Трансформации традиционной культуры: роль обряда инициации у женщин ганда (Уганда)
Трансформации традиционной культуры: роль обряда инициации у женщин ганда (Уганда)
Аннотация
Код статьи
S086919080005897-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Лапушкина Алина Олеговна 
Должность: младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
34-41
Аннотация

В статье рассматриваются процессы трансформации обрядов инициаций и распространения новых практик социализации угандийского народа ганда. Культурные ценности, традиции, представления о мужских и женских социальных ролях на Африканском континенте передавались из поколения в поколение в ходе процессов социализации и инкультурации. В традиционном патриархальном обществе роли мужчин и женщин были строго разделены: мужчины брали на себя обязанности кормильца и отвечали за социальные взаимосвязи, женщины же занимались домоустройством и потомством.

Механизмами для передачи этой социальной модели от родителей к детям служили прежде всего обряды инициации, в том числе наречение имени, обрезание или первая стрижка волос. В процессе прохождения обрядов юные африканцы получали представление о своем будущем и возможность приобщиться ко всем аспектам жизни взрослых мужчин или женщин. Детерминированные сценарии распределялись в зависимости от пола. В земледельческих обществах мальчики с раннего возраста помогали отцам в полевых работах. Девочки примерно с шести лет помогали матери в приготовлении пищи.

С колониальных времен началось «расшатывание» традиционных гендерных ролей, стереотипов и социальных установок, свойственных африканским культурам. С приходом на Африканский континент «белого человека» начались процессы политических, социально-экономических и религиозных перемен. Модели внутрисемейных отношений, прежде всего власть отцов и мужей, стали подвергаться «эрозии». Возросли масштабы трудовой миграции, оказывающей значительное влияние на семейно-брачные отношения.

Появление школ и церквей постепенно снижало роль традиционных механизмов социализации детей. С одной стороны, система образования взяла на себя часть функций, которые раньше выполняла семья, с другой – наличие образования предоставляло возможности отхода от традиционализма и вступления в мир «манящих огней города». Образованные африканские женщины начали уезжать в города и охладевать к обрядовой жизни родной общины. Религиозные изменения – распространение христианства и ислама – также создавали предпосылки для вытеснения традиционных верований или постепенного отказа современных африканцев от традиционных обрядов.

Ключевые слова
ганда, обряд инициации, школа, идентичность, гендерные роли, институт социализации
Источник финансирования
Исследование выполнено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2019 г. при поддержке проекта РФФИ (№ 17-01-00148): «Православные и старообрядцы в Уганде: социокультурные процессы в африканских христианских общинах».
Классификатор
Получено
16.07.2019
Дата публикации
22.08.2019
Всего подписок
92
Всего просмотров
2022
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2019 год
1 По мнению африканских демографов и социологов, подростки становятся все более уязвимой частью общества. Они все больше подвергаются воздействию противоположных тенденций: традиций и модернизации, вовлеченности во взрослую жизнь родителей и необходимости совмещать ее с обязанностями в школе, сохранения аутентичных верований и участия в религиозной жизни местной церкви или мечети и т.д. [Adepoju, 1995].
2 В этой статье описывается обряд инициации у девушек ганда (Уганда). В фокусе работы – изменения в обряде инициации, произошедшие за период с колониальных времен по настоящее время. На этом примере прослеживается, как меняются обряды инициации и отношение к ним, а также гендерные роли и социальные взаимоотношения в традиционном обществе.
3 В основу статьи положен анализ полевых материалов, собранных в 2017 и 2018 гг. в Уганде автором и ее коллегой, профессором Д. М. Бондаренко. Информация была получена благодаря нескольким угандийцам, прежде всего священнику старообрядческой церкви Николе Бобкову. Помимо включенного наблюдения (насколько это было возможно) в качестве основных методов для получения информации использовались методы анкетирования и интервьюирования (структурированного, полу- и неструктурированного). В общей сложности было собрано 125 анкет и 30 интервью.
4 Культуре и традициям ганда, крупнейшего народа Уганды, посвящено достаточно много литературы. Тем не менее найти описание обрядов инициации оказалось непросто. В качестве источника мы использовали работу миссионера Джона Роскоу [Roscoe, 1911], который провел на территории современной Уганды 25 лет; некоторые отрывки из работ Аполло Каггва [Kaggwa, 1934] – политического деятеля и крупнейшего интеллектуала королевства Буганда, созданного ганда.
5 Примеры корреляции между положением женщин в обществе и наличием духовных существ женского пола в системах верований народов были взяты из работы американского исследователя Марион Килсон [Kilson, 1976]. Однако мы благодарны научному руководителю профессору Д. М. Бондаренко, который впервые обратил внимание на наличие корреляции у народа ганда.
6

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ НАРОДА ГАНДА

7 Ганда – наибольшая по численности этническая группа Уганды, проживающая в основном на территории доколониального королевства Буганда, ставшего основой британского протектората Уганды, установленного в 1894 г. Общая численность ганда – примерно 5,5 млн человек. Язык ганда – луганда относится к нигеро-конголезской языковой семье, группе банту.
8 Значительная часть ганда исповедует  христианство различных толков, остальные мусульмане или приверженцы традиционных верований. Наиболее популярны евангельские харизматические церкви.
9 Ганда свойственны патрилинейность и патрилокальность браков.
10

ИСТОКИ ОБРЯДОВ ИНИЦИАЦИЙ ГАНДА

11 Фраза «выходить замуж» на языке луганда дословно звучит как «снимать кожуру с плантана» (okuwata) или «готовить для кого-то» (okufumbira) [Roscoe, 1911]. В начале XX в. достаточно подробно свадебный обряд описал Дж. Роскоу: молодой человек спрашивает согласия на помолвку сначала у девушки и только затем просит руки у ее родителей. Если девушка согласна, жених отправляет письма и деньги в конвертах тем родственникам, которых укажет невеста. Жених продолжает отправлять подарки и еду родственникам невесты, пока не состоится знакомство, во время которого брат невесты устанавливает цену выкупа и составляется брачный договор, который необходим и на случай, если брак не состоится, так как в нем указывается сумма, которая будет возвращена [Roscoe, 1911]. Свадебная церемония, по традиции, начинается на перекрестке, что придает ей особый мистический статус [Van Gennep, 2004]. Невеста обменивается на сумму, о которой договорились родственники, а затем все празднуют в деревне жениха. Празднование сопровождается принятием пищи и алкогольных напитков, например пива, танцами и песнями.
12 В наши дни многое осталось прежним, за исключением некоторых деталей – брачного договора и суммы выкупа, которую принято символически назначать в 10 тыс. угандийских шиллингов (2,5 долл.). Жених дарит в конвертах те суммы, которые может себе позволить. В настоящее время брачный договор не составляется, так как плата за невесту считается символическим подарком за вклад семьи в воспитание будущей жены.
13 Ганда, по традиции, полигамны, поэтому первая брачная церемония обычно проводилась по всем правилам, установленным предками. Однако все последующие браки заключались менее официально, чаще всего только в кругу семьи [Roscoe, 1911].
14 С приходом христианства (первые миссионеры – англикане появились в Уганде в 1877 г.) ганда постепенно начали склоняться к моногамности. Ко времени получения независимости в 1962 г. лишь один из двадцати браков был полигамным [Kikooma, 2012]. Все чаще церемонии начали проводиться в церквях, популярными стали свадебные наряды западного типа.
15 Исследуя устное творчество ганда, в том числе поговорки, можно составить картину, отражающую гендерные роли мужчины и женщины, и понять, насколько разное отношение к рождению мальчика или девочки передавалось из поколения в поколение: мать мальчика имела более привилегированный статус.
16 Молодая женщина рассматривалась как материальная ценность, собственность, которую нужно было приобрести и выставить напоказ. Красивые девушки пользовались бо́льшими социальными преимуществами, нежели менее красивые: красота играла роль социального паспорта, предоставляющего доступ к ресурсам, которыми по умолчанию владеет мужчина [Kiyimba, 2005]. Мужчина оценивался по своему происхождению и личным способностям. Профессор Университета Макерере (Уганда) Х. Тадрия, феминистка и активистка, пишет, что женщина оценивается по тому, как она может обеспечить едой свою семью, а также по способности к деторождению. Эти моменты играют ключевую роль при выборе мужчиной будущей жены [Tadria, 1987]. Некоторые исследователи полагают, что в колониальный период традиционный статус женщины даже укрепился: ее обязанности не выходили за рамки семейного очага [Bantebya,1992]. В годы независимости эти тенденции усилились, так как в современных секторах экономики в большей степени заняты мужчины [Tadria, 1987].
17 В системе верований ганда сложно проследить четкое разделение на божества женского и мужского пола [Roscoe, 1911]. Однако существуют свидетельства того, что мужских божеств в пантеоне значительно больше, чем женских, а божества высшего ранга – исключительно мужского пола. Женский пол фигурирует только в описании предполагаемых жен божеств. Культы духов предков относятся к предкам лишь мужского пола [Kilson, 1976]. По поводу обрядности, связанной с женскими духами предков, информации нет. Возможно, это говорит о том, что духовные сущности женского пола участвуют в жизни человека лишь на узком, домашнем уровне, а не на общинном. Можно также предположить, что в системе мировоззрения ганда были духи лишь предков мужского пола, а женского пола, как и божества, были представлены как жены духов предков или уходили в «мир иной» безвозвратно. Интересно, что за фертильность в системе верований ганда также отвечает божество мужского пола [Ibid.].
18 В ритуальной культуре ганда определенность гендерных ролей четко прослеживается с самого рождения человека. Если рождалась девочка, пуповина обрезалась веткой тростника, взятого из домашнего очага. Для мальчика же использовался тростник, росший ближе к дороге. В каждой родственной группе была своя традиция в отношении к последу, однако ни одна родственная группа не умаляла роли регламентированной череды обрядов, совершавшихся с последом новорожденного. Послед считался духом-двойником ребенка, поэтому обряды имели прямое отношение к его здоровью и благополучию. Иногда его закапывали у корня дерева плантана. После этого лишь старшие из родственной группы ребенка могли пить пиво или готовить еду из плодов этого дерева. Считалось, что, если к плантану притронется «чужой», дух-двойник уйдет и ребенок умрет. Ганда верили, что соблюдение этого правила помогает духам-двойникам оставаться внутри родственной группы.
19 В религиозной сфере женщины могли достичь только статуса медиума. Для мужчины это был временный статус, для женщины – пожизненный. Девочки часто служили в традиционных храмах: с пяти-шести лет они могли быть ответственными за поддержание горящего очага и чистоты. Иногда и в более раннем возрасте, если они были выпрошены матерями у божеств. Однако девочки не имели права находиться в храме после наступления первой менструации. По традиции, в этом случае девочек заменяли, а прежним служительницам божество находило мужей [Roscoe, 1911].
20 Об обрядах инициаций в источниках информации нет. Однако Килсон предполагает, что обряд все-таки существовал [Kilson, 1976]. На четвертый день экспедиции у нас уже были взяты 20 интервью и получены 20 отрицательных ответов на вопрос об участии в пубертатном обряде, озвученном в разных вариациях. К этому моменту укреплялись мысли о том, что ганда этот обряд не практикуют вовсе. Некоторые христиане отзывались негативно, считая, что «в Ортодоксии нет пубертатных обрядов…» [Интервью с информантом № 1]. На следующий день мы повстречались с Магдаленой и выслушали ее рассказы о «посещении буша». Проведя заново опрос тех же женщин ганда, которые отвечали отрицательно и использовали словосочетание «посещение леса» вместо «обряд инициации», мы получили совершенно другие ответы.
21 Женский пубертатный обряд Okukyalira ensiko (на языке луганда дословно переводится как «посещение буша») [Perez, 2013] или Guca imyeyo (на языке киньяруанда – «срезание веников», больше распространен среди выходцев из Руанды) распространен в большинстве стран Восточной Африки. Первое свидетельство о последствиях обряда датируется 1686 г. Вильемом тен Рином в книге, изданной на латыни, после обследования «готтентотской Венеры» с Мыса Доброй Надежды (Южная Африка) [Baker, 1974]. Есть и более ранние упоминания 1668 г., сделанные датским доктором Дэппэром, но они больше похожи на намек – в отличие от конкретики тен Рина [Ibid.].
22 В давние времена мужчины не должны были знать о сути женского обряда инициации, поэтому после первой менструации и небольшого инструктажа ccенги (ssenga – по традиции сестра отца, в обязанности которой входил подбор остальных жен для ее брата) группа девочек отправлялась в буш, объясняя всем встречным, что они идут собирать траву для веников (из этого и появилось название обряда) [Интервью с информантом № 2]. В буше девочки, действительно, собирали определенные растения, но для других целей: травы выполняли кровоостанавливающую, заживляющую, анестезиологическую функции, а также служили лубрикантом. В течение месяца девочки примерно одного возраста (10–12 лет) проживали в буше вдали от дома. За это время ссенга должна была подготовить будущих представительниц женской части общины к ролям жены, хозяйки и научить манипуляции, которую девочка должна будет повторять ежедневно до замужества, а часто и после него. Ритуал, по традиции обеспечивающий благополучную семейную жизнь, заключался в практике вытягивания малых половых губ (labia minora elongation) [Perez, 2013]. ссенга учила находить и собирать необходимые травы, чтобы манипуляция стала менее болезненной.
23

