Водная безопасность Египта в условиях кризиса вокруг плотины «Возрождение» в Эфиопии
Водная безопасность Египта в условиях кризиса вокруг плотины «Возрождение» в Эфиопии
Аннотация
Код статьи
S086919080027069-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Отинов Дмитрий  
Должность: Аспирант Департамента зарубежного регионоведения
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
118-129
Аннотация

Возможность смягчения позиции Египта в переговорном процессе по GERD и снижения остроты восприятия водного вопроса зависит преимущественно от улучшения социально-экономической ситуации в стране.

Ключевые слова
Египет, плотина «Возрождение», водная безопасность, национальная безопасность, секьюритизация, дискурсивный анализ
Классификатор
Получено
13.12.2023
Дата публикации
26.12.2023
Всего подписок
11
Всего просмотров
199
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год
1 ВВЕДЕНИЕ
2 19 мая 2023 г. в Джидде, Саудовская Аравия, состоялся очередной, 32-й саммит Лиги арабских государств, ключевой темой которого стал вопрос достижения безопасности и стабильности в арабском мире и за его пределами. В рамках саммита по инициативе президента Египта Абдель-Фаттаха ас-Сиси лидеры арабских стран обсудили вопрос строительства плотины «Возрождение» в Эфиопии (Grand Ethiopian Renaissance Dam, GERD) как один из серьёзных вызовов региональной стабильности, требующий коллективных усилий по его решению. По итогам обсуждения была принята резолюция, осуждающая любые действия, которые ставят под угрозу водную безопасность Египта и Судана как неотъемлемую часть безопасности арабского мира, и призывающая Эфиопию избегать односторонних действий [Arab Summit issues new resolution on GERD, 2023]. Также в итоговом коммюнике саммита (Декларация Джидды) отмечен стратегический характер водных ресурсов для экономики арабских стран [Jeddah Declaration…, 2023].
3 Принятая резолюция вызвала новый виток напряжённости в отношениях Египта и Эфиопии. В частности, МИД Эфиопии осудил принятую резолюцию, которая, как отмечается, «перекликается с враждебной риторикой Египта» и поддерживает «незаконные претензии Египта на монопольное владение водами Нила» [On the Resolution of the League of Arab States…, 2023]. В ответ египетское внешнеполитическое ведомство обвинило Эфиопию в целенаправленном «введении в заблуждение» мирового сообщества и ущемлении прав стран низовья Нила [FM rejects 'misleading' Ethiopian statement…, 2023].
4 Действительно, на протяжении более чем 10 лет вопрос строительства GERD является главным вызовом стабильности региона Северо-Восточной Африки. Эфиопский проект, реализуемый с 2011 года, вызывает серьёзные опасения и возражения со стороны Египта и Судана в связи с возможным сокращением стока реки Нил. Переговорный процесс между тремя странами по поиску компромисса по GERD до сих пор не привел к значительным успехам. Наряду с имеющимися военно-политическими проблемами в нильском регионе водный вопрос всё чаще увязывается с вызовами национальной безопасности.
5 ВОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
6 Египет особенно зависим от уровня стока Нила из-за имеющихся климатических условий и увеличивающейся диспропорцией между имеющимися водными ресурсами и спросом растущего населения [FAO, 2016, p. 3-4]. От количества пресной воды напрямую зависит экономическое развитие страны: вода требуется для сельского хозяйства, снабжения населения, производства электроэнергии и обеспечения работы промышленности. Возможное сокращение стока может нанести удар по этим отраслям и вызвать экономический и социальный кризис. Поэтому мы можем говорить об особой концепции «водной безопасности», под которой подразумевается «доступность воды приемлемого количества и качества для здоровья, жизнеобеспечения, экосистем и производства, в сочетании с приемлемым уровнем связанных с водой рисков для людей, окружающей среды и экономики» [Grey, Sadoff, 2007, p. 545].
7 Существенным риском для нильского бассейна можно назвать строительство гидротехнических сооружений в странах верховья, в частности в Эфиопии, способных изменить уровень стока реки. Поэтому в Египте распространён взгляд на GERD как на «экзистенциальную угрозу», способную привести к катастрофе в экономике и социальной сфере. Значимость вопроса подчёркивают слова президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси: «Водная безопасность имеет первостепенное значение для египетского народа, поскольку это вопрос национальной безопасности» [Water is matter of national security…, 2020]. Всё чаще обсуждение водной проблемы Египта выносится на международный уровень, вплоть до Совета Безопасности ООН.
8 Таким образом, технический вопрос согласования интересов и обеспечения взаимной выгоды всех сторон в ходе реализации проекта GERD приобрел характер исключительную важность для благополучия государства и стал увязываться с вопросами внутренней и внешней политики. В условиях политизации водного вопроса осложняется переговорный процесс и поэтому важно выяснить, как в Египте позиционируется данная проблема и возможно ли смещение её восприятия от угрозы безопасности к возможности взаимовыгодного сотрудничества.
9 СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ
10 Современным проблемам водопользования в бассейне Нила посвящен ряд научных исследований. Дж. Уотербери, К. Хейнс и Д. Уиттингтон в своих работах подчёркивают критическую важность водных ресурсов Нила для Египта, что формирует определенные подходы во внешней политике [Waterbury, 1979; Haynes, Whittington, 1981]. A.E. Каскао, Ф. Лоусон, М.А. Рахман обозначают эфиопский вызов гегемонии Египта как главный аспект изменения политической ситуации в регионе в 2000-х [Cascão, 2009; Lawson, 2017; Rahman, 2013]. Для них характерен реалистский подход, считающий асимметрию силы среди государств ведущим фактором, влияющим на водные конфликты.
11 Проект GERD как новый этап противостояния по водному вопросу стал предметом ряда исследований после 2011 г. В частности, в работах Е.А. Елькиной, Д. Уиттингтона, Дж. Уотербери и К. Уилера глубоко исследуется влияние строительства плотины «Возрождение» на водную политику трёх стран и анализируется негативное воздействие политической неопределенности на решение проблемы распределения воды [Елькина, 2015; Wheeler et al., 2020; Whittington et al., 2014].
12 Ряд других исследователей (А. Вольф, Р. Тауфик), чьи работы можно отнести к либеральному направлению, придерживается концепции совместного использования выгод (на базе теории функционализма), предполагающей постепенное превращение конфликтных отношений в отношения на основе сотрудничества и возможность ведения игры с ненулевой суммой [Wolf, 1999; Tawfik, 2016].
13 Элементы конструктивистского подхода встречаются в работах Н.Б. Акинеми и Дж. Калпакиана, которые утверждают, что наряду с гегемонистcкими устремлениями Египта причиной споров являются политические конфликты по вопросам идентичности [Akinyemi, 1994; Kalpakian, 2000]. Из последних исследований (до 2017 г.) нужно отметить работы М.К. Эль-Сайеда и Р.С. Мансура, рассмотревших вопрос создания режима водопользования с опорой на концепцию секьюритизации, Ф. Лоусона, установившего факт десекьюритизации водных ресурсов в Египте [El-Sayed, Mansour, 2017; Lawson, 2016]. При этом использование данного подхода для объяснения поведения основных акторов с учетом новейших политических событий также пока не нашло активного применения в научной литературе, посвящённой водному вопросу в бассейне Нила.
14 МЕТОДОЛОГИЯ
15 Нехватка водных ресурсов позиционируется как «экзистенциальная угроза» для Египта, поэтому в исследовании используется концепция секьюритизации Копенгагенской школы безопасности, которая фокусируется на представлении акторами какой-либо проблемы как угрозы посредством речевых актов [Wæver, 1995]. Согласно данной концепции интересы государства в переговорном процессе неразрывно связаны с идентичностью, которая в свою очередь формируется политическим дискурсом.
16 С помощью дискурсивного анализа можно отследить изменение идентичности субъектов политики, то есть восприятии «себя» и «другого». Идентичность влияет на интересы государств, формирование социальных ролей («враг», «соперник», «друг»), и, следовательно, на выбор ими определенной стратегии (сотрудничество или конфликт) [Wendt, 1992, p. 399]. Таким образом, в данной работе политический дискурс рассматривается как фактор, влияющий на формирование политики.
17 В соответствии с методологией профессора Копенгагенского университета Л. Хансен в данной работе используется интертекстуальная модель двух видов дискурса: официального, создаваемого государственными чиновниками и политическими деятелями, и более широкого, включающего мнения СМИ, оппозиционных политиков и академических экспертов [Hansen, 2006, p. 66]. Это позволит выяснить, как воспроизводятся или оспариваются в более широком общественном дискурсе официальные репрезентации.
18 В рамках исследования были проанализированы новостные сообщения и статьи, содержащие упоминание плотины Великого эфиопского возрождения (GERD) из следующих открытых источников:
19
  • «Daily News Egypt» (независимое англоязычное издание);
  • «Egypt Independent» (независимое издание либеральных политических взглядов, англоязычная версия газеты «Al-Masry Al-Youm»);
  • «Al-Yawm al-Sabi» (независимое арабоязычное издание).
20 Выборка сообщений сформирована с помощью базы данных средств массовой информации Factiva. Временной интервал выборки – 2014–2020 гг.
21 При этом все сообщения были разделены на политический и экспертный дискурс, выделены основные тезисы и была подсчитана частота упоминаний этих тезисов за каждый год.
22 Авторами политического дискурса являются члены правительства и госслужащие. Основными спикерами, транслирующими основные тезисы египетской политики в этом вопросе GERD, являются: президент, главы МИД, премьер-министры, министры ирригации, пресс-секретари и представители министерств.
23 Под экспертным (неправительственным) дискурсом мы подразумеваем широкий круг спикеров: эксперты, отставные чиновники, журналисты, оппозиционные политики, профессора университетов, депутаты парламента.
24 РЕЗУЛЬТАТЫ
25 При анализе политического и экспертного дискурса в египетских СМИ были выделены следующие часто встречающиеся тезисы и определена их коннотация. Тезисы распределены в 4 смысловые группы:
26 А) Значение водных ресурсов Нила для Египта
27 1) У Египта есть фиксированные исторические права на воду Нила, и он намерен защитить их и сохранить объём своей водной квоты (нейтральная коннотация): «Воды Египта — это не тема для разговоров, и уверяю вас, никто не может прикасаться к водам Египта», — сказал Сиси» [No one can touch Egypts share…, 2017]. «Я заверяю народ в том, что государство со всеми своими институтами привержено сохранению исторических прав Египта в водах Нила» [Ethiopia took advantage of 2011 turmoil in Egypt…, 2019].
28 2) Вода Нила имеет экзистенциальное значение для Египта, её нехватка (в том числе и из-за GERD) является угрозой национальной безопасности (негативная коннотация): «Тем временем Эфиопия строит плотину Эфиопского возрождения, которая, как считается, угрожает водной безопасности Египта» [Too early to estimate Niles flooding volume…, 2019]. «Министр иностранных дел Египта Самех Шукри заявил, что вода Нила для египтян является вопросом жизни и смерти, имея в виду строительство плотины Великого эфиопского возрождения» [Development of Ethiopia…, 2019].
29 Б) Важность сотрудничества и переговоров для решения спорных вопросов
30 3) Имеет место плодотворное сотрудничество между сторонами, они позитивно настроены и готовы найти решение, выгодное для всех (позитивная коннотация): «Оба лидера отметили, что они внимательно следят за трёхсторонними техническими переговорами по Великой плотине Возрождения Эфиопии. Более того, они заявили о своей готовности следовать духу сотрудничества в этом вопросе, говорится в заявлении председателя» [Al-Sisi, Ethiopian prime minister assert follow-up…, 2017].
31 4) Египет твёрдо привержен мирному урегулированию проблемы GERD и нахождению взаимовыгодного решения, и при этом признает право на развитие других стран в том случае если оно не наносит ущерб Египту (нейтральная коннотация): «Со своей стороны Шукри проинформировал своего бурундийского коллегу о последних изменениях в этом вопросе, заявив, что Египет не хочет препятствовать строительству Великой плотины Эфиопского возрождения, поскольку знает, что это обеспечит развитие Эфиопии. Он объяснил, что Египту нужно только гарантировать, что GERD не нанесет вреда его доле воды Нила» [Shoukry discusses bilateral relations…, 2018]. «Министр иностранных дел Египта Самех Шукри заявил в воскресенье, что Египет всегда готов прийти к консенсусу в отношении переговоров о Великой плотине эфиопского возрождения» [Egypt would be harmed…, 2019].
32 В) Сомнение в эффективности переговорного процесса
33 5) Переговоры по урегулированию проблемы GERD слишком затягиваются / сталкиваются с препятствиями / безрезультатны (нейтральная коннотация): «Трёхсторонние переговоры между Египтом, Эфиопией и Суданом по оценке воздействия плотины Великого эфиопского возрождения (GERD) серьёзно пострадали из-за того, что Судан и Эфиопия не смогли согласовать вступительный отчёт Технического бюро» [Egypts General Intelligence chief discusses security cooperation…, 2018].
34 6) Эфиопия проводит неконструктивную / враждебную политику, нарушает принципы международного права и заключённые договорённости, препятствует переговорам (негативная коннотация): «Министр также выразил разочарование позицией эфиопской стороны, заявив, что они должны были разъяснить причины своих возражений, а не полностью отвергать предложение» [Development of Ethiopia…, 2019]. «Эфиопия представила новое предложение, нарушающее предыдущие договоренности о процессе наполнения и эксплуатации» [Egyptian-Ethiopian negotiations on GERD…, 2019].
35 7) Египетское правительство недостаточно последовательно и жёстко отстаивает водные интересы страны в переговорах с Эфиопией (негативная коннотация): «Депутат сказал Daily News Egypt, что он не удовлетворен переговорами по GERD между Египтом и Эфиопией и что Египет не справляется с кризисом должным образом» [Parliament rejects inquiry to question…, 2016].
36 Г) Оценка возможного воздействия GERD на Египет
37 8) Египет выражает опасения/обеспокоенность в связи с текущей ситуацией с водными ресурсами (негативная коннотация): «Египет опасается нескоординированных действий, которые негативно влияют на поток воды Нила в Египет, в том числе строительство плотины Великого эфиопского возрождения» [Egypt sensitive touncoordinatedaction, 2019].
38 9) GERD не окажет негативного воздействия на Египет (позитивная коннотация): «Ибрагим Наср Эддин, профессор политологии факультета африканских последипломных исследований, считает, что плотина принесет Египту большую пользу, поскольку перекроет все отложения ила в озере Насер, продлив срок службы Высокой плотины как минимум ещё на 100 лет» [GERD and bridges of dialogue, 2019].
39 10) GERD окажет негативное воздействие на Египет (негативная коннотация): «Ожидается, что проблемы нехватки пресной воды и энергии в нижнем бассейне Нила, вероятно, серьёзно обострятся в предстоящие годы в связи со строительством Эфиопской плотины Великого Возрождения (GERD)», — говорится в отчёте» [Egypt may face fresh water shortage by 2025, 2017].
40 В результате анализа встречаемости тезисов из вышеуказанных групп в каждом году установлено (рис. 1), что репрезентация воды Нила как экзистенциального ресурса, на которое Египет имеет исторические права, имеет стабильную долю на протяжении всего исследуемого периода и составляет в среднем 20% от количества всех выявленных тезисов. Соотношение позитивной и негативной оценки переговорного процесса продемонстрировало явный дисбаланс в 2014 году в пользу негативной. Тем не менее, дисбаланс исчез к 2016 году, впоследствии кратковременно проявился в 2018 году.
41 На диаграммах распределения количества упомянутых тезисов по их коннотации в политическом и экспертном дискурсе за каждый год (рис. 2, 3) чётко прослеживается различие между двумя дискурсами: в экспертном сообществе гораздо чаще появляются негативные сообщения, чем в политическом.
42 Считается, что позиция, высказываемая правительством, более политизирована и, следовательно, нацелена скорее на конфронтацию. А позиция экспертного сообщества более прагматична, нацелена на установление истинных потребностей в воде и, следовательно, более миролюбива и склонна к сотрудничеству. Но анализ статей показывает обратное. Эксперты в большей степени негативно оценивают влияние GERD на Египет и политику Эфиопии. Они более непримиримы, категоричны и склонны к обвинениям, причем наблюдается усиление конфронтационной риторики. Также в 2015–2016 годах встречалась и критика недостаточно жёсткой позиции правительства по отстаиванию национальных интересов в споре с Эфиопией. Её исчезновение после 2017 г. возможно связано с укреплением режима ас-Сиси и усилением контроля над СМИ. В отличие от экспертного дискурса, официальные лица в основном продвигают тезис о том, что Египет, безусловно, обеспокоен возможным ущербом, однако переговорный процесс идет, и стороны демонстрируют готовность к сотрудничеству и взаимопонимание, уважают право друг друга на воду.
43 Важно знать не только то, как позиционируется Эфиопия и её действия в египетском дискурсе, но и конкретные доводы, обосновывающие египетскую позицию в отношении GERD. В выборке сообщений одними из часто встречающихся тезисов являются «GERD окажет негативное воздействие на Египет» и «GERD не окажет негативного воздействия». При этом приводится обоснование данных тезисов с использованием данных исследований, технических отчётов, конкретные цифры и прогнозы. Данные доводы мы можем назвать «конструктивными», поскольку они делают акцент на технической и научной стороне вопроса, без излишней политизации. С другой стороны, частым тезисом является позиционирование GERD как «угрозы национальной безопасности», что обосновывается исключительно тем, что Нил имеет экзистенциальное значение для Египта с древнейших времен и сокращение потока воды «хотя бы на каплю» нанесёт непоправимый удар по благополучию страны. Таким образом, данный довод мы можем назвать «неконструктивным».
44 Исследовав соотношение вышеупомянутых тезисов, мы можем увидеть (рис. 4) практически полное преобладание неконструктивных доводов в2014–2015 гг. В 2016 г. происходит резкое снижение политизации вопроса GERD вместе с ростом конструктивной аналитики о воздействии плотины. Это также можно заметить и на диаграмме структуры дискурса (рис. 1), где в 2016–2018 гг. значительно возрастает доля тезисов об оценке воздействия GERD. Далее процент конструктивных доводов снижается, в основном за счет положительной оценки, тогда как негативная оценка остается примерно на одном уровне. При этом происходит рост риторики «угроз».
45 ОБСУЖДЕНИЕ
46 В результате анализа египетского дискурса мы видим, что политические элиты посредством речевых актов конструируют угрозу национальной безопасности от плотины GERD. Эфиопия чаще всего позиционируется как недружественное государство, а правительство заявляет о готовности бороться за каждую каплю нильской воды, принадлежащей Египту по историческому праву.
47 С самого начала кризиса GERD в египетском дискурсе сохраняется нарратив, предлагающий упрощенную картину (фрейминг) водной проблемы: Эфиопия перекрывает воду – единственный источник жизни, и страна гибнет от засухи, голода и жажды. Тезис экзистенциальной угрозы стабильно сохраняется в дискурсе без увеличения или уменьшения встречаемости. Негативная оценка GERD, базирующаяся на устойчивых представлениях о водной безопасности и вызовах со стороны Эфиопии, преобладает над конструктивными доводами (как «за», так и «против»), содержащими технические обоснования воздействия плотины на Египет.
48 Важным изменением дискурса стало вхождение тезиса о том, что «Египет не против развития соседних стран», в том числе и их гидротехнических проектов, в официальную «формулу» египетской позиции на переговорах. Несмотря на то, что он встречался в сообщениях на протяжении всего периода, именно после 2017 г его упоминание в речах официальных лиц резко возросло.
49 Доказав наличие секьюритизированного дискурса, постараемся оценить возможность отхода от него при обсуждении водных вопросов. Без этого любое сотрудничество на более низком уровне (техническом, научном) может оказаться контрпродуктивным. Ключом к водной дипломатии может стать десекьюритизация – «превращение вопроса, который ранее считался угрозой национальной безопасности, в вопрос рутинной политики» [Lawson, 2016]. Признаков десекьюритизации, которые могли бы говорить о переходе от политизированного восприятия проблемы к её конструктивному обсуждению, не наблюдается. Язык угроз по-прежнему доминирует над утверждениями о возможности взаимной выгоды.
50 Также мы не можем говорить о сценарии десекьюритизации путем реализации предлагаемых мер. Ведь срочные экстраординарные меры в логике данного процесса – это полная ликвидация угрозы, то есть военный удар по плотине. Вопрос в том, рассматривал ли Египет такой вариант. Если рассматривал, но не получил отклика аудитории, легитимизирующего чрезвычайные меры, то неясны причины стабильной встречаемости «водной безопасности» в дискурсе на протяжении 10 лет. Если нет, то необходимости в секьюритизации не было из-за отсутствия цели.
51 Л.Хансен помимо упомянутых сценариев выделяет ещё два способа трансформации секьюритизированного вопроса в вопрос рутинной политики: «изменение посредством стабилизации», то есть использование механизмов управления секьюритизацией для исключения экстремальных конфликтных ситуаций; «замена» одной угрозы безопасности другой [Hansen, 2012, p. 529]. Первый из них получил развитие в концепции инсекьюритизации, предложенной Парижской школы безопасности (Д. Биго, Й. Хёйсманс).
52 Ведущую роль в конструировании безопасности вместо речевых актов Парижская школа отдает повседневным практикам структур, связанных с безопасностью и в рамках своей компетенции определяющих, что является угрозой [Bigo, 2002, p. 73]. В египетском кейсе такими профессионалами являются не силовые службы, а скорее специалисты в гидротехнической и ирригационной сфере, а также дипломаты, выносящие водный вопрос на международную арену.
53 Рутинными практиками, конструирующими безопасность/ небезопасность в Египте являются:
54 1) Деятельность дипломатов, регулярно призывающих мировое сообщество вмешаться и высказывающих почти один и тот же набор основных тезисов, переговорщиков, инициирующих учреждение совместных комитетов и комиссий, а также проведение научных исследований, результаты чего не имеют решающего значения и фактически бесполезны;
55 2) Деятельность чиновников и научно-технических специалистов водной сферы, реализующих проекты по экономии воды как меры предосторожности перед эфиопской угрозой.
56 Парижская школа рассматривает конструирование «небезопасности» и «безопасности» как два параллельных взаимовлияющих процесса [Гайдаев, 2022, c. 16]. Умеренная политизация правительством вопроса GERD с целью поиска решения порождает в обществе мнение, что проблема действительно очень серьёзная. Как следствие – более радикальная позиция «неполитиков», требующая жёстче отстаивать национальные интересы перед вызовом Эфиопии. Мероприятия по экономии воды и внедрение новых технологий по более эффективному водопользованию убеждают общество, что следует ожидать серьёзного сокращения стока из-за эфиопской плотины. Неслучайно дискурсивный анализ показал более жёсткую позицию технократов, что можно трактовать как непосредственное конструирование угрозы.
57 Согласно выводам исследователей египетского происхождения Х. Аттия и М. Салех, для Египта характерна нарастающая политическая и экономическая нестабильность, которая влияет на формирование неуступчивой переговорной позиции [Attia, Saleh, 2021]. Также отмечается, что в таких условиях государство использует технологию «управления кризисом», обозначая себя как защитника и единственного поставщика водных ресурсов. Поэтому Египту выгодно сохранять статус-кво в водном споре с Эфиопией и поддерживать дискурс водных угроз [Viteri Márquez, 2022, p. 38]. Опираясь на данные работы, можно предположить наличие политической технологии управления общественными страхами путем использования «ресурсного аргумента» с целью снижения внутренней нестабильности.
58 Наш анализ показал, что экспертный дискурс самостоятельно модулирует «повестку водной безопасности», а не ретранслирует официальную государственную позицию. Это укладывается в теоретическую концепцию Парижской школы, в которой государство не является единственным актором в процессе секьюритизации [Huysmans, 2006,p. 151–152]. В случае стабилизации внутренней ситуации могут усилиться конкурирующие экспертные сообщества со своей повесткой сотрудничества (смысловая группа Б из списка тезисов выше).
59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
60 В результате анализа египетского дискурса мы видим отчётливые признаки секьюритизации водного вопроса: политическое и экспертное сообщества посредством речевых актов конструируют угрозу национальной безопасности от плотины GERD. Негативная оценка плотины, базирующаяся на устойчивых представлениях о водной безопасности и вызовах со стороны Эфиопии, преобладает над рациональными оценками потребностей в воде и возможного воздействия плотины на Египет.
61 Угроза от GERD в Египте конструируется рутинными практиками высших чиновников и дипломатов, регулярно призывающих мировое сообщество вмешаться и высказывающих почти один и тот же набор основных тезисов, а также чиновников и научно-технических специалистов водной сферы, реализующих проекты по экономии воды как меры предосторожности перед эфиопской угрозой.
62 Представляется, что всему этому набору практик не придавалось решающего значения для дальнейшей стратегии. Египет не прекратил бы сопротивление эфиопским планам и не отказался бы от артикуляции угроз от новой плотины. Гораздо более важным обстоятельством является факт данной деятельности, сам процесс обсуждения водных вопросов, который мы можем назвать «фреймингом небезопасности».
63 Данный процесс является политической технологией управления общественными страхами путём использования «ресурсного аргумента» с целью снижения внутренней нестабильности. GERD как вопрос безопасности не является результатом политики «решительных действий», он стал частью давно институциализированного вопроса водной безопасности, и соответственно элементом «нормальной» политики.
64 Возможность смягчения позиции Египта в переговорном процессе по GERD зависит от внутриполитических факторов. В случае улучшения социально-экономической ситуации в стране может снизиться и острота восприятия водного вопроса. Наиболее вероятной в таком случае представляется десекьюритизация в случае усиления конкурирующего экспертного дискурса или вытеснения другими секьюритизированными вопросами.
65 Египет секьюритизирует Нил на протяжении всей своей истории. И непосредственно в предыдущие 5 лет перед стартом GERD в ходе переговоров по подготовке Рамочного соглашения Египет активно использовал понятие «водной безопасности» для обоснования своей позиции. Й. Хёйсманс показал, что есть историческая связь между понятием о безопасности и представлениями сообщества о политической организации [Huysmans, 2006,p. 43]. Египетское политическое сообщество не могло не придать GERD статус угрозы национальной безопасности, поскольку восприятие Нила как единственного источника жизни стало частью национальной идентичности.
66 СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
67

Рисунок 1. Структура дискурса по группам тезисов в 2014–2019 гг.

68

Рисунок 2. Отношение к проекту GERD в политическом дискурсе Египта

69

Рисунок 3. Отношение к проекту GERD в экспертном дискурсе Египта

70

Рисунок 4. Соотношение конструктивных и неконструктивных доводов по отношению к GERD (2014–2019)

Библиография

1. Гайдаев О.С. «Осторожно, безопасность!» Теория (ин)секьюритизации и Парижская школа исследований международной безопасности. Вестник МГИМО-Университета. 2022. № 15(1). С. 7–37.

2. Елькина Е.А. Гидрополитика в бассейне Нила. Азия и Африка сегодня. 2015. № 8(697). С. 30–33.

3. Al-Sisi, Ethiopian prime minister assert follow-up on GERD technical talks. 31.01.2017. https://www.dailynewsegypt.com/2017/01/31/613672/ (accessed: 12.08.2021).

4. Akinyemi, N. B. Cooperation and conflict in international regimes: Water resource management in the Nile drainage basin. University of South Carolina, 1994.

5. Arab Summit issues new resolution on GERD. 20.05.2023. https://www.egyptindependent.com/arab-summit-issues-new-resolution-on-gerd/ (accessed: 20.06.2023).

6. Attia H., Saleh M. The Political Deadlock on the Grand Ethiopian Renaissance Dam. GIGA Focus Africa. 2021. No. 4. https://www.giga-hamburg.de/en/publications/giga-focus/the-political-deadlock-on-the-grand-ethiopian-renaissance-dam (accessed: 12.07.2023).

7. Bigo D. Security and immigration: Toward a critique of the governmentality of unease. Alternatives. 2002. Vol. 27(supplement). Pp. 63–92.

8. Cascao A.E. Changing power relations in the Nile river basin: Unilateralism vs. cooperation? Water Alternatives. 2009. No. 2(2). Pp. 245–268.

9. Development of Ethiopia should not come at the expense of Egyptians: Shoukry. 25.09.2019. https://www.dailynewsegypt.com/2019/09/25/development-of-ethiopia-should-not-come-at-the-expense-of-egyptians-shoukry/ (accessed: 12.08.2021).

10. Egypt may face fresh water shortage by 2025. 27.03.2017. https://egyptindependent.com/egypt-may-face-fresh-water-shortage-2025/ (accessed: 12.08.2021).

11. Egypt sensitive to ‘uncoordinated’ action on Nile water. 10.09.2019. https://egyptindependent.com/egypt-sensitive-to-uncoordinated-action-on-nile-water/ (accessed: 12.08.2021).

12. Egypt would be harmed if we couldn’t reach agreement on GERD: Shoukry. 15.09.2019. https://www.dailynewsegypt.com/2019/09/15/egypt-would-be-harmed-if-we-couldnt-reach-agreement-on-gerd-shoukry/ (accessed: 12.08.2021).

13. Egypt’s General Intelligence chief discusses security cooperation with Sudanese president. 11.03.2018. https://egyptindependent.com/egypts-general-intelligence-chief-discusses-security-cooperation-with-sudanese-president/ (accessed: 12.08.2021).

14. Egyptian-Ethiopian negotiations on GERD hit dead end: Ministry. 06.10.2019. https://egyptindependent.com/egyptian-ethiopian-negotiations-on-gerd-hit-dead-end-ministry/ (accessed: 12.08.2021).

15. El-Sayed M. K., Mansour R. S. Water Scarcity as a Non-traditional Threat to Security in the Middle East. India Quarterly: A Journal of International Affairs. 2017. Vol. 73. No. 2. Pp. 227–240.

16. Ethiopia must halt unilateral dam filling: Arab leaders. 20.05.2023. https://english.ahram.org.eg/NewsContent/1/1234/501233/Egypt/Foreign-Affairs/Ethiopia-must-halt-unilateral-dam-filling-Arab-lea.aspx (accessed: 20.06.2023).

17. Ethiopia took advantage of 2011 turmoil in Egypt to build GERD: PM. 09.10.2019. https://egyptindependent.com/ethiopia-took-advantage-of-2011-turmoil-in-egypt-to-build-gerd-pm/ (accessed: 12.08.2021).

18. FAO. AQUASTAT Country Profile – Egypt. 2016. Pp. 3–4. URL: https://www.fao.org/3/i9729en/I9729EN.pdf (accessed: 12.06.2021).

19. FM rejects 'misleading' Ethiopian statement on Arab summit's decision. 24.05.2023. https://sis.gov.eg/Story/181644/FM-rejects-'misleading'-Ethiopian-statement-on-Arab-summit's-decision?lang=en-us (accessed: 25.06.2023).

20. GERD and bridges of dialogue. 24.10.2019. https://egyptindependent.com/gerd-and-bridges-of-dialogue/ (accessed: 12.08.2021).

21. Grey D., Sadoff C.W. Sink or Swim? Water security for growth and development. Water Policy. 2007. Vol. 6. No. 9. Pp. 545–571.

22. Hansen L. Security as Practice: Discourse Analysis and the Bosnian War. London: Routledge, 2006.

23. Hansen L. Reconstructing Desecuritisation. Review of International Studies. 2012. Vol. 38. No. 2. Pp. 525–546.

24. Haynes K., Whittington D. International Management of the Nile – Stage Three? The Geographical Review. 1981. Vol. 71. No. 1. Pp. 17–32.

25. Huysmans J. The Politics of Insecurity: Fear, Migration and Asylum in the EU. Abingdon: Routledge, 2006.

26. Jeddah Declaration: Arab Leaders Affirm the Importance of Promoting Joint Arab Action Based on Common Foundations, Values, Interests and One Destiny. 19.05.2023. https://www.spa.gov.sa/en/47e1778aaao (accessed: 20.06.2023).

27. Kalpakian, Jack. Identity Conflict and Cooperation in International River Basins. Dissertation, Old Dominion University, 2000.

28. Lawson F.H. Desecuritization, Domestic Struggles, and Egypt's Conflict with Ethiopia over the?Nile?River. Democracy & Security. 2016. Vol.?12. No. 1. Pp.?1–22.

29. Lawson F.H. Egypt versus Ethiopia: The Conflict over the?Nile?Metastasizes. International Spectator. 2017. Vol.?52. No. 4. Pp. 129–144.

30. No one can touch Egypt’s share of Nile waters: Sisi. 18.11.2017. https://egyptindependent.com/no-one-can-touch-egypts-share-of-nile-waters-sisi/ (accessed: 12.08.2021).

31. On the Resolution of the League of Arab States on the Gerd. 22.05.2023. https://www.ethioembassy.org.uk/on-the-resolution-of-the-league-of-arab-states-on-the-gerd/ (accessed: 25.06.2023).

32. Parliament rejects inquiry to question foreign, irrigation ministers in GERD negotiations. 06.08.2016. https://www.dailynewsegypt.com/2016/08/06/parliament-rejects-inquiry-question-foreign-irrigation-ministers-gerd-negotiations/ (accessed: 12.08.2021).

33. Rahman M. A. Water Security: Ethiopia–Egypt Transboundary Challenges over the Nile River Basin. Journal of Asian and African Studies. 2013. Vol. 48. No. 1. Pp. 35–46.

34. Shoukry discusses bilateral relations, Egyptian role in Africa with Burundian president. 18.04.2018. https://www.dailynewsegypt.com/2018/04/18/shoukry-discusses-bilateral-relations-egyptian-role-africa-burundian-president/ (accessed: 12.08.2021).

35. Tawfik R. Changing Hydropolitical Relations in the?Nile?Basin: A Protracted Transition. International Spectator. 2016. Vol.?51. No. 3. Pp.?67–81.

36. Too early to estimate Nile’s flooding volume: Irrigation Ministry. 17.08.2019. https://www.dailynewsegypt.com/2019/08/17/too-early-to-estimate-niles-flooding-volume-irrigation-ministry/ (accessed: 12.08.2021).

37. Wheeler K.G, Jeuland M., Hall J.W. et al. Understanding and managing new risks on the Nile with the Grand Ethiopian Renaissance Dam. Nature Communications. 2020. Vol. 11. No. 1. https://www.nature.com/articles/s41467-020-19089-x (accessed: 12.07.2023).

38. Viteri Marquez E. Protecting the Nile: Egypt’s crisis exploitation of the GERD crisis (2011-2021). Swedish Defence University. 2022. 53 p.

39. Waever O. Securitization and Desecuritization. On Security. ed. Lipschutz R.D. New York: Columbia University Press. 1995. Pp. 46–87.

40. Water is matter of national security for Egypt: Al-Sisi. 05.10.2020. URL: https://dailynewsegypt.com/2020/10/05/water-is-matter-of-national-security-for-egypt-al-sisi/ (accessed: 12.08.2021).

41. Waterbury J. Hydropolitics of the Nile Valley. Syracuse, N.Y.: Syracuse University Press, 1979.

42. Wendt A. Anarchy is what States Make of it: The Social Construction of Power Politics. International Organization. 1992. No. 46(2). Pp. 391–425.

43. Whittington D., Waterbury J., Jeuland M. The Grand Renaissance Dam and prospects for cooperation on the Eastern Nile. Water Policy. 2014. Vol. 16. No. 4. Pp. 595–608.

44. Wolf A.T. Criteria for Equitable Allocations: the Heart of International Water Conflict. Natural Resources Forum. 1999. Vol. 23. No. 1. Pp. 3–30.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести