The ways and types of calendar festivals description in Ancient Egyptian texts
Table of contents
Share
QR
Metrics
The ways and types of calendar festivals description in Ancient Egyptian texts
Annotation
PII
S086919080013480-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Alexandra Mironova 
Occupation: Associate Professor
Affiliation: State Academic University for the Humanities
Address: Moscow, Maronovsky per., 26
Edition
Pages
6-18
Abstract

The article discusses the poetics of the description of the festivals in Ancient Egyptian texts. The author considers four ways of presenting information about the festival: commemorative inscriptions, royal annals, calendar lists, texts of mortuary literature. Many inscriptions on labels and vessels from the Early Dynastic and Old Kingdom periods report on the celebration of the Sed-festival and graphically represent the place of the ritual: the area near the royal residence, probably in the courtyard where the festival pavilion stood.

The texts of the so-called “festival labels” attached to the oil jars, served at least three purposes: description of the specific historical event mentioned in the inscription, indication of the specifics of the oil used during certain festivals, designation of the tomb owner’s desire to participate in these celebrations after death.

The calendar lists describe the festivals in chronological order, from the Inundation Season to the Harvest Season. The names of the festivals are usually followed by the items and number of offerings. Each festival commemorated the myth of the death and resurrection of Osiris. Various festivals are mentioned in the mortuary literature including the Pyramid Texts, the Coffin Texts, the Book of the Dead, the tomb inscriptions. These sources describe the festivals in the context of the Solar and Osirian myths. With the help of the magic spells recited during the feasts, the dead wished to be protected from the evil in the afterlife and be reborn as Re or Osiris. 

 

Keywords
Ancient Egypt, festivals, calendars, jar labels, Palermo Stone, Pyramid Texts, Book of the Dead.
Acknowledgment
This work is supported by grant of the Russian Science Foundation (project no. 19-18-00085 “Calendar Festivals of the Ancient Orient: Calendar Ritual and the Role of Temporal Representations in the Traditional Consciousness of the Ancient Peoples”) and performed in Saint-Petersburg University.
Received
18.01.2021
Date of publication
25.02.2021
Number of purchasers
24
Views
1443
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1 Памятники Древнего Египта сохранили немало сведений о календарных праздниках, отмечавшихся на протяжении всего года. Упоминания о них встречаются в календарных списках, записях храмовых ритуалов, религиозных текстах, царских анналах, административных документах, гимно-поэтических текстах. Изображения и описания праздничных ритуалов содержатся в рельефах, росписях, надписях пирамид, храмов, царских и частных гробниц, стел, саркофагов, папирусов, статуй, остраконах, предметов утвари. Больше всего источников по этой теме дошло от эпохи Нового царства и греко-римского времени.
2 В храмовом пространстве помещались списки праздников, связанных с культом определенного божества, которое почиталось в данном месте. Нередко подобные списки, как и сами праздники, создавались в связи с каким-либо важным событием: например, военной победой царя или определенным астрономическим явлением (восход Сириуса, новолуние и т.д.). Примером служит список праздников храма Амона-Ра в Карнаке, составленный после ряда побед Тутмоса III [Sethe, 1907, S. 740–741]. Поскольку поминальный культ занимал центральное место в египетской религии, большинство надписей с указаниями праздников связаны с памятниками погребального характера. В гробницах, как правило, помещались списки тех праздников, в которых покойный желал принять участие после смерти или те, что считались днями особого поминовения предков. Программы отдельных праздников рассматриваются в различных публикациях, посвященных религии Древнего Египта [Bleeker, 1967; Eaton, 2013; Spalinger, 2018]. Однако принципы фиксации праздников и способы их описания в письменных памятниках до сих пор не становились предметом отдельного исследования.
3

В Египте отмечалось более 60 праздников на протяжении всего календарного года в 365 дней, включавшего три сезона по четыре месяца каждый: Axt («разлив», «половодье»), prt («посев», «выхождение», «всходы»), Smw («жатва», «сухость», «низкий уровень воды»). В течение первого сезона (июль – октябрь) река затопляла поля, оставляя на них плодородный слой ила, необходимый для выращивания зерновых. Написание слова «Axt» включает изображения пруда с лотосами, плаценту, хлеб и солнце. Тем самым выражалось основное значение половодья: вода, покрывавшая всю землю, приносила с собой новую жизнь и являлась условием выращивания злаковых культур и выпечки хлеба – главной пищи египтян.

4

Следующий сезон (ноябрь – февраль) был связан с началом обработки полей, посевом семян, их произрастанием. В составе слова «prt»  встречаются знаки дома, рта, хлеба и солнца. Первые два знака используются также при написании глагола «выходить» (). После спада воды жители долины приступали к вспашке земли, бросали в нее зерна, которые постепенно росли, «выходили» из почвы. 

5

В третий сезон (март – июнь) наступала пора сбора урожая, жатвы и обмолота зерна. Это период наиболее низкого уровня воды, самое жаркое время года, сопровождавшееся засухой и болезнями. Иероглифическое выражение слова «Smw» состоит из знаков садового водоема, воды и солнца. Аналогичным образом обозначалось слово «жатва» (), включавшее детерминатив (т.е. определитель) тары, наполненной зерном.

6

Каждый этап сельскохозяйственной жизни египтян сопровождался праздниками, посвященными определенному божеству, которое соотносилось с тем или иным природным явлением. Для обозначения «праздника» египтяне использовали слово «Hb», имевшее детерминатив (W4), включавший открытый павильон (O22), установленный на алебастровый сосуд (W3). Нередко при указании праздника знаки павильона и сосуда приводились самостоятельно. Павильон представляет собой каркасное сооружение из камыша или тростника, с опорным столбом в виде раскрытого цветка папируса. Сосуд использовался в очистительных ритуалах. Таким образом, детерминатив W4 указывал на основные принципы любого праздника, связанного с мотивами возрождения природы, обновления сил и могущества богов и людей.

7 Наряду или вместо слова Hb часто приводилось слово hrw («день»), фактически являвшееся синонимом первого. Например, «день выхода Мина» (hrw n prt Mn). Детерминатив слова «день» изображает солнце (N5), поскольку это светило видимо днем. Применение данного слова в контексте описания праздника подчеркивало солярный аспект последнего. Таким образом, возрождение природы и обновление жизни непременно соотносились с мотивами захода и восхода Солнца, его умиранием вечером и воскресением утром. Рассмотрим основные виды надписей, сообщающих о праздниках.
8

I. Памятные надписи

9

Самые ранние употребления знаков «праздника» связаны с именами правителей I первой династии (III тыс. до н.э.). В основном они располагаются на внешних стенках каменных сосудов, служивших для хранения масла, вина, благовоний, костяных или деревянных ярлыках, крепившихся к сосудам с помощью веревочек. Большинство предметов, найденных в погребальных комплексах Абидоса и Саккары, фиксируют важные для царя события, случившиеся в определенный год его правления. Многие из них содержат сведения о проведении праздников, что говорит об использовании предметов в ритуальных целях. В надписях на сосудах чаще всего указывается хеб-сед («праздник Сед», или «юбилей») – ритуал, связанный с идей обновления власти царя и проводившейся в определенные годы его правления. Например, на сосудах царя Каа (I династия), найденных в Саккаре, говорится о проведении второго хеб-седа (рис. 1). Ниже хеб-седной надписи (sp 2 Hb-sd, «второй случай хеб-седа») изображена лестничная платформа с двумя павильонами, служившими для проведения церемоний праздника.

10 Для обозначения праздника используется знак павильона О22, что указывает на закрытый характер святилища, установленного на платформе. В дальнейшем этот знак будет накладываться на знаки двух павильонов с сиденьями в каждом из них, предназначенных, видимо для правителя или царских статуй . Позади хеб-седной надписи мы видим знак дворца серех с именем Каа и фигурой сокола над ним (т.н. Хорово имя царя). Таким образом, надпись не только фиксирует факт проведения хеб-седа царем Каа, но и отображает место проведения ритуала: в районе царской резиденции, вероятно, в открытом пространстве двора, где ставился павильон. Подобный тип надписи в целом останется неизменным в дальнейшем.
11

Рис. 1. Надписи на сосудах царя Каа из Саккары, галереи в пирамидном комплексе Джосера. The inscriptions on the vessels of King Qa’a from Saqqara, the underground galleries in the Djoser’s pyramid complex [Lacau, Lauer, 1959, pl. 8, no. 41; pl. IV, no. 5]

12 В эпоху Древнего царства юбилейные надписи помещались в рамку и приобрели вид благопожелательный формулы. Так, в надписи на алебастровой вазе Пепи I из Художественного музея Уолтерса в США (inv. no. 41.28) между хеб-седной надписью «первый случай хеб-седа» (sp tp(y) Hb-sd) и Хоровым именем царя стоит его тронное имя («Царь Верхнего и Нижнего Египта Мерира»), а внизу идет строка «даются (ему) жизнь, сила навечно» (di (n.f ) anx wAs Dt) (рис. 2). Описания ритуала отсутствует. Однако из характера расположения надписи можно составить общее представление о его смысле. Отметим, что тронное имя царя помещено в центре надписи и обращено в сторону Хорова имени царя со знаком серех. Как и в случае с Раннединастическими надписями, тем самым обозначалось место проведения ритуала, рядом с дворцом. При этом указывается главное значение хеб-седа: утверждение власти правителя как владыки Обеих Земель.
13

Рис. 2. Надпись на вазе Пепи I. Художественный музей Уолтерс, США. The inscription on the vase of Pepi I. The Walters Art Museum, USA [1]

14

[1] Описание памятника на сайте художественного музея Уолтерс. URL: https://art.thewalters.org/detail/15119 (дата обращения: 20.07.2020).

15

Что касается надписей на «праздничных ярлыках», среди них встречаются как обычные перечисления названий праздников, так и развернутые сцены с изображениями ритуалов. Нас будет интересовать первая группа памятников. Надписи устроены сходным образом: в правой части помещается знак года (rnpt) в виде пальмового стебля, рядом с которым идет перечень событий, произошедших в этот год. В левой верхней части указывается имя правителя, ниже – сорт масла, место его изготовления, а иногда – также имя поставщика. В качестве примера рассмотрим надпись на ярлыке упомянутого царя Каа из Абидоса (рис. 3).

16

Рис. 3. Ярлык царя Каа из Абидоса. Каирский музей (inv. Ab K 1440) The label of King Qa’a from Abydos. The Egyptian museum in Cairo (inv. Ab K 1440) [Raffaele, 2004]

17
rnpt: «Год,
sp 2 @pw второй случай (праздника) Аписа;
sp tp(y) aS xtyw первый случай (получения/отправления за) ливанской сосной;
@r-nbw (Xt)  (праздник) Хора Золотого (или: удел Хора Золотого).
nswt-bity nbty qa Царь Верхнего и Нижнего Египта, Небти (имя) Каа.
HAty THnw idt-Xt Прекрасное (или: качественное) ливийское масло для тела (?),
Hwt-it @rw, Hwt-sip (изготовленное в) маслодавильне “Дом Хора” (в) “Доме инспекции” (?),
mDH Im(y)-mr(y) (доставленное) плотником Ими-мери» [пер. по: Raffaele, 2004].
18 О характере праздников Аписа и Хора Золотого нам известно мало. Возможно, первый представлял собой ритуал «Бег Аписа» (pHrr @pw), упомянутый в записях Палермского камня, о которых будет сказано ниже. Известно, что Апис – черный бык, почитавшийся в Мемфисе. После объединения Египта в единое государство он стал символом правителя, воплощением силы и мужества. В записях Палермского камня ритуал «Бег Аписа» идет вслед за праздником «воссияние (появление) царя» (xa(t)-nswt), что может указывать на взаимосвязь этих двух праздников. По мнению Н. Милле, ритуал «воссияние царя» проводился в разные годы правления царя для утверждения его власти на покоренных территориях [Millet, 1990, p. 53–59].
19 Из содержания надписи мы видим, что оба праздника имели отношение к царскому культу и проводились в определенный год правления Каа. Причем для их церемоний, вероятно, употреблялось оливковое масло, привезенное из Ливии (THnw) [Stager, 1985, p. 175–176]. Известно, что в религиозном контексте это масло использовалась в качестве подношения богам, для умащения их статуй, в погребальных обрядах. В сирийском городе Эбла в III тыс. до н.э. существовал ритуал под названием i-giš sag (“масло (для) головы»), предполагавший умащение головы оливковым маслом, причем как царских особ, так и обычных людей в ходе различных церемоний [Viganò, 2000]. Ритуал возлияния масла на голову встречается и в росписях египетских гробниц (главным образом, эпохи Нового царства), где показаны сцены праздничного пира.
20 От времени Древнего царства дошло несколько дощечек с указанием семи священных масел, где Ливийское масло всегда стоит на последнем месте [Taylor, Strudwick, 2005, p. 158–159]. В Текстах пирамид названные масла упоминаются после описания ритуалов «Отверзания уст и очей» и жертвоприношений, направленных на возрождение усопшего в ином мире. О последнем, седьмом, масле говорится так: «Осирис-Унис, (я) принес тебе Око Хора, взятое им к переду/челу твоему. Прекрасное ливийское масло» (Pyr. 54а). Таким образом, помазание маслом головы усопшего соотносилось с мифом об исцелении глаза бога Хора, который отдал его своему отцу, Осирису, для воскрешения последнего.
21 Исходя из сказанного, можно предположить, что во время проведения того или иного египетского праздника масло определенного сорта, указанное на ярлыке сосуда, наливалось в соответствующее отверстие и служило для помазания голов участников праздника и статуй усопших, как о том говорится в приведенном отрывке Текстов пирамид. Таким образом, надписи на ярлыках поясняли, в какие дни следует использовать масло, содержащееся в сосуде. Важно учитывать, что праздники были связаны с идеей обновления, возрождения сил природы и людей. Поэтому их программа непременно включала в себя церемонии осирического характера.
22 Итак, надписи на ярлыках и других погребальных предметах имели по меньшей мере три назначения: 1) фиксация событий, имевших место в определенный исторический момент; 2) указание функции масла, содержащегося в сосуде; 3) выражение желания владельца гробницы принимать участие в торжествах после смерти и тем самым получать возможность возрождаться, подобно Осирису. Таким образом, праздники, упомянутые на предметах утвари, имели отношение не только к конкретному году правления царя, но и носили вневременной характер, обозначавшийся понятием «вечность».
23

II. Царские анналы

24

К следующей группе источников следует отнести записи значимых событий, связанных с правлением того или иного царя. Первые анналы сохранились на поверхностях Палермского камня (сер. V дин.), где перечислены события годов правления царей Древнего царства, с I по V династии. Описание событий строится по одной схеме: верхняя узкая горизонтальная строка с именем царя, ниже – широкая горизонтальная строка, разбитая на годовые ячейки. Внизу каждой ячейки помещена запись об уровне разлива Нила. Приведем отрывок надписи одного из правителей I династии, вероятно, Дена (рис. 4).

25

Рис. 4. Фрагмент записей годов царя Дена (?). Палермский камень, recto Palermo Stone (recto), partial record of King Den (?) [Wilkinson, 2000, fig. 1]

26 Ряд III «Царь X:
Год (x+) 1 Стоянка (в) храме Сау в Хека. (Высота Нила) 3 локтя, 1 ладонь, 2 пальца.
Год (х+) 2 Поражение Иунтиу2. (Высота Нила) 4 локтя, 1 пядь
Год (х+) 3 Воссияние царя Верхнего Египта Воссияние царя Нижнего Египта Хеб-сед (Высота Нила) 8 локтей, 3 пальца.
Год (х+) 4 Наполнение (?) номов (?) всеми подданными Запада, Севера и Востока. (Высота Нила) 3 локтя, 1 пядь.
Год (х+) 5 2-й праздник Джет. (Высота Нила) 5 локтей, 2 ладони.
Год (х+) 6 Замышление (?) усадьбы «Престолы богов». Праздник Сокара. (Высота Нила) 5 локтей, 1 ладонь, 2 пальца». [цит. по: Эмери, 2001, c. 335–336]
2. Обозначение племен Синайского полуострова.
27 Мы видим, что информация о событиях строится по тому же принципу, что на Раннединастических ярлыках. Только вместо сорта масла дается сообщение о максимальном уровне подъема Нила, зафиксированном в тот или иной год. Это говорит о ведении строгих наблюдений за началом разлива реки, что имело первостепенное значение для сельскохозяйственной жизни Египта, где уровень половодья определял объем будущего урожая. Кроме того, данное сообщение свидетельствует о существовании уже в ранний период государства сложившейся календарной системы в 365 дней, определявшей порядок проведения тех или иных праздников. Из анализа приведенного отрывка можно также заметить, что названия праздников перемежаются сообщениями о военных победах и строительной деятельности царя. Тем самым подчеркивались две основные роли царя, как воителя и верховного жреца, поддерживающего мировой порядок, маат, и подающего пример всем остальным жителям страны.
28 Отметим еще одну любопытную деталь в тексте: наиболее высокий уровень разлива Нила, 8 локтей, то есть 3,6 м (1 локоть = 45 см), пришелся на год (x+) 3 правления царя Дена (?). Тогда отмечалось целых три важнейших царских праздника: два «воссияния царя» (видимо, праздники коронации) и хеб-сед. Нельзя согласиться с мнением, что названная цифра была фикцией, созданной в религиозных целях [Helck, 1966, p. 74–79], или относится к записям предыдущего года [Bell, 1970, p. 572]. Скорее, она была уже известна ко времени проведения праздников. Мы знаем, что наивысшей отметки уровень воды достигает в августе-сентябре (сезон разлива), а с середины ноября (сезон посева) начинается ее спад. Значит, «воссияния царя» и хеб-сед могли отмечаться во время сезона посева, когда начиналась обработка полей.
29 Несомненно, помимо царских праздников в год (x+) 3 правления Дена проводились и другие праздники, начиная с периода разлива реки. Однако летописец пожелал зафиксировать исключительно царские праздники, очевидно, руководствуясь задачами религиозного характера. По сообщению Геродота (II, 13), при подъеме реки на 8 локтей «она заливала Египет ниже Мемфиса». Хотя это замечание касается эпохи Нового царства, вполне возможно, оно применимо и в отношении более раннего периода. По-видимому, при царе Дене жрецы, наблюдая беспрецедентно высокий подъем Нила, предполагавший обильный урожай, решили связать это явление с церемонией обновления власти правителя как владыки Обеих Земель.
30

31

Читая приведенную выше надпись снизу вверху, мы можем проследить смысловую взаимосвязь указанных в ней событий. Информация о Ниле размещается внизу; выше изображена лестничная платформа для проведения хеб-седных ритуалов и приводится хеб-седная надпись; далее идут знаки горизонта с выходящими из них солнечными лучами, над которыми стоит титул «царь Верхнего и Нижнего Египта». Тем самым писец, с одной стороны, визуально запечатлел космогонический миф о возникновении холма из первичных вод и появлении на нем солнечного божества, осветившего землю, а с другой, – обозначил роль Нила как основания египетской культуры, благополучие которой зависит от правильного исполнения ритуалов царем, обновляющего свои силы в ходе ритуала хеб-сед и возрождающегося подобно солнцу, вновь обретая полноту власти над Египтом.

32

III. Календарные списки

33

Самые ранние календарные списки появляются в период Древнего царства. Они фиксируются на стенах храмов, частных гробниц, папирусных свитках, остраконах, жертвенных столиках. Прежде чем подробно останавливаться на анализе списков, следует сказать несколько слов о видах праздников, обозначенных в календарях. В надписях Рамсеса III из Мединет Абу (XII в. до н.э.) встречается четкое разделение праздников на две группы: «праздники ежегодные/сезонные» (Hbw tp trw) [Breasted, 1934, lists 19–67] и «праздники неба» (Hbw nw pt) [Breasted, 1934, lists 7–15; Altenmüller, 1977]. По мнению Э. Спэлинджера, первые являются праздниками, привязанными к гражданскому календарю в 365 дней и отмечавшимися один раз в году, а вторые – к лунному календарю в 354 дня, проводившимися более одного раза [Spalinger, 2018, p. 17].

34 В календарных списках при обозначении даты праздника обычно указывается порядковый номер месяца, название сезона и порядковый номер дня:
35 III Axt 26 n Hb %kr «Третий месяц сезона разлива, 26-е число; день праздника Сокара» [Breasted, 1934, list 47].
36 Первый известный календарный список праздников происходит из солярного храма Ниусерра в Абусире и датирован периодом V династии. Не исключено, что подобные надписи создавались уже при царях I и II династий. Список Ниусерра сохранился во фрагментарном состоянии. Приведем некоторые отрывки в соответствии с реконструкцией В. Хелька [Helck, 1977, S. 56–62]:
37 (1) День Открытия года: [1000] psn-хлебов, [1 бык, 10 гусей], мед, молоко, сладости… [День праздника Уаг, I Axt 18: 1300 хлебов, 1 бык]… [День (праздника) Тота I] Axt 20: [1300 порций хлебов и пива, 1 бык] подношения [Хатхор. Его Величество сопровождает плавание] барки [Хатхор:] в Мемфисе, Санх-Ра-Ниусерра… День праздника Садж [сезона Axt; натягивание веревки], укладка [кирпича], вспахивание [земли], засыпание песком фундамента, проведение работ в жилых строениях дворца... (2) День одевания Анубиса, «который на своей [горе]», II Axt [17: 1300 порций хлебов и пива, 1 бык]… [День выхода Ра в Шесепибра] II Axt [29: 1300 порций хлебов и пива], [1 бык]… (3) [День] поднятия [жертвы всесожжений… III Axt…, 1300 порций хлебов и пива, 1 бык]… [День] плавания, ужин; [III Axt… :] 30000 порций хлеба и вина, [10] быков… [День праздника Сокара] IV Axt [26], день тяги (барки) Сокара. [Его Величество] сопровождает (бога) на барке «Того, кто пребывает в своей пещере»: [1300 порций хлебов и пива, 1 бык]… День выхода Ра в Шесепибра IV Axt [29: 1300 порций хлебов и пива, 1 бык]… (4) Первый день года, [I prt 1: 1300 порций хлебов и пива, 1 бык]… [День] праздника Всесожжения (rqH) [II prt 9: 1300 порций хлебов и пива, 1 бык]… [День] выхода Ра [в Шесепибра; II prt 29: 1300 порций хлебов и пива, 1 бык]… [День] выхода Ра [в] Шесепибра; III prt 29: 1300 порций хлебов и пива, 1 бык]… (10) День [выхода] Мина; [I Smw 11:] 1000 psn-хлебов, 1 бык, 10 гусей, мед, молоко, сладости… [День] выхода Ра [в Шесепибра; I Smw 29: 1300 порций хлебов и пива, 1 бык]… [День… II] Smw, день […]; Его Величество [сопровождает Ра в Шесепибра; 1300 порций хлебов и пива], 1 бык… День [праздника Бастет], II Smw [18: 1300 порций хлебов и пива, 1 бык]… В конце календарного списка приводится общее количество подношений: «100[8]00 порций хлебов и пива, 79[2]0 psn-хлебов, 1002 быков-iwA, 1000 гусей…»
38 Как можно заметить, описание праздников дается в строго хронологическом порядке, начиная с первого месяца сезона разлива. В начале строки идет название праздника, далее – его дата и следом – количество и номенклатура жертв. Подобный принцип с некоторыми вариациями останется неизменным и в дальнейшем. В приведенном списке можно выделить три группы праздников по характеру подношений:
39
  1. 1000 psn-хлебов, 1 бык, 10 гусей, мед, молоко, сладости;
  2. 1300 порций хлебов и пива, 1 бык;
  3. 30000 порций хлеба и вина, 10 быков.
40

В первую группу праздников входят Новый год (wp-rnpt, букв.: «Открытие года») и праздник Выход Мина (prt Mn). Источники более позднего времени показывают, что оба праздника имели солярный характер, а также соотносились с царским культом. Праздник Нового года отмечал начало живительного разлива Нила, означавшего обновление жизни, возрождение сил богов и людей, прежде всего, правителя, от которого зависело благополучие страны. Ритуалы праздника опирались на мифологические представления о рождении на рассвете солнечного бога из тела богини Нут.

41 Ко второй группе относятся праздники поминального характера, связанные с районом некрополя. Сюда относятся праздник Уаг (wAg), праздники богов Тота, Анубиса, Сокара, сжигания жертвоприношений (rkH). Больше всего в тексте упоминается праздник Выхода Ра в Шесепибра (Xnt Ra m ^sp-ib-Ra), имевший местное происхождение. Шесепибра, или «Радостно сердце Ра», – название храма в честь солнечного бога Ра, возведенного Ниусерра в Абусире.
42 Надо учитывать, что в праздниках принимало большое число людей, включая жрецов, вельмож, музыкантов, солдат и жителей окрестных деревень. По окончании ритуалов они получали свою долю жертвенной пищи. Сами праздники могли длиться от нескольких дней до месяца и более. Вероятнее всего, в календаре Ниусерра объем жертвоприношений указан за весь период праздника и определяется как составом участников церемоний, так и продолжительностью праздника [Vymazalova, 2016, p. 334].
43 В календаре Рамсеса III из Мединет Абу количество и номенклатура жертв приводится за каждый день праздника. Приведем фрагмент описания первого дня праздника бога Сокара [Breasted, 1934, list 42]. Из календаря следует, что общая продолжительность праздника составляла 10 дней, IV Axt 21–IV Axt 30 [Breasted, 1934, list 42–51]. В тексте встречаются следующие единицы измерения объема: хекат (бочка) = 4,8 л; хекат четверной = 19,2 л; хар (мешок) = 96,5 л или 76,8 л.
44 «[IV] Axt 21; день открытия окна в святилище-шетаит; подношения Птах-Сокару в этот праздничный день.
bit-хлеб порций 30 хекат 1 буханок 15
bit-хлеб порций 40 хекат 1 буханок 25
psn-хлеб порций 20 хекат 1 буханок 100
белый фруктовый хлеб [порций] [40] хекат 1 буханок 5
bit-пирожные порций 30 [хекат 1] пирожных 3[0]
сосуды с пивом порций 20 хекат 1 cосудов 1[5]
Общее число хлебов для подношений богам 145 пирожных 30 сосудов с пивом 15
Приготовление зерна Верхнего Египта 2 хеката четверных зерно Нижнего Египта 1 хар и 1 хекат четверной; общий объем зерна 2 хара
живой гусь 2 сосуды с вином 2 корзины с фруктами 5
обычная птица 2 сосуды с благовониями 5 корзины с букетами свежих цветов 20
45 Отметим особенность изложения информации о празднике. Текст идет сверху вниз, причем описание состава жертв разбито на два крупных раздела. Самый обширный касается различных видов хлеба, что вполне объяснимо – хлеб являлся основой жизни египтян. Как полагали египтяне, умению выращивать зерновые культуры люди научились от Осириса, бога растительности, считавшегося олицетворением хлебного зерна. Он же являлся первооткрывателем пива, которое в Египте варили из солодовенного хлеба, что также объясняет включение этого напитка в состав хлебных жертв. Каждый праздник в той или иной форме воспроизводил миф о смерти и воскресении Осириса, который соотносился с аграрным циклом египтян.
46 В конце «хлебного» раздела списка подводится итог, а также указывается необходимое количество зерна для изготовления жертвенных хлебов и пива. Следом идет перечисление менее значимых жертвоприношений, включая птиц, фрукты, цветы. В целом, календарные записи напоминают инвентаризированные описи, с четкой система учета товаров. Все данные приводятся в таблице, разбитой на несколько секций. В первой из них дается наименование продуктов, а в остальных – количество продуктов. Весь обширный список объединен вертикальной строкой с указанием даты и названия праздничного ритуала и краткой характеристики церемоний. В данном тексте упоминается храмовое святилище-шетаит, которое, по-видимому, представляло собой помещение со световым колодцем, откуда солнечные лучи падали на статую Сокара [Gaballa, Kitchen, 1969, p. 38].
47

IV. Заупокойные тексты

48

Описания праздников встречаются в заупокойной литературе, включая Тексты пирамид (Древнее царство), Тексты саркофагов (Среднее царство), Книгу мертвых (Новое царство). В этих памятниках упоминания праздников соотносятся с представлениями о загробном путешествии души усопшего, который надеялся возродиться в ином мире и пребывать среди богов. Сами тексты представляли собой как заклинания, читавшиеся жрецами, так и своеобразный магический путеводитель по успешному преодолению опасностей в ином мире. В конечном счете они предназначались исключительно для покойного, который мог сам произносить формулы после проведения ритуала отверзания уст.

49 В Текстах пирамид праздники упоминаются в связи с мотивом возрождения души покойного царя. Приведем отрывок из надписей пирамиды Пепи I (VI дин.), расположенной в южной зоне Саккарского некрополя.
50 PT 1011a–1013d: Говорить слова: Совершено возлияние, возвысился Упуаут, спящие ночью пробудились, бодрствующие днем поднялись, Хор пробудился. Поднимись, Осирис Пепи, сын Геба, его первенец, перед которым трепещет Великая Эннеада. Да очистишься ты для (праздника) месяца, да воссияешь ты для (праздника) новолуния, будут отпразднованы для тебя три начала (деления года). Великий Причальный Кол взывает к тебе, как (к) Стоящему Неутомимо посреди Абидоса. Слушай то, что сказал Геб: одухотворил он Осириса как бога; хранители Пе посадили его на престол, хранители Нехена объявили его правителем, как Сокара, предстоятеля pDw-S, Хора, Ха и Хемена» [пер. по: Allen J., 2005, p. 131].
51 В начале фрагмента идет описание ритуала возлияния, требуемого для возрождения души усопшего и привлечения бога-шакала Упуаута (досл.: «Открывающий пути»»), являвшегося проводником умершего в загробном мире. Далее идет описание двух состояний, сна и пробуждения, выражающих смерть и переход души в новую жизнь. Царь отождествляется с Осирисом, покинувшим мир против своей воли и воскресшим после смерти, став владыкой загробного мира.
52 Отправляясь в царство Осириса, усопший желал возродиться и обрести вечное блаженство в Полях подношений, где находилось «неутомимые/негасимые» звезды. В приведенном тексте это место соотносится с районом Абидоса, где, по преданию, находилась гробница Осириса. Мотив плавания усопшего в Абидос для участия в праздниках Осириса регулярно встречается в текстах и рисунках, связанных с поминальным культом.
53 Для успешного перехода души в иной мир, в область околополюсных звезд, проводились праздники новолуния (psDntyw) и 2-го лунного дня (или праздник месяца) (Abd), когда совершались жертвоприношения [Wallin, 2002, p. 79–80]. Появление луны на небе связывалось с представлениями о возрождении души покойного, который должен так же «воссиять» (xai), как и светило. Лунные праздники часто упоминаются среди других праздников или сами по себе в гробничных жертвенных формулах эпохи Древнего и Среднего царств, начертанных на внешних стенах входного портика и ложной двери гробницы [Spalinger, 1996, p. 24–39]. Аналогичные надписи имеются на столиках для продуктов и жертвенниках для возлияний воды, входивших в состав погребального инвентаря. В качестве примера можно привести надпись на круглом столике-xAwt из собрания Каирского музея (CG 1305), происходящем из гробницы Каихепа в Саккаре (С 27; IV дин.) [Hanafy, 2016, p. 1–2]:
54

di nswt prt-xrw n.f m Abd smdt wp-rnpt tp(y)-rnpt imy-r Hm(w)-kA KA(.i)-Hp «Дает царь выхождение голоса для него /=принесение заупокойных жертв/ в (праздники) месяца, полумесяца, Открытия года, Первого дня года, распорядителю kA-жрецов Каихепу»

55 В надписях, подобных приведенной, перечень праздников всегда идет вслед за списком подношений, который зачитывался во время праздников, считавшихся особо значимыми в поминальном культе. Характерно, что среди лунных праздников чаще всего выбирались праздники месяца (или 2-го лунного дня) и полумесяца (или полнолуния). В заупокойных текстах этот временной интервал связывался с периодом очищения и возрождения умершего, а также наполнения, то есть исцеления Ока Хора богом Тотом [Wallin, 2002, p. 80–82]. Усопший отождествлялся, с одной стороны, с Тотом, исцеляющим Око, а с другой – с небесным светилом, совершающим странствие по небосводу.
56 В Книге мертвых прослеживается мотив участия усопшего в различных праздниках, которые рассматриваются в связи каким-либо эпизодом осирических или солярных мифов. Речь может идти о победе Хора над врагами Осириса, или об исцелении Ока Хора, или о суде Осириса. Скажем, в 144-й главе говорится:
57 Осирис N есть блаженный (Ax), владыка блаженства. Блаженный, которого я родил, он отметит (праздник) месяца и станет глашатаем празднества полумесяца. Осирис N обходит кругом Око Хора, который дан Хору и помещен Тотом в ночи. Он проходит по небу с триумфом. Ему дозволено продвинуться вперед спокойно и плавать в ладье (Ра) [пер. по: Allen T., 1974, p. 231].
58 Описание лунных праздников здесь связывается с мифом о борьбе Хора с Сетом, в ходе которой Хор потерял глаз, ассоциировавшийся с луной. Сет разрубил глаз на 64 части и разбросал их по Египту. Бог мудрости и магии Тот отыскал 63 части, срастил их и вернул исцеленный глаз Хору. Повреждением глаза египтяне объясняли фазы луны. Именно усопший, отождествленный с Осирисом, отцом Хора, провозглашает наступление праздника полнолуния, когда отмечалось исцеление Ока.
59 Прослеживая в целом эволюцию способов фиксации египетских праздников в письменных источниках, можно заметить постепенный переход от кратких обозначений праздников к более развернутым описаниям, включающим мифологическую составляющую программы праздника и характеристику его ритуалов. Важно отметить, что само расположение текстов с указанием и описанием праздников, как правило, тем или иным способом выражало древнеегипетские космогонические представления и связи их с поминальным культом. Перечисленные в ряде текстов жертвы, приносившиеся во время праздников, следует рассматривать, скорее, как благодарственное возношение богу за обильный урожай и выражение надежды людей на благополучное существование после смерти в ином мире в Полях подношений.

References

1. Emeri W. Archaic Egypt / transl. from English by N.N. Kamenskaya, A.S. Chetverukhin. Saint Petersburg: Neva, Letnii sad, 2001 (in Russian).

2. Allen T. G. The Book of the Dead or Going Forth by Day: Ideas of the Ancient Egyptians concerning the Hereafter as Expressed in their own Terms Terms (Studies in Ancient Oriental Civilization, 37). Chicago: The Unversity of Chicago Press, 1974.

3. Allen J. P. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Translation with an introduction and notes. Atlanta: Society of Biblical Literature, 2005.

4. Altenmüller H. Feste. Lexicon der Ägyptologie, 1977, Bd. II. Kol. 171–191.

5. Bell B. The oldest records of the Nile floods. Geographical Journal, 1970, vol. 136. Pp. 569–573.

6. Bleeker C. J. Egyptian Festivals: Enactments of Religious Renewal. Leiden: E.J. Brill, 1967.

7. Breasted J.H. (ed.). Medinet Habu. Vol. III. The Calendar, the “Slaughterhouse” аnd Minor Records of Ramses III. Chicago: The University of Chicago Press, 1934 (Oriental Institute Publications, 23).

8. Eaton K. Ancient Egyptian Temple Ritual. Performance, Pattern, and Practice. New York: Routledge, 2013.

9. Gaballa G.A., Kitchen R. The festival of Sokar. Orientalia, 1969, vol. 38. Pp. 1–76.

10. Hanafy D. CG 1305: An Offering Table in the Egyptian Museum with a Short Notation on Festivals. SHEDET (annual peer-reviewed journal issued by the Faculty of Archaeology, Fayoum University), 2016, vol. 3. Pp. 1–11.

11. Helck W. Nilhöhe und Jubiläumsfest. Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde, 1966, Bd. 93. Pp. 74–79.

12. Helck W. Die “Weihinschrift” aus dem Taltempel des Sonnenheiligtums des Konig Neuserre Bei Abu Gurob. Studien zur altägyptischen Kultur, 1977, Bd. 5. Pp. 47–77.

13. Lacau P., Lauer J.P. La Pyramide à Degrés. Tome IV. Inscriptions à l'encre sur les vases. Cairo: Institut Français d'Archéologie Orientale, 1959.

14. Millet N.B. The Narmer Macehead and Related Objects. Journal of the American Research Center in Egypt, 1990, vol. 27. Pp. 53–59.

15. Raffaele F. Qa’a 16 (a). Corpus of Ist Dynasty Ivory and wooden labels. January 3, 2004. [Electronic Resource]. URL: http://www.francescoraffaele.com/egypt/hesyra/labels/xxqaa16.htm (Access: 20.07.2020).

16. Sethe K. Urkunden des 18. Dynastie. Bd. III. Leipzig: J.C. Hinrichs’sche Buchhandlung, 1907.

17. Spalinger A. Feasts and Fights: Essays on Time in Ancient Egypt. Yale: Yale Egyptological Institute, 2018 (Yale Egyptological Studies, 10).

18. Spalinger A. The Private Feast Lists of Ancient Egypt. Wiesbaden: Harrassowitz, 1996.

19. Stager L. E. The firstfruits of civilization. Palestine in the Bronze and Iron Age: Papers in Honour of Olga Tufnell, ed. J. N. Tubb. London: Institute of Archaeology, 1985. Pp. 172–187.

20. Taylor J.H., Strudwick N.C. Mummies: Death and the Afterlife in Ancient Egypt. Treasures from the British Museum. Santa Ana and London: Bowers Museum of Cultural Art, 2005.

21. Viganò L. Rituals at Ebla II, i-giš sag: a purification ritual or anointing of the head? Journal of Near Eastern Studies, 2000, vol. 59 (1). Pp. 13–22.

22. Vymazalova H. Feasts in written evidence from the 5th dynasty royal necropolis of Abusir. Studies in Honour of Anthony J. Spalinger on the Occasion of his 70th Feast of Thoth, eds. R. Landgráfová, J. Mynářová. Prague: Czech Institute of Egyptology, 2016.

23. Wallin P. Celestial cycles. Astronomical concepts of Regeneration in the Ancient Egyptian Coffin Texts. Uppsala: Dept. of Archaeology and Ancient History, 2002 (Uppsala Series in Egyptology, 1).

24. Wilkinson T.A. Royal Annales of Ancient Egypt. The Palermo Stone and its associated fragments. London; New York: Kegan Paul International, 2000.

Comments

No posts found

Write a review
Translate