«Евангелие Процветания» как доктринальное направление в неопятидесятничестве Тропической Африки
«Евангелие Процветания» как доктринальное направление в неопятидесятничестве Тропической Африки
Аннотация
Код статьи
S086919080030830-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Андреева Лариса Анатольевна 
Должность: Ведущий научный сотрудник Института Африки РАН
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
186-196
Аннотация

Данная статья посвящена изучению влияния теологии процветания, известной также под названием «Евангелие процветания», на христианство в Тропической Африке.  Теология процветания является глобальным явлением в современном христианстве в эпоху глобализации. Христианство в постколониальной Африке находится под сильным влиянием и формируется постулатами «Евангелия процветания». Прежде всего, это относится к различным направлениям неопятидесятнического христианства. Развитие христианства в Африке можно лучше понять, если понять тесную связь между «Евангелием процветания» и африканским неопятидесятничеством. Африканские неопятидесятники воспринимают богатство, здоровье и удачу, как права, которые они могут ожидать или даже требовать от Бога. Проповедники «Евангелия процветания» утверждают, что физическое здоровье и материальное благополучие верующих являются данностью, как результат Завета Аваама с Богом, когда Бог благословил Авраама материально, а также являются результатом искупительной жертвы Иисуса Христа. Успех и процветание в рамках доктрины «Евангелия процветания» воспринимаются и как формы исцеления, когда христианин преодолевает неудачи, бедность, отсталость и живет жизнью в достатке и благополучии. Чтобы добиться процветания, ожидается, что человек будет щедро и жертвенно жертвовать церкви. «Евангелие процветания» неразрывно связано с «теологией освобождения», подразумевающей, что духовные силы блокируют процветание и для снятия блокировки (освобождения) необходима помощь «пророка», «божьего человека», а также необходимо порвать с прошлым и совершить акт «реституции», когда верующий должен искупить свои прошлые грехи. Доктрина «Евангелия процветания»  переносит центр тяжести со спасения в загробной жизни на материализм, на процветание в жизни земной. Следствием влияния догматов «Евангелия процветания» становится то, что верующие приобретают уверенность в своих силах, с другой стороны, эта теологическая концепция является тормозом в достижении социальной справедливости и преодолении проблем издержек капитализма и препятствует систематическому богословскому анализу экономической несправедливости и социальной маргинализации.

Ключевые слова
Евангелие процветания, неопятидесятничество, Тропическая Африка, христианство
Классификатор
Получено
07.06.2024
Дата публикации
16.06.2024
Всего подписок
6
Всего просмотров
73
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2024 год
1 Теология процветания, известная также под названием «Евангелие процветания», получила широчайшее распространение в современном христианстве. Христианство в постколониальной Африке находится под сильным влиянием «Евангелия процветания» и формируется его постулатами. Прежде всего, это относится к различным направлениям пятидесятнического христианства. Опрос, проведенный Исследовательским центром Пью Форум, показал, что в большинстве стран Африки к югу от Сахары более половины христиан верят в «Евангелие процветания» – что Бог дарует богатство и крепкое здоровье людям, у которых достаточно веры [Niemand, 2017, p. 207].
2 Пятидесятничество является одним из наиболее интенсивно растущих христианских течений в мире. Зародившись в начале XX века в США как одно из ответвлений протестантизма, пятидесятничество, благодаря своему фокусу на активную евангелизацию и миссионерство, стало к концу XX века одной из самых быстрорастущих христианских деноминаций в странах Тропической Африки. «Хотя практически все формы христианства в Африке переживают взрывной рост, наиболее впечатляюще растут церкви пятидесятнического, неопятидесятнического направления… У этих церквей есть одна общая черта – нацеленность на достижение успеха» [Gifford, 2007, p. 20]. Взрывной рост движения начался в 1950-х годах и пришелся на постколониальную эпоху. В 2015 г. число пятидесятников в Африке насчитывало около 86 млн человек [Мязин, 2023, с. 61]. К пятидесятникам относятся как члены религиозных общин, принадлежащие к классическим пятидесятническим конфессиям, таким как «Ассамблея Бога» или «Миссия апостольской веры», которые были основаны в начале XX века, а также те, кто принадлежит к многочисленным неопятидесятническим деноминациям или церквям, сформировавшимся относительно недавно, как, например, Библейская церковь “Deeper Life” («Глубокая жизнь») в Нигерии. Африканское пятидесятничество оказывает влияние и на мировое христианство. Африканские пятидесятники в лице «Искупленной христианской церкви Бога» из Нигерии и «Церкви пятидесятницы» из Ганы представлены в более чем 100 странах [Forster, 2021].
3 Очевидно, что пятидесятничество стало ведущей силой в религиозной и общественной жизни современной Африки. Чтобы понять причину успеха и оценить потенциал его влияния на религиозное и общественное сознание, необходимо более детально остановиться на теологических конструктах, а именно на «Евангелии процветания». Концепция успеха и материального процветания, которая известна под этим названием, с 80-х годов XX столетия стала одним из основных доктринальных направлений в современном неопятидесятничестве в Тропической Африке. По существу, «Евангелие процветания» является синонимом африканского неопятидесятнического христианства.
4 В истории пятидесятничества выделяют три основных этапа («волны»). Первый этап – т.н. «пробуждение на Азуза-Стрит» 1906-го года. Этап становления пятидесятничества связан с деятельностью «выходцев из разных традиционных протестантских направлений… В этот период были заложены основные идеи пятидесятничества, сетевой характер его организации, который впоследствии получил еще большее распространение. Пятидесятники выступали за равенство, провозглашая принцип “нет границ, только люди”, что еще более усилило мессианский характер и потенциал движения» [Захаров, 2023 с. 47] Основным вероучительным положением классического пятидесятничества является догмат «рождения свыше», когда искупительная жертва Иисуса Христа распространятся на всех людей. Чтобы спастись, необходимо покаяться в грехах, и покаявшийся («рожденный свыше») уже считается спасенным. «Рождение сверху» связано с крещением Духом Святым, которому оно предшествует, т.е. водное крещение завершает длительный процесс раскаяния и не является Таинством, но только обрядом. Краеугольным камнем пятидесятнического вероучения являются слова Иисуса Христа, сказанные ученикам перед Вознесением: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать – осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: Именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками, будут брать змей, и, если смертное что выпьют, не повредит им, возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16: 16–18). Следовательно, акт крещения Святым Духом в пятидесятничестве знаменуется внешним проявлением в обретении способности говорить на иных языках (глоссолалия). Впервые пятидесятничество появилось на африканском континенте в 1908 г. в Южной Африке, а к 1910 г., согласно Всемирной христианской базе данных, численность африканских пятидесятников уже составляла около 1,1 млн человек [World Christian Database].
5 Второй этап пятидесятничества, который начался в 60–70 гг. XX века в США, привел к выделению из пятидесятнического движения неопятидесятничества. Причинами возникновения неопятидесятничества принято считать рутинизацию религиозной жизни классических пятидесятников. «От радости и задора, вызванных действием Святого Духа первого пробуждения, общины и новые церкви постепенно склонялись к опривыченной повседневной религиозной жизни, заботясь о мирской стороне жизни церкви, а не духовной. Подобное положение дел естественно для религиозных движений, но упорядоченность религиозной современности перестала устраивать второе поколение верующих… Неотъемлемыми элементами религиозной жизни новых пятидесятников стали исцеление с возложением рук, чудотворение с пророчествами и откровениями. Неопятидесятники стремились привнести трансцедентный божественный мир непосредственно в актуальную для них реальность» [Александрова, 2017]. Именно на второй этап приходится взрывной рост численности африканских неопятидесятников. К 1970 г. их численность насчитывала 18,77 млн человек, что составляло 13% от христианского населения региона [Wariboko, 2017]. С конца 1970-х годов характер африканского христианства резко изменился с приходом неопятидесятнического христианства. В этот период в Тропической Африке наблюдалось массовое сокращение государственных рабочих мест и услуг, рост цен на продукты питания и безработицы, а также появление новых т.н. «оккультных экономик», которые базировались на использовании, реальном или воображаемом, магических средств для достижения материальных целей. Они охватывают широкий спектр явлений: от «ритуальных убийств», продажи частей тела и предполагаемого производства зомби до финансовых пирамид и других финансовых афер. И во многих местах они привели к жестоким реакциям против людей, обвиняемых в незаконном накоплении1. Именно экономические проблемы, которые переживала в тот момент Африка, стали благоприятной почвой для распространения неопятидесятничества, делавшего акцент на мирском благополучии, которое доступно каждому верующему при соблюдении определенных религиозных догматов и ритуалов и которое несло надежду на преодоление жизненных проблем. Число пятидесятников «росло как грибы в контексте государственного спада, неолиберальной экономики, бедности и растущей политической нестабильности» [Maxwell, 2006, p. 418]. Именно в этот период в африканском неопятидесятничестве сформировались концепции «Евангелия процветания», которая базируется на вере в то, что Бог благословляет верующих материальным процветанием, а также концепция т.н. «теологии освобождения», которая исходит из посыла, что Святой Дух может избавить истинно верующего от любого демона, блокирующего прогресс в жизни.
1. Об «оккультных экономиках» в Африке см. подробнее: [Comaroff J., Comaroff J.L., 1999].
6 Третья волна пятидесятничества (неохаризматы) возникла в 1980-х годах и характеризуется особой ролью религиозных переживаний, таких как «священный смех», «полновластная молитва». Эта волна связана с «пауэр-ивэнжелизмом», т.е. грандиозными и масштабными знамениями и чудесами в жизни христианских церквей [Александрова, 2017]. В неохаризматическом движении «происходит формальный отказ от иерархии и усложнение сетевых связей» [Захаров, 2023, с. 48]. С 1980-х годов весь стремительный прирост численности африканских пятидесятников проходился именно на последователей второй и третьей волны. Такому успеху способствовало обмирщение пятидесятничества последних двух волн. «В условиях нищеты значительной части африканского населения проповедники, которые уделяли большое внимание материальному благополучию, выглядели современно и привлекательно. Такие пасторы обращались к массовой аудитории в мегацерквях и активно использовали средства массовой информации. Под церкви перепрофилировали магазины, склады, рестораны и ночные клубы. Многие церкви стали вкладывать значительные средства в развитие церковной инфраструктуры. Возводились грандиозные молитвенные сооружения, школы, гостевые дома, общежития, виллы для VIP-гостей. Наряду с созданием мегацерквей, собирающих на воскресное служение десятки тысяч верующих, реформированные пятидесятники проводили масштабные уличные богослужения и шествия “крестовые походы”» [Мязин, 2023, с. 61].
7 К 2015 г. численность пятидесятников всех направлений в странах Африки к югу от Сахары оценочно составляла уже 36% от христианского населения (из 564,5 млн) [Wariboko, 2017].
8 Некоторые африканские ученые утверждают, что африканское пятидесятничество по своей сути является местным, но эта позиция представляется спорной. Например, О. Калу [Kalu, 2009] полагает, что африканское пятидесятничество возникло не из-за внешних агентов религиозного влияния, а из местного мировоззрения. М. Кгатле [Kgatle, 2017] считает, что африканское пятидесятничество – это «часть христианства в Африке, находящаяся под влиянием пятидесятнического движения, зародившегося в ранней церкви апостолов, что отражено в книге Деяний 2: 1–4, и из пятидесятнического движения, которое началось в Соединенных Штатах Америки», т.е. африканское пятидесятничество является продуктом как местного, так и зарубежного опыта. Относительно связей африканских пятидесятников различных «волн» можно согласиться с мнением ученых Д. Орогун и Д. Пиллэй, которые в своем исследовании показали, что между африканским и американским пятидесятничеством существовала и существует непрерывная связь [Orogun, Pillay, 2021].
9 В данной статье под «африканскими неопятидесятниками» будут пониматься последователи второй и третьей волны. Оба этих течения в пятидесятничестве объединяет то, что они разделяют строгие кодексы личной этики и веру во второе пришествие Иисуса Христа, «обладают дарами Святого Духа»: крещением Святым Духом, глоссолалией, пророчествами, изгнанием нечистой силы, исцелением. Основное отличие от классических пятидесятников состоит в их выраженном фокусе на индивидуальном материальном прогрессе в земной жизни. Также можно выделить следующие основные различия между классическими африканскими пятидесятниками и неопятидесятниками: пятидесятники строго конфессиональны, неопятидесятники часто участвуют во внеконфессиональных христианских сетях; неопятидесятники часто включены в транснациональные религиозные движения и имеют в своих названиях слова «международный», «всемирный» и т.п. Именно у последователей второй и третьей волны «Евангелие процветание» является отличительной особенностью и фундаментом религиозного вероучения.
10 «Евангелие процветания» впервые приобрело известность как сформировавшаяся доктрина в США в 1950-х годах XX века. Истоки этого доктринального направления уходят корнями к нескольким течениям. Огромное влияние на все протестантское либеральное богословие оказал немецкий теолог Фридрих Шлейермахер (1768–1834), который был апологетом христианства, ориентированного на опыт. Для него христианство – это учение, в основе которого лежит религиозный опыт (чувства), поскольку человек не может познать Бога, как он есть, и способен познавать лишь свои чувства по отношению к Богу. Второй философской школой, оказавшей влияние на богословие «Евангелия процветания», станет школа «позитивного мышления» американского писателя, богослова, священника Нормана Винсента Пила (1898–1993). Квинтэссенцией «позитивного мышления» стала вера в то, что действия всегда следуют за мыслью и если долгое время держать в сознании мысль о том, что вам повезет, то эта мысль материализуется. Можно согласиться с мнением американского протестантского теолога Харви Кокса, который считал, что своим возникновением «Евангелие процветания» во многом обязано «позитивному мышлению» Нормана Винсента Пила [Cox, 1995, p. 271–272]. И третьим движением, оказавшим существенную роль на формирование теологии успеха, стала идеология «американской мечты», которая провозглашала, что жизнь человека будет лучше, богаче, полнее, и у каждого будет возможность получить то, что он заслуживает [Platt, 2010, p. 10].
11 С 1980-х годов «Евангелие процветания» стало одним из основных доктринальных направлений современного христианства в Африке. Архиепископ Бенсон А. Айдахоса (1939–1998), нигериец, первым распространил это доктринальное направление в большом масштабе среди африканских пятидесятников, начиная с конца 1970-х годов. В 1987 г. он проповедовал, что «Бог создал мужчин и женщин для лучшей жизни, чем жизнь многих… Бог никогда не хотел, чтобы кто-то прожил жизнь в плену собственных суеверий. Он открывает дверь успеха каждому верующему, который осмелится выйти и стремиться к хорошей жизни. Никому в Божьей семье никогда не было суждено существовать в болезни, страхе, невежестве, бедности, одиночестве или посредственности. Обильная благость Бога будет наслаждаться и использоваться теми, кто дисциплинирует себя, становится решительным, смелым, предприимчивым, верующим, смелым, рискующим и решительным» [Ojo, 2008].
12 Одной из самых заметных фигур в деле распространения «Евангелия процветания» является Дэвид Оланийи Ойедепо (родился 27 сентября 1954 г.) – нигерийский  проповедник , основатель « Всемирной церкви живой веры » и председательствующий епископ «Скинии веры » (штаб-квартира церкви) в Оте , штат Огун , Нигерия, который был рукоположен в сан неопятидесятнического епископа в Айдахосе в 1987 г. В 1995 г. он приступил к реализации стратегии расширения «Евангелия процветания» из Нигерии в другие африканские страны, и в 1997 г. филиалы « Всемирной церкви живой веры » были открыты в тридцати других африканских странах. Ойедепо проповедует, что христианам суждено испытать изобилие и материальное богатство в этом мире, поэтому они должны стремиться к процветанию. Ойедепо, по данным Форбс (Forbes), по состоянию на 2023 год является вторым самым богатым пастором в мире с собственным капиталом около 200 миллионов долларов. Мегацерковь штаб-квартиры церкви «Всемирной церкви живой веры» вмещает более 50 000 верующих и занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая церковная аудитория в мире в начале XXI века. Ойедепо возглавляет не только одну из крупнейших церквей Нигерии, но также является успешным бизнесменом. Будучи ректором двух процветающих частных университетов в Нигерии – Университета Лэндмарк, Ому-Аран, штат Квара и Университета Ковенант в Оте, штат Огун, – управляющим директором издательства “Dominion” и генеральным директором “Dominion Air”. Собственный капитал епископа Дэвида Ойедепо включает в себя множество земельных участков и зданий, дорогие автомобили, а также четыре частных самолета [10 Richest Pastors, 2023].
13 В проповедях Ойдепо сконцентрированы теологические обоснования «Евангелия процветания», как например, в проповеди от 12 декабря 2023 г. под названием «Ворота к финансовому господству»: «“Бог силен сотворить для вас всякую благодать; чтобы вы, всегда имея во всем достаточно, изобиловали во всяком добром деле” (2 Коринфянам 9:8). Мы признаем из Священных Писаний, что финансовое господство  – это наше наследие во Христе. Это означает, что каждое дитя Божье является кандидатом на богатство и благодаря искуплению получает наследие финансового благополучия во Христе. Как написано: “Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, хотя и был богат, но обнищал ради вас, чтобы вы обогатились Его нищетой” – (2 Коринфянам 8:9). Написано также: “Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и силу, и честь, и славу и благословение” (Откровение 5:12). Это доказывает, что искупление – это наш путь к финансовому благополучию. Однако Бог дает нам силу для богатства через откровение и применение Завета. Таким образом, именно обмен тайнами Завета в Слове приводит людей к финансовому процветанию. Это потому, что в разгар кризиса Слово Божье всегда торжествует. Например, в моем стремлении узнать секрет процветания 20–22 марта 1982 г. я отправился в трехдневное приключение с молитвой и постом. Я взял свою Библию и книги Кеннета и Глории Коупленд (“Закон процветания и Божья воля есть процветание”), искал и просил Бога показать мне этот секрет. На третий день Бог указал мне на Второзаконие 8:18, где сказано: “Но помни Господа Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, чтобы утвердить Завет Свой, в котором Он клялся тебе”. Далее он сказал: “Сын Мой, Мой план процветания это не обещание… Мой план процветания – это Завет, и пока вы не сыграете свою роль, я не буду выполнять свои обязательства”. Эта встреча навсегда изменила мою жизнь! Никто не может наделить себя полномочиями финансового господства, это может сделать только Бог; и пока Он не наделит нас силой, мы совершенно бессильны. Поэтому мы должны признать, что можем рассчитывать на Бога только на Его собственных условиях, а не на наших. То есть всегда есть определенная роль, которую мы должны сыграть, прежде чем сможем доверить Богу Его роль. Следовательно, именно откровение условий Завета запускает и помещает людей в царство необъяснимого, но неоспоримого богатства. Но что такое Завет? Завет – это сделка, заключенная Богом, основанная на четко определенных условиях и скрепленная клятвой. Как мы все знаем, Библия – это книга Заветов. Ветхий и Новый Завет просто означают Ветхий и Новый Завет, а откровение касается доступа к Заветам Божьим по каждому интересующему нас вопросу, включая Завет процветания (Евреям 6:13–18). Важно отметить, что завет превосходит все преобладающие экономические ситуации и обстоятельства, потому что это Божий инструмент спасения от ВСЕХ тяжелых экономических ситуаций. Это означает экономические трудности; голод и засуха не могут остановить его (Псалмы 32:18–19, 37:1–819, 91: 15–17). Сегодня мир сталкивается с самой серьезной глобальной экономической проблемой в истории, но нынешний экономический холокост не является чем-то странным. Хорошая новость заключается в том, что у Бога есть план по освобождению Своего народа. Из Священных Писаний мы понимаем, что каждое поколение людей, соблюдающее Завет, триумфально преодолевало экономические трудности. Например, Израиль жил в Гесеме в земле Египетской во дни голода, но, согласно Священным Писаниям, они имели там владения, росли и размножались чрезвычайно. Кроме того, Авраам разбогател скотом, серебром и золотом. К тому времени, когда он состарился, Господь благословил его во всем. Более того, Исаак, несмотря на господствовавшую засуху, шел вперед, стал очень великим, и филистимляне завидовали ему. Во времена Иакова в стране усилился голод, но у него было более чем достаточно денег, чтобы импортировать еду для своего дома. Иов также преуспел в финансах. В Библии записано, что он был величайшим из всех людей в свои дни и что его состояние значительно увеличилось на земле (Бытие 13:2; 24:1, 26:1, 12–14, 42:1–2, 43: 1, 11–12; 47:27; Иов 1:3). Это доказывает тот факт, что люди Завета особенные, и пока мы придерживаемся практики Завета, мы будем освобождены от экономических испытаний нашего времени (Исход 19:4–5; 1 Петра 2:9)… Я постановляю, что в этом месяце вас ждет встреча, которая превратит вас в могущественную нацию!
  • Бедность больше не будет отождествляться с вашим происхождением во имя Иисуса!
  • С сегодняшнего дня все, что влияло на вашу финансовую судьбу, будет отменено во имя Иисуса!
  • Великие проекты вашей жизни будут реализованы без финансового стресса во имя Иисуса!
  • Вы будете подниматься вверх, идти вперед и покорять новые высоты во имя Иисуса!» [Bishop David O. Oyedepo, 2023].
14 Богословской основой проповеди епископа Д. Ойедепо, как и всей доктрины «Евангелия процветания», является упор на книге пророка Малахии (3:10–12, 4:2), входящей в состав еврейской Библии (Танаха) и состав Ветхого Завета, и рассмотрение Библии как договора между Богом и людьми: если люди верят в Бога, то он выполнит свои обещания безопасности и процветании. Согласно «Евангелию процветания», основная цель Завета с Авраамом заключалась в том, чтобы Бог благословил Авраама материально. Поскольку адепты неопятидесятничества являются духовными детьми Авраама, они, следовательно, унаследовали эти финансовые благословения Завета. Искупительная жертва Иисуса Христа рассматривается как обещание благополучия, изобилия, победы над социальным застоем, денег и средств для удовлетворения потребностей христиан, чтобы они могли жить жизнью духовного и материального изобилия в этом мире. Таким образом, неопятидесятники воспринимают богатство, здоровье и удачу как права, которые они могут ожидать или даже требовать от Бога [Gifford, 2007, p. 22].
15 Успех и процветание в рамках доктрины «Евангелия процветания» воспринимаются неопятидесятниками как формы исцеления, когда христианин преодолевает неудачи, бедность, отсталость и живет жизнью в достатке и изобилии. Чтобы добиться процветания, ожидается, что человек будет щедро жертвовать церкви. Благотворительность и даяние являются весьма важной доктринальной чертой. Исследователь «Евангелия процветания» Ж. Собоеджо замечает, что «одной из наиболее поразительных характеристик теологов процветания является их кажущаяся зацикленность на акте даяния. Последователей проповедников процветания призывают щедро жертвовать, им говорят, что “истинное процветание – это способность использовать Божью силу для удовлетворения потребностей человечества в любой сфере жизни” и “мы призваны финансировать Евангелие миру”. Хотя эти утверждения, на первый взгляд, кажутся верными, более внимательное изучение стоящей за ними теологии показывает, что акцент “Евангелия процветания” на даянии не основан на филантропических или благочестивых мотивах. Движущей силой такого акцента на пожертвованиях является то, что Роберт Тилтон назвал “Законом компенсации”. Согласно этому закону, который предположительно основан на Евангелии от Марка 10:30, христианам необходимо щедро давать другим, потому что, когда они это делают, Бог возвращает им больше взамен… В то время как Иисус учил Своих учеников “отдавать, не ожидая ничего взамен” (Лк. 10:35), теологи процветания учат своих учеников давать, потому что они будут преуспевать больше» [Soboyejo, 2016].
16 Одним из важнейших выводов, который можно сделать из доктрины «Евангелия процветания», – перенесение центра тяжести со спасения в загробной жизни на материализм, на процветание в жизни земной. По мнению нигерийского исследователя неопятидесятничества К. Айянтао, «стремление к процветанию усилило стремление к материализму среди многих нигерийцев… материализм – это тенденция слишком высоко ценить материальные вещи, такие как богатство, деньги, автомобили, недвижимость, одежда, высокая прибыль от товаров и телесный комфорт, а моральные, духовные и интеллектуальные – слишком мало или не ценить вообще. Материализм плох не сам по себе, но жажда к материальных благ заставила некоторых покончить с моралью, чтобы добиться процветания» [Adebibu, Igboin, 2019, p. 6].
17 Смещение центра тяжести на земное благополучие в «Евангелии процветания» является результатом принятия модели «выбирай и смешивай», которая характерна для постмодернистского мышления с точки зрения принятия доктрины наслаждения земной жизнью без какого-либо чувства ответственности здесь, на земле, полагая, что страшный суд является миражем или что Бога можно умилостивить деньгами и земными приобретениями, чтобы избежать его окончательного суда [Igboin, 2017].
18 «Евангелие процветания» неразрывно связано с «теологией освобождения». Грех и демонические силы виноваты в том, что человек не получает обещанного процветания, именно эти духовные силы удерживают человека от успеха и богатства, на которые он как христианин имеет право [Gifford, 2004, p. 172]. Именно «пророк», «помазанник божий» может снять эту блокировку, что видно из вышеприведенного отрывка из проповеди Ойедепо. Духовные силы, которые блокируют процветание, могут быть персонализированы, подобно духам предков. Чтобы добиться процветания, верующим необходимо порвать с прошлым, разорвать связи со своим домом и обременительными ожиданиями родственников [Meyer, 1998]. Для снятия блокировки необходим и акт «реституции», когда верующий «должен, насколько это возможно, искупить свои прошлые грехи, ошибки и всякого рода нехристианские действия» [Ojo, 1988, p. 184] и предложить возмещение всем, кто пострадал от его действий.
19 Важно отметить, что «Евангелие процветания» подвергается резкой теологической критике также со стороны определенной части африканских христиан. Например, баптистский пастор Конрад Мбеве из Лусаки (Замбия), так характеризует влияние «Евангелия процветания»: «Библия прежде всего говорит о спасении от греха и освящении образом Христа. Нам следовало бы восхищаться теми среди нас, чье благочестие сияет, как солнце в полдень, но мы быстро теряем этот взгляд. Вместо этого христиане восхищаются несколькими людьми с большими домами, роскошными автомобилями и одеждой, даже когда такие люди живут во грехе. Неизменно такой акцент приводит к тому, что церкви сотрясают скандалы, когда-то редкие в евангелических кругах. Кроме того, теология процветания заставляет людей думать, что здоровье и богатство – это результат молитв человека Божьего (которые он совершает за вас, когда вы сеете финансовое “семя”), несмотря на то, что здоровье и богатство – это продукты хорошей гигиены, питательной еды и т.д. регулярные физические упражнения, медицинское лечение, честность, новаторство и трудолюбие. Это учение превратилось в мошенническую религиозную пирамиду, в которой так называемые “люди Божьи” пожинают состояние, в то время как их слепые последователи становятся беднее. Каждый день нам приходится иметь дело с разочарованными людьми, которые проснулись, когда уже слишком поздно. Это учение сеет хаос в жизни многих христиан» [Mbewe, 2015]. Также «Евангелие процветания» подвергается критике и в рамках антиколониального дискурса. Например, исследователь из ЮАР Думисан М. Метула рассматривает теологию богатства и процветания как наследие колониальности, против которого должно выступить подлинно африканское богословие: «Африканское богословское образование должно пророчески выступить против коммерциализации и превращения церкви в товар со стороны проповедников процветания, которые нормализуют, натурализуют и институционализируют странные капиталистические тенденции, которые характеризуются чрезмерной коммерциализацией священного, превращением в товар благодати, молитвы и пожертвований. Хотя нет ничего плохого в стремлении к здоровью, богатству, власти, продвижению по службе и благословениям, единственная проблема заключается в том, что члены церкви платят тысячи рандов, чтобы добиться прорыва на работе, в бизнесе и получить исцеление. Материализация духовности и религии становится проблематичной, поскольку она характеризуется чрезмерным материализмом, коммерциализацией и монетизацией церкви, которая сводится к церкви потребления. Следовательно, существует необходимость рассматривать образование с учетом вклада мыслителей панафриканизма и черного сознания в Южной Африке» [Methula, 2017, p. 4].
20 Заключение
21 На рубеже XX–XXI вв. религиозная ситуация в странах Африки к югу от Сахары претерпела сильные трансформации. Наблюдается стремительный рост неопятидесятнических церквей, что можно рассматривать как смену поколений; первое поколение – это миссионерские церкви, второе – африканские независимые церкви, пик которых пришелся на 1960-е годы, а третье – эти неопятидесятнические церкви, основными характеристиками которых являются акцент на успехе или богатстве, а также устойчивость «зачарованного» воображения, которое видит духовные силы, действующие повсюду. Возникновение этого христианства нельзя отделить от экономического положения Африки [Gifford, 2004]. С одной стороны, «Евангелие процветания» вселяет в христиан уверенность в своих силах, с другой стороны, поощряет «“очарованное религиозное воображение”, которое преуменьшает значение “функциональной рациональности”», лежащей в основе современного мышления [Gifford, 2016, p. 55]. Основной проблемой «Евангелия процветания» в Африке является, на наш взгляд, то, что эта теологическая концепция, как сформулировал Думисан М. Метула, «оставляет вас без желания и страсти к социальной справедливости, структурным преобразованиям и преодолению проблем издержек капитализма» [Methula, 2017, p. 6] и препятствует систематическому богословскому анализу экономической несправедливости и социальной маргинализации.

Библиография

1. Александрова А.Н. Религиозные практики в среде новых пятидесятников. 2017. https://cyberleninka.ru/article/n/religioznye-praktiki-v-srede-novyh-pyatidesyatnikov (дата обращения: 15.01.2024).

2. Захаров И.А. Обновленческое движение в Африке: от африканских независимых церквей к неопятидесятническим мегацерквям. Христианство на Ближнем Востоке. 2023. Т. 7. № 4. С. 44–61.

3. Мязин Н.А. Пятидесятничество и социально-политические изменения в странах Тропической Африки. Азия и Африка сегодня. 2023. № 10. C. 59–65.

4. Richest Pastors in The World & Net Worth 2023. Rich Update. 09.01.2023. https://therichupdate.com/richest-pastors-in-the-world (accessed: 20.01.2024).

5. Adedibu B.A., Igboin B.O., Eschato-praxis and Accountability: A Study of Neo-African Pentecostal Movement in the Light of Prosperity Gospel. Verbum et Ecclesia. No. 40(1). Pp. 1–8. http://www.scielo.org.za/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S2074-77052019000100035&lng=en&nrm=iso (accessed: 25.01.2024).

6. Bishop David O. Oyedepo. Gateways to Financial Dominion! Flatimes. 13.12.2023. https://flatimes.com/bishop-david-o-oyedepo-gateways-financial-dominion (accessed: 25.01.2024).

7. Comaroff J., Comaroff J.L. Occult Economies and the Violence of Abstraction: Notes from the South African Postcolony. American Ethnologist. 1999. Vol. 26. No. 2. Pp. 279–303.

8. Cox H. Fire from Heaven: The Rise Of Pentecostal Spirituality And The Reshaping Of Religion In The Twenty-first Century. Boston: Da Capo Press, 1995.

9. Forster J. African Pentecostalism has Grown Large Enough to Begin to Influence World Christianity. Evangelical Focus. 20.12.2021. https://evangelicalfocus.com/world/14667/african-pentecostalism-has-grown-large-enough-to-begin-to-influence-world-christianity (accessed: 10.01.2024).

10. Gifford P. Persistence and Change in Contemporary African Religion. Social Compass. 2004. No. 51(2). Pp. 169–176. 

11. Gifford P. Expecting Miracles: The Prosperity Gospel in Africa. Christian Century. 2007. No. 124(14). Pp. 20–24.

12. Gifford P. Pentecostalism and Modernity. Christianity, Development and Modernity in Africa. Oxford: Oxford University Press, 2016.

13. Igboin B.O. Thus Says the Lord, Thou Shall not Fight Corruption. Paper presented at the 38th Nigerian Association for the Study of Religions (NASR) held at Adeleke University, Ede, Osun State, Nigeria, 11–14th September. Independent Nigeria. 2017.

14. Kalu O. A Discursive Interpretation of African Pentecostalism. Fides et Historia. 2009. No. 41 (1). Pp. 71–90.

15. Kgatle M. African Pentecostalism: The Christianity of Elias Letwaba from Early Years until his Death in 1959. Scriptura. 2017. No. 116 (1). Pp. 1–9.

16. Maxwell D. Post-colonial Christianity in Africa. World Christianities c.1914 – c. 2000. Cambridge History of Christianity. Vol. 9. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. Pp. 401–421.

17. Mbewe C. Prosperity Teaching Has Replaced the True Gospel in Africa. TGC. 25.06.2015. https://www.thegospelcoalition.org/article/prosperity-teaching-has-replaced-true-gospel-in-africa (accessed: 01.03.2024).

18. Methula D.W. Decolonising the Commercialisation and Commodification of the University and Theological Education in South Africa. HTS Teologiese Studies/ Theological Studies. 2017. No. 73(3). Pp. 1–7. http://www.scielo.org.za/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0259-94222017000300088&lng=en&nrm=iso (accessed: 10.03.2024).

19. Meyer B. Make a Complete Break with the Past: Memory and Post-colonial Modernity in Ghanaian Pentecostalist Discourse. Journal of Religion in Africa. 1998. Vol. 28. Pp. 316-349.

20. Methula D.W. Decolonising the Commercialisation and Commodification of the University and Theological Education in South Africa. HTS Teologiese Studies/ Theological Studies. 2017. No. 73(3). https://www.scielo.org.za/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0259-94222017000300088 (accessed: 10.03.2024).

21. Niemandt CJP (Nelus). The Prosperity Gospel, the Decolonisation of Theology, and the Abduction of Missionary Imagination. Missionalia. 2017. No. 45(3). Pp. 203–219. 

22. Ojo M. The Contextual Significance of the Charismatic Movements in Independent Nigeria. Africa: Journal of the International African Institute. 1988. Vol. 58. Iss. 2. Pp. 175–192.

23. Ojo M.A. The Prosperity Gospel Among Neo-Pentecostals in Africa. AB316. 2008. https://ab316.org/the-prosperity-gospel-among-neo-pentecostals-in-africa (accessed: 25.01.2024).

24. Orogun D., Pillay J. Between African and American Neo-Pentecostalism: An Examination of the Link, Influence, Merits and Demerits. Studia Historiae Ecclesiasticae. 2021. No. 47(3). https://unisapressjournals.co.za/index.php/SHE/article/view/8550/5193 (accessed: 10.03.2024).

25. Platt D. Radical: Taking Back Your Faith from the American Dream. Colorado Springs: Multinomah Books, 2010.

26. Soboyejo J.O. Prosperity Gospel and Its Religious Impact on Sustainable Economic Development of African Nations. Open Access Library Journal. 2016. Vol. 3. https://www.oalib.com/articles/5275975 (accessed: 03.03.2024).

27. Wariboko N. Pentecostalism in Africa. African History. 26.10.2017. https://clck.ru/3AhayQ (accessed: 15.02.2024).

28. World Christian Database. https://worldchristiandatabase.org/data (accessed: 12.01.2024).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести