Тема 14. Послевоенное развитие Саратовского Поволжья (1945—1985 гг.). Саратовцы в условиях «развитого социализма»
Тема 14. Послевоенное развитие Саратовского Поволжья (1945—1985 гг.). Саратовцы в условиях «развитого социализма»
Аннотация
Код статьи
S207987840001055-9-1
Тип публикации
Разное
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
В послевоенные годы Саратовская область становится крупным промышленным и строительным комплексом. Особое развитие получили химическая, машиностроительная, электротехническая отрасли. Область становится крупным поставщиком строительных материалов в районы, которые были сильно разрушены во время войны. В конце 1940 — начале 1950-х гг. многие предприятия этой отрасли выполняли заказы крупнейших строек страны: Волго-Донского канала, Куйбышевской и Сталинградской ГЭС. В реализации огромной строительной программы принимали участие Вольский цементный завод, новые предприятия по производству щебня в Пугачёвском, Ивантеевском и Ершовском районах. 1950-е гг. можно считать началом «большой химии» в Саратовской области: строятся химические комбинаты общегосударственного значения в Балаково, Энгельсе, Саратове. Успешно стали развиваться отрасли топливно-энергетического комплекса — газовая, нефтяная, сланцевая, теплоэнергетическая. Совершенствовалась структура машиностроительного комплекса. Создаются предприятия точного машиностроения, приборостроения, электроники. Крупнейшие предприятия этих отраслей, размещённые на северо-западной окраине Саратова, обслуживали, в основном, потребности военно-промышленного комплекса страны. Завершалось строительство других важных отраслей промышленности, таких как завод технического стекла, сахарный завод, жиркомбинат. В 1951 г. было основано производство первых саратовских холодильников. В 1952 г. сдана в эксплуатацию первая в городе троллейбусная линия от железнодорожного вокзала на улице им. В. И. Ленина до площади Революции. Большие процессы в это время происходили в аграрном секторе. Главнейшей задачей было обеспечение страны продовольствием, прежде всего, зерном. В 1953—1956 гг. в Саратовской области было распахано и освоено около миллиона гектаров целинных земель. Историческим событием явилось открытие движение по автодорожному мосту через Волгу, связавшим левобережье с областным центром. Саратовский мост стал одним из крупнейшим в Европе: его длина — 2 840 метров. На рубеже 1970-х гг. в Саратовском крае зарождается и активно развивается мелиоративный комплекс: были построены сотни километров оросительных каналов, несколько крупных оросительных систем. Всё это отразилось на развитии сельскохозяйственного производства и сельской местности вообще. Орошение земель стимулировало развитие не только зерноводства, но и животноводства. Вплоть до конца 1980-х гг. продолжался заметный рост экономики в области. Крупнейшие новостройки тех лет: заводы резинотехнических изделий, самоходных землеройных машин, АЭС в г. Балаково, комбинат плащевых тканей и завод автотранспортных прицепов в г. Балашове, заводы синтетических моющих средств и автотранспортных запальных свечей в г. Энгельс, ТЭЦ-5 в г. Саратове и др. Саратовская область по своему промышленному потенциалу, мощности строительных организаций, объёму сельскохозяйственного производства, по уровню научно-технической базы и подготовки квалифицированных кадров являлась в этот период одной из крупнейших в России и занимала важное место в территориальном разделении труда. Руководители региона: А. И. Шибаев.
Ключевые слова
Саратовское Поволжье, бурное развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства; центр науки и культуры, вторая родина Гагарина
Классификатор
Получено
30.05.2015
Дата публикации
30.08.2015
Всего подписок
68
Всего просмотров
20196
Оценка читателей
3.0 (1 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2015 год
1

Актуализация знаний

Вспомните из школьного курса истории России:

— Какие задачи встали перед СССР сразу же после окончания Великой Отечественной войны?

— Когда в стране в целом был восстановлен довоенный уровень промышленного производства?

— Почему восстановление сельхозпроизводства в стране шло медленней, чем восстановление промышленности?

2

«Дольше всех Саратовщиной управлял губернатор Алексей Давыдович Панчулидзев — восемнадцать лет (1808—1826 гг.). Это был один из самых знаменитых губернаторов, отличившийся введением первого регулярного плана застройки Саратова (1812 г.), учреждением на окраине города Хлебной (ныне Театральной) площади, строительством собора Александра Невского в честь победы в 1812 г. и закладкой по этому же случаю парка с прудами в своей городской усадьбе (ныне городской парк на улице Чернышевского), где растущие до сих пор дубы сажали пленные французы. Также Панчулидзев приложил руку к созданию в Саратове гимназии, возобновил типографию, создал первый театр с труппой из своих крепостных дворовых и повелел всем укушенным бешеной собакой обращаться к медикам (интересно зачем — вакцину против бешенства Пастер еще не изобрел). Еще он брал взятки, на которые устраивал балы и фейерверки и постоянно держал открытый стол. Когда новый император Николай I прислал сенатскую ревизию, сенатор Н. И. Огарёв спросил Панчулидзева: «При губернаторе Белякове Саратовская губерния хоть Богу молилась, ну а при вас, в 20 лет, что делала?» Алексей Давыдович холодно, с иронией ответил: «Плясала, Ваше Высокопревосходительство». Разумеется, его отправили в отставку, но из города он не уехал и жил в своей усадьбе, пользуясь всеобщим уважением».

Дмитрий Чернышевский. Саратовские губеры. За что правители региона остаются в памяти у людей? МК Саратов, 2011, 16 ноября.

«В советские период самый долгий срок власти в регионе стяжал первый секретарь обкома КПСС Алексей Иванович Шибаев, управлявший 17 лет (1959—1976 гг.). По моим личным воспоминаниям, о Шибаеве ходили отзывы как о якобы типичном партийном сатрапе — матерщиннике, пьянице и держиморде. Но при нем была построена набережная, возведены три театра (оперы и балета, драмы и театр кукол «Теремок») и мост через Волгу. Не говоря уж о создании в Саратовской области мощной химической промышленности и осуществлении громадной программы мелиорации Заволжья. Ушел на повышение руководителем ВЦСПС, говорят, вроде что-то не то ляпнул спьяну при Фиделе Кастро и был разжалован в замминистры авиационной промышленности СССР, а потом и вовсе в замдиректоры Московского авиазавода».

Дмитрий Чернышевский. Саратовские губеры. За что правители региона остаются в памяти у людей? МК Саратов, 2011, 16 ноября.

Прочтите отрывки из статьи прямого потомка Н. Г. Чернышевского — Дмитрия Чернышевского — о наиболее известных руководителях нашего региона. Какой у вас возникает вопрос? Сформулируйте на его основе проблему урока?
Проблема урока: за что руководители региона остаются в памяти у людей?
3
Приведите примеры самоотверженного труда ваших родных и близких, земляков по восстановлению народного хозяйства после победы в Великой Отечественной войне.
4

Восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной войны

Последствия войны не могли не сказаться на состоянии экономической и общественной жизни Саратовского края. Вместе со всей страной Саратовская область энергично восстанавливала общее хозяйство, решая задачу развития промышленного и аграрного секторов, строительства, транспорта.

5

К концу войны оборудование большинства заводов было изношено и нуждалось в ремонте и обновлении, сократилось производство товаров народного потребления, пришло в упадок сельское хозяйство. Число тракторов уменьшилось на 47,4 %, посевные площади сократились на 30,4 %, поголовье крупного рогатого скота — на 30 %.

6

Промышленность области стала переводиться на выпуск гражданской продукции. Уже в 1946 г. из 20 саратовских машиностроительных заводов только 4 продолжали в полном объёме изготовлять военную продукцию. На подсобных работах в строительстве и промышленности использовался в это время труд военнопленных (до 10 тыс. человек).

7

Постепенно область становится крупным промышленным центром Поволжья. Особое развитие получили химическая, машиностроительная и электроэнергетическая отрасли. 1950 г. можно считать началом «большой химии» в Саратовской области: строятся химические комбинаты общегосударственного значения в Балаково, Саратове, Энгельсе.

8

Совершенствовалась структура машиностроительного комплекса. Создаются предприятия точного машиностроения, приборостроения, электроники. Крупнейшие предприятия этих отраслей, размещённые на северо-западной окраине Саратова, обслуживали, в основном, потребности военно-промышленного комплекса страны.

9

Уже к 1950 г. объём валовой промышленной продукции в области вырос на 44 % по сравнению с 1945 г. и более чем в 2 раза превысил довоенный уровень.

10

Были освоены новые виды продукции: буровых инструментов, передвижные электростанции, электроники, новые типы металлорежущих станков, сверхпрочных подшипников.

11

Значительным событием в развитии промышленности области стал переход в 1946 г. завода имени М. С. Урицкого г. Энгельса на производство троллейбусов. Продукция этого завода составляла 98 % от общего выпуска троллейбусов в стране.

12

13

Много событий можно характеризовать словом «первый»: в 1952 г. в Саратове был открыт первый троллейбусный маршрут от железнодорожного вокзала до площади Революции (ныне —Театральная), вступила в строй первая очередь саратовского полиграфического комбината, дал первую продукцию жировой комбинат. В 1958 г. дала продукцию первая очередь Саратовского завода технического стекла. Саратовский авиационный завод первый в стране освоил производство тяжёлых вертолётов — МИ-4 и ЯК-24.

14

Особое развитие получили химическая и электроэнергетическая отрасли. Производство химических и нефтехимических продуктов в области увеличилось за 1960—1085 гг. более чем в 37 раз. 14 % химического волокна в стране производилось на саратовской земле.

15

Производство электроэнергии в области к 1985 г. увеличилось по сравнению с 1940 г. более чем в 57 раз. Наша область стала производить электроэнергии в 8 раз больше того, сколько её вырабатывалось во всей России в 1913 г.

16

Всё более широко электрическая энергия стала применяться в быту тружеников села. Если в 1953 г. не были электрифицированы 7 % сельских домовладений, то к 1970 г. электроэнергией на селе пользовались практически везде. К 1984 г. использование электроэнергии возросло в 11 раз по сравнению с уровнем 1953 г.

17

18

В первые послевоенные годы Саратовская область становится крупным поставщиком строительных материалов в районы, где восстанавливались разрушенные во время войны объекты. В конце 1940 — начале 1950-х гг. многие предприятия строительной отрасли выполняли заказы крупнейших строек страны: Волго-Донского канала, Куйбышевской и Сталинградской ГЭС. В реализации огромной строительной программы принимали участие Вольский цементный завод, новые предприятия по производству щебня в Пугачёвском, Ивантеевском и Ершовском районах. К началу 1950-х гг. в нашей области был создан мощный строительный комплекс.

19

Строительных материалов к 1985 г. производится в 26 раз больше, чем в 1940 г. Саратовская область становится крупным центром цементной промышленности страны. В 1985 г. здесь было произведено цемента в 2,2 раза больше, чем во всей России в 1913 г.

20

В области большими темпами развивается жилищное строительство. В центре г. Саратова эпизодически появлялись новые внушительные здания, отстроенные в помпезном стиле сталинского барокко. Была произведена первая попытка реконструкции Саратовской набережной — хаотические нагромождения халуп, нужников и складов на разъезжанных взвозах заменялись галереями с железной оградой и асфальтовым покрытием, с которых открывался вид на спасательные и спортивные водные станции и базы, на пассажирские причалы для пригородных пароходиков и лайнеров дальнего следования. С площади Революции убирались старые дореволюционные постройки, места эти становились просторными и открытыми, предназначенными только для массовых городских праздничных мероприятий. В 1948 г. здесь была сооружена трибуна для руководства области и города, принимающего праздничные парады.

21

22

Область становится центром газовой и сланцевой промышленности, начата добыча нефти, выпуска железнодорожных платформ и дизелей в г. Энгельсе. Война не только не замедлила, но даже ускорила разработку газа. В ночь на 11 июня 1946 г. 850-километровый газопровод Саратов — Москва подал голубое топливо в столицу. Открытие новых месторождений газа (Татищевский, Аткарский, Саратовский, Перелюбский, Советский районы) позволили увеличить объём газодобычи к 1950 г. до 5,3 млрд кубометров. По добыче газа наша область стала занимать третье место в РСФСР и первое место в Поволжье.

23

Область, как зона рискованного земледелия, была в постоянной зависимости от природно-климатических условий. Если они благоприятны — будет урожай, сырьё для пищевой и перерабатывающей промышленности, условия развития животноводства и птицеводства, обеспечения населения качественными продуктами питания. И наоборот, засуха — удар по растениеводству, животноводству, осложнения с обеспечением продуктами питания саратовцев.

24

Сделав ставку на первостепенное развитие тяжёлой индустрии, правительство смотрело на деревню как на важный источник сырья, рабочих рук и хлеба, что в значительной степени замедляло восстановление аграрного сектора. В Саратовской области довоенный уровень механизации основных полевых работ был достигнут лишь к началу 1951 г.

25

Главной задачей стало обеспечение страны продовольствием, прежде всего, зерном. Процесс восстановления сельскохозяйственного производства существенно осложнила засуха 1946 г. План хлебозаготовок был выполнен лишь на 46 %, поэтому значительная часть сельского и городского населения голодали. Для стабилизации ситуации в области, защиты полей от суховеев, на площади 113 тыс. га были созданы полезащитные лесонасаждения.

26

Была проведена работа по укрупнению мелких колхозов. VIII Саратовская областная партийной конференции 20—23 сентября 1952 г. отмечала, что вместо имевшихся в 1950 г. 1 852 сельскохозяйственных артелей теперь их стало 1 265, в том числе 455 укрупнённых.

27

Посевные площади в колхозах и совхозах за 1950—1952 гг. увеличились на 625 тыс. га, в том числе посевы пшеницы, трав, кормовых культур. Механизация основных сельскохозяйственных работ была доведена до 95 %.

28
Как происходило освоение целинных и залежных земель в нашемрегионе в середине 1950—1960-х гг.?
29

Саратовская область в период «оттепели»

Начало хрущёвской «оттепели» — время масштабных постсталинских преобразований в стране, захвативших и нашу область. Продолжили в темпе развиваться местная промышленность и сельское хозяйство, сферы культуры, науки, образования. Были сданы в эксплуатацию новые цеха завода технического стекла — крупнейшего в Саратове предприятия союзного значения. В 1957 г. вступила в строй первая очередь завода синтетического спирта из 20 цехов (ныне — объединение «Нитрон»). Введено в действие первое троллейбусное депо.

30

Особое значение в развитии экономики области имел успешно развивающийся железнодорожный транспорт. Через территорию области проходили два важнейших для РСФСР автотранспортных коридора: Запад-Восток и Север-Юг. Функционировали две крупные магистрали — Приволжская и Юго-Восточная, обеспечивающие выход на всё пространство России. Общая длина магистральных железнодорожных путей в области составляла 2 300 км. Они связывали почти все города и районы и центром области и страны.

31

Социально-экономическое развитие области во все времена было во многом связано с состоянием дел в сельском хозяйстве. Яркой страницей для саратовской молодёжи было шефство над сельскими районами, освоение целинных и залежных земель.

32

В 1953—1956 гг. в юго-восточных и восточных районах Саратовской области было распахано и освоено около миллиона гектаров целинных земель, создано 13 новых зерновых совхозов, оснащённых современной техникой. В 1956 г. область, во многом благодаря увеличению посевных гектаров, получила и сдала государству беспрецедентный урожай зерновых — 100 млн пудов (1 млн 638 тыс. тонн), за что была награждена своим первым орденом Ленина (в газете «Известия» на второй полосе красовалась крупная подпись — «Вдохновляющий пример тружеников Саратовского Поволжья»).

33

Подарки в виде посылок целинникам с инструментом, с первым инвентарём, учебными пособиями и художественной литературой шли из городов непрерывным потоком на целину. В сентябре 1960 г. более тысячи посланцев молодёжи было направлено на освоение целины в Пугачёвский, Ивантеевский, Перелюбский, Краснопартизанский районы.

34

Гордостью для саратовцев явилось то, что именно на Саратовской земле началась эпоха освоения космического пространства. С 1951 по 1955 гг. в Саратовском индустриальном техникуме учился первый советский космонавт Юрий Гагарин. Саратовская земля стала «космическим причалом» для первых космонавтов. Именно здесь, в качестве воспитанника Саратовского аэроклуба Гагарин впервые поднялся в небо, и именно на Саратовскую землю приземлился после легендарного полёта в космос. Германа Титова — второго человека, побывавшего в космосе, — также встретила из космоса Саратовская земля.

35

Личность в истории

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 г., в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР (ныне — Смоленской области). 24 мая 1945 г семья Гагариных переехала в Гжатск. В мае 1949 г. Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы и 30 сентября поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодежи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 г., а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик. В августе 1951 г. Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум, и 25 октября 1954 г. впервые пришёл в Саратовский аэроклуб. В 1955 г. Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 мин.

«Город Саратов я по праву могу считать своей второй родиной, городом моей юности - — здесь я учился в индустриальном техникуме... здесь же я учился в аэроклубе ДОСААФ, здесь началась моя крылатая юность. Наконец, на саратовскую землю я возвратился из космоса».  Ю. А. Гагарин

С позиций гражданина современной России ответьте, можно ли Саратов считать второй родиной Ю. А. Гагарина? Как увековечена память первого космонавта в нашем регионе?
36

37

12.04.1961 г. в 10 час. 55 мин. 2 км юго-восточнее н. п. Подгорное приземлился летчик-космонавт майор ГАГАРИН Юрий Алексеевич, совершивший первый космический полет на космическом корабле «Восток». Первый заметил ефр. Сапельцев В. Г., а прибыл к месту приземления майор Гассиев А. Н., который доставил первого в мире летчика-космонавта Героя Советского Союза майора ГАГАРИНА ЮРИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА в подразделение для встречи с личным составом.

Выписки из Исторического формуляра в/ч 40218, раздел VII. Лист № 4, параграф 6.

Приземление Ю. А. Гагарина на саратовской земле во многом объясняется случаем — орбита полёта «Востока-1» оказалась на несколько десятков километров выше расчетной. Найдите в дополнительной литературе и ресурсах интернета обстоятельства приземления Ю. А. Гагарина. Выполните индивидуальный или коллективный исторический проект на тему «Как приземлялся Ю. А. Гагарин».
38

39

Личность в истории

6 августа 1961 г. состоялся суточный полёт на космическом корабле «Восток-2», который пилотировал Герман Степанович Титов. Это был первый в мире многовитковый полёт: за 25 часов 11 минут «Восток-2» совершил свыше 17 витков вокруг Земли, пролетев расстояние 703 143 километра. 7 августа 1961 г. космический корабль «Восток-2» приземлился на поле сельхозартели «40 лет Октября» в тринадцати километрах от р.п. Красный Кут. Это произошло в 10 часов 18 минут (московское время). Космонавта Германа Титова встретили колхозники В. С. Ануфриев, А. Д. Ануфриев, А. Г. Ермилов и Н. И. Андреев.

В этот исторический день на месте приземления Германа Титова колхозник Василий Семенович Ануфриев поставил первые колышки. Вскоре здесь был установлен небольшой памятный бетонный знак, на котором были выбиты слова: «Здесь будет сооружён монумент в честь приземления космического корабля «Восток-2», пилотируемого Г. С. Титовым 7.8.1961 г». В 1962 г. на этом месте на каменном четырехугольном основании был установлен десятиметровый шестигранный деревянный обелиск, напоминающий момент взлета ракеты. Автор и конструктор — лаборант учебно-летного отдела КЛУГА Василий Федорович Кутуков. К сожалению, уголок, хранивший отпечаток знаменательного события, сегодня невольно предается забвению. Сюда, даже если очень захотеть, не всегда можно добраться по грунтовой дороге. Среди бесконечных полей, свежей пашни и стерни не сразу заметишь крохотный асфальтовый пятачок, затерявшийся за подросшими деревцами. Не верится, что четыре десятка лет назад этот клочок земли был предназначен стать знаменитым не только в Краснокутском районе, но и во всей стране.

Информация предоставлена командиром поискового отряда им. Г. С. Титова — учителем истории МБОУ СОШ № 21 г. Энгельса В. В. Буцких.

Как происходило приземление Г. С. Титова? Почему оно едва не закончилось катастрофой? Выполните индивидуальный или коллективный исторический проект на тему «Как приземлялся Г. С. Титов?»
40

В области широко развернулось капитальное строительство. Общий объём государственных капиталовложений только за 1959—1962 гг. достиг 107 млрд рублей. За эти годы в городах и рабочих посёлках было введено в действие жилых домов общей площадью 325 млн кв. метров, или 8,8 млн новых квартир, в сельской местности построено 2 млн 400 тысяч жилых домов.

41

Заметные достижения были на ниве строительства объектов соцкультбыта. Возведены новые здания театра оперы и балета, драматического театра, театра кукол, цирка. Построен Дворец пионеров в Ленинском районе, спортивный комплекс с плавательным бассейном и ледовым дворцом, стадионы «Труд», «Локомотив». Произведена капитальная реконструкция Набережной. Строительству этих объектов активно помогали саратовцы, выходя на субботники. Возведение театров, спортивных сооружений, набережной было всенародным делом.

42

43

Большим событием в жизни саратовцев явилось открытие в 1965 г. движения по автодорожному мосту через Волгу.

44

«Постройку моста у Саратова в Министерстве путей сообщения СССР планировали еще в первой половине прошлого века. Его собирались сделать двухъярусным: верхний для поездов, нижний для пешеходов и городского транспорта. Но денег на это в бюджете недоставало, а Великая Отечественная война отодвинула планы еще дальше.

— Мост должен был соединить не только два соседних города, но и правобережные регионы с Заволжьем, Южным Уралом и Казахстаном, — рассказали сотрудники ОАО «Волгомост» (в состав этого предприятия входит сейчас Мостоотряд № 8, который провел основную часть работ, — прим.авт.).

— В то время мостов через Волгу не было ни в соседней Самаре, ни в Волгограде. Проект моста, который разработал инженер Витольд Иодзевич, был утвержден в 1958 г. Хоть и одноэтажный, но на тот момент самый длинный в Европе и почти целиком из железобетона — мост еще до своего появления стал легендой. А чтобы под ним могли проплывать суда, мост сделали «горбатым» и приподняли пару пролетов. Создавалось саратовское чудо более шести лет. А в самый разгар работ режиссер Олег Ефремов даже снял художественный фильм «Строится мост». Впервые встретиться на середине открытого моста жители Саратова и Энгельса смогли 10 июля 1965 г. С тех пор сооружение обросло разными легендами. Говорят, к примеру, что ширину моста с 20 метров до 15 уменьшил в проекте лично Никита Хрущев — распорядился, будто бы, сэкономить деньги на постройку бассейна «Саратов».

— Уже после открытия моста приезжал председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, и спросил еще: «Чего это вы такую кишку сделали, всего в три полосы?» — посмеивается Анатолий Смоголь. — Мы тогда ответили: в целях экономии».

Инна Ульрих. Неизвестный Саратов: саратовский мост на прочность проверяли 250 грузовиков. Комсомольская правда, 2012, 3 сентября.

Как строительство моста через Волгу у Саратова повлияло на социально-экономическое развитие нашего региона? Почему при строительстве моста использовали усеченный вариант проекта? Как это отразилось на ситуацию с дорожным движением полвека спустя? Были ли учтены эти ошибки при строительстве нового моста у с. Пристанное?
45

Саратовский мост был одним из крупнейшим в Европе: его длина — 2 840 метров. Он сыграл большое значение в развитии области и всего обширного региона Юго-Востока европейской России. До этого вся связь осуществлялась летом паромной переправой и речным транспортом, а зимой — по льду, но связь была весьма неустойчивой, особенно в межсезонье — весной и осенью. Все с нетерпением ждали, когда замёрзнет Волга и установится зимний путь. Нетерпеливые с риском для жизни переправлялись на другой берег по неокрепшему льду. В начале 1960-х гг., когда уже строился мост, под лёд провалилась легковая машина «Победа», которой управляла женщина — майор милиции. Поскольку ЧП произошло в зоне строительства моста, быстро организовали водолазов, кран, подняли автомашину. Каково же было удивление строителей, когда из машины извлекли невредимую офицера милиции.

46

Оказалось, что машина, провалившись под лёд, встала на дно на все четыре колеса горизонтально, а за счёт купола, где скопился воздух, водитель могла дышать.

47
Почему Саратов в период «развитого социализма» был закрытым для посещения иностранцами городом? Какие еще города области были закрыты для иностранцев?
Как жили саратовцы в эпоху брежневской стабильности? Возьмите интервью у старших членов вашей семьи, соседей. Что они помнят о той эпохе?
48

Саратовская область в период брежневской стабильности

Постепенно область становится крупным промышленным центром Поволжья. Напряжённая и творческая работа трудовых коллективов послужила динамичному развитию области. В 1985 г. предприятиями машиностроения и металлообработки производилось продукции в 22 раза больше по сравнению с 1940 г. За 9-ю и 10-ю пятилетки (1970—1980 гг.) объём производства продукции в области увеличился на 175,1 %, в том числе в химической промышленности на 233,6 %, в машиностроении и металлообработке на 227,5 %, лёгкой промышленности — 167,1 %, промышленности строительных материалов на 142,8 %. В 120 зарубежных стран поставлялась продукция на экспорт из предприятий саратовской области.

49

50

Лидерами промышленного развития стали предприятия военно-промышленного комплекса, специализирующиеся на выпуске электронного навигационного оборудования и аппаратуры для кораблей, самолётов, ракет и спутников. На Саратовском авиационном заводе освоили сборку самолётов ЯК-42, ставших вскоре одной из самых распространённых в стране моделей за счёт высокой маневренности и непритязательности, хороших лётных качеств и вместительности. Самолёту ЯК-40, также выпускающемуся на САЗе, был присвоен международный лётный сертификат.

51

В 1970—1980-х гг. в области активно развивались предприятия самого разного профиля. Появилась сеть научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, работающих в сфере нефтегазовой, химической, машиностроительной, сельскохозяйственной, медицинской и других отраслей. Их деятельность придала Саратову статус крупного научного центра Поволжья и России с колоссальным научным, интеллектуальным потенциалом. На международном рынке заслуженным спросом пользовались саратовские металлорежущие станки, подшипники, метизы, дизели, цемент, нефтепродукты, лебёдки и многое другое.

52

Поистине историческим событием стало строительство и пуск атомной электростанции в г. Балаково. Первый камень в фундамент её строительства был заложен 28 декабря 1977 г., а первый блок пущен в промышленную эксплуатацию 24 декабря 1985 г. Балаковская АЭС стала крупнейшей атомной станцией в России. Построенная методом Всесоюзной ударной комсомольской стройки, станция не только дала так необходимую региону электроэнергию, но и стала градообразующим предприятием. Благодаря ей Балаково стал крупным индустриальным центром.

53

В 1970-е гг. в нашем регионе активно развивается мелиоративный комплекс: были построены сотни километров оросительных каналов, несколько крупных оросительных систем.

54

В 1976 г. по решению союзного правительства было начато строительство Саратовского оросительного канала. По замыслу проектировщиков волжская вода через систему насосных станций поднималась на высоту почти ста метров, и по каналам подавалась в устье рек Большой и Малый Узень, через естественный сток которых обводняла Юго-Восточную часть Саратовского Заволжья и прилегающие районы Казахстана.

55

На просторах области развернулась грандиозная работа по созданию мощной базы орошаемого земледелия, базы, равной которой не было нигде в стране. Мелиорация в области стала поистине делом всенародным.

56

Пришла первая большая победа на этом фронте. 8 сентября 1972 г. волжская вода с высоты 92 метров водораздела устремилась в русло нового канала. Канал давал возможность оросить и обводнить более 140 тыс. га десяти самых засушливых районов Заволжья.

57

Пуск воды был встречен неподдельным ликованием тысяч строителей и жителей окрестных сёл и деревень. Со слезами радости они встречали долгожданную воду — опускали в неё ладони, умывались, ребятишки плескались ею.

58

С того исторического момента прошло более сорока лет. За это время в заволжские степи было подано 22 млрд кубометров волжской воды. Она заполнила русла ранее пересыхающих рек и речушек, прудов.

59

Однако, когда вода стала заполнять русло канала и естественные водотоки рек, то были снесены многие временные плотины и перемычки, используемые для транспортных и просто пешеходных целей, и всё Заволжье оказалось разрозненным на части. Часть населённых пунктов перестала сообщаться с районными центрами, нарушилась нормальная жизнь хозяйств. Нужны были срочные меры. Областных ресурсов не хватало.

60

Руководство области обратилось к министру обороны маршалу А. А. Гречко. Тот дал указания инженерным войскам срочно доставить в область понтоны для организации переправ.

61

Шло наращивание объёмов мелиоративного строительства. Волжская вода всё дальше уходила вглубь заволжских районов. Был построен Ерусланский канал, вода пришла в отдельные хозяйства Фёдоровского и Краснокутского районов, наполнила Калдинское, Лебедевское и другие водохранилища.

62

Мелиорация накладывала отпечаток на все стороны жизни. На орошаемых землях строились новые посёлки, создавались совхозы. Развитие крупного орошения началось в Правобережье.

63

Были и суровые испытания. Таким событием явилась небывалая засуха 1972 г. Лето 1972 г. наверняка помнят многие саратовцы — ни одного дождя не выпало на протяжении мая — августа. Обмелели пруды и водоёмы, пересохли реки, растрескалась земля. В Варфоломеевском водохранилище — это в Новоузенском районе — из 26 млн куболитров воды осталось 26 вёдер. Трактор вместо вспашки мог лишь выворачивать огромные комья спёкшейся земли… Удивлялись даже старожилы, помнившие голод на Волге в трагическом 1921 г.

64

Однако, благодаря мерам, принимаемым по орошению земель, следующий 1973 г. дал небывало богатый урожай. В закрома Родины с саратовских полей было засыпано более пяти миллионов тонн зерна, а в 1974 г. саратовцы рекорд превысили, собрав более 6 млн тонн зерна.

65

Осенью 1973 г. во всех газетах был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Социалистического Труда передовикам сельского хозяйства».

66

Это было время, когда осуществлялась большая поддержка села людскими резервами и техникой. Процветала практика массового выезда на уборочные работы служащих городских предприятий, студентов вузов Саратова. Подобные кампании назывались «битва за урожай». С позиций граждан современной России можно по-разному относиться к этим мерам. С одной стороны использование бесплатного труда городских жителей на уборке урожая свидетельствовало об неэффективности советской системы коллективного хозяйства на селе. Но, с другой стороны, десятки тысяч молодых людей проходили трудовую закалку, убирая зерно, картофель, участвуя в студенческих строительных отрядах.

67

Производство зерна только за 10-ю пятилетку (1977—1981 гг.) превысило 25 млн тонн. За это время было возведено более шести миллионов кв. метров жилья, школ на 70 000 ученических мест, больниц на 3 474 койки.

68

69

В рассматриваемый период особое развитие получил транспорт. В качестве основных транспортных путей использовалась Волга, длина которой в пределах области 423 км. Строительство Волжской ГЭС (1962 г.) и Саратовской ГЭС (1970 г.) превратило Волгу на всём протяжении области в глубокую магистраль с устойчивыми подходами к пристаням.

70

В 1950-х гг. началась массовая замена авиационной техники самолётами АН-2, Ли-2, ЯК-12, вертолётами МИ-1, МИ-4. Резко возрос объём перевозок пассажиров, который к 1985 г., по сравнению с 1965 г., увеличился в 5 раз и составил почти 720 тыс. пассажиров. В 1980 г. была закончена реконструкция здания Саратовского аэровокзала.

71

Особое внимание уделялось развитию городского транспорта. В период с 1960 по 1985 гг. наиболее активно развивались городские автобусные перевозки, которые возросли за этот период в 4,7 раза и составили в 1985 г. около 430 млн пассажиров. Трамвайные перевозки за эти годы увеличились на 10 %, троллейбусные — почти в 2 раза.

72

Трудно переоценить значение связи для развития отраслей народного хозяйства, духовного и культурного уровня населения. В 1957 г. в Саратове начала работать первая ретрансляционная телевизионная станция. Эти годы ознаменовались новым этапом в развитии телефонной связи. Появились телефоны-автоматы (кстати, в 1970 г. таких автоматов в Саратове было три, а к 1980 г. — уже 67).

73

Рост городского населения области оказывал непосредственное влияние на ускорение темпов строительства жилого фонда городов. За 1940—1985 гг. городской жилой фонд в области увеличился в 7 раз.

74

Быстрыми темпами осуществлялась газификация жилого фонда области. В 1950 г. было газифицировано 9,8 тыс. квартир саратовцев. К 1965 г. бытовой газ пришел в 9 городов и 7 посёлков городского типа, а к началу 1985 г. соответственно в 17 городов и 29 посёлков.

75

В систему стали входить субботники по благоустройству улиц и прилегающих к предприятиям и организациям территорий, парков и скверов. Традицией становились соревнования бригад за овладение смежными профессиями, сбор металлолома и макулатуры, работа с молодыми рационализаторами, внедрение новой техники и научной организации труда.

76
В послевоенные годы областью руководили первые секретари Саратовского обкома КПСС: Павел Тимофеевич Комаров (1898—1983) — с 1942 по 1948 гг.; Геннадий Андреевич Борков (1905—1983) — с 1948 по 1955 гг.; Георгий Аполлинариевич Денисов (1909—1996) — с 1955 по 1959 гг.; Алексей Иванович Шибаев (1915—1991) — с 1959 по 1976 гг.; Владимир Кузьмич Гусев (1932) — с 1976 по 1985 гг.
Почему мы считаем руководителем области именно первого секретаря обкома КПСС, а не председателя облисполкома? О чем говорит этот факт? Была ли КПСС ветвью власти в нашей стране в советский период? Как сейчас взаимодействуют с ветвями власти парламентские партии?
77

В период 1955—1976 гг. областью руководил Алексей Иванович Шибаев. А. И. Шибаев был яркой личностью, чьи качества управленца, прошедшего большую жизненную школу, оставили заметный след в развитии Саратовской области.

78

При нём успешно развивалась промышленность: ежегодный прирост составлял 20—25 %. Кардинально перестраивалось сельское хозяйство. Шло развитие мелиорации, освоение целинных и залежных земель. Были получены рекордные урожаи зерновых культур. Положительные перемены отмечались в развитии социальной сферы. Высокими темпами строилось жильё. При А. И. Шибаеве были реконструированы драматический театр, театр оперы и балета, построены цирк, филармония, театр кукол «Теремок», ряд спортивных комплексов.

79

Человек большой души, скромный в личной жизни, А. И. Шибаев постоянно был среди людей, знал и ценил кадры, строго спрашивал за работу. За заслуги перед страной А. И. Шибаев был удостоен звания Героя Социалистического труда, награждён четырьмя орденами Ленина, неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР.

80

По инициативе губернатора области Д. Ф. Аяцкова 13 августа 1998 г. на Набережной Космонавтов был открыт памятник А. И. Шибаеву.

81

Личность в истории

Алексей Иванович Шибаев (1915—1991) — член ЦК КПСС в 1961—1986 гг. С 1955 г. второй, в 1959—1976 гг. первый секретарь Саратовского обкома КПСС, в 1976—1982 гг. председатель ВЦСПС, в 1982—1983 гг. заместитель министра приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР. С 1983 г. на пенсии.

«Без прошлого не может быть будущего. Алексей Иванович Шибаев из тех личностей, руководителей, которые делали историю страны. Он умел повести за собой, не каждому это дано. Завтра мы отмечаем 100 лет со дня его рождения, и очень приятно, что сегодня здесь собрались люди, которые работали с ним, которые считают его своим учителем, а также родные Алексея Ивановича».

Ландо А. С., Председатель Общественной палаты Саратовской области

«Особняком стоит когорта первых руководителей региона, которые круто поворачивали руль, определяющий движение корабля — Саратовской области. В послевоенное время ярким представителем этих личностей был Шибаев. Все, что с середины 1950-х гг. создавалось, строилось, двигалось на территории области — все связано с именем Алексея Ивановича. Он был жестким — руководители не бывают ангельского происхождения, — но справедливым человеком. Шибаев — легенда. Это неординарный человек, он был и в гневе, и в радости, и в доброте, и в других делах, его личность чувствовалась сегодня. Шолохов про Сталина так сказал: «был культ, но и личность была». Несмотря на «легендарность» Алексея Шибаева он был простым, живым человеком, он все делал для нас и все, что он делал — нам осталось».

Наумов С. Ю., директор ССЭИ

«Алексей Шибаев был самым эффективным и ярким руководителем. Он 17 лет руководил областью. Такое долголетие не совсем типично — оно определяется результатами и вескими основаниями. Шибаев этих результатов добивался: каждую пятилетку в 1,5—2 раза увеличивался объем продукции промышленных предприятий. Вся область была настоящей стройкой — школы, детские сады, дома, учреждения, мост, спортивные, культурные сооружения и многое другое. Башенные краны стояли повсюду. Глубинные изменения происходили в сельскохозяйственном производстве, осуществлялось масштабное переустройство дорожной сети — все это создавало имидж области».

Муренин К. П., первый секретарь Саратовского обкома КПСС в 1989—1991 гг.

Источник: Взгляд-инфо, 14 февраля 2015 г.

Подготовьте исторический проект на тему «За что руководители региона остаются в памяти людей?». Используйте материалы дополнительной литературы, ресурсы интернета.
82

Вместе с тем уже в 1970-е гг. наметились негативные тенденции в развитии народного хозяйства области. В частности, в промышленности производительность труда росла медленно. Технический уровень многих производств не соответствовал требованиям научно-технической революции. Значительная часть рабочих была занята ручным трудом. В начале 1980-х гг. на заводе эмалированных изделий, галантерейной фабрики, фабрики «Вышивка», швейном комбинате в Саратове, на предприятиях Красноармейска и Пугачёва стали снижаться объёмы производства товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения. Оборудование многих заводов долгое время простаивало, в том числе и станки с программным управлением. Качество продукции оставляло желать лучшего. Почти половину производимых за год объединением «Экран» телевизоров необходимо было подвергать гарантийному ремонту.

83

Население было недовольно качеством мебели, выпускаашейся объединением «Саратовмебель» и Энгельской мебельной фабрикой.

84

В целом к началу перестройки в 1985 г. Саратовская область по своему промышленному потенциалу, мощности строительных организаций, объёму сельскохозяйственного производства, по уровню научно-технической базы и подготовки квалифицированных кадров оставалась одной из крупнейших в России и занимала важное место в территориальном разделении труда.

85

Темы для исторических проектов

— За что руководители региона остаются в памяти людей?

— А. Д. Панчулидзев и А. И. Шибаев — два политических тяжеловеса в истории Саратовского Поволжья;

— Саратовская земля — вторая Родина Ю. А. Гагарина;

— Как мост между Саратовым и Энгельсом изменил жизнь волжан;

— Саратов — культурная столица Поволжья.

Комментарии

Написать отзыв
Перевести