К вопросу о хронологии правления Лахмидов в V в.
К вопросу о хронологии правления Лахмидов в V в.
Аннотация
Код статьи
S086919080014666-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Мишин Дмитрий Евгеньевич 
Должность: Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
84-94
Аннотация

Хронология правления лахмидских царей V в. восстанавливается на основе их списка, составленного Хишамом ал-Калби (ок. 738–819/20 или 821/22) по записям, хранившимся в Хире, и упоминаний о Лахмидах в доисламских источниках – прежде всего у Сократа Схоластика (ок. 380–ок. 450) и Иисуса Столпника (Иешу Стилита, первая половина VI в.). В литературе укоренилось скептическое отношение к данным списка, основанное на трактовке одного фрагмента труда Сократа Схоластика, согласно которой в 421–422 гг. царём был ал-Мунзир I, тогда как из списка следует, что в те годы правил его отец ан-Нуман I. Однако это противоречие – мнимое, так как из текста Сократа Схоластика нельзя сделать вывод, что ал-Мунзир I занимал тогда хирский престол. Данные списка можно считать достоверными в части указаний общих сроков правления царей, поскольку они основаны на хирских записях. Выкладки Хишама ал-Калби по сопоставлению хронологии Лахмидов и Сасанидов могут применяться лишь с учётом особенностей его системы расчётов и в части, не противоречащей хирским записям. Важной вехой является 474/75 г., когда, согласно новооткрытой южноаравийской надписи Masal 3, царь объединённой державы Химьяра и Сабы Шурахбиил Йаккуф совершил поход на северо-восток Аравии и сражался с войсками лахмидского правителя ал-Асвада. Поскольку такой поход, вероятнее всего, состоялся вскоре после смерти могущественного лахмидского царя ал-Мунзира I, предшественника ал-Асвада, вступление последнего на престол можно отнести к 474 г. Это позволяет скорректировать хронологию правления лахмидских царей. Если основываться на всех имеющихся источниках, хронологию правления Лахмидов в V в. можно реконструировать так: ан-Нуман I – 402–431, ал-Мунзир I – 431–474, ал-Асвад – 474–493, ал-Мунзир II – 493–499, ан-Нуман II – 499–503.

Ключевые слова
Сасаниды, Лахмиды, арабы, Хира, Сократ Схоластик, хронология
Источник финансирования
Зарплата в ИВ РАН
Классификатор
Получено
18.04.2021
Дата публикации
11.05.2022
Всего подписок
15
Всего просмотров
452
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2022 год
1 Источников по хронологии Лахмидов очень немного; их можно условно разделить на две группы. Одну составляют списки лахмидских царей с указаниями времени их правления. Ценность этих источников состоит прежде всего в том, что они позволяют воссоздать последовательность правления Лахмидов. Наиболее распространён список, составленный известным средневековым знатоком древностей Хишамом ал-Калби (ок. 738–819/20 или 821/22) на основе записей, хранившихся в бывшей столице Лахмидов – Хире [Мишин, 2017, с. 10–13]. В наиболее подробном виде передачи этого списка встречаются у ат-Табари (839–922/23) и Хамзы ал-Исфахани (ок. 893/94–после 961/62), а затем – у авторов, пользовавшихся их трудами. На сведениях ат-Табари основываются Ибн ал-Асир (1160–1233) и Ибн Халдун (1332–1406), которые воспроизводят и ссылки на Хишама ал-Калби, а также ал-Хилли (конец XI–первая половина XII вв.) и Ибн Саид (1213/14–1286/87). Некоторые другие авторы, такие как Мухаммад ибн Хабиб (ум. 860) или Бируни (973–1048), приводят те же данные, но не ссылаются на источники информации. Представляется, что первоначальный список Хишама ал-Калби включал в себя данные двух видов – общий срок правления каждого Лахмида и соотнесение этой цифры со сроками царствования Сасанидов. Так эти данные приводятся у ат-Табари и Хамзы ал-Исфахани. Другие авторы по тем или иным причинам (насколько можно судить, в основном из стремления сократить материал) опускают соотнесение лет правления Лахмидов и Сасанидов.
2 Эти данные таковы:
3 Ат-Табари
4 - Имру-ул-кайс II – 25 лет. Он погиб в правление сасанидского царя Ездигерда I.
5 - Ан-Нуман I, сын Имру-ул-кайса II – 29 лет и 4 месяца (у ал-Хилли, Ибн Саида и Ибн Халдуна – 30 лет), из них 15 лет в правление Ездигерда I и 14 лет в правление его сына и преемника Варахрана V Гора.
6 - Ал-Мунзир I, сын ан-Нумана I – 44 года (у ал-Хилли – 40 лет), из них 8 лет и 9 месяцев (у Ибн ал-Асира – 8 лет) в правление Варахрана V, 18 лет – в правление Ездигерда II и 17 лет – в правление Пероза.
7 - Ал-Асвад, сын ал-Мунзира I – 20 лет, из них 10 лет в правление Пероза, 4 года в правление Валаша и 6 лет в правление Кавада I.
8 - Ал-Мунзир II, сын ал-Мунзира I и брат ал-Асвада – 7 лет.
9 - Ан-Нуман II, сын ал-Асвада – 4 года [Annales ..., 1881–1882, p. 850, 854, 882, 899; ср. Нашват …, 1982, с. 272, 275, 276; Китаб …, 1984, с. 112, 113, 118–120, Ал-Камил, 1987, с. 307, 308, 315, 339, 340; Тарих …, 1999, с. 549, 550, 553, 554]1.
1.  У Ибн Халдуна не упоминаются ал-Мунзир II и ал-Асвад; это следует объяснять неточностью при копировании. Там же Ибн Халдун со ссылкой на «человека иного нежели Хишам ал-Калби» повествует об ан-Нумане, сыне ал-Мунзира, о котором сообщает те же сведения, что ат-Табари об ал-Асваде [Тарих …, 1999, с. 552]. Это известие, очевидно, недостоверно.
10 Хамза ал-Исфахани
11 - Имру-ул-кайс II – 21 год и 3 месяца, из них 5 лет в правление Шапура III, 11 лет в правление Варахрана IV, 5 лет и 3 месяца – в правление Ездигерда I.
12 - Ан-Нуман I, сын Имру-ул-кайса II – 30 лет, из них 15 лет и 8 месяцев в правление Ездигерда I, 14 лет и 8 месяцев в правление Варахрана V Гора.
13 - Ал-Мунзир I, сын а-Нумана I – 44 года, из них 8 лет и 9 месяцев в правление Варахрана V, 18 лет и 3 месяца в правление Ездигерда II и 17 лет в правление Пероза.
14 - Ал-Асвад, сын ал-Мунзира I – 20 лет, из них 10 в правление Пероза, 4 года в правление Валаша и 6 лет в правление Кавада I.
15 - Ал-Мунзир II, сын ал-Мунзира I и брат ал-Асвада – 7 лет в правление Кавада I.
16 - Ан-Нуман II, сын ал-Асвада – 4 года в правление Кавада I [Китаб …, 1921/22, с. 67–69].
17 Мухаммад ибн Хабиб и Бируни
18 - Имру-ул-кайс II, сын Амра – 25 лет.
19 - Ан-Нуман I, сын Имру-ул-кайса II – 30 лет.
20 - Ал-Мунзир I, сын а-Нумана I – 44 года.
21 - Ал-Асвад, сын ал-Мунзира I – 20 лет.
22 - Ал-Мунзир II, сын ал-Мунзира I – 7 лет.
23 - Ан-Нуман II, сын ал-Асвада – 4 года [Китаб…, 1942, с. 358 – 359; Garbers, 1952, S. 53].
24 Такая же последовательность царей (но без указания сроков их правления) – в списках, принадлежащих Абу ал-Хасану ал-Джурджани (ум. 976/77 или 1002), сообщение которого дошло до нас в передаче Ибн Халдуна [Тарих …, 1999, с. 562–563], и ал-Хваразми (ум. 990/91 или 997/98). Последний называет ан-Нумана II сыном ал-Мунзира и внуком ал-Асвада [Мафатих …, 1989, с. 132–133], в чём – поскольку во всех остальных списках ан-Нуман II представлен как сын ал-Асвада – следует, скорее всего, видеть ошибку.
25 Практически единственный альтернативный список с указанием сроков правления Лахмидов обнаруживается в труде ал-Масуди (ум. 956) а также у следующего за ним Ибн Бадруна (конец XI–первая половина XII вв.):
26 - Ал-Мунзир I, сын а-Нумана I (у Ибн Бадруна – Амр, сын Имру-ул-кайса) – 25 лет.
27 - Ан-Нуман, сын ал-Мунзира – 35 лет.
28 - Ал-Асвад, сын ан-Нумана – 20 лет.
29 - Ал-Мунзир, сын ал-Асвада и Ма ас-сама– 34 года [Шарх …, 1921/22, с. 100–101; Ал-Масуди, 1966, с. 223].
30 Ал-Мунзир, сын Ма ас-сама (Небесной воды, как за красоту называли его мать) – ал-Мунзир III (512/13–554). Тем самым, список ал-Масуди не покрывает рассматриваемое столетие полностью; более того, в нём отсутствуют и ал-Асвад, и ан-Нуман II, то есть цари, которые, как показано ниже, упоминаются в доисламских источниках. Поэтому сведения ал-Масуди трудно считать достоверными.
31 Другие списки лахмидских царей для рассматриваемого периода неполны и не содержат однозначных хронологических указаний [Тарих …, 1964, с. 181–182; Ал-Маариф …, 1981, с. 646–648; Ал-Мухтасар …, 1998, с. 93–94].
32 Таким образом, нашим основным источником является список Хишама ал-Калби, прежде всего – его наиболее ранние, близкие к оригиналу передачи у ат-Табари и Хамзы ал-Исфахани.
33 Вторую группу составляют крайне немногочисленные упоминания о Лахмидах в доисламских источниках. Они ценны тем, что восходят ко временам Лахмидов, что при прочих равных говорит в пользу их достоверности, и служат своего рода вехами, вокруг которых можно располагать данные Хишама ал-Калби. Если двигаться в порядке хронологии упоминаемых событий, первым следует назвать сообщение Сократа Схоластика (ок. 380–ок. 450) о том, что царь персов Вараван, т.е. Варахран V, начав войну с Римом вскоре после вступления на престол, призвал на помощь сарацин, «над которыми начальствовал Аламундар, муж благородный и воинственный» [Sokrates, 1995, S. 365]. Это сообщение – часть рассказа о войне между Сасанидской державой и Римской империей 421–422 гг.2, который в сокращении (и не обязательно как прямое заимствование из труда Сократа Схоластика) приводится и в некоторых других источниках. Для настоящей работы наибольшее значение имеет версия, которая обнаруживается в историческом своде, составленном около 775 г. и приписываемом Дионисию Телль-Махрскому; там в соответствующем месте упоминается Мундэр, царь арабов [Chronicon ..., 1927, p. 194]. Этот Аламундар / Мундэр, как мы увидим далее, тождествен лахмидскому царю ал-Мунзиру I.
2.  Обоснование датировки этой войны 421–422 г. см.: Мишин …, 2014, с. 250–251. В дополнение к выдвинутым там аргументам отметим, что такая датировка полностью соответствует кратким сообщениям о событиях тех лет у Марцеллина Комита (1-я половина VI в.). Последний представляет картину так: 4-й год индикта (сентябрь 420 – август 421) – война между римлянами и персами, 5-й год индикта (сентябрь 421 – август 422) – заключение мира между ними. Этот 5-й год индикта отождествляется с годом, в котором консулами были Гонорий (в 13-й раз) и император Феодосий II (408–450) – в 10 раз [Chronica ..., 1894, p. 75], т.е. именно с тем годом, в котором закончилась война согласно нашему главному источнику о ней – истории Сократа Схоластика. Видимо, Варахран V Гор, придя к власти весной 421 г., летом того же года начал войну против римлян, сделав тем самым дружественный жест по отношению к сасанидской знати. Боевые действия заняли около года, с лета 421 по лето 422 г. и закончились заключением мира. 5 сентября 422 г. в Константинополе было объявлено о победоносном завершении войны.
34 Другое важное упоминание о Лахмидах было введено в научный оборот недавно, после открытия южноаравийской надписи Maʾsal 3 у вади Масал, в 215 км. к западу от Эр-Рияда. Эта надпись пока прочитана не полностью, но по изученным фрагментам видно, что она посвящена походу царя объединённой державы Химьяра и Сабы Шурахбиила Йаккуфа и его сыновей Абишамара Науфа и Лухайата Йануфа в область ал-Хатт, т.е. к северо-восточному побережью Аравии. Войско царя двигалось через центральную Аравию. После ряда боёв с ополчениями арабских племён оно столкнулось с силами Амра, сына Асвадана, царя танухитов, и нанесло им поражение. Амр бежал с двадцатью всадниками. За ним была послана погоня, но исход дела, к сожалению, неизвестен, поскольку на этом месте прочитанный текст прерывается. Очень важно, что в надписи указана дата похода – 584 год по сабейскому летосчислению, т.е. период с апреля 474 по март 475 гг. [Arbach, Prioletta, 2016, p. 919–923]. К тому времени Шурахбиил Йаккуф стоял у власти как минимум более полутора лет: известна надпись CIH 537+RES 4919 Ry 203, где он упоминается как царь; она относится к месяцу з-х 582 года по сабейскому летосчислению, т.е. к августу 472 г. [CIH 537+RES 4919 Ry 203]3.
3.  Согласно некоторым учёным Шурахбиил Йаккуф пришёл к власти ещё раньше, в 470 или около 465 гг. [Jamme, 1961, p. 2, 20; Робен, 2004, с. 312].
35 Царь танухитов Асвадан легко отождествляется с лахмидским правителем ал-Асвадом, упомянутым выше. Танухиты (ар. танух) представляли собой союз племён и были, насколько можно судить, основной частью подданных Лахмидов.
36 Ещё одно важное упоминание о Лахмидах встречается в истории Иисуса Столпника (Иешу Стилита, первая половина VI в.). Согласно этому источнику царь «персидских арабов» Наман, т.е. ан-Нуман II мусульманских авторов, участвовал в походе сасанидского царя Кавада I против Византии и в августе 814 года селевкидской эры получил в одном из боёв ранение в голову, от которого умер через несколько дней [Chronicon ..., 1927, p. 283–284]. Иисус Столпник пользуется здесь греческим вариантом календаря селевкидской эры, по которому год тёк с начала сентября; это видно из начала повествования о рассматриваемом годе. События 22 августа попадают у Иисуса Столпника в предыдущий год (813), а события 5 октября – в 814 г. [Chronicon ..., 1927, p. 273, 276]. Стало быть, 814 год Иисуса Столпника соответствует промежутку времени с 1 сентября 502 по 31 августа 503 г., из чего ясно, что смерть ан-Нумана II последовала в 503 г., вероятнее всего, в августе.
37 Важными хронологическими вехами для истории Лахмидов, особенно в связи с расчётами Хишама ал-Калби, являются датировки правления Сасанидов. В одной из более ранних работ автор этих строк предложил для рассматриваемого периода следующую хронологию, которая используется и здесь:
38 Варахран IV – декабрь 388 г. или январь 389 г. – декабрь 399 г. или январь 400 г.
39 Ездигерд I – январь 400 г. – январь 421 г. (официально), 5 ноября 420 г. (фактически).
40 Варахран V 5 ноября 420 г. (официально), 26 апреля 421 г. (фактически) – начало ноября 440 г.
41 Ездигерд II – ноябрь 440 г. – конец февраля - начало марта 458 г.
42 Хормузд III – весна 458 г. – осень 461 г. или весна 462 г.
43 Пероз – осень 461 г. или весна 462 г. – август 484 г.
44 Валаш – сентябрь 484 г. – сентябрь 488 г.
45 Кавад I – сентябрь 488 г. – между концом июля 498 г. и концом июля 499 г.
46 Жамасп – между концом июля 498 г. и концом июля 499 г. – сентябрь 501 г.
47 Кавад I (второе правление) – сентябрь 501 г. – 13 сентября 531 г. [Мишин, 2014, с. 63].
48 Восстановление хронологии правления Лахмидов в научной литературе имеет достаточно долгую историю4. Уже Й.Г. Айххорн использовал в качестве хронологической вехи указанную у Иисуса Столпника дату смерти ан-Нумана II, хотя относил это событие к 504 г. [Eichhorn, 1813, S. 26–27]5. Эту неточность впоследствии поправил А.П. Коссэн де Персиваль, однако на его расчётах сказалось то, что окончание правления Имру-ул-кайса II он отнёс к 390 г. Основываясь далее на списках Хишама ал-Калби и ал-Масуди, А.П. Коссэн де Персиваль получил следующую хронологию: ан-Нуман I – 390–418, ал-Мунзир I – 418–462, ал-Асвад – 471–491, ал-Мунзир II – 491–498, ан-Нуман II – 498–503. Возникший пробел – период 462–471 гг. – он предложил считать временем царствования ан-Нумана, сына ал-Мунзира II [Caussin de Perceval, 1847, T. 1, tab. IV, T. 2, p. 54, 59, 64, 65, 67], однако полное отсутствие упоминаний в источниках об этом правлении не позволяет принять данную гипотезу.
4.  Поскольку некоторые исследования по рассматриваемой проблеме, в частности, работы А.А. Абд ал-Гани и Й. Захран, были недоступны автору этих строк, он не претендует на исчерпывающий обзор историографии.

5.  Эту ошибку трудно объяснить, потому что Й.С. Ассемани, на работе которого основывались Й.Г. Айххорн и впоследствии Дж. Зайдан, относит гибель ан-Нумана II к 503 г. [Assemanus, 1719, p. 276].
49 По-другому подошёл к хронологии Лахмидов Дж. Зайдан, который в вышедшей в 1908 г. истории арабов доисламского времени опирался почти исключительно на список Хишама ал-Калби, сократив в нём отдельные неправдоподобно длинные сроки правления. При этом он исходил из того, что смерь ан-Нумана пришлась на 504 г. В результате хронология рассматриваемого периода выглядит так: ан-Нуман I – 403–431, ал-Мунзир I – 431–473, ал-Асвад – 473–493, ал-Мунзир II – 493–500, ан-Нуман II – 500–504 [Зайдан, 1922, с. 198, 204–206]. Её в неизменном виде воспроизводили и другие авторы [Ал-Азами, 1920, с. 31, 40, 42, 45; Ганима, 1936, с. 144, 153, 155, 159; Таккуш, 2009, с. 392, 394, 395].
50 Весьма скептически отнёсся к списку Хишама ал-Калби Г. Ротштайн, автор истории Лахмидов, которая долгое время считалась классической и не утратила актуальности и теперь. Рассмотренное выше известие Сократа Схоластика он истолковывал в том смысле, что ал-Мунзир II принял участие в войне 421–422 гг. как «владыка сарацин» (Herrscher der Saracenen). Соответственно, известия ат-Табари и Хамзы ал-Исфахани о том, что ан-Нуман I правил 14 лет или 14 лет и 9 месяцев в правление Варахрана V, были признаны недостоверными. Г. Ротштайн полагал, что правление ан-Нумана завершилось между 413 и 420 гг., т.е. до воцарения Варахрана V, и «за неимением более точных данных» считал возможным принять датировку А.П. Коссэна де Персеваля – 418 г. [Rothstein, 1899, S. 62–63]. На другом конце рассматриваемого временного отрезка Г. Ротштайн исходил из того, что ан-Нуман II погиб в 503 г.; соответственно, он должен был прийти к власти четырьмя годами ранее, в 499 г. Возникший таким образом промежуток в 81 год (418–499) было невозможно заполнить на основании сведений мусульманских авторов, и Г. Ротштайн указал приблизительные датировки по списку Хишама ал-Калби (ал-Мунзир I – 418–462, ал-Асвад – 462–482, ал-Мунзир II – 482–489), заметив, что эти данные неточны, но как их исправлять – неизвестно [Rothstein, 1899, S. 69–70].
51 Хотя Г. Ротштайн, таким образом, не предложил определённой хронологии, даты, фигурирующие в его работе, были приняты рядом учёных. Например, К. Юар принял как дату окончания правления ан-Нумана I 418 г., а затем привёл хронологическую таблицу, где сроки, которые Г. Ротштайн считал только указаниями Хишама ал-Калби, представлены как точные данные (ал-Асвад – 462–482, ал-Мунзир II – 482–489) [Huart, 1912, p. 64, 72]. Восходящий к Г. Ротштейну критический подход виден по новейшим работам. В истории Хиры И. Тораль-Нихофф смерть ан-Нумана I отнесена приблизительно к тому же 418 г., а единственное точное указание касается времени правления ан-Нумана II, которое и здесь занимает период с 499 по 503 гг. Правление ал-Мунзира I отнесено ко времени 418–452 гг., причём последняя из этих дат, не подкрепляемая, заметим, источниками, упоминается дважды и во втором случае – с вопросительным знаком. Время с 452 по 499 г. охарактеризовано просто как «пробел» (Lücke) [Toral-Niehoff, 2014, S. 64, 185, 187, 223]. В одной вышедшей в последние годы общей истории арабов доисламского времени ан-Нуман I правит в 400–418 гг., ал-Мунзир I – в 418–462 гг., а затем автор сразу переходит к правлению ал-Мунзира III, которое у него начинается в 505 г. [Нафи, 2017, с. 115–116].
52 Автор этих строк тоже высказал (в монографии, посвящённой истории Лахмидов) некоторые соображения относительно списка Хишама ал-Калби [Мишин, 2017, с. 27–42]. Основные черты этого подхода представляются верными и теперь. Они сводятся к следующему.
53 Данные о сроках правления лахмидских царей восходят к хирским записям, и поэтому есть основания считать их достоверными источниками информации. Отметим, что все цари, упоминаемые в неарабских источниках, фигурируют и в списке Хишама ал-Калби.
54 Отрицать достоверность этого списка на основании рассмотренного выше сообщения Сократа Схоластика неправомерно. Рассказ о войне 421–422 гг. принадлежит человеку, который мог не разбираться в лахмидских реалиях и принял ал-Мунзира, командовавшего посланным на помощь Сасанидам войском, за царя. Кроме того, фрагмент текста Сократа Схоластика Σαρακενοὺς έκάλεσεν πρὸς βοήθειαν ὧν ἧρχεν ʼΑλαμούνδαρος не обязательно означает, что в представлении автора ал-Мунзир являлся царём. Этот фрагмент буквально переводится так: «он (Варахран V. – Д.М.) призвал на помощь сарацин, над которыми начальствовал Аламундар». В зависимости от контекста это можно истолковывать как указание на то, что ал-Мунзир был правителем «сарацин» или предводителем тех «сарацин», которых призвал на помощь сасанидский царь, то есть войска. В хронике, приписываемой Дионисию Телль-Махрскому, аль-Мунзир назван «царём арабов» (mâlkа dh-âyyayē), однако это нельзя считать решающим доводом, так как у нас нет исходного текста, используемого в обоих названных источниках. Если считать, что этот исходный текст был написан по-гречески и в неизменном виде приведён в книге Сократа Схоластика (из двух названных источников она – более ранняя), слова о «царе арабов», скорее всего, являются собственной интерпретацией переводчика на сирийский язык, который из указанных выше альтернатив выбрал первую.
55 Возвращаясь к списку Хишама ал-Калби, мы должны отметить, что указания на соотнесение сроков правления Лахмидов и Сасанидов являются плодами его собственных расчётов, а не выписками из первоисточников. Это хорошо видно по следующим примерам. Такие указания даются и в отношении первых лахмидских правителей. Например, по словам Хамзы ал-Исфахани, который, вероятно, опирается на список Хишама ал-Калби, первый лахмидский царь Амр ибн Ади правил 118 лет, из них 95 – во время раздробленности (мулук ат-таваиф, как мусульманские авторы называли парфянский период) и 23 года – при персидских (т.е. сасанидских) царях (14 лет и 10 месяцев при Ардашире I, 8 лет и 2 месяца при Шапуре I). Его преемник Имру-ул-кайс I правил 114 лет, из них 23 года при Шапуре I, 1 год и 10 месяцев при Хормузде I, 9 лет и 3 месяца при Варахране I, 23 года при Варахране II, 13 лет и 6 месяцев при Варахране III, 9 лет при Нарсе, 13 лет при Хормузде II, 20 лет и 5 месяцев при Шапуре II [Китаб …, 1921/22, с. 66–67]. Столь длительные периоды правления невероятны, вследствие чего указания на соотнесение сроков могут быть только плодами позднейших вычислений, сделанных с мнимой точностью.
56 Показательно, что в списке Хишама ал-Калби в царствование сасанидского царя Пероза правят Лахмиды ал-Асвад (10 лет) и ал-Мунзир II (17 лет). Суммируя сроки их правления, мы получаем 27 лет. Это не соответствует сведениям сасанидских дворцовых анналов (известным по выпискам, сохранившимся в труде Агафия Миринейского, ок. 532–между 579 и 582), согласно которым Пероз погиб на двадцать четвёртом году своего царствования [Agathiae ..., 1967, p. 158], но точно сходится с сообщениями ряда мусульманских авторов (в том числе тех, кто пользовался данными Хишама ал-Калби), считавших, что он правил 27 лет [Annales ..., 1881–1882, p. 873; Ат-танбих …, 1938, с. 88; Тарих …, 1964, с. 142; Ал-Мухтасар …, 1998, с. 71] или 27 лет и 1 день [Китаб …, 1921/22, с. 14; Китаб …, 1942, с. 362].
57 Приняв за основу данные, восходящие к хирским записям, и поставив под сомнение достоверность расчётов Хишама ал-Калби, автор этих строк предложил хронологию правления Лахмидов, которая для рассматриваемого периода выглядела так: ан-Нуман I – 399–428/29, ал-Мунзир I – 428/29–472/73, ал-Асвад – 472/73–492/93, ал-Мунзир II – 492/93–499/500, ан-Нуман II – 499/500–503 [Мишин, 2017, с. 42].
58 Текст надписи Maʾsal 3 наводит на мысль о необходимости корректировки этих дат. Отправной точкой является указание в надписи даты похода – 474/75 г. Для правителей объединённой державы Химьяра и Сабы поход в Центральную Аравию был масштабным мероприятием, начинать которое имело смысл тогда, когда наступал удобный момент, и появлялись шансы на успех. Можно предположить, что поход, направленный против Лахмидов, состоялся вскоре после смерти царя ал-Мунзира I, когда ушёл из жизни могущественный противник правителей Химьяра и Сабы в Аравии. Если так, смерть ал-Мунзира I и вступление на престол ал-Асвада имели место в 474 г.
59 Другая предпосылка для расчётов состоит в том, что за год у Хишама ал-Калби принимается как полный, так и неполный год. Это характерно как для хирских записей, так и для его собственных расчётов. Пример тому – данные о правлении Лахмидов-современников Кавада I. Последний вступил на престол примерно в сентябре 488 г.; на момент гибели ан-Нумана II в августе 503 г. с того времени прошло около 15 лет. Но если исчислять тот же период на основании списка Хишама ал-Калби, мы получаем 17 лет: 4 года правления ан-Нумана II + 7 лет правления ал-Мунзира II + 6 лет правления ал-Асвада. Видимо, в расчётах Хишама год, в котором умирал один лахмидский царь, и на престол вступал его преемник, считался за два, то есть как последний год правления первого из них и первый год правления второго. Практическое применение этого вывода затруднено тем, что год в понимании Хишама ал-Калби не совпадал с нашим годом, что в условиях недостатка данных делает расчёты очень приблизительными. Однако можно исходить из того, что, например, август 499 г. в рамках расчётов Хишама попадает в начало первого года царствования ан-Нумана II и одновременно – в последний, неполный год правления ал-Мунзира II. Применяя такую систему расчётов, мы имеем:
60 Правление ан-Нумана II – 499–503.
61 Правление ал-Мунзира II – 493–499.
62 Правление ал-Асвада – 474–493.
63 Отнесение начала правления ал-Асвада к 474 г. подкрепляется и тем, что, как показано выше, по расчётам Хишама ал-Калби 10 лет его правления пришлись на время царствования Пероза. Последний погиб в августе 484 г., во время похода на эфталитов. Если считать, что к этому времени истекли 10 лет правления ал-Асвада, можно, с учётом допустимой погрешности, заключить, что последний вступил на престол летом 474 г., что соответствует изложенным выше построениям. Видимо, приблизительно тогда умер ал-Мунзир, и Шурахбиил Йаккуф, воспользовавшись представившимся случаем, вскоре совершил поход на север.
64 Датировка начала правления ал-Асвада 474 г. позволяет объяснить и другой элемент хронологических расчётов Хишама ал-Калби – указание на то, что ал-Мунзир I правил в течение 17 лет царствования Пероза. Как и в предыдущих случаях, неполный последний год приравнивается к полному, вследствие чего от 474 следует отнимать 16. Таким образом мы приходим в 458 г., т.е., как показано выше, в год, когда умер отец Пероза – Ездигерд II. После этого началась борьба между Перозом и его братом – старшим сыном Ездигерда Хормуздом. Последний одержал верх и на некоторое время занял трон, сделавшись таким образом царём Хормуздом III. Пероз бежал к эфталитам и, получив от них военную помощь, победил Хормузда и вступил на престол. После этого дворцовые анналы, видимо, подверглись ревизии; в выписках из них у Агафия Миринейского Хормузд не упоминается в числе сасанидских царей, а преемником Ездигерда II назван Пероз [Agathiae ..., 1967, p. 157]. Заметим, что и средневековые мусульманские историки за очень редкими исключениями (их в основном составляют поздние авторы) не упоминают о Хормузде III в повествованиях о сасанидских царях. Значит, годы правления Хормузда III в мусульманских источниках включены во время царствования Пероза, которое начинает отсчитываться от смерти Ездигерда II.
65 Если считать, что в середине 474 г. шёл (но ещё не закончился) сорок четвёртый, последний, год правления ал-Мунзира I, оно должно было начаться в 431 г. По расчётам Хишама ал-Калби ал-Мунзир I занимал хирский престол в течение 8 лет и 9 месяцев правления Варахрана V Гора. Как отмечено выше, оно завершилось примерно в ноябре 440 г. Отступив оттуда на 8 лет и 9 месяцев, мы попадаем в начало 432 г. Это несоответствие – не единственное на данном временном отрезке. Мусульманские авторы плохо представляли себе протяжённость правления Варахрана V, и различия во мнениях очень велики. Например, ат-Табари писал, что по одним утверждениям Варахран V царствовал 18 лет, 10 месяцев и 20 дней, по другим – 23 года, 10 месяцев и 20 дней [Annales, 1881–1882, p. 871]. В разных списках сасанидских царей у Хамзы ал-Исфахани время правления Варахрана V указано как 23 года или 19 лет и 11 месяцев [Китаб …, 1921/22, с. 14, 17, 22]6. Ни одно из этих указаний точно не совпадает с данными списка Хишама ал-Калби (14 лет + 8 лет и 9 месяцев по ат-Табари, 14 лет и 4 месяца + 8 лет и 9 месяцев согласно Хамзе ал-Исфахани). При этом согласно выпискам из сасанидских дворцовых анналов у Агафия Миринейского Варахран V царствовал 20 лет [Agathiae ..., 1967, p. 157]. Стало быть, вероятность погрешности в расчётах Хишама ал-Калби на данном этапе достаточно высока, что не даёт возможности опираться на них.
6.  Из более ранних авторов Мухаммад ибн Хабиб отводил Варахрану V 16 лет правления [Китаб …, 1942, с. 362], ал-Йакуби (2-я половина IX в.) – 19 лет [Тарих …, 1964, с. 142], а Ибн Кутайба (828/29–889/90) – 23 года [Ал-Маариф …, 1981, с. 661].
66 Сказанное относится и к правлению ан-Нумана I, значительная часть которого пришлась на время царствования Варахрана V. Кроме того, маловероятным представляется приведённое выше утверждение Хамзы ал-Исфахани о том, что отец и предшественник ан-Нумана Имру-ул-кайс II умер через 5 лет и 3 месяца после начала правления Ездигерда I. Поскольку последний вступил на престол в начале 400 г., смерть Имру-ул-кайса, если следовать Хамзе ал-Исфахани, следует отнести к 405 г. Но это невозможно совместить с данными хирских записей, согласно которым правление ан-Нумана заняло 29 лет и 4 месяца или 30 лет. Если считать, что обе эти цифры верны, и 4 месяца составляют неполный 30-й год правления ан-Нумана, он должен был прийти к власти в 402 г. Эту проблему можно решить только выбором между сведениями хирских записей и собственными расчётами Хишама ал-Калби. По основаниям, изложенным выше, предпочтительнее опираться на хирские записи.
67 Очень важно то, что начало правления ан-Нумана I приходится на время царствования Ездигерда I. Вопрос об отношениях между этими двумя правителями заслуживает отдельного исследования, которое автор этих строк надеется предпринять в ближайшем будущем. Однако вывод, который можно сделать здесь, проливает на него некоторый свет. Известно, что лахмидские правители получали назначение от сасанидского царя, который предварительно проводил с ними то, что сейчас назвали бы собеседованием. Убедившись в наличии у кандидата качеств, необходимых для того, чтобы управлять, царь принимал решение. Если Ездигерд сам назначил ан-Нумана правителем Хиры, последний должен был иметь у него немалый кредит доверия. Это полностью соответствует рассказам источников о том, что Ездигерд поручил ан-Нуману воспитание своего малолетнего сына Варахрана – будущего царя Варахрана V Гора.
68 Изложенное выше даёт основания предложить следующую реконструкцию хронологии Лахмидов в V в.
69 Ан-Нуман I – 402–431.
70 Ал-Мунзир I – 431–474.
71 Ал-Асвад – 474–493.
72 Ал-Мунзир II – 493–499.
73 Ан-Нуман II – 499–503.

Библиография

1. Мишин Д.Е. История государства Лахмидов. М.: ООО «Садра», 2017.

2. Мишин Д.Е. Хосров I Ануширван (531–579), его эпоха и его жизнеописание и поучение в истории Мискавейха. М.: ИВ РАН, 2014.

3. Робен К.Ж. Династия Абикариба Асада. Scripta Yemenica. Исследования по Южной Аравии. М.: Восточная литература, 2004. С. 289–314.

4. Agathiae Myrinaei Historiarum libri quinque. Rec. R. Keydell. Berlin: Walter de Gruyter & Soc., 1967.

5. Annales quos scripsit ... at-Tabari. Ed. M.J. De Goeje. Prima series. II. Rec. J. Barth, Th. Noldeke. Lugduni Batavorum, 1881–1882.

6. Arbach M., Prioletta A. Himyar en Arabie deserte au Ve siecle de l'ere chretienne: une nouvelle inscription historique du site de Masal (Arabie Saoudite). Comptes rendus de l'Academie des inscriptions & belles-lettres. 2016, II (avril–juin). Pp. 917–954.

7. Assemanus J.S. Bibliotheca orientalis clementino-vaticana. T. 1. Romae, 1719.

8. Caussin de Perceval A.P. Essai sur l’histoire des Arabes avant l'islamisme, pendant l’epoque de Mahomet et jusqu’a la reduction de toutes les tribus sous la loi musulmane. Paris, 1847.

9. Chronica minora saec. IV, V, VI, VII. Ed. Th. Mommsen. Vol. II. Berlin, 1894 (Monumenta Germaniae Historica. Auctores antiquissimi. T. XI).

10. Chronicon anonymum Pseudo-Dionysianum vulgo dictum. Ed. J.-B. Chabot. I. Parisiis: E Typographeo Reipublicae, 1927.

11. CIH 537+RES 4919 Ry 203. http://dasi.cnr.it/index.php?id=79&prjId=1&corId=7&colId=0&navId=686808873&recId=2380 (accessed 02.02.2020).

12. Eichhorn J.G. Fortsetzung der Abhandlung uber das Reich Hira. Fundgruben des Orients. III Bd. Wien, 1813. S. 27–40.

13. Garbers K. Eine Erganzung zu Sachaus Ausgabe von al-Birunis „Chronologie orientalischer Volker“. Documenta islamica inedita. Berlin: Akademie-Verlag, 1952. S. 45–68.

14. Huart Cl. Histoire des Arabes. T. 1. Paris, 1912.

15. Jamme A. La dynastie de Sarahbiil Yakkuf et la documentation epigraphique sud-arabe. Istanbul: Nederlands Historisch-Archaeologisch Instituut in het Nabije Oosten, 1961.

16. Rothstein G. Die Dynastie der Lahmiden in al-Hira. Berlin, 1899.

17. Sokrates. Kirchengeschichte. Hrsg. G.Ch. Hansen. Berlin: Akademie Verlag, 1995.

18. Toral-Niehoff I. Al-Hira. Eine arabische Kulturmetropole im spatantiken Kontext. Leiden, Boston: Brill, 2014.

19. Ал-Азами ал-Багдади А.З. Тарих мулук ал-Хира. Каир: ал-Матбаа ас-салафиййа, 1920.

20. Ал-Камил фи ат-тарих ли … Ибн ал-Асир. Изд. А.А. ал-Кади. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-илмиййа, 1987. Т. 1.

21. Ал-Маариф ли Ибн Кутайба. Изд. С. Укаша. Каир: Дар ал-маариф, 1981.

22. Ал-Масуди. Мурудж аз-захаб ва маадин ал-джаухар. Изд. Ch. Pellat. Ч. 2. Бейрут: ал-Джамиа ал-лубнаниййа, 1966.

23. Ал-Мухтасар фи ахбар ал-башар ли … Аби ал-Фида. Изд. М.З.М. Азаб, Й.С. Хусайн, М.Ф. ал-Васиф. Ч. 1. Каир: Дар ал-маариф, 1998.

24. Ат-танбих ва ал-ишраф ли … ал-Масуди. Изд. А.И. ас-Сави. Каир: Дар ас-Сави ли-т-таб ва ан-нашр ва ат-талиф, 1938.

25. Ганима Й.Р. Ал-Хира. Ал-мадина ва ал-мамлака ал-арабиййа. Багдад: Матбаат Данкур, 1936.

26. Зайдан Дж. Ал-араб кабла ал-ислам. Ч. 1. Каир: Матбаат ал-Хилал, 1922.

27. Китаб ал-манакиб ал-мазйадиййа фи ахбар ал-мулук ал-асадиййа. Талиф … ал-Хилли. Изд. С.М. Дарадика, М.А. Харисат. Амман: Мактабат ар-рисала ал-хадиса, 1984.

28. Китаб ал-мухаббар ли … Мухаммад ибн Хабиб. Изд. E. Lichtenstadter. Хайдарабад: Даират ал-маариф ал-усманиййа, 1942.

29. Китаб тарих суни мулук ал-ард ва ал-анбийа. Талиф Хамза … ал-Исфахани. Berlin: Kaviani G.m.b.H., 1921/22.

30. Мафатих ал-улум ли-л-Хваразми. Изд. И. ал-Абйари. Бейрут: Дар ал-китаб ал-араби, 1989.

31. Нафи М.М. Аср ма кабла ал-ислам. Б.м.: Хиндави, 2017.

32. Нашват ат-тараб фи тарих джахилиййат ал-араб. Талиф Ибн Саид ал-Андалуси. Изд. Н. Абд ар-Рахман. Амман: Мактабат ал-Акса, 1982.

33. Таккуш М.С. Тарих ал-араб кабла ал-ислам. Бейрут: Дар ан-нафаис, 2009.

34. Тарих ал-Йакуби. Талиф … Ибн Вадих. Изд. М. Садик Бахр ал-улум. Неджеф: ал-Мактаба ал-хайдариййа, 1964. Ч. 1.

35. Тарих … Ибн Халдун. Каир: Дар ал-китаб ал-мисри, Бейрут: Дар ал-китаб ал-лубнани, 1999. Т. 3.

36. Шарх касидат Ибн Абдун ал-маруфа би ал-Бассама ли … Ибн Бадрун. Изд. М.С. ал-Курди. Каир: Матбаат ас-Саада, 1921/22.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести