Тема 1. Территория и население Саратовского Поволжья от первобытности до XIII в.
Тема 1. Территория и население Саратовского Поволжья от первобытности до XIII в.
Аннотация
Код статьи
S207987840001200-9-3
Тип публикации
Разное
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
По археологическим и письменным источникам кратко характеризуется история Саратовского Поволжья от первобытности до XIII в. Древнейшие палеоантропологические находки, каменные орудия и стоянки первобытных людей относятся к переходному типу памятников от финальной части эпохи мустье — к верхнему палеолиту. С гуннского нашествия и до позднего средневековья господствуют тюркоязычные кочевники.
Ключевые слова
история, археология, каменный век, энеолит, бронзовый век, железный век, средневековье
Классификатор
Получено
14.06.2015
Дата публикации
30.08.2015
Всего подписок
83
Всего просмотров
23644
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2015 год
1

Актуализация знаний

Вспомните из курса истории России:

— Как менялись периоды человеческой истории за последние две сотни лет?

— Как шло заселение нынешней территории нашей страны с древних времен?

2

Каменный век

Первые стоянки древних людей в степном и лесостепном Поволжье появляются в среднем палеолите — в эпоху мустье (120/100 — 40 тыс. лет до н. э.), или первобытного человеческого стада — праобщины. Эпоха мустье связывается с существованием неандертальского человека, а верхний (поздний) палеолит с людьми современного антропологического типа —кроманьонцами. В целом климат мустьерской эпохи был холодный. Донской ледниковый язык доходил в Саратовском правобережье до р. Медведицы. В приледниковой зоне концентрировалось большие стада крупных животных, на которых охотились люди. Они занимались присваивающими видами хозяйства: коллективной загонной охотой на крупных животных, собирательством и рыболовством.

3

Самые древние палеоантропологические находки, каменные орудия и стоянки в нашем крае относятся к переходному типу памятников от финальной части мустье — к верхнему палеолиту. Несколько палеоантропологических находок и много крупных костей четвертичных животных происходит из намытых песков и галечных отложений волжских островов, располагавшихся до затопления между гг. Хвалынском — Балаково. На острове Хорошевском среди костей животных найдена часть черепного свода неандерталоида и обломок плечевой кости ископаемого Homo. Плечевая кость, принадлежавшая мужчине зрелого возраста, относится к палеоантропу раннемустьерской эпохи.

4

5

Палеолитические стоянки и местонахождения нашего региона относят к переходному типу от позднего мустье к верхнему палеолиту. Около села Аряш Новобурасского р-на, на дне «Соленого оврага», впадающем в р. Чардым встречаются каменных орудий, кости шерстистого носорога и широкопалой лошади. Сырьем для немногочисленных орудий (скребла, скребки, пластины, остроконечник) служил преимущественно цветной галечный кремень.

6

Стоянки — мастерские Озинского р-на сконцентрированы на обширных склонах горы «Синей», являющейся отрогом Южного Общего Сырта. На юго-западном склоне горы открыта стоянка Непряхино-I. Это древнейшее поселение первобытных людей степного Волго-Уралья находится на правом берег р. Б. Чалыкла. Непряхинская стоянка располагается на богатейших выходах кварцитового пласта и носит производственный характер. Здесь осуществлялось расщепление и изготовление заготовок для каменных орудий, главным образом ножей и наконечников. Единичные кости животных принадлежат бизону, носорогу, лошади и мамонту. Непряхинское объединение горных мастеров специализировалось на массовой добыче кварцитового сырья открытым способом, снабжало им крупную территориальную палеолитическую округу.

7

Послеледниковая мезолитическая (10—6 тыс. лет назад) эпоха характеризуется глобальным потеплением климата и формированием современных природно-ландшафтных зон. Теряет свое значение загонная охота, исчезают крупные ледниковые животные. Существенно увеличилось количество водоплавающих птиц и рыбы. Стало широко употребляется новое охотничье оружие лук и стрелы. Возрастает роль индивидуальной охоты, а также рыбной ловли. Небольшие группы охотников жили достаточно подвижно. Обычно поселения занимали песчаные возвышения — «дюны», около проток, озер, заливов и рек. В обработке камня всё большее значение приобретает микролитическая вкладышевая техника, доминирующими становятся геометрические микролиты. Это небольшие орудия размером 2-3 см. в виде треугольников, трапеций, сегментов и т. п. Они обычно служили в качестве вкладышей или наконечников стрел, гарпунов и рыболовных крючков. В Саратовской области мезолитические микролиты чаще всего происходят с разрушенных стоянок и местонахождений, обычно расположенных на песчаных возвышениях в окрестностях г. Энгельса (Орловская) и г. Хвалынска (Старая Яблоновка и др.). Мезолитические стоянки открыты в широкой пойме Хопра близ города Балашова (Инясево, Рассказань) и в бассейне р. Малый Узень (Питерский р-н).

8

Главным достижением в позднем каменном веке или неолите стала «неолитическая революция» — в результате которой произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. В нашем крае появляются такой производящий вид хозяйства, как скотоводство. Другими критериями для отнесения памятников каменного века к неолиту служит присутствие керамики и текстильного производства.

9

Археологические культуры позднего каменного века степной и лесостепной зон Поволжья в целом датируются VI—V/IV тыс. до н. э. Основным занятием неолитического населения здесь было охота и рыболовство. На позднем этапе появляются первые признаки производящего хозяйства — скотоводства, доместицированный мелкий рогатый скот и лошадь.

10

Выдающийся неолитический памятник — многослойная Варфоломеевская стоянка расположена на берегу р. Малый Узень около с. Лохматовка Новоузенского р-на. Раскопаны остатки полуземляночных жилищ, с глубокими ямами и несколькими очагами, где полы и стены подсыпались или подкрашивались красной охрой. О рыболовстве свидетельствуют костяные гарпуны, каменные грузила от сетей и пласты рыбьей чешуи. Объекты охоты: кабан, благородный олень, лошадь, тур, кулан, сайга и водоплавающая птица. На позднем этапе существования стоянки появляются кости домашней овцы, свидетельствующие о начале перехода к производящему хозяйству — скотоводству. Из стенок сосудов изготавливались керамические пряслица, применявшиеся для изготовления нитей в ткачестве.

11

Варфоломеевские костяные предметы использовались в кожевенном и керамическом ремеслах, при копании земли, в рыбной ловле и охоте. Особо почитали жители стоянки лошадь: кучки — жертвенники из передних зубов (от 10 до 500 экз.), костяные подвески в форме лошади, с пропилами в виде уздечки и около 10 орнаментированных путовых костей. Это указывает о начавшемся процессе одомашнивания данного животного. В культурном слое стоянки обнаружен древнейший в Нижнем Поволжье грунтовой могильник. Он содержал 6 разновременных погребений представителей европеоидной расы. В лесостепном Прихоперье также открыты неолитические стоянки (Рассказань, Инясево, Подгорное и др.), но они относятся к иному историко-культурному миру.

12

Энеолит

(медный, медно-каменный век, халколит) Саратовского края характеризуется в первую очередь развитием скотоводства, а также освоением нового материала — меди. Лепную посуду изготавливали, преимущественно, с добавление дробленых раковин, появились новые устойчивые ее типы с округлым, приостренным и плоским днищем. В патриархальных скотоводческих обществах начинают складываться предпосылки для разложения поздней родовой общины. В Европе энеолит, вероятно, соответствует дифференциация индоевропейских языков. С началом эпохи палеометаллов в степном и лесостепном Поволжье проживали древние индоевропейцы — скотоводы. Нижневолжские культуры раннего энеолита датируют от 5400 до 4800 лет до н. э.

13

Ранний энеолитический грунтовой могильник раскопан на правом берегу Волги в Липовом овраге около с. Алексеевка (Хвалынский р-н). Скелеты помещены в вытянутом положении, под каменными закладками и посыпаны красной охрой. Инвентарь: крупные шлифованные тесла, наконечники стрел, скребки, бусины из раковин, два костяных вкладышевых кинжала и фигурка лошади. На берегах степных рек Саратовского Заволжья исследовалась стоянка (Озинки-II) с котлованом от полуземляночного жилища.

14

Эталонные грунтовые могильники хвалынской энеолитической культуры открыты на правом берегу Волги около с. Алексеевка Хвалынского р-на и с. Березняки («Хлопков бугор») Воскресенского р-на. В первом Хвалынском могильнике сохранилось 158 костяков. Большинство погребений безынвентарные, скелеты обычно лежат на спине в скорченном положении. Захоронения одиночные и коллективные (одноярусные и многоярусные), встречаются вторичные и расчлененные, скорченные на боку и в сидячем положении.

15

16

В отдельных погребениях или рядом с ними располагались жертвенники («тризны») с костями крупного и мелкого рогатого скота, а также лошади. В погребальном инвентаре есть костяные и каменные украшения, кремневые стрелы и тесла, ножевидные пластины, костяные гарпуны и глиняная зооморфная статуэтка. Костюм «знатных» мужчин расшивался сотнями плоских бусин из створок раковин или мягкой породы камня. В некоторых случаях для украшения одежды использовалось более 1500 таких бусин. Отдельные предметы являются символами — знаками элитарной власти: каменный топор — молот с выступами по бокам втулки и скипетры в виде головы лошади, с имитацией мягкой ременной узды.

17

Из Хвалынских могильников происходит около 320 экземпляров медных изделий. Они выкованы из металла, поступившего из Балкано-Карпатской металлургической провинции. В хвалынской культуре представлено скотоводческое хозяйство в виде костей домашних животных: крупный и мелкий рогатый скот, лошадь. Вместе с тем в хозяйственной деятельности господствующее место продолжают занимать рыболовческо-охотничьи традиции (гарпуны, раковины, кости диких животных).

18

В середине IV тыс. до н. э., древние скотоводы Волго-Уралья стали возводиться первые погребальные курганы, своеобразные степные пирамиды из земли и дерна. К их числу следует отнести некоторые ранние насыпи, исследованные в Энгельсском и Ровенском районах.

19

Стоянка алтатинской культуры позднего энеолита расположена около с. Алтата (Дергачевский р-н) на берегу одноименной степной речки. В культурном слое обнаружены створки речных раковин, куски мела и охры, многочисленные кости животных, фрагменты лепной керамики, следы от «прокалов», преимущественно кварцитовые орудия. Здесь найдено очень много костей домашних животных: крупный и мелкий рогатый скот, лошадь. Иногда кости животных концентрировались скоплениями, среди которых есть зубы лошади. Позже алтатинских памятников бытовала репинская культура энеолита — ранней бронзы, характеризуемая преимущественно курганными захоронениями. Обычно репинские памятники датируют концом IV тыс. до н. э.

20

Бронзовый век

Второй период в системе трех веков археологической периодизации. В бронзовом веке ремесло (металлургия, камнеобработка и др.) отделяется от земледелия и скотоводства. В раннем бронзовом веке существенную роль в истории индоевропейских племен играли носители древнеямной культуры, существовавшие на рубеже позднего энеолита — ранней бронзы. С ямной культурой связано начало массового распространения курганного обряда погребения.Это первая «курганная» археологическая культура Саратовского Поволжья. В ямной культуре был создан один из древнейших в Европе колесный экипаж — повозки со сплошными деревянными колесами без спиц. Они могли перевозить грузы весом до 1,5 тонн. В расовом отношении носители ямной культуры принадлежат к европеоидному типу.

21

22

В Волго-Уральской зоне ямной культуры (конец IV — первая половина III тыс. до н. э.) сложились предпосылки для утверждения пастушества как господствующей формы экономики. Хозяйство ямных племён основывалось на выпасе мелкого рогатого скота — овец, использовались также крупный рогатый скот и лошадь. Скотоводы ямной культуры вели подвижный образ жизни. Насыпи курганов перекрывали одиночные и коллективные могильные ямы, прямоугольной формы. Покойников обычно помещали скорченно — на спине. Погребенных и дно могил посыпали красной охрой и мелом. Могила перекрывалась деревянными бревнами или плахами, на дне подстилка из органического материала. Большинство ямных захоронений не содержит инвентаря. В виде исключения изредка встречается круглодонные и яйцевидные сосуды, медные изделия, кремневые скребки, песты, топоры и др. Медных и бронзовых изделий в ямной культуре немного: шилья, ножи, подвески, тесла, долота. Отдельные погребения, для которых сооружались крупные индивидуальные курганы и обширные могилы, с дорогим и разнообразным инвентарем, можно отнести к руководителям патриархальных родовых групп. В степи Заволжья поступают медные сплавы бронзы из металлургических центров Северного Кавказа, в виде слитков и готовых изделий. Ямные курганные могильники открыты в Воскресенском (с. Медянниково), Ровенском (пос. Ровное), Марксовском (Бородаевка), Советском (Крутояровка) районах, близ г. Энгельс и в других местах.

23

Эпоха средней бронзы, куда традиционно включают памятники, относящиеся к катакомбным культурам, занявшим, после древнеямной, степную полосу, датируется в пределах от XXVIII до XX вв. до н. э. Вместе с катакомбными культурами в степях Восточной Европы распространяется обычай искусственной прижизненной деформации черепов людей. Катакомбные племена производили и широко использовали разнообразные деревянные повозки, с арочным перекрытием или решетчатыми бортами. Вероятно, социальная структура древних обществ катакомбной эпохи носила, преимущественно, кастовый характер. В эту эпоху появляются ярко выраженные по инвентарю погребения мастеров — металлургов, плотников и изготовителей стрел.

24

Умерших хоронили в катакомбах — нишах в стенках грунтовых ям. Вход в катакомбу закрывали вертикально поставленной бревенчатой стенкой — закладом. Индивидуальные, парные и коллективные захоронения обычно совершались в скорченном положении. Особые обрядовые группы образуют расчлененные, вторичные погребения и кенотафы (могилы без скелета человека). Рядом с погребениями часто располагались тризны — принесённые в жертву животные. По сравнению с ямной культурой, в обиходе племен эпохи средней бронзы отмечается более широкое внедрение и использование металлических изделия. Катакомбные мастера — металлурги воспроизводили и творчески перерабатывали кавказские типы бронзовых изделий. Территория региона была хорошо освоена племенами эпохи средней бронзы, вероятно, практиковавшими разные типы ведения скотоводческого хозяйства. Например, животноводы селища Сосновка-I (Красноармейский р-н) занимались разведением крупного и мелкого рогатого скота, развивали молочное направление в скотоводстве.

25

26

В Саратовском Поволжье в это время распространяются курганные и грунтовые могильники, селища, преимущественно, двух автохтонных скотоводческих культур: волго-донской катакомбной и полтавкинской. Здесь также представлены древности вольской и среднедонской катакомбной культуры. Полтавкинские древности преобладают в Заволжье, а в Правобережье — памятники волго-донской катакомбной культуры. Они открыты около сел: Белогорское, Мордовое, Нижняя Банновка (Красноармейский р-н), Сторожовка (Татищевский р-н), Светлое Озеро (Озинский р-н), Бородаевка (Марксовский р-н), Усть-Курдюм (Саратовский р-н) и др. В пограничье степи — лесостепи Нижнего и Среднего Поволжья известны поселения и редкие погребения вольской культуры. Поселение, давшее название этому типу памятников находилось в г. Вольске, на хребте возвышенности — «Попово блюдечко».

27

На поздний бронзовый век приходится расцвет патриархальной родовой общины и окончание процесса разделения труда — отделение ремесла от скотоводства и земледелия. В большей части степи и лесостепи Евразии распространяются новые археологические культуры скотоводческого хозяйственно — культурного типа экономики. Эпоха поздней бронзы представленные в нашем крае очень большим числом древних поселений и могильников. Скотоводческие индоевропейские племена, господствовавшие здесь тогда, исследователи относят к индоиранской или индоарийской языковым группам.

28

В Саратовском Поволжье памятники этой эпохи группируются по трем, последовательно сменяющим друг друга культурам: покровская, срубная и валиковой керамики. В эпоху поздней бронзы, население стало активно использовать для передвижения уже более лёгкие повозки — колесницы, с деревянной кибиткой и колесами со спицами, в которых запрягали коней. Металл в виде готовых изделий и слитков поступал из Волго-Уралья. Погребенных помещали в скорченном положении на левом боку, кисти рук перед лицом. Встречаются парные захоронения, коллективные и трупосожжения.

29

30

Покровская культура начала эпохи поздней бронзы (XX—XVII вв. до н. э.) представлена серией выразительных курганных могильников. Известны захоронения на грунтовых некрополях и селища. Культура названа по курганному некрополю, открытому на окраине г. Энгельса (Покровска). Курганы с покровскими захоронениями исследованы близ сел: Березовка и Терновка Энгельсского р-на, Натальино Балаковского р-на, Бородаевки Марксовского р-на, Максимовки Базарно-Карабулакского р-на и др. Выделяются социально-значимые, престижные захоронения вождей-воинов или лидеров с разнообразным инвентарем, принадлежавшие представителям элиты общества. В них особенно выразительны бронзовые литые ножи-кинжалы и наконечники копий (с. Медянниково Воскресенский р-н, ст. Карамыш Красноармейский р-н, с. Березовка Энгельсский р-н и др.), каменные и бронзовое навершия жезлов — булавы (с. Натальино Балаковский р-н), костяные детали конской узды — псалии, колчанные наборы лучников.

31

Более многочисленны селища и курганные могильники срубной культуры, распространяются в XVII—XV вв. до н. э. Наиболее изученные из них расположены близ: п. Ровного, сел Успенки и Преображенки (Пугачевский р-н), Мирное (Красно-Кутский р-н), Большой Дмитриевки (Вольский район), Медведицкого (Петровский р-н), Алай (Балтайский р-н), Низовки (Самойловский р-н) и др. Крупнейший грунтовой могильник исследован на окраине с. Смеловки в Энгельсском р-не. Тогда существенно увеличивается численность народонаселения, происходит первый крупный демографический «взрыв». Жилища представляли собой каркасно-столбовые конструкции типа полуземлянок, с двускатной кровлей.

32

33

Высокого уровня достигла специализация в металлургии, производстве бронзовых орудий труда, оружия и ювелирных украшений. Особенно широкую известность в науке получила находка лепного сосуда эпохи поздней бронзы, с уникальным рисунком повозки — колесницы из кургана срубной культуры на реке Сухая Саратовка (окраина г. Энгельс).

34

Заключительный этап эпохи поздней бронзы (XV — начало X вв. до н. э.) представлен в основном селищами и единичными погребениями общности валиковой керамикой. О развитой металлообработке этого времени свидетельствует Перелюбский клад медных серпов, обнаруженный на левом берегу р. Камелик, содержавший16 широких серпов, общим весом 6 кг. К этой же культуре относится уникальный и крупный Сосново-Мазинским клад бронзовых изделий. Он случайно обнаружен в 1901 г.крестьянином во время весенней вспашки своего поля, в горах «Кучугурах» (с. Сосновая Маза, Хвалынский р-н). Клад весил около 20 кг, почти все вещи не были в употреблении. Они предназначались для переплавки и обмена. До наших дней от клада сохранилось 84 предмета. Большинство вещей составляют серпы - косари с отверстиями в тупой части, пять из которых были сломаны в древности. Есть крупные кинжалы с металлическими ажурными рукоятями, кельты, долото и кусок меди.

35

36

Поселения культуры валиковой керамики исследованы около сел: Ивановка (Хвалынский р-н), Пристанного (Танавское городище, Саратовский р-н), Новая Покровка (Вольский р-н), Мордовое и Сосновка (Красноармейский р-н), Смеловка (Энгельсский р-н). В Новой Покровке выявлены остатки одной, а в Смеловке — трех крупных полуземляночных построек.

37

Накануне раннего железного века резко сокращается число поселений и могильников. В степях Восточной Европы от северного Причерноморья (от устья Дуная) и до левобережья Волги распространяются древности киммерийско-черногоровского времени. Их связывают с погребениями черногоровской культуры начала I тыс. до н. э. Эту обширную зону стала заселять общность племен, занимавшаяся кочевым образом жизни, ведущими типами могильных сооружений которой являлись подбои и грунтовые ямы, вытянутые и скорченные захоронения. В Саратовском крае переходный период от финальной бронзы к раннему железному веку, характеризуют немногочисленные грунтовые и курганные погребения (села Усть-Курдюм и Сабуровка Саратовский р-н; с. Букатовка Воскресенский р-н; Мирное Ровенский р-н и др.) и отдельные местонахождения предметов.

38

Ранний железный век — развитое средневековье

Первые племена нашего края, о которых достоверно упоминают древние авторы, были воинственные ираноязычные савроматы и сарматы, кочевавшие здесь в I тысячелетии до н. э. и в начале нашей эры. В VII—VI вв. до н. э. савроматы, носители ранней скифской культуры, проживали в степях Волго-Уралья и левобережье Дона. Ранняя савроматская культура характеризуется наличием особого варианта звериного стиля в декоративно-прикладном искусстве. О военно-демократических союзах савроматов, и более поздних сарматах сообщает «отец истории» Геродот. Среди савроматов и более поздних сарматов древние авторы различали и обозначали много племен. По своему антропологическому типу савроматы и сарматы относятся к большой европеоидной расе. У поздних поволжских сарматов в II—IV вв. н. э. иногда встречается несущественная монголоидная примесь и искусственная прижизненная деформация головы.

39

На территории области известны достаточно выразительные и многочисленные курганные савромато-сарматские могильники и находки различных категорий оружия, особенно мечей. Крупный курганный сарматский некрополь исследован около с. Суслы Советского р-на. Яркий поздний сарматский курганный могильник расположен близ села Большая Дмитриевка Лысогорского р-на, откуда происходят редкие импортные изделия из драгоценных металлов, стекла и янтаря. В первых веках нашей эры среди сарматских племен выделилось и стало господствовать новое кочевническое объединение алан. Вскоре это название приняли все Евразийские кочевники.

40

По соседству с сарматами в лесостепном правобережье Волги и вдоль рек Донского бассейна лесостепной зоны проживали финно-угорские оседлые племена, оставившие поселения городецкой культуры. С этногенезом мордвы большинство исследователей связывают укрепленные городища этой культуры, распространенные преимущественно в правобережных лесостепных районах Саратовской области и на территории национального парка «Хвалынский». Они тянутся цепочкой вдоль правого берега Волги от Хвалынска и южнее Саратова, а также вдоль рек Донского бассейна. Из них наиболее исследованы городища около сел Чардым и Березняки Воскресенского р-на.

41

Несколько позже здесь появляются также небольшие группы праславян. С ними связывают археологические памятники инясевского культурного типа, открытые в лесостепном Прихоперье. Названы они так по уникальному грунтовому могильник II—III вв. н. э. близ села Инясево Романовского р-на. В нем обнаружены остатки кремации протославянской культуры «полей погребений». В конце IV в. н. э., в эпоху «Великого переселения народов» Восточная Европа подверглась вторжению кочевых и воинственных гуннских племен.

42

43

Гуннский язык относят к алтайской группе, включающей тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские языки. По антропологическому типу гуннов относят к монголоидной расе. В начале своей истории они находились на таборной стадии кочевания. Гуннские археологические памятники представлены в нашей области единичными, но выразительными курганными захоронениями. Совершенное конское седло встреченов Бородаевском могильнике (Марксовский р-н). Около деревни Березовки, недалеко от г. Энгельса, из разрушенного гуннского погребения извлекли золотую диадему с цветными вставными камнями, бронзовое зеркало и янтарные бусы. Близ пос. Ровное встречено гуннское погребение с сожжением. Выделяется случайная находка разрушенной гуннской могилы около Покровска (г. Энгельс, бывший колхоз «Восход»)

44

С гуннского нашествия и до позднего средневековья в южнорусских степях господствую тюркоязычные кочевники: болгары, хазары, тюрки, кипчаки, печенеги, половцы. В 630-е гг. власть в степях Восточной Европы перешла к болгарам и хазарам. Многие орды болгар перекочевали на Среднюю Волгу, где основали государство Волжскую Болгарию. Столица Хазарского каганата в VIII в. была перенесена на Нижнюю Волгу, и названа по имени реки — Итиль. Археологическое наследие булгаро-хазарского времени представлено погребением в Усть-Курдюмском некрополе Саратовского р-на. В конце IX в. степные пространства приняли новые орды кочевников — печенегов. По антропологическому типу они были европеоидами, с некоторой примесью монголоидности. Первоначально печенеги жили по соседству с Хазарским каганатом в междуречье Волги и Урала, затем заняли степи от Волги до Дуная. Печенеги совершали нашествия на Древнюю Русь, затем расселились на юге Руси. В XIII—XIV вв. остатки печенегов частично слились с другими тюркскими племенами.

45

С середины XI в. степные пространства приняли новые орды кочевников — половцев, именуемых кипчаками или команами. Степи между Черным морем, Волгой и Днепром русские авторы стали называть Половецким полем. На половецких курганах встречаются скульптурные изваяния, так называемые «каменные бабы», высеченные из песчаника или известняка. Их находили около Саратова, Балашова, Энгельса, пос. Воскресенского, а также в Аркадакском, Лысогорском, Ртищевском, Хвалынском, Вольском, Балаковском, Пугачевском, Аткарском и др. районах.

46

47

К половецкому времени относятся поселения в Прихоперье, расположенные неподалеку от южных окраин древнерусских княжеств, вероятно, оставленные так называемыми «бродниками» XII—XIII вв. Древнерусские селища, городища и отдельные находки обнаружены около сел Алмазово, Рассказань, Репное, Подгорное, г. Балашова и г. Ртищево. В XIII—XV вв. половцы были покорены войсками Монгольской империи и вошли в состав Улуса Джучи (Золотая Орда) данного государства.

48

Темы исследовательских проектов

— Ближайшая к вам стоянка древнего человека на территории области.

— Человек разумный на территории Саратовского края.

— Срубная культура на территории области.

— Варфоломеевская стоянка — выдающийся археологический памятник.

— Хвалынская энеолитическая культура.

Библиография



Дополнительные источники и материалы

  1. Вольная губерния // Иллюстрированный альманах ВООПИиК «Памятники Отечества. Вся Россия». № 40 (3—4/1998). М., 1998.
  2. Малов Н. М. Археология Поволжья. Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «история»). Саратов, 2015.
  3. Хреков А. А. Древности Прихоперья. Балашов, 2004.
  4. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, событиях, фактах, именах). Саратов, 2011

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести