The history of the formation of a system of regional studies in China (19th–21th)
Table of contents
Share
QR
Metrics
The history of the formation of a system of regional studies in China (19th–21th)
Annotation
PII
S086919080013477-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Svetlana B. Makeeva 
Occupation: Leading researcher
Affiliation: Institute for Demographic Research – Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (ISPR FCTAS RAS)
Address: Moscow, 119333, Russia, Fotievoy St., D.6, bldg. 1
Edition
Pages
186-198
Abstract

The country-wide knowledge system that was formed in China throughout the 20th century had a theoretical and methodological foundation laid down by the traditional historical and geographical direction of Chinese studies, as well as the economic and geographical area of scientific knowledge I am from China. In Chinese society there was a practical need to use the results of country studies in the formation of China's domestic and foreign policy, and from the middle of the 20th century the practice of opening research institutes specializing in the study of other countries and regions began to be implemented. In the future, the number of these scientific departments increased due to the implementation of the policy of “reform and openness” and the orientation of Chinese society to borrowing the historical experience of foreign countries in building mechanisms of a market economy. Country-based knowledge system in China until the 1970-1980s. relied on the use of descriptive-analytical, statistical-descriptive research methods, but in the 1990s in connection with the borrowing of Western European, American, Japanese theories of regional development the Chinese country tradition was supplemented by the experience of conducting complex and interdisciplinary studies. At the turn of the XX-XXI centuries. comprehensive and multidisciplinary approaches to the study of foreign countries and regions are spreading in China. Among the new scientific directions in the study of regional development processes in other countries, such directions as “foreign regional studies”, “international regional studies” and “world regional studies” have gained particular popularity. In the context of the implementation of the strategic tasks set by the Chinese leadership for the socio-economic regional development of the PRC in the coming decades, there is a need to use the regional studies system of knowledge in the process of implementing the domestic and foreign policy of the Chinese state.

Keywords
intellectual history, China, regional studies, regional studies, knowledge system, research institutes, Chinese scientists, foreign countries and regions.
Acknowledgment
The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of scientific project No. 20-014-00010 "The influence of uneven development of regions of Russia and China on interregional bilateral cooperation: a comparative historical study"
Received
20.01.2021
Date of publication
25.02.2021
Number of purchasers
24
Views
1688
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1 На протяжении всего ХХ века в Китае происходил процесс формирования регионоведческо-страноведческой системы знаний, которая имела теоретико-методологическую основу, заложенную традиционным историко-географическим направлением китайских исследований, а также экономико-географическим направлением научного знания Китая. До начала ХХ века описания регионального развития Китая входили в состав историко-географических произведений. С начала ХХ в. география начала обретать некую «самостоятельность», т.к. были написаны первые учебники по географии, а в 1934 году было основано «Географическое общество» в Китае под руководством Чжу Кэчжэня. Со второй половины ХХ века начинается развитие экономико-географического направления научного знания в Китае, что было продиктовано потребностями решения актуальных социально-экономических проблем. Опыт районирования, картографирования, территориального планирования, дистанционного зондирования учитывался в рамках преобразований национальной экономики КНР.
2 В ходе развития китайского общества при формировании векторов внутренней и внешней политики использовались результаты страноведческих исследований, а со во второй половины ХХ века изучение других стран и регионов осуществлялось в рамках специализированных китайских научно-исследовательских институтов или «мозговых центров». Основной целью данной статьи является рассмотрение в рамках интеллектуальной истории Китая особенностей формирования системы регионоведческо-страноведческих исследований. На основе использования метода логического анализа, системного подхода и сравнительно-исторического метода исследования определяются основные предпосылки в формировании системы страноведческих знаний в Китае до к. XIX в.; характеризуется историко-географическое направление в эволюции регионоведческо-страноведческих знаний в Китае в ХХ в.; определяется роль политики «реформ и открытости» в формировании новых направлений в китайской системе регионоведческо-страноведческих исследований.
3

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАНОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В КИТАЕ ДО К. XIX В.

4 Формирование китайской системы страноведческих знаний было напрямую связано с историческим развитием Китая, особенностями менталитета и мировоззрения китайского народа. Традиции изучения стран-соседей в Китае берут своё начало с древнейших времён. Самым ранним из известных географических трактатов, в котором находят отражение страноведческие описания, является географическое произведение «Юйгун» (VIII-V вв. до н.э.). В книге упоминается государство Вьетнам (Аннам). Попытки географического районирования, представленные в Юйгуне заложили основы пространственного анализа в изучении регионального развития Китая в дальнейшем. Ещё одним ранним из известных географических трактатов, в котором представлены страноведческие традиции Китая является «Шаньхайцзин» - книга гор и морей, которая состоит из отдельных сочинений, из-за чего сложно определить время появления этого памятника. В этом трактате описывается мифическая и реальная география Китая, а также его соседей.
5 В период существования династии Хань начал формироваться Великий шелковый путь, который имел огромное значение в расширении страноведческих знаний китайцев. Император У-ди (156-87 гг. до н. э.) послал дипломата Чжан Цяня на поиски вражеского народа юэчжи, чтобы заключить с ними союз. Во время путешествия Чжан Цянь увидел, что Центральная Азия славится своими лошадьми, а производство шёлка отсутствует, хотя там он был очень ценен, так как позволял противостоять насекомым. После возвращения Чжан Цянь подробно рассказал У-ди о ситуации в странах (Давань, Бактрия, Хорезм, Юйтянь, Лоулань, Парфия и т. д.), которые он посетил. Его доклад включал описание географического положения, гор и рек, населения, военной силы, природных богатств, нравов и обычаев. Впоследствии установились торговые отношения с государствами Азии. Это было первое китайское путешествие такого масштаба, страноведческие сведения о котором дошли до наших дней.
6 В географическом разделе исторического труда «Шицзи», составленным знаменитым китайским историком Сыма Цянем в эпоху династии Хань содержатся страноведческие описания соседних с Китаем территорий. Дальнейшее расширение страноведческих знаний происходит в эпоху династии Суй. В произведении «Карты и примечания о Западных областях», составителем которого являлся Пэй Цзюй, содержались страноведческие описания Западной и Центральной Азии, а также информация о связях Китая с этими 44 странами.
7 В эпоху династии Тан результаты страноведческого изучения находят отражение в работе знаменитого монаха-путешественника Сюаньцзана «Путешествие в Западный край во времена Великой Тан». Эта книга состоит из путевых заметок путешествия автора, которое длилось в общей сложности 17 лет. Он описал личный опыт и информацию, полученную от других людей, о 138 странах и областях, включая территорию современного Синьцзян-Уйгурского автономного района, Афганистана, Индии, Ирана, Пакистана, Непала, Бангладеша, Шри-Ланки и т.д. Книга содержит страноведческие описания географических особенностей, обобщающие характеристики морского и сухопутного транспорта, климата, природных ресурсов, истории, религии, экономики, культуры, обычаев и нравов различных народов. Особое внимание Сюаньцзан уделял описаниям религий, монастырей, храмов, буддийских историй и легенд. Это произведение содержит очень важную справочную страноведческую информацию для изучения истории Центральной и Южной Азии. Также в книге есть очень много историко-географических материалов, посвященных Индии.
8 Развитие китайской страноведческой традиции продолжилось в эпоху династии Юань и нашло отражение в произведениях Елюй Чуцая «Описания путешествия на Запад», Ли Чжана «Описания путешествия на Запад истинного мужа Чан Чуня», Чжоу Дагуаня «Записки об обычаях Камбоджи». Данные произведения внесли значительный вклад в расширение страноведческих знаний о приграничных территориях и о территориях за пределами Китая.
9 События «Опиумных войн» показали отсталость Китая в научно-техническом развитии, способствовали насильственному «открытию» западному миру и превращению Китая в конечном итоге в полуколониальное государство. В этой ситуации некоторые китайские учёные начали задумываться о возможности заимствования западных технологий и исторического опыта для ускоренного социально-экономического регионального развития государства и восстановления его военной мощи. Одним из таких учёных и общественно-политических деятелей был Вэй Юань (1794-1856), конфуцианский чиновник среднего разряда, который написал исследование по зарубежной географии с использованием собранных и переведённых материалов, полученных у торговцев и миссионеров. В своём труде «Планы морской обороны», написанном в 1842 году, он отмечал, что существует «два способа борьбы с варварами, а именно: подталкивать враждебно относящиеся к варварам страны к нападению на них и изучать всё, в чем варвары превосходят нас, дабы держать их в узде» [Xu Weitong, 2012, p. 1]. А первым страноведческим произведением, содержащим комплексные описательно-аналитические сведения о географии, истории, политике, культуре, военной мощи, религии, о достижениях науки и техники зарубежных стран был грандиозный труд, составителем которого являлся Вэй Юань «[Географические] описания заморских государств с картами» («Хай го ту чжи») [Zheng Du, 2016, p. 75].
10 Изначально, цинское правительство не прислушалось к призывам Вэй Юаня, а первые шаги по формированию страноведческой системы знаний в целях изучения других государств и использования полученных знаний в политике и дипломатии были предприняты лишь во второй половине XIX века великим князем Гуном, который доверил исполнение своих идей Ли Хунчжану, высокопоставленному чиновнику, прославившемуся командованием войск при подавлении Цинским правительством Тайпинского восстания. Великий князь Гун предложил учредить новый правительственный орган «Канцелярию по ведению дел со всеми государствами» для осуществления действий и установления связей с западными державами и анализа иностранных газет с целью получения информации о делах за пределами китайских границ. Он с надеждой предсказывал, что это временная необходимость, которая будет сразу же упразднена, «как только военные кампании прекратятся и дела в разных странах сделаются более понятными». Этот новый департамент не включался в официальные списки столичной и государственной канцелярий вплоть до 1890 года. Его чиновники в рангах уступали своим коллегам из более важных департаментов, назначались временно и часто менялись. Таким образом, традиция страноведческих описаний в Китае была заложена с древнейших времён. Потребность в заимствовании исторического опыта зарубежных стран возникла во второй половине XIX века и реализовывалась в процессе социально-экономического регионального развития других государств. Реформы Китая в рамках политики «самоусиления» основывались на «поиске знаний в мире» [Xu Weitong, 2012, p. 1].
11 Следовательно, предпосылками оформления китайской страноведческой системы знаний являлась ориентация с середины XIX века китайского правительства на прагматический результат по выведению страны из состояния «отсталости» в научно-техническом плане на основе заимствования исторического опыта зарубежных стран и практического применения достижений социально-экономического и технологического развития западноевропейского общества. Научно-практическими целями комплексного изучения зарубежных стран в рамках оформления в к. XIX - н. ХХ века страноведческой традиции в китайском обществе являлось исследование экономических, политических, культурных, идеологических факторов регионального развития самого китайского общества и изучение тех же факторов в других странах.
12

