The League of Arab States Countries at the Present Stage: Economic Development and New Challenges in the 21th Century
Table of contents
Share
QR
Metrics
The League of Arab States Countries at the Present Stage: Economic Development and New Challenges in the 21th Century
Annotation
PII
S086919080019224-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Ruslan I. Khasbulatov 
Occupation: Head of the Academic Department of World Economy
Affiliation: Plekhanov Russian University of Economics
Address: Stremyanny lane 36, Moscow, 117997, Russia
Adilya R. Byasharova
Occupation: Associate Professor, Department of World Economy
Affiliation: Plekhanov Russian University of Economics
Address: Stremyanny lane 36, Moscow, 117997, Russia
Edition
Pages
124-139
Abstract

Due to the negative impact of the global factor and the growth of contradictions in the Arab League states (LAS), a comprehensive study of the socio-economic and foreign trade development of these states and the search for ways to eliminate existing contradictions in this area is currently being updated. On the other hand, the situation developing in this region is having an increasing – and very ambiguous-impact on the entire system of the world economy. These circumstances, according to the authors, arouse scientific interest in the LAS in the economic aspect-both at the country, regional and global levels.

The purpose of the study is to analyze the socio-economic development of the Arab countries united in the LAS in the world economy and trade, as well as possible ways to develop the Organization.

It is shown that the LAS countries group is heterogeneous in terms of the level and dynamics of socio-economic development and role in the international economy. Over the past decades this differentiation has increased, which negatively affects the interaction of the LAS countries, primarily in the field of trade.

The analysis was carried out on the basis of UNCTAD statistics for 1970–2019. 

In the article used the method of visualization, induction, historical approach, etc. The authors conclude that the growth of the economic potential of the LAS and the strengthening of their position on the world market as a trend. This, along with the growth of the population, income levels and the improvement of foreign trade mechanisms, makes the LAS countries increasingly attractive foreign economic partners. 

 

Keywords
Arab League, Arab world, world economy, international trade, uneven economic development, international division of labor
Received
15.03.2022
Date of publication
11.05.2022
Number of purchasers
14
Views
653
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 200 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2022
1 Система мировой экономики в XXI в. переживает период перманентной и усиливающейся турбулентности с трансформацией позиций стран и их объединений, а также регионов, в этой системе. «Управляемый хаос» становится все менее управляемым, и все больше – хаосом. Ярким примером подобной трансформации выступают государства Лиги арабских государств (ЛАГ). Арабские страны сформировали целый ряд организаций и союзов, но Лига арабских государств, несмотря на все имеющиеся проблемы и противоречия в ее деятельности, сохраняет свою значимость. Арабские страны, объединенные в Лигу арабских государств (ЛАГ), в соответствии с Александрийским протоколом от 07.10.1944 г. [The Alexandria Protocol, 1944], географически расположены на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также в Восточной Африке (три исламских государства). ЛАГ – одна из старейших в мире международных (региональных) организаций, и ее эволюция, состояние и перспективы взаимодействия ее участников между собой и с третьими странами вызывают определенный интерес исследователей в России и в других странах.
2 Так, по мнению Е.С. Мелкумян, ЛАГ играет важную роль в развитии и обеспечении независимости арабских государств. В то же время автор отмечает, что есть множество «диаметрально противоположных оценок роли данной организации в становлении арабского геополитического пространства», а кроме того, и с этим можно согласиться, существует «недостаток фундированных научных исследований о деятельности ЛАГ. Это мнение подтверждается и тем обстоятельством, что ровно 10 лет назад, в 2011 г., ЛАГ приостановила участие в Организации Ливии (член ЛАГ с 1953 г.) и Сирии (член ЛАГ с 1945 г.), не обеспечив урегулирования ситуации в этих государствах – ни на экономическом, ни на политическом уровнях. Научных исследований, посвященных исследованию экономических аспектов Лиги арабских государств, в отечественной историографии крайне мало, кроме того, все они посвящены, как правило, истории создания этой организации или первым десятилетиям ее деятельности. Комплексных же работ по тематике Лиги арабских государств, … охватывающих современный период, не проводилось ни российскими, ни зарубежными исследователями» [Мелкумян, 2020].
3 В то же время ЛАГ не смогла содействовать усилению объединительных процессов в странах Арабского мира, и «развитие юнионистских тенденций в регионе оказалось не самой сильной стороной деятельности стран-членов… Все же идея «арабской нации» и «арабской родины» не выпала окончательно из повестки дня. «Идеология консолидации и солидарности арабских государств ради совместного процветания и прогресса и защиты от внешних угроз была серьезной составляющей политических действий правящих режимов в таких важных центрах Ближнего Востока, как Египет, Ирак, Сирия» [Филоник, Исаев, 2020]. Имеются исследования, посвященные классификации стран ЛАГ [Имамкулиева, 2018], а также демографическим и социальным позиции стран в глобальной системе [Рязанцев и др., 2019].
4 Зарубежные исследователи больше внимания уделяют политическим, юридическим, организационным и другим аспектам деятельности Лиги [Wajner, Kacowicz, 2018], в то время, как экономические – региональные и внерегиональные – процессы в ЛАГ остаются, как правило, вне сферы интересов исследователей.
5 В данной статье целью исследования служит анализ социально-экономического развития ЛАГ и ее положения в мировой экономике и торговле. Также представляет интерес исследование перспектив и возможностей развития ЛАГ, прежде всего – в социально-экономическом аспекте – на страновом, региональном и мировом уровне, так как, по мнению авторов, процессы, происходящие здесь, испытывая на себе воздействие глобального фактора, сами оказывают весьма существенное влияние на международную экономику.
6 Исследование проводилось за период 1970–2020 гг. Анализ проводился на основе анализа статистических данных ЮНКТАД. Поставленные авторами в данной статье задачи решались с помощью методов визуализации, индукции, а также с опорой на исторический подход. В нашем исследовании фигурирует также Сирия, членство в ЛАГ которой приостановлено с 2011 г., так как эта арабская страна, тем не менее, остается важной частью арабского мира. Стоит отметить, что Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров выразил твердое убеждение «в необходимости для Сирии вернуться в арабскую семью, полностью восстановить свое участие в ЛАГ» [МИД РФ, 2021].
7 В первой части статьи проводится анализ внутриэкономического положения стран ЛАГ, во второй части – внешнеэкономический (внешнеторговый).
8

ЛАГ вчера и сегодня

9 Арабские страны ЛАГ занимают стратегическое положение в мировой политике, во-первых, в силу запасов природных ископаемых, а именно – топливно-энергетических ресурсов, остающихся одним из главных факторов мирового и национального производства. Оказывая воздействие на цену на мировом рынке, а, следовательно – на объемы экспорта, по сути, можно регулировать экономический рост, как в мире, так и в отдельных странах. И дело даже не в том, чтобы импортировать как можно больше углеводородов, а, скорее, в том, чтобы этого не сделали «партнеры».
10 Во-вторых, страны ЛАГ занимают также и стратегически важное географическое положение: они контролируют Ормузский пролив, Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский пролив, которые представляют собой важнейшие международные торговые пути и, соответственно, обслуживают значительную долю мировой торговли.
11 Здесь сходятся интересы ведущих мировых и региональных держав, идет серьезная борьба за влияние на регион. Из-за этого многие страны мира стремятся к сотрудничеству со странами ЛАГ, особенно наиболее крупными из них, прежде всего ССАГПЗ, с которыми ведущие страны мира пытались установить не просто дружественные и партнерские, но и союзнические отношения, удержать их в сфере своего влияния.
12 В-третьих, страны ЛАГ традиционно остаются важной составляющей мирового хозяйства. Ряд авторов полагает, что в связи со значительными запасами стратегического сырья в арабских странах, с одной стороны, а также с обострением проблемы энергетической безопасности стран Европы, с другой, значимость этой группы государств в мировой экономике возрастает [Ломакин, 2019]. К этому можно прибавить и увеличение их экономического потенциала, хотя процесс этот идет не прямолинейно (табл. 1).
13 Таблица 1. Динамика ВВП мира и стран ЛАГ в 1970–2020 гг., млрд долл. в текущих ценах по текущему курсу и %
1970 1980 1990 2000 2010 2019 2020
ВВП в стоимостном выражении
Мир 3418,98 12372,9 23008,7 33636,8 66272,6 87445,07 84884,2
Алжир 5,16 42,25 61,75 54,67 161,21 171,16 141,8
Бахрейн 0,42 3,76 4,91 9,06 25,7 38,57 34,0
Коморские о-ва 0,38 0,26 0,51 0,42 0,91 1,17 1,19
Джибути 0,07 0,30 0,46 0,546 1,24 3,17 3,2
Египет 8,14 20,12 35,995 95,68 214,6 317,36 358,28
Ирак 3,29 17,54 23,877 23,66 138,52 225,23 173,5
Иордания 0,61 4,14 4,15 8,73 27,13 44,5 43,6
Кувейт 2,87 28,69 18,47 37,72 115,42 134,62 110,9
Ливан 1,99 5,45 2,95 16,68 38,44 53,37 59,1
Ливия 3,98 38,19 31,09 38,47 80,9 32,6 14,3
Мавритания 0,46 1,86 2,29 1,78 5,63 7,59 7,8
Марокко 4,65 22,2 30,32 38,90 93,23 119,7 113,7
Оман 0,27 6,26 11,56 19,51 56,91 76,33 63,5
Катар 0,54 7,84 7,36 17,76 125,122 183,47 150,4
КСА 5,38 164,54 117,47 189,52 528,21 792,97 701,8
Сомали 0,34 0,57 0,99 2,05 1,09 1,63 1,58
Государство Палестина 0,18 1,07 1,94 4,31 9,68 17,06 15,0
Судан 1,23 6,37 12,65 13,09 69,66 34,9 75,4
Сирия 1,76 13,15 11,16 19,67 60,46 20,38 18,8
Тунис 1,58 9,6 13,52 21,47 44,05 38,8 39,3
ОАЭ 1,07 44,17 51,36 105,70 289,79 421,14 357,04
Йемен 0,398 1,62 4,03 10,86 30,91 24,94 29,45
ЛАГ 44,56 440,189 448,8 730,26 2118,89 2760,64 2513,657
Доля ЛАГ в мировом ВВП, % 1,3 3,6 1,95 2,17 3,12 3,16 2,96
Среднегодовые темпы роста, %
ВВП ЛАГ - 4,87 6,97 5,49 4,63 1,81 –5,94
Мировой ВВП - 1,88 2,98 4,42 4,44 2,43 –3,56
Источник: составлено и рассчитано по данным ЮНКТАД. unctadstat. https://unctadstat.unctad.org/wds/Table Viewer/tableView.aspx?ReportId=97 (accessed: 16.09.2021).
14 Как видно из анализа представленных данных, за 50 лет мировой ВВП увеличился в 24,8 раза, а совокупный ВВП стран ЛАГ – в 56,4 раза, что говорит само за себя. В результате этих процессов доля совокупного ВВП ЛАГ увеличилась в мировом валовом продукте в 2,3 раза (табл. 1), хотя можно говорить о том, что с 2014 г. как темпы, так и вектор развития стран ЛАГ изменились в той или иной мере. В частности, более низкие цены на энергоресурсы (при сохранении традиционных позиций в системе международного разделения труда), а также геополитические конфликты препятствуют и задерживают экономическое восстановление многих стран ЛАГ в XXI в., например, Сирии. В то же время страны ЛАГ разрабатывают и реализуют определенные стратегические и тактические программы по преодолению кризисных явлений и обеспечению устойчивого развития (ат-танмия аль-мустадама). Так, у стран ЛАГ есть национальные планы диверсификации экономики (программы «Vision-2030» в Саудовской Аравии, «Сирия 2030» и др.). Подобно западным государствам, некоторые члены ССАГПЗ ввели политику финансового стимулирования, чтобы компенсировать снижение цен на нефть и природный газ [Gouvea, Vora , 2017], осуществляют национальные программы диверсификации экономики, хотя бы частично ослабить чрезмерную зависимость от внешних рынков своей монокультурной (сырьевой) экономики [Shkvarya, Frolova, 2017], расширить доступ к передовым технологиям – в таком контексте могут рассматриваться и текущие попытки нормализации отношений с Израилем.
15 Стоит отметить, что в 2020 г. мировой ВВП сократился на 3,56%, совокупный ВВП стран ЛАГ – на 9%, что, на наш взгляд, служит причиной как сохраняющейся в странах региона высокой степени зависимости от глобальной экономической системы, так диспропорций, поддерживаемых, в том числе, и этой системой. Кроме того, коронавирусный кризис затронул глубинные структурные основы экономик большинства стран [Хасбулатов, Бяшарова, 2020], включая и арабские, что могло бы содействовать ускорению трансформации, которая, по мнению ряда исследователей, уже происходит в регионе [Русакович, 2018]. В 2020–2021 гг. страны ЛАГ, как и большинство других государств, стремились восстановить экономическую динамику, характерную в «доковидный» период. В целом страны региона активизировали развитие частного предпринимательства, что, наряду с их более заметным включением в глобальные производственные и логистические цепочки, содействовало и росту их внешней торговли и национальных экономик, а также сотрудничества в регионе [Шкваря, 2020], стремятся к дифференциации национальной экономики и развивают сферу услуг. Так, Египет поддерживает свое экономическое развитие благодаря росту туристического сектора национальной экономики [Салах Эль Дин, 2020].
16 В то же время в арабских странах в основной массе сохраняется традиционный подход к формированию и использованию инструментов и механизмов социально-экономического развития, и эти модели в настоящее время нуждаются в обновлении, адекватном происходящим в мире изменениям [Хасбулатов, Бяшарова, 2019], а также внутристрановым и внутрирегиональным задачам, решение которых будет содействовать консолидации в рамках ЛАГ.
17 Особенностью арабских стран остается растущая экономическая дифференциация. Одной из причин усиливающейся социально-экономической дифференциации выступает долговременная (на протяжении более полувека) политическая и даже военная нестабильность в регионе. Это фактор уже превращается в системообразующий, предопределяющий серьезную и при этом углубляющуюся дифференциацию базовых макроэкономических показателей, включающих не только объемы производства ВВП, но и «величину накоплений и сбережений, масштабы денежной базы, запасы золотовалютных ресурсов (ЗВР), уровни стабильности национальных валют и ликвидности и возможность использования инструментов денежно-кредитной политики. Эти факторы становятся системообразующими для формирования макроэкономических дисбалансов, в особенности финансового характера. Эта дифференциация влечет за собой и различную траекторию развития стран, социально-экономическую неравномерность не только на уровне региона в целом, но и отдельных стран, рост бедности в ряде стран, что отражается, в том числе, и на динамике производства ВВП на душу населения» [Абрамова, Фитуни, 2017].
18 Хотя страны ЛАГ разнообразны в социально-политических измерениях, большинство из них могут быть классифицированы как страны с формирующейся экономикой и страны со средним уровнем дохода. Динамика подушевых доходов стран ЛАГ представлена в табл. 2 и на рис. 1.
19 Таблица 2. Динамика подушевого дохода мира и стран ЛАГ в 1970–2020 гг., долл. на душу населения
1970 1980 1990 2000 2010 2019 2020
МИР 924 2234 4320 5476 9528 11339 10892
Алжир 356 2198 2397 1761 4481 3976 3233
Бахрейн 1985 10459 9899 13636 20722 23504 19955
Коморские о-ва 163 841 1241 778 1315 1370 1371
Джибути 447 839 774 761 1480 3252 3264
Египет 236 465 641 1390 2593 3161 3501
Ирак 332 1285 1371 1007 4657 5730 4313
Иордания 355 1740 1163 1703 3737 4405 4272
Кувейт 3859 20962 8815 18443 38576 31999 25979
Ливан 866 2104 1053 4340 7762 7784 8655
Ливия 1865 11861 7007 7180 13060 4810 2083
Мавритания 398 1206 1125 677 1611 1678 1678
Марокко 290 1105 1222 1351 2882 3282 3080
Оман 371 5419 6377 8601 18713 15343 12436
Катар 4921 35050 15454 29976 67403 64782 52211
Королевство Саудовская Аравия 921 16978 7236 9171 19263 23140 20159
Сомали 99 91 138 231 91 105 100
Государство Палестина 157 711 921 1338 2387 3424 2940
Судан 90 335 493 391 1581 815 1721
Сирия 276 1472 897 1198 2830 1194 1075
Тунис 312 1506 1640 2212 4142 3318 3323
ОАЭ 4551 43324 28092 33726 33893 43103 36100
Йемен 25 45 344 624 1335 855 988
В среднем по ЛАГ 1040 7273 4468 6386 11569 11411 9509
Источник: составлено и рассчитано по данным ЮНКТАД.
20 Рисунок 1. Динамика подушевых доходов стран ЛАГ в 1970–2020 гг., долл.
21

Источник: составлено по данным ЮНКТАД.

22 В среднем по ЛАГ уровень ВВП на душу населения (9509 долл. в 2020 г.) ниже общемирового в 1,1 раза, но стоит отметить, что рост подушевых доходов в странах ЛАГ, прежде всего ближневосточных, был одним из самых высоких в мире, начиная с середины 1970-х гг. и вплоть до 2014 г. (см. рис. 1), а лидерами по этому показателю остаются Катар и ОАЭ, причем если первый – за счет главным образом углеводородной составляющей национальной экономики, то вторые – главным образом за счет диверсификации ВВП.
23 Рост подушевых доходов, наряду с ростом населения стран ЛАГ (табл. 3), обеспечивает привлекательность рынка стран ЛАГ, особенно ССАГПЗ, Египта, Алжира. Как видно из представленных данных, ЛАГ – это значительный и быстрорастущий рынок, где на 2020 г. проживает почти 440 млн человек, т. е. больше половины населения мира. Количество населения ЛАГ выросло за полвека в 3,45 раза и составило практически 5,6% от мирового населения, увеличившегося за это же время в 2,1 раза.
24 Таблица 3. Динамика роста населения в мире и в ЛАГ в 1970–2020 гг. млн человек
1970 1980 1990 2000 2010 2020
Мир 3700 4458 5327,2 6143,5 6956,8 7794,8
Алжир 14,46 19,22 25,76 31,04 360,0 43,85
Бахрейн 0,21 0,36 0,50 0,66 1,24 1,7
Коморские о-ва 0,23 0,31 0,41 0,54 0,69 0,87
Джибути 0,16 0,36 0,59 0,72 0,84 0,99
Египет 34,51 43,31 56,13 68,83 82,76 102,33
Ирак 9,92 13,65 17,42 23,5 29,74 40,22
Иордания 1,72 2,38 3,57 5,12 7,26 10,2
Кувейт 0,74 1,37 2,1 2,05 2,99 4,27
Ливан 2,297 2,59 2,80 3,84 4,95 6,83
Ливия 2,13 3,22 4,44 5,36 6,2 6,87
Мавритания 1,15 1,54 2,03 2,63 3,49 4,65
Марокко 16,00 19,99 24,81 28,79 32,34 36,9
Оман 0,72 1,15 1,81 2,27 3,04 5,1
Катар 0,11 0,22 0,48 0,59 1,86 2,88
КСА 5,84 9,69 16,23 20,66 27,42 34,81
Сомали 3,44 6,28 7,221 8,87 12,04 15,89
Государство Палестина 1,13 1,51 2,10 3,22 4,06 5,1
Судан 13,78 19,01 25,64 33,47 4,41 43,85
Сирия 6,35 8,93 12,45 16,41 21,36 17,5
Тунис 5,06 6,37 8,24 9,71 10,64 11,82
ОАЭ 0,23 1,02 1,83 3,13 8,55 9,89
Йемен 6,19 7,94 11,71 17,41 23,15 29,83
ЛАГ 126,41 170,43 228,27 288,85 364,67 436,35
Доля ЛАГ в мировом населении, % 3,42 3,82 4,28 4,70 5,24 5,598
Источник: составлено и рассчитано по данным ЮНКТАД.
25 Если говорить об индексе человеческого развития, то у целого ряда стран региона – причем не только ССАГПЗ (государств с высоким уровнем дохода), но и Иордании, Туниса, Марокко, Египта, Алжира он превышает аналогичный показатель Российской Федерации. Исследователи обращают внимание на тот факт, что «при всех издержках десятилетий общего социально-экономического застоя в странах региона средняя ожидаемая продолжительность жизни в них выше, чем в России». Причем издержки «арабской весны» и гражданские войны в районе Ближнего Востока и Северной Африки не помешали этому показателю оставаться на весьма высоких значениях даже по меркам развитых стран [Ткаченко, Васильев, 2011].
26 Таким образом, тенденция опережающего роста населения арабских стран на протяжении как минимум полувека, сохранится и в кратко- и среднесрочной перспективе. По прогнозам ЮНКТАД, к 2050 г. население ЛАГ превысит 6% от мирового показателя. При этом устойчивый рост населения как устойчивую тенденцию продемонстрировали все страны ЛАГ, но особенно – ОАЭ и Саудовская Аравия, прирост населения в которых измеряется двузначными цифрами. В то же время лидерами по количеству населения остаются государства Африки.
27 Таким образом, неравномерность и нестабильность развития стран ЛАГ как в экономической, так и в социально-демографической сферах не только сохраняется, но и возрастает, несмотря на декларируемые Организацией цели.
28

Внешнеторговые аспекты ЛАГ

29 Одной из задач деятельности ЛАГ остается активизация внешней торговли стран-членов – как на уровне стран-участниц Организации, так и вне его. Причем было несколько попыток со стороны ЛАГ и ее структур к усилению содействия межарабскому сотрудничеству, предпринятых в разные годы. Так, резолюция № 1317 Амманского саммита 1980 г. декларировала создание Панарабской зоны свободной торговли (The Greater Arab Free Trade Area, GAFTA) сроком на 10 лет, начиная с 1 января 1998 г., поскольку одной из идей создания и деятельности ЛАГ декларировалась по укреплению экономического сотрудничества между странами-членами.
30 Соглашение предусматривало постепенное устранение тарифных и нетарифных ограничений внутри GAFTA в сфере торговли промышленными товарами и предоставить отдельным арабским промышленным товарам льготное снижение импортных пошлин.
31 В рамках GAFTA были предприняты попытки обеспечить освобождение сельскохозяйственных, минеральных и животных торгуемых товаров арабского происхождения от всех импортных пошлин. На основе особого режима страны-производители имели право в течение сезона сбора урожая исключить не более 10 позиций сельскохозяйственных товаров из соглашения [ Agreement to Facilitate and Develop Trade Among Arab States , 2021].
32 Были установлены правила происхождения товара, которые предусматривали производство не менее 40% добавленной стоимости. К концу 2004 г. таможенные пошлины были практически полностью отменены, хотя нетарифные ограничения все еще сняты не в полной мере. Также соглашение предусматривало расширение валютной и финансовой интеграции, особенно либерализации прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в арабских странах, что в целом содействовало росту межарабских ПИИ, хотя процесс этот был неоднозначным [ Шкваря , Елисеев, 2011] .
33 В марте 2001 г. было принято решение ускорить процесс либерализации, и 1 января 2005 г. все товары арабского происхождения, которыми обменивались государства-члены GAFTA, были освобождены от всех таможенных пошлин, сборов и налогов аналогичного действия, взимаемых при импорте [Union of Arab Chambers, 2021].
34 Однако уровень межарабской торговли остается низким как по экспорту, так и по импорту (см. табл. 4), особого роста в этой сфере не наблюдается, а на межарабском рынке в наибольшей степени представлены экспортеры Саудовская Аравия и ОАЭ.
35 По мнению некоторых экспертов, усилия по развитию GAFTA зашли в тупик главным образом из-за нежелания подписавших сторон снять количественные и качественные ограничения друг для друга [Hamid et al., 2008].
36 Таблица 4. Доля межарабской торговли в общем товарообороте в 2015–2019 гг., экспорт/импорт, %
2015 2016 2017 2018 2019 Среднегодовое изменение, %
2015-2019
Иордания 3,3/4,9 3,0/4,5 2,7/4,8 2,5/4,8 2,4/4,8 2,8/4,7
ОАЭ 23,1/20,2 22,5/21,3 22,4/22,2 23,7/20,5 23,5/20,6 23,0/21,0
Бахрейн 3,1/4,8 3,1/4,8 4,6/4,9 5,9/4,3 5,6/4,3 4,5/4,6
Тунис 1,5/1,5 1,5/1,5 1,2/1,7 1,3/1,8 1,3/2,3 1,4/1,8
Алжир 2,0/2,3 1,6/2,5 1,9/2,0 2,3/2,1 2,4/2,0 2,1/2,2
Джибути 0,1/0,4 0,1/0,4 0,1/0,5 0,1/0,4 0,1/0,4 0,1/0,4
Саудовская Аравия 31,9/17,2 31,7/16,0 34,6/16,4 34,2/16,9 34,3/17,6 33,3/16,8
Судан 1,8/1,9 2,2/2,2 2,6/2,5 2,1/1,9 1,8/2,5 2,1/2,2
Сирия 0,6/1,1 0,5/0,8 0,5/1,0 0,5/0,9 0,5/1,0 0,5/0,9
Сомали 0,4/1,0 0,4/0,9 0,5/0,8 0,4/0,4 0,4/0,4 0,4/0,8
Ирак 1,9/3,9 1,8/2,3 1,4/2,5 1,2/3,6 2,1/3,2 1,7/3,1
Оман 7,9/11,0 6,5/12,8 6,3/12,7 7,1/12,1 6,9/13,0 6,9/12,3
Палестина 0,1/0,3 0,1/0,3 0,1/0,3 0,3/0,4 0,2/0,4 0,2/0,4
Катар 6,9/5,4 6,8/5,8 5,2/4,1 3,8/1,8 2,7/1,6 5,1/3,8
Коморы 0,0/0,0 0,0/0,0 0,0/0,0 0,0/0,0 0,0/0,1 0,0/0,0
Кувейт 2,5/5,4 2,1/5,7 2,6/6,1 2,4/6,3 2,6/6,2 2,4/6,0
Ливан 1,5/2,6 1,3/2,0 1,3/2,2 1,4/2,3 1,4/2,3 1,4/2,3
Ливия 1,5/2,6 2,9/2,0 1,7/1,7 0,8/2,3 1,4/2,3 1,7/2,3
Египет 8,1/8,7 9,8/8,7 9,1/9,5 8,5/11,5 9,0/10,1 8,9/9,7
Марокко 1,2/3,3 1,3/2,9 1,1/2,8 1,1/3,4 1,1/3,1 1,1/3,1
Мавритания 0,0/0,6 0,0/0,6 0,0/0,3 0,1/0,5 0,0/0,5 0,0/0,5
Йемен 0,7/1,4 0,6/1,2 0,4/1,0 0,3/0,5 0,3/0,5 0,4/0,5
Всего 100/100 100/100 100/100 100/100 100/100 100/100
Источник: Arab Trade financing program. >>>>
37 Но, на наш взгляд, среди причин сохранения этой ситуации можно отметить узость сферы либерализации торговли, а также углубляющаяся дифференциация социально-экономического развития стран ЛАГ и, соответственно, различная степени эффективности внешнеторговых операций для различных конкретных государств, с одной стороны, и отсутствие инструментов у Лиги для «выравнивания» ситуации, с другой.
38 Однако, несмотря на видимые проблемы, проект развивается и продолжает представлять практический интерес, для ряда стран, например, для Сирии, в плане беспошлинного выхода на рынки стран ЛАГ [Кухтин, Хаддад, 2019]. Сирийцы не раз говорили об этом потенциальным российским инвесторам, акцентируя внимание на локализации производств на территории САР с последующей продажей продукции в Ираке, Иордании, Йемене [Кожевников, 2021]. Со сходными предложениями выступают египтяне, предлагая российским экономическим операторам стать резидентами промышленной зоны Суэцкого канала с целью продаж в другие арабские страны, например, Судан [Талаат Наср, Салах Эль Дин, 2019].
39 Кроме того, статистические данные табл. 5 и 6 подтверждают, что страны ЛАГ демонстрируют заметный разрыв в показателях экспортных поступлений и импортных затрат не только на межрегиональном уровне, но и в сфере мировой торговли в целом. Так, крупнейшими экспортерами среди стран ЛАГ остаются Королевство Саудовская Аравия и ОАЭ, причем вторые уже давно превзошли первое по общему стоимостному объему товарооборота. Эти две страны существенно опережают все остальные государства Лиги по показателю экспорта, и их доля в 2020 г. достигла практически 61% от совокупного экспорта стран ЛАГ, в то время как экспорт Коморских островов, Сомали, Йемена, Судана, Мавритании остается катастрофически низким.
40 Таблица 5. Экспорт стран ЛАГ в 1970–2020 гг., млн долларов в текущих ценах по текущему курсу
1970 1980 1990 2000 2015 2019 2020
Мир 318153 2050129 3495675 6452630 16558206 19014756 17582005
ЛАГ 12092 238938 142185 264094 868467 1090163 795466
В том числе
Алжир 1009 13871 12880 22031 34668 35824 21617
Бахрейн 218 3606 3761 6194 16540 18120 14066
Коморские о-ва 5 11 18 14 17 39 21
Джибути 10 13 25 32 134 3996 2921
Египет 762 3046 2585 5276 21349 28993 26630
Ирак 1098 26349 10314 20380 57577 82309 41738
Иордания 34 574 1064 1899 7833 8317 7943
Кувейт 1693 19663 7042 19436 54122 64483 40116
Ливан 190 955 494 715 3982 4829 4085
Ливия 2357 21910 13225 12725 11392 25732 7741
Мавритания 89 194 447 355 1389 2266 2830
Марокко 488 2441 4265 7432 22334 29132 27159
Оман 143 3748 5508 11319 31927 38724 31685
Катар 240 5680 3641 11594 77971 72935 51504
КСА 2371 109083 44417 77583 203550 261603 173854
Сомали 31 141 150 193 440 470 360
Государство Палестина .. .. .. 713 2012 2408 2231
Судан 298 543 374 1807 3169 3735 3803
Сирия 203 2108 4212 4633 1600 507 868
Тунис 182 2231 3527 5850 14073 14933 13813
ОАЭ 523 21970 23544 49835 300477 389373 319278
Йемен 148 800 692 4079 1911 1435 1204
Доля ЛАГ в мировом экспорте, % 3,8 11,7 4,1 4,1 5,2 5,7 4,5
Источник: составлено и рассчитано по данным ЮНКТАД.
41 В то же время совокупный стоимостной объем экспорта стран ЛАГ вырос за полстолетия в 65,8 раза (мировой показатель – в 55,3 раза). Однако доля совокупного экспорта Лиги в мировом экспорте увеличилась незначительно, что отражает сохраняющиеся ограничения этой группы стран по товарной номенклатуре. Однако позиции отдельных стран на конкретных товарных рынках, прежде всего сырьевых, весьма сильны. Так, Саудовская Аравия – крупнейший в мире производитель и экспортер нефти, Катар занимает высокие позиции в рейтинге мировых экспортеров природного газа.
42 Аналогичным образом КСА и ОАЭ остаются ведущими импортерами в ЛАГ, но здесь их совокупная доля составляет «лишь» 46,4% (табл. 6).
43 Таблица 6. Импорт стран ЛАГ в 1970–2020 гг., млн долларов в текущих ценах по текущему курсу
1970 1980 1990 2000 2015 2019 2020
Мир 330424,3 2091006 3609255 6654712 16733016 19283377 17811238
ЛАГ 7882,83 112092,9 101023,3 168304,3 865389,9 849457,8 726863,6
В том числе
Алжир 1256,82 10558,00 9770,00 9171,00 51702,00 41934,12 35121,76
Бахрейн 247,17 3482,76 3711,70 4633,24 12407,56 13255,59 12682,68
Коморские о-ва 8,59 29,09 51,57 43,20 213,57 230,50 217,42
Джибути 38,15 213,00 215,00 206,50 870,52 4138,16 3313,80
Египет 786,60 4859,85 9215,50 14578,36 63574,00 70919,00 60701,00
Ирак 509,00 13941,60 6526,00 13210,00 58517,10 46262,10 43297,00
Иордания 184,35 2402,15 2600,23 4597,18 20474,90 19170,35 16983,04
Кувейт 625,24 6530,00 3972,00 7157,00 30963,40 33574,06 29299,42
Ливан 658,77 3650,40 2525,10 6230,00 18965,06 19640,72 11354,66
Ливия 554,40 6777,00 5336,00 3732,00 16429,00 16543,40 13361,00
Мавритания 55,87 285,71 220,32 454,20 3703,43 3519,83 3037,20
Марокко 684,32 4255,08 6921,89 11533,60 38100,23 50734,12 43831,20
Оман 18,24 1731,91 2798,00 5131,00 29007,05 23506,55 20837,00
Катар 64,16 1423,00 1695,00 3252,00 32610,46 29178,07 25648,22
КСА 692,89 30166,00 24069,00 30238,00 174675,56 153162,93 132753,63
Сомали 45,10 435,31 95,00 342,99 1100,00 1150,00 1170,00
Государство Палестина .. .. .. 2526,20 6855,90 7748,58 7164,89
Судан 287,50 1576,38 618,50 1552,70 9509,12 9290,53 9203,60
Сирия 360,47 4124,08 2400,00 3815,43 5500,00 5600,00 4800,00
Тунис 305,52 3525,65 5512,58 8566,88 20220,94 21554,82 18351,07
ОАЭ 267,00 8746,00 11199,00 35008,85 263417,29 267937,37 226367,00
Йемен 232,67 3379,95 1570,94 2324,00 6572,82 10407,00 7368,00
Доля ЛАГ в мировом экспорте, % 2,39 5,36 2, 8 2,5 5,17 4,4 4,08
Источник: составлено и рассчитано по данным ЮНКТАД.
44 Третье место по общему объему импорта занимает Египет, чье сальдо внешнеторгового баланса, в отличие от первых двух стран, сохраняет отрицательное значение (см. табл. 5 и 6). Опережающими темпами увеличился совокупный импорт ЛАГ за исследуемый период – в 92,2 раза (мировой показатель – в 53,9). Это говорит прежде всего о росте значимости ЛАГ как потребителя на мировом рынке, причем достаточно диверсифицированного, что отражает и почти двукратный рост доли импорта Лиги в целом, хотя в последние 6 лет эта доля и сокращается (табл. 6). В то же время в 2020 г. импорт ЛАГ сократился – как по причине того, что макроэкономический шок усилил экономическую неопределенность, что повлияло на решение о выходе на эти рынки импортеров, так и вследствие сократившейся платежеспособности стран ЛАГ.
45

Выводы

46 Таким образом, как показывает исследование, ЛАГ, провозгласившая направлением своей деятельности содействие усилению экономического развития, взаимодействия, торгового сотрудничества своих членов, смягчение противоречий между ними, проведение политики в области защиты национальной безопасности (в том числе – экономической) и поддержание независимости и суверенитета государств–членов, в настоящее время испытывает определенные трудности в реализации своей основной задачи – обеспечения межарабского единства. Будучи объектами глобализации в силу своих ключевых позиций на мировом рынке углеводородов (позиций, которые, по нашим оценкам, будут усиливаться в постковидный период), страны ЛАГ испытывают негативное влияние глобальных шоков, содействующих росту нестабильности в регионе. Однако в силу поддерживаемых в регионе факторов нестабильности, эти государства и сами, со своей стороны, оказывают растущее дестабилизирующее воздействие на мировую экономику в силу роста взаимосвязи и взаимозависимости на глобальном уровне.
47 Во-первых, «Арабская весна», по сути, расширила зону нестабильности на Ближнем Востоке и вылилась в ряд военных конфликтов, – в том числе в Сирии, Ираке, Ливии, – а также внутренних социально-политических конфликтов в том числе, в странах ССАГПЗ – Бахрейне, Омане, в отдельных провинциях Саудовской Аравии. В арабских странах это стало результатом не столько кризисов политических систем, сколько социальных и экономических проблем, сокращения доходов стран региона и, в целом – роста дифференциации государств–членов ЛАГ.
48 Во-вторых, стоит отметить, что усиливающая дифференциация стран ЛАГ, по нашему мнению, остается одной из причин противоречий между странами–членами, инструментария решения которых на сегодня ЛАГ не имеет.
49 В то же время можно говорить о росте экономического потенциала ЛАГ в целом, в том числе – усилении позиций стран-членов в системе мировой экономики и торговли в целом. Потенциал ЛАГ не исчерпан полностью.
50 Следовательно, на наш взгляд, перед ЛАГ встают новые задачи, прежде всего – в экономической сфере, решение которых требует определенной трансформации ее организационных основ и направлений деятельности.
51 В ЛАГ нет единого таможенного режима, сохраняется визовый режим между государствами. На наш взгляд, нужно трансформировать механизмы деятельности ЛАГ в экономическом направлении, в частности, усилить инструменты экономической, прежде всего торговой и инвестиционной, интеграции, делая основной акцент не на идее национализма и панарабизма, а на взаимовыгодности экономического сотрудничества. Важно принимать конкретные меры для упрощения и наращивания межарабской торговли, интегрировать финансовую систему (проблемы сохраняются и в сфере исламских финансов), установить безвизовый режим, из-за которого даже в сфере межарабского туризма возникают проблемы, а также совместными усилиями обеспечивать продовольственную безопасность в арабском регионе, где сегодня она сохраняется на срок не более 3-х недель. Важно инвестировать в строительство крупных элеваторов и реализовывать другие инфраструктурные проекты в продовольственной и сельскохозяйственной сфере в странах ЛАГ, в том числе – с участием России и Сирии, а также третьих стран. И работа эта уже ведется.
52 Россия развивает сотрудничество с ЛАГ с 2013-2014 гг. (с началом «антиарабской весны», начавшейся в Египте, а затем – в Сирии), существуют серьезные инвестиции (или договоренности об инвестициях) между Россией и ОАЭ, КСА, Катаром. «Сотрудничество ЛАГ с Российской Федерацией направлено на укрепление основ коллективного диалога и сотрудничества на основе равенства и взаимной выгоды» [Джабер, Раед, 2019].
53 Решение ключевых проблем ЛАГ приведет одновременно и к решению страновых, региональных, а также некоторых мировых задач, в том числе – экономических, а также и социальных (международная миграция населения).

References

1. Abramova I.O., Fituni L.L. The impact of structural and macroeconomic imbalances on the fundamental trends of socio-economic development in the Middle East and North Africa. Aziya i Afrika segodnya. 2017. Tom 10. No. 2. Pр.13–33 (in Russian).

2. Jaber H.D., Raed D. Head of the Arab League Mission in Moscow (Arab League Ambassador), His Excellency Mr. Jaber Habib Jaber: interview to the magazine "Russia and Asia". Rossiya i Aziya. 2019. No.4 (9). Pр. 5–11 (in Russian).

3. Imamkulieva E.E. Features of the classification of Arab countries. Vestnik Instituta vostokovedeniya RAN. 2018. № 6. Pр. 139–147 (in Russian).

4. Kozhevnikov K.I. Syria: the potential of economic development. Economics and management: problems, solutions. 2021. Vol. 1. No. 10 (118). Pp. 182–189 (in Russian).

5. Kukhtin G.V., Haddad R. Interview with His Excellency Dr. Riyad Haddad, Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of the Syrian Arab Republic to the Russian Federation. Rossiya i Asia. 2019. No. 2(7). Pp. 5–8 (in Russian).

6. Lomakin N.N. Features of regional trade agreements with the participation of Arab countries. Dissertation for the degree of PhD of Economics Moscow, MGIMO (U) MFA, 2019 (in Russian).

7. Melkumyan E.S. The role of the League of Arab States in structuring the Arab regional space. Vestnik MGIMO-Universiteta. 2020. 13(5). Pр. 220–235 (in Russian).

8. MID RF. Foreign Minister Sergey Lavrov's speech and answers to media questions during a joint press conference with Foreign Minister of the Arab Republic of Egypt S. Shoukry, Cairo, April 12, 2021 (in Russian). https://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/international_safety/conflicts/-/asset_publisher/xIEMTQ3OvzcA/content/id/4680855 (accessed: 16.09.2021).

9. Rusakovich V.I. Oman: structural transformation and economic growth. Aziya i Afrika segodnya. 2018. No. 3 (728). Pр. 48–55 (in Russian).

10. Ryazancev S.V., Bezverbnyj V.A., Himsi M. The countries of the Arab Middle East in the world economy: socio-demographic and economic aspects. Nauchnoe obozrenie. Seriya 1: Ekonomika i pravo. 2019. No. 1–2. Pр. 5–15 (in Russian).

11. Salah El' Din M.S. Egypt's measures to mitigate the negative economic consequences for the tourism sector in the context of global instability. Rossiya i Aziya. 2020. No. 3 (12). Pр. 44–58 (in Russian).

12. Talaat Nasr A., Salah El' Din M.S. Interview with His Excellency Ambassador of the Arab Republic of Egypt to the Russian Federation Ambassador of the Arab Republic of Egypt to the Russian Federation Rossiya i Aziya. 2019. No. 1 (6). Pр. 5–8 (in Russian).

13. Tkachenko A.A., Vasil'ev A.M. Revolutionary upheavals in North Africa. Russia in a polycentric world. Edited by A.A. Dynkin, N.I. Ivanov. Moscow: Ves' mir, 2011. Рр. 533–541 (in Russian).

14. Filonik A.O., Isaev V.A. The Arab world: merging into a nation or increasing disunity? (Notes about). Aziya i Afrika segodnya. 2020. No. 3. Рр. 12–19 (in Russian).

15. Khasbulatov R.I., Byasharova A.R. 21th century: some features of world economic development. Mezhdunarodnaya ekonomika. 2019. No. 11. Рр. 6–21 (in Russian).

16. Khasbulatov R.I., Byasharova A.R. Coronavirus economic crisis in the global economy: features and consequences. Mezhdunarodnaya ekonomika. 2020. No. 5. Рр. 7–21 (in Russian).

17. Shkvarya L.V. Integration processes in the GCC in the 21th century. Aziya i Afrika segodnya. 2020. No. 7. Рр. 48–54 (in Russian).

18. Shkvarya L.V., Eliseev N.N. Bahrain's kink: Financial harbor has been shut down. Aziya i Afrika segodnya. 2011. No. 11. Рр. 25–30 (in Russian).

19. Agreement to Facilitate and Develop Trade Among Arab States. http://www.economy.gov.lb/public/uploads/files/3635_6707_7295.pdf (accessed: 16.09.2021).

20. Arab Trade financing program. https://atfp.org.ae/

21. Gouvea R., Vora G. The Arab League: Export Earnings and Economic Development. Modern Economy. 2017. Vol. 8. No. 4. Pp. 604–641. (accessed: 16.09.2021).

22. Hamid Z., Mohd Amin R., Saad N.Md. Does the Trade Structure Among the League of Arab States Show Potential for a Successful Regional Economic Integration? Journal of Economic Cooperation Among Islamic Countries. October 2008. Vol. 29. Iss. 4. Pp. 37–70.

23. The Alexandria Protocol. October 7, 1944.

24. Shkvarya L.V., Frolova E.D. Transformations in socio-economic development of the Gulf group states. Economy of Region. 2017. V. 13. № 2. Рр. 570–578.

25. Wajner D.F., Kacowicz A.M. The Quest for Regional Legitimation: Analyzing the Arab League’s Legitimizing Role in the Arab Spring. Regional & Federal Studies. 2018. Vol. 28. Iss. 4. Pр. 489–521.

26. UNCTADSTAT. https://unctadstat.unctad.org/wds/Table Viewer/tableView.aspx?ReportId=97 (accessed: 16.09.2021).

27. Union of Arab Chambers. http://uac-org.org/en/interactive/greater-arab-free-trade-area/introducing-gafta (accessed: 16.09.2021).

Comments

No posts found

Write a review
Translate