Бэс – апотропей. Египетские терракотовые статуэтки с изображением бога Бэса из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина
Бэс – апотропей. Египетские терракотовые статуэтки с изображением бога Бэса из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина
Аннотация
Код статьи
S086919080017322-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Васильева Ольга Александровна 
Должность: заведующая отделом Древнего Востока
Аффилиация: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Адрес: Российская Федерация, Москва
Малых Светлана Евгеньевна
Должность: Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Томашевич Ольга Владимировна
Должность: Доцент исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
243-256
Аннотация

В статье рассматриваются восемь предметов древнеегипетской терракотовой пластики греко-римского времени, хранящиеся в запасниках ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве; три из них ранее не публиковались. Пять из них были приобретены В.С.Голенищевым в Египте, три происходят из других источников. Статуэтки объединены общей стилистикой – они выполнены в виде древнеегипетского бога Бэса, стоящего в напряженной позе с руками на коленях и, по-видимому, символизирующего борца, готового к схватке со злыми силами. Основная часть статуэток относится к Птолемеевскому и Римскому периодам, однако один предмет следует датировать более ранней эпохой – V–IV вв. до н.э. Бог Бэс считался защитником в самые опасные и критические периоды жизни человека (роды, сон, болезнь, смерть) и потому получил широкую популярность в Египте. Вероятно, по отношению к семье Бэс играл ту же роль, что и Лары в древнем Риме, которые защищали дом, очаг и семью. Если древнеегипетские богини, например, Исида и Таурт, способствовали женской плодовитости и рождению здорового потомства, то функция Бэса была шире – гарантировать эффективную защиту всего, относящегося к женской сфере (плодовитость, зачатие, беременность и роды). Бэс неразрывно связан с богом-ребенком Хором/Харпократом и охранял младенцев и детей от многочисленных видимых и невидимых опасностей – от злых духов и болезней до укусов змей и скорпионов. Благодаря своим апотропеическим свойствам изображения Бэса становятся популярным символом на различных предметах домашнего обихода; в самых разных формах изображения Бэса украшали особую часть дома – спальню. Статуэтки Бэса преобладают в домашнем контексте, однако они встречаются и в гробничном инвентаре, что связано со способностью Бэса охранять «сон» умершего: Бэс считался способным отгонять злых духов в темное время суток, кроме того, как «божество перехода» он внедряется также и в сферу последнего «переходного» состояния умирающего человека.

Ключевые слова
греко-римский Египет, египетские терракоты, бог Бэс, древнеегипетская религия, «народная» религия, В.С. Голенищев, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Источник финансирования
Статья подготовлена в рамках проекта Российского научного фонда № 19-18-00369 «Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России (на материале памятников коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина и архивных источников)».
Классификатор
Получено
30.10.2021
Дата публикации
12.05.2022
Всего подписок
14
Всего просмотров
566
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2022 год
1 В египетском собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина имеется восемь терракотовых статуэток, объединенных общей семантикой и демонстрирующих апотропеические функции бога Бэса. Пять статуэток происходит из собрания В.С. Голенищева; две – из Музея-института классического Востока (МИКВ)1 и Музейного фонда, одна статуэтка в начале 2021 г. была передана в дар в ГМИИ частным лицом.
1. Материалы о МИКВ см.: [Томашевич, 2003, с. 150–164].
2 КАТАЛОГ ТЕРРАКОТОВЫХ СТАТУЭТОК
3 1. Статуэтка стоящего Бэса (илл. 1). Инв. № I, 1а 6465. Государственный музейный фонд (1928). Датировка: V–IV вв. до н.э. Сохранность: целый; небольшие сколы на правой руке и потертости на поверхности. Размеры: высота 8,5 см, ширина 2–3,9 см, толщина 1,3–2,5 см. Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны хорошего качества, с детализацией; задняя сторона простая, подрезана, заглажена и подлощена; низ статуэтки сформован на плоской поверхности. Материал: глина аллювиальная тонкая плотная светло-коричневая (7.5YR6/4), с небольшой примесью кварцевого песка, известняка и растительных частиц. Способ отделки внешней поверхности: заглаживание. Обжиг: неравномерный окислительный. Примечание: поверхность статуэтки неоднородного цвета, со следами копоти, вероятно, от некачественного обжига. Публикации: нет. Аналогии: Cf. [Török, 1995, pl. XVIII, no.10].
4 2. Статуэтка стоящего Бэса (илл. 2). Инв. № I, 1а 457. Из Музея-института классического Востока (1924). Датировка: Птолемеевский период. Сохранность: утрачена верхняя часть головного убора, сколы и потертости на поверхности. Размеры: высота 9,6 см, ширина 2,0–3,7 см, толщина 1,2–2,4 см. Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и тщательно заглажены; оттиск лицевой стороны слабо детализированный; задняя сторона простая, заглажена; на задней стороне технологическое отверстие диаметром 1,0–1,1 см; низ статуэтки подрезан. Материал: глина аллювиальная тонкая плотная коричневая (7.5YR4/3), со средним количеством белых частиц (измельченные речные раковины?), с небольшой примесью золотистой слюды и растительных частиц. Способ отделки внешней поверхности: заглаживание, коричневый ангоб (5YR4/4), местами потемневший до темно-коричневого (5YR3/1); на задней стороне ангоб сохранился плохо. Обжиг: неравномерный окислительный. Примечание: следы белой гипсоподобной субстанции на лицевой стороне и в боковых швах. Публикации: [Ходжаш, 2004, с. 99, кат. 68]. Аналогии: Cf. [Lexicon Iconographicum, 1986, Bes 19 l (Oxford, Ashmolean Mus. 1962. 235); Kaufmann, 1913, S. 71, Abb. 40; Dunand, 1990, p. 44; Martin, 1981, pl. 27, no.1331].
5 3. Статуэтка стоящего Бэса (илл. 3). Инв. № I, 1а 8034. Из собрания А. В. Кондратьева (2021). Датировка: Греко-римский период. Сохранность: небольшие сколы и потертости поверхности. Размеры: высота 6,6 см, ширина 1,3–2,5 см, толщина 0,4–1,5 см. Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны среднего качества; задняя сторона простая, подрезана и заглажена. Материал: глина аллювиальная средне-тонкая плотная, неравномерной окраски, в основном коричневая (2.5YR4/3, 5YR4/2), местами красная (10R5/6), со средним количеством кварцевого песка, слюды и коричневого шамота, с небольшой примесью растительных частиц, редкими включениями известняка Способ отделки внешней поверхности: без отделки. Обжиг: неравномерный окислительный. Публикации: нет Аналогии: Cf. [Bayer-Niemeier, 1988, Nr.438].
6 4. Статуэтка стоящего Бэса (илл. 4). Инв. № I, 1а 4260. Из собрания В. С. Голенищева (1911). Датировка: Римский период. Сохранность: целая, местами небольшие сколы. Размеры: высота 16,8 см, ширина 2,5–5,8 см, толщина 1,5–3,4 см. Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны среднего качества (частично деформирована правая сторона лица); задняя сторона простая, заглажена; на задней стороне технологическое отверстие диаметром 1,4–1,6 см; низ статуэтки подрезан. Материал: глина аллювиальная средне-тонкая плотная светло-коричневая (5YR5/3, 5YR5/4), со средним количеством золотистой слюды, кварцевого песка и растительных частиц, небольшой примесью известняка. Способ отделки внешней поверхности: заглаживание. Обжиг: равномерный окислительный. Примечание: следы белой гипсоподобной субстанции и красного пигмента на лицевой стороне. Публикации: [Ходжаш, 2004, с. 103, кат. 73]. Аналогии: [Bailey, 2008, 3085; Weber, 1914, Taf. 25.251–252; Breccia, 1934, pl. XLIX.240; Bayer-Niemeier, 1988, Nr.438. Cf. Kaufmann, 1913 S. 71, Abb. 40; Lexicon Iconographicum, 1986, Bes 68a (Louvre Dep.Ant.Eg. E 20696); Dunand, 1990, p. 41; Pamminger, 1990, S. 146, Nr. 103; Török, 1995, pl. XVIII, no.12].
7 5. Статуэтка-светильник (?) в виде стоящего Бэса (илл. 5). Инв. I, 1а 4248. Из собрания В. С. Голенищева (1911). Датировка: Римский период. Сохранность: утрачен головной убор, потертости на лицевой и задней сторонах. Размеры: высота 14,3 см, ширина 5,1–7,5 см, толщина 3,0–5,9 см. Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и тщательно заглажены; оттиск лицевой стороны среднего качества, с небольшими трещинами при формовке; задняя сторона со слабым рельефом, заглажена; на задней стороне технологическое отверстие 1,3–1,8 см; низ статуэтки подрезан. Материал: глина аллювиальная средне-тонкая плотная красно-коричневая (2.5YR4/4, 2.5YR4/6), с большим количеством золотистой слюды, небольшой примесью растительных частиц. Способ отделки внешней поверхности: заглаживание. Обжиг: равномерный окислительный. Примечание: следы белой гипсоподобной субстанции на лицевой стороне; под ногами на лицевой стороне два отверстия, возможно, для вставки фитиля. Публикации: [Ходжаш, 2004, с. 104, кат.74]. Аналогии: [Fischer, 1994, Taf. 54.550. Cf. Fjeldhagen, 1995, cat.59; Ashton, 2003, UС 4810.8; Dunand, 1990, 48].
8 6. Статуэтка стоящего Бэса (илл. 6). Инв. № I, 1а 4259. Из собрания В. С. Голенищева (1911). Датировка: Римский период. Сохранность: утрачена часть головы. Размеры: высота 16,1 см, ширина 5,0–8,5 см, толщина 4,1–5,3 см. Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны среднего качества (местами видны отпечатки пальцев); задняя сторона со слабым рельефом, заглажена, с небольшими трещинами, образовавшимися при формовке или обжиге; на задней стороне технологическое отверстие овальной формы 1,5–2,0 см; низ статуэтки подрезан. Материал: глина аллювиальная средне-тонкая плотная красно-коричневая (2.5YR4/4), с большим количеством золотистой слюды, небольшой примесью известняка и растительных частиц. Способ отделки внешней поверхности: заглаживание. Обжиг: равномерный окислительный. Примечание: следы желтовато-белой гипсоподобной субстанции на лицевой и задней сторонах. Публикации: [Ходжаш; 2004, с. 100, кат.70]. Аналогии: Cf. [Kaufmann, 1913, S. 71, Abb. 40; Dunand, 1990, p. 41].
9 7. Статуэтка стоящего Бэса (псевдососуд) (илл. 7). Инв. № I, 1а 4270. Из собрания В. С. Голенищева (1911). Датировка: Римский период. Сохранность: почти целый, скол на левой ноге. Размеры: высота 16,7 см, ширина 2,7–6,0 см, толщина 3,6–4,6 см. Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и тщательно заглажены; рабочий край венчика псевдососуда подрезан; оттиск лицевой стороны хорошего качества, но с небольшими дефектами; задняя сторона рельефная, хорошего качества; на лицевой стороне (между ступней) технологическое отверстие (?) диаметром 0,7–0,8 см; дно плоское. Материал: глина мергельная тонкая плотная серо-желтовато-бежевая (10YR6/3), с небольшим количеством известняка и растительных частиц, редкими включениями золотистой слюды и кварцевого песка. Способ отделки внешней поверхности: заглаживание. Обжиг: равномерный окислительный. Примечание: следы желтой охры на лицевой стороне. Публикации: [Ходжаш, 2004, с. 101, кат. 71]. Аналогии: [Ewigleben, Grumbkow, 1991, Kat. 50].
10 8. Амфориск с изображением фигуры стоящего Бэса (илл. 8). Инв. № I, 1а 2987. Из собрания В. С. Голенищева (1911). Датировка: Птолемеевский период. Сохранность: почти целый; сколы на венчике и одной из ручек. Размеры: высота 16,1 см, диаметр венчика 4,4–4,6 см, диаметр тулова 6,9–7,1 см. Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск среднего качества. Материал: глина аллювиальная тонкая плотная светло-коричневая (5YR5/3, 5YR5/4), со средним количеством золотистой слюды, небольшой примесью растительных частиц и редкими включениями известняка. Способ отделки внешней поверхности: заглаживание. Обжиг: равномерный окислительный. Примечание: следы белой гипсоподобной субстанции на лицевой стороне. Публикации: нет. Аналогии: Cf. [Bailey, 2008, no.3658; Lexicon Iconographicum, 1986, Bes 50b (CG 32385)].
11 БЭС-АПОТРОПЕЙ
12 По своим функциям Бэс являлся богом-апотропеем par excellence2. С периода Нового царства он встречается в изображениях на предметах домашнего обихода (мебели, сосудах, косметических принадлежностях) и очень мало представлен в храмах, где присутствует, главным образом, при рождении царского ребенка в сценах теогамии [Volokhine, 2010, p. 238].
2. Показательно, что начиная с XXII династии слова «защищать, защита» пишут аналогично имени этого бога [Wb. I, 1955, S. 475: 8–9; ср. с Wb. I, 1955, S. 476: 8].
13 Считалось, что своим пронизывающим взглядом (он изображается всегда анфас) Бэс отгоняет от человека все вредоносное при любых обстоятельствах, и распространяет свои охранительные функции на все сферы жизни, прежде всего, на защиту женщин и рождение детей, охрану сна и переход умершего в мир иной, а также связанные с религиозными праздниками пиршества с музыкой, танцами и вином. В некоторых папирусах (в частности, P.Lond. 121.245 [Lexicon Iconographicum, 1986, p. 108]) говорится о том, что его взгляд ослепляет; этот же эффект производит танец Бэса, во время которого бог поражает врага магическими жестами (например, направляя на него два пальца)3. В большинстве случаев эти функции совпадали с функциями богинь-покровительниц семьи Хатхор (важно, что ее лицо также изображается анфас) и Таурт [Dasen, 1993, p. 67, 73]. Примечательно, что уже одна голова Бэса считалась могучим апотропеем (именно такие амулеты распространились в древности по всей ойкумене, включая греческие колонии Северного Причерноморья и даже соседние с ними варварские территории [Коростовцев, 1957, с. 72–87; Nile into Tiber, 2007]).
3. Ссылки см.: [Lexicon Iconographicum, 1986, p. 108]. Известны амулеты в виде двух «указующих» пальцев – это жест защиты [Wilkinson,1999, p. 194].
14 Неслучайна связь Бэса и с музыкой4 – ведь пением и танцами прогоняют враждебные силы, а заодно – дурное настроение, даруя радость и веселье [Ewigleben, Grumbkow, 1991, S. 30]. Этот «музыкальный» аспект также связывает Бэса с Хатхор – богиней любви, веселья, красоты, защитницей маленького Хора. Характерно, что оба божества часто украшают систры, типичные для культа Хатхор5. На принадлежностях домашнего обихода Бэс чаще появляется в компании другой защитницы детства и материнства, Таурт, беременной самки бегемота6. Например, на подлокотнике кресла царевны Сатамун два изображения Бэса фланкируют фигуру Таурт, причем один Бэс с ножами, второй – с бубном. Так символически показаны различные «орудия» бога-апотропея в борьбе со злыми силами [Quibell, 1908, pl. XLI].
4. В московской коллекции нет терракот с изображением Бэса-музыканта (ср., однако, изображения на других памятниках малой пластики: [Ходжаш, 2004, кат. 36–37, 54, 91, 128–129, 150–151, 210, 225].

5. [Ходжаш, 2004, с. 92, кат. 55]. По мнению М. Малэза, систры указывают на роль Бэса как усмирителя Хатхор-Тефнут [Malaise, 2004, p. 278]. Умиротворяющее воздействие звуков этих музыкальных инструментов хорошо показано в «Рассказе Синухета» [Blackman, 1972, Sin. B 268–283].

6. Таурт тоже может изображаться с ножом: [Ходжаш, 2004, с. 73, 138, кат. 25, 187 (I, 1а 5764; I, 1а 4824)].
15 В наибольшей степени Бэс считался помощником во время беременности и родов – когда женщины и младенцы особенно уязвимы (известно, что уровень смертности малолетних детей и рожениц был высок в древности). Божество Аха (судя по иконографии, предтеча Бэса) изображался на магических жезлах эпохи Среднего царства [Altenmüller, 1965, S. 152–154] – эти выгнутые в форме бумеранга плоские костяные ножи/жезлы считались действенным магическим оружием; в мифологической реальности они защищали солнечного бога во время его странствования под землей, а в земной жизни охраняли в первую очередь детей и все, связанное с деторождением [Malaise, 1990, p. 701–711; Vink, 2016, p. 257, 268]. Вероятно, не случайно материалом для изготовления ножей часто служила кость гиппопотама: хорошо известно, с какой свирепостью самки этих животных защищают своих малышей; именно поэтому и богиня Таурт, «напарница» Бэса, имела облик беременной бегемотихи. Ножами могли прочерчивать границы охраняемой территории, обеспечивая тем самым ее магическую защиту, их могли помещать под кроватью или на тело матери или ребенка. В одной из гробниц на территории Рамессеума было найдено четыре фрагмента магических жезлов вместе с другими предметами апотропеического назначения7; обнаруженные здесь же папирусы содержали магические тексты относительно родоразрешения и новорожденных детей. Все эти предметы, вероятно, использовались во время произнесения заклинаний неким «магом» / «ритуалистом», а по сути – знахарем [Dasen, 1993, p. 70]. У.М.Ф. Питри сделал аналогичную находку при раскопках дома в Лахуне: статуэтка (Бэсет?), пара кастаньет и большая полихромная маска Бэса [Petrie, 1890, p. 30, pl. VIII.13, 13a, 14, 27]. Предметы могли принадлежать местному целителю (или повитухе), который надевал маску Бэса для исполнения ритуалов [Dasen, 1993, p. 70]. Защитная роль Бэса в сфере женской физиологии весьма обширна – этот бог не просто защищает нерожденное дитя и младенца, но охраняет лоно женщины [Malaise, 2004, p. 269].
7. [Quibell, 1898, p. 3, pl. III]. К сожалению, гробница, датируемая Средним царством, была разграблена в древности, что осложняет интерпретацию находки.
16 По некоторым версиям, этимология имени bs может восходить к понятию, обозначающему незрелое существо маленького роста, младенца в утробе8. Бэс неслучайно изображался в облике карлика, ведь он ассоциировался с эмбрионом и недоношенным ребенком, который считался у древних магическим апотропеем. Показательно, что мертворожденных, а также недоношенных и поэтому погибших детей хоронили в саркофагах с маской Бэса9. Изображения Бэса на скрюченных, подогнутых ногах напоминают маленького Хора, который еще неспособен твердо стоять на своих слабых ножках10.
8. [Meeks, 1992, p. 272, 427, 434]. Различные варианты этимологии см.: [Dasen, 1993, p. 56]. Ср. термин для обозначения карлика: [Goyon, 1975, p. 362, nos. 8–9].

9. [Meeks, 1992, p. 428]. Ср. саркофаг ребенка из раскрашенной терракоты Птолемеевского периода в музее Будапешта [Kothay, Liptay, 2013, p. 128, cat. 61 (Inv.no.66.1-E)]. Карлик Бэс, возможно, есть воплощение уродца, вроде крошки Цахеса, рождения которого стремились избежать и противоположностью которому был юный и прекрасный Хор.

10. Плутарх, упоминавший о слабом, преждевременно родившемся Харпократе (DIO19, 358D), очевидно воспроизводит египетскую традицию, зафиксированную в новоегипетском тексте «Тяжба Хора и Сета»: верховный бог обвиняет Хора в том, что он немощен телом [Gardiner, 1932, 3,8].
17 Впрочем, поскольку имя «Бэс» появляется только в конце Нового царства, его можно считать собирательным для всех карликовидных богов [Manniche, 2015, p. 217]. Вполне вероятно, что различные наименования подобных «божков» (Бэс, Аха) на самом деле есть имена одного и того же божества, обозначающие множество его разнообразных функций и атрибутов, но для полной классификации каждого типа «Бэсов» не хватает письменных источников [Dasen, 1993, p. 56–57, no. 16]. Практически нет надежды, что последние когда-нибудь найдутся: эти защитники дома не были героями «высокой» жреческой теологии, их фигурки использовали в домашней обрядности, а обращенные к ним мольбы и заклинания вряд ли записывались.
18 Согласно египетской традиции Бэс – прежде всего покровитель Хора-ребенка, поэтому он постоянно изображается в различных сценах на рельефах мамисси – святилищ, посвященных рождению божественного младенца [Volokhine, 2010, p. 239; Lexicon Iconographicum, 1986, p. 108, Bes 1–5]. На магических стелах, появившихся в период Нового царства и быстро ставших очень популярными [Berlev, Hodjash, 1982, p. 245], маска Бэса обычно воспринимается как апотропей, защищающий младенца; однако Бэс мог выступать не только в роли его защитника, но и полностью с ним отождествляться11. Этот синкретизм следует понимать в солярном контексте: Бэс воспринимался как проявление дряхлого солнечного божества, которому приходит на смену Харпократ – солнце юное. Включение кривоногого Бэса в концепцию молодого и старого солнца, истоки которого восходят к концу XVIII династии, базировалось в том числе на ряде символических ассоциаций. Карлики были связаны с солнечным богом в силу необычности своего облика, сочетающего в себе признаки детей и взрослых – маленький рост и черты зрелого человека; точно так же и новорожденное солнце, будучи «ребенком», уже являет недетскую мудрость и зрелость, присущую старцу12.
11. Синкретизм Хора и Бэса отразился в многочисленных изображениях, например, на магической стеле греко-римского времени из Национального Археологического музея в Неаполе (коллекция Борджиа, Инв. № 883) [ >>>> , >>>> , 2000, p. 133]. Бронзовая статуэтка эпохи XXVI династии показывает Харпократа в маске Бэса и с короной-атеф на голове [Brandl et al. 2014, p. 276–277, cat.76].

12. [Берлев, Ходжаш, 2004, c. 334; Manniche, 2015, p. 220]. В тексте «Литании Ра» зафиксировано отождествление Бэса с богом Ра; на это указывает и присутствие некоторых атрибутов в иконографии Бэса, например, глаза Уджат [Dasen, 1993, p. 65].
19 Все терракотовые предметы, анализируемые в данной статье, изображают Бэса в наиболее характерной для него иконографической позе, напоминающей слегка присевшего павиана [Ewigleben, Grumbkow, 1991, S. 63–64; Kat. 48, 50]: он стоит на полусогнутых ногах, опираясь руками на бедра. Эта поза лишь кажется спокойной, на самом деле она является угрожающей13: Бэс показан в стойке борца-атлета, готового к нападению, подобно воину, потрясающему своим мечом14. Облик Бэса, высунувшего язык и смотрящего прямо в лицо противнику пристальным взглядом своих огромных глаз, как считалось, внушал страх злым духам. Высунутый язык – архаический символ угрозы – встречается, например, в изображениях так называемого Горгонейона – устрашающей маски Медузы Горгоны15. Статуи из Дендеры и саккарского Серапеума показывают Бэса именно таким, в позе стоящего уперев руки в бока, обнаженного борца (лишь на его плечи накинута львиная шкура, подчеркивающая его грозный облик)16.
13. Неслучайно до Ж.-Ф. Шампольона антиквары воспринимали Бэса как грозного Тифона, олицетворение зла, называя маммиси в Дендере, где много его скульптурных изображений, «Тифониум».

14. Изображения Бэса-воина выделяются в отдельный иконографический тип [Lexicon Iconographicum, 1986, p. 98], которому будет посвящена отдельная статья.

15. См. [Lexicon Iconographicum, 1988, p. 316–317] об апотропеическом значении подобной маски у других мифологических персонажей – Хумбаба, Пазузу, Ламашту, Бэс, Хатхор. О маске гримасы и ее широком употреблении в качестве устрашающего символа говорят многие исследователи; эффект устрашения древние визуализировали при помощи такой бросающейся в глаза детали, как высунутый язык [Realencyclopädie, 1912, S. 1648].

16. [Lauer, Picard, 1955, p. 9, fig. 5; Volokhine, 2010, pl. 10–11]. В иероглифическом написании имени «Бэс» фигурирует детерминатив «шкура с хвостом» [Wb. I, 1955, S. 476: 8].
20 Терракотовая статуэтка I, 1a 6465 изображает стоящего обнаженного Бэса с кривыми ножками, уперев руки в бедра. Между ног до земли свисает фаллос (или хвост шкуры?). Пупок и соски грудей переданы декоративно, окружностями. Глаза, нос и рот имеют округлую форму; язык не высунут. Бороды и усов нет. На голове вместо обычной львиной гривы – полосатый плат-немес, на который надета тиара из четырех страусовых перьев. Параллелей такому типу очень мало17; есть похожий по стилю памятник из собрания Будапешта, который датирован позднеегипетским или раннептолемеевским временем [Török, 1995, p. 32–33 (SzM 56.78.А, плоский рельеф)]. Возможно, московский памятник принадлежит доптолемеевской иконографической традиции, хотя царский немес указывает скорее на конец Римского периода.
17. В немесе обычно изображаются боги царского статуса, например, Хор, причем подобные изображения типичны для конца римской эпохи [Томашевич, 2014, с. 24–28].
21 Поверхность маленькой статуэтки I, 1а 457 была сильно заглажена и покрыта ангобом, что нетипично для египетских терракотовых изделий. Тем не менее, просматриваются борода, усы, большие «львиные» уши. Перед нами тип стоящего обнаженного Бэса с руками на бедрах; на голове у него тиара из перьев. Миниатюрная статуэтка I, 1а 8034 изображает Бэса в традиционной позе, с руками на бедрах, обнаженным, с лицом – львиной маской. На голове – тиара из пяти перьев.
22 Четыре статуэтки (I, 1а 4248, 4259, 4260 и 4270) изображают Бэса с телом борца, коренастым, атлетически сложенным, с напряженными мускулами. Терракоты I, 1а 4248 и 4259 показывают Бэса почти присевшим – кажется, тотчас он ринется в бой. Судя по близкой текстуре глины, они были сделаны в одном производственном центре. У обеих фигурок сильно обломан верх – там, где должна находиться высокая тиара. У двух других статуэток имеется на голове корона из трех (I, 1а 4260) и пяти (I, 1а 4270) страусовых перьев18. Бэс стоит, уперев руки в талию, словно боец, разминающийся перед очередным раундом. У всех статуэток присутствует традиционный оскал с сильно высунутым языком, волосы бороды и усов трактованы декоративно.
18. Количество перьев в тиаре может быть как четным, так и нечетным, и варьируется от трех до шести.
23 Статуэтка I, 1а 4270 (псевдососуд) тщательно детализирована: в центре глаз прочерчен зрачок, во рту показаны мелкие зубки, шкура пантеры и ее мордочка переданы мелкой штриховкой. Спереди Бэс кажется отдельно стоящим, однако в действительности он прислонился к лотосовидной колонке, передняя часть которой оформлена как подиум. На этой плинфе изображен эллинизированный растительный орнамент – гирлянды, перевязанные лентами19. В правой руке Бэс держит маленький цветок лотоса. Растительные мотивы из всевозможных розеток и лотосов вообще тесно связаны с иконографией Бэса, что соответствует его близости как к хаторической, так и солярной символике20. Стилистически эта статуэтка-псевдососуд похожа на фигурный керамический лекиф в виде Бэса I, 1a 4274 [Васильева, Малых, 2016, c. 987, 1005, рис. 1, 3], однако отверстие в нижней части предмета, проделанное до обжига, не позволяет рассматривать ее как фигурный сосуд.
19. Согласно С.И. Ходжаш [Ходжаш, 2004, с. 101], изображение крылатого солнечного диска.

20. На рельефах в маммиси Бэс нередко изображается держащим в поднятых руках букеты из связанных лотосов с длинными стеблями [Chassinat, 1910, pl. II; Chassinat, 1939, pl. LXII; Volokhine, 2010, pl. 12]. Горло сосуда в виде головы Бэса из музея Хильдесхайма украшено листьями или бутонами лотосов [Pelizaeus-Museum Hildesheim, 1993, S. 60, Abb. 52]. Ср. тип бронзовых статуэток, изображающих Бэса на папирусовидной/лотосовидной колонке [Roeder, 1956, S. 445–446, Abb. 662–664].
24 Все перечисленные статуэтки изображают полностью обнаженного Бэса, за исключением I, 1а 4270 – у этой терракоты показана накинутая на спину шкура пантеры, причем голова животного висит на груди как декоративная пектораль. Подобное одеяние широко распространено в иконографии Бэса; аналогии встречаются в терракотовой, бронзовой и фаянсовой пластике, а также в каменной скульптуре [Götter und Pharaonen, 1979, cat. 139. (Alexandria 1091), cf. cat. 112. (CG 38738, JE36833); Lexicon Iconographicum, 1986, Bes 14 (Hildesheim, Peliz. Mus. 1026), Bes 16b (Louvre Dep.Ant.Eg.N 437), Bes 25a (Naples Mus. Nat. Coll. Eg. 184)]. Статуэтка-светильник I, 1а 4248 частично сохранила следы белой краски; внизу между ступнями Бэса проделаны два небольших отверстия для благовонных палочек или фитиля. Такие предметы исследователи обычно называют “Miniaturlampe”, подразумевая символический характер этих светильников [Bayer-Niemeier, 1988, S. 129, Taf. 40 (Kat-Nr.210)]. Аналогичный памятник из Лувра имеет, кроме двух отверстий внизу, также дырочку в головном уборе – для подвешивания (cf. [Dunand, 1990, p. 48]).
25 На небольшом остродонном амфориске I, 1а 2987 рельефно изображена фигурка стоящего обнаженного Бэса; несмотря на позу борца, опустившего руки на колени полусогнутых ног, вид у него не слишком устрашающий. На голове – тиара с четырьмя перьями; черты лица немного стерты, но видны львиные уши, борода-грива и высунутый язык. Подобные рельефные изображения на небольших сосудиках – не редкость, однако преимущественно встречаются изображения Харпократа и Эрота21; Бэс показан в таких композициях, как правило, танцующим: например, на керамических сосудах – алабастре из Каирского музея и канфаре из Британского музея [Lexicon Iconographicum, 1986, Bes 50b (CG 32385); Walker, Higgs, 2001, p. 100, cat. 120, (BM GR 1997.10-5.1)].
21. Амфориск с Эротом из коллекции У.М.Ф. Питри (к сожалению, без провенанса) птолемеевского времени [Bailey, 2008, cat. 3658 (BM Gr 1895.10-20.2)].
26 Заключение
27 Чрезвычайная популярность Бэса, устойчивость и распространенность его почитания объясняется тем, что это божество считалось защитником в самые опасные и критические периоды жизни человека (роды, сон, болезнь, смерть).
28 Вероятно, по отношению к семье Бэс играл ту же роль, что и Лары в древнем Риме, которые защищали дом, очаг и семью; к таким «малым божествам» обращались за помощью в связи с родами, обрядом инициаций, бракосочетанием, смертью [Штаерман, 1982, с. 38–39; Шайд, 2006, c. 166]. Поэтому мы и встречаемся с множеством карликообразных существ, которых к концу Нового царства начинают обозначать общим именем «Бэс». Как писал М.А. Коростовцев, «Бесы, патэки, кабиры, гномы относятся, по-видимому, к одному кругу представлений, бытовавших на той ступени умственного и духовного развития человечества, когда люди населяли землю несметным количеством божков или духов… За помощью человек обращался к Бесам и им подобным, ибо «великие боги» не всегда были склонны непосредственно вмешиваться в его обыденную жизнь» [Коростовцев, 1976, с. 145].
29 Благодаря своим апотропеическим свойствам изображения Бэса становятся широко распространенным символом на самых различных предметах домашнего обихода, кроватях и ларцах, сосудах для воды и косметики, зеркалах22, на печатях, скарабеях, амулетах и геммах [Ходжаш, 2004, c. 118–139]. Изображения Бэса в самых разных формах украшали особую часть дома – спальню, как о том свидетельствует археологический материал23. Фигурки Бэса преобладают в домашнем контексте, однако подобные статуэтки могли встречаться и в гробничном инвентаре – если принимать во внимание способность Бэса охранять умершего. Сон для древних часто уподоблялся смерти; Бэс считался способным отгонять злых духов в темное время суток, кроме того, как «божество перехода» он внедряется также и в сферу последнего «переходного» состояния умирающего человека [Volokhine, 2010, p. 247].
22. [Dasen, 1993, p. 55–83]. Ср. в коллекции ГМИИ: зеркало с ручкой, украшенной головой Бэса (I, 1а 1735); ручка косметической ложечки в виде девушки с татуировкой на бедрах в виде фигурки Бэса (I, 1а 3627) [Анохина, Дюжева, Томашевич, 2017, с. 146–149, 156–157].

23. Сноски см.: [Dasen, 1993, p. 71].
30 Наряду с Харпократом и Исидой статуэтки «малого», или «народного» божества Бэса – самые распространенные терракоты, которые демонстрируют его большое значение в домашних обрядах [Abdelwahed, 2016, 55; Nachtergael, 1985, p. 235]. Подобные терракоты вполне могли размещаться в домашних святилищах, которые могли быть совсем маленькими, типа «красного угла» в русской избе. Амулеты с изображением Бэса и небольшие глиняные фигурки женщины могли носить на шее во время беременности, или помещать их на тело во время родов [Dasen, 1993, p. 70–71, no. 117 (ссылка на магические тексты)]. Многие богини – например, Исида и Таурт – способствовали женской плодовитости и рождению здорового потомства; функция же Бэса была гораздо более широкой – гарантировать эффективную защиту всего относящегося к женской сфере (плодовитость, зачатие, беременность и роды) [Griesbach, 2013, S. 111; Frankfurter, 1998, p. 432]. Это божество, неразрывно связанное с богом-ребенком Хором/Харпократом, также охраняло младенцев и детей от многочисленных видимых и невидимых опасностей – от злых духов и болезней до укусов змей и скорпионов.
31 Египтяне римского времени видели силу Бэса в способности защитить людей, преимущественно женщин-матерей и их потомство, в самых разных обстоятельствах; именно этим можно объяснить его вездесущее присутствие на стелах и амулетах, в виде фигурок воина, борца, танцора и музыканта.

Библиография

1. Анохина Е.А., Дюжева О.П., Томашевич О.В. Египет IV–I тысячелетия до н.э. Больше, чем путеводитель. М.: ГМИИ им. А.С.Пушкина, 2017.

2. Берлев О.Д., Ходжаш С.И. Скульптура древнего Египта в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина. М.: Восточная литература, 2004.

3. Васильева О. А., Малых С. Е. Древнеегипетские рельефные керамические сосуды греко-римского времени из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Вестник древней истории. 2016. №4. С. 981–1010.

4. Коростовцев М.А. Древнеегипетские находки в СССР. Вестник истории мировой культуры. 1957. № 2. С. 72–87.

5. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. М.: Наука, 1976.

6. Томашевич О.В. Древнеегипетский бог Хор и святой Георгий. Lanterna nostra. К юбилею проф. И.Л. Маяк. СПб.: Алетейя, 2014. C. 23–33.

7. Томашевич О.В. Египтолог Владимир Викентьев – создатель музея нового типа. Памятники и люди. М.: Восточная литература, 2003. С. 141–172.

8. Ходжаш С.И. Изображения древнеегипетского бога Бэса в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Каталог. М.: Восточная литература, 2004.

9. Шайд Дж. Религия римлян. М.: Новое издательство, 2006 [Shaid J. Religion of the Romans. Moscow: Novoe izdatelstvo, 2006 (in Russian)].

10. Штаерман Е.М. Лары. Мифы народов мира. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1982. С. 38–39.

11. Abdelwahed Y.E.H. Houses in Graeco-Roman Egypt. Arenas for Ritual Activity. Oxford: Archaeopress Publishing Ltd., 2016.

12. Altenmüller H. Die Apotropaia und die Götter Mittelägyptens: eine typologische und religionsgeschichtliche Untersuchung der sogenannten „Zaubermesser“ des Mittleren Reichs. Diss. Teil I. München, 1965.

13. Ashton S.-A. Petrie’s Ptolemaic and Roman Memphis. London: Institute of archaeology, 2003.

14. Bailey D. Catalogue of the Terracottas in the British Museum. Vol. IV. Ptolemaic and Roman Terracottas from Egypt. London: British Museum Press, 2008.

15. Bayer-Niemeier E. Griechisch-römische Terrakotten. Liebighaus – Museum Alte Plastik. Bildwerke der Sammlung Kaufmann I. Frankfurt: Verl. Gutenberg, 1988.

16. Berlev O., Hodjash S. The Egyptian Reliefs and Stelae in the Pushkin Museum of Fine Arts, Moscow. Leningrad: Aurora Art Publishers, 1982.

17. Blackman A.M. Middle-Egyptian Stories. Bruxelles: Edition de la Fondation Egyptologique Reine Elisabeth, 1972.

18. Borriello M.R., Giove T. (eds.). The Egyptian Collection of the National Archaeological Museum of Naples. Napoli: Electa, 2000.

19. Brandl H., Bakr M.I., Kalloniatis F. (eds.). Egyptian Antiquities from the Eastern Nile Delta. Cairo, Berlin: MIN, 2014

20. Breccia E. Terrecotte figurate greche e greco-egizie del museo di Alessandria. (Monuments de l’Égypte gréco-romaine, II.2). Bergamo: Officine dell’Istituto italiano d’arti grafiche, 1934.

21. Dasen V. Dwarfs in ancient Egypt and Greece. Oxford: Clarendon Press, 1993.

22. Dunand Fr. Catalogue des terres сuites gréco-romaines d’Égypte. Paris: Réunion des musées nationaux, 1990.

23. Ewigleben C., Grumbkow J. von. Götter, Gräber und Grotesken. Tonfiguren aus dem Alltagsleben im römischen Ägypten. Hamburg: Museum für Kunst und Gewerbe, 1991.

24. Fischer J. Griechisch-Römische Terrakotten aus Ägypten. Die Sammlungen Sieglin und Schreiber. Dresden, Leipzig, Stuttgart, Tübingen. Tübingen: E. Wasmuth, 1994.

25. Fjeldhagen M. Catalogue Graeco-Roman Terracottasfrom Egypt. Ny Carlsberg Glyptotek. Copenhagen: Ny Carlsberg Glyptotek, 1995.

26. Frankfurter D. Religion in Roman Egypt. Assimilation and Resistance. Princeton: Princeton University Press, 1998.

27. Gardiner A.H. Late Egyptian Stories. Bruxelles: Edition de la Fondation Egyptologique Reine Elisabeth, 1932.

28. Götter und Pharaonen. Roemer- und Pelizaeus-Museum Hildesheim; 29. Mai – 16. September 1979. Mainz: Von Zabern, 1979.

29. Goyon J.-Cl. Textes mythologiques II. ‘Les révélations du mystère des Quatre Boules’. Bulletin de l’Institut français d’archéologie orientale. 1975. 75. Pp. 349–399.

30. Griesbach J. (Hrsg.). GRYPTISCH. Griechisch–Ägyptisch. Tonfiguren vom Nil. Würzburg: Museum der Universität Würzburg, 2013.

31. Kaufmann C.M. Ägyptische Terrakotten der griechisch-römischen und koptischen Epoche. Kairo: Diemer, Finck und Baylaender, 1913.

32. Kothay A., Liptay E. (eds.). Egyptian Artefacts of the Museum of Fine Arts Budapest. Budapest: Museum of Fine Arts Budapest, 2013.

33. Lauer J.-Ph., Picard Ch. Les statues ptolémaïques du Sarapeion de Memphis. Paris: Presses universitaires de France, 1955.

34. Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae. Vol. III. Zürich, München: Artemis Verlag, 1986.

35. Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae. Vol. IV. Zürich, München: Artemis Verlag, 1988.

36. Malaise M. Bes et la famille isiaque. Chronique d’Egypte. 2004. LXXIX. Pp. 266–292.

37. Malaise M. Bès et les croyances solaires. Israelit-Groll S. (ed.). Studies in Egyptology presented to Miriam Lichtheim. Vol. 2. Jerusalem: Magnes Press, Hebrew University, 1990. Pp. 680–729.

38. Manniche L. ‘Bes’ Rooms. Nyord R., Ryhold K. (eds.). Lotus and Laurel: Studies on Egyptian Language and Religion in Honour of Paul John Frandsen. (CNI Publications 39). Copenhagen: Museum Tusculanum Press, 2015. Pp. 209–232.

39. Martin G. T. The Sacred Animal Necropolis at North Saqqara. The Southern Dependencies of the Main Temple Complex. London: Egypt Exploration Society, 1981.

40. Meeks D. Le nom du dieu Bes et se simplifications mythologiques. Luft U. (ed.). Studia Aegyptiaca XIV. The Intellectual Heritage of Egypt. Studies Presented to László Kákosy on the Occasion of His 60th Birthday. Budapest: La chaire d’Egyptologie, 1992. Pp. 423–436.

41. Nachtergael G. Les terres cuites ‘du Fayum’ dans les maisons de l’Égypte romaine. Chronique d’Égypte. 60. 1985. Pp. 223–239.

42. Nile into Tiber. Egypt in the Roman World. Proceedings of the 3rd International Conference of Isis Studies, Faculty of Archaeology, Leiden University, May 11–14 2005. Bricault L., Versluys M.J., Meyboom P.G.P. (eds.). Leiden, Boston: Brill, 2007.

43. Pamminger P. Ägyptische Kleinkunst aus der Sammlung Gustav Memminger Gebundene Ausgabe – 1. Januar 1990. Wiesbaden: Partner Verlags GmbH, 1990.

44. Pelizaeus-Museum Hildesheim. Die Ägyptische Sammlung. Mainz am Rhein: Philipp von Zabern, 1993.

45. Petrie W.M.F. Kahun, Gurob and Hawara. London: K. Paul, Trench, Trübner, 1890.

46. Quibell J.E. The Ramesseum and The Tomb of Ptah-hetep. London: Bernard Quaritch, 1898.

47. Quibell J.E. Tomb of Yuaa and Thuiu. Le Caire: l’Institut français d’archéologie orientale, 1908.

48. Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Bd. VII. Halbband 14. Stuttgart: J.B. Metzler, 1912.

49. Roeder G. Ägyptische Bronzefiguren. Bd. 6.1. Mitteilungen aus der Ägyptischen Sammlung: Ägyptisches Museum und Papyrussammlung. Berlin: s.n., 1956.

50. Török L. Hellenistic and Roman Terracottas in Egypt. Roma: “L’Erma” di Bretschneider, 1995.

51. Vink F. Boundaries of Protection. Function and significance of the framing (lines) on Middle Kingdom apotropaia, in particular magic wands. Miniaci G., Grajetzki W. (eds.). The World of Middle Kingdom Egypt (2000–1550 BC): Contributions on archaeology, art, religion, and written sources. II. London : Golden House Publications, 2016. Pp. 257–284.

52. Volokhine Yu. Quelques aspects de Bès dans les temples égyptiens de l’époque Gréco-romaines. Bricault L., Versluys M. (eds.). Isis on the Nile. Egyptian Gods in Hellenistic and Roman Egypt. Proceedings of the 4th International Conference of Isis Studies, Liège, November 27–29, 2008. Leiden, Boston: Brill, 2010. Pp. 233–255.

53. Walker S., Higgs P. (eds.). Cleopatra of Egypt. From History to Myth. London: The British Museum Press, 2001.

54. Wb. I – Wörterbuch der ägyptischen Sprache. Hrsg. von Erman A., Grapow H. Bd. I. Berlin: Akademie Verlag, 1955.

55. Weber W. Die ägyptisch-griechischen Terrakotten. (Königliche Museen zu Berlin. Mitteilungen aus der ägyptischen Sammlung, II). Berlin: K. Curtius, 1914.

56. Wilkinson R.H. Symbol and Magic in Egyptian Art. London: Thames and Hudson, 1999.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв

(additional_1.pdf) [Ссылка]

Перевести