«ПОСЕЩЕНИЕ БУША» В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

24 В настоящее время небольшие площадки с нужными травами есть рядом со школами, так как чаще всего ритуал проводится старшим преподавателем без отрыва девочек от учебного процесса. После учебы преподаватель собирает учениц, у которых началась первая менструация, на 2–3 часа в течение недели. Девочки пубертатного возраста (13–18 лет) находятся под пристальным наблюдением школьной ссенги. Чаще всего девочки рассказывают о том, что с ними происходит, матерям, а те, в свою очередь, передают информацию старшему преподавателю [Интервью с информантами № 2, № 3, № 4]. Старшеклассницы также принимают участие в обряде, так как позже они должны будут контролировать регулярность его выполнения [Интервью с информантом № 5]. Несмотря на то что обряд часто совершается в рамках школы, известно, что после него девушки зачастую быстро выходят замуж и уходят из школы [Mujuzi, 2012].
25 Многое зависит от того, какую информацию преподносит девочкам традиционная или школьная ссенга. Из-за масштабной экономической миграции и ослабления родственных отношений сестры отцов девочек все реже выполняют роль ссенги. На смену традиционной пришли онлайн-ссенги, услугами которых пользуются, в том числе, и европейки [Dralega, 2008]. Онлайн-ссенги более популярны среди взрослых женщин, которые не могут устроить личную жизнь. Чаще всего они не участвовали в обряде инициации или отказались следовать указаниям школьной ссенги еще в подростковом возрасте, например, из феминистических соображений. Считается, что участие в ритуале – это залог благополучной семейной жизни [Интервью с информантами № 6, № 7, № 8 и др.]. Некоторые девушки начинают сомневаться в этом, становясь студентками или выстраивая рабочую карьеру, но возвращаются к традициям и консультациям у ссенги, когда рабочая жизнь налажена, а семейная – нет [Conte, 2015].
26 В Уганде также становится популярным проведение предсвадебного девичника под руководством ссенги. Не каждый может себе это позволить в материальном отношении, но столичные девушки стараются следовать традиции ради благополучия будущей семьи [Ibid.]. Наш водитель Саад, будучи образованным мусульманином, утверждал, что, даже заплатив миллионы за свою невесту и подготовив все к свадьбе, он обязательно вернул бы ее семье, если бы узнал, что она не участвовала в обряде инициации. Кроме того, она должна носить традиционную одежду – «гомеси» (многослойный комплект платья с юбками), которое пошито таким образом, чтобы покрывать все части тела женщины и сохранять тепло. «Сейчас женщины не сохраняют тепло и не носят гомеси, вот браки и рушатся…» [Интервью с информантом № 9].
27 Существуют несколько объяснений, почему у ритуалов именно такая форма исполнения: ссенги и многие мужчины утверждали, что, чем больше длина половых губ, тем лучше сохраняется тепло, что помогает в интимной жизни как мужчинам, так и женщинам [Dralega, 2008]. Иногда утверждается, что это было придумано старейшинами деревень в качестве противодействия похищениям и изнасилованиям местных женщин иноплеменниками. Однако до сих пор остается неясным – обряд ли это инициации или просто культурная традиция, которой придерживаются жительницы многих стран Восточной Африки.
28 Прямых описаний этого обряда народа ганда в источниках нет, однако, как представляется, ответ кроется в самом названии (labia minora elongation), которое появилось для сокрытия информации от мужчин. Женщины обладали эзотерическим знанием, делиться которым с представителями другого пола не допускалось. Можно предположить, что отсутствие описаний женских обрядов у Роскоу объясняется именно этим: исследователь не имел возможности их наблюдать. Все респонденты отмечали, что их бабушки и прабабушки следовали традиции, что говорит о возможной древности обряда.
29 Если мы допускаем, что обряд давний, то придется отметить, что сегодня в нем присутствуют совершенно очевидные современные элементы, которые не могли существовать в доколониальный период. Например, именно школа, появившаяся с приходом европейцев, сегодня является главным местом проведения обряда. Название обряда остается прежним, но имеет символический характер, так как посещать лес уже нет необходимости: при школах часто располагаются небольшие огороды, где высаживаются нужные для церемонии растения. Знание утратило свой эзотерический характер: юноши владеют информацией о деталях обряда и настаивают на его актуальности «интуитивно». В основном суть современного обряда сводится к сфере физических отношений между мужчиной и женщиной. Тем не менее никто не может объяснить его практическую или духовную пользу. Отцы продолжают передавать информацию сыновьям, а те, в свою очередь, уточняют детали у потенциальных невест. Большинство наших респонденток опасались, что их избранники откажутся от них, если узнают, что девушки не следовали этой традиции, поэтому старались следовать ей «на всякий случай». Однако после переезда в столицу и в условиях удаленного проживания от родственников отношение мужчин к женскому обряду постепенно становится нейтральным.
30 В архаической культуре гендерные роли детерминированы. Отход от жесткой половозрастной стратификации – главный признак того, что общество перестало жить по традиционным архаичным правилам. Размываются границы между возрастными и гендерными категориями, происходят десакрализация гендерных ролей и взаимоотношений, изменение социальной роли женщины: она может не замыкаться на семье, если не хочет. Церковь и школа способствуют расшатыванию традиционного самовосприятия. Этот процесс выводит роль женщины на межродовой и межобщинный уровень (в школах и церквях девочки участвуют в обрядах независимо от своей родовой или племенной принадлежности). Комплекс инициационных обрядов утрачивает образовательно-социализирующую функцию и постепенно передает ее другим социальным институтам.
31 Интересно, что у ганда в настоящее время обряд не связан с миром предков и имеет утилитарный характер, поэтому церкви оставляют принятие решения о проведении обряда на рассмотрение семьи, хотя инкорпорация обряда в воспитательный процесс угандийских школ сохраняется. Мотивация для проведения обряда инициации связана с укорененными представлениями мужчин о «правильной» жене. Отказ от обряда – риск для девушек не создать свою семью. Изменение образа жизни современных африканцев ведет к постепенному исчезновению этих обрядов из практики. Однако инкорпорация обрядов в школы и церкви создает перспективы для их сохранения, хоть и в значительно измененном виде.

Библиография

1. Adepoju A. The Impact of Structural Adjustment on the Population of Africa: The Implications for Education, Health, and Employment. Montreal: Canadian Association of African Studies, 1995.

2. Baker J. R. Race. Oxford: Oxford University Press, 1974.

3. Bantebya G. K. 1992. The role of women in petty commodity production and commerce: A case study of rural peasant women in Uganda. Eastern African Social Science Research Review, 1992. № 8(2). Pp. 1–19.

4. Conte C. Crossroads: Women Coming of Age in Today's Uganda. South Carolina: Createspace Independent Pub., 2015.

5. Dralega C. A. Examining women's customary roles as sex educators through community media in Uganda. Agenda, 2008. № 22(77). Pp. 91–99.

6. Kaggwa A. The customs of the Baganda. New York: Columbia University Press, 1934.

7. Kikooma J. Gender and Entrepreneurship in Uganda: Women Manoeuvring Economic. 2012. URL:https://www.researchgate.net/publication/221928371_Gender_and_Entrepreneurship_in_Uganda_Women_Manoeuvring_Economic_Space (accessed 01.01.2019)

8. Kilson M. Women in African traditional religions. Boston: Brill, 1976.

9. Kiyimba A. Gendering social destiny in the proverbs of the Baganda: reflections on boys and girls becoming men and women. Journal of African Cultural Studies, 2005. № 17(2). Pp. 253–270.

10. Mujuzi J. D. Female Genital Mutilation in Uganda: A Glimpse at the Abolition Process. Journal of African Law, 2012. № 56(1). Pp. 139–150.

11. Perez G. M. Labia minora elongation as understood by Baganda male and female adolescents in Uganda. Culture, health & sexuality, 2013. № 15(10), Pp. 15–27.

12. Roscoe J., The Baganda. An account of their native customs and beliefs. London: Macmillan and Co. Ltd., 1991.

13. Tadria H. M. K. Changes and Continuities in the Position of Women in Uganda. Beyond Crisis: Development Issues in Uganda. Kampala: Makerere Institute of Social Research, 1987.

14. Van Gennep A. The Rites of Passage. London: Routledge, 2004.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести