Review of the book: O. Batsaikhan. Bogdo-Gegen Jebzundba-Hutukhta IX. Life and time. Ulananbaatar: Mohnyyn Yseg, 2015, 766 p.
Table of contents
Share
QR
Metrics
Review of the book: O. Batsaikhan. Bogdo-Gegen Jebzundba-Hutukhta IX. Life and time. Ulananbaatar: Mohnyyn Yseg, 2015, 766 p.
Annotation
PII
S086919080000020-9-2
Publication type
Review
Источник материала для отзыва
О. Батсайхан. IX Богд Жавзандамба хутагт. Амьдрал ба цаг хугацаа. Улаанбаатар: Мөнхийн Yсэг, 2015, 766 х.
Status
Published
Authors
Sergius Kuzmin 
Affiliation: Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Jugdernamjilyn Oyuunchimeg
Affiliation: Independent researcher
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, Review of the book: O. Batsaikhan. Bogdo-Gegen Jebzundba-Hutukhta IX. Life and time. Ulananbaatar: Mohnyyn Yseg, 2015, 766 p.
Keywords
Received
04.06.2018
Date of publication
29.08.2018
Number of purchasers
14
Views
1982
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Previous versions
S086919080000020-9-1 Дата внесения правок в статью - 28.09.2018
Cite Download pdf 1 RUB / 0.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

1 Монгольские буддисты традиционно почитают своего верховного ламу – Богдо-гэгэна Джебцзундамба-хутухту. После его кончины в 1924 г. революционные власти провозгласили народную республику и запретили искать его новые перерождения. Однако Богдо-гэгэн IX был выявлен в Тибете согласно канону и традиции. В течение долгого времени это держали в тайне, и после смены общественного строя в Монголии в 1990-х гг. об этом было объявлено. В 2010 г. он получил монгольское гражданство, в 2012 г. скончался. Учитывая его огромный авторитет, была подготовлена книга воспоминаний тех, кто его знал. Автор и составитель – монгольский историк О. Батсайхан, автор ряда книг, в том числе о Богдо-гэгэне VIII, редакторы – историк З. Лонжид и ученый лама Д. Лувсанжамц.
2 Книга состоит из шести частей. Она начинается словами Далай-ламы XIV о подлинности девятого перерождения Богдо-гэгэна и его благопожеланиями для развития буддизма в Монголии. Далее идут вступительные слова спонсоров данного издания, высокого ламы – гобийского Нойон-хутухты IX Данзанлувсантудэва, Хамбо-ламы главного монастыря Монголии Гандантегченлин – Д. Чойжамца.
3 Часть I. “Биография Богдо-гэгэна IX Жамбалнамдолчойжижанцана” содержит несколько разделов. Первый из них посвящен кратким биографическим сведениям о перерождениях Богдо-гэгэна от первого до восьмого. Особое внимание уделено Богдо-гэгэну VIII, под руководством которого монголы провозгласили независимость в 1911 г. Приводимые сведения о его политической деятельности взяты преимущественно из российских и монгольских архивов. Следующий раздел посвящен биографии Богдо-гэгэна IX. Начинается он с обсуждения вопроса о проблеме выявления нового перерождения после кончины Богдо-гэгэна VIII, в частности, мероприятий правительства МНР и МНРП по недопущению этого выявления. Описаны поездка посольства Гомбо-Идшина из МНР в Тибет, его переговоры там в 1927 г. и ответ тибетского правительства на предложение монгольского правительства установить дипломатические отношения. Гомбо-Идшин и некоторые другие члены посольства были позже арестованы по политическим обвинениям, которые частично нашли отражение в известном процессе Эрэгдэндагвы. Автор считает, что арест Гомбо-Идшина и “дело Эрэгдэндагвы” были политическим спектаклем, устроенным Государственной внутренней охраной (ГВО) МНР.
4 Подробно сообщается, какими постановлениями в МНР было окончательно запрещено искать новые перерождения не только Богдо-гэгэна, но остальных хубилганов (перерождающихся лам). В 1942 г. правительством МНР в Уголовный кодекс было внесено дополнение (ст. 5, ч. 138): согласно “Закону об отделении религии от государства” ликвидированы такие титулы, как хутухта и хубилган, и за попытки их присвоения назначалось наказание в 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества. После этого до 1990 г. вопрос о выявлении новых перерождений лам в МНР не стоял.
5 Однако за пределами МНР данный вопрос ставился. Этому посвящен следующий раздел в книге. Кратко обсуждается интерес японцев в 1930-х – 1940-х гг. к проблеме перерождения Богдо-гэгэна во Внутренней Монголии. У них было несколько планов относительно этого. Токусиро Госима и Яно Мицудзи пытались получить на это благословение через Гачэн Ринпоче. Канагава Косаку хотел объявить Богдо-гэгэном своего человека. Японцы хотели отправить одного из высших монгольских лам – Дилова-хутухту Джамсранжава, находившегося тогда во Внутренней Монголии, в Тибет за бумагой о выявлении Богдо-гэгэна IX. Позже лидер внутренних монголов – князь Дэ-ван (Дэмчигдонров) с санкции японцев хотел достать бумагу из Лхасы, что его младший сын Очирбат – Богдо-гэгэн IX. Для этого он также хотел использовать Дилова-хутухту. Но все эти планы сорвались. Дилова-хутухта позже посетил Лхасу с санкции Гоминьдана, узнал о выявлении там Богдо-гэгэна IX, но молчал об этом в связи с опасностями со стороны МНР и Гоминьдана, старавшегося наладить отношения с СССР. В 1949 г. Дилова-хутухта уехал в США.
6 Следующий раздел посвящен детальному рассмотрению вопроса об условиях выявления Богдо-гэгэна IX в Тибете и тому, как это проводилось. Процесс выявления происходил вскоре после кончины Далай-ламы XIII, когда держателем его трона был регент Ретинг Ринпоче. Он выявил Богдо-гэгэна IX в Лхасе согласно всем канонам в 1936 г. Описано обучение Богдо-гэгэна IX в Гоман-дацане монастыря Дрепунг и его дальнейшая жизнь вплоть до ухода в Индию в период подавления китайцами национально-освободительного восстания в Тибете.
7 Описываются обстоятельства официального объявления подлинности перерождения Богдо-гэгэна IX в 1990-х гг. Далай-ламой XIV и официальная церемония его интронизации. Приводится монгольский перевод тибетского отчета, подготовленного для Далай-ламы.
8 В 1994 г. по указу Далай-ламы XIV Богдо-гэгэн IX ездил в Тибет для работы по возрождению школы Джонанг тибетского буддизма (он является перерождением Джецуна Таранатхи – одного из высших лам этой школы). В Симле Богдо-гэгэн создал монастырь Джонанг. В 1996–1997 гг. Богдо-гэгэн IX находился в затворничестве. В течение последующих лет он давал учения в разных странах мира. Эти поездки описываются в книге. В 2009 г. он прибыл в Монголию по приглашению президента Ц. Элбэгдоржа. 2 ноября 2011 г. Богдо-гэгэн IX был вновь провозглашен главой буддистов Монголии.
9 Часть II. “Учения и изречения Богдо-гэгэна Джебцзундамба-хутухты IX” представляет собой собрание учений, воспоминаний, изречений, интервью, обращений Богдо-гэгэна IX в разное время, преимущественно на религиозные темы в разных монастырях. В частности, он вспоминал, что в годы его молодости его неоднократно провозглашали перерождением Джебцзундамбы государственные оракулы Тибета – Нэчунг и Гадон. Приводятся тексты нескольких песен, посвященных ему. Дан печатный тибетский текст его обращения к монахам школы Джонанг.
10 Часть III. “Краткая биография Богдо-гэгэна IX Джебцзундамбы по годам” содержит описание важнейших эпизодов, связанных с ним, по разным годам и датам с 1932 по 2015 г.
11 Часть IV. “Воспоминания о Богдо-гэгэне IX Джебцзундамбе” содержит большой набор воспоминаний тех, кто знал его или встречался с ним: трех правительственных чиновников Монголии, которым президент поручил заниматься решением его вопроса, членов его семьи, лам и хувараков, которые работали с ним, учеников, обслуживавших его людей, переводчиков, знакомых и т.д. Его учителем и самым близким человеком всегда оставался Далай-лама XIV, с которым он был знаком с детства. Богдо-гэгэн оставил письмо, по которому его следующее перерождение будет определять только Далай-лама.
12 Часть V. “Документы, относящиеся к Богдо-гэгэну IX Джебцзундамбе” содержит: монгольские переводы важнейших документов: указа Далай-ламы XIV о признании подлинности Богдо-гэгэна IX, письмо секретарю правительства Тибета в эмиграции из офиса Далай-ламы, краткий тибетский отчет о выявлении Богдо-гэгэна IX с указанием всех хубилганов и других высших лам Тибета, участвовавших в выявлении в 1930-х гг., факсимиле бумаг 1991 г. об утверждении выявления Богдо-гэгэна IX Далай-ламой XIV, документы о его интронизации в монгольском монастыре Эрдэнэ-Дзу в 1999 г., заверенные представителями общественных организаций и главами монастырей Монголии, фотографии печатей, поднесенных ему в 1999 г., указ президента Монголии и присвоении ему монгольского гражданства, ходатайство монастыря Гандантэгченлин об этом и заявление об этом самого Джебцзундамбы.
13 Далее идут документы о возведении Богдо-гэгэна IX главой буддистов Монголии и его заявление в связи с этим; текст, который читали на церемонии бат-оршил; фото его печати 2011 г.; его фотографии с Далай-ламой, президентом Монголии Элбэгдоржем и высшими ламами Монголии; факсимиле завещания, согласно которому его следующее перерождение может быть выявлено только согласно воле Далай-ламы XIV. Книга хорошо иллюстрирована черно-белыми и цветными фотографиями, относящимися к Богдо-гэгэну IX, людям и событиям, с ним связанным. В конце имеется именной указатель.
14 Данная книга – самое полное на сегодняшний день собрание документов и мемуаров, относящихся к Богдо-гэгэну IX. Она представляет ценность как для верующих буддистов, так и для исследователей истории, религии и культуры Монголии.

Comments

No posts found

Write a review
Translate