Community in his Life: in Memory of Leonid B. Alaev (20.10.1932 – 31.07.2023)
Table of contents
Share
QR
Metrics
Community in his Life: in Memory of Leonid B. Alaev (20.10.1932 – 31.07.2023)
Annotation
PII
S086919080027854-6-1
Publication type
Personal
Status
Published
Authors
Alexander A. Stolyarov 
Occupation: Senior Research Fellow, Institute of Oriental Studies, RAS; Associate Professor, RSUH
Affiliation: Institute of Oriental Studies, RAS
Address: Moscow, 12 Rozhdestvenka str.
Edition
Pages
277-280
Abstract

 

 

 

Received
02.10.2023
Date of publication
28.10.2023
Number of purchasers
12
Views
116
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 200 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2023
1

Леонид Борисович Алаев

2

Ушел Леонид Борисович Алаев, доктор исторических наук, профессор, интеллигент до мозга костей, неутомимый исследователь, бескомпромиссный полемист и беспощадный критик.

3

Биография его – типичная для современного ученого. И нетипичная одновременно. В 1949 г. поступил на истфак МГУ, на восточное отделение. Когда спросили, какую страну хотел бы выбрать, без колебания ответил: «Индию». Был самым младшим студентом на курсе. В 1954 г., после окончания истфака, поступил в его аспирантуру, а в 1956 г., когда на базе восточного отделения истфака был открыт Институт восточных языков при МГУ, перевелся туда. Там в 1959 г. и защитил кандидатскую диссертацию на тему «Сельская община в Южной Индии в XVII–XVIII вв.»

4

В 1956 г. стал «м.н.с.б.с.» – «младшим научным сотрудником без степени» в Отделе Индии Института востоковедения АН СССР, в котором проработал 66 лет – практически до своего 90-летия.

5

Его первая монография вышла уже в 1964 г. Она называлась «Южная Индия: Социально-экономическая история XIV–XVIII веков» [Алаев, 1964]. Во второй главе рассматривалась «сельская община и ее феодальное подчинение».

6

По словам Леонида Борисовича, в 1960-е гг. чуть не весь Отдел Индии исследовал сельскую общину в позднее средневековье – по районам. Ему «досталась» Южная Индия. Тем не менее, решив понять устройство индийской сельской общины, он не стал ограничиваться югом Индийского субконтинента, а засел за изучение архивов по Объединенным Провинциям. Итогом этой работы стала следующая монография, вышедшая в 1976 г., – «Социальная структура индийской деревни (территория Уттар Прадеша, XIX век)» [Алаев, 1976]. В ней он рассматривал типы землевладений и землевладельцев, общинное землевладение, структуру индийской деревни и землепользования. В последней главе рассказывалось о системе джаджмани.

7

Северной Индии была посвящена докторская диссертация Леонида Борисовича «Сельская община в Северной Индии. Основные этапы эволюции», которую он защитил в 1982 г., на свое 50-летие. Годом ранее вышла монография под тем же названием [Алаев, 1981], где сельская община описывается по периодам: в древней Индии, в эпоху раннего средневековья (VI–XII вв.), в позднем средневековье (XIII–XVIII вв.) и в Британской Индии.

8

В 1970–1980-х гг. в Институте востоковедения работал семинар по социально-экономическим проблемам стран Востока в средневековье. Его организатором и душой был Леонид Борисович. Семинар пользовался популярностью далеко за пределами Института. Его постоянными участниками были такие теперь уже общепризнанные столпы отечественного востоковедения как Л.С. Васильев (1930–2016), А.И. Чичеров (1932–1999), О.Е. Непомнин (1935–2020), В.Г. Хорос (р. 1938), Ю.И. Семёнов (1929–2023), А.В. Гордон (р. 1937) и др. Я тоже старался посещать эти семинары – исключительно как слушатель, – поскольку на них развертывались интереснейшие дискуссии, споры вокруг взглядов Маркса на азиатский способ производства, формаций, собственности, возникновения государства и многих других проблем. Почти на каждом семинаре завязывались ожесточенные схватки между «друзьями-оппонентами» Л.Б. Алаевым и Л.С. Васильевым.

9

Тем временем в написании монографий наступил перерыв, растянувшийся почти на два десятилетия. Связано это было с большой научно-организационной деятельностью Леонида Борисовича. В 1981 г. тогдашний директор Института востоковедения Е.М. Примаков предложил ему возглавить вновь создаваемый Сектор «Энциклопедия Азии», а годом позже – стать заместителем председателя воссоздаваемой им Всесоюзной ассоциации востоковедов, с 1991 г. – вице-президентом Российской ассоциации востоковедов.

10

В 1988 г., в разгар «перестройки», Леонид Борисович перешел из «Энциклопедии Азии» в журнал «Народы Азии и Африки», став его главным редактором. С 1991 г. журнал по его инициативе получил новое название «Восток. Афро-азиатские общества: история и современность», остающееся и по сей день. В 1990-е гг. в журнале печаталось много проблемных статей, в том числе зарубежных ученых, обсуждались вопросы теории формаций, применимости идей Маркса к изучению Востока и прочее.

11

В 1999 г. Леонид Борисович возвратился в Институт востоковедения, став главным научным сотрудником Отдела истории Востока.

12

Много времени отнимала и преподавательская работа. С 1970 г. Леонид Борисович преподавал в МГИМО МИД СССР (РФ), где в 1986 г. получил звание профессора.

13

И все это время он не переставал размышлять о проблемах индийской общины, пытаясь вникнуть в ее суть. Помню, как где-то во второй половине 1980-х гг. он, как бы жалуясь, говорил мне: «Вот сижу я со своими карточками, перекладываю их и так и сяк, а все не складывается…».

14

Плодом размышлений и дискуссий стал вышедший в 2000 г. моно-сборник «Л.Б. Алаев: община в его жизни. История нескольких научных идей в документах и материалах» [Алаев, 2000]. Как сказано в аннотации, это – «сборник ранее опубликованных статей и не увидевших свет рукописей, посвященных основным проблемам, которыми автор занимался в течение нескольких десятилетий… Это анализ творчества отдельного ученого, проделанный им самим» [Алаев, 2000, с. 2]. Материал сгруппирован вокруг четырех идей: 1) Община классового общества не имеет отношения к первобытности; 2) Две собственности на землю; 3) Индийская община – не крестьянская; 4) Феодализм – строй, основанный на институте дарения.

15

Самым продуктивным в творчестве Леонида Борисовича стало второе десятилетие нынешнего века. С 2011 по 2019 гг. свет увидели пять фундаментальных монографий, три из которых были посвящены главной теме его жизни – индийской общине. Это «Южная Индия. Общинно-политический строй VIII–XIII веков» [Алаев, 2011], основательно переработанный вариант защищенной в 1982 г. докторской работы «Сельская община в Северной Индии. Основные этапы эволюции» [Алаев, 2014] и «Сельская община: “Роман, вставленный в историю”. Критический анализ теорий общины, исторических свидетельств ее развития и роли в стратифицированном обществе» [Алаев, 2016]. Последняя крупная работа Леонида Борисовича вышла два года назад: «Индийская цивилизация: Опыт понимания» [Алаев, 2021]. Отдельные главы в ней назывались «Общество каст» и «Индийская сельская община».

16

Читать труды Леонида Борисовича всегда было большим удовольствием. Его отличает легкий слог и логичность изложения сюжета, порой почти детективного. Сам он, впрочем, весьма скромно оценивал свои достижения.

17 «То, что я потратил на окончательное формулирование моих постулатов всю жизнь, а именно 60 лет исследований, объясняется моей малой продуктивностью (и в смысле сбора материала, и в смысле его теоретического осмысления), но и тем обстоятельством, что на протяжении тех же 60 лет я искал и не находил серьезных опровержений своим взглядам, а, напротив, убеждался в их бесспорности» (из неопубликованных материалов интервью1]).
1. Текст опубликованного интервью можно найти в [Дубровская, 2022 (1); (2)
18 В нашу последнюю встречу, весной этого года, он сетовал, что «мы не читаем друг друга». Сам-то он был дотошным читателем, все подмечающим, едким, но доброжелательным критиком.
19 «Большая часть того, что я считаю своим вкладом в историю или антропологию, в науку не вошла. Все это пылится на полках или в других непривлекательных местах. Мало кто читает мои книги и статьи, даже мои друзья, не очень-то увлекаются чтением и в своих работах продолжают ссылаться на мои старые работы и обходят их стороной, как будто их вовсе нет» (из неопубликованных материалов интервью).
20 Из разговоров с ним я пришел к пониманию, что самой главной своей работой он считал монографию «Южная Индия. Общинно-политический строй VIII–XIII веков», опубликованную в 2011 г. и построенную на изучении многих тысяч надписей на камне и медных табличках, составленных на пяти языках [Алаев, 2011]. Он мечтал о дискуссии вокруг идей, заложенных в этой книге.
21 Хотелось бы, чтобы эта мечта осуществилась.

References

1. Alaev L.B. South India: Socio-economic history of the XIV–XVIII centuries. Moscow: Nauka, 1964 (in Russian).

2. Alaev L.B. Social structure of an Indian village (Uttar Pradesh territory, 19th century). Moscow: Glavnaya redaktsiya vostochnoy literatury, 1976 (in Russian).

3. Alaev L.B. Rural community in Northern India. Main stages of evolution. Moscow: Glavnaya redaktsiya vostochnoy literatury, 1981 (in Russian).

4. Alaev L.B. L.B. Alaev: community in his life. The history of several scientific ideas in documents and materials. Moscow: Vostochnaya literature RAS, 2000 (in Russian).

5. Alaev L.B. South India. Communal political system of the 8th–13th centuries. Moscow: IOS RAS, 2011 (in Russian).

6. Alaev L.B. Rural community in Northern India. Main stages of evolution. 2nd ed., rev. and add. Moscow: LENAND, 2014 (in Russian).

7. Alaev L.B. Rural community: “A novel inserted into history.” A critical analysis of theories of community, historical evidence of its development and role in a stratified society. Moscow: LENAND, 2016 (in Russian).

8. Alaev L.B. Indian civilization: An experience of understanding. Moscow: LENAND, 2021 (in Russian).

9. Dubrovskaya D.V., Stolyarov A.A. To the 90th Anniversary of Leonid B. Alaev: About Marxism, Community and Indology. Part I. Oriental Courier. 2022. No. 3. Pp. 36–49 (in Russian).

10. Dubrovskaya D.V., Stolyarov A.A. To the 90th Anniversary of Leonid B. Alaev: About Marxism, Community and Indology. Part II. Oriental Courier. 2022. No. 4. Pp. 20–38 (in Russian).

Comments

No posts found

Write a review
Translate