THE Priesthood and Administrartion of Abydos during the Saite Period (based on the Data from Private Monuments)
Table of contents
Share
QR
Metrics
THE Priesthood and Administrartion of Abydos during the Saite Period (based on the Data from Private Monuments)
Annotation
PII
S086919080027709-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Denis Izosimov 
Occupation: research assistant
Affiliation: The Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
20-31
Abstract

The article deals with the main composition of the Abydos’ elite during the Saite Period (664–525 B.C.). The aim of the article is to analyze the changes in Abydos’ elite after the unification of Egypt under the rule of Psamtik I. The author analyzes the data from private inscriptions, mostly the lists of different positions of the monuments’ owners. The vast majority of private stelae and statues belonged to local priests, associated with cults of the VIII (Thinite) nome of Upper Egypt. The data shows the existence of other sacerdotal ranks and titles that can be regarded as superior or inferior in the sacerdotal hierarchy. However, the exact position of the most common priestly titles cannot be determined due to the lack of data on their specific functions. A small part of private monuments, dating back to the reign of last Saite kings, preserved information about the non-priestly positions of their owners that held different military or administrative offices. The absence of data on any sacerdotal posts of these nobles can be explained by the gradual isolation of priesthood from other social groups of Ancient Egypt. The author suggests that this disproportion between priestly and civil offices reflects the development of the royal administration during the Saite Period. Due to Psamtik I’ policy, local priests retained their power over their nomes in exchange for swearing their loyalty to the Saite king. The emergence of civil offices in private inscriptions of the VI century B.C. denotes the strengthening of royal power.

Keywords
Ancient Egypt, Late Period, Abydos, priesthood, administration, Dynasty XXVI, private monuments.
Received
29.09.2023
Date of publication
28.10.2023
Number of purchasers
12
Views
141
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 200 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2023
1 В середине VII в. до н.э., после продолжительного времени раздробленности Третьего Переходного периода (1069–664 гг. до н.э.), территория Египта была объединена под властью царей XXVI (Саисской) династии. Перед новоиспеченными правителями единой страны стояла задача по созданию администрации, с помощью которой осуществлялся бы контроль над различными территориями долины Нила, которые ранее были независимыми, прежде всего, над владениями ливийский династов (в Нижнем Египте) и над землями, входивших в сферу влияния Фив (в Верхнем Египте).
2 Шаги, предпринятые саисскими царями в этом направлении, и особенности процесса создания единой администрации, характерные для отдельных регионов, неоднократно рассматривались в научной литературе1. Однако заметим, что в центре внимания данных исследований были изменения, происходившие в элите наиболее значимых политических образований эпохи Третьего Переходного периода, то есть Фив и владений ливийских династов. Сведения о положении элит других поселений, которые в предшествующий период находились в подчиненном положении по отношению к более значимым политическим центрам, в частности Фивам, отходили в исследованиях об особенностях устройства администрации Саисского времени на второй план.
1. См. к примеру: [Spalinger, 1976; Vittmann, 1978; Эдаков, 1993; Pressl, 1998; Perdu, 2004; 2006; Meffre, 2016; Agut-Labordère, 2017].
3 Одним из подобных поселений, находившихся в ливийское время под влиянием Фив, является город Абидос, располагавшийся в VIII верхнеегипетском номе («тинисском»; др.-егип. tA-wr) [Montet, 1961, p. 102–104]. На протяжении всей египетской истории Абидос и прилегающий к нему некрополь Ум-эль-Ка’аб являлись одним из наиболее почитаемых культовых центров Египта [O’Connor, 2009]. Еще в начале III тыс. до н.э. здесь были возведены усыпальницы царей I и II династий. Позднее, Абидос стал известен как один из центров культа бога Осириса, а гробница царя I династии Джера [O’Connor, 2009, p. 89–91] почиталась как гробница божества. Превращение Абидоса в важный религиозный центр привело к паломничествам и практике создания кенотафов в данном регионе. Начиная со Среднего царства, город и культ Осириса пользовались поддержкой фиванских царей. Связь с Фивами особенно заметна в период Нового царства, когда на территории города проводились масштабные строительные работы, а в гробницах фиванских вельмож фигурировал сюжет о «путешествии в Абидос» [Yoyotte, 1960, p. 30–33]. В эпоху III переходного периода влияние Фив усиливается: увеличивается число стел, поставленных от имени фиванских жрецов, а некоторые абидосские семьи происходили из столицы теократического государства [Leahy, 1977, p. 235–242; Leahy, 1990, p. 165–168].
4 Переходя к рассмотрению ситуации в Абидосе в Саисское время, отметим, что сведения о составе жречества и гражданской администрации города присутствуют в основном на частных памятниках. Они устанавливались на территории культовых мест города, а тексты надписей монументов представляют в большинстве своем жертвенные формулы (прежде всего, Htp di nsw)2 с перечислением должностей и титулов владельцев и их родственников. В ряде случаев тексты частных памятников включали также формулу «Обращение к живым»3 и/или «идеальную автобиографию»4 владельцев стел. Особенностью как «Обращения к живым», так и «идеальных автобиографий» было построение текста по определенному канону, сложившемуся в более ранние периоды египетской истории. Иначе говоря, для данных типов текста было характерно использование стандартного набора фраз, из-за которых не всегда возможно в точности определить реальную деятельность владельцев памятников. Данная проблема усугубляется распространением в Саисский период тенденции к архаизации. В случае с биографическими текстами вельмож, архаизация проявлялась в использовании надписей частных памятников более ранних времен (Древнего царства, I Переходного периода, Среднего или Нового царств) в качестве моделей для последующего копирования с минимальными изменениями или в употреблении отдельных фраз [Der Manuelian, 1994, p. 51–58, 389–390].
2. Подробнее о данной формуле см.: [Barta, 1968].

3. О формуле «Обращение к живым» см.: [Sainte Fare Garnot, 1938].

4. Об особенностях биографических текстов Позднего периода см.: [Heise, 2007].
5 Вследствие этого, на частных памятниках представителей элиты Абидоса Саисского времени практически нет сведений о круге деятельности жрецов и светских сановников на занимаемых ими должностях. Единственным памятником, текст которого описывает исторические деяния представителя царской администрации в тинисском номе, является наофорная статуя Louvre A93 вельможи Паефчауауинейта (pA.f-TAw-awy-nt) [Jelinková-Reymond, 1954], жившего в годы правления Амасиса (570–526 гг. до н.э.), пятого царя XXVI династии. Тем не менее, на наш взгляд, присутствующие на памятниках сведения о должностях представителей элиты Абидоса Саисского времени позволяют сделать определенные выводы о составе как местного жречества в данный период, так и царской администрации.
6 Из всех опубликованных на данный момент частных памятников египетских вельмож около сотни происходят из Абидоса, однако только 66 из них содержат сведения о должностях владельцев или их родственников. Большую часть абидосского корпуса составляют различные погребальные стелы, высеченные из известняка в местных мастерских [Leahy, 1977, p. 30]; также известны отдельные памятники из песчаника и дерева, изготовленные в других регионах Египта [Leahy, 1977, p. 27–28]. В текстовой части стел отсутствуют точные указания на время создания памятников. Однако различия в изобразительной составляющей стел [Munro, 1973, S. 82–117], а также особенности палеографии [Leahy, 1977, p. 35–73] и данные генеалогий местных вельмож позволили исследователям установить приблизительную датировку большей части памятников. Согласно исследованиям П. Мунро, абидосский корпус охватывает практически все время правления XXVI династии [Munro, 1973, S. 90–109], причем больше всего стел относятся к VII в. до н.э.
7 В большинстве случаев на абидосских памятниках упоминаются различные жреческие должности. Наиболее распространенными являются саны жреца-imy ist (букв. «находящийся в гробнице»; упоминается среди титулов и должностей владельцев 26 памятников) и жреца-Hzk (встречается в тексте 31 памятника). Они обозначают жрецов, служивших в местных номовых (тинисских) культах.
8 Должность жреца-imy ist известна еще со времени правления XIX династии и обозначала служителя культа Шу-Тефнут в Тинисе (Tni)5 [De Meulenaere, 1954, p. 227–228; Ossing, 1998, S. 250, 253]. Как отмечают Х. де Мёльнер [De Meulenaere, 1954, p. 227] и А. Лехи [Leahy, 1977, p. 209], в текстах более раннего времени она была аналогична должности жреца-Hm-nTr Шу-Тефнут (Hm-nTr Sw-tfnt; букв. «слуга бога Шу-Тефнут»). Жреческая должность imy-ist не является специфической должностью тинисских жрецов: данный жреческий сан встречается также в памятниках из Себеннита (Tb-nTr; современный Саманнуд)6, Мемфиса и Панополя (xnt-mnw; ipw; современный Ахмим)7 [Leahy, 1977, p. 209].
5. Центр VIII нома Верхнего Египта, в котором был расположен Абидос [Montet, 1961, p. 100–102].

6. Центр XII нома Нижнего Египта; подробнее см.: [Montet, 1957, p. 104–106].

7. Центр IX нома Верхнего Египта; подробнее см.: [Montet, 1961, p. 108–109].
9 В отличие от жреца-imy ist, Hzk был обозначением жреческой должности, характерной только для Тинисского нома [Klotz, 2014, S. 763], а именно служителя культа Осириса в Абидосе [Ossing, 1998, S. 253]. Это подчеркивается, к примеру, на стеле Manchester 2965, владелец которой – Неспернеб (ns-pr-nb) – был «жрецом-Hzk в Абидосе» (Hzk m Abd) [Perdu, 2001; Jansen-Winkeln, 2014, S. 1013–1014]. Конкретные функции данного жреческого сана неизвестны. А. Готье высказывал предположение о связи между функциями жреца-Hzk и жреца-Hm kA8(букв. «слуга двойника-ка») на основании схожести иероглифического написания обеих должностей ( или – Hm-kA; – Hzk). Однако исследователь также признавал, что должность жреца-«слуги ка» исчезла задолго до первого упоминания жреца-Hzk, т.е. до эпохи XIX династии [Gauthier, 1930, p. 68–69]. Отметим, что на частных памятниках XXII–XXIV династий мы не встречаем упоминаний жрецов- imy ist и жрецов-Hzk. Возрождение данных санов относится ко времени XXV (кушитской) династии, т.е. к периоду начала тенденции к архаизации в египетской культуре, достигшей своего расцвета при царях Саисской династии [Der Manuelian, 1994, p. 2].
10 В списках должностей на частных памятниках из Абидоса саны жреца-imy ist и жреца-Hzk часто употребляются вместе друг за другом. В ряде случаев в списках им также сопутствуют саны жреца-Hpt wDAt (букв. «обнимающий глаз-уджат», «несущий в своих объятьях глаз-уджат» [Meeks, 1982, p. 191])9 и жреца-rx nsw (букв. «знаемый царем»). Данная последовательность встречается на стеле München ÄS 4910, а также на многих других памятниках времени XXVI династии11; в отдельных случаях употребляются только три из четырех жреческих должностей данной последовательности12.
9. Встречается вариант перевода данного жреческого сана как «“жрец, который несет глаз-уджат для приношений» [Goyon, 1967, p. 93].

10. «Жрец-hzk, жрец-imy ist, жрец-Hpt wADt, жрец-rx nsw, находящийся в Абидосе, глава второй филы /жрецов/ Падихорпахеред» (Hzk imy ist Hpt wADt rx nsw imy Abd Hry zA 2 pA-di-Hr-pA-xrd).

11. На пирамидионах Cairo TN 5/1/15/13 и Cairo TN 12/3/25/5, на стелах Musée Granet 932-1-7, London BM 338, Cairo CG 22126, Cairo JE 18520, Cairo CG 22178, Wien 189, Leiden Ap 17 (V 64), Wien AS 119, Berlin 7323, London BM 1333 и др.

12. На стелах Cairo TN 18/2/25/2, Cairo TN 26/10/24/1, Rio de Janeiro 678 (2416), London BM 809, Manchester 2965 и др.
11 Материалы частных памятников не сообщают никаких конкретных функций данных жреческих санов. Исследователями же высказывались различные предположения о сфере деятельности жрецов-Hpt wDAt: А. Море предполагал, что данный жрец участвовал в процессиях, связанных с Тотом или Хором [Moret, 1902, p. 83–89]; А. Готье развивал данную идею, указывая, что жрец-Hpt wDAt имел доступ в святилище и преподносил для статуи божества предметы, выполненные в виде глаза-уджат [Gauthier, 1930, p. 69–70]. О. Пердю предполагал, что данный сан обозначал жреца одной из богинь (deésse lointaine) [Perdu, 1991, p. 186–187]; схожего мнения придерживается и Л. Кулон [Coulon, 2011, p. 96]. Жрецы-Hpt wDAt встречаются не только на памятниках из Абидоса, но на памятниках из района Дельты (так, данный сан указан среди прочих у отца «великого лекаря» Уджахорреснета [Posener, 1936, p. 7, 10]), т.е. должность жреца-Hpt wDAt не была уникальной для одного определенного нома.
12 Жрец-rx nsw13 был одним из жреческих санов осирического культа [Coulon, 2011, p. 96; Gorre, 2009, S. 15–17]). Данный сан встречается также на памятниках из соседнего с Абидосом панополитского нома (IX нома Верхнего Египта). Причем в Птолемеевскую эпоху сан жреца-rx nsw чаще встречается на памятниках из Панополя, а не Абидоса [Gorre, 2009, S. 12]. Исходя из этого, можно предположить, что данный сан был связан в первую очередь с культами панополитского нома.
13. На ряде памятников данный сан упоминается в паре с саном жреца-zA nsw (букв. «сын царев») [Wien 189, Cairo CG 22036, Cairo JE 18520]. В связи с этим П. Мунро высказал предположение, что полная форма сана жреца-rx-nsw была «жрец-rx zA nsw» (букв. «знаемый царским сыном») [Munro, 1973, S. 87–88]. Однако позднее Х. де Мёльнер доказал, что это два разных жреческих сана [De Meulenaere, 1976, p. 138].
13 Таким образом, самые распространенные жреческие саны на памятниках свидетельствуют о тесной связи местного жречества с культами не только самого Абидоса, но также Тиниса и Панополя. Присутствующие в частных надписях списки должностей указывали на то, что вельможи в течение своей карьеры могли нести службу при храмах трех разных культовых центров, и вполне возможно, что одновременно14.
14. А. Лехи указывал, что практика одновременного несения службы при разных храмах была распространена в Поздний период [Leahy, 1977, p. 215].
14 На памятниках из Абидоса присутствуют упоминания представителей культов других регионов. Так, жрец Руру (rw-rw), владелец обнаруженной в Абидосе стелы Chicago OIM 6898 [Munro, 1973, p. 196; De Meulenaere, 1976, p. 143; Coulon, 2010, p. 132–134; Jansen-Winkeln, 2014, S. 990–991], приводит список своих должностей, в котором фигурируют различные фиванские культы: бога Амона Карнакского («жрец Амона Карнакского… жрец Амона острого рогами… жрец Амона высокого перьями»; Hm-nTr Imn m ipt-swt… Hm-nTr Imn n spd abwy… Hm-nTr imn qA Swty); культа Хонсу в Бененете – храме, расположенном к юго-западу от Фив15 («жрец Хонсу, находящегося в Бененете»; Hm-nTr xnsw Hry-ib bnnt). Также он был жрецом Осириса Нарефа (Осириса Hm-nTr wsir nArf) – гераклеополитского культа Осириса, который в конце XXV династии распространился в фиванском регионе (вероятно, на северо-западе от Карнака)16. Также вельможа являлся «писцом приношений бога в доме Амона» (zA nTr-Htp n pr imn). Данная должность известна еще со времени Нового царства была одной из низших должностей, связанных с осуществлением ежечасных ритуалов, но иногда она упоминается у различных высокопоставленных жрецов Фив [Kees, 1959, S. 59– 60].
15. Подробнее о местоположении Бененета см.: [Otto, 1952, S. 32–33].

16. Подробнее о культе Осириса Нарефа см.: [Coulon, 2010].
15 Отметим, что в списке должностей Руру присутствуют и абидосские жреческие саны (жрец-imy ist и жрец-Hzk), которые расположены не на первом месте в последовательности санов. На другом памятнике жреца Руру – статуе из Карнакского тайника (New York Queens College Godwin-Ternbach acc. 60.19 [Coulon, 2010, p. 135–137]) – приведен сокращенный список должностей, где указаны только абидосские жреческие должности и должность «писца приношений бога дома Амона» [Coulon, 2010, p. 135].
16 Схожие примеры одновременного занятия фиванскими жрецами должностей в Абидосе мы наблюдаем и на ряде других памятников. На хранящейся в Лондоне канопе [London BM 32703-6; Jansen-Winkeln, 2014, S. 992–993] жреца Джединхеретиуефанха (Dd-in-Hrt-iw.f-anx) перечислены его должности в качестве абидосского жреца (жрец-imy ist, жрец-Hzk и жрец-rx nsw), и в качестве жреца Амона Карнакского. На картонаже Chicago OIM 5475-9 [De Meulenaere, 1976, p. 135–136; Jansen-Winkeln, 2014, S. 991–992] Анхпаефхери (anx-pA.f-Hry) сохранились лишь последние знаки его списка должностей (… pr Imn, т.е. «… дома Амона»), однако среди титулов его предков указаны жреческие должности как Абидоса, так и Фив (Imn-ra nsw nTrw… mnTw nb wAst – Амона-Ра царя богов и Монту, владыки Фив).
17 Таким образом, данные примеры показывают, что в Саисское время продолжала сохраняться практика занятия фиванскими жрецами должностей в Абидосе, которая была распространена еще в годы Третьего Переходного периода [Leahy, 1977, p. 235–242].
18 Если говорить об организации жречества в Абидосе и иерархии местных должностей, то следует признать, что частные памятники не дают полной информации. Сохранились свидетельства о существовании нескольких жреческих черед («фил»), которые сменяли друг друга при несении службы в храмах и святилищах.
19 Так, Хорсаисет (Hr-zA-ist) на своем памятнике (Oxford AM E.3463; [Jansen-Winkeln, 2014, S. 994–995]) указывает, что он был «[главой] 2 филы /жрецов/, , главой первой и 2 филы /жрецов/» (Hry zA 2… Hry zA tpy Hry zA 2), как и его названный в памятнике отец [Jansen-Winkeln, 2014, S. 995]. Главами 2 филы жрецов были Падихорпахеред (München ÄS 49) и Неснебхотеп (ns-nb-Htp) (Leiden Ap 17 (V 64) [Munro, 1973, S. 293–294; De Meulenaere, 1976, p. 133–134; Jansen-Winkeln, 2014, S. 1004–1005]).
20 Должность главы 3 (Hry zA 3) филы встречается в списке должностей Паиуэнхера (pA-iw-n-Hr) (London BM 338 [Munro, 1973, S. 299; De Meulenaere, 1976, p. 146; Jansen-Winkeln, 2014, S. 999–1000]). О существовании четвертой филы и ее главы (Hry zA 4) свидетельствуют памятники Джединхеретиуефанха (Dd-in-Hrt-iw.f-anx) (Rio de Janeiro 674 (2462) [Jansen-Winkeln, 2014, S. 994]) и Несимена (ns-imn) (Wien AS 119 [De Meulenaere, 1976, p. 145; Jansen-Winkeln, 2014, S. 1009]).
21 На стеле Florenz 2502 [Munro, 1973, S. 282; Jansen-Winkeln, 2014, S. 1015] встречается упоминание о главе жрецов-“часовых” /храма/ Осириса в Абидосе (Hry wnwt n Wsir m Abd), которыми являлись владелец стелы Паенбу (pA-n-bw) и его отец, что может свидетельствовать о выделении жрецов-«часовых», совершавших ежечасные ритуалы, в отдельную структуру (или подструктуру внутри фил).
22 Некоторые жрецы занимали должности, которые обычно трактуются как высшие в жреческой иерархии [Gauthier, 1930, p. 15–31]. «Вторым жрецом Осириса в Абидосе» (Hm-nTr 2 wsir m Abd) назван один из предков Анхпаефхери на картонаже Chicago OIM 5475-9; «вторым жрецом Осириса» был Руру, сын Неспакашути (ns-pA-kA-Swty) (Cairo JE 18520 [De Meulenaere, 1976, p. 138–139; Jansen-Winkeln, 2014, S. 1002]). Последний также являлся и «третьим жрецом Осириса». Кроме того, отец Руру в свое время являлся «третьим жрецом Осириса» (Cairo CG 22126 [De Meulenaere, 1976, p. 139; Jansen-Winkeln, 2014, S. 1002]). Помимо них, должность «третьего жреца» занимал Паенчаи (pA-n-TAy) (Turin 1557 [De Meulenaere, 1976, p. 139; Jansen-Winkeln, 2014, S. 1017]).
23 Заметим, что на памятниках Саисского времени мы не встречаем должности «первого жреца Осириса». Однако известен ряд вельмож, которые являлись «начальниками жрецов Осириса в Абидосе» (imy-r Hmw-nTr wsir m Abd) или «начальниками жрецов» (imy-r Hmw-nTr): Иретхерру (irt-Hr-rw), владелец фрагмента саркофага, обнаруженного близ абидосского некрополя [Jansen-Winkeln, 2014, S. 993]; Несимен (ns-Imn), известный по стеле London BM 1333 [Munro, 1973, S. 283; Jansen-Winkeln, 2014, S. 1012]; а также Хорсаисет (Hr-zA-ist) (Berlin 7323 [De Meulenaere, 1976, p. 141; Jansen-Winkeln, 2014, S. 1009]). Вполне вероятно, что именно «начальники жрецов Осириса» выступали в качестве верховных жрецов этого бога при XXVI династии, поскольку еще в эпоху Нового царства были известны случаи взаимозаменяемости названий данных должностей (см. к примеру: [Gauthier, 1930, p. 23]).
24 Низшие должности жреческой иерархии на памятниках из Абидоса представлены жрецами-wab (букв. «чистые», т.е. исполнители ритуала очищения). Однако число упоминаний данных жрецов невелико: на двух памятниках должность жреца-wab является единственной, указанной у владельцев памятников (Cairo JE 36415 и Cairo JE 19976 [De Meulenaere, 1976, p. 145; Jansen-Winkeln, 2014, S. 125, 1017]), причем наследственной; в двух других случаях (Cairo TN 18/2/25/2 и Oxford AM E.3463) она упоминается в списке, где присутствуют более высокопоставленные должности. Как и в случае с жрецами-«часовыми», жрецы-wab также могли быть организованы в отдельную структуру, которую возглавлял «начальник жрецов-wab», что мы видим на примере стелы Исетэмахбит (ist-m-AH-bit) (Leiden V55 [Munro, 1973, S. 284–285; Jansen-Winkeln, 2014, S. 127], чей отец Падиасет (pA-di-ist) назван «начальником жрецов-wab Сехмет» (imy-r wabw sxmt).
25 Следует сказать, что определить то место, какое занимали наиболее часто встречающиеся должности жрецов Абидоса (должности жреца-imy ist, жреца-Hzk, жреца-Hpt wDAt и жреца-rx nsw) в иерархии жреческих санов, достаточно трудно. На подавляющем большинстве памятников данные должности указаны на первых местах в списках титулов, в ряде случаев даже перед обозначениями высших жрецов. В этом случае можно говорить о том, что они, как минимум, были наиболее важными в глазах самих владельцев погребальных стел. Однако, на наш взгляд, без определения функций данных жреческих должностей вопрос об их точном местоположении в иерархии остается открытым.
26 Помимо жречества, среди владельцев памятников из Абидоса встречаются и вельможи, занимавшие различные светские должности при местной или царской администрации. Местная администрация представлена должностью, которую обычно трактуют как «градоначальник Абидоса» (HAty-a n Abd). Ее занимал отец владельца стелы Rio de Janeiro 674 (2462) по имени Падихорпахеред (pA-di-Hr-pA-xrd). На памятнике также упоминается, что он также являлся начальником жрецовHm-nTr: «… сын жреца-Hm-nTr Осириса, начальника жрецов-Hm-nTr, градоначальника Абидоса Падихорпахереда, правого голосом» (… zA Hm-nTr wsir, imy-r Hmw-nTr HAty-a n Abd pA-di-Hr-pA-Xrd mAa Xrw) [Jansen-Winkeln, 2014, S. 994]. Отметим, что пример стелы Rio de Janeiro 674 (2462) является единственным случаем из всего корпуса частных памятников, когда упоминается имя управляющего Абидосом чиновника. Однако сама должность продолжала существовать: так, ко времени правления царя Амасиса относятся сведения о безымянном градоначальнике, против которого выступал Паефчауауинейт, владелец наофорной статуи Louvre A.93 [Louvre A.93, стрк. 8–9; Jelinková-Reymond, 1954, p. 276–278]. Отсутствие других упоминаний светских руководителей города, на наш взгляд, могло быть связано с тем, что данную должность занимали представители высшего жречества.
27 Практика совмещения должности градоначальника с одним из высших санов местного жречества была известна еще с периода Нового царства: А. Готье приводит примеры, когда главы жречества Мина одновременно руководили самим городом [Gauthier, 1930, p. 22]. В VII в. до н.э. схожая ситуация наблюдается и в Верхнем Египте. К примеру, в Фивах должности визиря (TAty) и начальника города (imy-r niwt) занимал Монтухотеп (mnTw-Htp), который также указывает у себя жреческий сан жреца-it-nTr (букв. «отец бога») (ГМИИ I. Iа 2398 [Pressl, 1998, S. 157]). Другой фиванский визирь и начальник города Неспакашути (ns-pA-qA-Swty) был жрецом-Hm-nTr Амона (Cairo JE 37416 [Pressl, 1998, S. 158]). Известный по демотической «Повести Петеисе III» (pRylans IX [Vittmann, 1998]) глава «Земли Южной» (imy-r tA-rsy) и начальник портов и пристаней Сематауитефнахт (zmA-tAwy-t.f-nxt) на одном из своих памятников (фрагмент наофорной статуи, предположительно, из Абидоса) указывает у себя должность начальника жрецов-Hm-nTr бога Херишефа (imy-r Hmw-nTr n Hry-S.f) [Leahy, 2011, p. 220].
28 Таким образом, в случае Абидоса проявлялась тенденция на совмещение светских и жреческих должностей, характерная для Верхнего Египта, и прежде всего Фив, под чьим влиянием город тинисского нома находился в течение долгого времени.
29 Если говорить о других светских должностях, то их число в корпусе абидосских памятников невелико. Владелец статуи Baltimore WAG 22.206 занимал должность kT, т.е. командующего колесницей [Pressl, 1998, S. 91–92]. От времени правления царя Априя (589–567 гг. до н.э.) сохранился памятник Cairo JE 47833 [Heise, 2007, S. 210–211], поставленный от имени «начальника пехоты-mnfyt» (imy-r mnfyt) Хора, который также занимал такие придворные должности «начальника печати» (imy-r xtmw) и «начальника приемной» (imy-r rwt)17.
17. О должностях «начальника печати» и «начальника приемной» см.: [Pressl, 1998, S. 17–18, 32–33].
30 Следует сказать, что из Абидоса происходят редкие свидетельства о существовании евнухов в Древнем Египте. На стеле Durham 1971 вельможа Хеп (Hp) называет себя «главой евнухов-aqr Исиды, главой сеятелей Исиды, госпожи (букв. «от») маммизи18 (букв. “дома рождений”)» (Hry aqr n Ist Hry sTw n ist n pr ms), т.е. он отвечал за управление евнухами, работающими в культовой сфере [Vittmann, 2000, S. 172]. Также в корпусе сохранились свидетельства о существовании другой категории евнухов (евнухов-Tkr), связанных уже со службой при царской администрации: владелец стелы Wien 165 являлся «евнухом дома великого» (т.е. царя) (Tkr pr aA); а на стеле Reading E.23.2 [Vittmann, 1978, S. 131–132; Jansen-Winkeln, 2014, S. 126] сын владельца назван «главой евнухов-Tkrw» (Hry Tkrw).
18. О маммизи и их функциях см. подробнее: [Daumas, 1958].
31 Ряд памятников в Абидосе были поставлены от имени людей, связанных с царем. Однако не на всех из них присутствуют упоминания о конкретных должностях при царской администрации. На статуе Cairo CG 38363 [Jansen-Winkeln, 2014, S. 986] Уахибрамена (wAH-ib-ra-mn) приведены лишь почетные титулы, свидетельствующие о связи вельможи с царем: «Жертва, данная царем … для двойника-ка, придворного, последователя владыки его Уахибрамена» (Htp di nsw … n kA n rx nsw Sms nb.f wAH-ib-ra-mn). Вероятно, что с царской администрацией был связан и Падиимен (pA-di-Imn), занимавший должность «лекаря» (zwnw) (Brussel E.4070 [Jansen-Winkeln, 2014, S. 988]) и «главы лекарей дома Осириса» (Hry zwnw n pr wsir) (Cairo TN 4/7/24/4 [Jansen-Winkeln, 2014, S. 987].
32 В Абидосе был размещен один из памятников, принадлежавших вельможе и «начальнику врат чужеземных южных» (imy-r aA xAswt rsy)19 Несхору (ns-Hr) [Heise, 2007, S. 201–202], чья деятельность пришлась на годы правления царя Априя. Однако основная деятельность данного сановника была связана с Эдфу, о чем повествует биографическая надпись на наофорной статуе Louvre A.90 [Heise, 2007, S. 193–198].
19. «Начальники врат» руководили специальными службами – «вратами» (aAwy; aA в единственном числе), выступавшими в качестве «таможен». Изначально «врата» располагались в приграничных поселениях и через них шел поток чужеземных товаров и самих чужеземцев. В Саисское время стали появляться и региональные «врата» [Posener, 1947, p. 117–131; Эдаков, 1988, с. 118–120]. Несхор руководил «таможенной» службой юга Египта.
33 С Абидосом была связана деятельность вельможи Паефчауауинейта – владельца наофорной статуи Louvre A.93. Текст надписи на статуе данного вельможи повествует о том, как вельможа по приказу царя Амасиса восстановил деятельность храма Осириса-Хентиментиу в Абидосе. Однако для нашей статьи важна не сама его деятельность, которая уже неоднократно рассматривалась в научной литературе (см.: [Jelinková-Reymond, 1954; Эдаков, 1988]), а те должности сановника, которые он упоминает в тексте своей биографии. Список его должностей присутствует в начальных строках биографической надписи: «Вельможа, князь, друг единственный, глава дворца, «великий лекарь», начальник дома серебра и дома золота, «великий в зале», почитаемый, великий в доме царском, начальник дома великого Паефчауауинейт» (r-pat HAty-a zmr waty xrp AH wr zwnw imy-r pr-HD pr-nbw aA n xA imAxw aA m pr-nsw imy-r prw pA.f-Taw-awy-nt). Как мы видим, Паефчауауинейт занимал ряд высокопоставленных должностей при царском дворе (в том числе главы дворца и «великого лекаря»). В качестве «великого лекаря» и главы дворца сановник отвечал не только за предоставление медицинской помощи царю, но и выступал в качестве царского советника [Pressl, 1998, S. 22–24], а как начальник дома серебра и дома золота он руководил финансами страны [Pressl, 1998, S. 31–32]. Именно данному вельможе было поручено восстановление функционирования храма Осириса в Абидосе – деятельность, которая многими исследователями рассматривалась в качестве этапа в проведении экономических реформ при царе Амасисе.
34 Отметим следующую закономерность, которая наблюдается в примерах вельмож, отнесенных нами к светской администрации. В большинстве своем на их памятниках отсутствуют какие-либо указания на занятия ими жреческих должностей; единственным исключением является пример «градоначальника Абидоса» (HAty-a n Abd) Падихорпахереда. На остальных памятниках отсутствует какое-либо упоминание о несении жреческой службы. Даже в случае Паефчауауинейта, чей отец являлся жрецом Хора города Пе (Буто), сановник не приводит никаких жреческих санов в своем списке должностей. В тех случаях, где мы видим представителя военных, можно предположить, что причина кроется в замкнутости сословий жрецов и военных.
35 Однако подобное преобладание жреческих должностей над светскими может быть объяснено и с другой точки зрения. Начиная с эпохи Древнего царства, биографические надписи египетских вельмож отражали систему ценностей, в основе которой лежали представления о необходимости успешного несения службы царю [Большаков, Сущевский, 1991, с. 8–10]. На ее формирование и внимание биографических надписей к данной теме оказали влияние те условия, при которых образовалось египетское государство (а именно быстрое объединение в единую централизованную державу с сильным административным аппаратом). Частные памятники Среднего и Нового царств, с некоторыми изменениями, в целом также отражали данную систему ценностей, однако в периоды нестабильности и распада единого государства фокус внимания смещался со службы царю на совершение благодеяний по отношению к храмам, номам или местной общине [Большаков, Сущевский, 1991, с. 12–13].
36 Если же говорить о биографических надписях Саисского времени, то исследователи отмечали, что они (в частности, «идеальные биографии») отражают стремление вельмож показать свои социальные связи, т.е. принадлежность к определенному сословию, городу/ному, верности определенному божеству и благой деятельности по отношению к культовым центрам [Heise, 2007, S. 346]. Тема успешного служения царю при этом отходит на второй план [Heise, 2007, S. 331]. Все это схоже с сюжетами, встречавшимися на частных памятниках времени раздробленности Египта и ослабления центральной власти (как в эпоху I Переходного периода). Характерно, что при ориентации культуры Саисского времени на копирование образцов Древнего царства, для большинства частных памятников эпохи XXVI династии в качестве «моделей» выступали гробницы I Переходного периода в Сиуте [Heise, 2007, S. 350–354].
37 Объяснение этого феномена нам видится, во-первых, в изменениях, произошедших в социальном устройстве общества (формирование замкнутых сословий-каст, известных из сообщения Геродота (Hdt. II.37, 65)), при которых на первый план выходит обоснование связей с сословием (в частности, жречеством). Во-вторых, преобладание подобной тенденции, характерной для периода слабой царской власти, могло быть отражением процесса по созданию единой администрации. При Псамметихе I ряд правителей Дельты сохранили управление своими территориями при условии признания своей лояльности царю [Agut-Labordère, 2013, p. 976–977]. Установление власти царя Саиса в Фивах сопровождалось сохранением должностей за представителями фиванского жречества, которые лишь позднее могли заменять выходцами с Севера [Agut-Labordère, 2013, p. 977–979]. Таким образом, на первом этапе существования объединенного Египта еще сохранялось то положение дел, которое было характерно для предшествующей эпохи III Переходного периода.
38 В случае с Абидосом, на наш взгляд, сведения частных памятников подтверждают данную ситуацию. Большинство памятников местного жречества датируются VII в. до н.э., т.е. эпохой вскоре после объединения Египта. Сведения о представителях светской администрации относятся большей частью уже к правлению царей Априя и Амасиса: время деятельности «начальника врат чужеземных южных» Несхора приходится на царствование Априя; Паефчауауинейт действовал по приказу царя Амасиса; вельможа Уахибрамен носит басилеофорное имя, повторяющее одно из имен царя Априя (Уахибра – wAH-ib-ra). Учитывая, что Абидос находился в сфере влияния Фив, о чем говорит установка памятников от имен фиванских жрецов, а также отсутствие упоминаний большого числа представителей царской администрации, мы полагаем, что управление делами города в первые десятилетия XXVI династии было сосредоточено в руках местного жречества. Появление памятников, возведенных от имени царских сановников, свидетельствует о проникновении центральной администрации в региональные центры. Иначе говоря, ближе к правлению царей Априя и Амасиса происходит усиление царской администрации, которая обратила свой взор не только на крупные египетские центры, но и на такой провинциальный и не игравший до этого огромной роли центр, как Абидос.

References

1. Bol’shakov A.O., Sushchevskii A.G. The Hero and Society in Ancient Egypt. Journal of Ancient History. 1991. No. 3. Pp. 3–27 (in Russian).

2. Edakov A.V. The Society and the State of Ancient Egypt in the 7–4 Centuries BC (Political Structure, Economic Problems, and Social Organization). Doct. Hist. Diss. Saint Petersburg: St. Petersburg Branch of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Science, 1993 (in Russian).

3. Edakov A.V. Reforms of King Amasis and Their Fate during the Post-Saite Period. Journal of Ancient History. 1988. No. 1. Pp. 112–125 (in Russian).

4. Agut-Labordère D. The Saite Period: The Emergence of Mediterranean Power. Ancient Egyptian Administration. Eds.: J.C. Moreno García. Leiden, Boston: Brill, 2013. Pp. 965–1028.

5. Agut-Labordère D. Administrating Egypt under the First Persian Period: The Empire as visible in the Demotic sources. Administration of the Achaemenid Empire: Tracing the Imperial Signature. Eds.: B. Jacobs, W. Henkelman, M.W. Stolper. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2017. Pp. 676–697.

6. Barsanti A. Sur deux stèles d’Abydos au nom du pharaohn Takellothis Ier. Recueil de travaux relatifs à la philologie et à l’archéologie égyptiennes et assiriennes. 1893. Vol. 15. Pp. 172–174.

7. Barta W. Aufbau und Bedeutung der altägyptischen Opferformel. Glückstadt: J.J. Augustin, 1968.

8. Coulon L. Osiris Naref à Karnak. Le culte d’Osiris au Ier millénaire av. J.C. Découvertes et travaux récents. Ed.: L. Coulon. Le Caire: IFAO, 2010. Pp. 123–152.

9. Coulon L. Les uraei gardiens du fétiche abydénien. Un motif osirien et sa diffusion à l’époque saïte. La XXVIe dynastie continuité et rupture. Promenade avec Jean Yoyotte. Ed.: D. Devauchelle. Paris: Cybele, 2011. Pp. 85–108.

10. Daumas F. Les mammisis des temples égyptiens. Paris: Les Belles Lettres, 1958.

11. De Meulenaere H. Une famille de prêtre thinites. Chronique d’Égypte. 1954. Vol. 29. Pp. 221–237.

12. De Meuleanere H. Le clergé abydénien d’Osiris à la Basse Époque. Orientalia Lovanensia Periodica. 1976. Vol. 7. Pp. 131–151.

13. Der Manuelian P. Living in the Past: Studies in Archaism of the Egyptian Twenty-Sixth Dynasty. London, New York: Kegan Paul, 1994.

14. Gauthier H. Le personnel du dieu Min. Le Caire: IFAO, 1930.

15. Gorre G. Rx-nswt: titre aulique ou titre sacerdotal «spécifique»? Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde. 2009. Bd. 136. S. 8–18.

16. Goyon J.C. Le ceremonial de glorification d’Osiris du papyrus du Louvre I.3079 (colonnes 110 à 112). Bulletin de l’Institut Français d’Archéologie Orientale. 1967. Vol. 65. Pp. 89–156.

17. Heise J. Erinnern und Gedenken: Aspekte der biographischen Inschriften der ägyptischen Spätzeit. Fribourg, Göttingen: Academic Press, 2007.

18. Jansen-Winkeln K. Die Entwicklung der genealogischen Informationen nach dem neuen Reich. Genealogie. Realität und Fiktion von Identät. Hrsg.: M. Filzenreiter, S. Kirchner, O. Krisekeit. Berlin: Golden House, 2005. S. 137–145.

19. Jansen-Winkeln K. Inschriften der Spätzeit. Teil IV: Die 26. Dynastie. Wiesba-den: Harrassowitz Verlag, 2014.

20. Jelinková-Reymond E. Quelques recherches sur les réformes d’Amasis. Annales du Service des Antiquités de l’Égypte. 1954. Vol. 54. Pp. 275–287.

21. Kees H. Zur Familie des 3. Amonspropheten Amenophis. Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde. 1959. Bd. 54. S. 54–67.

22. Klotz D. Regionally Specific Sacerdotal Titles in Late Period Egypt: Soubassements vs Private Monuments. Altägyptischen Enzyklopädien. Die Soubassements in den Tempeln der griechisch-römischen Zeit. Hrsg.: A. Rickert, B. Venkter. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2014. S. 717–792.

23. Leahy A. Abydos in the Late Period: An Epigraphic and Prosopographic Study. PhD Thesis. Cambridge: Cambridge University, 1977.

24. Leahy A. Abydos in the Lybian Period. Lybia and Egypt (c 1300–750 BC). Ed.: A. Leahy. London: SOAS Centre of Near and Middle Eastern Studies and the Society of Lybian Studies, 1990. Pp. 155–176.

25. Leahy A. Somtutefnakht of Heracleopolis. The Art and Politics of Self-Commemoration in the Seventh Century BC. La XXVIe dynastie continuité et rupture. Promenade avec Jean Yoyotte. Ed.: D. Devauchelle. Paris: Cybele, 2011. Pp. 197–224.

26. Meeks D. Année lexicographique. Tome III. Paris: Cybele, 1982.

27. Meffre R. Political Changes in Thebes during the Late Libyan Period and the Relationship between Local Rulers and Thebes. “Prayer and Power”: Proceedings of the Conference on the God’s Wives of Amun in Egypt during the First Millenium BC (Ägypten und Altes Testament, 84). Eds.: M. Becker, A.I. Blöbaum, A. Lohwasser. Münster: Ugarit-Verlag, 2016. Pp. 47–60.

28. Montet P. Géographie de l’Égypte ancienne. Première partie. Paris: Librairie Klincksieck, 1957.

29. Montet P. Géographie de l’Égypte ancienne. Deuxième partie. Paris: Librairie Klincksieck, 1961.

30. Moret A. Le Rituel du culte divine journalier en Égypte. Paris: Lernoux, 1902.

31. Munro P. Die spätägyptischen Totenstelen. Glückstadt: J.J. Augustin, 1973.

32. O’Connor D. Abydos: Egypt’s First Pharaohs and the Cult of Osiris. Cairo: Thames & Hudson, 2009.

33. Ossing J. Hieratische Papyri aus Tebtunis I. Copenhagen: Tusculanum Press, 1998.

34. Otto E. Topographie des thebanischen Gaus. Berlin: Akademie Verlag, 1952.

35. Perdu O. Un statue saïte d’un prêtre de la province de l’Occident. Revue d’égyptologie. 1991. Vol. 42. Pp. 183–187.

36. Perdu O. Exemple de stèle archaisante pour un prêtre modèle. Revue d’égyptologie. 2001. Vol. 52. Pp. 183–217.

37. Perdu O. Le chefferie de Sébennytos de Piankhi à Psammétique Ier. Revue d’égyptologie. 2004. Vol. 55. Pp. 95–111.

38. Perdu O. Documents relatifs aux gouverneurs du Delta au début de la XXVIe dynastie. Revue d’égyptologie. 2006. Vol. 57. Pp. 151–197.

39. Posener G. La première perse domination en Égypte: Recueil d’inscriptions hiéroglyphiques. Le Caire: IFAO, 1936.

40. Posener G. Le douanes de la Méditerrané dans l’Égypte saïte. Revue de philologie, de litttérature et d’histoire anciennes. 1947. Vol. 21. Pp. 117–131.

41. Pressl D.A. Beamten und Soldaten. Die Verwaltung in der 26. Dynastie in Ägypten (664–525 v. Chr.). Frankfurt am Main, Berlin, Bern, New York, Paris, Wien: Peter Lang, 1998.

42. Sainte Fare Garnot J. L’appell aux vivants dans les textes funeraires égyptiens. Des origins à la fin de l’ancien empire. Le Caire: IFAO, 1938.

43. Spalinger A. Psammethicus, King of Egypt. I. Journal of American Research Center in Egypt. 1976. Vol. 13. Pp. 133–147.

44. Vittmann G. Priester und Beamte im Theben des Spätzeit. Genealogische Untersuchungen zum thebanischen Priester- und Beamtentum der 25. und 26. Dynastie. Wien: Afro-Pub, 1978.

45. Vittmann G. Der demotische Papyrus Rylands 9. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 1998.

46. Vittmann G. Von Kastraten, Hundskopfmenschen und Kannibalen. Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde. 2000. Bd. 127. S. 167–180.

47. Yoyotte J. Les pèlegrinages dans l’Égypte ancienne. Les Pèlegrinages. Ed.: J. Yoyotte. Paris: Éditions du Seuil, 1960. Pp. 17–74.

Comments

No posts found

Write a review
Translate