Тема 17. Конфессиональное многообразие Саратовского региона: прошлое и настоящее
Тема 17. Конфессиональное многообразие Саратовского региона: прошлое и настоящее
Аннотация
Код статьи
S207987840001074-0-2
Тип публикации
Разное
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
В представленном учебном материале рассматривается история и современность конфессионального многообразия Саратовского региона. Существенная часть раздела посвящена христианским конфессиям. Особое внимание уделяется Русской православной церкви в Саратовском Поволжье, истории православия на саратовской земле до 1917 г., особенностям политики государства по отношению к Русской Православной церкви в Саратовском Поволжье в годы Советской власти, современному состоянию Саратовской православной епархии. Авторы уделили значительное внимание истории и старообрядчества в Саратовском Поволжье. Среди христианских конфессий особого интереса заслуживают история и современное положение Римско-католической церкви в Саратовском Поволжье. В данной части раздела рассматриваются вопросы появления католиков в Поволжье, история миссии иезуитов в Саратове (1800—1820 гг.), проблемы существования Тираспольской римско-католической епархии в Саратове (1856—1918 гг.). В разделе изучается история Римско-католической церкви в Саратовском Поволжье в 1917—1939 гг., а также современное состояние католических приходов. Следующий раздел посвящен истории Евангелическо-лютеранской церкви в Саратовском Поволжье. В материале кратко освещаются появление церкви и исторические традиции, образование лютеранских и реформатских колоний в Саратовском Поволжье, история немецкой слободы в Саратове, а также особенности существования Евангелическо-лютеранской церкви в Саратовском Поволжье в ХIХ — начале ХХ вв. и в годы Советской власти. Авторы уделили внимание и иным конфессиям, исторически существовавшим на территории Саратовской области — исламу и иудаизму, их появлению, развитию и современному состоянию в Саратовском Поволжье. Заключительная часть раздела посвящена проблемам толерантности и современной конфессиональной ситуации в регионе
Ключевые слова
Саратовское Поволжье, история, конфессии, православие, ислам, старообрядчество, католицизм, протестантизм, иудаизм
Классификатор
Получено
29.04.2015
Дата публикации
30.08.2015
Всего подписок
71
Всего просмотров
18485
Оценка читателей
5.0 (1 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2015 год
1

Актуализация знаний

Вспомните из школьного курса истории России:

— Почему Владимир I принял христианство?

— Как на Руси появился ислам?

— Как складывались взаимоотношения церкви и власти на протяжении веков?

2

«Господь привел человека в мир для того, чтобы он в своей жизни выполнил какой-то Божий замысел о нем. Каждый человек имеет возможность реализовать себя. Другое дело, что очень многие эту возможность не используют. Даже когда перед ними открываются какие-то пути, они предпочитают остаться в стороне, постоять на месте, полежать на диване, и отсюда обычно возникает чувство бесполезности, бессмысленности жизни. Знаете, даже если у вас нет каких-то больших возможностей, или не очень ладится семейная жизнь, все равно остается огромное поле деятельности. Вам тяжело? — Помогите кому-то. Вашим близким, тем, кто рядом с вами. Помогите, поддержите. Нет денег? Поддержите их добрым словом, хорошим отношением. Просто научитесь слушать людей, которым еще хуже, чем вам. И это уже будет очень большим делом. Это сделает вашу жизнь гораздо более осмысленной, чем сейчас. И еще надо осмотреться и понять: а, может быть, есть что-то, что Господь мне предлагает, куда-то меня направляет, зовет, а я просто не слышу этого».

Лонгин, Митрополит Саратовский и Вольский. Источник: информационный портал «СарБК». 21.11.2013 г.

«Конечно, само слово «мусульманин», как и «христианин» или представитель любой другой религии, ассоциируется с определенным обликом. Сегодня этот облик, не без помощи электронных СМИ, сформирован, к сожалению, в виде человека с ножом, бородатого и со зловещим оскалом. Это неправда. К сожалению, не говорят же, что в мусульманских странах нет домов престарелых, детских домов, минимальный процент разводов, что является показателем состояния здорового общества. И когда мы говорим, что все дети рождаются мусульманами, мы не имеем в виду религиозную принадлежность человека. Все младенцы, в какой бы семье они ни родились, появляются на свет безгрешными. Для меня понятие «мусульманин» связано не с этнической принадлежностью, сколько с верой самого человека, ведь мусульманин означает покорившийся Богу».

Мукаддас-хазрат Бибарсов, имам Духовного управления мусульман Поволжья. Источник: интервью газете «Богатей», 2007. 35 (415) 18 октября.

Прочтите высказывания руководителей двух крупнейших религиозных конфессий нашей области. Что их объединяет? Сформулируйте на их основе проблему урока?
Проблема: какова роль современной церкви в жизни россиян?
3

Трудно писать о религиозной составляющей жизни нашего региона. Трудно, поскольку вера человека в Бога — сугубо личное дело. Российская империя считалась по преимуществу православной страной. Религия была введена реформой сверху — железной рукой князя Владимира. С тех пор, как в одном из улусных городов Золотой Орды — Укеке (ныне поселке Увек Заводского района Саратова) появились в шаговой доступности друг от друга православная церковь и мечеть, крупнейшие религиозные конфессии бок о бок живут мирно под саратовским небом.

4

В Саратовской губернии в начале ХХ в. был 891 православный храм, в 1859 г. насчитывалось 155 мусульманских мечетей — не забудьте, что нынешнее саратовское Левобережье в тогдашние границы губернии не входило.

5

Вместе со всей страной наша область прошла через страшную полосу воинствующей антирелигиозной кампании, объявленной большевиками против церкви вскоре после прихода к власти в 1917 г. К концу 1930-х гг. на территории области сохранились считанные единицы действующих религиозных сооружений различных конфессий.

6

Процесс примирения власти и религии, начавшийся еще в годы Великой Отечественной войны, перерос в возрождение духовной свободы лишь после 1988 г., когда широко отмечалось 100-летие принятия христианства на Руси.

7

На сегодняшний день в области действуют 314 православных приходов, в том числе в Саратовской и Вольской епархии — 153, в Балашовской епархии — 63, в Покровской и Николаевской епарахии — 98. В области зарегистрировано около 30 мусульманских организаций.

8

Помимо православной и мусульманской общин, в Саратовском Поволжье представлены такие конфессии, как старообрядчество, иудаизм, благодаря наличию с екатерининских времен колонистов у нас сохранились действующие католические, лютеранские и протестанские приходы.

9

Мы постараемся рассказать об основных религиозных конфессиях, представленных в регионе, поднять вопросы, волнующие современную молодежь и нас, ваших родителей.

10
Что приводит людей к вере в Бога?
Как обеспечить нашим современникам свободу вероисповедования?
11

Православие

«В Церковь меня привело восхищение перед красотой, которую я, будучи ещё ребёнком, видел, посещая храмы с матерью. Потом пришли годы, когда Церковь стали преследовать, церковнослужителей и сами храмы уничтожать, а иконы, собранные в громадные кучи, сжигать. При виде всего этого крепло во мне чувство — защитить эту красоту, отдать вере жизнь и связать с ней свою судьбу навсегда и бесповоротно».

Пимен, архиепископ Саратовский и Вольский (в миру Дмитрий Евгеньевич Хмелевской)

Источник: фонд «Русское православие»

«Поэтому современная РПЦ такая, какая она есть. Коммерческая. Угодливая без нужды перед властями. Подверженная «лексусомании». Застывшая в формализме обрядности не меньше, чем поздняя КПСС. Стоит ли ее за это осуждать? Не знаю. «Сергианцы» сохранили церковь как таковую — без их соглашательства православие в России было бы уничтожено, как уничтожили религию в Северной Корее и Кампучии. Но, возможно, именно из-за сергианства РПЦ упустила шанс выйти из огня гонений обновленной, пройти через реформацию, которую прошло западное христианство. Не факт, что архаическая церковь, где совершаются непонятные народу ритуалы на умершем языке и сохраняются допотопные наряды, не превратится в этнографическое убежище «русскости», когда жизнь пройдет мимо. Надо лишь помнить, что вера и церковь — разные вещи, и не всегда проблемы РПЦ являются проблемами веры. Россию спасает вера, а не церковная организация. Так что все в руке Божией».

Источник: Чернышевский Д. Кресты над Саратовым. Какую роль играет православная церковь в современной России. МК Саратов. 2012, 14 июня.

Прочитайте высказывания о православной церкви. Какие у вас возникают вопросы? Попытайтесь на их основе сформулировать проблему урока?
Проблема: что спасает Россию — церковная организация или вера?
12

Первый период становления христианства на территории Поволжья относится ко времени Хазарского каганата, в пределах которого оно стало утверждаться не позднее VI в. С конца IX в. сведения о христианстве в Нижнем Поволжье исчезают почти на четыре столетия, до учреждения здесь Сарайской епархии в 1261 г. После взятия Казани в 1552 г. была образована Казанская епархия, в состав которой входил и Саратов. С учреждением в Казани архиепископства к нему было отнесено Верхнее Поволжье с северной частью нынешней Саратовской губернии; южная же часть края до 1602 г. оставалась в составе Сарайской епархии. Саратов и северная часть Саратовской губернии в епархиальном отношении состоял сначала в ведении «Конторы Казанского дворца», находившейся в Москве. В 1602 г. к ней были приписаны церкви по Волге, начиная от Саратова к югу, по Медведице и Хопру до Дона. Саратов по церковному ведомству перешел в Астраханскую епархию, иерархи епархии именовались «Астраханскими и Терскими».

13

6 октября 1799 г. из Тамбовской была выделена самостоятельная Саратовская и Пензенская епархия. Однако, «за неимением в Саратове удобного помещения для архиереев и духовной консистории» первый же епископ новой кафедры, Гаий (Токаов), добился перемещения кафедры в Пензу и смены в 1803 г. названия епархии на Пензенскую и Саратовскую. За время пребывания в составе Пензенской епархии в Саратове был в 1815 г. основан величественный Александро-Невский собор, посвященный саратовским ополченцам и победе русского народа в Отечественной войне 1812 г., в 1820 г. учреждено Саратовское духовное училище, а к началу 1822 г. был выстроен Спасо-Преображенский мужской монастырь.

14

Секретный комитет по делам о «раскольниках» обратил особое внимание императора Николая I на усиление деятельности старообрядчества в Саратовской губернии, ввиду чего государь повелел 20 октября 1828 г. восстановить в Саратове самостоятельную кафедру. Святейший Синод постановил 21 октября Саратовской епархии быть третьеклассной (после Пензенской), именоваться Саратовской и Царицынской, новому епископу в первое время пребывать в Саратовском Спасо-Преображенском монастыре. 3 ноября того же года решение Синода было утверждено императором.

15

Оживление духовной жизни Саратовского края ознаменовалось восстановлением в 1829 г. женского Крестовоздвиженского монастыря и открытием Саратовской духовной семинарии в 1830 г. В правление Саратовской кафедрой епископа Иакова (Вечеркова) (1832—1847) произошло открытие трех новых духовных училищ (Вольского, Балашовского, Николаевского),было построено много храмов и молитвенных домов. В 1849 г. для Саратовской кафедры было на краткий срок учреждено Вольскоевикариатство, впоследствии восстановленное на постоянной основе в 1898 г.. В 1865 г. началось издание журнала «Саратовские епархиальные ведомости», в 1869 г. открылось женское епархиальное училище в Саратове, а в 1900 г. — второе в Вольске.

16

После революции 1917 г. начались гонения на церковь. В пределах Саратовской епархии они были особенно люты в первой половине 1930-х гг.: был взорван кафедральный Александро-Невский собор, множество храмов разрушено или отобрано у верующих. К концу 1930-х гг. в Саратовской епархии не осталось ни одного действующего храма, большинство духовенства было или расстреляно, или находилось в лагерях и ссылках.

17

В военное время государственно-церковные отношения изменились, и в 1942 г., после пятилетнего перерыва, был снова назначен Саратовский архиерей, территория управления которого была ограничена Саратовской областью.

18

Во второй половине того же года в Саратове передается в аренду, а в 1947 г. окончательно возвращается Православной церкви Свято-Троицкий кафедральный собор, а из краеведческого музея передается чудотворный образ Спаса Нерукотворного, возобновляется литургическая жизнь Саратовской епархии. С 1947—1961 гг. вновь действует Саратовская духовная семинария. В этот период, при поручении Саратовским архиереям одновременного управления Сталинградской епархией их титул менялся на «Саратовского и Сталинградского».

19

На новом витке антирелигиозной компании в СССР в конце 1950-х — начале 1960-х гг. церковная жизнь снова подавляется. К середине 1964 г. в Саратове осталось только два действующих храма: Троицкий и Духосошественский соборы.

20

Возрождение церковной жизни в пределах СССР с конца 1980-х гг. выразилось в восстановлении Саратовской духовной семинарии и Саратовских епархиальных ведомостей, открытии десятков храмов в первой половине 1990-х гг., возвращении церкви Алексиевского женского монастыря. Благодаря новым возможностям расширилась издательская и вещательная деятельность епархии.

21

Для лучшего окормления паствы 31 января 1991 г. из состава Саратовской была вновь выделена самостоятельная Волгоградская епархия.

22

Личность в истории

Общественные интересы глубоко волновали Владыку Пимена. Так, он был членом Общественного комитета спасения Волги со дня его основания. Он обращался лично к бывшему Председателю Верховного Совета СССР А. И. Лукьянову и написал ему письмо, где изложил ряд конкретных мероприятий для улучшения экологии бассейна Волги. Большое место в жизни архиерея занимала музыка. Он любил и хорошо знал симфоническую и оперную классику. У него была огромная фонотека, состоящая из 3600 пластинок, многие из которых были подписаны авторами сочинений или их исполнителями. В 1990 г. архиепископ Пимен был даже приглашен на конкурс им. Чайковского почетным членом жюри. В 1990 г. архиепископ Пимен по приглашению местных властей посетил город Ковентри (Англия), где проходили траурные мероприятия, связанные с пятидесятилетием разрушения города немецкими бомбардировщиками. Он участвовал в богослужениях и освящал часовни и иконы. Здесь состоялось знакомство архиепископа с королевой Великобритании Елизаветой II. В беседе Владыка кратко рассказал о своей родословной и добавил, что состоит в родстве с королевой. Владыка всегда чтил своих предков, изучал генеалогию, занимался изысканиями для составления своего родословного древа, он даже сделал научное открытие, установив родственные связи между Пушкиным и Гоголем.

По материалам фонда «Русское православие».

«Саратовской области крупно повезло: во главе епархии с 1965 по 1993 гг. стоял замечательный иерарх владыка Пимен, один из культурнейших людей своего времени, которого в любой другой стране ждали бы блестящая карьера и пост первоиерарха, а в СССР — ссылка в заштатный Саратов и прозябание там под надзором. Но жителям области это было только на пользу.

Благодаря его усилиям возобновила свою деятельность Саратовская духовная семинария, существующая и по сей день. На закате коммунистической власти она дала слабину и пошла на уступки религии — в последние годы правления архиепископа Пимена Саратовская епархия значительно расширилась, было открыто 70 храмов. В связи с этим епархию разделили на две, и с 1990 г. архиереи, прежде объединявшие Саратов и Волгоград, стали именоваться «Саратовскими и Вольскими».

Дмитрий Чернышевский. Кресты над Саратовым. Какую роль играет православная церковь в современной России. МК Саратов. 2012, 14 июня.

Что вы знаете о дружбе архиепископа Пимена с выдающимися советскими деятелями культуры?
23

5 октября 2011 г. из состава Саратовской епархии были выделены две части Саратовской области, на территории которых были образованы самостоятельные епархии:

24

Балашовская епархия (в административных границах Аркадакского, Балашовского, Екатериновского, Калининского, Красноармейского, Лысогорского, Романовского, Ртищевского, Самойловского и Турковского районов Саратовской области).

25

Покровская епархия (в административных границах Александрово-Гайского, Балаковского, Дергачевского, Духовницкого, Ершовского, Ивантеевского, Краснокутского, Краснопартизанского, Марксовского, Новоузенского, Озинского, Перелюбского, Питерского, Пугачевского, Ровенского, Советского, Федоровского и Энгельского районов Саратовской области).

26

6 октября 2011 г. в пределах Саратовской области была образована Саратовская митрополия, включающая в себя Балашовскую, Покровскую и Саратовскую епархии. Главой митрополии определено быть Саратовскому архиерею.

27
Что в традициях, культуре, быте старообрядцев привлекает вас сегодня?
Корректно ли утверждать, что, не прими Россия реформы патриарха Никона, социально-экономическое развитие страны оказалось бы более успешным? Почему?
28

Старообрядчество

В Саратовском крае история старообрядчества восходит к истокам его становления — ко второй половине XVII в. Первыми старообрядцами, то есть теми, кто не признал «Никоновых новин» были стрельцы, несшие здесь сторожевую службу. Со временем количество старообрядческого населения в крае стало увеличиваться за счет лиц, бежавших от репрессий из центральной России.

29

Манифест императрицы Екатерины IIо позволении иностранцам селиться в Россиии свободном возвращении русских людей, бежавших за границу.

1762 г., декабря 4.

Божиею милостию Мы, Екатерина Вторая, Императрица и самодержица Всероссийская и прочая, и прочая, и прочая.

…Мы Всемилостивейше сим объявлением, что не только иностранных разных наций, кроме Жидов, благосклонно с Нашею обыкновенною Императорскою милостию на поселение в Россию приемлем и наиторжественнейшим образом утверждаем, что всем приходящим к поселению в Россию Наша Монаршая милость и благоволение оказывана будет, но и самим до сего бежавшим из своего отечества подданным возвращатця позволяем, с обнадеживанием, что им хотя б по законам и следовало учинить наказание, но однако ж все их до сего преступлении прощаем, надеясь, что они, возчувствовав к ним сии Наши оказываемыя Матерния щедроты, потщатца, поселясь в России, пожить спокойно и в благоденствии, в пользу свою и всего общества. Где и же и в которых местах упомянутым выходящим в Нашей пространной Империи селитца, и в прочем все, что до распоряжения к тому принадлежит, о том мы Нашему Сенату, благопристойное определение учиня, публиковать повелели.

Дан в Москве, декабря « » дня 1762 г..

Подлинной подписан собственною Ея императорского величества рукою тако: Екатерина. 

Источник: РГАДА. Ф. 248 «Сенат и его учреждения». Кн. 3398. Л. 6767 об.; ПСЗ. Т. XVI. № 11720.

Как данный указ повлиял на заселение и экономическое развитие края?
30

После известного манифеста Екатерины II от 4 декабря 1762 г., приглашавшего старообрядцев, ранее бежавших от преследований за границу, вернуться в Россию, их приток в пределы Саратовcкого края многократно увеличивается. Правительство предоставило возвращавшимся староверам 40 тысяч десятин плодородной земли в местности по реке Иргиз. Кроме слобод, населенных исключительно старообрядцами, там возникло 5 монастырей (скитов) и Иргиз превратился со временем в крупнейший центр старообрядчества в России.

31

Наиболее зажиточные из числа вернувшихся селились в Саратове, Вольске, Хвалынске, Балаково, Николаевске, способствуя превращению этих городов в торгово-промышленные центры. Предприимчивые староверы успешно занялись торговлей, кустарными промыслами,открывали свои мастерские, лавки, магазины и даже небольшие заводы. На средства состоятельных членов старообрядческих общин стали возводиться храмы, обустраиваться при них богадельни для больных и престарелых.

32

На протяжении второй половины XVIII — первой четверти XIX в. политика в отношении старообрядцев была довольно либеральной. Но после подавления восстания декабристов отношение властей к ним меняется в сторону ужесточения. С конца 20-х гг. XIX в. саратовская администрация начинает наступление на Иргизские монастыри, которые были разгромлены к началу 1830-х гг.. После разгрома Иргиза монастырская жизнь приверженцев «древнего благочестия» расцвела на правом берегу Волги — в местности Черемшан около Хвалынска.

33

В период демократических реформ, проводившихся в России в 1860—70-е гг. отношение властей к старообрядцам вновь улучшается. В 1874 г. был принят закон о браках старообрядцев, которые отныне приобретали юридический статус. 3 мая 1883 г. издается закон, разрешающий старообрядцам открыто совершать богослужения, а в некоторых случаях и открывать новые храмы. В основном с этого времени старообрядческие общины начинают строительство своих храмов.

34

Однако принятый закон в значительной степени остался на бумаге. Местная администрация нередко допускала произвол и притеснение старообрядцев, поскольку в целом их деятельность по-прежнему официально находилась под запретом. Поэтому, строя свои церкви, старообрядцы прибегали к различным ухищрениям, оформляя строящееся здание как частное домовладение или хозяйственные постройки. В тех же случаях, если строительство храма было официально разрешено, его строили «без внешних доказательств», то есть было запрещено возводить колокольни(и вообще иметь колокольный звон), сооружать на зданиях купола, устанавливать кресты.

35

Обстоятельства коренным образом меняются в начале XX в. Под влиянием революционных событий, правительство пошло на отмену запретов, касавшихся деятельности старообрядческих организаций. 17 апреля 1905 г. император Николай II издал указ «Об укреплении начал веротерпимости». Согласно указу старообрядцы получили широкие свободы. Они могли открыто строить храмы, иметь колокольный звон, совершать крестные ходы. Официально было отменено обидное для старообрядцев название «раскольник». 17 октября 1906 г. был издан закон о старообрядческих общинах. Этот закон подтверждал право старообрядцев учреждать общины, открывать храмы, создавать свои школы и училища. Духовные наставники старообрядцев получили права священнослужителей.

36

Состоятельные старообрядцы всегда оказывали щедрую помощь нуждающимся. Проживавший в городе Балаково купец Михаил Тимофеевич Мальцев, а затем его сыновья Анисим и Паисий жертвовали свои средства на постройку богаделен, приютов. Ими в Балаково была устроена школа для детей староверов. Когда в конце XIX в. после нескольких лет засухи случился страшный голод, Мальцевы приютили несколько тысяч голодающих из разных мест губернии и кормили их за свой счет до следующего урожая. Важнейшим делом своей жизни для них стало строительство в Балаково храма во имя Святой Троицы. Построенный храм был освящен в 1914 г.. Его строительство обошлось в один миллион рублей. Построенный по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля, храм сохранился до наших дней.

37

В Саратове на средства крупного предпринимателя старообрядца Ефима Яковлевича Горина был выстроен храм во имя иконы Казанской Божией Матери и рядом с ним здание богадельни.

38

Накануне октябрьского переворота 1917 г. Саратовский край являлся одним из крупнейших регионов распространения старообрядчества в европейской части России, а Саратов одним из крупных старообрядческих центров. В городе было 9 старообрядческих храмов и 2 молельных, 2 старообрядческих училища. Издавался старообрядческий общероссийский иллюстрированный журнал «Щит веры». В типографии, принадлежавшей известному книгоиздателю и старообрядческому общественному деятелю Василию Захаровичу Яксанову, большими тиражами печаталась разнообразная старообрядческая литература. При Покровском храме в Саратове был создан известный в России Саратовский старообрядческий хор, руководил которым известный старообрядческий общественный деятель Самсон Иванович Быстров.

39

События после октября 1917 г. привели к трагическим последствиям для старообрядчества. В годы репрессий были уничтожены целые социальные слои, традиционно служившие опорой старообрядчеству — кустари, мелкие предприниматели, кооператоры, казачество, крепкое крестьянство. С середины 1920-х до конца 1930-х гг. в крае были закрыты все старообрядческие храмы. Священнослужители подверглись арестам и высылке. Но, несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на долю старообрядцев, они выстояли.

40

В настоящее время на территории Саратовской области практически повсеместно существуют более или менее крупные общины и группы старообрядцев. В городах Вольске, Балаково, Пугачеве (Николаевске), Петровске, селе Сосновая Маза Хвалынского района действуют старообрядческие храмы. Достаточно крупным центром старообрядчества по-прежнему остается Саратов: в городе действуют 3 старообрядческих храма, официально зарегистрировано 4 старообрядческих общины.

41
ИМЕННОЙ ВЫСОЧАЙШИЙ УКАЗ, ДАННЫЙ СЕНАТУ, «ОБ УКРЕПЛЕНИИ НАЧАЛ ВЕРОТЕРПИМОСТИ»

17 АПРЕЛЯ 1905 г.

Извлечения.

«В постоянном, по заветам Предков, общении со Святою Православною Церковью неизменно почерпая для Себя отраду и обновление сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить и каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести. Озабочиваясь выполнением таковых намерений, Мы в число намеченных в указе 12 минувшего Декабря преобразований включили принятие действительных мер к устранению стеснений в области религии.

Ныне, рассмотрев составленные, во исполнение сего, в Комитете Министров положения и находя их отвечающими Нашему заветному желанию укрепить начертанные в Основных Законах Империи Российской начала веротерпимости, Мы признали за благо таковые утвердить.

Призывая благословение Всевышнего на это дело мира и любви и уповая, что оно послужит к вящему возвеличению Православной веры, порождаемой благодатию Господнею, поучением, кротостью и добрыми примерами, Мы, в соответствие с этим решением Нашим, повелеваем:…

7) Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

8) Признать, что сооружение молитвенных старообрядческих и сектантских домов, точно так же, как разрешение ремонта и их закрытие, должны происходить применительно к основаниям, которые существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий.

9) Присвоить духовным лицам, избираемым общинами старообрядцев и сектантов для отправления духовных треб, наименование «настоятелей и наставников», причем лица эти, по утверждении их в должностях надлежащею правительственною властью, подлежат исключению из мещан или сельских обывателей, если они к этим состояниям принадлежали, и освобождению от призыва на действительную военную службу, и именованию, с разрешения той же гражданской власти, принятым при постриге именем, а равно допустить обозначение в выдаваемых им паспортах, в графе, указывающей род занятий, принадлежащаго им среди этого духовенства положения, без употребления, однако, православных иерархических наименований…

11) Уравнять в правах старообрядцев и сектантов с лицами инославных исповеданий в отношении заключения ими с православными смешанных браков.

К исполнению сего Правительствующий Сенат не оставит учинить надлежащее распоряжение.

На подлинном Собственною Его императорского величества рукою подписано: «НИКОЛАЙ»

Источник: Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. 25 (1905). № 26125. СПб., 1908.

Что менял настоящий указ в положении старообрядцев?
42
Являлся ли католицизм для Саратовской области как многоконфессионального региона традиционной конфессией?
43

Католицизм в российской истории: особенности развития и причины неприятия

Католицизм никогда не считался русской религией, но, несмотря на такую особенность, ему удивительным образом суждено было оказать определенное влияние на развитие истории Саратовского региона.

44

До XVIII в. католицизм вообще не существовал в России как единая организованная структура, лишь при Екатерине II (1762—1796), провозгласившей принцип свободы вероисповедания, между Россией и Ватиканом стали складываться официальные отношения. На протяжении многих веков католицизм рассматривался официальной идеологией как религия иноземцев и врагов России. Причинами этого являлось то, что в России только Православная церковь имела статус официальной государственной религии, а в католицизме многие русские цари видели опасную силу, так как папство на протяжении веков являлось союзником польских, немецких и шведских захватчиков, неоднократно вторгавшихся в русские земли.

45

Появление католиков в Поволжье

Католики появились на территории современной Саратовской области после издания Манифеста Екатерины II 1763 г. о приглашении иностранцев в Россию. Императрица даровала будущим колонистам “свободное отправление веры” и государственную помощь при строительстве церквей, разрешала иметь своих священнослужителей.

46

47
Посмотрите на иллюстрации «Колонисты читают Манифест Екатерины» и «Манифест Екатерины II о приглашении иностранцев в Россию». Почему Манифест вызвал такой интерес в европейских странах? К каким последствиям он привел? Для чего Екатерина II призывала иноземцев переселяться в Россию, гарантируя им при этом ряд привилегий? Идейная эволюция Екатерины II — от проектов «увеличения народонаселения» до провозглашения конфессиональной толерантности взаимосвязана и не случайна. Почему Екатерина предоставила колонистам возможность исповедовать свою веру?
48

В результате широкой пропаганды Манифеста только за первые 6 лет в Саратовское Поволжье прибыло около 6 тысяч католиков. Из возникших на правом и левом берегу Волги 104 колоний 31 была католической. Общее число католиков в немецких колониях Поволжья увеличивалось с каждым годом. В Немецкой слободе Саратова первый католический молитвенный дом появился в 1804 г. После Отечественной войны 1812 г. часть военнопленных поселилась в Немецкой слободе и приняла российское подданство, увеличив численность католического прихода. В 1850 г. в Саратове и окрестностях проживало более 20 тыс. католиков.

49

Миссия иезуитов в Саратове (18021820 гг.)

В 1802 г. по Указу Александра I в немецких колониях Саратовской губернии было создано десять миссий католического Ордена Иисуса (иезуитов). По свидетельству современников иезуиты усилили контроль над церковными школами. Они являлись искусными врачами, помогали выращивать и собирать урожаи, сажать деревья, бороться с вредителями полей. С помощью миссионеров строились церкви и молитвенные дома. В Поволжье до 1820 г. побывало 33 иезуита. Их активная деятельность вызвала недовольство иерархов Русской Православной церкви, что стало причиной высылки иезуитов из России в 1820 г.

50
Из Указа 13 марта 1820 г. «О высылке из России иезуитов…»:

«Указаниями Российской Империи издавна запрещено было иезуитам находиться в России… В 1773 г. буллою Папы Римского Климента XIV уничтожено иезуитское общество… Но иезуиты, пребывающие в России, искали защиты у императрицы Екатерины II против Папы… Под предлогом исправления требъ посещали они такие места, в которых нет ни единого римского католика, прельщают простолюдинов и принимают их в свое вероисповедание.

В Саратовской губернии действовали они по этим же правилам. Папскими предписаниями и Государственными законами запрещено обращать греко-унитов в римско-католическое исповедание… Но иезуиты привлекали греко-унитов… И в колониях обольщенных последователей евангелического исповедания, иезуиты посевали в их семействах беспорядки и несогласия».

Источник: ПСЗ РИ. Т. 37. № 28198. С. 113—116.

Как в документе объясняется высылка членов Ордена Иисуса из Саратовской губернии? Как Вы думаете, каковы истинные причины изгнания иезуитов из России?
51

Тираспольская римско-католическая епархия в Саратове (18561918 гг.)

В 1847 г. между Ватиканом и Россией был заключен конкордат, согласно которому Россия обязалась основать епархию для католиков центральных и южных губерний страны. Несколько лет епархия размещалась в маленьком городке Тирасполь, где не было даже церкви, а с 1856 г. была перенесена в Саратов, который стал третьим духовным центром Римско-католической церкви России после Санкт-Петербурга и Москвы.

52

Название «Тираспольская епархия» по решению первого епископа Фердинанда Кана (1787—1864) было решено сохранить в отличие от Саратовской православной епархии. Территория Тираспольской епархии с центром в Саратове занимала площадь 14 тысяч кв. миль. К ней относились Астраханская, Екатеринославская, Самарская, Саратовская, Ставропольская, Таврическая, Херсонская губернии, а также Закавказье и Бессарабия. Территория Тираспольской епархии превосходила по размеру все католические епархии Европы. В первую очередь, епархия была основана для 200 тысяч немецких колонистов, исповедовавших католичество, но в ней проживали также поляки, литовцы, латыши, армяне, грузины, французы, итальянцы, чехи, греки и католики других национальностей.

53

В феврале 1856 г. император Александр II разрешил открыть в Саратове вторую в России Духовную семинарию (ул. Малая Сергиевская, 76, ныне Мичурина, 86). При Духовной семинарии действовала Предсеминария (Малая семинария для мальчиков) и была создана благотворительная больница. За весь период существования семинарию закончили 244 будущих священника.

54

После польского восстания 1863 г. епархия и семинария подверглись «германизации», из семинарии были уволены польские преподаватели. Впоследствии к руководящим должностям в епархии и семинарии допускались только священники-немцы. Политика, проводившаяся по отношению к Католической церкви, основывалась на идее «располячивания» и «онемечивания» католицизма.

55
За что осуждались польские католики? Что стало следствием подобных особенностей в проведении государственной политики и в различном отношении правительства к народам России?
56

В 1881 гг. в центре Саратова, на Немецкой ул. (ныне кинотеатр «Пионер», проспект Кирова, 11), под руководством саратовского губернского инженера, архитектора М. Н. Грудистова был построен кафедральный собор. Первый проект постройки К. Невского в традициях западных церквей был отвергнут губернской администрацией, так как собор, согласно предложенному плану, имел шпиль значительно превышавший по высоте купола всех православных церквей города. Архитекторы были вынуждены разработать новый проект в смешанном стиле неоренессанса, неоромантизма и готики.

57
Сохранились ли в Саратове (в области, в местах вашего проживания) памятные места, связанные с существованием в крае католиков. Пройдите по указанным в тексте трем саратовским адресам, составьте собственное мнение о сохранности зданий и их современном состоянии.
58

Величественные католические храмы были гордостью колонистов. К началу ХХ в. в Саратовском Поволжье насчитывалось около 50 католических церквей. Крупнейшими сельскими католическими приходами России являлись Зельман (ныне — Ровное Саратовской обл.) — 8 500 человек и Мариенталь (Тонкошуровка, ныне Советское Саратовской обл.) — 8 000 человек. В начале ХХ в. приход Саратова по числу прихожан (8 150 человек в 1919 г.) входил в десятку крупнейших городских католических приходов России.

59

60

Римско-католическая церковь в Саратовском Поволжье в 19171939 гг.

После революции 1917 г. были реквизированы резиденция епископа в Саратове (проспект Кирова, 13) и все епархиальные здания, оцененные на сумму свыше 7 млн. золотых руб.; были выселены из своих квартир руководство епархией и профессора семинарии. Епископ Иосиф Кесслер вместе с руководством епархии в августе 1918 г. тайно бежал в Одессу. В 1929—1930 гг. по стране прокатилась волна арестов и осуждений священнослужителей. Если в 1915 г. в 36 приходах Саратовского Поволжья было 44 католических священника, то в 1932 г. — их осталось лишь 4, остальные были репрессированы. Однако в 1930 г. председатель СНК А. И. Рыков официально опроверг наличие преследований священников в СССР в ответ на письмо Папы Римского Пия XI.

61

В 1935 г. кафедральный собор в Саратове был закрыт решением Президиума Саратовского городского совета «по просьбе трудящихся». Богослужебная утварь, предметы религиозного культа, книги, деревянные и гипсовые скульптуры были переданы на хранение в областной музей краеведения, где находятся по настоящее время. В 1941 г. здание кафедрального собора было переоборудовано в кинотеатр, получивший название «Пионер».Всего лишь за 20 лет в епархии было закрыто около 300 церквей, большая часть замечательных памятников архитектуры разрушена, уцелевшие превращены в склады и клубы. Жертвами антирелигиозной политики государства стали сотни священнослужителей. На территории епархии официально перестали называться верующими около 400 тыс. католиков. Тираспольская епархия с центром в Саратове, как организованная структура, перестала функционировать. К концу 1930-х на территории Саратовского Поволжья, как и во всей в России не было ни одной официально действующей религиозной общины.

62

Саратовские католики сегодня

Возрождение католического прихода в Саратове началось в конце 1980 — начале 1990-х гг. В 1992 г. было официально зарегистрировано римско-католическое объединение церкви св. Климента и открыто благотворительное отделение «Каритас-Саратов». В 1995 г. напротив бывшего собора (проспект Кирова, 12) было приобретено и освящено помещение для часовни во имя Девы Марии Фатимской. С 1998 г. Саратов является резиденцией епископа Юга Европейской части России Клеменса Пиккеля. Церковь Божьего милосердия в Саратове (на пересечении улиц Мичурина и Волжская) получила статус кафедрального собора епархии Св. Климента и была освящена во имя св. апостолов Петра и Павла 15 октября 2000 г. как четвертый в России кафедральный собор. В 2001 г. в саратовском кафедральном соборе состоялось первое за 83 г. рукоположение католического священника. В приходе существуют две молитвенные группы, библейский кружок, два раза в месяц выпускается приходская газета.

63

64

Евангелическо-лютеранская Церковь России: появление церкви и исторические традици

Для России как многонационального государства протестантизм на протяжении многих веков являлся традиционной религией, в начале ХХ в. протестантами являлись 5,2 % населения страны. Основная ветвь протестантизма — лютеранство, возникшая в Европе в результате реформационного движения ХVI в., была наиболее многочисленной по количеству верующих.

65

Государство всячески покровительствовало лютеранам, которые в России пользовались рядом льгот и привилегий. Причинами более чем лояльного отношения к лютеранам со стороны царского правительства были исторически сложившееся широкое распространение данной религии в определенных областях Российской империи — Прибалтике и Финляндии, принадлежность некоторых российских царей и членов их семей до перехода в православие к протестантизму; отсутствие у Лютеранской церкви стремления выйти из-под влияния государства в отличие от католицизма.

66

Образование лютеранских и реформатских колоний в Саратовском Поволжье

После издания в 1763 г. Манифеста императрицы Екатерины II приглашавшего иностранцев в Россию, в Саратовском Поволжье был создано 75 евангелических (лютеранских или реформатских) колоний. Уже в 1804 г. в Поволжье насчитывалось 82 евангелических кирхи. Своим архитектурным стилем они напоминали европейские соборы в стиле готики и неоклассицизма.

67
Посмотрите на представленные в параграфе фотографии храмов Поволжья различных конфессий. Определите присущие их архитектуре элементы ренессанса, романтизма, классицизма, готики, кратко охарактеризуйте данные архитектурные стили.
68

69

Особое внимание церковь уделяла воспитанию и образованию детей. Во многих немецких колониях сначала строили школу, а потом — церковь. Помещение церковной школы служило не только для обучения детей, но и для проведения молитвенных собраний. В школах дети располагались на длинных узких скамейках, без столов, держа книги на весу. Занятия вел один учитель одновременно со всеми детьми в возрасте от 7 до 14 лет. Сущность обучения состояла в изучении письма, чтения, четырех арифметических действий, заучивании наизусть церковных гимнов и Евангелия. Для наказания детей и поддержания дисциплины в школах использовалось битье палкой или линейкой по ладоням. Первая школа в Саратове появилась благодаря протестантам. Она была открыта в 1786 г. в Немецкой слободе.

70

Из Указа Саратовской конторы иностранных поселенцев № 652 «О школьном и катехизическом учении в Саратовских колониях» (1840 г.):

Главный долг священнослужителей — воспитывать детей в страхе Божием, а главное назначение школ — преподавать юношеству Закон Божий... Каждый отец семейства обязан посылать в школу детей и слуг, достигших семилетнего возраста, с 1 октября до 1 апреля… За прогулы без уважительной причины с родителей взимается штраф. Уважительными причинами неявки являются болезнь, смерть, необходимость ухаживать за больным или плохая погода... Штраф взыскивается сельским начальством… Если отец семейства не в состоянии заплатить штраф за прогулы, то он привлекается к общественным работам.

Источник: Лиценбергер О. А. Евангелическо-лютеранская церковь в Российской истории (ХVIXX вв). М., 2004. С. 114.

Прочитайте внимательно приведенные из указа цитаты. Сравните основные положения указа с существующими в настоящее время правилами обучения детей в школах. В чем принципиальные отличия? Что общего? Стоит ли сегодня ввести отдельные положения этого указа в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»?
71

Саратовская Евангелическо-лютеранская консистория (18191834 гг.)

По указу Верховного Сената от 25 октября 1819 г. в Саратове была образована евангелическо-лютеранская консистория. К новому консисториальному округу относились 10 губерний России: Саратовская, Астраханская, Воронежская, Казанская, Оренбургская, Пензенская, Рязанская, Самарская, Симбирская, Тамбовская. Округ охватывал территорию площадью в 1113 км2. Суперинтендентом консистории был назначен Игнатий Аурелий Фесслер, прошедший интереснейший путь от католического монаха-капуцина к лютеранскому епископу через православие, масонство и Сарептскоегернгутское братство. В 1828 г. он был приглашен в Москву для разработки Устава евангелическо-лютеранской церкви Российской империи. В 1834 г. Саратовская консистория была также переведена в Москву. Саратовские священники оставили заметный след в истории Московской консистории: из 83 лет ее существования (до 1917 г.) 28 лет ее возглавляли пасторы из Саратова — И. Губер и К. Коссманн.

72

Евангелическо-лютеранская церковь в Саратовском Поволжье в конце ХIХ — начале ХХ вв.

Саратовские лютеране внесли значительный вклад в развитие духовной культуры России. Многие пасторы, получавшие университетское образование, являлись одновременно врачами, агрономами, учеными, писателями, переводчиками. Первые русские училища для детей немецких колонистов Поволжья были открыты пасторами К. Конради (1794—1857) и К. Вальбергом (1794—1877). Село Усть-Золиха прославил сын пастора Иоганна Губера — поэт Эдуард Губер (1814—1847), который получил образование в Саратове и Санкт-Петербурге, являлся другом А. С. Пушкина, первым в 1838 г. перевел на русский язык «Фауста» И. В. Гете и произведения Шиллера.

73

Вклад в российскую историю внесли многие известные лютеране: генерал-фельдмаршал М. Б. Барклай де Толли, мореплаватели Ф. Ф. Беллингсгаузен, И. Ф. Крузенштерн, барон Ф. П. Врангель, участники восстания декабристов П. И. Пестель, А. Е. Розен, Мантейфель, Б. И. Кюхельбекер и др. Из немецких семей происходили член Верховного тайного совета, шеф корпуса жандармов А. Х. Бенкендорф, министр народного просвещения К. А. Ливен, министры финансов М. Х. Рейтерн, Н. Х. Бунге и Е. Ф. Канкрин, премьер-министр С. Ю. Витте и многие другие.

74

75

В начале ХХ в. в Саратовском Поволжье существовало 37 евангелическо-лютеранских приходов. Преобладающее количество церквей было каменными, хотя и находились в сельских местностях. По состоянию на 1905 г. приходы Саратовского Поволжья являлись самыми крупными в России — Норка (ныне — с. Некрасово Красноармейского района Саратовской области, 23 тыс. чел.) Беттингер (ныне — с. Воротаевка Марксовского района Саратовской области, 20 тыс. чел.), Неб (ныне — Рязановка Марксовского района Саратовской области, 19 тыс. чел.). Саратовский приход Святой Марии (16 400 чел.) являлся вторым по численности городским лютеранским приходом после Москвы (17 тыс. чел.). Новое здание евангелическо-лютеранской церкви в Саратове было построено по чертежам известного берлинского архитектора И. Э. Якобшталя губернским архитектором К. Тиденом в 1879 г.

76

Евангелическо-лютеранская церковь в Саратовском Поволжье в годы Советской власти

Положение Евангелическо-лютеранской Церкви кардинальным образом изменилось после Октябрьской революции 1917 г. В результате осуществления антирелигиозной политики резко уменьшилось число лютеранских пасторов. Так, например, в 1922 г. к 5 годам тюремного заключения был приговорен 60-летний пробст (глава) поволжских приходов Н. Гептнер.

77
Постановление коммунистической фракции ЦИК, 10 июля 1924 г.:

В отношении заключенного Гептнер Нафанаила Эмильевича… отбывшего уже фактически два года и три с половиной месяца принять во внимание: что на суровость приговора Обревтриба в сравнении с фактически содеянным бывшим пробстом Гептнером значительно влияла политическая обстановка 1921/22 голодного года, когда необходимо было пасторам указать на их место в своих связях с представителями иностранной помощи… что ему 62-ой год, и что он действительно очень больной человек и может за решеткой внезапно умереть, чем даст лишний повод для агитации против советской власти… а потому признать политически целесообразным, Гептнера освободить… путем применения к нему амнистии.

Однако уже в 1929 г. 67-летний Н. Гептнер был вновь приговорен к 10-ти годам лишения свободы и сослан в лагерь, где умер в 1933 г.

Источник: Герман А. А. Немецкая автономия на Волге. М., 2007. С. 117.

Почему в годы советской власти лютеранские священники подвергались гонениям? Были ли репрессированы священнослужители других конфессий?
78

Недостаток священнослужителей стал одной из причин церковного раскола, подобного произошедшего в Русской Православной церкви. От лютеранской церкви отделилась т. н. «Свободная живая церковь», которая была использована советскими органами в своих целях, для дестабилизации положения официальной церкви. Создание Свободной церкви было провозглашено в 1927 г. в с. Фишер (ныне — с. Красная Поляна Марксовского района Саратовской области). Движение живоцерковников охватило всю Россию и официально существовало в СССР до 1935 г.

79

В конце 1920-х — начале 1930-х гг. закрытие церквей и аресты священнослужителей приобрели массовый характер. Только в Поволжье было закрыто более 100 лютеранских молитвенных здания. Насильственное закрытие церквей вызвало в некоторых местах противодействие верующих. 5 июня 1930 г. произошло массовое выступление жителей Марксштадта (ныне — г. Маркс) против закрытия лютеранской церкви. Верующие взяли штурмом здание церкви, переоборудованное в декабре 1929 г. в дом культуры завода «Коммунист», сорвали со стен портреты большевистских вождей, разбили красную звезду, схватили председателя Союза Воинствующих Безбожников Марксштадтского кантона, облили его керосином и хотели сжечь заживо — настолько сильна была их ненависть к вандалам, которые спилили крест с лютеранской церкви города и прикрепили красный флаг к колокольне, установив рядом с церковью транспарант «Религия — опиум для народа». Активные участники выступления, названного антисоветским, подверглись репрессиям. Кирха Святой Марии в Саратове была закрыта в 1935 г. С 1936 г. в здании церкви находилось отделение Госбанка, позже — филармония, затем — детский кукольный театр. В 1970-е гг. церковь была разрушена, а на ее месте построено новое здание сельскохозяйственного института. Все лютеранские пасторы Саратовского Поволжья были арестованы к 1937 г. Лютеранская церковь в СССР как организованная структура перестала существовать.

80
Расскажите об основных этапах антирелигиозной политики. Проведите аналогии между обновленческим течением в Русской православной церкви и лютеранскими «живоцерковниками».
81

Современное состояние Лютеранской церкви в Саратовском Поволжье

Саратовские лютеране, возрождение общин которых началось с начала 1990-х гг., организованы в две самостоятельные религиозные организации. Община, относящаяся к Евангелическо-лютеранской церкви в России и других государствах (ЕЛЦРДГ) провела первое после 50-летнего перерыва лютеранское богослужение в январе 1993 г. С осени 2006 г. этой общиной ведется строительство церкви Св. Марии в микрорайоне Улеши. Второй саратовский приход, основанный в 2001 г., носит имя св. Иоанна, следует скандинавским (финско-шведским) традициям лютеранства и представляет Евангелическо-лютеранскую церковь Ингерманландии (Ингрии) в России (ЕЛЦИ). Современные лютеране входят в Совет при Губернаторе по национальным и религиозным отношениям, занимают активную гражданскую позицию, принимают участие в благотворительных и культурных мероприятиях. В области сохранились руины около 30 бывших каменных лютеранских церквей, две из которых восстанавливаются и реставрируются за счет личных средств частных лиц: в селе ЗоркиноМарксовского района и в г. Марксе Саратовской области.

82

Ислам в Саратовском Поволжье

«Россию своей вотчиной считают не только православные, но и мусульмане. Моральное право проповедовать свои религии имеют обе конфессии. Мы не должны забывать о том, что ислам пришел на территорию современной России 1350 лет назад, примерно в 653 г.. На территорию внутренней России ислам пришел в 922 г.. Эта дата считается официальной датой принятия ислама тюркскими народами, населяющими Поволжье. Сейчас, я считаю, у нас с православными пересечения позиций нет. Напротив, у нас столько общих проблем, что на многие десятилетия хватит. Поэтому о каком-то серьезном противоборстве, я думаю, речи нет и, надеюсь, не будет. Да, мусульмане в России — это меньшинство. Но, заметьте, это очень активное меньшинство».

Мукаддас-хазрат Бибарсов, имам Духовного управления мусульман Поволжья.

Источник: портал Кредо-ру. http://www.portal-credo.ru/site/?act=authority&id=240

«Город носит тюркское название, большинство населения русские, недалеко находится городище времен Золотой Орды, в регионе проживает более 100 народностей. Фронтир культур и миров…

Мы, мусульмане России, можем взять на себя ответственность и выступить с инициативой заключения подобных общественных договоров на уровне города, района и села, когда представители мусульманских и других общин, представители приезжих и местных, кавказцев и русских смогут сесть за общий стол и сказать: «Это наш город, наша область, наша страна, мы не позволим нас стравить, развалить наш дом, и мы сделаем все, чтобы уберечь его от угроз и пороков»

Руслан Курбанов, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, директор Фонда поддержки гуманитарных инициатив «Альтаир».

Источник: официальный сайт Духовного управления мусульман Саратовской области.

Выскажете своё отношение к поднятым здесь проблемам. Как должны сосуществовать религиозные конфессии в регионах? Могут ли религия, верующие стать духовными скрепами современного российского общества?
83

Распространение ислама в Нижнем Поволжье

К концу I тыс. н. э. современная Саратовская область представляла собой пограничную территорию между Волжской Булгарией и Хазарией. Столицей Булгарии являлся город Булгар (ныне Татарстан), столицей Хазарии — Итиль, располагавшийся в низовьях Волги, близ современной Астрахани. В 922 г. Волжская Булгария официально приняла ислам. В Итиле в это же время насчитывалось более 10 тысяч мусульман. Таким образом, принесенный арабами ислам уже в VIII—IX вв. был знаком населению земель, расположенных между Хазарией и Булгарией.

84

В 1236 г. Волжская Булгария пала под ударами хана Батыя. Завоевательные походы воинственных татаро-монгол и образование в 1243 г. государства Золотой Орды привели к тому, что Нижнее Поволжье стало центром формирования культуры, традиций и религии золотоордынцев. Одной из административных единиц Золотой Орды являлся город Укек (Увек, ныне Заводской район современного Саратова), первое письменное упоминание о котором относится к 1253 г. Население Укека и расположенных вокруг него десятков сельских поселений исповедовало различные религии, в том числе и ислам.

85

В первой половине XIV в. ислам становится господствующей религией в Золотой Орде. В Укеке, как и в остальных городах Орды, действовали мечети и медресе. В период Золотой Орды по Заволжью проходил торговый путь, по которому перевозили товары, и на месте многих населённых пунктов современного Саратовского Поволжья существовали города, в которых отдыхали от длительных путей караваны. Так, например, на месте современного г. Пугачева, носившего в 1764—1835 гг. название Мечетная слобода, существовало оседлое поселение татар, о чем свидетельствуют развалины золотоордынских мечетей, обнаруженные при раскопках в 1923 г. на месте нынешнего городского сквера имени В. И. Чапаева. Нашествие среднеазиатского завоевателя Тимура (Тамерлана) привело к распаду единого золотоордынского государства и разрушению большинства городов. Город Укек был уничтожен Тимуром в 1395 г.

86

С конца XV в. в Саратовском Заволжье существовало новое государственное образование, преемник Золотой Орды — Ногайская Орда, имевшая кочевое население, исповедовавшее ислам. На территории Заволжья в это период существовали мечети двух видов — крытые-стационарные, на местах зимовьев ногайцев и открытые, используемые в теплое время г.. В 1630-е гг. Ногайская орда была разгромлена ойротами (калмыками), являвшимися язычниками-шаманистами, позже принявшими буддизм. С этого времени поволжские мусульмане подвергались постоянным набегам Калмыцкого ханства.

87

В это время в окрестностях Саратова, основанного в 1590 г., уже в значительном количестве проживало сельское мусульманское население — татары-мишари, башкиры, казахи и др. Попытки насильственной христианизации данных мусульманских народов, предпринимаемые царским правительством, особого успеха не возымели.

88

Ислам на Саратовской земле в ХVIII — начале ХIХ вв.

Конфессиональная политика русского государства изменилась с конца ХVIII в. Определенные перемены в направлении веротерпимости и в положении неправославных народов связаны с именем Екатерины II, выступившей инициатором проведения послаблений неправославным конфессиям.

89
Из «Наказа Комиссии о составлении проекта нового Уложения» (1767 г.) Екатерины II:

1. Закон Христианский научает нас взаимно делать друг другу добро, сколько возможно… 494. В столь великом Государстве, распространяющем свое владение над столь многими разными народами, весьма бы вредный для спокойства и безопасности своих граждан был порок — запрещение или недозволение их различных вер… 496. Гонение человеческие умы раздражает, а дозволение верить по своему закону умягчает и самые жестоковыйные сердца, и отводит их от заматерелого упорства, утушая споры их, противные тишине Государства и соединению граждан.

Источник: Наказ Императрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения / под ред. Н. Д. Чечулина. СПб., 1907.

Объясните, почему в тексте «Наказа» нигде нет речи о господствующем положении Православной церкви? Почему императрица категорически высказывается против насильственного обращения в православие, выступая за полную веротерпимость?
90

В 1788 г. в Уфе было создано Магометанское духовное собрание (с 1796 г. — Оренбургское), которому фактически были переданы функции назначения мулл и контроля над деятельностью мусульманских общин страны. С этого времени ислам окончательно обрел статус «терпимой» религии. В Поволжье, как и в других регионах, начали активно строиться мечети. В Саратове первая каменная мечеть на ул. Татарской была построена в 1834—1836 гг., до этого в городе и его окрестностях возводились только деревянные мечети. Самая старая мечеть в Саратовской области, возведенная 1873 г., находится ныне в с. Верхазовка Дергачевского района. В 1853 г. на территории Саратовского Поволжья насчитывалось 154 мечети, в которых служили 128 мулл. По данным первой всеобщей переписи населения 1897 г., в Саратовской губернии проживало 94 377 мусульман, что составляло 3,9 % от общего количества населения региона. В 1913 г. было зарегистрировано Саратовское мусульманское общество. С 1829 г. в Саратове действовал мектеб — начальная мусульманская школа.

91

Из донесения Его Превосходительству Господину Директору народных училищ Саратовской губернии:

«Совершенно секретно. 24 октября 1913 г. Сведения о Саратовском мектебе. В Саратове существует одно мектебе при татарской мечети, открыто в 1829 г. В мектебе дети обучаются читать и писать по-татарски по книгам «Муаллим Эвваль» («Первый учитель»), Казань, 1913 г. и по-арабски по книге «Муаллим сани» («Второй учитель»), Казань, 1913 г. Учителя: Абдуррахман Ахмеджанов — арабский язык, Мусса Бичурин — татарский язык. Учатся 78 мальчиков. Имам-хатыб Саратовской мечети Зыяутддин Енгалычев преподает вероучение».

Источник: Семёнов В. В. Ислам в Саратовской области. М., 2007.

Объясните, почему в мектебе учились только мальчики? Для чего детям преподавался не только татарский, но и арабский язык? Как Вы думаете, почему этот документ являлся секретным?
92

Мусульмане Саратовского Поволжья после 1917 г.

Антирелигиозная политика советской власти отразилась на судьбе саратовских мусульман также негативно, как и на других религиозных общинах. Были упразднены мусульманские школы, шариатские суды, изъяты земли у мечетей, началось преследование имамов, в дни празднования мусульманских праздников Ураза-Байрам и Курбан-Байрам проводились антиисламские мероприятия. В Саратове было создано подразделение Союза воинствующих безбожников — «Дахрияр» («Безбожники»), проводившее антирелигиозную пропаганду среди мусульман. К имамам были применены меры уголовного преследования: в 1937 г. руководители саратовской мусульманской общины Якуб Давыдов и АбдурахманЛяпин были репрессированы. Мечеть на Татарской улице Саратова была закрыта в 1938 г., а минарет снесен.Послевоенное смягчение религиозной политики советского государства оказалось недолгим. Открытая в 1947 г. саратовская мечеть уже в 1949 г. вновь была закрыта, а в ее здании расположился склад красок и стройматериалов. В конце 1950-х гг. саратовские мусульмане получили разрешение на открытие мечети по ул. Валовой, 28. В 1983—1989 гг. в историческом здании бывшей мечети располагался медицинский вытрезвитель Волжского района.

93

Ислам сегодня

В 1987 г. имам-хатыбом саратовской мечети стал Мукаддас Бибарсов, под руководством которого началось возрождение ислама на Саратовской земле. В 1991 г. было образовано Саратовское Духовное управление мусульман европейской части России и Сибири, позже перерегистрированное как Духовное управление мусульман Поволжья. В 2005 г. в Саратове был торжественно открыт Исламский центр, с 2006 г. в городе действует медресе. В настоящее время на территории области официально зарегистрировано около 40 местных мусульманских организаций. В настоящее время наблюдается рост мусульманской уммы региона, связанный с увеличением численности народов, традиционно исповедующих ислам и миграционными процессами среди мусульманского населения. По количеству зарегистрированных мусульманских общин Саратовская область занимает десятое место среди регионов Приволжского Федерального округа.

94
Созданы ли условия для гармоничного религиозного развития лиц еврейской национальности в регионе?
95

Иудаизм в Саратовском крае

В годы Первой мировой войны Саратов стал убежищем для многих евреев, бежавших или выселенных из прифронтовой полосы. В 1926 г. в Саратове жили 6 717 евреев (3 % всего населения). По данным переписей населения, в 1959 г. численность еврейского населения Саратова составила 10 495 человек, в 1970 г. — 9 686, в 1979 г. — 8 578, в 1989 г. — 6 744 человека. В Саратовской области в 1959 г. жили 13 819 евреев, в 1970 г. — 11 992 еврея, в 1979 г. — 10 360, в 1989 г. — 8 117.

В конце 1980-х — начале 2000-х гг. большинство евреев Саратова уехали в Израиль или выехали на постоянное место жительства в США, Канаду, Германию, Австрию и другие страны. Так, в 1997 г. В Израиль выехали на постоянное место жительства 170 человек, в 1998 г. — 227, в 1997 г. — 470, в 2000 г. — 305, в 2001 г. — 286, в 2002 г. — 123, в 2004 г. — 31, в 2005 г. — 118, в январе—апреле 2006 г. — 28. Всего из Саратова Израиль выехали с 1997 — апрель 2006 гг. 1952 человека. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 г., в Саратовской области проживали 3440 евреев. 

Источник: Электронная еврейская энциклопедия.

С конца 1980-х гг. в Саратове началось возрождение различных форм еврейской жизни. Осенью 1989 г. в Саратове была учреждена еврейская общественная организация — «Тшува» (председатель С. Августевич), которая организовала первый в городе ульпан по изучению иврита. В 1991 г. в Саратове был созван информационный центр по связям с Израилем, в 1993 г. — городской лекторий еврейской культуры. С середины 1990-х гг. работает еврейская община Саратова. В городе функционируют еврейские учебные заведения: школа «Ор Авнер», воскресные школы при синагогах; с 1991 г. проходят занятия в еврейской воскресной школе народного образования, при школе есть театральная студия «Лехаим», работает еврейский детский сад «Бейт-Шемеш». Большую помощь евреям, особенно пожилым людям, оказывает еврейский благотворительный центр «Хасдей Иерушалаим». В Саратове действует еврейский молодежный клуб, танцевальный ансамбль «Рокдим», женский клуб. 

Источник: Электронная еврейская энциклопедия.

Проанализируйте приведенные в энциклопедии факты. О чём они свидетельствуют?
96

В Россию евреи были допущены при Петре I. Но его дочь императрица Елизавета в 1743 г. их изгнала. В царствование Екатерины II, после трех разделов Польши, они вновь появляются в России. В 1830—1831 гг. на Польских землях, принадлежавших России, произошло национально-освободительное восстание. Оно было подавлено и многие его участники были высланы вглубь России, в том числе в Саратовский край. Среди высланных были не только поляки, но и евреи, также участвовавшие в восстании. Много детей-сирот евреев находилось в военном училище кантонистов, переведенном в 1831 г. в Вольске. Руководство училища проводило политику их насильственного крещения с целью нераспространения «моисеевой веры».

97

В 1858 г. в Саратовской губернии официально было зарегистрировано всего 19 евреев, а в 1880—1881 гг. — 658 душ. Из них только 18 евреев проживало вне городов.

98

В 1897 г. военное ведомство отвело в Саратове помещение для совершения молитв 400 нижним чинам — евреям и 150 еврейским семьям. В то время лиц иудейского вероисповедания в губернии числилось 1498 человек. В том же г. появилось помещение для совершения молитв и для гражданского населения. Оно находилось на углу улиц Вольской и Малой Кострижной (Пушкина) в доме Яковлева. Правительственным раввином Саратовской губернии стал врач А. К. Шульман, исполнявший эту должность многие годы.

99

В 1899—1900 гг. на Старо-Острожной улице (Гоголя), почти на углу Ильинской(Чапаева) была выстроена кирпичная синагога. Она была увенчана куполом, покрытым железом с имитацией под «чешую». В 1901 г. в Саратовской губернии существовало 3 официально утвержденных молитвенных помещения иудейского вероисповедания: 2 в Саратове и 1 в Царицине. Для второй синагоги в Саратове был арендован двухэтажный кирпичный дом Сазикова на Цыганской улице, близь улицы Вольской .(ныне ул. Кутякова, 54). Здание синагоги на улице Старо-Острожной просуществовало недолго. В октябре 1905 г. в Саратове прокатилась волна еврейских погромов в ходе которых синагога была разгромлена и сожжена.

100

На прежнем оскверненном месте синагогу восстанавливать не стали. В 1906—1907 гг. на новом месте в том же квартале была выстроена новая синагога. Новопостроенное здание венчал барабан-шестерик с куполом.

101

В 1910 г. в Саратове существовало еврейское религиозное училище для детей сирот и бедняков, в котором обучали древнееврейскому языку, изучали Тору, Талмуд, а также учили чтению, письму, счету. Обучение было бесплатным. Средства на содержание училища выделяла еврейская община. Существовал также детский сад для еврейских детей. Действовало общество потребителей евреев-ремесленников. В годы первой Мировой войны было организовано Саратовское еврейское общество помощи жертвам войны.

102

К 1939 г. обе синагоги были закрыты. Здание синагоги на улице Гоголя было переоборудовано под столовую горстройтреста.

103

Более шести лет иудейская община не имела своего храма. В 1946 г. в Саратове было зарегистрировано религиозное объединение граждан иудейского вероисповедания. Община летом того же года купила небольшой кирпичный одноэтажный дом на улице Кирпичной (ныне Посадского), в котором была устроена синагога. В 1958 г., несмотря на запреты властей, в здании была обустроена миква. Через 10 лет на месте сарая во дворе синагоги начала работу мацепекарня, переехавшая в 1994 г. в отремонтированную пристройку. В освободившемся помещении разместились столовая, класс, зал.

104

Во второй половине 1990-х гг. еврейская община Саратова обратилась в органы государственной власти с просьбой возвратить сохранившееся здание синагоги на ул. Гоголя, 63. 25 мая 1999 г. состоялась регистрация второй общины иудейского вероисповедания в Саратове. В 2004—2005 гг. были решены вопросы передачи общине здания сохранившейся синагоги и прилегающей к ней территории. В настоящее время осуществляются ремонтно-строительные и реставрационные работы по восстановлению здания синагоги.

105

В 2006 г. началась разработка проекта строительства новой синагоги на улице Посадского, внешний облик которой будет воспроизводить ныне сильно перестроенное здание синагоги на ул. Гоголя (ныне — Гоголя, 63). Тожественная закладка первого камня нового храма, строительство которого начато возле действующей синагоги состоялось 14 мая 2010 г. Здание будущей синагоги — общинного центра в Саратове названо самым крупным на данный момент строящимся объектом культурного значения в Европе. Здесь планируется создать центр еврейской жизни Саратова, куда смогут обращаться за помощью пожилые люди и где, изучая еврейскую традицию, будут расти и проводить время дети и молодежь. Кроме самой синагоги в Общинном Центре планируется оборудовать большую микву, красивую столовую, кухню, номера для гостей и для жителей отдаленных районов области, у которых появилась бы желанная возможность остаться здесь на шабаты и праздники. Здесь же будут проходить мероприятия в рамках детских, семейных, благотворительных и других еврейских программ. Сегодня места их проведения разбросаны по всему городу и нередко находятся в неудобных помещениях. Сама красавица-синагога будет просторной, с куполом, как и подобает Дому Молитвы и духовному очагу общины. Уже построено три этажа, частично отделаны фасад и окна, завершен купол и подвальные помещения. В декабре 2011 г. строительство перешло во вторую завершающую фазу. А чуть раньше, осенью, в будущую синагогу был внесен свиток Торы.

106

Основные тенденции развития современной религиозной ситуации в Саратовской области

Количество регистрируемых на территории области религиозных общин увеличивается с каждым годом: если в 2004 г. в регионе имелось 257 религиозных организаций, относящихся к 23 конфессиям, то в 2011 г. — уже 339, а в 2015 г. — 432. Такой рост связан, прежде всего, с увеличением количества общин Русской Православной церкви Московского Патриархата и мусульман. Что касается остальных религиозных объединений, то их количество либо не изменяется (старообрядцы, буддисты и др.), либо уменьшается (мормоны, адвентисты, баптисты). Как и в целом по стране, официальная регистрация не дает абсолютно достоверной картины. В настоящее время в области имеется ряд незарегистрированных религиозных объединений (например, харизматических направлений, не признающих официальной регистрации в органах власти).

107

В области действуют два духовных образовательных учреждения: Саратовская Православная Духовная Семинария, имеющая с 2004 г. статус высшего профессионально религиозного учебного заведения и учреждение среднего исламского профессионального религиозного образования «Медресе Шейх Саид».

108

По организационному принципу религиозные объединения Саратовской области можно сгруппировать следующим образом:

  • имеющие общероссийскую организацию — православные, старообрядцы, баптисты, лютеране, пятидесятники, иудеи;
  • имеющие руководящие органы за пределами РФ — католики (Ватикан), мормоны (США, г. Солт-Лейк-Сити), свидетели Иеговы (США, г. Нью-Йорк), кришнаиты (Индия, г. Майяпур);
  • находящиеся в отношениях координации с единоверцами за пределами области — мусульмане, харизматы, евангелисты, методисты.
109

Несомненно, представление о современной религиозной жизни в Российской Федерации будет неполным, если наряду с традиционными конфессиями не принимать во внимание те религиозные объединения, которые рассматриваются обычно как сектантские. В настоящее время более употребительным становится термин «новые религиозные движения». В Саратовской области, как и в целом в России, значительная часть населения с симпатией относится к Русской Православной церкви. Но психологически расположенные к обращению в религиозную веру люди зачастую становятся последователями новых религиозных движений. Активная миссионерская деятельность, простая и понятная речь приводят к увеличению влияния неправославных учений, в том числе религиозных организаций иностранного происхождения. Однако в целом, следует отметить, что если еще 10 лет назад жителей области привлекали своей экзотичностью мистические вероучения и новые религиозные движения, то в настоящее время значительный наплыв в неправославные религиозные общины, наблюдавшийся ранее, спал.

110

Сегодня, как в Саратовской области, так и в России в целом, как никогда необходимо проведение мер, направленных на поддержание религиозной толерантности и стабильности в обществе, защиту прав граждан на свободу совести и вероисповедания. Саратовская область, как и иные российские регионы, нуждается в четкой религиозной политике и стратегии, учитывающей менталитет, традиции и психологию населяющих ее народов.

111

В целом, существующие в регионе религиозные течения, общественная позиция наиболее влиятельных лидеров конфессий, их социальная и общественно-политическая деятельность, а также религиозная политика властей Саратовской области соответствуют основным тенденциям религиозной жизни Российской Федерации.

112

В начале апреля 2015 г. общественный совет при Министерстве образования РФ вернулся к давно обсуждавщейся теме изучения религии в школе. Сейчас в четвертых классах преподается предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) по одному уроку в неделю в течение года. Представители Русской православной церкви предложили распространить преподавание курса на 2—9-е классы, изменить содержание предметов гуманитарного цикла, добавив сведения «о роли традиционных религий в истории и культуре России», и ввести в регионах факультативы по духовному краеведению. Совет «категорически не рекомендовал» принимать предложение патриархии.

113

В Саратовской области родители школьников делают выбор, не вызывающий нареканий со стороны православной церкви. В первый учебный год преподавания ОРКСЭ православный модуль выбрали 63,5 %семей, сейчас цифра выросла до 70 %. В 18 районах области показатель превышает 90 %. «Нашей главной задачей должно быть наполнение этих цифр реальной работой. Критерий этой работы один — воцерковленные молодежь и подростки. И, конечно же, педагоги, которые, будучи воцерковлены, могут стать самыми активными помощниками духовенства», — заявил митрополит Лонгин.

Источник: Новая газета, 2015, 17 апреля.

«Когда я выступаю против того, чтобы впускать религию в школы, я исхожу из сегодняшних реалий, из того, в каком состоянии находится наше общество, и из того, какие взаимоотношения сейчас складываются между людьми, представителями различных народов. Я считаю, что сегодня введение религиозных предметов в государственных общеобразовательных школах очень опасно для России. Это моя принципиальная позиция, поскольку я заинтересован в том, чтобы наше государство было сильным и стабильным.Нам свойственно бросаться в крайности: вчера мы были ярыми атеистами, сегодня — стали ярыми верующими. Меняться — это нормально. Ненормально, если учителя, которые вчера преподавали научный атеизм, завтра начнут преподавать основы религии. Во-вторых, следует учесть школьный подход — как бы не воспринимали слово «факультатив», для детей этот предмет все равно станет обязательным. И, в-третьих, мы, к сожалению, не приучены к толерантному, терпимому отношению к людям других взглядов. Уже сегодня есть масса примеров, когда дети мусульман начинают комплексовать и стесняются говорить одноклассникам о том, что они мусульмане. Сегодня эти дети — ученики. Через 15 лет они будут определять нашу жизнь. И если мы этого не осознаем, то получим мину замедленного действия, которая может взорваться уже в ближайшем будущем».

Мукаддас-хазрат Бибарсов, имам Духовного управления мусульман Поволжья.

Как вы относитесь к введению уроков ОРКСЭ (Основ религиозных культур и светской этики) не только в начальной, но и в средней и старшей школе? Поможет ли это духовному становлению личности молодежи?
114

Темы для исторических проектов

— Может ли в России повториться трагедия Шарли Ебдо?

— Саратовское Поволжье — территория религиозной толерантности?

— Религия для меня — это…

Комментарии

Написать отзыв
Перевести