«СТРАНОВЕДЕНИЕ» 国情学 (ГОЦИНСЮЭ) В КИТАЕ

13 Под влиянием западноевропейских и японских идей по изучению зарубежных стран и территорий, в начале ХХ века в Китае начинает складываться «страноведение» 国情学 (гоцинсюэ) – научное направление в рамках географии по исследованию различных стран и регионов. Ключевыми компонентами страноведческого анализа для китайских ученых являлось изучение физико-географического положения, экономической географии, достижений в военной сфере, науки и техники зарубежных стран. Первым научно-практическим результатом применения статистическо-описательного направления страноведческого анализа явился выход в свет работ китайских ученых под руководством Чжан Сянвэня (张相文): в 1923 году коллективной монографии «Обзор мировой экономической географии» («世界经济地理教程»), а в 1930 году «Послевоенная экономическая география мира» («战后世界经济地理»), где были собраны основные сведения о развитии зарубежных стран [Li Wenyan, 2008, p. 88]. В дальнейшем китайская система страноведческого знания опиралась на описательно-аналитические и статистическо-описательные методы исследования, анализируя региональное развитие зарубежных стран, с точки зрения изучения «основных социальных характеристик государства, его основных особенностей, а также состояния экономики, политики, культуры, идеологии и других областей» [Wang Jiangzhong, 1990, p. 34]. Постепенно страноведение как направление естественнонаучного цикла исследований стало относиться также к сфере общественных наук, основным объектом её исследования становятся «национальные особенности» и «обстановка в стране» (国情) [Chen Tanbing, 1992, p. 67]. К таким «национальным особенностям» китайские ученые относили основные характеристики состояния страны в конкретный исторический период развития, например, её социальные характеристики, политику, экономику, военное дело, международные отношения, население, науку и технику, образование, культуру, этнический состав, религию, ресурсы, т.е. все те положения, которые определяют, ограничивают или влияют на комплексную мощь государства, политические силы и социально-экономическое развитие [Yang Dongsheng, 2001, p. 1].
14 В первой половине ХХ века практические результаты научно-исследовательской деятельности в рамках китайского «страноведения» по изучению исторического опыта социально-экономического развития зарубежных стран начинают использовать социально-политические силы Китая. Созданная в 1921 году Коммунистическая партия Китая (КПК) выступала за переосмысление с точки зрения классовой борьбы, теории марксизма-ленинизма, полученных ранее китайским обществом страноведческих знаний. После своего прихода к власти в 1949 году КПК во главе с Мао Цзэдуном определяла «страноведение» в качестве одного из приоритетных направлений науки, способствовала проведению страноведческих исследований целыми коллективами китайских учёных при ведущих университетах. Партийные структуры при данных университетах должны были способствовать с одной стороны быстрому доведению результатов исследований до сведения государственных и партийных органов, а с другой стороны – проведению исследований, необходимых правительству для принятия государственных решений, определения внутренней и внешней политики [Wang Jinlin, 1993, p. 60-63].
15 В первые десятилетия после образования КНР на базе Академии общественных наук Китая создаются научно-исследовательские институты (НИИ), специализирующиеся на изучении Советского Союза (России), Восточной Европы, Центральной Азии, Латинской Америки и других стран, и регионов, что свидетельствовало о возникшей потребности в исследовании зарубежных государств и территорий. В 1950-е гг. КНР ориентировалась на использование советского опыта в экономико-географическом разделении труда, организации планового промышленного развития районов, строительстве ключевых объектов и индустриализации при проведении региональной экономической политики. В этом процессе особую роль играла формировавшаяся китайская система страноведческих знаний.
16 С конца 1950-х гг. партия и государство направляли китайскую науку на решение внутренних социально-экономических проблем. И это отразилось на возникновении недостатков в китайской страноведческой системе знаний. Во-первых, большинство страноведческих исследований окончательно сосредоточилось на внутрикитайском направлении, что стало причиной практически полного слияния понятий «страноведение» 国情学 (гоцинсюэ) и «страноведение Китая» 中国国情学 (чжунго гоцинсюэ) в научной традиции и практике. Конечно, исследования, посвященные другим странам продолжали проводиться, но диапазон этих стран был достаточно небольшим и состоял в основном из стран коммунистического блока. Так, например, в начале 1960-х гг. факультеты международной политики трёх ведущих университетов – Пекинского университета, Китайского народного университета и Фуданьского университета учредили страноведческие специальности, предварительно разделив их на исследования Азии, Африки и Латинской Америки, исследования Советского Союза, исследования Восточной Европы, исследования Западной Европы и Северной Америки [Xu Weitong, 2012, p. 1]. Во-вторых, под государственным и идеологическим давлением объективность и комплексность страноведческих исследований были утеряны. Во времена «культурной революции» (1966-1976 гг.), развитие научных исследований, в том числе и страноведческого изучения зарубежных регионов было приостановлено.
17 Эти отклонения и недостатки страноведения стали особенно очевидны после начала в 1978 году «политики реформ и открытости» под руководством Дэн Сяопина, когда китайские учёные впервые смогли ознакомиться с достижениями американской, европейской и японской школ в области регионоведческих исследований. Зарубежные исследования были значительно более проработанными, всесторонними, опирались на совершенно иные научные методы. Кроме того, роль и место Китая в мировой политике тоже к тому времени изменилась.
18

ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ «РЕФОРМ И ОТКРЫТОСТИ» НА РЕГИОНОВЕДЧЕСКО-СТРАНОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В КИТАЕ

19 Основываясь на традициях китайской страноведческой системы знаний, в период 1970-1980-е гг. в Китае «страноведение» 国情学 (гоцинсюэ) концентрировалось на 5 основных отраслях: 1) Общая теория страноведения (основополагающие идеи страноведения, его система, особенности, категории, методы, средства, цели, сущность и структура региональных особенностей и т.д.); 2) Изучение содержания региональных особенностей (сведения об окружающей среде, природных ресурсах, социальных характеристиках, политике, экономике, культуре, населении, обществе, международной обстановке, исторических традициях, научно-техническом образовании и других факторах, связанных с политическим, экономическим, культурным развитием и перспективами страны); 3) Анализ эволюции национальных особенностей и её связь с государственным развитием (выявление основных и частных закономерностей в процессе исторического изменения национальных особенностей; исследование путей государственного развития в соответствии с нынешней ситуацией и основными закономерностями развития государства и общества). 4) Изучение национальных особенностей при прогнозировании и принятии внешнеполитических решений (выделение и статистический учёт всех факторов национальных особенностей для их уточнения, для обеспечения правильной основы, при принятии решений и изучении национальных особенностей, создание условий для их модернизации. Формирование государственного механизма для институционализации и легитимизации страноведческих исследований); 5) Популяризация страноведческих знаний (распространение знаний о национальных условиях, государственном политическом курсе, преимуществах страны и её месте в мире, планах на будущее) [Yang Dongsheng, 2001, p. 1]. Основополагающими теоретико-методологическими направлениями китайской страноведческой системы знаний оставались описательно-аналитическое и статистическо-описательное, которые в отличие от западных традиций страноведческих исследований отличались поверхностным анализом регионального развития зарубежных стран, без использования системного и проблемного подходов.
20 Под влиянием политики «реформ и открытости» в Китае произошло заимствование западноевропейских, американских и японских идей и теорий регионального развития. На китайский язык были переведены работы известного американского ученого Уолтера Айзарда [Da Zhangchao]. В данных работах объектом анализа, являлись не просто «национальные особенности», «обстановка в стране», которые можно было исследовать на основе описательно-аналитического и статистическо-описательного методов, а «региональное развитие», особенности которого можно было проследить на основе комплексного, междисциплинарного исследования. При чем основой рассмотрения регионального развития являлось комплексное изучение пространственной организации региональной экономики, определяющей развитие всех сфер общественной жизни региона. В 1980-90 годы были переведены на китайский язык работы Д. Луддена, представляющие значимость регионоведческих исследований в ракурсе изучения мировых глобальных процессов; Масахисы Фудзиты, автора концепции «пространственной экономики» («новой экономической географии»); А. Хиршмана, основоположника теории «большого толчка» в несбалансированном региональном развитии; В. Шафера, определяющего цели и задачи мирового и национального регионоведения; О. Уильямсона, выделяющего зависимость предприятий от экономического развития регионов; К. Эрроу, объясняющего региональное развитие в условиях рыночной экономики с умеренным государственным регулированием.
21 В сложившихся условиях китайская страноведческая система знаний подверглась глубокому реформированию. В процессе проведения политики «реформ и открытости» Китай больше не нуждался в простом изучении «национальных особенностей» других государств, которые зачастую сводились к простому сбору и обобщению статистических показателей в экономической, политической, военной, демографической и других сферах развития зарубежных стран. К 1990-м гг. всё больше китайских ученых старались обращать внимание на междисциплинарность, комплексность, обширность, динамику страноведческих исследований, делать их более прикладными и прогностическими, подчёркивать связь страноведения с другими науками и стараться использовать сравнительный метод исследования, а также системный подход, опираясь на достижения информационных технологий. По мнению ведущих китайских ученых-страноведов Ван Цзяньчжуна, Ван Цзиньлиня, Чжан Чжухуна, Ян Дуншэна: «В процессе модернизации Китая из-за недостаточно всестороннего и глубокого понимания национальных особенностей уже случались такие отклонения в формулировании политики, которые приводили к реальным потерям в производстве и стали серьёзным уроком» [Yang Dongsheng, 2001, p. 1]. Для того, чтобы не допустить данных ошибок китайские ученые начали проводить углубленное изучение исторического опыта регионального развития зарубежных стран, ориентируясь на достижения мировой науки.
22 Под влиянием заимствования западноевропейских и японских теорий регионального развития после начала политики «реформ и открытости» в Китае в 1980-е гг. происходят изменения в развитии такого научного направления как «Страноведение Китая», которое формировалось на протяжении ХХ века на основе описательно-аналитического и статистическо-описательного опыта исследования процессов регионального развития КНР в рамках традиционной китайской историко-географической научной школы и экономической географии [Li Wenyan, 2008, p. 89; Zhu Xianmei, 1997, p. 217]. К началу 1990-х гг. в КНР начинает оформляться регионоведческая наука 区域科学 (цюйюйкэсюэ), которая была ориентирована на прагматический результат и представляла собой научно-практическую основу региональных преобразований в процессе построения «социализма с китайской спецификой» [Hu Zhaoliang, 1985, 68-87]. Данная наука направлена на изучение особенностей пространственного развития Китая, практического решения региональных социально-экономических проблем.
23 Ключевая роль в систематизации и применении на практике регионоведческих исследований отводилась Китайской Ассоциации регионоведческой науки (中国区域科学协会 чжунго цюйюйкэсюэ сехуэй), основанной в 1991 году [Chen Zongxing, 1991, p. 10]. Официальное оформление регионоведческой науки Китая произошло после утверждения Министерством образования КНР ( 中华人民共和国教育部 чжунхуа жэньминь гунхэго цзяоюйбу) и Министерством науки и техники КНР (中华人民共和国科学技术部 чжунхуа жэньминь гунхэго кэсюэ цзишубу) [Da Zhangchao, 1991, p. 132]. Китайские ученые не только заимствовали, но и разрабатывали свои подходы и теории внутреннего регионального развития Китая, которые нашли отражение в работах таких исследователей как Бао Юань, Ван Сюаньсюань, Вэй Ехуа, Ли Чжуни, Ло Ю, Лу Цзуньхуа, У Пэн, Чжан Вэй, Чан Лэсян.
24 Дополнение статистическо-описательного и описательно-аналитического методов исследования в рамках «Страноведения», комплексными и междисциплинарными исследованиями особенностей регионального развития Китая в рамках регионоведческой науки позволял Китаю систематизировать свой исторический опыт регионального развития, вырабатывая на основе привлечения к регионоведческим исследованиям представителей социально-политических кругов китайского общества, бизнесменов-практиков по региональному развитию (через систему ежеквартальных научно-практических семинаров по вопросам регионального развития Китая) позволял и позволяет китайскому научному сообществу принимать активное участие в разработке решений практических задач в области регионального развития (реализация проектов: «столичный регион» КНР (Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй) 京津冀, регион «Большого залива» (провинция Гуандун-Гонконг-Макао) 大湾区(粤港澳、杭州湾等, экономический пояс реки Янцзы 长江经济带, «Пояс – путь» 一大一路, Сюнъань (новая экономическая зона недалеко от Пекина) 雄安) по достижению стратегической цели КНР к 2049 году войти в состав развитых стран мира по уровню социально-экономического развития.
25 Ориентация КНР после начала политики «реформ и открытости» на заимствование и адаптацию под китайскую действительность регионального развития западноевропейских идей (И. Тюнена о пространственной организации агроэкономики, теория промышленного размышления А. Вебера, теория «центральных мест» В. Кристаллера и А. Лёша и другие) повлияла на реформирование китайской страноведческой системы знаний по исследованию зарубежных стран и регионов. За 1980-е гг. в КНР происходит обобщение и систематизация опыта страноведческого исследования на основе статистическо-описательного, описательно-аналитического методов изучения других стран, результатом которого явился выход в свет двух обобщающих работ по страноведению: в 1990 году «Страноведение», автор Хань Чжэньфэн [Han Zhenfeng, 1990, p. 155] и в 1992 году «Страноведение», автор Ян Дуншэн [Yang Dongsheng, 1992, p. 445]. Таким образом, китайское научное направление «Страноведение Китая» 中国国情学 (чжунго гоцинсюэ), ориентированное на изучение «обстановки в стране» и внутреннего регионального развития Китая, в начале 1990-х гг. под влиянием западноевропейских, американских и японских регионоведческих идей трансформировалось в регионоведческо-страноведческую систему знаний.
26

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ РЕГИОНОВЕДЧЕСКО-СТРАНОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КИТАЕ

27 На рубеже ХХ-XXI вв. в Китае получают распространение комплексные и междисциплинарные подходы к изучению зарубежных стран и регионов. Среди новых научных направлений в исследовании региональных процессов развития в других странах особую популярность приобрели такие направления как «внекитайское регионоведение» (区域国别研究), и «международное изучение регионов» (国际区域学). [Bu Seilin, 2003, p. 62-68]. Анализ документов Министерства образования КНР (中华人民共和国教育部) показывает, что в основных материалах, отражающих научно-образовательные направления по изучению зарубежных стран и регионов в основном, используется термин «внекитайское регионоведение» (区域国别研究)1.
1. 中华人民共和国教育部. URL: >>>> (дата обращения: 20.10.2019).
28 В работах китайских теоретиков, представителей китайской регионоведческо-страноведческой системы знаний в основном встречаются исследования, использующие определение «зарубежного регионоведения», данное Аланом Тансманом, профессором филиала Калифорнийского университета в г. Беркли. В этих работах «зарубежное регионоведение» предстаёт как широкая концепция, использующая достижения разных научных областей по отношению к единому общему предмету исследования «региону» [Wang Tai, 2018, p. 135-140]. Кроме этого, при определении «зарубежного регионоведения» китайские авторы зачастую используют выводы японского культуролога, антрополога Мицуо Накамуры, о том, что объектом исследования «зарубежного регионоведения» является регион, который также можно определять либо как национальное государство с политической организацией (как, например, Египет, Индонезия), либо как более крупный район, включающий несколько государств или обладающий культурным и географическим единством (например, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия). По мнению китайских исследователей, цель «зарубежного регионоведения» состоит в том, чтобы, основываясь на географии и истории изучаемого региона и собирая информацию о различных государствах, обществах и группах внутри него, изучить общие особенности данного региона, а затем выработать предположения о его будущем развитии. «Зарубежное регионоведение» использует не только методы лингвистики, социально-экономической географии, социологии, политологии, экономики и других гуманитарных и социальных наук, но также частично применяет методы естественных наук, например, антропоморфологии, агрономии, метеорологии, а также использует общие междисциплинарные исследования» [Xu Weitong, 2009, p. 3]. Ключевыми направлениями исследований «зарубежного регионоведения» по мнению китайских ученых являются географические исследования, изучение языков региона; глубокие комплексные практические обследования территории; исследование общественно-исторического развития региона; природных ресурсов и способов их использования; детальное описание общей теории социологии на основе полевых исследований; междисциплинарное рассмотрение проблем регионального развития, порой даже преодолевающее границы социальных и гуманитарных наук.
29 На окончательное оформление китайской регионоведческо-страноведческой системы знаний влияет значительный научно-практический опыт по изучению зарубежных стран и регионов в рамках организации комплексного исследования стран мира на базе целой сети научно-исследовательских институтов, или «мозговых центров» в КНР, рост числа которых приходится на период реализации политики «реформ и открытости». Китайские НИИ строго контролируются КПК и правительством. Наиболее влиятельными традиционно являются институты и центры, созданные при Академии общественных наук Китая (далее – АОНК). Однако, в последнее время правительство выделяет всё большее финансирование организациям, входящим в состав ведущих китайских университетов (Пекинского, Шанхайского, Фуданьского, Китайского народного и т.д.). В целом, круг задач, стоящих перед китайскими НИИ, «мозговыми центрами» в области страноведческо-регионоведческих исследований, достаточно широк: они собирают и анализируют различного рода информацию о развитии других стран, обеспечивая тем самым информационное сопровождение и поддержку китайского правительства; участвуют в обсуждении и принятии различного рода решений, подписании официальных документов (сопровождают партийные съезды и пленумы, дают рекомендации к содержанию пятилетних планов развития экономики, подготавливают материал для речей китайских руководителей); занимаются разработкой чисто теоретических вопросов. Не следует недооценивать и идеологическую работу научно-исследовательских центров, которая ведётся в двух направлениях: во-первых, НИИ освещают ситуацию в других странах и, представляя информацию под тем или иным углом, напрямую участвуют в формировании общественного мнения и отношения к той или иной стране; во-вторых, научно-исследовательские институты являются важным инструментом «мягкой силы», посредством своих связей с зарубежными научными или даже правительственными кругами они выражают официальную точку зрения китайского правительства, влияют на отношение иностранных партнёров к Китаю и действиям китайского руководства [Комиссина, 2012, с. 11-35].
30 Исходя из анализа НИИ, «мозговых» центров КНР, необходимо отметить, что все они ориентируются на комплексные исследования зарубежных стран и регионов и внесли значительный вклад в формирование научно-публицистического пути развития регионоведческо-страноведческой системы знаний. В каждом НИИ выходит научно-периодическое издание по тому региону, на котором специализируется научное подразделение, на страницах таких журналов («西亚非洲West Asia and Africa», «俄罗斯东欧中亚研究所Russian, East European and Central Asian Studies», «欧洲研究Chinese Journal of European Studies», «美国研究Works Series on American Studies», «韩国研究论丛The Journal of Korean Studies» и др.) публикуются результаты комплексных регионоведческо-страноведческих исследований, знакомящих китайское общество со спецификой социально-политического, культурно-исторического, экономического развития той или иной страны, а также большая доля статей посвящена анализу и перспективам торгово-экономического, инвестиционного, научно-технического сотрудничества с данным государством. Следовательно деятельность «мозговых центров» КНР составляет научно-практическую основу китайской регионоведческо-страноведческой системы знаний.
31 ***
32 Таким образом, страноведческая система знаний, формировавшаяся в Китае на протяжении всего ХХ века и имевшая теоретико-методологическую основу (историко-географическое и экономико-географическое направление научного знания Китая) и практическую потребность в использовании результатов страноведческих исследований при формировании внутренней и внешней политики Китая, в 1990-е годы была дополнена регионоведческими традициями комплексных и междисциплинарных исследований. В настоящее время процесс формирования регионоведческо-страноведческой системы знаний в Китае продолжается и высказываются различные предложения со стороны китайского научного сообщества по вопросу о перспективах использования страноведческих традиций описательно-аналитических, статистически-описательных исследований зарубежных стран и регионов и современных междисциплинарных комплексных исследований в рамках «зарубежного регионоведения». В этом процессе возникают различные структурно-организационные проблемы. Как отмечают китайские исследователи существующие знания и способы организации научных дисциплин в Китае делают слишком большой упор на единую модель и направление дисциплины, отсутствуют концепции и структуры для организации междисциплинарных и сложных научных направлений, каким и является «зарубежное регионоведение» западного образца. Поэтому основной задачей в настоящее время является разработка теоретико-методологических основ «зарубежного регионоведения» необходимого для китайского общества и помещение его в концептуальную основу той или иной дисциплины.
33 В условиях реализации поставленных китайским руководством стратегических задач по социально-экономическому региональному развитию государства в ближайшие десятилетия, возникает потребность в использовании регионоведческо-страноведческой системы знаний в процессе реализации внутренней и внешней политики китайского государства, т.к. основой прогресса в развитии Китая является ориентация на исторический опыт в развитии как самого Китая, так и зарубежных стран, и правильное применение этого опыта в процессе решения внутренних проблем современного китайского общества.

References

1. 1. Komissina I.N. Scientific and Analytical Centers of China. Moscow: RISI, 2012. 266 p. (in Russian)

2. Lyosh A. Spatial organization of the economy. Moscow: Nauka, 2007. 664 p. (in Russian)

3. Bu Silin. International Politics saving - regarding the issue of using critical theoretical research on IPE in China. World economy and politics. 2003. No. 3. Pp. 62-68. (In Chinese)

4. Bu Silin. New and Recent History and Studies on Regional Geographic Issues New and Recent History and Studies on Regional Geographic Issues. Guizhou Provincial People's Publishing House, 1993. 210 p. (In Chinese)

5. Wang Tai. Complex and diverse communication in the Middle East from a civilizational point of view – building an academic system of regional studies with Chinese characteristics. Scientific Review. 2018. No. 1. Pp. 135-160. (In Chinese)

6. Wang Jinlin. Historical Observation of the CCP's Position in Country Studies after the Establishment of the PRC. Gansu Theoretical Periodicals. 1993. No. 1. Pp. 60-63. (In Chinese)

7. Wang Juanxi. A special consideration of regional political studies in China: history, theory and methodology. International political studies. 2016. No. 5. Pp. 9-30. (In Chinese)

8. Wang Jiangzhong. A look at the formation of regional geography. Theories and modernity. 1990. No. 6. Pp. 34-38. (In Chinese)

9. Da Zhangchao. Theory of regional science. Shanghai: Publishing house of the East China Pedagogical University, 1991. 159 p. (In Chinese)

10. Li Wenyan. Studies in economic geography. Beijing, 2008. 160 p. (In Chinese)

11. Li Yanqin. Approaches to the study of the border area from the point of view of tourism. Geographic research. 2015. No. 3. Pp. 9-30. (In Chinese)].

12. Song Tao. Foreign studies on border areas in terms of geopolitics. Progress in geography. 2016. No. 3 (35). Pp. 276-285. (In Chinese)

13. Xu Weitong. New mission of higher education institutions: foreign regional studies. Higher education and economics. 2009. No. 3 (25). Pp. 1-6. (In Chinese)

14. Han Zhenfeng. Country Studies. China International Broadcasting Press, 1990. 155 p. (In Chinese)

15. Hu Zhaoliang. Regional research and development. Beijing, 1985. 97 p. (In Chinese)

16. Chen Zongxing. Introduction to Regional Studies. Xi'an: Publishing house of the North-Western University, 1991. 603 p. (In Chinese)

17. Chen Tanbing. Some Thoughts Regarding National Characteristics and Geography. National power and national characteristics of China. 1992. No. 3. Pp. 67. (In Chinese)

18. Zhang Kun. A study of the image of neighboring countries in the eyes of the Chinese public and its influencing factors: based on two rounds of national opinion polls (2014-2015). Journalism and Communication Research. 2016. No. 10. Pp. 104-126. (In Chinese)

19. Zhou Ping. Importance of the frontier territory in the national development of the country. Ideological front. 2013. No. 2 (39). Pp. 99-105. (In Chinese)

20. Zhou Ping. China's state position regarding the concept of border territory. Political science research. 2012. No. 2. Pp. 62-72. (In Chinese)

21. Zheng Du. Development of the Geography of China. The science. 2016. No. 20112. Pp. 74-79. (In Chinese)

22. Zhu Xianmei. Сountry geography of China. Beijing, 1997. 241 p. (In Chinese)

23. Yang Dongsheng. Country Studies. Nanjing: Nanjing University Press, 1992. 445 p. (In Chinese)

24. Yang Dongsheng. Reflections on Country Studies. Bulletin of Lianyungang Pedagogical Institute. 2001. No. 1. Pp. 1-6. (In Chinese)

25. Alan K. L. Chan. Historical perspectives on East Asian science, technology and medicine. London: World Scientific, 2001. 585 p.

26. Banfield E. The moral basis of a backward society. Chicago: The Free Press, 1958. 103 p.

27. Christaller W. Central places in Southern Germany. Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall, 1966. 230 p.

28. Denison E. F. The sources of economic growth in the United States and the alternatives before US. New York: Committee for Economic Development, Supplementary Paper No. 13, 1962. 308 р.

29. Hewings G. Regional input-output analysis. NY: Sage Publications, 1985. 96 p.

30. Hirshman A. The Strategy of Economic Development. New Haven: Yale University Press, 1958. 357 p.

31. Isard W. History of Regional Science and the Regional Science Association International. The Beginnings and Early History. Berlin: Springer, 2003. 267 p.

32. Isard W. Introduction to regional science. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1975. 506 p.

33. Kaldor N. A model of economic growth. Economic Journal. 1957. Vol. 67. P. 591-624.

34. Kenneth J. Arrow. The Economic Implications of Learning by Doing. The Review of Economic Studies. 1962. № 29. P. 155–173.

35. Ludden, D. Area studies in the age of gobalization. 2010. http://www.sas.upenn.edu/~dludden/GlobalizationAndAreaStudies.htm (accessed: 27.11.2019).

36. Masahisa Fujita. The Spatial Economy Cities, Regions, and International Trade. Cambridge, London: The MIT Press, 1999. 367 p.

37. Schafer W. Reconfiguring area studies for the global age. Globality Studies Journal. 2010. № 22. https://gsj.stonybrook.edu/article/reconfiguring-area-studies-for-the-global-age/ (accessed: 27.11.2019).

38. Williamson J. Regional inequality and the process of national development; a description of patterns. Economic Development and Cultural Change. 1965. № 13. P. 1-84.

Comments

No posts found

Write a review
Translate