала на роль канона новой веры, отличной от индуизма. Сикхские гуру, как и другие поэты-санты, считались и сами себя считали реформаторами ортодоксального индуизма, так как, несмотря на сильное суфийское влияние, они все же оставались в лоне индуизма: в религиозно-философском плане их идеи, символы веры и поэтические образы покоились на традиции Вед, Упанишад и Пуран, в повседневной жизни сикхи в основном придерживались обычаев, составлявших жизненный цикл хинду» [Захарьин, Хохлова, 1999, c. 50]. И, все-таки, появление «Ади Грантх» как собственного текста сикхской общины вело к росту самосознания сикхов.
10 Последняя редакция «Ади Грантх» была осуществлена при Гобинд Сингхе. Харджот Оберой отмечает, что обретение священной книги превратило сикхов в «текстуальную общину». Пользуясь термином “textual community” («община книги») Брайана Стока, Оберой говорит, что сикхи с обретением «Ади Грантх» превратились в людей, чья социальная и религиозная активность концентрируется вокруг текста. Они стремятся организовать свою ежедневную деятельность в тесной связи с тем, что предписано в священной книге [Оberoi, 1994, p. 49]. При гуру Арджуне, вероятно, уже были введены ритуалы поклонения священной книге сикхов. В сикхском календаре есть День рождения книги «Ади Грантх» («Гантх Сахиб») – Гуру Грантх Сахиб Джаянти, в 2021 г. отмечаемый 7 сентября.
11 Наследник Арджуна гуру Хар Гобинд (1595–1644, гуру с 1606 г. по 1644 г.) – также важная фигура среди гуру, ибо он сделал власть гуру наследственной, наряду с религиозной – светской, а также военной. Гуру Хар Рай (1630–1661, гуру с 1644 по 1661 гг.) и Гуру Хар Кишан (1656–1664, гуру с 1661 по 1664 гг.) известны праведной жизнью, но их вклад в учение сикхов скромен. Гуру Тегх Бахадур (1621–1675, гуру с 1664 г. по 1675 г.) основал священную для сикхов крепость и одноименный город Анандпур, путешествовал и вел проповеди в Северной Индии. Он был казнен по приказу падишаха Аурангзеба (1618–1707, годы правления – 1658–1707).
12 Гуру Гобинд Сингх (1666–1708, во главе общины сикхов с 1675 г. по 1708 г.) – создатель сикхской хальсы – военизированного ордена при общине. Это обстоятельство часто опускается современными идеологами общины, ставящими знак равенства между хальсой и сообществом всех прошедших инициацию (амритдхари) мужчин-сикхов, и шире – сикхской общиной.
13 1699 – год создания военизированной общины сикхов – хальсы. Если первоначально ни языком, ни внешним видом, ни в быту, ни характером религиозных церемоний сикхи Северо-Западной Индии не отличались от многочисленных индусских сект, то по мере их удаления от последних, частично связанного с эгалитаристской антикастовой риторикой гуру, и усиливающимся военизированным характером общины, появилась необходимость внешнего выражения избранности сикхов, точнее их вооруженной части – кешдхари (букв. «львиногривые»). Этому служили упомянутые ранее пять отличительных признаков, «пять “к”», названные так потому, что все эти пять предметов имеют на панджаби названия, начинающиеся с буквы «к». Член хальсы должен носить длинные волосы (кеша), гребень (кангха), стальной браслет (када/кара), меч или кинжал (кирпан), штаны (каччха). После смерти Гобинд Сингха в 1708 г. сикхская община должна была руководствоваться мнением членов общины (сатсанг) и авторитетными изречениями, содержащимися в «Ади Грантх», ставшей книгой-гуру («Гуру-Грантх»)
14 В 1920 г. был сделан важный шаг к размежеванию между индусами и сикхами – Хари Мандир, известный более как Золотой храм, стал обще-сикхским, все кастовые барьеры были сняты. В ноябре того же года на многочисленном собрании представителей хальсы был создан Комитет по управлению гурдварами – Широмани Гурдвара Прабандхак Камити (ШГПК). Комитет вместе с духовным центром Акал Тахт решает основные вопросы, связанные с религиозной жизнью сикхов. Именно ШГПК и принимал решение о введении нового сикхского календаря. Решением этого комитета в список праздников и памятных дней были включены другие важные исторические даты, например, День мученичества Бхагат Сингха – 23 марта, дата казни этого индийского революционера и борца за независимость Индии. В некоторых зарубежных изданиях сикхского календаря фигурируют даты рождения и гибели сикхского сепаратиста Джарнайл Сингха Бхиндранвале, что не находит одобрения у правительства Индии, считающего его террористом.
15

СИКХСКИЕ ПРАЗДНИКИ В КОНТЕКСТЕ СЕВЕРО-ИНДИЙСКОЙ КАЛЕНДАРНОЙ ОБРЯДНОСТИ

16 Исторически Панджаб является частью североиндийского культурного региона. Многие особенности культуры, в частности, календарная система, названия месяцев, принципы отсчета времени года у панджабцев и других жителей северной Индии сходны. Панджабцы многие столетия ведут счет от эры Викрамы (санскр. Викрам Самват, панд. Бикрами-самат), приходящейся на 57 г. до н.э. Продолжительность года определяется последователями этой системы как 365,25876 средних суток [Селешников, 1975, с. 138]. Эта оценка длиннее тропического года на 20,4 минуты. За столетия с 57 до н.э. накопилась существенная погрешность, не принимаемая в расчет. Индийская традиция день весеннего равноденствия, фактически наступающий 21 марта, отмечает 13–14 апреля, а день осеннего равноденствия, приходящийся на 23 сентября, – 15–16 октября, то есть на 22–23 дня позже. Как день зимнего солнцестояния отмечается 13–14 января праздник Макара-санкранти3, хотя фактически в наше время зимнее солнцестояние приходится на 21 декабря. Принцип деления года на месяцы совпадает у большинства народов Индии. У панджабцев эти месяцы имеют названия чет, вайсакх, джетх, харх, саван, бхадон, ассу, катак, магхар, пох, магх, пхагун.
3. Санкранти (санскр. Санкранти, на панджаби – сангрант) – дата перехода солнца из одного созвездия в другое в рамках традиционной геоцентрической системы.
17 Двенадцать лунных месяцев составляют всего около 354 дней, так что возникает разница в 11 дней между лунным и солнечным годом. 62 лунных месяца приблизительно равны 60 солнечным. Поэтому через каждые 30 месяцев, т.е. раз в три года, в индийском календаре появляется дополнительный месяц. В качестве начальной даты летоисчисления назначался год основания той или иной династии, начала правления или проповеди. В этом контексте эра Нанакшахи, начинающаяся с 1469 г. – года рождения гуру Нанака, соответствует общеиндийской традиции.
18 В Панджабе Вайшакхи (Байсакхи) – праздник Нового года, большой сельскохозяйственный праздник и день рождения общины сикхов. На это время выпадает созревание урожая осенне-зимнего сезона раби, как правило – пшеницы и других зерновых. В Байсакхи можно приступить к продаже зерна этого урожая, и праздничные ярмарки (мела) служат также торгами. Байсакхи – главный религиозный праздник сикхов. В день Байсакхи 1699 г. (тогда 10 апреля) гуру Гобинд Сингх провозгласил создание хальсы.
19 Самые большие торжества по случаю Байсакхи совершаются на родине хальсы – в Анандпуре. В четыре часа утра из особых помещений жрецы выносят священную книгу «Ади Грантх», совершают ее ритуальное омовение молоком и водой и водружают ее на престол в центре гурдвары. Затем начинается праздник. По главным улицам проходят «Панч Пьяре» – пятеро сикхов, одетые в средневековые одежды и напоминающие о первых пяти членах хальсы, принявших посвящение у самого гуру Гобинд Сингха.
20 Чрезвычайно популярный в Северной Индии праздник Холи весело справляют и панджабцы, будь то индусы или сикхи, к которым нередко присоединяются мусульмане. Поскольку, как и в Байсакхи, в этот день не проводится специальной индусской службы (пуджа), в храме или перед домашним алтарем, то не-индусам легче присоединиться к празднованию этого дня, приуроченного повсеместно на севере к сбору урожая. В Панджабе это касается всех культур кроме пшеницы, собранной ранее. Холи отмечается в сходной манере, что и повсеместно в Индии, – с разбрызгиванием воды и сожжением чучела демоницы Холики в первый день праздника и разбрасыванием сухой краски «гулал» на следующий день. Именно на день после Холи гуру Гобинд Сингх назначил войсковой смотр. С тех пор этот день отмечается как сикхский праздник Холла Мохалла и сопровождается парадом сикхских воинов, джигитовкой и показательным выступлением членов военного ордена сикхов – нихангов, а также поединками (гатка) и инсценировками исторических боев.
21 Во время празднования популярных в северной Индии Лохри и Макара-санкранти (Магхи), приходящихся на 13 и 14 января, сикхи отмечают как дни памяти сорока «освобожденных» – преданных воинов Гобинд Сингха, павших 29 декабря 1705 года, защищая своего гуру от воинов-мусульманского наместника Лахора. Примечательно, что именно Магхи, а не декабрьский день выбран как время поминовения святых мучеников. Это классический пример попытки наполнить сикхским содержанием праздник индусской традиции.
22 Осенний праздник Дивали панджабцы отмечают, зажигая светильники, убирая и украшая дома, одевая новые одежды, угощая гостей и посылая друг другу сласти. Основные сикхские торжества по этому случаю не отличаются от индусских. Сикхи, однако, стремясь сохранить границу между собой и индусами, завершают Дивали собственным торжеством, приходящимся на следующий день и известным как Банди Чор. Банди Чор буквально означает «освобождение преступников». Когда-то по случаю Дивали, отмечаемого многими и как начало Нового Года, объявлялась амнистия. Под такую амнистию, вероятно, и попал сикхский гуру Арджун Сингх, отпущенный в день Дивали из тюрьмы в крепости Гвалиор. Однако сикхская традиция приписывает шестому гуру Хар Гобинду важную заслугу в освобождении томившихся с ним товарищей – пятидесяти двух раджей и других знатных пленников. На следующий день Хар Гобинд привел товарищей по несчастью в Амритсар, и именно этот день их появления в священном городе сикхов и отмечается как Банди Чор. Примечательно, что формой празднования в Банди Чор является освещение гурдвар масляными светильниками и зажжением костров, то есть празднование священного для сикхов дня осуществляется в характерной для Дивали манере.
23 Как уже говорилось, помимо основных праздников сикхи отмечают гурпурб – дни рождения и других памятных дат в жизни гуру. Так как многие эпизоды жизни гуру являются продуктом коллективного мифотворчества, нежели собственно историческими датами, не исключена связь между некоторыми из них с древними календарными праздниками сельскохозяйственного цикла. Примечателен факт чтения в эти дни всего текста «Ади Грантх» и совершения процессий со священной книгой сикхов, что явно имеет сакральный характер. В сикхских священных текстах – гурбани – упоминаются традиционные панджабские месяцы: чет, вайсакх, джетх, харх, саван, бхадон, катик, магхур, пох, магх и пхагун. Упоминание месяцев встречается в священной для сикхов книге «Ади Грантх». В частности, в составе «Ади Грантх» И.С. Серебряков выделяет две поэмы в жанре «барахмах» («двенадцать месяцев»), приписываемые Нанаку, о чем свидетельствует фраза «говорит Нанак» в конце каждой. Однако, как отмечает И.С. Серебряков, одно из них, в рага «тукхари», создано самим Нанаком, а другое в рага «маджх», вероятно, принадлежит гуру Арджуну. В небольшой поэме «Двенадцать месяцев» Нанак перечисляет их в определенной принятой в Панжабе последовательности и дает им характеристики. О первом месяце года говорится: «Прекрасна весна в месяц чет, когда сладостно пчелы гудят» [Барахмах, 1971, с. 76]. Далее следует описание и дана характеристика месяцев года в целом: «Благостны двенадцать месяцев, их ночи и дни. Счастливы часы, минуты, секунды, когда душа слита с вечным» [Барахмах, 1971, c. 80]. Позднее сторонники нового календаря ссылались на этот текст, на его основании отвергая идею дополнительных месяцев и чистых/нечистых дней (см. [Котин, 2020]), которая была важна для индусов.
24

ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ СИКХОВ И ПОЛИТИЗАЦИЯ ТЕМЫ СИКХСКИХ КАЛЕНДАРЕЙ И ПРАЗДНИКОВ В ПАНДЖАБЕ И В СТРАНАХ СИКХСКОЙ ДИАСПОРЫ

25 Характеристика, данная месяцам в поэме «Барахмах», стала важным аргументом в пользу сикхского солнечного календаря, разработанного канадским программистом-сикхом Пал Сингхом Пуревалом из Эдмонтона. Пуревал представил высшим сикхским авторитетам из ШГПК свои аргументы, изложенные в буклете «Гурбани и календарь Нанакшахи» [Purewal, 2021].
26 Пал Сингх Пуревал постарался найти соответствие датам григорианского календаря в североиндийских текстах, имеющих отношение к сикхской истории, и подготовил многочисленные таблицы соответствий дат североиндийского календаря Викрам самват (Бикрам самат), мусульманского календаря хиджры, юлианского и григорианского календарей.
27 В своей статье «Гурбани и календарь Нанакшахи» Пуревал, в частности, пишет: «В бани «Барахмах» Гуру Нанака и у гуру Арджуна …чет – первый месяц года» [Purewal, 2021]. Но календарный год Бикрами-самат на 20 минут и 25 секунд длиннее тропического года. Поэтому месяцы в календаре Бикрами-самат постепенно смещаются относительно сезонов года, так что за 500 лет смещение будет равняться неделе, а за 13000 лет произойдет полное смещение месяцев относительно сезонов. Аргументируя тем, что включенные в священную книгу сикхов гимны (гурбани, букв. «слова, сказанные гуру», панджаби) не должны противоречить календарной практике, Пуревал предложил ввести календарь, названный в честь гуру Нанака и наследующий имя сикхского календаря, введенного при Банда Бахадуре в 1710 г. Начальной датой сикхского календаря Пуревал предложил считать год рождения гуру Нанака (1469 г.), а первым месяцем – месяц чет. Календарь Нанакшахи должен был быть тропическим и равным по длительности григорианскому, так что все даты сикхского календаря каждый год приходились бы на одну и ту же дату григорианского. При этом датой начала года считался день рожденья Нанака – 14 чета, но как день его рожденья упоминался и Катак пурнамаши – день полнолуния в осенний месяц катик. В поддержку этого предложения был и тот факт, что североиндийские праздники Ло(х)ри (Макара-санкранти) и Байсакхи отмечались по солнечному календарю и выпадали почти всегда на одну и ту же дату григорианского календаря. Однако два других важных сикхских праздника – Банди Чор и Холла-Мохалла были исторически привязаны к индусским праздникам Дивали и Холи, должны были праздноваться сразу за ними, а, значит, оказывались привязаны к датам календаря Бикрами-самат.
28 Поскольку реформированные календарные месяцы фиксированы относительно дат григорианского (солнечного года), то и их привязка к годовым сезонам более точна. На басант (весна) приходятся месяцы чет и вайсакх, на гаришам (жара, лето) – месяцы джет и харх, на рут барас (сезон дождей) – месяцы саван и бхадон, на сарад (осень) – месяцы ассу и катак, на сисиар (зима) – магхар и пох, на химкар (конец зимы) – магх и пхагун.
29 В 1999 г., т.е. к трехсотлетию хальсы, Широмани Гурдвара Прабандхак Камити принял календарь Нанакшахи и рекомендовал сикхам жить по этому новому календарю. Однако джатедар (глава) духовного совета сикхов, известного как Акал Тахт (Престол Бессмертного), призвал воздержаться от введения в силу календаря Нанакшахи, до обретения единства среди сикхов. Действительно, ряд сикхских праздников привязан к лунному календарю Бикрами-самат. Праздник Банди Чор отмечается после индусского Дивали, а сикхский Холла-Мохалла – после индусского, да и общеиндийского праздника Холи. Неудивительно, что сикхский социум не был един в принятии нового календаря. Против нововведений в области календаря выступил сант Кашмира Сингх – представитель наиболее консервативной части сикхского социума, пользовавшийся поддержкой в панджабских деревнях. Критика со стороны Кашмиры Сингха носила характер возражений против любого нововведения. Более аргументированная критика реформы со стороны Гурчаранджита Сингха Ламбы сводилась к следующим положениям:
30
  1. Предложенный календарь Нанакшахи – это, по существу, христианский календарь.
31
  1. Будучи солнечным календарем, новый календарь Нанакшахи не учитывает новолуния и полнолуния, столь значимые для сикхов при сикхских гуру.
32
  1. Сами сикхские гуру пользовались календарем Бикрами самат, и нововведения, предложенные простыми сикхами, не имеют силы отменить традиции, которой следовали сами гуру.
33 В письменном ответе на критику со стороны Г.С. Ламба П.С. Пуревал аргументированно защищал предложенную им реформу. В частности, он утверждал, что индийцы, в том числе, сикхи Панджаба, отошли от мер длины и весов, которыми пользовались во времена сикхских гуру, и это не пошло во вред сикхской религии. Не видел Пуревал ущерба сикхизму и во введении нового календаря [Purewal, 2000].
34 Календарь был возвращен на доработку, и в 2003 г. введен с определенными изменениями. В частности, изменения касались праздников Холла-Мохалла, Банди Чор и дня рождения гуру Нанака, которые было решено праздновать по лунному календарю. Измененный календарь Нанакшахи был представлен сикхам главой Академии Дамдама Сахиб профессором Кирпалом Сингхом Бадунгаром в присутствии видных сикхских духовных авторитетов.
35 Сторонники Пала Сингха Пуревала в Канаде и ряде других стран индийской диаспоры сохранили приверженность первой версии календаря Нанакшахи, назвав его Мул Нанакшахи (корневой, изначальный календарь Нанакшахи). В 2010 г. календарь под давлением ряда местных организаций был реформирован таким образом, что часть праздников вновь стала отмечаться по лунному календарю. В 2014 г. руководство Акал Тахта предложило вернуться к старым датам празднования сикхских праздников, при этом сохранив дату начала эры Нанакшахи (1469 г.) и само название календаря. Аргумент руководителей Акал Тахта заключался в том, что сами сикхские гуру пользовались лунными месяцами при определении дат большинства праздников. Спор разгорелся вокруг одной из самых важных дат – дня рождения гуру Гобинд Сингха. Из-за того, что день поминовения двух младших сыновей Гобинд Сингха, вычисляемый по лунному календарю, пришелся на светлый день праздника его рождения, возникло противоречие между траурным и праздничным торжествами [Surjit Singh, 2017]. Профессор Кирпал Сингх Бадунгар, тогда руководитель ШГПК, предложил перенести его с 25 декабря на 5 января, что соответствовало бы дате солнечного календаря Мул Нанакшахи в версии 2003 г. Однако это предложение было отвергнуто [BBC, 2021, Ahluwalia, 2021]. В 2018 г. джатедар Акал Тахта Гурбачан Сингх обратился ко всем сикхам с просьбой принять новый календарь Нанакшахи, в котором большая часть гурпурбов отмечалась по лунному календарю, а другие праздники, включая начало Нового Года – по солнечному. С этого времени Акал Тахт выпускает ежегодные календари с перечислением дат сикхских праздников по сикхскому календарю Нанакшахи и по григорианскому календарю. Сикхские общины на местах следуют этим указаниям, но в некоторых гурдварах гурпурбы отмечаются дважды – согласно старой и новой традициям.
36 13 марта 2021 г. за день до наступающего 533 года эры Нанакшахи-самат нынешний джатедар Акал Тахта Харприт Сингх официально анонсировал изданный этим органом календарь, посвященный четырехсотлетию гуру Тег Бахадура и призванный совместить значимые даты лунного и солнечного годов, сняв напряженность в сикхском обществе [Nanakshahi Calendar Released, 2021]. Но, увы сикхские общины разделены по вопросу принятия этой версии календаря или ее изначальной версии (Мул Нанакшахи). Между тем, в Пакистане местный комитет по управлению гурдварами поддержал предложенную Пал Сингхом Пуревалом реформу в изначальном виде. В 2017 г. сикхская конференция в Чикаго призвала сикхов США и Канады следовать первоначальной календарной реформе и зафиксировать по солнечному календарю ранее переходящие даты праздников – 12 февраля – Банди Чор Дивас, 14 марта – Холла-Мохалла, 14 апреля – Гуру Нанак Гурпурб, 14 апреля – Вайшакхи. В 2020 г. ШГПК выпустил календарь с новыми датами праздников, фиксирующими по датам солнечного календаря все праздники, включая Банди Чор и Холла-Мохалла. На 2021 г. календарь Нанакшахи в версии 2003 г. (Мул Нанакшахи) поддержали многие сикхские гурдвары Джамму и Кашмир, организация сикхской молодежи Панджаба (Sikh Youth of Punjab), Американский Совет сикхов (American Sikh Council), сикхские общины Висконсина, Мичигана, Пенсильвании, Сиэтла, Огайо, Иллинойса, Флориды.
37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

38 В жизни сикхов большую роль имеют религиозные праздники, связанные с историей их религии. Даже старые североиндийские, преимущественно новогодние и сельскохозяйственные торжества, такие как Вайшакхи (Байсакхи), Дивали и Холи переосмысливаются сикхами как дни, связанные с их священной историей. Большую роль в жизни сикхов играет также празднование памятных дней, связанных с жизнью и деятельностью сикхских гуру. Стремление дистанцироваться от индусов привело сикхский комитет по управлению гурдварами к принятию особого сикхского календаря Нанакшахи. Однако его введение вызвало ряд проблем, ибо часть сикхских праздников привязана к месяцам лунного года, а сикхская календарная реформа предполагала отказ от лунно-солнечного календаря и переход на солнечный календарь, привязанный к григорианскому, что было особенно удобно для сикхов в диаспоре. В результате введения нового сикхского календаря возникли трения и дискуссии в Панджабе и в странах панджабской диаспоры. Сикхская община оказалась расколота по вопросу о праздновании сикхских священных дней по старому календарю Бикрами-самат или новому Нанакшахи-самат. Большую роль как в инициировании создания нового календаря, так и в его распространении сыграли сикхи в диаспоре, играющие все большую роль в судьбах сикхского социума.
39

СОКРАЩЕНИЯ / ABBREVIATIONS

40 ШГПК – Широмани Гурдвара Прабандхак камити [ShGPC – Shiromani Gurdvara Prabandhak Committee].

Библиография

1. Альбедиль М.Ф. Праздники в Южной Индии. Индийские праздники: общее и локальное в календарной обрядности. Под ред. И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2005. С. 113–143.

2. Барахмах. Перевод И.С. Серебрякова из текста «Грантх Сахиб», с. 1107–1109. Гуру Нанак. К 500-летию со дня рождения поэта и гуманиста Индии. Под ред. К.З. Ашрафян, Э.Н. Комарова. М.: Наука, 1972. С. 57–81.

3. Бочковская А.В. Милосердие лангара: ритуальное служение в «трапезных гуру». Вкус Востока. Гастрономические традиции в истории, культуре и религиях народов Азии и Африки. Под ред. Е. А. Баклановой и др. М.: МГИМО-Университет, 2019. С. 300–312.

4. Захарьин Б.А., Хохлова Л.В. Эволюция религиозного самосознания сикхов в ХV – первой половине ХIХ в. Ломоносовские чтения. М.: МГУ, 1999. С. 35–42.

5. Климишин И.А. Календарь и хронология. Мoscow: Progress, 1985.

6. Котин И.Ю., Успенская Е.Н. Календарные обычаи и обряды хиндустанцев. Индийские праздники: общее и локальное в календарной обрядности. Под ред. И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2005(1). С. 10–75.

7. Котин И.Ю., Успенская Е.Н. Календарные праздники и обряды народов Южной Азии (на примере панджабцев). Индийские праздники: Общее и локальное в календарной обрядности: сборник статей. Под ред. И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2005(2). С. 144–184.

8. Котин И.Ю. «Ади Грантх» и культурная память сикхов в Индии и в диаспоре. Радловский Сборник. Научные и музейные проекты МАЭ в 2016 г. Санкт-Петербург: МАЭ, 2017. C. 41–52.

9. Котин И.Ю. Два полугодия и два новых года в индийском календаре. Этнография. 2020. № 2. C. 131–153.

10. Краснодембская Н.Г. Праздники у маратхов. Индийские праздники: общее и локальное в календарной обрядности. Под ред. И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2005. С. 76–112.

11. Селешников С.И. История календаря и хронология. М.: Наука, 1977.

12. Успенская E.Н., Котин И.Ю. Сикхизм. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007.

13. Хохлова Л.В., Сикхский Лангар – символ социального равенства (страницы истории). Вкус Востока. Гастрономические традиции в истории, культуре и религиях народов Азии и Африки. Под ред. Е.А. Баклановой и др. М.: МГИМО-Университет, 2019. С. 313–322.

14. Nanakshahi Calendar released at Akal Takht Secretariat. The Tribune (Chandigarh). 25 September. 2021.

15. Ahluwalia P.M.S. Another Link on Nanakshahi Calendar. Sikh Scholar Defends ‘Nanakshahi’ Calendar He Created. http://faith.sikhcom.net (accessed: 02.09.2021).

16. Nanakshahi Calendar. BBC. www.bbc.co.uk/religion/religions/sikhism/customs/nanakshahi.html (accessed: 02.09.2021).

17. Oberoi H. The Construction of Religious Boundaries. Culture, Identity and Diversity in the Sikh Tradition. New Delhi: Oxford University Press, 2001.

18. Purewal P.S. Gurbani and Nanakshahi Calendar. http://purewal.biz/Gurbani_and_Nanakshahi_Calendar.pdf (accessed: 08.09.2021).

19. Purewal P.S. Nanakshahi Calendar (Reply to Mr. Gurcharanjit Singh Lamba’s Criticism of Nanakshahi Calendar First Implemented in 1999 CE). Edmonton: s.l., 2000.

20. Purewal P.S. Nanakshahi Calendar, 2000. Reply to Mr. Gurcharan Singh Lamba. http://www.nanakshahi.net (accessed: 08.09.2021).

21. Sikh Festivals: Sikh Festivals and Punjabi Calendar https://www.allaboutsikhs.com/sikh-way-of-life/sikh-festivals/the-sikh-calendar-gurupurabs-and-festival-dates (accessed: 08.09.2021).

22. Surjit Singh. Guru Gobind Singh’s Birth Anniversary: Akal Takht Rejects SGPC Plea to Extend Parkash Purv Day. Hindustan Times. 13 November, 2017.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести