Тема 5. Саратов и другие города края: возникновение, развитие, жизнь горожан (середина XVIII — начало ХХ вв.)
Тема 5. Саратов и другие города края: возникновение, развитие, жизнь горожан (середина XVIII — начало ХХ вв.)
Аннотация
Код статьи
S207987840001078-4-1
Тип публикации
Разное
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
В главе рассматривается становление сети городских поселений Саратовского Поволжья от образования Саратовской губернии до начала XX в. Прослеживается рост населения Саратова и уездных городов, особенности их экономического развития, проблемы благоустройства Саратова.
Ключевые слова
Саратовское Поволжье, Саратов, Вольск, Николаевск, уездные города, городское население, экономика городов, промышленность, торговля, городское пространство, городское благоустройство
Классификатор
Получено
20.06.2015
Дата публикации
30.08.2015
Всего подписок
74
Всего просмотров
18196
Оценка читателей
4.7 (3 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2015 год
1

Актуализация знаний

Вспомните из курсов Истории России и Всеобщей истории:

— Как возникали города в Западной Европе?

— Какую роль выполняли города Западной Европы?

— Из каких слоёв населения складывались городские жители в Западной Европе?

2
«Положим, саратовец тебя толкнул, наступил на мозоль, смял твою шляпу, испачкал твою одежду: по общепринятому кодексу приличий ты говоришь ему — “виноват!”, желая вызвать с его стороны извинение, но саратовец не промах: он не трогается жалким видом своего невежества, а попросту отвечает тебе — “ничего-с!” и продолжает двигаться в толпе подобно слону, отдавливая ноги, обрывая шлейфы и разбрасывая направо и налево попадающихся ему на пути. Если покойный Гейне, попав в первый раз в Париж, нарочно наталкивался на прохожих, чтобы слышать от них “музыку извинений”, то попавши в Саратов, он услышал бы здесь оркестр грубостей толпы и её нередко нелепых сарказмов! Идёт, положим, господин в ботинках из белой материи.

«Ха, ха, ха!..» — гремит, не умеющий сдерживаться саратовец.

«Посмотрите, вон идет в чулках!»

«А я думал, что он босиком!» — отвечает другой саратовец. Замечания вслух о вашей наружности, костюме, походке и других особенностях то и дело раздаются из толпы, пока вы проходите её, точно сквозь строй... не говоря уже о двусмысленных улыбках, подмигиваньях, киваньях на ваш счёт».

Горизонтов Иван Парфёнович, саратовский журналист последней четверти XIX в.

«Барыни тоже подвергаются “критике” этих неучей и такой критике, от которой многим из них не поздоровилось бы, если бы они слышали её. Критикуются по преимуществу лица, стоящие выше этой толпы по образованию и условиям жизни. Всякие обидные прозвания придумываются для характеристики “барина” и вообще “Учёного”, одетого по-европейски, носящего очки. Очки почему-то в особенности вызывают антипатию этой толпы, не упускающей случая поиздеваться над этим признаком учёности. Но настоящий праздник острословия и грубости вызывают (и, пожалуй, на сей раз справедливо) женские турнюры, которые провинциальными модными магазинами доводятся до чудовищных размеров и видов. Это, действительно, какое-то архитектурное сооружение, какой-то зыблющийся живой Мон-Блан... Уж над этою дикою модою саратовец развёртывается во всём блеске остроумия!»

Горизонтов Иван Парфёнович, саратовский журналист последней четверти XIX в.

Прочтите отрывки из журналистских заметок последней четверти XIX в. Какой у вас возникает вопрос? Попытайтесь на его основе сформулировать проблему урока.
Проблема: Какие нравы царили в Саратове в конце XIX в.? Изменилось ли что-то на саратовских улицах спустя почти полтора века
3

Становление городской сети Саратовского Поволжья во второй половине XVIII — первой половине XIX вв.

Важнейшее значение для развития сети городов Саратовского Поволжья имела административная реформа Екатерины II 1775 г., воплощение которой в жизнь оказалось растянутой на года. Административными центрами уездов были города. На отведённой Саратовскому наместничеству территории уже находилось три города: Саратов, Петровск, Камышин (Дмитриевск), последние два — бывшие крепости, потерявшие своё прежнее назначение из-за подвижки границ.

4

11 января 1780 г. вышел указ Екатерины II об образовании Саратовского наместничества. Им предполагалось перевести в разряд городов семь крупных селений: четыре дворцовых села, два казённых и немецкую колони Екатериненштадт (единственное поселение Заволжья, которое намечалось стать городом). Но позже, 7 ноября 1780 г., когда шла подготовительная работа, был издан новый указ, которым намечалось открыть только шесть новых городов. В указе были приведены и их новые названия: «…дворцовые села: Сосновый остров, Малыково, Нарышкино и Балашово, пахотных солдат селения Еткару и Большую Сердобу устроить городами под названием: Хвалынск, Вольск, Кузнецк, Балашов, Аткар и Сердоб…». Названия двух последних уже в следующем году были уточнены: Аткарск и Сердобск. Екатериненштадт станет городом Марксом лишь в XX в.

5

Официально наместничество было открыто 3 февраля 1781 г. С этого времени начинается история вновь образованных городов. Бывшие крестьяне были записаны в городские сословия купцов и мещан, но ещё долго большая часть жителей новых городов занималась сельским хозяйством. Административные границы нового образования вскоре раздвинулись вследствие присоединения некоторых территорий соседних губерний: Новохоперского уезда с г. Новохоперск (пробудет в составе губернии до 1802 г.) и г. Царицына с уездом. В 1783 г. в Саратовском наместничестве было уже 11 городов.

6

7

В 1785 г. на его территории появилось ещё одно городское поселение. По рескрипту императрицы бывший центр Волжского казачьего войска, селение Царицынского уезда Дубовка по «знатности коммерческих оборотов» было переведена в разряд посадов. Появление посада стало завершением формирования сети городских поселений на правобережье Саратовского Поволжья, сохранившейся до 20-х гг. XX в.

8

Половина из 12 городских поселений Саратовского наместничества находились на берегу Волги. И это не случайно. Великая волжская торгово-транспортная дорога, длиной более чем в 13 тыс. вёрст, проходила по многим губерниям России. Речная система дополнялась достаточно развитой сетью грунтовых дорог, некоторые из которых имели всероссийское значение. По этим дорогам во многие губернии центра страны поступали с Волги соль, рыба, скот, шерсть, а позже и хлеб. Обратно, главным образом из Москвы, привозились самые разнообразные промышленные и продовольственные товары. Постоянно густевшая сеть дорог связывали города, сёла и отдаленные деревни края с крупными волжскими пристанями в единую торговую сеть. Некоторые города — Хвалынск, Вольск, Саратов до середины XVIII в. также являлись центрами крупнейшего в России волжского рыбного промысла.

9

10

Развитие торговли, промыслов, межрегиональных экономических связей подготавливали условия для становления уездных городов и посада — Вольска, Дубовки, отчасти Кузнецка, в меньшей степени Царицына, Камышина, Хвалынска центрами притяжения хозяйственной жизни прилегающих районов. Городами стали поселения именно правого берега, освоение которого к концу XVIII в. завершалось, тогда как Заволжье только начинало осваиваться. Другие уездные города губернии, отдаленные от Волги, в конце XVIII в. были лишь административными центрами своих уездов, их экономическое развитие и рост населения были медленными.

11

В 1835 г. в Заволжье, как промежуточный итог продолжавшихся здесь массовых переселений, были образованы три новых уезда, и, соответственно, три новых города. Слободы Мечетная, Чертанла и Царёво стали городами Николаевском (ныне — г. Пугачёв), Новоузенском и Царёвым.

12

Население и экономическое развитие городов края в дореформенный период

Среди городов края по населению выделялся Саратов. Впрочем, став центром одного из наиболее обширных административно-территориальных образований на европейской территории государства, Саратов был ещё не столь заметен в экономическом отношении, как впоследствии.

13

14

В описании наместничества 1782 г. так характеризовалась деятельность горожан: «Живущих в городе Саратове купцов 129 душ, которые производят обыкновенную в лавках продажу, получая товары из Москвы из ярмарок, или берут привозимые на судах, либо сухим путем от купцов иногородних; иные содержат лавки для поклажи рыбы; амбары или выходы отдают внаймы и многие от того только и пропитание свое имеют. Мещан и цеховых 2 503 души, из которых, кроме упражняющихся некоторого числа в ремеслах и мелочных перепродажах, большая часть содержит себя хлебопашеством и скотоводством, живущее в хуторах, состоящих на землях города Саратова. Сей город, по положению своему… мог бы сделаться хорошим торговым городом. Но малое его купеческое общество, будучи и прежде неимущее, а ныне от бывшего последнего пожара и вскоре после того 1774-го года последовавшего возмущения, не может из бедности довести себя к цветущему состоянию».

15

Но Саратовское Поволжье быстро заселялось, росло и население административного центра губернии. В конце XVIII в. в Саратове проживало около 35 тыс. человек, он входил в число крупнейших городов Российской империи. В последующие десятилетия, особенно с 1840-х гг., известность Саратова, как крупного экономического центра Поволжья, быстро возрастает, растёт и его население. Сельские жители отправлялись в города в качестве сезонной наёмной рабочей силы, которая требовалась для обслуживания торговли, промышленности и транспорта.

16

В начале 1850-х гг. в Саратове каждый сезон осенью могли найти себе работу до 22 тыс. грузчиков, а зимой на перевозках рыбы было задействовано до 80 тыс. подвод.

17

С течением времени многие из этих работников становились постоянными жителями города. Большая часть крестьян, осевших в городе, пополняла ряды городской бедноты, которая бралась за любую работу, многие записывались в городские сословия мещан и ремесленников, занимались мелкой торговлей, ремёслами, содержанием постоялых дворов. А разбогатевшие крестьяне становились купцами.

18

В 1844 г. ревизор, приехавший в Саратов, дал городу очень высокую оценку: «Город Саратов, имея… значительное количество торговых капиталов и пользуясь особенными выгодами по положению по реке Волге, служит средоточием промышленности обширного края, отдалённого от центра России. В городе Саратове особенно развиты важнейшие отрасли торговой промышленности: хлебной, соляной, рыбной, лесной, дегтярной; по обилию земель в окружности Саратова жители его в значительном количестве занимаются хлебопашеством, скотоводством и садоводством. Не менее важны в городе Саратове, по сравнению с другими отдалёнными от столиц губернскими городами, ремесленные и фабричные промышленности, а равно и все мануфактурные производства, поддерживаемые требованиями местных потребителей».

19

Темпы роста и численность населения Саратова опережали показатели других крупных городов Поволжья. В 1861 г. в нём проживали около 84 тыс. человек, тогда как в Казани — 59 тыс., в Астрахани — 45 тыс., в Самаре — 28 тыс.

20

В коммерческой жизни города всё более важную роль начинала играть магазинно-лавочная торговля. Ассортимент товаров в с магазинах разнообразным — от солёной рыбы до детских игрушек и ювелирных изделий. В 1847 г. в Саратове насчитывалось 881 торговых заведений, тогда как его городские ярмарки становились историческим пережитком.

21

22

С 1838 г. по 1858 г. поступление товаров в Саратове на Введенскую ярмарку уменьшилось в 15 раз. Это было характерно только для очень крупных городов страны. А в других городах губернии ярмарки, как и раньше, оставались ведущей формой торговли. В Заволжье крупнейшей ярмаркой считалась Покровская в Новоузенске, продолжавшаяся с 1 октября в течение двух недель и специализировавшаяся на торговле скотом, который пригоняли жители Николаевского, Новоузенского и Царёвского уездов, казахи Внутренней орды, казаки Уральского войска. В город стекалось до 780 торговцев, 4 000 крестьян и 9 500 казахов. На период торгов открывались гостиница, 37 харчевен, 50 постоялых дворов, сдавались внаём квартиры. Гурты скота отсюда отправлялись в Петербург, Москву, губернские города. В 1861 г. сумма всех проданных здесь товаров составила более четверти всех ярмарок заволжских уездов.

23

Основной статьёй торговли Саратова, Вольска, Хвалынска, левобережных селений (будущих городов) Балаково и Покровской слободы был хлеб. В связи с ростом потребности в зерне центрально-промышленного региона России основной поток хлеба, преимущественно пшеницы, поступал вверх по Волге до Москвы и Петербурга. Саратовским хлебом обеспечивалась Астраханская губернии и восточная часть Закавказья; транзитом через портовые города Балтийского и Черного морей саратовская пшеница поступала за границу. Закупавшиеся в селениях и на ярмарках партии зерна концентрировались в руках купцов первой и второй гильдий, ведущих оптовую торговлю. В середине XIX в. крупнейшими продавцами зерна в Саратове считались купцы Мордовцев, Зайцев и Удалов, а в Вольске — Курсаков, Брюханов и Плигин. Вольские купцы к этому времени свои основные торговые операции предпочитали вести в селе Балаково, которое становилось центром пшеничной торговли Николаевского уезда. Оборот зерновой торговли здесь достигал 10 млн рублей. На всероссийский рынок через города Саратовского Поволжья поставлялась также продукцию животноводства, отраслей агроперерабатывающей промышленности.

24

Развивающийся товарный рынок нуждался в преобразовании транспорта и совершенствовании путей сообщения. Но в этот период начинается модернизация лишь водного транспорта. Первый пароход на Волге появился ещё в 1818 г., но лишь в 1840—1850-х гг., когда появились первые пароходные общества («По Волге, «Меркурий», «Самолет»), пароходы постепенно начали вытеснять суда старых конструкций. Рос грузооборот по Волге, развивалась экономика приволжских городов.

25

Изменения в облике городов края к началу 1870-х гг.

Менялся облик Саратова. К началу XIX в. его заселённая территория от Волги доходила до нынешней ул. Радищева, а к середине столетия — уже до ул. Рахова.

26

27

Центральными и наиболее красивыми улицами Саратова считались Московская и Большая Сергиевская (ныне — ул. Чернышевская). Но уже начинал складываться новый центр — у кафедрального собора Святого Александра Невского, рядом с которым находилось и здание губернского правления. Город благоустраивался. Появился городской бульвар (ныне — Липки), делались попытки мощения городского центра. К 1871 г., по словам губернатора М. Н. Галкина-Враского, «на 43 версты длины всех улиц центральной части города вымощено примерно всего 11 верст, но и на этих улицах, за исключением одной или двух, следовало бы исправить мостовую заново».

28

29

Саратовский житель, полицейский чиновник В. В. Гришин, на свои средства в 1844 г. построил городской водопровод. Вода от родников Лысой горы, по деревянным трубам поступала в бассейн, сооружённый на Сенной площади (примерно на месте Крытого рынка). В следующем году водопровод был продлён, и напротив кафедрального собора у Липок был устроен второй бассейн. Длина водопровода составляла около 4 800 м. Всего несколько городов России имели тогда водопроводы.

30

Из городов Саратовской губернии выделялся Вольск. В конце XVIII в. в нём проживало 11 тыс. человек, а в 1859 г. — около 24 тыс. Он входил в число 34 городов России с населением от 20 до 50 тыс., опережая такие старые города, как Рязань, Витебск, Полтава, немногим уступая Самаре. Заметную роль в становлении города и его жизни сыграло купечество. Благодаря его активной деятельности, с начала XIX в. Вольск приобретает вид крупного города. Город получил выдающуюся застройку в стиле русского классицизма: ансамбли главных площадей, отдельные купеческие особняки, рядовые кварталы. К 1859 г. в нём было построено свыше 160 кирпичных особняков и общественных сооружений.

31

32

Вольский купец Василий Алексеевич Злобин (17501814) был одним из известнейших в России начала XIX в. предпринимателей. Сын бедного крестьянина, сначала пастух, затем волостной писарь. Оказал важную услугу всесильному генерал-прокурору князю А. А. Вяземскому, который заметил способности писаря и помог ему стать винным откупщиком. Злобин в дальнейшем арендовал казённые рыбные промыслы в Астрахани, поставлял продукты и соль в Санкт-Петербург, Москву и 20 губерний России, владел водочными заводами, мельницами, землями и даже (в нарушение закона) крестьянами. Жил и в Вольске (избирался городским головой) и в Петербурге, где на его праздники с музыкой, фейерверками и роскошными ужинами собиралась вся столичная знать. Его единственный сын был женат на родственнице М. М. Сперанского. Был награждён тремя золотыми медалями. После 1812 г. его торговые операции приходят в упадок. На покрытие недоимок ушло всё имущество Злобина. Похоронен в Вольске.

33

34

Хоть и медленно, но развивались и другие уездные города. В 1859 г. все уездные города края (в том числе и отошедшие в другие губернии заволжские города) по количеству жителей вошли в число средних городов России. В этом проявляется особенность быстроразвивающегося Саратовского Поволжья — в целом по России к категории малых городов (с населением до 5 тыс. человек) относились 54 % городов.

35

36

В Хвалынске проживало 12 457 человек, в Петровске — 9 255, в Аткарске — 6 324, Балашове —5 945, Николаевске — 5 340, Новоузенске — 5 905.

37

Тем не менее, эти города во многом оставались лишь административными центрами уездов. Их жители, как и раньше, занимались сельским хозяйством и мелкой торговлей. Например, в Балашове в 1860 г. было 110 лавок, течение года собирались четыре ярмарки, на которую приезжали купцы из городов соседних уездов, но торг был незначительный. В городе действовали 20 небольших салотопенных, мыловаренных, кожевенных, маслобойных полукустарных предприятий, продукция которых в основном сбывалась в уезде. Многие жители занимались хлебопашеством.

38

Новые явления в развитии городов в пореформенное время

Важной предпосылкой более быстрого развития городов Саратовской губернии в пореформенный период послужило проведение железных дорог. В 1871 г. была достроена железная дорога от Саратова до Москвы. Волжское правобережье получило удобную связь с центром, и было включено в складывающуюся железнодорожную сеть страны. Саратов, затем и некоторые уездные города края начали превращаться в важные перевалочные пункты всероссийской торговли и в места размещения промышленных предприятий.

39

Удачное географическое расположение Саратова привлекало внимание многих энтузиастов железнодорожного строительства. В 1873 г. один из них, С. И. Барановский составил проект соединения железной дорогой Европы и Индии через Саратов. Проект обсуждался губернским земством и городской думой. Но средств на такое строительство не было. Проект оказался невыполнимым и по многим техническим и внешнеполитическим причинам.

40

В 1892 г. Тамбовско-Саратовская железная дорога была передана в аренду образованному акционерному обществу Рязано-Уральской железной дороги, которая обязалась построить в нижневолжском регионе ряд ширококолейных и узкоколейных линий. Вскоре после этого Управление РУЖД было переведено из Петербурга в Саратов. Здесь, на Старособорной площади, акционерное общество построило для правления громадное пятиэтажное здание. Общество РУЖД развернуло усиленное строительство сети железных дорог. Почти все уездные города (кроме Хвалынска) были соединены стальными линиями. Общество начало осваивать заволжские хлебные районы, проложив узкоколейные пути от станции Покровская на Новоузенск, Александров Гай и Николаевск. В конце 1909 г. Саратов был связан дорогой с Астраханью. Последним звеном в развитии РУЖД явилось сооружение Уральско-Илецкой линии. Не считаясь с существующим административным делением, железные дороги укрепляли межрайонные связи. К Саратову издавна тяготели южные уезды Самарской губернии, а с постройкой железных дорог от уездных центров к слободе Покровская эти связи еще более окрепли. Неоднократно и Новоузенское земство и Саратовское биржевое общество ходатайствовали о присоединении уезда к Саратовской губернии.

41

Рязано-Уральская железная дорога имела в узловых городских центрах ремонтные мастерские, лесопильные и шпалопропитывающие заводы, нефтехранилища, элеваторы. Массы грузов, среди которых доминировали хлеб, нефть и нефтепродукты, лес, соль, по Волге поступали в Саратов и другие поволжские города губернии, а оттуда по железным дорогам направлялись в самые различные районы страны и на экспорт. В этих условиях Саратов и некоторые другие города и крупные селения превращались в центр сбора товарной продукции с огромного пространства, в которое, кроме самого Поволжья, частично входили Урал, Средняя Азия, Закавказье а также некоторые страны южного зарубежья (через Астраханский порт).

42

Перевозки по Волге осуществляли пароходные компании: «Кавказ и Меркурий» , «По Волге», «Самолет», «Русь», «Купеческое пароходство по Волге» (с 1914 г. — «Акционерное общество Волжско-Камского коммерческого пароходства») и др. Постоянно шло усовершенствование речного транспорта. С 1907 г. на Волге появляются первые в России теплоходы, в саратовском Затоне, на верфях предпринимателя А. Ф. Бари строились первые в стране цельнометаллические наливные баржи.

43

44

Скорость транспортировки и относительная дешевизна железнодорожных и водных перевозок, в сравнение с гужевым транспортом, предопределили необходимость развития в крупных транспортных узлах ряда отраслей обрабатывающей промышленности. То зерно, которое доставлялось в города из уездоввыгоднее было переработать в муку, а доставляемые по Волге лес в пиломатериалы, нефть — в керосин и другие продукты её переработки. Это обстоятельство способствовало изменению географии промышленности. Если раньше промышленные предприятия в основном были рассредоточены по территории уездов, то с начала 1890-х гг. центр промышленного производства сместился в города. Особенно выросло значение Саратова. В 1860 г. в нём было сосредоточено 15 % промышленного производства губернии, а в 1892 г. уже 43 %.

45

В пореформенный период разорившиеся крестьяне в поисках заработков потянулись в города, население которых постоянно увеличивалось. В первую очередь это относится к Саратову. Ежегодно в марте окраины города начинали оживать — все постоялые дворы переполнялись прибывающими крестьянами. Первая в России перепись населения 1897 г. констатировала, что только 52 % жителей городов Саратовской губернии были местными уроженцами, а остальные — пришлыми из уездов Саратовской или других губерний. А в Саратове пришлый элемент составил 60 % от общего числа жителей. По данным переписи в Саратове проживало 137 тыс. человек. По количеству жителей Саратов в этот период был, после столиц, третьим городом России (в её современных границах). К 1913 г. население Саратова выросло до 242 тыс.и человек. Не случайно современники называли его «столицей Поволжья». На росте населения Саратова сказались его транспортно-географические преимущества, особенно проявившиеся с развитием на Волге пароходства и строительством железных дорог. Огромные массы пришлого населения в городе поглощали развивающаяся промышленность, работа в торговле и её обслуживании, на транспорте, в качестве прислуги.

46

47

В Саратове появляются новые предприятия. В последней четверти XIX в. в нём началось строительство мощных и самых совершенных на то время паровых мукомольных заводов. Саратов превратился в крупнейший центр мукомольного производства всего Поволжья. 16 мельниц Саратова в начале XX в. выдавали ежесуточно 59 тыс. пудов муки, 13 мельниц Самары — 45 тыс., 10 мельниц Нижнего Новгорода — 42 тыс. Производимая продукция отличалась высоким качеством. Так, на Всемирной промышленной выставке в Чикаго в 1893 г., мука мельниц фирмы Шмидтов получила большую бронзовую медаль. Саратовская губерния оставалась также одним из центров спиртоводочного производства, которое также начинает концентрироваться в городах. В 1904 г. на Саратов приходилось 45 % производства водки и спирта в губернии. Здесь концентрировалось и производство растительного масла. Маслобойное производство достигло расцвета в 1880—1890-е гг. благодаря местной сырьевой базе и транспортным связям. Накануне Первой мировой войны на 20 маслобойных предприятиях города было произведено продукции на 2,6 млн рублей. В Саратове располагались крупнейшие в России табачные фабрики 3. Я. Левковича и К. А. Штафа. В 1911 г. они поставили на рынок табачных изделий на сумму 1,2 млн рублей.

48

49

В условиях экономического подъема 90-х гг. XIX в. в Саратовской губернии быстро развивалась металлургическая и металлообрабатывающая промышленность. Крупнейшим по количеству рабочих предприятием в Саратове являлись ремонтные мастерские Рязанско-Уральской железной дороги (свыше 1000 работников), открытые в 1895 г. В 1888 г. в Саратове появился машиностроительный завод О. Э. Беринга, а в конце столетия — Волжский сталелитейный завод (был закрыт в период экономического кризиса начала XX в.). Действовал в губернском центре и гвоздильно-проволочный завод братьев Гантке.

50

К началу 1890-х гг. Саратовская губерния вышла на почётное для степных районов пятое место в стране по объему лесопильного производства. Плотами лес сплавляли с верховьев Волги и Камы, а произведённые в Саратове и Царицыне изделия по железным дорогам отправляли к потребителям южных регионов империи: на Украину, Дон, Северный Кавказ. С начала XX в. повсеместное распространение в народном хозяйстве страны получили не только паровые, но и дизельные двигатели, что вызвало рост потребления нефти и нефтепродуктов и превратило Волгу в главный путь доставки сырья с бакинских промыслов. Саратов и Царицын оказались крупными транзитными центрами торговли нефтью, керосином, мазутом.

51

В 1882 г. в Саратове была открыта товарная биржа, которая стала ведущим посредником в совершении торговых сделок.

52

Промышленные предприятия губернии в большинстве были мелкими, полукустарного типа. В 1900 г. насчитывалось 9 340 промышленных заведений, на которых работало от 1 до 20 рабочих. Предприятий, имеющих от 100 до 500 рабочих, было 10, а свыше 500 работников — лишь 3. Но численность рабочих росла. Если в 1892 г. в промышленности губернии было занято 19 тыс. рабочих, то в 1901 г. — уже свыше 40 тыс., в том числе 13 тыс. — на предприятиях Саратова. Впрочем, среди рабочих преобладали сезонные работники из числа разорившихся крестьян, ушедших в города на заработки. Рабочие жили и трудились в тяжёлых условиях. Рабочий день на многих предприятиях длился от 12 до 14 часов, при этом заработная плата составляла всего 4—7 рублей в месяц. На некоторых фабриках использовался ещё более дешёвый детский труд. На табачной фабрике Штафа в 1887 г. из 110 рабочих 80 были в возрасте до 14 лет. Повсеместно действовала система штрафов (на заводах и фабриках Саратова их существовало более двух десятков видов). Охрана труда отсутствовала. По официальным подсчетам на заводах и фабриках губернии в 1901 г произошло свыше 700 несчастных случаев.

53

По числу жителей к крупным городам края относился Вольск. Во второй половине XIX в. его известность угасла. Купеческие крупнейшие капиталы переместились в другие регионы, быстрее развивались иные города и даже сёла (Балаково). Но в 1895 г. в Вольск пришла железная дорога, и это дало толчок новому развитию города. В 1913 гв нём проживало более 40 тыс. На окраине города были построены четыре завода по производству цемента. Вольский цемент выделялся высоким качеством и пользовался устойчивым спросом.

54

На западе губернии, в Балашове, в начале XX в. наметился экономический подъём. Появились салотопенные, маслобойные, кирпичные заводы. Наращивал производственные мощности небольшой чугунолитейный завод и механические мастерские. Заметное развитие получило мукомольное производство. Было построено шесть паровых мельниц, которые работали на иностранном оборудовании. Три мельницы братьев Арзамасцевых производили ежегодно 1 350 000 пудов муки. Росла численность населения. К 1917 г. в Балашове проживало около 24 тыс. человек.

55

В Самарском Заволжье, в земледельческом крае, г. Николаевск становится крупным центром хлебной торговли. Отсюда партии хлеба вывозились по узкоколейной железной дороге Николаевск-Ершово, а в период весеннего половодья для вывоза зерна использовался и водный путь — р. Большой Иргиз. В 1910 г. в городе была основана своя хлебная биржа. В начале XX в. был построен элеватор для хранения свозимого зерна. Кроме зерна шла торговля мукой. Купцы В. П. Волковойнов и С. Н. Чемодуров построили оснащённые современным оборудованием паровые мельницы. Недаром герб города, утверждённый в 1910 г., изображает два перекрещенных снопа пшеницы. В 1903—1905 гг. были построены спиртоводочный, маслобойный, кожевенный и два лесопильных завода. Известное в России торговлей нефтепродуктами Товарищество братьев Меркурьевых построило в 1909 г. свой склад, в 1912 г. рядом аналогичный склад создало общество «Мазут» — крупный нефтяной концерн. В городе появились новые магазины. Выделялся универсальный магазин балаковского предпринимателя А. А. Шмидта, в котором можно было приобрести кожевенные и скобяные товары, посуду, галантерею, часы, швейцарские утюги, венскую мебель, лучшие швейные машины фирмы «Зингер», охотничьи ружья.

56

С открытием в 1894 г. железной дороги до Уральска в Покровскую слободу хлынул поток хлеба из уральских и заволжских степей. В 1911—1914 гг., по данным саратовских газет, по железной дороге за сутки поступали от 150 до 435 вагонов зерна. Знаменитая в Поволжье Покровская хлебная биржа, для которой в 1909 г. в центре города построили оригинальной архитектуры здание, специализировалась на продаже высококачественных сортов пшеницы. В слободе развивалась промышленность, ремесло, торговля. По темпам экономического роста Покровская слобода опередила уездный город Новоузенск. В 1914 г., когда Покровск получил статус города, его население составило около 34 тыс. жителей.

57

В мае 1911 г. был подписан указ о присвоении Балакову статуса безуездного города Николаевского уезда. В нём проживало уже более 20 тыс. человек. Этот город, как и Покровск, был известен хлебной биржей, имел свою электростанцию, действовали чугунолитейный завод Ф Блинова и механический завод нефтяных двигателей братьев Маминых, судоремонтные и мебельные мастерские, лесопилки, мельницы. Изобретатели-самоучки Фёдор Абрамович Блинов и Яков Васильевич Мамин прославили Балаково как родину единственного в мире гусеничного трактора и русского дизеля. Заводом нефтяных двигателей и тракторов Я. В. Мамина в 1915 г.было выпущено 325 дизельных двигателей.

58

Благоустройство городов в конце XIX — начале XX вв.

Территория Саратова в конце XIX — начале XX вв. быстро росла. Как в любом крупным городе, в Саратове выделялись торговый, промышленный и центральный деловой районы. Они были соединены друг с другом жилыми кварталами. Центральный деловой район, стержнем которого была Немецкая улица и прилегающие к ней кварталы, характеризовался концентрацией административных учреждений, отделений банков, дорогих магазинов, наличием ценральных храмов (кафедральный собор Александра Невского, .Здесь находились наиболее популярные театры (Очкина и Городской) и музей имени Радищева.

59

Разумеется, центр города был и наиболее благоустроен. Одной из главных проблем городского самоуправления были дороги. Большинство мощёных улиц находилось в деловом районе. Постепенно улицы с твёрдым покрытием появляются в торговых и промышленных районах Саратова. Практически полностью хороших дорог были лишены окраинные жилые кварталы, где преимущественно проживало рабочее население. С 1903 г. начались опыты с укладкой асфальта в центре города. К 1915 г. было замощено 72 % площади улиц.

60

Состояние улиц при этом оставляло желать лучшего. Газета «Саратовский листок» писала 12 ноября 1913 г.: «На углу Константиновской (Советской) и Астраханской улиц…давно уже образовалось непросыхающее болото значительной глубины… На днях в болото забрел слепой старик, увяз в тине. Свалился и едва не утонул. Его спасли дворники из соседних домов». Эта же газета сообщала 5 декабря 1913 г., что губернатор А. А. Ширинский-Шихматов, нанося визиты членам городской управы, из-за распутицы не смог проехать к дому одного из них по улице Кирпичной (Посадского), опасаясь застрять в грязи.

61

Нарастающий темп жизни города предъявил требования к развитию городского пассажирского транспорта. Помимо экипажей богатых горожан, получает распространение общественный транспорт. В 1912 г. в Саратове было зарегистрировано 800 легковых перевозчиков. В городе существовала целая сеть так называемых извозчичьих бирж (стоянок), где каждый мог воспользоваться необходимыми услугами. В 1887 г. появились первые линии конно-железной дороги. Новым видом транспорта были охвачены в основном центральные улицы города, а также самые людные места. Городские окраины, в большинстве своем, по-прежнему оставались труднодоступными. В 1906 г. конно-железную дорогу купило Бельгийское общество «Взаимная компания трамваев». Уже в октябре 1908 г. начал ходить трамвай по Московской улице. Через год в Саратове действовали девять трамвайных линий. Их протяженность составила 33 версты. На них курсировали 55 вагонов. В 1910 г. пустили трамвай по Дачной линии до Трофимовского разъезда, а впоследствии — и до Кумысной поляны. Дачная линия действовала только в летнее время, с 1 мая по 1 сентября. Хотя, по-прежнему, большая часть трамвайных путей находилась на центральных улицах города, новый вид транспорта начинает постепенно появляться и на городских окраинах. Трамвай оказался самым «демократичным» видом транспорта в рассматриваемый период времени. Им пользовались практически все — и солидные господа, и простолюдины, и приезжие крестьяне, и студенты, и представители духовенства. Кроме трамвая в летнее время пускался специальный дачный поезд. Его движение начиналось с 1 мая и заканчивалось 31 августа.

62

В 1870 г. в городе насчитывалось 740 керосиновых фонарей, а в 1904 г. 2038. В 1888 г. появилось электрическое освещение в популярном у саратовцев саду «Эрмитаж», в 1895 г. в Городском театре и некоторых других городских строениях. С 1903 г. в городе начался электрический бум. Многие состоятельные саратовцы стремились провести электрическое освещение, это было модно, престижно. В 1905 г. электростанция обслуживала шесть городских учреждений и 136 абонентов, протяжённость линий электропередач превысила 11 км. В 1911 г. электричество было пущено в центр города, а освободившиеся керосиновые фонари постепенно перемещались на окраины города.

63

В рассматриваемый период сложной проблемой городского быта оставалось водоснабжение. Старого водопровода было уже недостаточно для быстро растущего населения Саратова. Новый, более современный водопровод был открыт в 1875 г. В 1910 г. водопроводная сеть составляла уже более 120 верст. В Саратове насчитывалась 41 водозаборная будка и 3 водозаборных крана на берегу Волги, домовых ответвлений было более 3 тыс. Полностью работы по устройству водопровода завершились лишь в 1914 г.

64

В 1910—1912 гг. в Саратове была выстроена канализационная система, но она охватывала только наиболее престижную и дорогую для проживания центральную часть города.

65

Важным показателем модернизации общества является развитие информационной системы. В Саратове с 1860-х гг. уже привычно существовали такие формы обмена информации, как почта и телеграф. Новейшим способом связи людей для российских городов в рассматриваемый период стал телефон. В Саратове телефон появился в 1889 г. с открытием городской телефонной станции. Телефон в тот период была дорогим способом оперативной связи, его установка и эксплуатация в среднем обходились от 100 до 150 руб. Именно поэтому абонентами городской телефонной станции стали казённые и некоторые общественные учреждения, крупнейшие коммерческие предприятия и состоятельные горожане.

66

Несмотря на свою дороговизну, телефон постепенно получал распространение. Так, в 1909 г. абонентов телефонной станции было уже 1085, а в 1910 г. в Саратове появляются первые телефоны-автоматы.

67

Уездные города имели меньше возможностей для благоустройства своих территорий. Но некоторый прогресс намечается и в них.

68

В 1860 г. Вольск был соединён телеграфом с Саратовом и Москвой, в городе функционировал благоустроенный городской парк (сад Сапожникова), в котором произрастали редкие виды растений, были чистые аллеи, фонтаны, оранжерея. В 1872 г. городской глава купец Филипп Осипович Плигин на свои средства проложил на главных городских магистралях деревянный водопровод, на уличных перекрёстках были сооружены крытые бассейны.

69

Темы исторических проектов

Подготовьте индивидуальный или коллективный исторический проект на одну из предложенных тем:

— Как изменился облик городов Саратовского Поволжья в XIX в.?

— Общественный транспорт в городах Саратовского Поволжья в XIX в.

— Нравы и быт горожан в Саратовском Поволжье в XVIII—XIX вв.

— Железная дорога Москва — Саратов — путь в европейскую цивилизацию?

Комментарии

Написать отзыв
Перевести