The War in Syria as the Cause of the Crisis of the Armenian Community (2010s)
Table of contents
Share
QR
Metrics
The War in Syria as the Cause of the Crisis of the Armenian Community (2010s)
Annotation
PII
S086919080031609-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Knarik Avagyan 
Occupation: Leading Research Fellow, Department of Diasporas and Armenian Communities
Affiliation: Institute of History of the National Academy of Sciences f the Republic of Armenia
Address: Yerevan, Armenia
Edition
Pages
125-134
Abstract

The devastating wars and civil clashes that broke out one after another in the Middle East, carried out according to the same revolution scenario, have had irreversible consequences for a great number of Armenians, who settled there (in Iraq, Egypt, Syria, etc.) as a result of the First World War. As a result of the war, which broke out in Syria in March 2011 and still continues in some parts of the country, Armenian-populated districts, villages and cities, including Aleppo, Damascus, Kessab, were completely or partially destroyed and set on fire. During the Syrian war, Armenians, along with the entire population of the country, particularly other Christians, were subjected to severe hardships, physical and moral deprivations (kidnapping, interrogation, humiliation, cursing, beatings, torture, as well as hard labor, theft of personal belongings, demand for ransom and so on). In individual cases, they even accepted Islam in order to survive. As a result of the emigration that started due to the war, as well as the quantity of victims, the Armenian community has significantly reduced in number: about 10,000 of 80,000 Armenians remained. From the very beginning of the conflict, the local Armenian community was targeted by the international terrorist forces, thus, the crisis in Syria was also the crisis of the Armenian community. Information about human losses, material and moral damages of Syrian-Armenians was obtained from the periodical press, as well as from reports by the ambassador of the Republic of Armenia to Syria.

 

Keywords
war in Syria, terrorists, kidnapping, Armenian Church, school, physical and moral hardships, crisis of the Armenian community
Received
24.08.2024
Date of publication
25.08.2024
Number of purchasers
1
Views
79
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 200 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2024
1 Из-за террористических актов в США 11 сентября 2001 года коллективный Запад (Европейский союз, Соединённые Штаты и т.д.), под прикрытием ложной защиты демократии, региональной безопасности и т. д., задействовал процесс развязывания гражданских войн и иностранных вторжений на Ближнем и Среднем Востоке, равно как и насильственного свержения законной власти на местах, в то же время держа под контролем оппозиционные группы данных стран.
2 Вспыхнувшие друг за другом на Ближнем Востоке опустошительные войны, гражданские столкновения, осуществляемые по одному и тому же сценарию революции имели и продолжают иметь необратимые последствия для обосновавшегося здесь (Ирак, Египет, Сирия и т.д.) в результате Первой мировой войны огромного числа армянского населения.
3 До войны в Сирии существовала довольно-таки организованная армянская община, насчитывавшая 80.000 чел., из коих 60.000 чел. проживало в Алеппо [Пашаян, 2011, с. 23]. Своим трудолюбием и преданностью сирийские армяне снискали уважение и симпатию как местного населения, так и властей.
4 В ходе горячих военных операций, начатых в Сирии после имевших там место общественных волнений, с 15 марта 2011 г., армяне как преданные граждане предоставившей им пристанище Сирии, наравне с местным населением и иноэтническими, в частности, христианскими группами, понесли как человеческие, так и материальные потери и подверглись физическим и моральным лишениям [DeCaro, 2014]. Исламские боевики1 убивали, похищали, подвергали пыткам также армянское население Сирии.
1. Аль-Каида (al-Qaeda), Джабхат аль-Нусра (Jabhat al-Nusra), АйСИС (ISIS – Islamic State of Iraq and Syria/al-Sham), АйСИЛ (ISIL – Islamic State of Iraq and Levant) и иные террористические группировки запрещены в РФ.
5 Мишенью исламистов были, в частности, духовные, образовательные и культурные центры сирийских армян. Были разрушены, разграблены, осквернены и преданы огню построенные «на протяжении десятков лет их собственными руками и ценой неимоверных лишений» [Конференции, 2017, с. 1-2] почти все общинные сооружения – церкви, кладбища, школы, общинные и культурные очаги и клубы, принадлежащие армянам постройки. Подверглось уничтожению и личное имущество армян – жилые дома, поля, рабочие объекты и т.д.
6 В результате поредели либо вовсе обезлюдели некогда густонаселённые армянами города, а в отдельных регионах, дабы выжить и защитить себя, армяне вынуждены были принять ислам.
7 Информация о человеческих потерях и материальном и моральном ущербе сирийских армян нами была почерпнута из материалов периодической печати, равно как и из сообщений посла РА в Сирии.
8

Человеческие потери, понесённые армянами

9 Согласно официальным данным, со дня начала войны в марте 2011 г. и по июнь 2014 г. в Сирии погибло 80 армян, до сентября того же года было похищено 100 армян, а число без вести пропавших достигло 106 чел., большую часть которых составляли призванные в сирийскую армию армянские солдаты [Мкртчян, 2014. Three Armenians…, 2013. The Survival…, 2014. Armenian Soldier…, 2014. Armenian Soldier Killed…, 2015].
10 Значительно меньше человеческих жертв было в Кесабе, так как большинство армян Кесаба заблаговременно покинуло свои дома [Syrian Civil War…, 2014].
11 В целом, в результате войны в 2011-2017 гг. в Сирии погибло более 255 армян, и в их числе – женщины, дети, старики. Сотни армян были ранены или стали инвалидами. По состоянию на сентябрь 2017 г. было похищено 109 алеппских армян, из коих 103 были освобождены под залог, а 7 чел. объявлены без вести пропавшими [Конференции, 2017, с. 1-2].
12 В результате войны армянская община Сирии сократилась на 50%, а уже по данным на май 2015 г. – на 2/3 от общего числа населения. По данным 2017 г., 2/3 армянского населения Алеппо покинула город, а в Дамаске – почти половина. Почти полностью обезлюдели армянские общины Дейр-эз-Зора, района Ракка, а также деревни Гнемие и Якубие. С 2014 г. армяне стали покидать Тель-Абьяд, Дерик и другие населённые пункты. В результате ожесточённых боев армяне покинули провинцию Хасаке, незначительное число армянских семей из города Хомс обосновалось в приморских районах Сирии [The Survival…, 2014. Two Third…, 2015. Конференции, 2017, с. 2-4].
13 На начальном этапе военных действий сравнительно безопасными были приморские районы Сирии: Тартус, Баниас, Латакия, Кесаб и др., где и временно поселились армяне из Алеппо, восточных провинций страны и других районов, охваченных войной, за счет чего удвоилась численность армян в перечисленных приморских районах, по неточным данным достигнув 8000 чел. [Конференции, 2017, с. 4].
14 21 марта 2014 г., когда Кесаб подвергся вооруженному нападению боевиков, армяне, разумеется, ушли и из этого, некогда густонаселённого ими города, где в 2014 г. их число составляло более чем 2000 чел. [Kassabtzis in Diaspora…, 2015. Мкртчян, 2014. First Kessab Refugees..., 2014]. Около 670 армян из Кесаба обосновались в сопредельных районах – в Рас аль-Басите, Латакии (2000) или Тартусе, лелея надежду на содействие международных (Красный крест и Красный полумесяц) и местных организаций. На почти полностью обезлюженной территории остались неспособные передвигаться люди, главным образом старики, оставшиеся в своих домах, остальные нашли убежище в церкви либо в здании школы, уповая на волю судьбы [Armenian Homes in Kessab…, 2014]. Спустя три месяца, 15 июня, Кесаб был освобождён от боевиков, но многие из армян не вернулись сюда, а предпочли остаться в Латакии либо иных местах. Большинство нашли пристанище в Ливане, преимущественно в Бейруте и армянском городе Анджар [Конференции, 2017, с. 4. Syrian Civil War..., 2014. Мкртчян, 2014].
15 В целом тысячи сирийских армян эмигрировали в разные страны мира – в Ливан, Иорданию, ОАЭ, США, Канаду, Швецию, Германию, Австралию и другие места. Значительная часть сирийских армян нашла прибежище на Родине, в Республике Армения. Причём число приехавших на Родину превосходило число уехавших в разные страны. В общей сложности, по официальным данным на 2018 год, число сирийских армян, приехавших в Армению в результате войны, составило 22.000 чел. [17.000 сирийских армян..., 2016. Human Dimension…, 2018. Armenians Embrace..., 2019].
16

Ущерб, нанесённый армянским общинным учреждениям

17 По данным на 2017 г., со дня начала войны в Сирии были подвергнуты бомбардировке, взорваны, разрушены, осквернены почти все армянские церкви (около десятков церквей). Следует отметить, что террористы специально уничтожали армянские христианские духовные центры, взрывая их в памятные для армянского народа (в историческом, национальном и духовном плане) дни.
18 Так, в 2012 г. была превращена в руины армянская церковь Св. Креста (в Тель-Абьяде) [Raqqa Armenian Church Cross…, 2017. Four Armenian Churches…, 2015]. В результате ожесточённых бомбардировок 10 августа 2012 г. значительно пострадала Национальная апостольская резиденция в Алеппо [Армянская епархия Берио..., 2019]. 28 сентября 2013 г. террористы вначале сбросили крест с купола армянской католической церкви Св. Мучеников в Ракке, на месте которого установили свой черный флаг, затем разбомбили церковь [Armenian Catholic Church… 2013. Raqqa Armenian Church Cross…, 2017].
19 В 2014 г. в Кесабе полностью были разграблены, осквернены, разрушены и преданы огню все армянские церкви [Kassabtzis in Diaspora…, 2015]. Сразу после вторжения на территорию Кесаба – 21 марта 2014 г. террористами была осквернена и разграблена армянская апостольская церковь Св. Богородицы в районе Гаратуран. 23 марта была осквернена и сожжена кесабская армянская евангелическая церковь Св. Троицы и библиотека, вслед за ней – армянская католическая церковь Св. Михаила [Манчикян, 2017. Sherlock, 2015. Kessab Families Return…, 2014. Syrian Armenians..., 2014. Mesropyan, 2014. Мкртчян, 2014]. Ощутимый ущерб был нанесён армянским церквям в Гаратуране, Экизолуке (армянская евангелическая церковь Св. Эмануела) и евангелическим церквям в Кеоркюне [Апачян-ЧилАбошян и др., 2019, с. 78, 84].
20 Вскоре, после освобождения Кесаба, 21 сентября 2014 г., террористами в Дейр-эз-Зоре (квартал Аль-Дашдие) была заминирована и дистанционно управляемым устройством взорвана армянская церковь Св. Мучеников, возведенная в память о 1,5 млн жертв Геноцида и имевшая символичное значение [MacEoin, 2014. ДАЕШ взорвал..., 2014. Террористы взорвали..., 2014]. Церковь существенно пострадала ещё в ноябре 2012 г. в результате бомбардировки [Der Zor Genocide Memorial Church..., 2012. Armenian Genocide Memorial Church..., 2012].
21 Периодически подвергались ракетному обстрелу и частично были разрушены резиденции армянской апостольской и католической церквей Дамаска, в квартале Баб Тума [Конференции..., 2017, с. 2-3]. В ходе военных операций были уничтожены также следующие духовные сооружения, принадлежащие армянам: часовня в Маркаде, возведённая в память о жертвах Геноцида армян, церковь в Рас аль-Айне; была превращена в мечеть армянская апостольская церковь в Ракке, частично была разрушена армянская апостольская церковь Св. Месропа в Хомсе, перешедшая под контроль боевиков, в незначительной степени пострадали от поджога армянская апостольская и католическая церкви Кесаба, а армянская евангелическая церковь и действующий при ней культурный центр были преданы огню, в полуразрушенном состоянии оказались церкви деревень Гнемие и Якубие. Были похищены облицовочные камни и колокол армянской церкви Св. Геворга в Гнемие, исчез купольный крест, были превращены в руины приходской дом и смежное помещение [Конференции..., 2017, с. 3, 4. Апачян-ЧилАбошян и др., 2019, с. 79].
22 Тем не менее, после разрушения национальных церквей и сооружений в Дейр-эз-Зоре, Кесабе и других местах ​​по решению ответственных за общинные здания лиц, уже 26 апреля 2015 г. в Дамаске был заложен первый камень мемориала, посвященного 100-летию Геноцида армян, что имело место под эгидой президента Сирии Башара Асада при участии глав местных христианских церквей (католической, протестантской и т. д.), а также ряда членов парламента, министров, официальных лиц и мусульманской интеллигенции. 100-летие Геноцида армян было отмечено рядом мероприятий и церемоний и в разрушенном Алеппо [Aleppo Armenians Commemorate…, 2015]. В ответ на это в тот же день, 26 апреля 2015 г., была взорвана в Алеппо древнейшая кафедральная церковь Сорока мучеников (XV в.), имевшая важное историко-религиозное значение и являвшая собой огромную ценность [Aleppo's Oldest Armenian…, 2015].
23 9 января 2015 г. в результате ракетного обстрела в Ракке целиком была разрушена армянская католическая кафедральная церковь Св. Риты Тилель вместе с пристроенной к ней резиденцией [ Barsoumian , 2015. Raqqa Armenian Church Cross…, 2017. Three Armenian Churches…, 2015]. Подверглись бомбардировке также церкви: Св. Троицы (Звартноц) в Нор Гюхе и церковь Спаса (Св. Варвары) в Сулеймание и др. 17 января 2016 г. в результате ракетного обстрела обрушился облицованный плиткой потолок исторически значимого здания армянской евангелической церкви Св. Эмануела в Алеппо, что причинило значительный ущерб этому сооружению [Апачян-ЧилАбошян и др., 2019, с. 83, 85]. По данным, опубликованным в 2019 г. официозом Национальной резиденции армянской епархии Берио в Алеппо «Гандзасар Эксклюзив», из 19 церквей епархии пострадали 9, а из 7 часовен – 2 [Армянская епархия Берио..., 2019, с. 11-12].
24 Как видим, даты бомбардировок армянских духовных центров были выбраны вовсе не случайно, они имели место в религиозно- и светско-значимые для общины и армянского народа в целом национально-исторические дни (Св. Рождества Христова, Пасхи, памяти Геноцида армян, Дня независимости РА, памятных исторических дат и т.д.). Следовательно, террористы и финансирующие их лица, будучи хорошо осведомлёнными об армянах и сделав их своей мишенью, целенаправленно стремились уничтожить цивилизационное наследие как коренного древнего населения региона, так и, в частности, его носителей, в данном случае армян.
25 С самого начала войны в Сирии под ударом оказались в том числе армянские кладбища в Алеппо, Дейр-эз-Зоре, Якубие [Конференции..., 2017, с. 3, 4] и в других местах. Весной 2014 г. террористы приступили к уничтожению армянских кладбищ Кесаба по частям [Kessab Families Return…, 2014].
26 Отметим, что в 2013-2016 гг. захоронения в Алеппо осуществлялись на христианском кладбище района Алеппо-аль-Джедиде (Новый Алеппо), временно предоставленном государством, неподалёку от монастыря «Кармелиток». А после освобождения Алеппо, согласно государственной межобщинной христианской программе, останки захороненных постепенно были перенесены на Национальное кладбище [Армянская епархия Берио..., 2019, с. 16].
27 Несмотря на массированные бомбардировки армянских кварталов (Нор Гюх и др.) и многочисленные жертвы, общинная жизнь армян в Сирии продолжалась и в военных условиях. Так, по состоянию на октябрь 2015 г., в Сирии действовало 15 армянских школ и несколько церквей. Работали на местах структуры экстренной помощи сирийским армянам, дипломатические органы РА и духовные структуры [«Сирийские армяне в Швеции...», 2015].
28 Во время войны подверглись бомбардировке и были разрушены либо закрыты многие армянские школы Сирии, десятки учеников погибли в результате взрывов мин. По данным на 2017 г., в Алеппо пострадали 11 действующих колледжей и школ. Бомбардировке подверглись гимназия «Месропян», школа «Карен Йеппе», гимназии «Саакян», «Звартноц» и ряд школ. А гимназия «Саакян» в Хомсе была частично разрушена и перешла под контроль боевиков [«Сирийская колония не сдается...», 2015. Апачян-ЧилАбошян и др., 2019, с. 82. Конференции..., 2017, с. 2-3].
29 Во время военных действий недавно открытому в Дамаске армянскому объединённому комплексу с его образовательными, культурными и развлекательными объектами был нанесён ущерб более чем на 1 млн долларов (к примеру, в результате взрыва пострадал местный центр культуры Текеян). Действующие при Армянской апостольской и католической резиденциях школы в Баб-Тумском квартале города, периодически подвергаясь ракетному обстрелу, частично были разрушены [Конференции..., 2017, с. 2-3].
30 В середине 2012 г. школа «Карен Йеппе», расположенная в алеппском квартале Нор Гюх, в силу нахождения в небезопасной зоне вынуждена была перевести учеников в центр «Симон Врацян», а затем – в национальную гимназию «Гульбенкян» (квартал Сулеймание). В 2012 г. были разрушены три здания Киликийской семинарии в алеппском квартале Тилель, и учебное заведение вынуждено было работать в центре культурного союза «Новое поколение» в квартале Азизие, причем в две смены: утром – для дошкольников, а днем ​​– для учащихся второго класса [Апачян-ЧилАбошян и др., 2019, с. 80, 81].
31 14 мая в 2013 г., а затем 12 сентября была подвергнута ракетному обстрелу Армянская евангелическая гимназия Бетел [Апачян-ЧилАбошян и др., 2019, с. 83]. В марте-апреле 2014 г. были разрушены и подожжены армянские школы Кесаба [Kessab Families Return…, 2014].
32 В целом в период между 2013-2017 гг. учебно-образовательный процесс осуществлялся в условиях совмещения школ в одном здании. Так, в Алеппо действовал 1 национальный детсад, вначале – 4, а позднее – 1 дошкольное учреждение и средний и вторичный отделения школы «Карен Йеппе». А в 2017-2018 гг. в связи с ремонтными работами в школе «Карен Йеппе» в здании национальной гимназии «Гульбенкян» действовали Национальный детсад и Национальная объединённая школа [Армянская епархия Берио..., 2019, с. 17].
33 В результате войны в Сирии значительный ущерб был нанесен и другим национальным институтам армянской общины. Так, в результате ракетного обстрела была разрушена часть Национальной центральной библиотеки. Причем, в библиотечных фондах хранилось более 10.000 книг на армянском и иностранных языках.
34 Но тем не менее в годы войны продолжала издаваться еженедельная газета «Гандзасар» Национальной резиденции Армянской епархии Берио. В результате разрушений в окрестностях Национальной резиденции книжный магазин «Ошакан» был переведён в магазин рядом со зданием национальной гимназии «Гульбенкян» [Армянская епархия Берио..., 2019, с. 15].
35 Под эгидой Армянской национальной власти и Сирийско-армянского креста помощи (СКП) действовал Национальный приют Алеппо, являвшийся центром опеки детей, лишённых средств к существованию и родительской заботы и тепла, который существенно пострадал в результате ракетного обстрела района Нор Гюх в сентябре 2012 г. [Краткий обзор Сирийско-армянского креста помощи…, 2019, с. 20. Апачян-ЧилАбошян и др., 2019, с. 77].
36 Неоднократно подвергались обстрелу Армянский дом престарелых в Алеппо и родильный дом «Гульбенкян», а также центр детей, имеющих отклонения – «Аревик». В годы войны дом престарелых был переведен в здание роддома, а центр «Аревик» с 2013 г. был переведен на территорию национальной гимназии «Гульбенкян» [Армянская епархия Берио..., 2019, с. 19].
37 В 2013 г. подверглись обстрелу также баскетбольные, футбольные и теннисные тренировочные залы и стадионы Армянского всеобщего физкультурного союза (АВФС) Алеппо [Апачян-ЧилАбошян и др., 2019, с. 79].
38 Весной 2014 г. террористами были разрушены и подожжены общинные центры Кесаба. Были уничтожены археологические и религиозные памятники Кесаба, 150-летний культурный центр, предметы антиквариата [Kessab Families Return…, 2014] и т.д.
39 После глобальных разрушений финансируемые и вооружаемые Западом террористы группировки «Джабхад аль-Нусра», связанные с «Аль-Каидой», оставили на стенах разрушенных и покрытых пеплом городов свои имена и сопровождающие их пожелания с использованием ненормативной лексики [Sherlock, 2015. Kassabtzis in Diaspora…, 2015].
40 В дни войны Лечебный центр Сирийско-армянского креста помощи также был переведён в здание национального центра «Киликия» в армянском квартале Нор Гюх в Алеппо. Здание медицинского центра Сирийско-армянского креста помощи 1 июня 2014 г., затем 14 февраля 2016 г. было подвергнуто мощному обстрелу и пришло в негодность, а персонал был переведён в подвал национальной гимназии «Саакян», хранившийся в центре архив Сирийско-армянского креста помощи – в безопасное место. Реабилитационный центр Сирийско-армянского креста помощи в Кесабе также был разрушен и превращён в руины [Краткий обзор тревог Сирийско-армянского креста помощи..., 2019, с. 21, 22, 26. Апачян-ЧилАбошян и др., 2019, с. 78].
41

Материальный ущерб, понесённый армянами

42 Сирийская война нанесла колоссальный материальный ущерб также представителям армянской общины в отдельности. Так, по состоянию на сентябрь 2014 г., было разрушено 1700 домов и национальных сооружений [The Survival of Syria’s…, 2014].
43 Согласно данным посла Армении в Сирии – Аршака Поладяна, почти полностью был разрушен жилищный фонд населенного армянами квартала Нор Гюх – Мейдан в Алеппо, включавший около 1000 квартир. Были повреждены национальные жилые комплексы «Сис», «Киликия», «Ошакан», «Арцах», «Наири», разграблены и разрушены принадлежавшие армянам городские магазины, фабрики, заводы в районах Рамус, Шейх-Наджар, Аркуб (около 1000 рабочих мест). Была разграблена, разрушена и перешла под контроль боевиков ощутимая часть принадлежавших армянам заводов, складских помещений в Дамаске, а также домов, рабочих мест в Кесабе [«Освобождение Алеппо...», 2016, с. 2, 4].
44 За три дня весь Кесабский район оказался под контролем боевиков. Разрушению был подвергнут и населенный армянами курортный город Кесаб. Террористы проникли в Кесаб из соседней Турции 21 марта 2014 г., в день Матерей. Они начали обстреливать город с утра, затем, переходя от дома к дому, разрушали, грабили, оскверняли, поджигали имущество армян, убивая тех, кто там оказался, а также захватывали дома армян и селились там, а женщин и мужчин увезли в неизвестном направлении [Armenian Homes in Kessab…, 2014, Kassabtzis in Diaspora…, 2015]. Была предана огню торговая площадь Кесаба, а насчитывавшие века сооружения Кесаба были превращены в груду пепла. Были разграблены и разрушены дома армян, подожжены их сады [Sherlock, 2015].
45

Жестокость террористов в отношении армян

46 Военные действия против Сирии, развернутые с 2011 г., не могли оставить равнодушными и местных армян, снискавших благосклонное отношение руководства страны. Обеспокоенная будущим страны, значительная часть сирийских армян поддерживала власть Башара аль-Асада, «национальное единство, независимость и территориальную целостность Сирии» [Sanjian, 2015, p. 20. Chicago Holds Rally…, 2012].
47 Вначале военные действия разворачивались вдали от населённых армянами районов, но вскоре они дошли до армянских населённых пунктов, в частности, до Алеппо.
48 Армянское население Сирии как христианское меньшинство, наравне со всем населением страны, подверглось жестокому насилию со стороны террористов самопровозглашенного «Исламского государства» (ИГ). Их также грабили, похищали, угрожали холодным оружием, унижали, подвергали моральным пыткам и бомбардировкам [Armenian Killed in Aleppo, 2014].
49 Террористы предлагали местным христианам бороться против действующей власти. В случае отказа им угрожали, жестоко избивали, а с армян как представителей материально обеспеченной общины также требовали огромный выкуп [Sengupta, 2012].
50 Как отмечал исполнительный директор земляческой благотворительной общественной организации «Алеппо» – сирийский армянин-репатриант Саргис Балхян, Свободная сирийская армия (ССА) располагала личными данными (имя, адрес, фото) всех армян, имевших оружие [Balkhian, 2014]. Это обстоятельство стало причиной арестов армян по обвинению в поддержке правительства Башара аль-Асада.
51 Во время сирийской войны в крайне опасном положении оказалось армянское духовенство. Именно поэтому, исходя из соображений безопасности, а также во избежание преследований армян и христиан, армянская церковь сочла целесообразным, чтобы армянские священнослужители воздерживались от ношения религиозной одежды на улице. Об этом свидетельствовали некоторые священнослужители Алеппо, к тому же они в основном не покидали своих территорий, а при необходимости ходили по городу в сопровождении личного вооружённого телохранителя – армянина [Mollica, Hakobyan, 2021, p. 191].
52 Ни одна местная или международная комиссия так и не опубликовала данных о разного рода насильственных действиях в отношении армян: моральных пытках, преступлениях и нарушениях прав человека. Данное обстоятельство ещё раз свидетельствует о том, что «международную общественность» вовсе не интересовали зверства, чинимые ССА и террористическими группировками по отношению к армянам, равно как и к христианам вообще.
53 В надежде на защиту от нараставшей угрозы со стороны радикальных исламистов или в силу неблагоприятных обстоятельств часть армян не только вынужденно, но даже добровольно приняла ислам, но тем не менее добровольная либо принудительная исламизация во многих случаях не стала спасением для многих армян [По данным арабского сайта ..., 2014. The Story of Two Armenians..., 2014].
54

* * *

55 Обобщая сказанное, отметим, что в результате войны, развязанной в Сирии в марте 2011 г. и продолжающейся по сей день в отдельных районах страны, полностью либо частично были разрушены и преданы огню населённые армянами кварталы, села и города, в их числе Алеппо, Дамаск, Кесаб. Наравне со всем населением страны местное армянское насселение также стало мишенью террористов, невзирая на конфессиональные различя.
56 В ходе сирийской войны армяне, равно как и другие христиане, подверглись тяжелейшим испытаниям как физического, так и морально-психологического характера (похищения, допросы, унижения, избиения, пытки, каторжный труд, хищение личного имущества, требование выкупа и т.д.). В отдельных случаях, дабы выжить, армяне вынуждены были принять ислам.
57 В результате начавшейся из-за войны эмиграции, а также в силу понесённых жертв численность армянской общины резко сократилась: из 80 тыс. армян осталось около 10.000 [Симаворян, Овян, Веранян, 2017, с. 153].
58 В итоге, различные аналитики пришли к следующему логическому заключению: «Как бы ни развивались события в Сирии, ясно одно: у армян там нет уже будущего» [Меграбян, 2018].
59 Как в социальных, так и научных кругах события, имевшие место в Сирии, характеризуются понятием «сирийский кризис». И поскольку с первых же дней конфликта на долю местной армянской общины выпали все лишения, и армяне оказались под прицелом международных террористических сил, то понятия «сирийско-армянский кризис» и «сирийско-армянская тревога» также были введены в обращение [Симаворян, Овян, Веранян, 2017, с. 153. Армянская епархия Берио..., 2019, с. 19] наряду с другими подобными терминами. Сказанное свидетельствует о том, что кризис в Сирии стал также кризисом армянской общины.
60 На основе соглашения между Президентом Сирийской Арабской Республики Башаром аль-Асадом и Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и в тесном сотрудничестве с сирийскими правительственными войсками Воздушно-космические силы России 30 сентября 2015 г. приступили к проведению военных действий в Сирии. Российское военное вмешательство радикально изменило ход войны: уже в 2016 г. позиции «Исламского государства» заметно ослабли, окончательно были освобождены важные города-оплоты Алеппо, Пальмира и др., а также значительная часть территории Сирии.
61 Россия, неоднократно оказывавшая поддержку Сирии, благодаря своему полномасштабному военному вмешательству и гибкой дипломатии, положила начало процессу переговоров о прекращении огня. Все это вселило надежду и в заметно сократившееся местное армянское население, принявшее решение не покидать страну и вовлечься в процесс восстановления того, что было разрушено в результате войны.

References

1. 17.000 Syrian-Armenians Found Refuge in Armenia: How to Help Them (Interview). Armedia. 26.03.2016 (in Armenian). http://armedia.am/arm/news/31724/17000-siriahayer-apastan-en-gtel-hayastanum-inchpes-ognel-nranc-harcazruyc.html (accessed: 14.09.2020).

2. Apachian-ChilAboshian L., Azarikian-Pamakszian S., ChilAboshian-Poghikian M., Haladjian S. Panorama of Restoration Work. Gandzasar. Exclusive. Aleppo, 2019. Pp. 77–82 (in Armenian).

3. The Armenian Prelacy of Berio Faces New Challenges and Obligations. Brief Bulletin of the National Board of the Armenian Prelacy of Berio – 2018. Gandzasar. Exclusive. Aleppo, 2019. Pp. 9–15 (in Armenian).

4. DAESH blew up an Armenian Church in Deir ez-Zor. Yerakouyn. 21.09.2014 (in Armenian). http://www.yerakouyn.com/?p=63223 (accessed: 14.09.2020).

5. 6th Armenia-Diaspora Conference: Report by Arshak Poladyan, Ambassador of the Republic of Armenia to the Syrian Arab Republic. The Situation of the Syrian-Armenian Community (2011–2017). 18–20.09.2017 (in Armenian). http://www.mindiaspora.am/am/HS_6_hamajoxov (accessed: 14.09.2020).

6. Brief Overview of the Syrian-Armenian Relief Cross. Concerns and Reconstruction Efforts. Gandzasar. Exclusive. Aleppo, 2019. Pp. 20–23 (in Armenian).

7. Manjikian K.V. Kessab and Kessabians: Third Anniversary of the Third Deportation. Armenian Revolutionary Federation. 28.03.2017 (in Armenian). http://www.arfd.am/syriahay/?p=4943 (accessed: 04.06.2021).

8. Mehrabyan R. Armenia and Armenians have Nothing to Do in Syria. Aravot. 02.10.2018 (in Armenian). https://www.aravot.am/2018/10/02/984615/ (accessed: 04.06.2021).

9. Mkrtchyan G. Kessab: Families are Returning Despite the Uncertainty of the Future. Armenia Now. 17.06.2014(1) (in Armenian). https://www.armenianow.com/hy/news/55323/kesab_syrian_war_armenian_genocide (accessed: 14.09.2020).

10. Mkrtchyan G. Syria Votes. Armenia Now. 03.06.2014(2) (in Armenian). https://www.armenianow.com/hy/news/54909/syria_votes_armenians_assad (accessed: 14.09.2020).

11. The Liberation of Aleppo by Armed Stormtroopers Gave Everyone Great Inspiration and Peace of Mind. Armenian Revolutionary Federation. 16.12.2016 (in Armenian). http://www.arfd.am/syriahay/?p=4922 (accessed: 24.06.2023).

12. Pashayan A. Instability in Syria and the Syrian-Armenian Community. Globe. Energy and Regional Security. Yerevan, 2011. No. 3. http://www.noravank.am/arm/articles/detail.php?ELEMENT_ID=5811 (accessed: 24.06.2023).

13. Simavoryan A., Hovyan V., Veranyan K. Politics of Israel, Iran, Azerbaijan Towards the Diaspora. Yerevan: Noravank, 2017 (in Armenian).

14. According to the Arabic Website Two Syrian-Armenian Families Converted to Islam. Noravank Foundation. 09.01.2014 (in Armenian). http://www.noravank.am/arm/articles/detail.php?ELEMENT_ID=12477 (accessed: 24.06.2023).

15. The Terrorists Blew up an Armenian Church in Deir ez-Zor. Civilnet. 22.09.2014 (in Armenian). http://civilnet.am/ISIS-destroys-armenian-genocide-memorial-church-in-der-zor (accessed: 24.06.2023).

16. Armenian Catholic Church of the Martyrs. 02.11.2013. https://world.wng.org/2013/10/armenian_catholic_church_of_the_martyrs? (accessed: 14.09.2020).

17. Armenian Genocide Memorial Church, Museum in Syria Severely Damaged. Public Radio of Armenia. 12.11.2012. http://www.armradio.am/en/2012/11/12/5997/ (accessed: 24.06.2023).

18. Armenian Homes in Kessab Looted, Occupied. Asbarez. 25.03.2014.

19. Armenian Killed in Aleppo. Panorama.am. 03.06.2014. http://www.panorama.am/en/society/2014/06/03/halep-news/ (accessed: 04.06.2021).

20. Armenian Soldier Killed in Syria. 29.01.2015. http://www.tert.am/en/news/2015/01/29/syria-soldier/1573107 (accessed: 24.06.2023).

21. Armenian Soldier of Syrian Army Killed. 26.12.2014. http://www.lragir.am/index/eng/0/country/view/33361#sthash.FLRxXOE2.dpuf (accessed: 14.09.2020).

22. Aleppo Armenians Commemorate Genocide Centennial. Asbarez. 28.04.2015.

23. Aleppo's Oldest Armenian Church Bombed. Agos. 29.04.2015. http://www.agos.com.tr/en/article/11427/aleppos-oldest-armenian-church-bombed (accessed: 04.06.2021).

24. Balkhian S. 45 Days in Hell: Syrian Armenians Kidnapped and Tortured by FSA. Asbarez. 18.06.2014. http://asbarez.com/124218/45-days-in-hell-syrian-armenians-kidnapped-and-tortured-by-fsa/ (accessed: 24.06.2023).

25. Barsoumian N. Armenian Catholic Cathedral in Aleppo Bombed Hours Before Mass. Armenian Weekly. 10.01.2015.

26. Bedirian R. Kassabtzis in Diaspora Remember Their Quaint Town in Syria. Majority of Inhabitants Who are of Armenian Ethnicity Recall Town Being Plundered. Gulf News. 21.03.2015. http://gulfnews.com/news/mena/syria/kassabtzis-in-diaspora-remember-their-quaint-town-in-syria-1.1474199 (accessed: 14.09.2020).

27. Chicago Holds Rally in Support of Syrian-Armenians. Armenian Weekly. 11.10.2012. https://armenianweekly.com/2012/10/11/chicago-holds-rally-in-support-of-syrian-armenians/ (accessed: 24.06.2023).

28. DeCaro J. Syrian Islamists Kill 80 Christians, Displace Thousands More. Worthy News. 31.03.2014. http://www.worthynews.com/12839-syrian-islamists-kill-80-christians-displace-thousands-more (accessed: 14.09.2020).

29. Der Zor Genocide Memorial Church, Museum Severely Damaged. Armenian Weekly.10.11.2012. http://www.armenianweekly.com/2012/11/10/der-zor-genocide-memorial-church-museum-severely-damaged-video/ (accessed: 24.06.2023).

30. First Kessab Refugees Arrive in Armenia. Asbarez. 03.04.2014.

31. Four Armenian Churches in Syria Destroyed by ISIS. Yerakouyn. 15.12.2015. http://www.yerakouyn.com/?p=95847 (accessed: 14.09.2020).

32. Human Dimension Implementation Meeting. Working Session 12. Rights of Migrants. OSCE. 28.09.2018. https://www.osce.org/odihr/397751?download=true (accessed: 04.06.2021).

33. Kessab Families Return to Assess Damage, Plan Return. Asbarez. 16.06.2014.

34. MacEoin D. The Destruction of the Middle East. Gatestone Institute. 27.12.2014. https://www.gatestoneinstitute.org/4973/destruction-middle-east-antiquities (accessed: 24.06.2023).

35. Mesropyan: Majority of Armenians are Back in Kessab. Panorama.am. 17.06.2014. http://www.panorama.am/en/society/2014/06/17/v-mesropyan/ (accessed: 04.06.2021).

36. Mollica M., Hakobyan A. Syrian Armenians and the Turkish Factor. Kessab, Aleppo and Deir ez-Zor in the Syrian War. Switzerland: Palgrave Macmillan, 2021.

37. Raqqa Armenian Church Cross Replaced with Islamic State Flag. PanArmenian. 26.10.2017. http://www.panarmenian.net/eng/news/248085/ (accessed: 14.09.2020).

38. Sanjian A. Armenians in the Midst of Civil Wars: Lebanon and Syria Compared. Noravank Foundation. 2015. http://www.noravank.am/upload/pdf/Armenians_in_the_Midst_of_Civil_Wars_Leb.pdf (accessed: 24.06.2023).

39. Sengupta K. The Plight of Syria's Christians: ‘We Left Homs Because They were Trying to Kill Us.’ Independent. 02.11.2012. clck.ru/3CE7K6 (accessed: 04.06.2021).

40. Sherlock R. Syria Video Dispatch: Kessab Churches Burned and Graves Destroyed. The Daily Telegraph. 04.01.2015. https://clck.ru/3CE7P6 (accessed: 24.06.2023).

41. The Story of Two Armenians Arrested by ISIS. Al Akhbar. 17.01.2014. http://english.al-akhbar.com/node/18259/ (accessed: 24.06.2023).

42. The Survival of Syria's Armenian Community. Asbarez. 24.09.2014.

43. Syrian Armenians: Terrorists Burnt All Armenian Churches in Kessab. News.am. 17.06.2014. https://news.am/eng/news/214871.html (accessed: 24.06.2023).

44. Syrian Civil War Comes to Armenian Community. 03.04.2014. http://www.santafenewmexican.com/news/syrian-civil-war-comes-to-armenian-community/article_fea22938-baf1-5c80-807a-b018ee8c8479.html (accessed: 14.09.2020).

45. Three Armenian Churches in Syria Destroyed by ISIS. Yerakouyn. 14.12.2015. http://www.yerakouyn.com/?p=95847 (accessed: 24.06.2023).

46. Three Armenians Kidnapped in Syria Released. Armenpress. 08.01.2013. https://armenpress.am/eng/news/704328/three-armenians-kidnapped-in-syria-released.html (accessed: 24.06.2023).

47. Two Thirds of Armenian Population Left Syria. Panorama.am. 21.05.2015. http://www.panorama.am/en/press/2015/05/21/tert168/ (accessed: 14.09.2020).

48. Zalan K. Armenians Embrace Syrians Fleeing War – and Their Food. Curiosity Magazine. 28.11.2019. https://www.curiositymag.com/2018/11/28/syrian-food-yerevan-armenia/ (accessed: 24.06.2023).

Comments

No posts found

Write a review
Translate