Воцарение Унаса на престоле Атума (по материалам текстов западной стены притвора пирамиды Унаса: речения 254–257, 260)
Воцарение Унаса на престоле Атума (по материалам текстов западной стены притвора пирамиды Унаса: речения 254–257, 260)
Аннотация
Код статьи
S086919080009032-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Зубова Ольга Игоревна 
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Выпуск
Страницы
9-17
Аннотация

). Будучи на престоле Хора, Унас одновременно является наследником Осириса, Геба, Шу и самого Всевладыки – Атума (Ра). Получив престол Атума в борьбе с Сетом и его приспешниками, Унас обретает право на бессмертие, пребывание на небесах и власть над иным миром. Это право он получает как благодаря особой силе Хора, с которым он отождествляется, так и справедливости своих требований, соответствующих понятию мирового порядка – Маат.

Ключевые слова
Египет Древнего царства, Тексты Пирамид, речения 254–257, 260, Унас, соперничество Хора и Сета, престол Атума (Ра).
Классификатор
Получено
31.03.2020
Дата публикации
20.04.2020
Всего подписок
40
Всего просмотров
1501
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год
1 В гробнице Унаса (Униса) в Саккаре (конец V династии, XXIV в. до н.э.) представлен древнейший образец Текстов Пирамид – заупокойных изречений, касающихся посмертной судьбы царя.
2 Тексты западной стены притвора (т.е. передней камеры W/A/W, 1–7) на первый взгляд представляют собой конгломерат разных по содержанию речений. Пытаясь приблизить эти тексты к пониманию современного читателя, переводчики Текстов Пирамид стремились их структурировать, дать названия определенным группам текстов. Так, С. Мерсер объединял ряд речений западного фронтона притвора с текстами его западной стены (PT 244–259) под названием “The deceased King arrives in heaven where he is established” [Mercer, 1952, I, p. 74]. Речения конца этой же стены с переходом на южную (PT 260–262) он именовал “The deceased King triumphs over his enemies and is recognized by the gods” [Mercer, 1952, I, p. 83].
3 Вслед за И. Шпигелем [Spiegel, 1971, Abb. 1–2] Дж. Аллен рассматривал погребальный покой пирамиды как Дуат (иной мир), а средний (т.е. притвор) как Ахет [Allen, 2005, p. 10–11]1 – область, которую он считал расположенной между видимым горизонтом, откуда восходит солнце, и центром Дуата, где солнце соединяется с Осирисом [Allen, 2005, p. 425]. Тексты западной и южной стен притвора (PT 254–263, 267–272), по его мнению, говорили о переходе умершего через Ахет [Allen, 2005, p. 43]2. Эти названия и интерпретации, разумеется, являются условными, к тому же, как у С. Мерсера, нарушают последовательность расположения текстов в пространстве гробницы. Поэтому представляется необходимым вновь обратиться к речениям W/A/W, чтобы выявить смысловой стержень, на котором они строятся.
1. См. критику этой теории [Hays, 2009].

2. См. также [Faulkner, 1969, p. 63–69] с именованием им отдельных речений.
4 В текстах, о которых пойдет речь, постоянно встречаются эпитеты не называемых по именам божеств. Например, Великая (Wrt); (богиня) Ахет; Великий бог, чье имя неведомо (nTr aA xmm rn.f); Владыка Ахета (nb Axt); Владыка единственный (nb wa); Богатый (букв. Великий) пахотной землёй; те, кто вокруг (HAw) святилища-kAr; Всевладыка (nb tm); Тот, кто на дереве своем высоком (Hrj-kAt.f); Змея ликующая (Hrn wtt) и т. д. Понять, какие божества подразумеваются под этими эпитетами и какую роль играют они в пронизывающей все Тексты Пирамид драме борьбы жизни и смерти, – задача далеко не всегда разрешимая. Но к ее решению можно приблизиться, если определить основную идею этих текстов. Такой идеей представляется предание о споре Хора и Сета за право на престол3.
3. Г. Гриффис, посвятивший данной теме специальное исследование [Griffiths, 1960] и особую главу “The conflict in the Pyramid Texts”, за исключением РТ 260, не уделил этим текстам особого внимания. При этом он совершенно справедливо отмечал, что “the Story of the Conflict of Horus and Seth was one of the oldest and most important in ancient Egyptian myths” [Griffiths, 1960, p. 1]. Говоря о значении этой темы в целом для Текстов Пирамид, безотносительно к данным речениям, Д. Стюарт также подчеркивал: “The struggle between Horus and Seth can be seen as the struggle for the throne and so is a vital aspect of the actions resulting from the death of Osiris” [Stewart, 2014, p. 74]. О религиозном смысле этой борьбы в Текстах Пирамид см. также [Зубов, Зубова, 2017, с. 310–320].
5 Обратимся к первому речению западной стены притвора – PT 254. В начале его, которое можно считать прологом к следующим речениям, сказано:
6

7
§ 276 a Jdjj wrt n kA nxn
b ns(r) hh r.Tn HAw kAr
c j nTr aA xmm rn.f xt Hr st (вар. jst) n nb wa
§ 277 a j nb Axt jr st n Wnis
b jr tm.k jr st n Wnis jr.kA Wnis fAt m it.f Gb(b)
c tA nj mdw.n.f Gb(b) nj wA.n.f
(Ритуальное действо:)
§ 276 a «Воскуряется ладан (богине) Великой ради Быка Нехена.
(Жрец восклицает:)
b «Жар огня – против вас, тех, кто вокруг святилища-kAr4].
c О Бог Великий, чье имя неведомо!»
(При этом совершается жертва для «Владыки Единственного» (xt Hr st n nb wa)) (и снова восклицание жреца5:)
§ 277 a «О Владыка Ахета, сотвори место (st) для Унаса!
b Если ты не сотворишь место для Унаса, тогда Унас проклянет отца своего Геба.
c И умолкнет земля, и не сможет Геб защитить себя»...
4. Вариант текста пирамиды Тети: Жар огня Тети сего – против вас... [T/A/W, 1

5. Р.О. Фолкнер полагает, что в этом речении все реплики звучат от имени царя, употребляемого им поэтому в 1 л. ед.ч. [Faulkner, 1969, p. 65, n. 2]. В нашем переводе мы строго придерживаемся текста, зафиксированного в пирамиде Унаса, не меняя ни лиц, ни имен.
8 Далее излагается пророчество об ужасах мировой катастрофы в случае отказа исполнить этот призыв: тогда сойдутся прибрежные скалы, сомкнутся берега, сокроются дороги для тех, кто захочет пройти по ним, и разрушатся ступени для тех, кто восходит (вероятно, для умерших) [Pyr. 278–279].
9 Затем следует обращение к Унасу:
10 «Сделай справной верёвку (лодки) (mAa nwH) (вар.: «тяни верёвку», вероятно, в смысле «избери правильное направление»), пересеки область Msqt» [Pyr. 279] – восточную область неба, которую проходят солнце и звёзды во время их восхода6.
6. По предположению К. Зете, Msqt может быть Млечным путём [Sethe. Komm. I, 315].
11 В начале этого речения эпитетом «Бык Нехена», несомненно, называется сам царь, который в варианте следующего, 255 речения именуется «Хором Нехена». Вместо «Великой» 254 речения в PT 255 появляется образ «Ахет». Святилище-kAr, упомянутое в этих речениях, ассоциируется с солнечной ладьей и с Богом-Творцом. Эпитеты «Бог Великий, чье имя неведомо», «Владыка Ахета» и обращение к нему «сотвори место для Унаса» – все это говорит о том, что это образ самого Атума-Ра. Здесь и в следующих речениях мифологический сюжет борьбы Хора за престол соединен с описанием ритуала, представляющего странствие в лодке восставленного к жизни царя к берегам иного мира и в самом инобытии [Pyr. 279d, 284b, 303d]. В речении 254 царь становится то Хором, то самим судьей «двух соперников» (Хора и Сета) в небесах-MHt-wrt (небесная корова как символ неба), то мыслится самостоятельной личностью –Унасом.
12 Небесный, божественный, астральный образ царя выражается именами «Столп звёзд» [Pyr. 280a], «Столп Кенсет» [Pyr. 280b], «Бык неба» [Pyr. 280b, 293b и др.], «чей рог сияет» (wbn ab.f) [Pyr. 283a]. Как Хор, в PT 255, он – «Владыка ярости» (nb At), «Сильный» (wsr) благодаря своему Оку [Pyr. 297c–d].
13 Из цепочки имен-символов большинства богинь (в том числе – Тефнут и Рененут, их имена также являются эпитетами, только более привычными для нас) складывается образ огненного Ока-Урея как символа защиты царя-Хора. С помощью Урея [Pyr. 302] он расправляется со своими врагами на небе и на земле, над которой он воспарил в сиянии солнечных лучей [Pyr. 304]. Как «Осирис», Унас побеждает также силой Ока Творца (именуемого &bi) своих противников, которые похитили его пищу, его жизнь [Pyr. 290–293].
14 Взывание к Творцу, «Владыке Ахета», о даровании Унасу-Хору места-st оказывается выражением желания, чтобы Унас получил это место в его, Атума (Ра), солнечной ладье, мог пребывать в небесах среди звёзд [Pyr. 280], в Полях жертв [Pyr. 284], на тучных полях царства Осириса [Pyr. 282a] и в иных благодатных местах. Прообразом этого места-st, как можно полагать, является престол, которого добивался Хор.
15 Согласно преданию, альтернативные варианты которого достаточно подробно отражены в других текстах (Shabaka Stone, P. Chester Beatty I, recto), боги далеко не сразу решили даровать Хору наследственные права. Как известно из P. Chester Beatty I, Атум первоначально не хотел, чтобы сан Осириса достался Хору, и поэтому желал сделать наследником «сына Нут» – Сета. Геб даровал в итоге свое наследство Хору помимо Сета, поскольку Хор был сыном его «первенца», т.е. Осириса [Shabaka Stone, 10c]. Очевидно, похожая ситуация описана в Текстах Пирамид (РТ 254, РТ 255), только из-за специфики ритуального характера памятника она представлена в форме, лишь намекающей на конфликт соперников.
16 Так на чей же престол, в качестве кого и на какую власть претендует Унас?
17 В текстах своей пирамиды Унас особенно часто отождествляется с Осирисом и представляется восседающим на его престоле (см., напр., [Pyr. 134b]). Этот престол назывался то nst, то st или xnd. При этом Унас наделялся всеми атрибутами и правами его власти как владыки иного мира. В конце речения 254 [Pyr. 294a–c] изображен иероглиф в виде царского трона . Этот трон был дан Унасу в его качестве Осириса «отцом» его Шу, в присутствии Сета.
18 Но в следующем речении 255, читаем:
19

20
§ 296 b [j xbD pw] xbD qdw xbD jrw
§ 297 a j.dr Tw Hr st.k wAH saH.k r tA n Wnis
b jr tm.k dr Tw Hr st.k [wAH.k n.f saH.k r tA]
c jw.kA Wnis Hr.f m wr pw nb At
d wsr m nkn jrt im.f
§ 298 a rD.k[A.f nsr n jrt.f] pSr.s HA.Tn
b d.s nSn m jrw jrwt
c xfxf(t).s m pAwtjw (j)pw
§ 299 a sx.kA[.f aw(j) ^w Xr Nwt]
b wd.kA Wnis rmn.f m snbwt tw rmnt.k jr.s
§ 300 a aHa r.f Wr m Xnw kAr.f
b [wAH.f saH.f jr tA n] Wnis
c jT.n.f @w sxm m %jA
§ 296 b [О отвратительный], о отвратительный нравом, о отвратительный обликом!
§ 297 a Уберись с престола (=места) своего, сложи на землю для Унаса сан (saH) свой (т.е. регалии сана своего. – О.З.).
b Если ты не уберешься с престола (места) своего [и не положишь для него сан свой на землю],
c тогда явится Унас с ликом, подобным этому Великому, Владыке ярости,
d который стал сильным из-за поврежденного в нем (т.е. Ока).
§ 298 a И побудит [он пламя Ока своего] окружить вас.
b Нашлет Оно (Око) огненную бурю на совершающих (зло)деяния.
c Поток жара его охватит этих богов изначальных.
§ 299 a И тогда выбьет [он руки Шу из-под Нут],
b И положит Унас руку свою на оплот, на который ты опираешься.
§ 300 a (И вот) поднимается тогда Великий в своем святилище-kAr,
b [и слагает сан свой на землю] для Унаса.
c И овладел он (Унас) Ху (Словом творящим), и стал силен он Сиа (Знанием)7.
7. Овладение Словом Творящим – @w и Знанием-%jA, на наш взгляд, в отличие от трактовки в других переводах, является следствием передачи Унасу знаков власти, а не причиной торжества над «Великим», которому принадлежат эти олицетворенные сущности, сопровождающие его в небесном и подземном странствии.
21 Исходя из контекста, в котором упоминается Око Хора, давшее силу его обладателю – «Великому» (Wr), «Владыке ярости», – уподобленный ему Унас мыслится Хором. В конце речения 255 упомянут другой «Великий» (Wr), который передает Унасу свои символы власти и творческие силы. Нет сомнения в том, что здесь речь идет о Солнечном Боге [см. Mercer, 1952, I, p. 81; Piankoff, 1968, p. 33; Sethe. Komm., p. 347; Spiegel, 1971, p. 372, Anm. 19 и др.], чьи эпитеты упоминаются также в PT 254 [Pyr. 276c, 277a]. Но в PT 255 [Pyr. 296b, 297a] назван некий «отвратительный» (xbD), к которому обращается Унас-Хор, чтобы он «убрался» со своего «места-st» и отдал ему свои властные полномочия (saH). Такой эпитет явно присущ Сету как его коварному сопернику. Именно таким чаще всего (особенно в жертвенном ритуале) представлен Сет в Текстах Пирамид как враг Осириса и Хора, похитивший у Хора его Око (символ творящей силы), в результате чего в мир пришел «ужас» (snDw) [РТ 486, §1040d (текст пирамид Пепи I и Пепи II)]. Эпитет xbD в таком случае можно рассматривать как одно из наиболее ранних наименований Сета в его качестве «врага» [РТ 371,§ 649–650], несущего в мир смерть и разлад8. Возможно, «отвратительный» нрав Сета согласуется в Текстах Пирамид с его обликом странного животного, каким он представлен только в текстах пирамиды Унаса, в текстах других пирамид имя Сета пишется фонетическими знаками – %tS9.
8. См., например, его эпитеты nhr, xar, XAk-ib, Dw qd, Xsy-qd [Wb.II, 12; Wb.III, 242,2; Wb. III, 363; Mpay Kemboly, 2010, p. 240–243], которые свидетельствуют об усилении негативных коннотаций образа Сета в позднейших текстах. Известно также, что сущность Сета, как в Текстах Пирамид, так и в иных памятниках, имеет и другой, положительный аспект. Будучи царским божеством, «умиротворенным» (sHtp) и примиренным с Хором после их спора, Сет мыслился не только подчиненным Хору, но и «владыкой Юга» [РТ 222, §204а]. Именно поэтому Сет мог представляться вместе с Хором покровителем царей в Текстах Пирамид (см. напр. РТ 534, §1264 b, пирамида Пепи I), в сценах царских коронаций, в символическом объединении «Обеих Стран» (smA tAwj).

9. Подробнее об иконографии Сета, известной еще со времен царя «Скорпиона» (0 династия), см. [Te Velde, 1967, p. 1–26; Mathieu, 2011, p. 137–138].
22 В таком случае возникает противоречие между обращением к одному божеству и ответным действием со стороны другого. К. Зете пытался объяснить это противоречие изменением текста в процессе его существования. Он предполагал, что эпитет xbD первоначально мог относиться к Солнечному богу, но из опасения кощунства в отношении него стал затем связываться с образом Сета [Sethe. Komm., p. 350]. Характерно, что в пирамиде Тети один к одному воспроизведен этот же, казалось бы парадоксальный, фрагмент. И это явно не случайно.
23 Но обратимся к следующему речению 256. Внешне оно отличается по жанру от заупокойного текста и более похоже на победную песнь нового владыки – Унаса, торжествующего над своими врагами [Mercer, 1952, II, p. 140]. Конец же этого текста явно говорит о том, что он все же связан с заупокойным ритуалом, описывающим загробное плавание Унаса [Pyr. 303c–d].
24 В начале этого речения говорится:
25
§ 301 a wa.n Wnis Gb(b) wa.n Wnis Gb(b)
b jw wa.n.f &m j.f Hr nst @r %msw
§ 301 a Наследовал Унас Гебу, наследовал Унас Гебу,
b Наследовал он Атуму, он – на троне Хора, старшего
26 И далее в PT 257 сказано:
27

28
§ 304 c PsDt @r m jAxw ...
e pSr.n.f psDtj tm
§ 305 a Hm r.f m st nb tm jT Wnis pt pSn.f bjA.s
b sSmw Wnis wAwt n xpr...
§ 306 c jwt n.f wp Xnnw m ksw
d snhd.n WnisnTrw smsw r Wr
e jn sw sxm m st.f (вар. Тети: jn sw sxmt n &ti m st.f)
§ 307 a jT Wnis @w jnt n.f nHH
b smn.t n.f %jA jr rdwj.f
c hnjj (hjj ?) n Wnis jT.n.f Axt
§ 304 c О Девятерица, Хор – в сиянии солнечных лучей ...
e Все боги Двух Девятериц служат ему,
§ 305 a когда восседает он на престоле (st) Всевладыки. Покорил Унас небо, разверз он твердь небесную
b и ведόм Унас путями Того-кто-возникает к бытию (Хепри) ...
29 (В следующем фрагменте [Pyr. 306a–b] Унас уподоблен солнцу, заходящему и восходящему.)
30
§ 306 c Приходит к нему с поклоном Тот-кто-разрешил-спор.
d Служат Унасу боги – Тому, кто старше Великого,
e (ибо) он – тот, кому принадлежит власть на престоле его.
§ 307 a Владеет Унас словом творящим (@w), приносят ему вечность (nHH),
b утверждено для него под ногами его Знание (%jA).
c Влеките (лодку) для Унаса10, (ибо) овладел он Ахетом!
10. Вариант Тети: «Возрадуйтесь о нем...» (hjj ?). См. комментарий Р.О. Фолкнера [Faulkner, 1969, p. 67, n. 5].
31 Итак, Унас оказывается и на престоле Хора, как предвечного бога и старшего сына (smsw), наследника неназываемого здесь его отца – Осириса, и на престоле Всевладыки – Атума (Ра). Он и наследник Геба, и наследник Атума. К Сету обращаются с требованием, чтобы он «убрался» с «места» – престола, но властные полномочия Унасу передает не он, а «Великий», находящийся в своем святилище. В речении 254 (§ 294a–c) престол Унасу «в присутствии Сета» дает Шу как представитель первого поколения богов, исшедших из Атума [Pyr. 1248].
32 Все кажущиеся здесь противоречия исчезнут, если иметь в виду то, что, во-первых, престол – символ власти – принадлежит всей Девятерице Атума11 как единому целому, – буквально Xt-«телу» (см., напр. Pyr. 1041a, §1689а), а во-вторых, разлад и соответственно восстановление единства возможны внутри самого Творца. Находясь на престоле Хора, царь одновременно являлся наследником Осириса, Геба и Шу и, наконец, Владыки всего сущего. При обращении к Сету царь получает «молчаливый ответ» Атума, передающего ему свой престол, свои творческие силы. Боги изначальные, против которых был направлен «жар огня» «Великой», теперь покоряются воле нового владыки – Унаса, называемого даже «Тем, кто старше (smsw) (по положению), чем “Великий”»12. В знак же полного признания власти Унаса его враги снимают свои одежды (вероятно, ритуальные облачения) [PT 256, § 303a].
11. Девятерица (греч. Эннеада) – космогоническая система, созданная в Гелиополе и включавшая бога-демиурга Атума и несколько поколений произошедших от него богов, последовательно сменявших друг друга на египетском престоле. В нее входили следующие божества: Атум (Ра), Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет и Нефтида.

12. См., напр., Pyr. 390b [PT 273], где об Атуме как «отце» Унаса говорится, что он «родил того, кто могущественнее (wsr), чем он».
33 В заключительном речении 260 (оно расположено на западной стене притвора с переходом на южную) вновь подтверждаются наследственные права Унаса как Хора, с которым пребывает Маат-Правда. Суд завершен. Справедливость и мировой порядок восстановлены. Теперь царь может явиться в ином мире в облике «Ax живого». Огонь богов преисподней, где ходят «вниз головой», не страшен Унасу – уже не как богу, а как человеку.
34 Так, получив престол Атума в борьбе с Сетом и служащими тому силами зла, Унас завоевывает бессмертие, вечное пребывание на небесах и владычество над лучезарной страной Ахет, откуда ежедневно восходит Солнце. Залогом его триумфа явилась не только демонстрация его особой силы, воплощенной в Оке Хора, но и справедливость его требований, соответствующих понятию Маат. Нарушение же этого принципа могло грозить катастрофой, в которую будут вовлечены и люди, и боги, все мироздание.
35 Такая картина складывается из всех этих рассмотренных речений с их достаточно обычным для египетского религиозного текста, но сложным для нашего понимания символическим языком, насыщенным яркими метафорами, образами и мифопоэтическими аллюзиями.

Библиография

1. Зубов А., Зубова О. Религия Древнего Египта. Ч. I. Земля и боги. М.: РИПОЛ классик, 2017.

2. Allen J.P. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Atlanta: Society of Biblical Literature, 2005.

3. Faulkner R. O. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Oxford: Clarendon Press, 1969.

4. Griffiths J.G. The Conflict of Horus and Seth from Egyptian and Classical Sources. Liverpool: University Press, 1960.

5. Hays H. M. Unreading the Pyramids. Bulletin de l’Institut Français d’Archéologie Orientale. 2009. No. 109. Pp. 195–220.

6. Mathieu B. Seth polymorphe: le rival, le vaincu, l’auxiliaire. Égypte nilotique et méditerranéenne. 4. 2011. Pp. 137–158 http://www.enim-egyptologie.fr/index.php?page=enim-4&n=8 (accessed: 18.03.2020).

7. Mercer S.A.B. The Pyramid Texts in Translation and Commentary. Vol. I–II. New York–London–Toronto: Longmans Green & Co, 1952.

8. Mpay Kemboly S.J. The Question of Evil in Ancient Egypt. London: Golden House Publications, 2010.

9. Piankoff A. The pyramid of Unas. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1968.

10. Spiegel J. Das Auferstehungsritual der Unas-Pyramide: Beschreibung und erläuterte Übersetzung. Wiesbaden: Otto Harrassowitz Verlag, 1971.

11. Stewart D. The Myth of Osiris in the Ancient Egyptian Pyramid Texts. A Study in Narrative Myth. Monash University, 2014.

12. Te Velde H. Seth, God of Confusion: A Study of his Role in Egyptian Mythology and Religion. Leiden: E.J. Brill, 1967.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести