Иудаизм в Тропической Африке: феномен народа игбо (Нигерия)
Иудаизм в Тропической Африке: феномен народа игбо (Нигерия)
Аннотация
Код статьи
S086919080014160-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Андреева Лариса Анатольевна 
Должность: Ведущий научный сотрудник Института Африки РАН
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация. Москва
Выпуск
Страницы
83-92
Аннотация

Данная статья посвящена возникновению и становлению еврейской и иудейcкой самоидентификации народа игбо (Нигерия).Игбо являются одним из этносов Тропической Африки, которые считают себя евреями африканской диаспоры. Африканские евреи ставят вопрос своей еврейской идентичности в двойном определении: религиозном и этническом.В результате десятилетий господства британского колониализма и миссионерской деятельности колонизаторов  произошла христианизация игбо, однако, многие из тех кто сейчас исповедует христианство, считают себя потомками затерянных «колен Израилевых», а традиционную религию предков - остаточной формой иудаизма. Групповая самодентификация игбо в качестве иудеев и потомков потерянного колена Израиля сложилась уже в постколониальный период. После провозглашения игбо независимости от Нигерии в форме Республики Биафра (1967-1970 гг.) и начавшейся за тем кровопролитной гражданской войны усилилась и приобрела новую глубину самоидентификация игбо с евреями, также перенесшими геноцид в своей истории. Игбо считали себя жертвами геноцида, так же, как и евреи, пережившие Холокост, таже ощущали себя жителями осажденной территории, подобно государству Израиль. Под влиянием этих событий, во второй половине XX века часть этноса игбо начала трансформировать свою религиозную идентичность и заявила, что является не только потомками древних израильтян, но иудеями. Эта группа возвестила о новом феномене африканского иудаизма, когда африканские религиозные традиции, смешанные с христианством, были вытеснены новой иудейской идентичностью. В статье рассматривается как религиозный статус евреев-игбо, подтверждающий их собственную культурную идентичность, связан, в первую очередь, с политической историей страны. Поиск и утверждение новой религиозной самоидентификации евреев-игбо выступает как средство интерпретации и разрешения конфликтного жизненного опыта. Вопрос же о генетической близости игбо и древних евреев пока остается открытым.

 

Ключевые слова
Тропическая Африка, иудаизм, евреи, игбо, Нигерия, самоидентификация.
Классификатор
Получено
10.03.2021
Дата публикации
29.04.2021
Всего подписок
22
Всего просмотров
1706
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2021 год
1 На юго-востоке Нигерии проживает народ игбо часть которого исповедует, как они сами утверждают, иудаизм и самоидентифицирует себя с потомками затерянного колена Израилева: «Мы принадлежим к заблудшему колену Израиля и ждем обещания Моисея. Он должен привести нас в обетованную землю, чтобы нас больше не преследовали. Израиль ненавидят во всем мире. Та же ненависть поражает и нас» - так утверждает Хагадол Эфраим Уба (Hagadol Ephraim Uba) - председатель Ассоциации еврейской веры в Оверри, которая принадлежит к растущему еврейскому меньшинству в Нигерии [Gänsler, 2020]. Десять  колен Израилевых исчезли с исторической сцены после падения, созданного ими в 928 г. до н. э. Северного Израильского царства. После завоевания  ассирийским  царем  Саргоном II Северного Израильского царства (722 гг. до н. э.) значительная часть его населения была уведена в плен ассирийцами и расселена на просторах Ассирии. На протяжении веков существовало множество теорий о том, что случилось с этими коленами и существуют этнические группы, которые утверждают, что они потомки этих затерянных колен Израилевых.
2 Игбо являются одним из этносов Тропической Африки, наряду, например, с лемба из Южной Африки, абайудай из Уганды, которые считают себя евреями африканской диаспоры. Африканские евреи ставят вопрос своей еврейской идентичности в двойном определении: религиозном и этническом. Игбо являются третьей по величине этнической группой Нигерии после хауса и йоруба, насчитывающей около 30 миллионов человек, они составляют около 18% населения Нигерии. В результате десятилетий господства британского колониализма и миссионерской деятельности колонизаторов произошла христианизация игбо, однако, многие из тех, кто сейчас исповедует христианство, считают себя потомками затерянных «колен Израилевых», а традиционную религию предков - остаточной формой иудаизма. По меньшей мере 2 000 игбо исповедуют раввинистический иудаизм в Нигерии [Afsai, 2016].
3 Первое упоминания о иудейской и еврейской самоидентификации игбо относится к XVIII веку, когда под воздействием христианизации они могли сравнить свои обычаи и обычаи древних евреев. Отправной точкой служит увлекательная автобиография Олауда Эквиано (Olaudah Equiano), также известного как Густав Васса, бывшего раба игбо, впервые опубликованная в Лондоне в 1789 году. Олауда Эквиано родился в 1745 году в Эбое, на территории современной Нигерии. Когда ему было около одиннадцати лет, Эквиано был похищен и продан работорговцам, направлявшимся в Вест-Индию. Хотя он провел короткий период в штате Вирджиния, большую часть времени в рабстве Эквиано служил на невольничьих кораблей и кораблях британского флота. Один из его хозяев, капитан британского торгового судна, дал Эквиано имя Густав Васса, которое он использовал на протяжении всей своей жизни.  Эквиано, которому было разрешено участвовать в его собственных мелких торговых делах, смог накопить достаточно денег, чтобы купить свою свободу в 1766 году. В 1789 году он опубликовал автобиографию «Интересное повествование о жизни Олауда Эквиано или Густава Вассы, африканца», выдержавшую многочисленные переиздания.  Эквиано умер в Лондоне в 1797 году. Много лет жизни проведший в качестве раба, он утверждал, что африканцы не уступают европейцам, потому что у них также есть своя культура, язык и обычаи. В автобиографии он пишет, что игбо были одним из потерянных племен Израиля, и ссылается на многие идентичные культурные сходства между ними и евреями. Он пишет, что «сильная аналогия, которая кажется, преобладает в манерах и обычаях моих соотечественников и евреев, прежде чем они достигли Земли Обетованной, и особенно патриархов, когда они еще находились в том пастырском состоянии, которое описано в  Бытии  - аналогия, которая сама по себе заставила бы меня подумать, что один народ произошел от другого мы практиковали обрезание, как иудеи, и делали приношения и пиршества в этом случае так же, как и они» [Equiano, 2005].
4 Другое письменное свидетельство относится уже к XX веку и принадлежит влиятельному англиканскому миссионеру и этнографу Джорджу Томасу Басдену (George Thomas Basden), который предположил, что слово «игбо» возникло как искажение слова «иврит». Архидьякон Джордж Томас Басден (1873–1944) прибыл с миссионерской целью в Онитшу (Британская Нигерия) в 1900 году от имени «Нигерийского миссионерского общества» (CMS). В 1921 году он опубликовал свою первую книгу о своем пребывании в Нигерии - «Среди ибо Нигерии» [Basden, 1921]. Для колониальной администрации он являлся признанный авторитетом, что послужило основанием для назначения его представителем народа игбо в Законодательном совете Нигерии в 1931-1937 годах [Bersselaar, 2006, p. 433]. В своей книге он старался подробно задокументировать обычаи игбо, при этом он самокритично замечал, что чем дольше человек живет среди африканцев, тем больше убеждается, что для европейца практически невозможно полностью понять тонкости местного характера и что его опыт подсказывает, что понять ментальность африканцев крайне сложно из-за разности ментальных и культурных установок европейцев и африканцев. Наблюдая за традиционной религией игбо, Басден допускал возможность того, что игбо изначально были монотеистами. Он пишет об этом так: «Среди людей ибо есть явное признание Высшего Существа - благотворного по характеру – которое выше всякого другого духа, доброго или злого. Оно считается могущим контролировать все на небе и на земле, и распределять награды и наказания по заслугам. Что-нибудь то, что происходит, для которого нет видимого объяснения, приписывается либо Ему, либо Его вечному врагу Эквенсу, то есть Дьяволу. Но Чуква (Chukwa), как его называют, Всевышний, и в Его услужении многие служебные духи, единственное дело которых - выполнять Его повеления Знание Верховного Существа практически ограничивается названием и его интерпретацией. Помимо признания Благодетельного Существа, существует глубокая вера в Злой Дух. Эти двое вечно противостоят друг другу, каждый стремится влиять на человечество к добру или злу, но Chukwu всегда классифицируется как превосходящий Эквенсу. Некоторые действия, такие как убийство, кража и супружеская измена, запрещены. Туземцы считают, что, совершая такие преступления, мужчина действует вопреки воле Божьей и соответствующие наказание обязательно последует его потомки должны нести бремя греха. Однако страх возмездия не глубок; это конечно не действует как средство сдерживания зла. Хотя такие поступки считаются ajaw-awlu (плохие дела)» [Basden, 1921, pp. 215-217].  Басден отмечал, что есть определенные обычаи, которые скорее указывают на Левитское влияние в более или менее отдаленный период. Это прослеживается в основных идеях о жертвоприношениях и в практике обрезания. В языке игбо также есть параллели с идиомой на иврите. В интерпретации Басдена традиционная религия игбо имела предпосылки к восприятию христианского монотеизма, именно в этом ключе стоит толковать его частые ссылки на сходство между традициями игбо и еврейскими традициями [Bersselaar, 2006, p. 400]. Воззрения Басдена вписываются в «хамитский миф», согласно которому некоторые черные африканцы произошли от Хама, сына Ноя и все ценное, что было в Африке. было принесено туда благодаря хамитам, которые предположительно являлись подгруппой кавказской расы. В своей книге «Черные евреи Африки: история, религия, идентичность» антрополог Эдит Брудер (Edith Bruder) описывает интерес белых колонистов к определенным африканским народам с точки зрения хамитского мифа и трансформацию этих воззрений в академические штудии [Bruder, 2008, pp. 51-58]. На основании изучения многочисленных источников, она пришла к выводу, что многие европейские колонизаторы в Африке считали, что все ценное было принесено туда благодаря хамитам. На рубеже XIX-XX веков хамитский миф прочно укрепился и в науке – подавляющее большинство антропологов поддерживало хамитский миф. Каждый след или признак того, что называлось "цивилизованным" в Африке, приписывалось иностранному происхождению, в первую очередь, хамитскому. Можно согласиться с мнением Эдит Брудер, что хамитская гипотеза, родившаяся в постсредневековой Европе, является частью «африканского генезиса» [Bruder, 2008, p. 51]. Обзор хамитской гипотезы, проведенный Эдит Брудер, показывает важность ее влияния как для европейцев, так и для самих африканцев. По сути, эта теория утверждает, что все ценное, найденное в Африке, было принесено туда хамитами, которые якобы были ветвью кавказской расы. В хорошо известной работе «Расы Африки» (1930) английский антрополог Чарльз Селигман (Charles Seligman) писал: «Цивилизации Африки - это цивилизации хамитов, их история, свидетельства их существования» [Bruder, 2008, p. 51]. В африканской этнологии начала двадцатого века такие концепции привели к идее, что континент населен двумя группами, кавказоидами и негроидами, а также их смесями.  Этнографы, миссионеры и путешественники снова и снова приходили к выводу, что африканские племена включая массаи, зулусов, готтентотов, тутси, ашанти и многие другие были еврейского происхождения [Parfitt, 2002, p. 205]. В конце концов, идеология хамитского мифа потеряла свои позиции после Второй мировой войны, хотя ее влияние сохранялось и в более поздних работах. Таким образом можно предположить, что на формирование современной еврейской идентичности игбо оказал определенное влияние через христианских миссионеров нарратив хамитской гипотезы.
5 Групповая самодентификация игбо в качестве иудеев и потомков потерянного колена Израиля сложилась уже в постколониальный период.  Нигерия обрела независимость от Великобритания 1 октября 1960 года, как и большинство постколониальных государств, она унаследовала границы бывшей колониальной администрации. После обретения независимости страна была разделена на три федеральных единицы, примерно по образцу расселения доминирующих этнических групп: мусульман хауса на севере, христиан игбо на востоке и йоруба на юго-западе. Скрытая межэтническая напряженность вышла на первый план, когда два неудавшихся государственных переворота привели к федеральному кризису 1966 года. Федеральное правительство Нигерии представило события как действия игбо и обвинило их в заговоре с целью захвата власти. Подстрекаемые этими упреками,. на севере Нигерии начались выступления местного населения против игбо, переросшие в массовое насилие, в результате которого погибло около тридцати тысяч человек [Brucker, 2019, p. 5]. Дальнейшие события развивались по пути провозглашения игбо независимости от Нигерии в форме Республики Биафра (1967-1970 гг.) и начавшейся за тем кровопролитной гражданской войны, унесшей жизни более 1 миллиона игбо. Уже во время гражданской войны лидер республики Биафра Оджукву проводил параллели между борьбой игбо за независимость от Нигерии, с борьбой за выживание государства Израиль, который, как раз в это время, одержал ошеломительную победу в Шестидневной войне 1967 года: «Подобно евреям мы увидели в рождении нашей молодой республики – путь к свободе и выживанию» [Heerten, 2014]. Такие аналогии были, прежде всего, политически мотивированны, поскольку руководство Биафры столкнулось с проблемой объединения разнородного населения сепаратистского государства: разрозненные этносы «Биафра» нужно было преобразовать в вообразимое сообщество, поскольку лишь около половины из 14 миллионов жителей Ибголенда составляли игбо, остальное население было распределено среди различных этнических меньшинств. Своей риторикой геноцида руководство пыталось не только сплотить население, но и оказать воздействие на мировое сообщество. Вскоре эта политическая риторика была объединена с особым представлением некоторых игбо о себе как о «евреях Африки» - аналогия, которая, особенно в текстах европейских этнологов, имела долгую историю и становилась все более популярной в новой ситуации [Heerten, 2011]. Заметим, что не только страдания еврейского народа, но и создание государства Израиль захватило в то время воображение африканцев. Это был образец для всех африканских политиков, включая Нельсона Манделу, который читал мемуары бывшего премьер министра Израиля Менахема Бегина в тюрьме. То, что такой угнетенный народ, как еврейский народ, смог восстановить свою независимость, было примером для подражания.
6 Именно после гражданской войны усилилась и приобрела новую глубину самоидентификация игбо с евреями, также перенесшими геноцид в своей истории. Игбо считали себя жертвами геноцида, так же, как и евреи, пережившие Холокост, таже ощущали себя жителями осажденной территории, подобно государству Израиль. Даниэль Лис (Daniel Lis) ведущий исследователь еврейской самоидентификации среди игбо считает, что гражданская война и ее катастрофические последствия положили начало продолжающемуся периоду интенсивных поисков среди игбо относительно их истории, нынешних проблем и перспектив. Некоторые игбо начали задаваться вопросом, почему, если они на самом деле евреи, они должны продолжать исповедовать христианство [Lis, 2015, p. 271].
7 Как уже отмечалось, большинство игбо сегодня исповедуют христианство, хотя они идентифицируют себя как христиане, многие считают себя «культурными» или «этническими» евреями, таким образом, более двух миллионов игбо практикуют иудаизм, оставаясь формально христианами. В книге «Черные евреи Африки: история, религия, идентичность» Эдит Брудер (Edith Bruder) описывает три разных типа евреев-игбо: «евреев, которые считают себя «доталмудическими» евреями на основании предполагаемых еврейских традиций своих предков; члены различных еврейских общин и, наконец, субботники, которых насчитывается более 2 миллионов, которые практикуют своего рода иудаизм, одновременно читая Новый Завет» [Bruder, 2008, p. 143]. «Доталмудические» евреи признают только Танах, еврейскую Библию и исключает Талмуд, который был написан после Танаха, и который считается основой еврейского закона, этики и философии и является основой образа жизни многих евреев. Это основано на том, что «доталмудические» евреи не верят, что «устный закон» Талмуда был вдохновлен Богом.
8 В период после окончания гражданской войны в Биафре начала кристализироваться иудео-еврейская самоидентификация игбо. Одна из версий, получивших распространение среди игбо, возводит религиозно-этническую идентичность к Гаду, седьмому сыну патриарха Иакова. Из поколения в поколение некоторые игбо передавали различные версии истории миграции, основанной на Иакове, патриархе иудаизма. Популярная версия повествования гласит, что у Гада, седьмого сына Иакова, было трое сыновей, которые поселились в современной юго-восточной Нигерии, которая преимущественно населена игбо. Эти сыновья, Эри, Ароди и Арели (как упоминается в книге Бытия) породили кланы, основали королевства и города, которые все еще существуют на юго-востоке Нигерии сегодня, включая Оверри, Умулери, Арочукву и Агулери. Эри, король общины в Агулери, утверждает, что он правит троном сына Гада, Эри. Он носит белую рубашку с вышитой спереди звездой Давида. В его дворце висит календарь, в котором перечислены имена его 33 предшественников. Он не сомневается, что Эри - его предок. Король Эри, как и многие другие, утверждает, что игбо - евреи Западной Африки. Они верят, что являются потомками по крайней мере одного из потерянных колен Израиля, поскольку в 8 веке до нашей эры ассирийцы вторглись в северное царство Израиля, вынудив 10 колен к изгнанию [Oduah, 2013].
9 Еще одна версия самоидентификации игбо выводит свое происхождение от североафриканских евреев. Отправной точкой являются события 1492 года, когда царь Томбукту (царство Томбукту входило в то время в империю Сонгай. – Л. А.) Аския Мохаммад постановил, что евреи должны принять ислам или уйти., по существу обяъявив евреев персоной нон-грата. Арабский географ и путешественник Лев Африканский (1448-1554) писал об этом: «Этот король (Томбукту) — непримиримый враг иудеев. Он не желает, чтобы хотя бы один из них жил в его городе. Если он услышит, какой-либо из барбарийских купцов водит с ними знакомство или ведёт торговлю, то конфискует его имущество». [История, 1979, с. 346]. Как замечает Даниель Лис «это гипотеза еврейского движения на юг, которое могло достигли нынешней Нигерии» [Lis, 2015, p. 5.]. Таким образом, игбо разрабатывают версии своей этнической истории, в которых они являются частью еврейской диаспоры.
10 Можно отметить, что в литературе описаны некоторые религиозные обряды евреев-игбо, которые, по мнению авторов, в определенной степени коррелируют с еврейским. Можно выделить следующие:
11
  • Обрезание на восьмой дней после рождения ребенка мужского пола.
  • Соблюдение некоторых законов кошерного питания, например, игбо считают свинью нечистым животным.
  • Принятие ритуальных очищающих ванн роженицами, женщинами после менструации и сексуального контакта, что может коррелировать с еврейскими очищающими ваннами «микве» - водным резервуаром для омовения (твила) с целью очищения от ритуальной нечистоты.
  • Некоторые имена игбо включают слово Бог, а поскольку Высшее Существо это «Чукву», то некоторые популярные имена игбо включают «Чукву», например, Чуквуди, Нгозичуквука, а также такие имена, как («Господь мой пастырь»), который включает вариант «Чукву». Древнееврейские имена Дани-Эль, Мика-Эль, Натани-Эль, Рафа-Эль, Габри-Эль, Саму-Эль включают в себя «EL» («Бог»), которое является в иудаизме одним из семи священных имен Бога и интерпретируется библейскими комментаторами как семантически единичное для слова «Бог».
  • Традиция игбо проводить церемонию бракосочетания под навесом, называемым «окпукпу», который сравнивают с еврейской «хупа» - специальном навесом из ткани закрепленным на четырех столбах под который должны встать новобрачные, символизирующий то, что свадьба и институт брака имеют божественные истоки.
  • У игбо есть траур, во многом аналогичный еврейскому «сидящему Шива» (иврит «семь» - это недельный траур в иудаизме для родственников первой степени родства. Этот процесс, восходящий к библейским временам, ритуализирует естественный способ, которым человек преодолевает горе [См: Remy, 2014].
12 Однако евреи-игбо не придерживаются галахических законов иудаизма (евр.   - правило, обычай, закон, норма, часть Талмуда содержащая историю библейского законодательства и регламентирующая религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев, в узком смысле - совокупность законов, постановлений, из Торы, Талмуда и более поздней раввинистической литературы): у игбо собственный устный фольклор, они ходят от деревни к деревне и передают друг другу свои знания, что напоминает раннюю хасидскую культуру. Для Авраама Бен Авраама, игбо-блогера, который с энтузиазмом изучает иврит и хотел бы вскоре поехать в Израиль, традиции игбо не противоречат иудаизму, даже если сначала это кажется таковым. Скорее, это единство религии и традиции. «Когда мы отстаиваем иудаизм, мы делаем то же самое с наиболее важными традициями игбо. Это включает в себя силу ореха кола (в синагогах у игбо принято совместно употреблять орешек-кола, как символ единства – Л. А.). Поэтому, когда она становится частью службы, это имеет большой смысл. Мы не забываем свои корни. Мы Израиль, мы игбо, мы евреи» [Gänsler, 2020]. В настоящее время в столице Нигерии Абудже и Игболенде (полоса земли на юго-востоке Нигерии) проживает более 4000 евреев игбо и находится около 70 синагог. Они изучают иврит, читают Тору и считают себя не только иудеями, но и евреями [Кестенбаум, 2016]. 
13 Развитие Интернета, сделавшего доступным вероучительные книги, активная переписка с единомышленниками – это черты уже современного «интернет-иудея» игбо, который описан на страницах книги Уильяма Майлза, профессора политологии Бостонского университета «Евреи Нигерии. Афро-иудейская одиссея» [Miles, 2013]. В своей книге он описывает роль Интернета, давшего возможность игбо-евреям познакомиться с ивритом, с практикой еврейских ритуалов во всем мире, получили возможность изучить раввинистический иудаизм. Возможно, евреи-игбо - первая еврейская община в мире, получившая религиозное образование в основном из Интернета. Это объясняет, почему они с легкостью изучают иврит, молятся и поют на этом языке и получают большую часть знаний о еврейской религии из Интернета. 
14 Именно развитие современных телекоммуникаций усилило международные контакты иудеев-игбо с Израилем. Некоторые высокопоставленные израильские деятели, такие как  Ноам Кац,  бывший посол Израиля в Нигерии, публично признали культурное сходство между игбо и евреями, а премьер-министр Израиля Ицхак Рабин в 1995 году отправил команду в Нигерию для поиска «десяти потерянных колен Израиля» и с тех пор западные раввины и педагоги отправили в Нигерию книги, компьютеры и религиозные статьи. Однако на сегодняшний день государство Израиль официально не признало игбо одним из затерянных племен [Igbo]. Причина в том, что они не могут соответствовать критериям, необходимым для получения «права на возвращение», потому что израильское правительство не признает этнические общины, утверждающие, что они являются потомками потерянных племен, а также потому, что они не могут доказать, что у них есть еврейские предки. В отличие от эфиопских евреев, среди игбо не ведется значительной организованной кампании по миграции в Израиль под предлогом еврейского происхождения. В 2017 году по инициативе группы мессианского иудаизма « Jewish Voice Ministries » (мессианский иудаизм, приверженцы которого считают Иисуса еврейским Мессией, рассматривается Израилем и еврейскими организациями как форма христианства) из штата Аризона, США были проведены частные тестирования ДНК иудеев-игбо Нигерии и тесты показали отсутствие генетической связи с древними израильтянами. Это тестирование вызвало шквал возмущений. Профессор Тюдор Парфитт (Tudor Parfitt), всемирно известный ученый, глава отдела иудаики в  Международном университете Флориды , который был одним из первых, кто использовал тестирование ДНК, чтобы выдвинуть гипотезу о еврейской миграции в Африку, назвал тест « Jewish Voice Ministries » «безответственным». Можно согласиться с его мнением, что «с другой стороны, идея о том, что игбо - евреи, возникла не недавно, она восходит к 18 веку. Это живой опыт со стороны игбо и многих других африканцев. Связаны ли они технически с древним народом Израиля, на мой взгляд, совершенно неважно. Это не имеет отношения к истории. Идея проверить эту гипотезу с помощью ДНК - не лучшая идея. Это похоже на проверку мифа, а проверить миф невозможно. Политика идентичности связана с верой» [Lidman, 2017]. Стоит заметить, что и у эфиопских евреев, фалаша (самоназвание «бета Исраэль» - «дом Израиля»), которые были признаны в 1973 году верховным раввином Израиля евреями, существуют проблемы с генетическими тестами. Согласно выводам молекулярных биологов [Sprudle, Jenkins, 1992] генетические тесты подтвердили, что фалаши по крови не евреи, а эфиопы. Следовательно, утверждение фалашей о том, что они евреи, не основано на генетических тестах, либо, как минимум спорно. Интересно заметить, что этногенетические мифы таких африканских народов как йоруба и бини также связывают свою родословную с миграцией, а именно с миграцией из Верхнего Египта. Вопрос о том, была ли это действительно миграция или культурный трансфер остается предметом научной дискуссии. Можно согласиться с мнением африканиста Д. М. Бондаренко, что «с древности культурные связи охватывали весь континент и даже выходили за его пределы, хотя их история и по сей день остается в целом весьма слабо изученной. Некоторые отдельные элементы культуры, вне всякого сомнения, были в состоянии проделать путь , передаваясь по цепочке народами Северо-Восточной, Центральной и Западной Африки в течение более или менее длительного периода времени» [Бондаренко, 2001, с. 29].
15 Следует указать на тот факт, что до сих пор существование общин евреев-игбо связано с политическим фактором. По сей день борьба игбо за независимое государство имеет «еврейский» аспект. Лидер главной сепаратистской организации «Коренные народы Биафры» (IPOB) Ннамди Кану исповедует иудаизм. Об этом Кану заявлял и в ходе суда, перед которым предстал (в кипе и талите) по обвинению в государственной измене. В октябре 2018 года в эфире радиостанции «Радио Биафра» Кану объявил о том, что находится в Израиле. В том же году правительство Нигерии объявило IPOB террористической организацией, что многие расценили как политическое преследование, поскольку члены движения не носят оружие и не атакуют сограждан [Вайнер, 2020]. Правительство Нигерии считает, что большинство верующих евреев в Нигерии являются членами IPOB. В Нигерии верующие евреи подвергаются преследованиям - преследованиям, арестам,  рейдам  и задержаниям со стороны правительственных агентов безопасности, которые регулярно вторгаются в их места поклонения. Каждый раз, когда в их синагогах совершаются набеги, их религиозные материалы - Торы и Танахи - отбираются и уничтожаются. Нвачукву - раввин синагоги, расположенной в Умуахии, на юге Нигерии, в которой проживает около 100 верующих, в основном женщины, так описывает один из рейдов, произошедший в феврале 2018 года: «Знойный день в феврале 2018 года. Внутри синагоги прихожане облачены в белые еврейские одежды . Синагога украшена израильскими флагами “Они пришли сюда и все разрушили”, - говорит Нвачукву. “Они осквернили наш храм и сняли израильский флаг, что является мерзостью. Посмотрите на здание, по нему стреляли. Вы можете увидеть это на стенах”» [Egwu, 2019]. Ука Иммануэла, которая находилась на территории, когда произошло нападение, вспоминает, что она укрылась, когда раздались выстрелы: «Мы просто исповедовали нашу религию, когда они начали стрелять», - говорит Иммануэла. «Они стреляли, потому что пришли арестовать и запугать нас. Мы не сделали ничего плохого» [Egwu, 2019]. В ноябре 2020 года появились сообщения, что в Нигерии правительственными войсками были разрушены шесть синагог, принадлежавших еврейской общине. Бежавшие от насилия члены общины игбо заявили, что двое из них были арестованы солдатами, осадившими города Ойигбо, Эче, Ирибе и Элеме. По словам очевидцев, эти двое были арестованы за ношение кипы и звезды Давида. Насилие вспыхнуло в южном нигерийском штате Риверс после студенческого протеста против жестокости полиции. Лидер объявленной вне закона организации "Коренные народы Биафры" (IPOB) Ннамди Кану сообщил: «Наша синагога "Столп истины" в Ойигбо была разрушена бульдозером. Самая большая синагога в Биафра. Это действительно очень печально. Последствия преследования будут ужасными», – сказал он [Нигерия, 2020].
16  Подводя итоги, можно констатировать, что во второй половине XX века часть этноса игбо начала трансформировать свою религиозную идентичность и заявила, что они являются не только потомками древних израильтян, но иудеями. Эта группа возвестила о новом феномене африканского иудаизма, когда африканские религиозные традиции, смешанные с христианством, были вытеснены новой иудейской идентичностью. Религиозный статус иудеев-игбо, подтверждающий их собственную культурную идентичность, связан, в первую очередь, с политической историей страны. Идентичность африканцев строилась на исторических потрясениях - от колониализма до независимости и от национализма до постколониального настоящего. При этом можно согласиться с мнением Эдит Брудер что, такие религиозные движения следует понимать как реакцию на психологическую и культурную напряженность, а не только как выражение политического антагонизма [Bruder, 2008, pp.190-191]. Поиск и утверждение новой религиозной самоидентификации евреев-игбо выступает как средство интерпретации и разрешения конфликтного жизненного опыта. Вопрос же о генетической близости игбо и древних евреев пока остается открытым.

Библиография

1. Afsai S. African, Black Ц and Part of the Global Jewish Community? 10.04.2016. https://haaretz.com/opinion/.premium-african-black-and-jewish-1.5429379

2. Basden G. Among the Ibos of Nigeria. London: Seeley, Service & Co Limited, 1921.

3. Bersselaar van den D. Missionary Knowledge and the State in Colonial Nigeria: On How G. T. Basden Became an Expert. History in Africa. 2006. Vol. 33. Pp. 433-450.

4. Brucker, Ch. Finding Foreign Friends: National Self-Determination and Related Norms as Strategic Resources during the Biafran War for Independence, 1967Ц1970. New England Journal of Public Policy. 2019. Vol. 31. Iss. 2. Pp. 1-21. https://scholarworks.umb.edu/nejpp/vol31/iss2/6

5. Bruder E. The Black Jews of Africa: History, Religion, Identity. New York: Oxford University Press, 2008.

6. Egwu P. Igbo Jews: A Threatened Community. 04.04.2019. https://jwa.org/blog/plight-nigerian-jews

7. Equiano O. The Interesting Narrative of the Life of Olaudah Equiano, Or Gustavus Vassa, the African Written By Himself. EBook #15399, 2005.а

8. G?nsler K. Wo das Judentum w?chst. 03.02.2020. https://deutschlandfunk.de/die-juedischen-igbo-in-nigeria-wo-das-judentum-waechst.886.de.html?dram:article_id=469239

9. Heerten L. A wie Auschwitz, B wie Biafra. Der B?rgerkrieg in Nigeria (1967Ц1970) und die Universalisierung des Holocaust. Zeithistorische Forschungen/Studies in Contemporary History. 2011. Online-Ausgabe 8. https://zeithistorische-forschungen.de/3-2011/4516

10. Heerten L. The Nigeria-Biafra War: Postcolonial Conflict and the Question of Genocide. Journal of Genocide Research. 2014. 16. ╣ 2/3 (July). http://ezproxy.purchase.edu:2088/eds/pdfviewer/pdfviewer?vid=2&sid=f1cba2d5-4c1b-4e91-bbf3-e2c058e67f22@sessionmgr104

11. Igbo Jews (Nigeria). https://shavei.org/igbo-jews-nigeria

12. Lidman M. Messianic Jews to Nigerians: YouТre not СrealТ Jews. 11.08.2017. https://www.timesofisrael.com/messianic-jews-to-nigerians-youre-not-real-jews

13. Lis D. Jewish Identity among the Igbo of Nigeria: Israel s Lost Tribe and The Question of Belonging in the Jewish State. UK: Africa World Press, 2015.

14. Miles W. Jews of Nigeria. An Afro-Judaic Odyssey. Princeton: Markus Wiener Publishers, Princeton, 2013.

15. Oduah Ch. NigeriaТs Igbo Jews: Lost TribeТ of Israel? 04.02.2013. http://www.cnn.com/2013/02/01/world/africa/nigeria-jews-igbo

16. Parfitt T. The Lost Tribes of Israel: The History of a Myth. London: Weidenfeld and Nicolson, 2002.

17. Remy I. The Igbos and Israel: An Inter-Cultural Study of the Largest Jewish Diaspora. Washington DC: Street to Street EpicCenter Stories, 2014.

18. Spurdle A., Jenkins T. Y chromosome probe p49a detects complex PvuII haplotypes and many new TaqI haplotypes in southern African populations. Am J Hum Genet. 1992. ╣ 50 (1). Pp. 107-125.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести