История государства Гуридов в мусульманских источниках XII - XIII вв.
История государства Гуридов в мусульманских источниках XII - XIII вв.
Аннотация
Код статьи
S086919080024425-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Тимохин Дмитрий Михайлович 
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Института востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
81-92
Аннотация

Статья посвящена анализу мусульманских источников XII – XIII веков, содержащих сведения по истории государства Гуридов в домонгольский период. После смерти сельджукского султана Санджара в 1157 году на земли, входившие в состав его государства, станут претендовать различные региональные лидеры, в результате борьбы между которыми Хорасан и Мавераннахр, а также сопредельные регионы войдут в состав Хорезмийской державы. Одним из самых серьезных противников Хорезма в этот период станет как раз держава Гуридов, правители которой обретут окончательно независимость от Сельджукидов и будут всерьез претендовать на господство в Хорасане. Во многом именно победа над этим соперником обеспечило правителям Хорезма победу в региональной борьбе и возможность присоединить к собственной державе не только указанные выше регионы, но и земли современного Афганистана. Средневековая историография истории государства Гуридов не была предметом специального изучение как единое целое: исследователи предпочитали сосредотачивать свое внимание на анализе отдельных памятников или наиболее информативных с их точки зрения исторических сочинениях. В этой же статье мы попытаемся очертить границы корпуса памятников XII – XIII вв., содержащих сведения об этом государстве и его правителях, указать особенности этой информации, а также обозначить возможные связи между приведенными в этой статье мусульманскими сочинениями. В данной статье будет уделено внимание, как наиболее часто используемым для реконструкции истории Гуридов средневековым текстам, так и тем памятникам, к которым исследователи данной научной проблематики обращаются относительно редко или же не используют вовсе. Надеемся, что представленное исследование окажется полезно не только специалистам по истории средневекового Афганистана и северной Индии, но тем, чьи научные интересы связаны с мусульманской историографией XII– XIIIвв., ее особенностями и эволюцией в указанный исторический период.

Ключевые слова
Гуриды, Афганистан, северная Индия, мусульманские источники, Хорезм, средневековая историография
Источник финансирования
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-09-00095 А.
Классификатор
Получено
15.02.2023
Дата публикации
26.04.2023
Всего подписок
14
Всего просмотров
250
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год
1 Несмотря на существование государственности в области Гур уже в раннесредневековый период, исследователи обычно сосредотачивают свое внимание на сравнительно позднем периоде истории этого региона - середине XII и до начала XIII в. [Bosworth, 2001; Bosworth, 1961, P. 116-133; Ghafur, 1959; Kieffer, 1961, P. 37-50, 1962, P. 10-24; 2, P. 40-56]. Это объяснимо тем, что именно в это время относительно слабое региональное политическое образование превращается в могущественную державу, а ее правители активно вмешиваются в раздел территорий, некогда принадлежавших Сельджукидам и Газневидам [Бартольд, 1963, c. 401-402]. Слабость Сельджукского государства в Хорасане и смерть его последнего правителя, Санджара, в 1157 г. позволила Гуридам, как и другим локальным династиям, которые также попытались воспользоваться сложившимся «вакуумом власти», начать захват новых территорий и ресурсов, что усиливало их военную и политическую мощь. Эта борьба за «сельджукское наследство» в итоге приведет к столкновению Гуридов и правившей в Хорезме династии Ануштегинидов. В борьбе с ними могущество Гуридов было подорвано, их государство перестало существовать, а большая часть территорий вошла в состав Хорезмийской державы [Бартольд, 1963, c. 402].
2 Несмотря на значимость истории династии Гуридов, ее противостояния Хорезму и последовавших за этим событий, количество специальных исследований по данной проблематике невелико, хотя за последние годы вышло несколько крупных работ, посвященных истории этого государства и его правителей [Хайдари, 2013; O’Neal, 2013; Öntürk, 2020; Jabir Raza. 2016, P. 154-163; Thomas, 2016, Р. 1-6]. Подобное состояние историографии отчасти объяснимо тем, что история Гуридов традиционно рассматривалась учеными либо в рамках работ по истории Сельджукского государства, либо в составе исследований Хорезмийской державы. Однако еще меньше внимания было уделено корпусу источников по истории государства Гуридов: до сих пор не было создано ни одного обобщающего исследования, в котором бы автор попытался его структурировать и дать оценку содержащейся в нем информации об этой династии. Несомненно, это связано с тем, что собственно гуридская придворная историография до нас не дошла, как это было отмечено уже В.В. Бартольдом [Бартольд, 1963, c. 77]. Это замечание выдающегося российского востоковеда казалось бы должно стимулировать интерес исследователей к тому, какие памятники и в каком объеме содержат сведения об истории Гуридов, однако, как показывает практика, этого до сих пор не произошло. В связи с этим наша цель попытаться обобщить весь корпус средневековых текстов по истории указанного государства во второй половине XII – начале XIII в., указать объем информации по этому поводу в каждом из указанных памятников и выделить возможные связи между ними. Безусловно, в рамках одной работы сложно ожидать полного и детального описания всего корпуса источников, поэтому мы укажем здесь важнейшие мусульманские тексты XII-XIII вв., с точки зрения объема и значимости содержащейся в них информации, сохранив задел для последующих исследований.
3 Рассмотрим памятники XII в. и содержащуюся в них информацию по истории государства Гуридов с момента начала их борьбы за «сельджукское наследство», то есть после смерти султана Санджара в 1157 г. Сразу же хотелось бы отметить, что история завоевания области Гур Газневидами и последующая исламизация его населения были подробно описаны в сочинении XI в. Абу-л-Фазла Мухаммада ибн Хусейна ал-Байхаки «История Ма’суда» [Байхаки, 1969], которое является одним из ярких примеров «газневидской историографии» наряду с недошедшим до нас памятником Мухаммада ʻАли Абу-л-Касыма Имади [The Tabaqat-i Nasiri, 1864, s. 2; Бартольд, 1900, c. 25]. Тем удивительнее, что, на фоне пристального внимание к истории области Гур в тексте ал-Байхаки [Байхаки, 1969, c. 181-191], историки XII в. уделяют этому региону существенно меньше внимания. В качестве примера обратимся к наиболее значимым историческим сочинениям, которые принято относить к кругу так называемой «сельджукской историографии» [Агаджанов, 1969, c. 18-20; A history of Persian literature, 2012, p. 149-155; Peacock, 2014(а), р. 2-3; Cahen, 1962, p. 59-79]. Совершенно ничего не сообщает относительно области Гур и ее правителях ни Захир ад-Дин Нишапури в «Сельджук-намэ», ни его продолжатель, Мухаммад ибн Ибрахим [Nishaburi, 1953; The Saljūqnāma, 2004], который довел изложение событий вплоть до 1202 г., в то время как у первого из этих авторов рассказ обрывался на событиях 1177 г. [ал-Хусайни, 1980, c. 11; Cahen, 1962, p. 73-76; Peacock, 2014(а), p. 10]. Не многим больше сведений мы находим по интересующей нас проблематике в сочинении ‘Имад ад-Дина Исфахани [Агаджанов, 1969, c. 19; Peacock, 2014(a), p. 2-19; Peacock, 2014(б), р. 78-91] и у его продолжателя ал-Фатха ибн ʻАли ал-Бундари за исключением отдельных упоминаний Гура, как региона [Материалы, 1939, c. 322]. Небольшой объем сведений о противостоянии султана Санджара и правителей Гура можно найти в сочинении Мухаммада ибн ʻАли Раванди [Ravandi, 1921], однако большая часть его рассказа посвящена все-таки войне Санджара с гуззами [Ravandi, 1921, s. 170, 175-176].
4 Стоит отметить, что у продолжателя Исфахани, ал-Фатха ибн ʻАли ал-Бундари, в «Зубдат ан-Нусра ва нухбат ал-Усра» [Histoire des seldjoucides, 1889] присутствует описание правления Бахрам-шаха ибн Масуда Газневи (1117-1157) [Histoire des seldjoucides, 1889, s. 264-266]. Именно в годы его правления в области Гур была окончательно свергнута власть Газневидов, и местные правители начинают проводить самостоятельную политику, в том числе направленную на территориально расширение собственной державы [ал-Хусайни, 1980, c. 183, комм. 15; Gulam, 1949, p. 62-91, 199-235; Bosworth, 1977, р. 91-120; Cambridge History, 1968, p. 158-161]. Тем не менее, молчание указанных выше памятников XII в. относительно области Гур и ее правителей может быть объяснимо тем фактом, что Нишапури, Исфахани и Раванди составляли свои тексты тогда, когда Гуриды представляли собой лишь локальную политическую силу и не начали свою борьбу за господство в Хорасане. В свою очередь, наличие небольшого объема сведений в труде ал-Бундари как раз может объясняться относительно поздним временем составления его сочинения. Еще одним примером «сельджукской историографии» следует признать труд Садр ад-Дина ал-Хусайни [ал-Хусайни, 1980], который, впрочем, отдельные исследователи считали одним из немногих дошедших до нас примеров «хорезмийской историографии» [Агаджанов, 1969, c. 21]. В сочинении ал-Хусайни неоднократно упоминается область Гур, однако о правившей там самостоятельной династии султанов практически ничего не сказано, но при этом есть данные о подчинении этого региона различным сельджукским правителям [ал-Хусайни, 1980, c. 35, 66]. Сведения о независимых правителях области Гур содержит в себе труд Наджм ад-Дина Абу-л-Резы ал-Кумми [al-Qummi, 1985/1363; Luther, 1969, s. 117-128; Peacock, 2014(а), p. 2-19; Peacock, 2014(б), p. 78-91]: в нем автор описывает распад державы сельджукского султана Санджара, перечисляя какие земли попали в руки тех или иных региональных правителей и, в частности, указывает: «Герат и Газнин вплоть до пределов Лахора в руках маликов Гура. [Потомки] Махмуда (Газневи – прим. авт.) из Газнина были изгнаны и остались в Лахоре» [al-Qummi, 1985/1363, s. 236]. Перед нами, с одной стороны, итог борьбы между последними газневидскими султанами и правителями Гура, а с другой – начало усиления последних и их борьбы за территории, входившие некогда в состав сельджукского государства. Любопытно отметить, что такая же информация о падении Газневидов содержится у Абу-л-Хасана Бейхаки [Bayhaki, 1317], чей труд следует признать образцом «локальной истории». Интересующие нас сведения содержатся в разделе «Газневиды», где автор подробно описывает развал их державы и бегство последних представителей династии в Лахор [Bayhaki, 1317, s. 71]. При этом Ибн Фундук указывает, что более подробный рассказ об этом он поместил в своей «всеобщей истории», «Машариб ат-таджариб ва гавариб ал-гара’иб» [Bayhaki, 1317, s. 71; См.: Джувейни, 2004, с. 191], текст которой до нас не дошел [Агаджанов, 1969, с. 16; Бартольд, 1900, с. 32-33; Бартольд, 1973, c. 586].
5 Другим примером «локальной истории» следует признать анонимный «Тарих-и Систан» [Тарих-и Систан, 1974], большая часть которого составлена в XI в., однако за счет более поздних вставок он может быть полезен и для реконструкции истории Гуридов. В нем повествуется о войне между Хорезмом и Гуридами, в которой приняло участие войско из Систана на стороне хорезмшаха ‘Ала’ ад-Дина Мухаммада. «Прибытие в Систан Тадж ад-Дина Йулдуза и Насир ад-Дина Хасана. Разорение [Систана]. Их разногласие друг с другом. Возвращение в году шестьсот втором (1205-1206) в Хорасан. Поход систанского войска к воротам Харата на помощь султану Мухаммаду Хваризмшаху. Покорение Харата в году шестьсот четвертом (1207-1208)» [Тарих-и Систан, 1974, c. 366]. Любопытным моментом следует признать то, что упоминания области Гур в «локальных историях» связаны исключительно с описаниями военных и политических действий представителей других династий (Газневидов, Сельджукидов и Ануштегиндов), как и в случае с памятниками «сельджукской историографии». Единственным исключением будет позднее продолжение сочинения Афзал ад-Дина Кермани, сделанное Мухаммадом ибн Ибрахимом [См.: Cahen, 1977, p. 60; A history of Persian literature, 2012, p. 153-154], где сведения об этой области связаны с теми или иными историческими событиями, имеющими отношение непосредственно к Керману [Mohammad ibn Ibrahim, 1886, s. 129, 132, 136, 198].
6 Среди сборников официальных документов и писем XII в., составленных сельджукскими и хорезмийскими чиновниками, отметим памятник известный исследователям под названием «Инша» [Материалы, 1939, c. 45-46] или «Маджму‛ а-йи муншаат-и ‛ахд-и салджукийан ва хоразмшахийан ва аваил-и ‛ахд-и могол» [Курпалидис, 1992, c. 26; Бартольд, 1963, c. 79-80]. Данный источник редко использовался учеными, несмотря на то, что был частично опубликован уже в начале XX в. [Бартольд, 1898, c. 23-47; Курпалидис, 1992, c. 26-27], а его сведения прекрасно дополняют памятники «сельджукской историографии» [Бартольд, 1898, c. 40; Бартольд, 1963, c. 389; Histoire des seldjoucides, 1889, s. 177]. По интересующей нас проблематике отметим в составе этого источника рассказ о сражении с Гуридами султана Санджара в 1152 г., в котором сельджукское войско одержало убедительную победу [Материалы, 1939, c. 320]. В комментариях к переводу данного фрагмента приведена отсылка к труду Раванди [Материалы, 1939, c. 320], однако при обращении к этому источнику мы видим лишь пространный рассказ о борьбе султана Санджара с племенем гуззов, его поражении и бегстве из плена [Ravandi, 1921, s. 175-183]. Впрочем, сведения об этом сражении, пусть и весьма краткие, можно найти и в прозаическом сочинении ʻАли Низами ʻАрузи Самарканди, придворного поэта правителей Гура, который сообщает о нем дважды [Низами, 1963, с. 101, 125; См.: Revised translation of the Chahár Maqála, 1921; Баевский, Ворожейкина, 1970, с. 34-45; Ḡolām-Ḥosayn, 2016]. Для изучения истории Гуридов большое значение имеет сборник писем и государственных указов, составленный Мунтаджаб ад-Дином ал-Джувайни [Агаджанов, 1969, c. 21; ал-Джувайни, 1985; Курпалидис, 1984]: в нем можно найти послания султана Санджара правителям Гура. В одном из них, которое было обращено к гуридскому султану ‘Ала’ ад-Дину ва-д-Дину Хусайну Джахансузу (1149—1161), Санджар благодарит за содействие, именуя его «дорогим сыном», что говорит о том, что к этому моменту Гуриды все еще находились, пусть и в формальном, подчинении Сельджукидам [ал-Джувайни, 1985, с. 89-90]. В тексте этого письма также упоминается «Сури», который является ни кем иным, как Сайф ад-Дином Сури, гуридским султаном, правившим с 1146 по 1149 г. Именно в сражении с ним султан Санджар одержал победу, о чем была приведена выше информация из текста «Инша», что позволяет констатировать, что оба источника, безусловно, дополняют друг друга.
7 Среди памятников XIII в. хотелось бы выделить труд Ибн ал-Асира [Ибн ал-Асир, 2006], который базировал свое описание государства Гуридов, по всей видимости, на региональных хрониках, а также на более раннем сочинении Ибн Фундука [Ибн ал-Асир, 2006, с. 15; См.: Бартольд, 1963, с. 46-47]. Что касается содержания сочинения Ибн ал-Асира по интересующей нас проблематике, то следует отметить очень подробное описание борьбы правителей Гура с Хорезмом в годы правления хорезмшахов ‘Ала’ ад-Дина Текиша (1172-1200) [Ибн ал-Асир, 2006, c. 270-279] и ‘Ала’ ад-Дина Мухаммада (1200-1220) [Ибн ал-Асир, 2006, c. 294-332]. Кроме того, арабский историк приводит некоторые сведения о более ранней истории Гура: в частности, он упоминает об участии правителя этого региона, «Хусайна ибн ал-Хасана ал-Гури», в противостоянии султана Санджара и гуззов, что позволяет осторожно предполагать, что Ибн ал-Асир был знаком с трудом Раванди [Ибн ал-Асир, 2006, c. 252-253]. В данном случае речь идет об уже упомянутом ‘Ала’ ад-Дине ва-д-Дине Хусайне Джахансузе, помимо которого арабский историк подробно описывает правление Гийас ад-Дина Мухаммада Гури (1163-1202) и Шихаб ад-Дина ал-Гури (1202-1206) [Ибн ал-Асир, 2006, c. 288-294], а также позднего представителя этой династии – Гийас ад-Дина Махмуда (1206-1212) [Ибн ал-Асир, 2006, c. 346-347].
8 Из двух сочинений, принадлежащих перу Мухаммада ибн Мансура ибн Са‘ида (Фахр-е Модаббер) [Bosworth, 1982(б); The Muslim World, 2007, р. VIII-XIV], одно представляет собой военный трактат и малополезно для нашего исследования [Catalogue, 1903, p. 1493-1496, no. 2767], а второе – генеалогическое сочинение [Bosworth, 1982(б); Умняков, 1938, c. 108-115]. В первом из них, написанном после 1229 г. [Адаб ал-харб, 1997, c. 14-21], автор много внимания уделяет искусству войны, в том числе на примере державы Гуридов [Bosworth, 1982 (a); Mubārakshāh, 1969]. В генеалогической же истории можно найти разделы, посвященные отдельным Гуридским правителям: например, обширный рассказ о Шихаб ад-Дине Гури, который упоминается в источнике под личным, а не тронным именем - Муʼизз ад-Дин Мухаммад [Ta’ríkh-i, l927, s. 19-21, 23-25, 29-30]. Фахр-е Модаббер здесь также дает подробную характеристику военных сил Гуридов [Ta’ríkh-i, l927, s. 33-34]. Подробный обзор сведений по истории Гуридов в этом источнике предлагает в своей статье И. Умняков [Умняков, 1938, c. 108-115], подчеркивая, что Ибн ал-Асир вряд ли был знаком с трудами этого автора, что делает сведения Фахр-е Модаббер еще более значимыми [Умняков, 1938, c. 110].
9 Важные сведения можно найти в сочинении Сеид ад-Дина Мухаммада ибн Мухаммада Бухари ‘Ауфи (конец XII – первая половина XIII в.) «Джавам ул-хекайат ва лаваме ур-ревайат». Этот историк бежал на территорию Индии, спасаясь от монгольского нашествия, где и составил в 1228 г. указанный выше труд, который, в свою очередь, представляет собой сборник рассказов и содержит при этом две главы исторического и географического характера [Бартольд, 1963, c. 83]. Относительно источников, на которых базировал свое повествование ‘Ауфи, было сказано, хоть и не слишком подробно, уже в издании «Истории Индии», однако часть отмеченных памятников до нас не дошла [Elliot, Dowson, 1871, p. 157]. «Джавам ул-хекайат» многократно становилось предметом специального исследования, в том числе и по интересующим нас сюжетам, существуют также переводы отрывков из этого источника [См.: Бартольд, 1963, c. 83; Бейсембиев, 2015, c. 178-206, 197-230; Elliot, Dowson, 1871, p. 155-203; Matini, 2016; Nizamu’d-Din, 1929]. В этом тексте история династии Гуридов была описана не полностью: в нем не представлено по этому поводу отдельного рассказа, автор предпочитает описывать лишь отдельные фрагменты биографии того или иного правителя. Кроме того, повествование о Гуридах у него в большей степени связано с историей формирования и усиления хорезмийской династии Ануштегинидов в конце XII – начале XIII вв. [Бейсембиев, 2015, c. 178-206, 197-230]. В качестве примера, можно привести описание осады гуридскими войсками столицы Хорезма, Гурганджа, в годы правления Шихаб ад-Дина Гури [Бейсембиев, 2015, № 2, c. 198], которое гораздо менее подробно, чем соответствующий рассказ у Ибн ал-Асира [Ибн ал-Асир, 2006, c. 302-305], однако ‘Ауфи сообщает сведения о действиях Теркен-Хатун, матери хорезмшаха Мухаммада, во время этого нападения, чего нет в труде арабского историка [Бейсембиев, 2015, № 2, c. 199].
10 Для реконструкции истории державы Гуридов привлекался еще один труд Мухаммада ‘Ауфи «Лубаб ал-албаб» [Lubabu'l-Albab, 1906], который также использовался исследователями средневековой мусульманской литературы, поскольку содержит биографии персидских поэтов [Matini, 2016]. Относительно источников этого сочинения ‘Ауфи: сведения о поэтах он заимствовал частично из более ранних произведений, например из упомянутого труда Низами ʻАрузи [Cм.: A Literary History, 1909], а часть собственно исторических описаний – из «Джавам ул-хекайат». Не смотря на специфику самого источника, в него включено много интересного нам материала, который, практически, не встречается в ранних и синхронных памятниках [Lubabu'l-Albab, 1906. s. 230; Бартольд, 1900, с. 404; Бартольд, 1963, с. 441]. Наибольшее количество данных в этом источнике связано с именами султанов Гура - Гийас ад-Дин Мухаммад ал-Гури [Lubabu 'l-Albab, 1906, s. 51, 121-123, 126, 303, 321, 331, 363], Шихаб ад-Дин ал-Гури [Lubabu 'l-Albab, 1906, s. 302, 321-322, 326-328, 331, 346] и Гийас ад-Дин Махмуд [Lubabu 'l-Albab, 1906, s. 304, 327], а также присутствуют краткие биографии некоторых других правителей из этой династии [Lubabu 'l-Albab, 1906, s. 37-39] и большое количество сведений о самом этом регионе [Lubabu 'l-Albab, 1906, s. 113, 129, 133, 300, 303, 321].
11 В отличии от Ибн ал-Асира, с трудами Фахр-е Модаббера был прекрасно знаком другой историк XIII в. Минхадж ад-Дин Абу Умар Усман ибн Сирадж ад-Дин (Джузджани) [The Tabaqat-i Nasiri, 1864; T̤abakāt-i-Nāṣirī, 1881]. О биографии этого автора пишут многие исследователи, которые столь же подробно описывали и структуру источника, его особенности и указали время создания памятника – 1260-ый год [Бартольд, 1963, c. 86; Persian Literature, 1935, p. 68; T̤abakāt-i-Nāṣirī, 1881, vol. I, p. XXI-XXIX]. Отмечается, что Джузджани опирался на памятники «газневидской историографии»: например, на «Тарих-и Муджадвал» Мухаммада ʻАли Абу-л-Касыма Имади [The Tabaqat-i Nasiri, 1864, s. 2], историческое сочинение Са’алиби [Бартольд, 1900. c. 25, 64], а также на упомянутую «Историю Мас‘уда» Абу-л-Фазла Мухаммада ибн Хусайна ал-Байхаки [The Tabaqat-i Nasiri, 1864, s. 3]. Кроме того, «при изложении истории гурских султанов Джузджани пользовался также сочинением по генеалогии Фахр ад-Дина Мубарекшаха Мерверруди, которое было написано в начале XIII в. и содержит много интересных сообщений о языке и племенах тюрков» [Бартольд, 1963, c. 77]. Целый ряд источников, которые использовал этот историк не дошли до нас, а история хорезмшахов и описание монгольского нашествия являются почти полностью авторским нарративом, что делает «Табакат-и Насири» еще более ценным памятником [Агаджанов, 1969, c. 28].
12 Сочинение Джузджани является редким примером текста, где история Гуридов излагается последовательно, а не описывается правление отдельных ее представителей или их военные кампании. В первом томе издания классического перевода «Табакат-и Насири» мы находим отдельную главу, посвященную султанам Гура [T̤abakāt-i-Nāṣirī, 1881, vol. I, p. 300-421], начиная с самых ранних правителей этого региона и вплоть до правления ‘Ала’ ад-Дина Мухаммада (1214-1215), «последнего правителя Гура» [T̤abakāt-i-Nāṣirī, 1881, vol. I, p. 417-421]. Сведения о Гуридах дублируются в разделе, посвященном хорезмшахам из династии Ануштегинидов, особенно при описании правления Текиша и Мухаммада [T̤abakāt-i-Nāṣirī, 1881, vol. I, p. 239-249, 253-279], а также включены в раздел по истории султанов Газны [T̤abakāt-i-Nāṣirī, 1881, vol. I, p. 438-508]. Хотелось бы отметить сведения Джузджани о сыновьях хорезмшаха Текиша, которые попытались перейти на сторону Гуридов после смерти своего отца, но, в итоге, не смогли с их помощью овладеть хорезмийским престолом [T̤abakāt-i-Nāṣirī, 1881, vol. I, p. 251-253] – это противоречит сообщениям Ибн ал-Асира [ал-Асир, 2006, c. 288] и современника Джузджани, Джувейни [Джувейни, 2004, c. 220-221].
13 В труде последнего [Джувейни, 2004] мы не находим полного описания этой династии: впрочем, это не входило в число авторский задач первого представителя придворной монгольской историографии, о чем можно судить уже из заглавия его исторического труда. Мы не будем подробно останавливаться на его биографии и на тех источниках, которые легли в основу его труда, поскольку об этом достаточно подробно написано уже В.В. Бартольдом [Бартольд, 1963, c. 87-89]. Джувейни мало сообщает о том, как развивалась история правителей Гура во второй половине XII в. и молчит об участии гуридских войск в событиях, связанных с пленением султана Санджара гуззами [Джувейни, 2004, c. 197]. При этом в его сочинении мы находим подробные описания их участия в междоусобной борьбе между хорезмшахом Текишем и его братом, Султан-шахом Махмудом, а также о походах последнего в области Герата и Гура [Джувейни, 2004, c. 203, 207]. Гораздо больший массив сведений касается борьбы Гуридов и Хорезма в годы правления хорезмшаха Мухаммада, начавшейся, по мнению Джувейни, сразу после смерти Текиша [Джувейни, 2004, c. 220-228]. В более раннем труде Ибн ал-Асира отмечается, что смерть Текиша была воспринята правителями Гура с отменным благородством [Ибн ал-Асир, 2006, c. 288], а Джувейни, напротив, упрекает их в алчности и желании захватить земли, принадлежащие хорезмшахам [Джувейни, 2004, c. 220]. Также этот историк посвящает отдельную главу падению государства Гуридов, и сообщает нам о судьбе некоторых поздних представителей этой династии [Джувейни, 2004, c. 229-232, 247-249].
14 Краткие сведения о династии Гуридов и их державе можно найти в некоторых других памятниках XIII в. В качестве примера можно привести «локальную историю» Ибн Исфандийара [Ibn Isfandiyar, 1941]: об этом авторе и его сочинении существует подробное описание [Аn abridged translation, 1905, p. 3-5; Буниятов, 1978, c. 8], однако нам хотелось бы особенно отметить использование им упомянутого труда ʻАли Низами ʻАрузи Самарканди [Ḡolām-Ḥosayn, 2016]. У Ибн Исфандийара присутствует краткий рассказ о правлении хорезмшаха Текиша [Ibn Isfandiyar, 1941, j. 1. s. 275; j. 2. s. 109; Аn abridged translation, 1905, p. 67, 204, 255-258] и о борьбе Хорезма с Гуридами в годы правления хорезмшаха Мухаммада [Ibn Isfandiyar, 1941, j. 3. s. 170; Аn abridged translation, 1905, p. 231-235]. Сведения об этом нашли свое отражение и в сочинении первой половины XIII в. ал-‘Абд ал-Мамлюка Мухаммада ибн ʻАли ибн ‘Абд ал-Азиза ал-Хамави, которое представляет собой сокращение другого сочинения этого же автора, «Большой хроники», которая до нас не дошла [Мухаммад ал-Хамави, 1960, c. 13-16]. Мухаммад ал-Хамави приводит рассказ о войне Хорезма с Гуридами, но без большого количества подробностей [Мухаммад ал-Хамави, 1960, л. 123а.-124б., 136б.-140б]. У Шихаб ад-Дина Мухаммада ан-Насави также кратко описывается война между Гуром и Хорезмом [ан-Насави, 1973, с. 66-67], а также отмечается, что сыновья Гийас ад-Дина ал-Гури находились в качестве заложников в Гургандже, о чем молчат все синхронные источники [ан-Насави, 1973, с. 65]. Этот же факт и описание войны Гура и Хорезма упоминается у Тадж ад-Дина ʻАли ибн Анджаба, известного как Ибн ас-Са’и ал-Багдади [Буниятов, 1986, c. 203, комм. 9]. Отметим, что исследователи опираются на труд Ибн ас-Са’и при анализе войны Гуридов и хорезмшаха ʻАла’ ад-Дина Мухаммада наряду с сочинениями Ибн ал-Асира и Джувейни [Буниятов, 1986, c. 203, комм. 9]. Среди географических сочинений XIII в. отметим труд Шихаб ад-Дина Абу Абдаллаха Йакута ибн Абдуллаха ал-Хамави, в котором автор приводит лишь краткие сведения относительно области Гур, а также ранних правителях этого региона [Barbier de Meynard, 1970, p. 407-408]. Немногим больше сведений можно найти у Джамала ал-Карши, который упоминает отдельные имена правителей Гура и кратко описывает границы их державы [Джамал ал-Карши, 2005, c. 108-109].
15 Подводя итоги, отметим, что мусульманские источники XII в. не предлагают детальной картины истории Гура и его правителей, их сведения обрывочны и касаются, преимущественно, отдельных исторических событий. В основном речь идет о разгроме сельджукского султана Санджара гуззами и последовавшими за этим событиями, которые сделали Гуридов фактически независимыми и втянули в борьбу за «сельджукское наследство». При этом наиболее ценные сведения содержатся не в собственно исторических сочинениях этого периода, а в сборниках писем и документов, особенно это касается упомянутого «Атабат ал-катаба» ал-Джувайни. Так, приведенные автором письма являются наилучшей иллюстрацией той внешней политики, которую проводили Гуриды во второй половине XII в. Также следует признать, что внутренняя политика этих правителей не нашла, практически, никакого отражения в мусульманских источниках этого времени. Памятники XIII в., особенно это касается сочинений Ибн ал-Асира, ‘Ауфи и Джузджани, в меньшей степени Джувейни и ан-Насави, представляют собой основную информационную базу для исследований по истории Гура и его правителей. При этом лишь Джузджани излагает историю этой династии последовательно, а другие авторы сосредотачивает свое внимание на последних независимых правителях Гура, их борьбе с Хорезмом и разгроме их державы войсками хорезмшаха Мухаммада. Последний, равно как и его отец, Текиш, чаще всего фигурируют в приводимых текстах при описании истории султанов Гура. Несомненно, между памятниками существует определенные противоречия при описании этой династии, некоторые из них были отмечены в этой статье. Однако отсутствие значимого количества сочинений, в которых бы отражена полностью история династии правителей Гура, требует от исследователей пристального внимания именно к труду Джузджани, а целый ряд приводимых им сведений просто невозможно проверить по другим более ранним и синхронным текстам. Наконец, как и среди корпуса источников XII в., среди мусульманских текстов XIII в. по истории Гуридов присутствуют не только памятники, представляющие собой собственно исторические сочинения, но и целый ряд текстов, цель написания которых была качественно иной. Достаточно вспомнить «Лубаб ал-албаб» ‘Ауфи, который несмотря ни на что содержит огромный объем ценных сведений по истории Гуридов. Последнее, на что хотелось бы обратить внимание, касается историографической традиции в описании истории Гуридов в мусульманских источниках. Следует признать, что если в отношении истории Газневидов, Сельджукидов и даже Ануштегинидов можно заявлять о сколько-нибудь понятной преемственности и заимствовании сведений одними историками у других, то в случае с Гуридами подобного сказать нельзя. Нами были выделены связи между отдельными источниками в этой статье, однако, как нам представляется, подобная проблематика все еще требует специального изучения, что позволит закрыть эту лакуны хотя бы частично.

Библиография

1. Агаджанов С.Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX–XIII вв. Ашхабад: Ылым, 1969.

2. Адаб ал-харб ва-ш-шуджаат (Правила ведения войны и мужество). Душанбе: Мин. Обор. республики Таджикистан, 1997.

3. Ибн ал-Асир. «Ал-Камил фи-т-тарих» «Полный свод по истории». Избранные отрывки. Пер. П.Г. Булгакова, Ш.С. Камолиддина. Ташкент: Узбекистан, 2006.

4. Абу-л-Фазл Байхаки. История Масуда (1030-1041). Перевод с перс., введение, комментарии и приложения А. К. Арендса. М.: Наука, 1969.

5. Баевский С.И., Ворожейкина З.Н. «Собрание редкостей» Низами Арузи Самарканди как источник по истории культуры Средней Азии и Ирана Х-ХII в. Палестинский сборник. Ближний Восток и Иран. Выпуск 21(84). Ленинград: Наука, 1970. С. 34-45.

6. Бартольд В.В. Бейхаки, Абу-л-Хасан. Бартольд В.В. Сочинения. Т. VIII. М.: Наука, 1973. С. 586-587.

7. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Бартольд В.В. Сочинения. М.: Наука, 1963. Т. I. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. С. 45–597.

8. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Часть первая. Тексты. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1898.

9. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Часть вторая. Исследование. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1900.

10. Бейсембиев Т.К. Известия «Джавами‛ ал-хикайат» ал-‛Ауфи о Саманидах, Караханидах, Сельджукидах и Хорезмшахах. Золотоордынское обозрение. 2015. № 1-2. С. 178-206, 197-230.

11. Буниятов З.М. Государство атабеков Азербайджана: 1136-1225 годы. Баку: Элм, 1978.

12. Буниятов З.М. Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов 1097–1231 г. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986.

13. ал-Джувайни Мунтаджаб ад-Дин Бади Атабек. Ступени совершенствования катибов (атабат ал-катаба). Пер. Г.М. Курпалидис. М.: Наука. 1985. aba).

14. Джувейни. Чингиз-хан. История завоевателя мира. Пер.: Е.Е. Харитонова. М.: Магистр-Пресс, 2004.

15. Джамал ал-Карши. ал-Мухлакат би-с-сурах. История Казахстана в персидских источниках. Алматы: Дайк-Пресс, 2005. Т. 1.

16. Курпалидис Г.М. «Атабат ал-катаба» (документы XII в.) как исторический источник: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.09. Москва, 1984.

17. Курпалидис Г.М. Государство Великих Сельджуков: официальные документы об административном управлении и социально-экономических отношениях. М.: Наука, 1992.

18. Материалы по истории туркмен и Туркмении. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1939. Т. I.

19. ан-Насави. Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны. Пер. З.М. Буниятов. Баку: Элм, 1973.

20. Низами, Арузи Самарканди. Собрание редкостей или Четыре беседы. Пер. с перс. А.Н. Болдырева. Москва: Изд-во вост. лит., 1963.

21. Тарих-и Систан («История Систана»). Пер. Л.П. Смирновой. М.: Наука, 1974.

22. Умняков И. История Фахреддина Мубаракшаха. Вестник древней истории. 1938, № 1. С. 108-115.

23. Хайдари М.А. Политическое устройство, социально-экономические отношения и культура государства Гуридов. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. к.и.н. Душанбе: Типография Министерства образования республики Таджикистан, 2013.

24. Мухаммад ал-Хамави. ат-Та’рих ал-Мансури («Мансурова хроника»). Изд. П.А. Грязневич. М.: Восточная литература, 1960.

25. Садр ад-Дин ‘Али ал-Хусайни. Ахбар ад-Даулат ас-Селджукиййа (Зубдат ат-таварих фи ахбар ал-умара ва-л-мулук ас-селджукиййа) («Сообщения о Сельджукском государстве». «Сливки летописей, сообщающих о сельджукских эмирах и государях») / Пер. З.М. Буниятов. М.: Восточная литература, 1980.

26. A history of Persian literature. Volume X. Persian historiography, ed. by Ch. Mellvile. London, New York: I. B. Tauris, 2012.

27. Аn abridged translation of the History of Tabaristan compiled about A. H. 613 (A. D. 1216) by Muhammad b. Al-Hasan b. Isfandiyar. Ed. by E. G. Browne. Leiden; London, 1905.

28. Casimir Barbier de Meynard. Dictionnaire geographique, historique et litteraire de la Perse et des contrees adjacentes. Extrait en traduction fransaise avec quelques texts originaux, du Mo’djem el-Bouldan, dictionnaire des pays, de Ibn Abdallah el-Roumi el-Hamawi Yaqout, 1179-1229 a.d. et complete a l’aide de documents arabes et persan pour la plupart inedits avec preface analytique et des notes critiques. Amsterdam: Philo Press, 1970.

29. Bayhaki Zahir ad-Din. Ta‘rih-i Bayhak. Tehran: Chaphaney-e Tehran, 1317.

30. Bosworth C. E. Ādāb al-Ḥarb wa’l-Šajāʿa. Encyclopaedia Iranica, Online Edition, 1982, available at http://www.iranicaonline.org/articles/adab-al-harb-wal-sajaa .

31. Bosworth C.E. The Early Islamic History of Ghūr. Central Asiatic Journal. № 6, 1961. pp. 116-33.

32. Bosworth C.E. Faḵr-e Modabber. Encyclopaedia Iranica, Online Edition, 1982, available at https://iranicaonline.org/articles/fakr-e-modabber

33. Bosworth C.E. Ghurids. Encyclopaedia Iranica. Leiden: Brill, 2001. Vol. X, Fasc. 6. pp. 586-590.

34. Bosworth C.E. The later Ghaznavids; splendour and decay: the dynasty in Afghanistan and Northern India 1040-1186. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1977.

35. Cahen Cl. The Historiography of the Seljuqid period. Cahen Cl. Les peoples musulmans dans l’histoire medieval. Damas: Presses de l’Ifpo, 1977. pp. 37-63.

36. Cambridge History of Iran. Red.: J.A. Boyle. Cambridge: University Press, 1968. Vol. 5. The Saljuq and Mongol Periods.

37. Catalogue of Persian manuscripts in the India Office Library by H. Ethe. Oxford: Printed for the India Office by H. Hart. 1903.

38. Elliot H.M., Dowson J. Jawami ul-Hikayat of Muhammad Ufi. The History of India, as Told by Its Own Historians. The Muhammadan Period (Vol 2.). London: Trübner & Co. 1871.

39. Ghafur M.A. The Ghurids, History, Culture and Administration. Ph.D. thesis. Hamburg: Universität Hamburg, 1960.

40. Ḡolām-Ḥosayn Yūsofī. Čahār Maqāla. Encyclopaedia Iranica, Online Edition, 2016, available at https://www.iranicaonline.org/articles/cahar-maqala

41. Gulam Mustafa Khan. A History of Bahrām Shāh of Ghaznīn. Islamic Culture. № 23, 1949. pp. 62-91, 199-235.

42. Histoire des seldjoucides de l'Iraq par al-Bondari d'apres Imad ad-din al-Katib al-Isfahani. Recueil de textes relatifs a l'histoire des seldjoucides, ed. M. Th. Houtsma. Vol. II. Leiden: E.J. Brill, 1889.

43. Ibn Isfandiyar. Tarih-i Tabaristan. Edited by Abbas Iqbal, Tehran: KalalehKhavar Press, 1941. J. 1-4.

44. Jabir Raza S. Early Ghurids and the Ghaznavids. Proceedings of the Indian History Congress, Vol. 77 (2016), pp. 154-163.

45. Kieffer Ch.M. Les Ghorides, une grande dynastie nationale. Afghanistan. 16/4, 1961, pp. 37-50; 17/1, 1962, pp. 10-24; 2, pp. 40-56.

46. A Literary History of Persia. Vol. I. From the Earliest Times until Firdawsi by Edward G. Browne. London and Leipsic: T. Fisher Unwin, 1909.

47. Lubabu 'l-Albab of Muhammad 'Awfi. Edited in the original Persian. Pt I, with indices, Persian and English prefaces, and notes, critical and historical, in Persian, by E. G. Browne and Mirza Muhammad ibn 'Abdu 'l-Wah-hab-i-Qazwini. Leyden: E.J. Brill; London, Luzac & Co., 1906.

48. Luther K.A. A new source for the History of Iraq Seljuqs. The Tarikh al-Vuzara, Der Islam, № 45, 1969. pp. 117-128.

49. Matini J. ʿAwfi, Sadid-al-Din. Encyclopædia Iranica, online edition, 2016, https://iranicaonline.org/articles/awfi-sadid-al-din

50. Mohammad ibn Ibrahim. Tavvarih-e al-e saljouk. Recueil de textes relatifs a l'histoire des seldjoucides, ed. M.Th. Houtsma. Vol. I. Leiden: E.J. Brill, 1886.

51. Mubārakshāh, Muḥammad ibn Manṣūr. Le traité iranien de l'art militaire, Ādāb al-ḥarb wa-š-šaǧā'a, du XIIIe siècle. Introd. ét éd. en facsimilé par Ananiasz Zaja̧czkowski. Warszawa: Wyd-wo Naukowe PWN, 1969.

52. The Muslim World 1100–1700: Early Sources on Middle East History, Geography and Travel Taʻrikh-I Fakhruʼd-Din Mubarakshah being the historical introduction to the Book of Genealogies of Fakhruʼd-Din Mubarakshah Marvar-rudi completed in A.D. 1206. Еd. by E. Denison Ross. London - New York: Routledge, 2007.

53. O’Neal M.P. The Ghūrid Empire: Warfare, Kingship, and Political Legitimacy in Eastern Iran and Northern India. Thesis submitted in partial fulfillment of the degree of Master of Arts in the Department of Middle Eastern and African History. Tel Aviv: Tel Aviv University, 2013.

54. Nishaburi Zahir ad-Din. Salguk-name. Tehran: Chaphaney-e Havar Tehran, 1953.

55. Nizamu’d-Din, Muhammad. Introduction to the Jawami‘u’l-Hikayat wa Lawami‘u’r-Riwayat of Sadidu’d-Din Muhammad al-‘Awfi. London: Luzac & Co., 1929.

56. Öntürk V. Gurlular (1157-1216). Istanbul: Selenge Yayınları, 2020.

57. Peacock A.C.S. Court Historiography of the Seljuk Empire in Iran and Iraq: reflection on content, authorship and language, Iranian studies. 2014(a). pp. 2-19.

58. Peacock A.C.S. ‘Imad al-Din Isfahani’s Nusrat al-Fatra, Seljuk politics and Ayyubid origins, Ferdowsi, The Mongols and the History of Iran. Art, literature and culture from early Islam to Qajar Persia. London, New York: I.B. Tauris, 2014(б). pp. 78-91.

59. Persian Literature. A Bio-Bibliographical Survey. Red. C.A. Storey. London: Luzac And Co, 1935. Sect. II.

60. al-Qummi Najm al-Din Abu l-Riza’. Tarih al-Wuzara, ed. by Muhammed Taki Dânish-Pazûh. Tehran: Muassase-i Mutalaat va Tahkikat-ı Farhangi, 1985/1363.

61. Ravandi Mohammad. Rahat as-sudur va ayat as-sorur, ed. by Mohammad Iqbal. Leiden; London: Luzac & Co., 1921

62. Revised translation of the Chahár Maqála (Four Discourses) of Niẓámí-i ʿArúḍí of Samarqand, followed by an abridged translation of Mírzá Muḥammad’s Notes to the Persian text. London: Luzac & Co, 1921.

63. The Saljūqnāma of Żahīr al-Dīn Nīshāpūrī, ed. by A. H. Morton. Chippenham: Gibb Memorial Trust, 2004.

64. The Tabaqat-i Nasiri of Aboo Omar Minhaj al-Din Othman ibn Siraj al-Din al-Jawzjani. Ed. by W. Nassau Lees, LL.D. and Mawlawis Khadim Hosain Abd Al-Hai. Calcutta: Collage Of Calcutta: Printed at the College Press, 1864.

65. T̤abakāt-i-Nāṣirī: A General History of the Muhammadan Dynasties of Asia, Including Hindustan; from A.H. 194 (810 A.D.) to A.H. 658 (1260 A.D.) and the Irruption of the Infidel Mughals into Islam / by Minhāj-ud-dīn, Abū-’Umar-i-‘Usmān; transl. from original Persian manuscripts by H.G. Raverty. London: Gilbert & Rivington, 1881. Vol. I-II.

66. Ta’ríkh-i Fakhru’d-Dín Mubáraksháh, Being the Historical Introduction to the Book of Genealogies of Fakhru’d-Dín Mubáraksháh Marvar-rúḍí Completed in A.D. 1206. Еd. by E. Denison Ross. London: Royal Asiatic society, l927.

67. Thomas D.C. Ghurid Sultanate. The Encyclopedia of Empire, First Edition. Ed. by John M. MacKenzie. New York: John Wiley & Sons Inc, 2016. Р. 1-6

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести