The phenomenon of late Qara-khitay historiography: Nasir ad-Din Munshi Kermani and his historical work
Table of contents
Share
QR
Metrics
The phenomenon of late Qara-khitay historiography: Nasir ad-Din Munshi Kermani and his historical work
Annotation
PII
S086919080026514-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Dmitriy M. Timokhin 
Occupation: Senior Researcher Fellow
Affiliation: Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
177-188
Abstract

Among the monuments of Muslim historiography several works can be distinguished, the authors of which build in their works a clear continuity between the Qutlugh Khanids dynasty that ruled within Kerman, whose founder was khajib Barak, and the previously existing Qara-Khitay power. In one of the earlier works, the author of this article called these Muslim writings «late Qara-Khitay historiography» and within the framework of the presented research I would like to substantiate the validity of such a statement. To do this, it is necessary to once again understand how and why Muslim historians distinguish the connection between khajib Barak and his successors, whether they label them «Qara-Khitay» and how else the connection between the Qutlugh Khanids and the Gur-Khans is distinguished. In addition, the author of the article intends to demonstrate the evolution of the description of the biography of Barak in several monuments of the XIII – XV in order to demonstrate clearly how Muslim authors cite new elements linking him with the Qara-Khitay, as well as his heirs. Undoubtedly, such a historiographical phenomenon should have an explanation, as well as the origin, that is, the author who initiated such a tradition. The author of this article comes to the conclusion that Nasir al-Din Munshi Kermani could have been the ancestor of this tradition in the historical work, which, «Simt al-'Ula lil-Khadra al-'Uliya», probably for the first time traces most of the markers that make it possible to link the Qutlugh Khanids dynasty with the Qara-Khitay state.

Keywords
Kerman, khajib Barak, Qara-Khitay, Nasir ad-Din Munshi Kermani, Muslim historiography.
Received
06.07.2023
Date of publication
28.10.2023
Number of purchasers
12
Views
136
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 200 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2023
1 В недавно опубликованной статье, посвященной описанию биографии хаджиба Барака в сочинении «Симт ал-ʻУла лил-Хадра ал-ʻУлийа» [Kermani, 1328/1949] Насир ад-Дина Мунши Кермани [Баскаков, Тимохин, 2022, с. 81-93], нами, применительно к этому тексту, был предложен термин «поздняя кара-китайская историография». Поскольку в том исследовании мы не стали специально останавливаться на допустимости подобной терминологии и ее апологии, то теперь необходимо снова вернуться к этой проблеме и выстроить доказательную базу допустимости подобного определения. Безусловно, подобная апология невозможна без внимательного анализа самого текста «Симт ал-ʻУла», так и связанных с ним историографически и тематически мусульманских текстов монгольского периода. Несомненно, сам по себе феномен появление «кара-китайской историографии» существенно позднее того момента, когда монголы окончательно разрушили остатки их государственности в пределах Восточного Туркестана выглядит несколько курьезно, однако это лишь делает подобный феномен еще более интересным для исследователей. Дело в том, что согласно «Симт ал-ʻУла» и ряду других памятников монгольского времени отдельные региональные лидеры Ирана и созданные ими династии представляют собой продолжение кара-китайской государственной традиции уже после гибели указанной державы, о чем гораздо более подробно мы расскажем в рамках этой статьи. При этом мы не будем специально останавливаться на некоторых сюжетах, связанных с биографией Насир ад-Дина Мунши Кермани и особенностями его сочинения, о которых подробно говорилось в предыдущей статье, а в большей степени сосредоточимся на иных сюжетах [Баскаков, Тимохин, 2022, с. 81-93]. Однако к отдельным моментам, важным для читателя, мы вынуждены будем вернуться, прежде всего касающимся места «Симт ал-ʻУла» в мусульманской историографии монгольского периода и связях этого сочинения с другими текстами. Впрочем, прежде чем переходить к самому сочинению Насир ад-Дина Мунши Кермани, позволим себе небольшой исторический экскурс в события начала XIII в., без которого также нельзя обойтись.
2 Держава кара-китаев была образована в землях восточного Туркестана в 1120 – 1130 гг. и просуществовала вплоть до прихода монгольских завоевателей во втором десятилетии XIII в. В период наивысшего могущества правители этого государства (Гур-ханы) оказывали решительное влияние на политическую ситуацию в Мавераннахре, Хорасане и восточном Дешт-и Кыпчаке [См.: Пиков, 1989; Biran, 2005]. В частности, после смерти в 1157 г. последнего сельджукского султана Хорасана, Муʻизз ад-Дина Абу-л-Хариса Ахмада Санджара (1118-1157 гг.), именно Гур-ханы кара-китаев станут одними из претендентов на «сельджукское наследство» наряду с султана Гура и хорезмшахами из династии Ануштегинидов [См.: Тимохин, 2019]. Однако внутренние противоречия наряду с внешнеполитическими просчетами и военными поражениями подорвали кара-китайское могущество: уже в начале XIII в. власть в этом государстве захватывает найманы, а затем монголы окончательно уничтожают остатки кара-китайской государственности в восточном Туркестане. Здесь следует отметить еще один важный момент: собственно история кара-китайской государственности реконструируется преимущественно на основании мусульманских и китайских текстов, далеко не все из которых были написаны во время существования этой державы [Biran, 2005, p. 2-13]. Так, огромный пласт информации о кара-китаях содержатся в мусульманских сочинениях монгольской эпохи, однако эти тексты в большей степени информируют о событиях начала XIII в., в то время как более ранний период описан в них сравнительно скупо [См.: Тимохин, 2021(б), c. 250-261]. С другой стороны, именно в составе этих источников впервые формируется само название «кара-китаи/кара-хитаи», в то время как в более ранних текстах, как это было отмечено выдающимся специалистом в этой области, Михаль Биран, их маркируют как «хитаи» или «неверные хитаи» [Biran, 2005, p. 216; См.: ал-Хусайни, 1980, c. 91; Ravandi, 1921, s. 173]. Здесь важно отметить, что маркер «кара-китаи/кара-хитаи» появляется в мусульманских источниках монгольского периода не только при описании истории этой державы, но им также обозначают некоторых региональных правителей Ирана, например основателя династии Кутлуг-ханов в Кермане – хаджиба Барака [Ta'ríkh-i-Jahán-gushá, 1916, s. 211]. Речь идет не просто о признании его кара-китайского происхождения, но подчеркивание такового в отношении всей его династии, указание на наличие в Кермане кара-китайской элиты и прочего. Безусловно, о кара-китайском происхождении Барака сообщают отдельные мусульманские авторы в составе «больших нарративов», однако наиболее любопытные и обширные сведения о нем мы находим в составе «региональных хроник», среди которых особое место занимает уже упомянутое нами «Симт ал-ʻУла лил-Хадра ал-ʻУлийа» Насир ад-Дина Мунши Кермани, написанное в начале XIV в. [Kermani, 1328/1949, s. ا].
3 Как отмечалось исследователями [Bāstānī Pārīzī, 1985, p. 599], данное сочинение является частью определенной региональной историографической традиции, поскольку оно было задумано как продолжение более ранней «локальной истории» XII в., принадлежащее перу Афзал ад-Дина Кермани [Bāstānī Pārīzī, 1985, p. 599; Kermani, 1977; Kermani, 1328/1949, s. ر]. Данный текст носил название «ʻИкд ал-ʻула леʼл-маукеф ал-Аʻла» и в нем освещалась история Кермана и сопредельных регионов вплоть до второй половины XII в. [Cahen, 1977, p. 60; A history of Persian literature, 2012, p. 153-154; Kermānī, 1977, s. 50-52]. Отметим, что на это же сочинение опирался и еще более поздний, нежели Насир ад-Дина Мунши Кермани, мусульманский автор XVII в. – Мухаммад ибн Ибрахим [Mohammad ibn Ibrahim, 1886, p. XI-XII]. Последний, впрочем, продолжил локальную хронику Афзал ад-Дина Кермани лишь до событий начала XIII в. [Тимохин, 2021(a), c. 45-56], в то время как автор «Симт ал-ʻУла» включил в свой текст огромный пласт информации по истории региона в монгольский период. Впрочем, оба продолжателя Афзал ад-Дина Кермани сходны в том, что включают в состав собственных сочинений рассказ о хаджибе Бараке и основании династии Кутлуг-ханов Кермана с той лишь разницей, помимо объема приводимой информации, что Мухаммад ибн Ибрахим заканчивает свое сочинение рассказом о нем [Mohammad ibn Ibrahim, 1886, s. 200-201], а у Насир ад-Дина Мунши Кермани с биографии этого правителя по сути начинается основная часть повествования. Ниже мы вернемся к связи между текстами двух этих мусульманских историков, а пока обозначим еще один памятник, имеющий важное значение для нашего исследования – «Монтахаб ат-таварих-и Моини», принадлежащее перу автора начала XV в. Муʻин ад-Дина Натанзи [Naṭanzī, 1336/1957]. В составе этого сочинения также приводится биография хаджиба Барака и его наследников в Кермане, как и у Насир ад-Дина Мунши Кермани [Naṭanzī, 1336/1957, s. 20-31]. Прежде чем говорить о взаимосвязи между тремя этими памятниками монгольской эпохи, обозначим важнейшие сюжеты в тексте «Симт ал-ʻУла», подчеркивающие то, что хаджиб Барак и правившая вслед за ним династия Кутлуг-ханов в Кермане имеет прямое отношение к кара-китайской государственности, а затем посмотрим как подобные моменты отражены в «Монтахаб ат-таварих-и Моини» и «Тарих-е Сальджукийе Керман» Мухаммада ибн Ибрахима.
4 В тексте «Симт ал-ʻУла» приводится полное имя хаджиба Барака, который назван так: «Султан Насир ад-Дунийа ва ад-Дин Абу ал-Фаварис Кутлуг-султан Барак хаджиб» [Kermani, 1328/1949, s. 22]. В свою очередь, Муʻин ад-Дина Натанзи и Мухаммад ибн Ибрахим никакого полного имени этого правителя Кермана в своих текстах не приводят и он фигурирует там лишь как «Барак хаджиб» - براق حاجب [Naṭanzī, 1336/1957, s. 20; Mohammad ibn Ibrahim, 1886, s. 201]. Что же касается его кара-китайского происхождения, то у более раннего Насир ад-Дина Мунши Кермани это подчеркивается в самом начале описания биографии этого правителя Кермана: «Он и его старший брат Хисам ад-Дин Хамитбур Тайангу были кара-китайскими амирами и столпами державы Хана ханов, потомка великого Гур-хана. По договору с султаном ʻАлаʼ ад-Дунийа ва ад-Дином Текишем хорезмшахом [они] прибыли в Хорезм от его светлости Хана ханов в качестве баскаков («باسقاقی»), чтобы собирать там дань по соглашению [с хорезмшахом]. Во время значительной части правления султана ʻАлаʼ ад-Дунийа ва ад-Дина Мухаммада хорезмшаха он занимал этот пост. Но, когда султан Мухаммад выступил с неповиновением и мятежом против Гур-хана, то он несколько дней продержал Барака хаджиба в заключении. Однако потом отнесся к нему с участием, приказал ввести его в состав аристократического сословия, сделал своим приближенным, одобрил [его деяния], продвинул по службе: сначала, во-первых, дал ему особый пост хаджиба, а затем, во-вторых, предоставил ему должность ответственного за гонцов, [рассмотрение] тяжб и [проведения] церемоний при государственном совете, и, кроме того, назначил его атабеком при султане Гийас ад-Дине Пир-шахе» [Kermani, 1328/1949, s. 22]. Более поздний Мухаммад ибн Ибрахим, который, как мы отмечали формирует свое сочинение на той же основе, что и Насир ад-Дин Мунши Кермани, говорит о происхождении хаджиба Барака следующее: «Барак хаджиб, который был потомком великого Гур-хана1, осуществлял сбор налогов и податей по договору со времени хорезмшаха Текиша в святом Хорезме. Проживая совместно со многими эмирами хорезмшаха, когда Калу-малик2, Сувандж-малик3 (Савих - [Mohammad ibn Ibrahim, 1886. P. 201, comm. 1]) и Шекар-малик4 решили в сторону Индии отправиться, [присоединился к ним]» [Mohammad ibn Ibrahim, 1886. P. 201]. Как видно из этого сообщения, рассказ о происхождении Барака у Мухаммада ибн Ибрахима гораздо менее информативен, однако при этом содержит не просто указание на то, что Барак был кара-китаем, но что он был потомком «великого Гур-хана», что очень напоминает нам сильное сокращение первой строчки из текста «Симт ал-ʻУла»: «Он и его старший брат Хисам ад-Дин Хамитбур Тайангу были кара-китайскими амирами и столпами державы Хана ханов, потомка великого Гур-хана» [Kermani, 1328/1949, s. 22].
1. В тексте – کورخان . ДТ

2. В тексте – کلو ملک . ДТ

3. В тексте – سونج ملک . ДТ

4. В тексте – شکر ملک . ДТ
5 Со своей стороны, Муʻин ад-Дина Натанзи пишет о Бараке в главе, посвященной маликам Кермана, под следующим, важным для нашего исследования, заголовком: «Рассказ о маликах Кермана, которые при султанах Кара-китая прославились» [Naṭanzī, 1336/1957, s. 20]. Безусловно, данный заголовок говорит о том, что правители Кермана из династии, основателем которой был Барак, связаны с кара-китайскими гур-ханы, но из него не следует, что сам Барак был кара-китаем, как об этом заявляет Насир ад-Дин Мунши Кермани. Впрочем, далее Муʻин ад-Дин Натанзи сообщает о Бараке следующее: «Первым из них (атабеков Кермана – Д.Т.) был хаджиб Барак, бывший эмиром Гур-хана кара-китаев: он и брат его Таянку носили звание эмиров улуса. В то время, когда хорезмшах ‘Ала’ ад-Дин Мухаммад на территории5 кара-китаев одержал ряд побед, хаджиб Барак вместе с другим братом, по имени Хамид, поступили на службу к хорезмшаху и под сенью его государства свои титулы приумножили» [Naṭanzī, 1336/1957, s. 20]. В этом сообщении есть несколько любопытных моментов: во-первых, на лицо определенная путаница с братьями Барака, поскольку упомянутый в тексте «Таянку» (Тайангу, تاینکو)6 по другим мусульманским источникам не упоминается в качестве брата Барака, в отличие от Хамида [Бартольд, 1963, c. 420; Ибн ал-Асир, 2006, с. 333-337; Naṭanzī, 1336/1957, s. 20] – история его появления в Хорезме связана с поражением кара-китайской армии в битве с хорезмийцами в 1210-м г. Ибн ал-Асир в «ал-Камил фи-т-тарих» сообщает об этом сражении следующее: «Бесчисленное множество их было убито и взято в плен, и среди взятых в плен был Тайангу, их командующий. Его привели к хорезмшаху, тот его почтил и посадил на свой трон, а потом отправил в Хорезм» [Ибн ал-Асир, 2006, c. 333]. У Джувейни в «Тарих-и Джахан-гошай» содержится вероятный ответ на вопрос, почему Муʻин ад-Дин Натанзи указал на родство между Бараком, Хамидом и «Тайангу»: с его точки зрения, все трое попали в хорезмийский плен одновременно после упомянутого поражения кара-китаев от войск хорезмшаха ʻАла’ ад-Дина Мухаммада. «Барак хаджиб и его брат, Хамид-бур (خمید بور), происходили из кара-китаев и в годы правления хана кара-китаев Хамид-бур принимал участие в посольствах к султану. Но когда Тайангу из Тараза (تاینکو طراز) попал ему [хорезмшаху] в руки, они были также доставлены [к нему] и преуспели на службе у султана: так, Хамид-бур постепенно дослужился [до звания] амира, а Барак получил титул хаджиба» [Ta'ríkh-i-Jahán-gushá, 1916, s. 211]. В данном сообщении Джувейни очевидно, что «Таянку» (Тайангу, تاینکو) никак не связан родственными отношениями с Бараком и его братом, однако их пленение и затем успешная служба хорезмшаху ʻАла’ ад-Дину Мухаммаду началась сразу после поражения кара-китайской армии и оба эти события действительно связаны, на чем настаивают и ранние, и поздние мусульманские авторы.
5. В тексте – الوس قراختای . ДТ

6. Таянку или Тайангу – безусловно не имя собственное, а титулатура [См. об этом титуле см.: Doerfer, 1965, S. 651–652].
6 Второй важный момент, касающийся рассказа Муʻин ад-Дина Натанзи, связан с упоминанием связи хаджиба Барака с кара-китаями: в его сочинении лишь в приведенном нами названии главы и в самом ее начале говорится о том, что Барак был связан с государством кара-китаев, однако в дальнейшем – этот факт уже не подчеркивается никаким образом [Naṭanzī, 1336/1957, s. 20-22]. В то же время более ранний Насир ад-Дин Мунши Кермани в тексте «Симт ал-ʻУла» отмечает эту связь неоднократно и всячески подчеркивает, что сам Барак был кара-китаем, и они же входили в составе его окружения. Так, например, этот мусульманский историк описывает попытку хаджиба Барака уйти в Индии перед лицом монгольской угрозы и по причине междоусобной борьбы в землях Центрального Ирана. «Так как смятение и беспомощность правителей Хорезма стало очевидным, их противники догадывались о проблемах их правления и считали целесообразным сократить число их сторонников и уйти от централизованного правления, чьи дни прошли, и лишь отголоски и воспоминания оплакивают его, - так образовался первый заговор. [В это время Барак хаджиб] с родственниками, со свитой и несколькими приближенными из числа бывших сторонников хорезмшаха, например Савандж-маликом (سونج ملک), Санкар-маликом (سنکر ملک), Келар-маликом (کلر ملک) и некоторыми другими прибыли в Керман по пути в Хинд и Лахор к султану Шамс ад-Дину Ил-Тутмышу падишаху Дели, который был также из кара-китаев. В это время правителем был Шоджа ад-Дин Абу ал-Касым, который ведомый алчностью к кара-китаям, собрал войско против них» [Kermani, 1328/1949, s. 22-23]. В этом отрывке из «Симт ал-ʻУла», безусловно, вызывает вопросы указание на то, что правитель Делийского султаната, Шамс ад-Дин Ил-Тутмыш был также кара-китайского происхождения, однако его мы постарались рассмотреть в более раннем исследовании, а здесь обратим внимание на то, что Насир ад-Дин Мунши Кермани еще раз подчеркивает тот факт, что сам Барак был кара-китаем и его окружение состояло из них. Что касается последних, то стоит подчеркнуть, что имена эмиров, сопровождавших в этом путешествии Барака, в тексте «Симт ал-ʻУла» совпадают с теми именами, которые приводит более поздний Мухаммад ибн Ибрахим, чье сообщение было приведено выше [Mohammad ibn Ibrahim, 1886, s. 201]. Таким образом, перед нами лишнее доказательство того, что этот мусульманский историк был знаком с текстом «Симт ал-ʻУла» и, возможно, именно из него почерпнул не только эти сведения, но и информацию из более раннего «ʻИкд ал-ʻула» Афзал ад-Дина Кермани, чьим продолжением, как мы уже отмечали и был труд Насир ад-Дин Мунши Кермани. Впрочем, нельзя исключать и того варианта, что Мухаммад ибн Ибрахим мог обращаться к обоим этим памятникам по отдельности и заимствовать таким образом сведения из них. Издатель сочинения Мухаммада ибн Ибрахима, М.Т. Хаутсма, которому были хорошо известны эти примеры «локальной истории» Кермана, как ранние, так и поздние, тем не менее не указывает на наличие прямой связи между этими тремя сочинениями [Mohammad ibn Ibrahim, 1886, s. XI-XIII], однако приведенные выше цитаты свидетельствуют о вероятности такой историографической преемственности.
7 Приведем еще одну любопытную цитату из сочинения Мухаммада ибн Ибрахима, которая может свидетельствовать в пользу выдвинутого предположения. «Когда они (Барак и его свита – ДТ) достигли [крепости] Джируфт, малик Шуджа ад-Дин Зузани по причине низменной алчности охватившей его к имуществу кара-китаев, из города Джувашир войско к Джируфту направил» [Mohammad ibn Ibrahim, 1886, s. 201]. Как видно и в этой цитате заметно влияние на сочинение Мухаммада ибн Ибрахима информации из «Симт ал-ʻУла». Впрочем, дальнейшие описание биографии Барака в более позднем памятнике обрывается на описание прихода в Керман Джалал ад-Дина Манкбурны, а затем – о полном захвате этих земель Бараком, что также соответствует рассказу Насир ад-Дина Мунши Кермани [Mohammad ibn Ibrahim, 1886, s. 201]. Однако о более поздних событиях и о конце правления Барака в Кермане, о чем подробно пишет последний, Мухаммад ибн Ибрахим не сообщает ничего [Mohammad ibn Ibrahim, 1886, s. 201]. В свою очередь Муʻин ад-Дин Натанзи приводит о правлении хаджиба Барака в Кермане в конце 1220-х – начале 1230-х гг. следующие сведения. «Барак хаджиб немедленно отправил послов с большими подношениями и дарами ко двору Багдадского халифа, а затем к Чингиз-хану для того, чтобы в двух этих странах иметь союзников. От Святого двора Халифа он получил лакаб Кутлуг-султана и от дивана Чингиз-хана он также получил лакаб Кутлуг-хана. И с праведным сердцем и милостью и непоколебимо одиннадцать лет управлял Керманом. Как было сказано выше люди той земли заслуживающие доверия в тени справедливости его обретали процветание духовное и спокойствие сердца. Затем в благословенный шестьсот тридцатый год был призван Аллахом к Нему. Он имел четырех дочерей, которых при своей жизни выдал замуж за четырех падишахов. Старшую из них, Сунадж-Теркан (سونخ ترکان), отдал Чингиз-хану для Джагатай-хана; и другую, Йагут-Теркан (یاقوت ترکان), выдал замуж за атабека Кутб ад-Дина Махмуд-шаха Йезди; и Марийам-Теркан (مریم ترکان) - за Махи ад-Дина эмира области Йезда; и Хан-Теркан (خان ترکان) выдал замуж за племянника упомянутого Кутб ад-Дина» [Naṭanzī, 1336/1957, s. 22]. У Насир ад-Дина Мунши Кермани в конце описания биографии хаджиба Барака можно найти следующее важное для нас сообщение. «Под его властью Керман был пятнадцать лет. У него было четыре дочери: старшая из них, Сунадж-Теркан (سونخ ترکان), стала невестой падишаха Орды Чагатай-хана; Йагут-Теркан (یاقوت ترکان) была выдана замуж за Кутб ад-Дунийа ва ад-Дина Махмуд Шаха, атабека Йезда; Хан-Теркан (خان ترکان) стала женой его племянника Кутб ад-Дина султана; Марьям-Теркан (مریم ترکان) вышла замуж за Мохийю ад-Дина эмира области Йезда, внука атабека Йезда» [Kermani, 1328/1949, s. 25-26]. Как видно из этого отрывка, сообщения более раннего Насир ад-Дина Мунши Кермани полностью совпадает с рассказом более позднего автора - Муʻин ад-Дина Натанзи. Можно предположить, что в той части своего сочинения, которая касалась атабеков Кермана в целом и основателя этой династии, хаджиба Барака, и этот автор, и более поздний Мухаммад ибн Ибрахим обращались к тексту именно «Симт ал-ʻУла» Насир ад-Дина Мунши Кермани. Однако можно ли считать именно этого автора основоположником традиции, которая была названа нами «поздней кара-китайской историографией»?
8 Можно было бы предположить, что основой для рассказа о хаджибе Бараке в «Симт ал-ʻУла» мог стать упомянутый выше труд «Тарих-и Джахан-гошай» Джувейни, однако этот автор не приводит сведений относительно брачных союзов между новой династией атабеков Кермана и соседними правителями, как это делают поздние мусульманские историки [Ta'ríkh-i-Jahán-gushá, 1916, s. 212-213]. Справедливости ради стоит отметить, что в его тексте указывается, пусть и косвенно, что во время неудачного бегства Барака в Индию, которое закончилось для него благополучно в землях Кермана, в его свиту входили кара-китаи, то есть слабые параллели с сочинением Насир ад-Дина Мунши Кермани можно проследить, однако поздний период управления Кермана Бараком описан у Джувейни иначе. «Когда он достиг крепостей Джируфта и Камади, молодежь крепости Джувашир подстрекала Шуджу ад-Дина Абу ал-Касыма подкараулить и напасть на него и захватить рабов хитаи» [Ta'ríkh-i-Jahán-gushá, 1916, s. 212]. В данном случае Шуджа ад-Дин и его окружение хочет захватить кара-китаев из окружения Барака и сделать их рабами, в то время как в приведенных выше текстах речь об их имуществе. Впрочем, помимо этого отрывка и указания на принадлежность самого Барака к кара-китаям, параллели между текстом Джувейни и более поздними мусульманскими памятниками, обозначенными в этой статье заканчиваются. Еще более ранний и хорошо осведомленный в отношении биографии Джалал ад-Дина Манкбурны его личный секретарь, Шихаб ад-Дин Мухаммад ан-Насави, хоть и упоминает о кара-китайском происхождении хаджиба Барака, но ничего не сообщает ни о его противостоянии с Шуджой ад-Дином, ни о кара-китайском окружении нового владетеля Кермана [ан-Насави, 1973, c. 139-140]. Впрочем, и поздний период правления Барака описан в «Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны» лишь в той части, которая касалась его взаимоотношений с хорезмшахом [ан-Насави, 1973, c. 168-170].
9 В связи со всем вышесказанным необходимо обратиться к еще одному мусульманскому историческому сочинению сравнительно менее известному исследователям, текст которого был впервые опубликован в Иране в 1976 г. [Biran M., 2005, p. 239] под названием «Тарих шахий-е Кара-хитайан-е Керман» [Tarikh shahiy-e, 1355; Tarikh shahiy-e, 1390]. Данный памятник обладает сравнительно небольшой историографией, и, по сути, единственным исследованием его происхождения и связи с другими мусульманскими историческими сочинениями остается пространное введение к нему, которое было написано выдающимся иранским ученым – М. Бастани Паризи [Tarikh shahiy-e, 1390, s. 12-33]. Последний, в частности, отметил тот факт, что невозможно достоверно установить настоящего автора этого сочинения, несмотря на отдельные упоминания об этом памятнике более поздними авторами [Tarikh shahiy-e, 1390, s. 15-16]. Впрочем, для нашего исследования гораздо важнее отметить, что текст «Тарих шахий-е» был написан несколько раньше «Симт ал-ʻУла» Насир ад-Дина Мунши Кермани и, следовательно, гораздо ранее других сочинений по истории «кара-китайской династии» Кермана, упомянутых в этой статье. Об этом сообщает М. Бастани Паризи и подкрепляет эту мысль следующим аргументом: «С нашей точки зрения, окончание составления этого сочинения можно датировать примерно 690/1291 г. В тексте этого памятника есть такая фраза: «…и от диковинных событий, которые произошли в шохуре шестьсот шестьдесят восьмого года, в эпоху правления Кутлуг-Теркен – Аллах просветил ее и благодатью своей отвел ей место на небесах – прошло двадцать два года, как народ Кермана от холода и преступлений избавился, и качество было таким, что…». Эта цитата свидетельствует о том, что автор закончил написание своей книги спустя примерно двадцать два года после тех событий – который связан с Накудрианом7] – иначе говоря, примерно в 690 г.х.» [Tarikh shahiy-e, 1390, s. 18]. Как отмечает М. Бастани Паризи, история Кермана нашла свое отражение в многочисленных исторических сочинениях [Tarikh shahiy-e, 1390, s. 20], среди которых он особо выделяет «ʻИкд ал-ʻула леʼл-маукеф ал-Аʻла» [Tarikh shahiy-e, 1390, s. 20-21]. Однако источников, на которых базировалось само сочинение «Тарих шахий-е», издатель не выделяет, что делает сам памятник еще более интересным для нас [Tarikh shahiy-e, 1390, s. 20-33].
7. Об этом имени см.: [Tarikh shahiy-e, 1390, s. 208, comm. 55
10 Что касается самого текста этого источника, то здесь необходимо выделить несколько любопытных моментов: прежде всего, несмотря на наличие обширного рассказа о биографии хаджиба Барака во введении к изданию «Тарих шахий-е» [Tarikh shahiy-e, 1390, s. 33-37], в рамках самого повествования отдельной главы или раздела, посвященной этой исторической личности нет, а анонимный автор в большей степени сосредоточил свое внимание на более поздних правителях Кермана из династии Кутлуг-ханов, которую Барак основал в этих землях [Tarikh shahiy-e, 1390, s. 109-115]. Данный момент крайне важен для нас, поскольку более поздние авторы такой рассказ помещают в состав собственных текстов, а Муʻин ад-Дин Натанзи и Насир ад-Дина Мунши Кермани, как впрочем и более ранний Джувейни, и вовсе начинают свой рассказ о Кермане с биографии хаджиба Барака [См.: Kermani, 1328/1949, s. 22-23]. Анонимный автор «Тарих шахий-е» все-таки упоминает хаджиба Барака в своем сочинении, однако использует для этого его тронное имя и приводит эти сведения в главе, которая посвящена не ему, а более поздней правительнице Кермана – Кутлуг-теркен [Tarikh shahiy-e, 1390, s. 103-106]. В этом разделе «Тарих шахий-е» мы находим краткий рассказ об одном из эпизодов биографии хорезмийского правителя Гийас ад-Дина Пир-шаха, где важную роль будет играть и хаджиб Барак. «Внезапно пришла весть о том, что султан Джалал ад-Дин вернулся из Фарса и направляется в Исфахан, дабы овладеть султаном Гийас ад-Дином как драгоценным камнем или не просверленной жемчужиной, поэтому чтобы избежать полного уничтожения и конечной гибели он вынужден был бежать, спасся и, покинув те места, в изумлении сказал себе, бейт… И когда он не захотел увидеть свет присутствия брата своего, то его пребывание в Исфахане не могло быть приятным. Решил, что путь в сторону Рея будет самым легким. После долгих раздумий в итоге выбрал именно это направление, поскольку драгоценный жемчуг хотел временно оставить в доме бесподобного шейха Йагане – который в городах Фарса и Ирака благочестием и честностью был известен и прославлен – тайно и скрыто вместе со своей матерью направился в сторону Рея. Когда султан Джалал ад-Дин вместе со своей свитой достиг Исфахана, он стал расспрашивать о судьбе султана Гийас ад-Дина, когда же он выяснил, что тот отправился в Рей, то без войска, свиты, знамен и барабанов, в одиночку за ним отправился, и о том есть неуместный рассказ в «Истории Кермана», в котором нет этой предыстории, а есть в том рассказе упоминание о приходе султана Гийас ад-Дина в Керман и об его убийстве по приказу Кутлуг-султана, в повторении этого нет никакой нужды. В той истории, согласно которой султан Гийас ад-Дин был убит [в Кермане], султан Джалал ад-Дин был занят войной с монгольским войском в областях Азербайджана и Дийарбакра, атабек Кутб ад-Дин Махмуд, шах Йезда, нашел возможность и поддался искушению шайтана раскачать основание его династии, желая таким образом укрепить собственное право и паутину заговора сплел, [слова] хафизов, одаренных милостью Божией, и хранителей [мудрости] и призыв Божьих айатов достиг ушей Йагут-теркен матери ʻАла’ ат-Тавали, и замок, и ключ той сокровищницы в руки разума и мудрости ее передали, чтобы без промедления и как можно скорее к своему отцу, Кутлуг-султану, отправилась. Он в связи с этими обстоятельствами дал предписание и в этой сокровищнице тайну в сердце ее открыл. Подобно молнии и ветру в бурю он подошел к вратам Йезда с армией подобной бегущей воде по склону и огню, сжигающему страх» [Tarikh shahiy-e, 1355, s. 97-98; Tarikh shahiy-e, 1390, s. 104-105].
11 Помимо того, что анонимный автор «Тарих шахий-е» упоминает дочь хаджиба Барака, Йагут-Теркан, которая была женой атабека Йезда, о чем свидетельствуют и более поздние памятники, обращает на себя внимание описание двух версий судьбы хорезмшаха Гийас ад-Дина Пир-шаха. Версия о его убийстве по приказу хаджиба Барака встречается уже в раннем сочинении ан-Насави на фоне и иных версий, которые этот автор описывает не иначе, как «слухи». «Рассказы о конце его жизни различны: одни утверждали, что Барак убил его спустя некоторое время, а другие говорили, что он спасся из заточения в Исфахане и что какие-то женщины, обитавшие в крепости, пожалели его и договорились его спасти. Они собрали для него веревки и спустили его вниз из крепости; он был убит в Исфахане по приказу султана» [ан-Насави, 1973, с. 191]. В более позднем «Тарих-и Джахан-гошай» смерть султана Гийас ад-Дина описывается уже как несомненно дело рук хаджиба Барака и приказ о его умерщвлении был отдан лично им [Ta'ríkh-i-Jahán-gushá, 1916, s. 213-214]. Насир ад-Дин Мунши Кермани также описывает это убийство и напрямую связывает его с хаджибом Бараком, как это делает и Джувейни, да и в целом их рассказ имеет много общего. «Султан Гийас ад-Дин оставался выдающимся [правителем], так что Барак хаджиб просил руки его матери и тот удовлетворил его просьбу. Той зимой Гийас ад-Дин отправился в Нармашир, в середине весны он вернулся в город, и брат Кутлуг-султана, которого тот называл Агур-Маликом (اغور ملک), узнал о намерениях убить Кутлуг-султана. Он посвятил Кутлуг-султана в это коварство. Ночью он подготовил своего брата и приказал своему специальному прислужнику принести меч. Когда настало утро, он пригласил султана Гийас ад-Дина в крепость и убил того выдающегося шаха. Барак хаджиб не простил ошибок молодости и не пожалел ни его министра Карима ал-Шарка, ни его заместителей, ни привратников, ни чиновников султана Гийас ад-Дина. Слуга, гонец и повар тоже познали гнев его» [Kermani, 1328/1949, s. 25]. Еще более любопытным кажется нам тот факт, что в биографии хаджиба Барака у Муʻин ад-Дина Натанзи данное событие не отражено вовсе [Naṭanzī, 1336/1957, s. 23], хотя при этом сам по себе Гийас ад-Дин Пир-шах упоминается неоднократно [Naṭanzī, 1336/1957, s. 20-21]. Об этом убийстве умалчивает и еще более поздний Мухаммад ибн Ибрахим [Mohammad ibn Ibrahim, 1886, s. 201].
12 Анонимный автор «Тарих шахий-е» упоминает в приведенном отрывке, что версия о гибели Гийас ад-Дина взята им из некоей «Истории Кермана», однако более подробных данных об этом сочинении не приводит. Впрочем, гораздо важнее отметить, что в этом сочинении связь между кара-китаями и правителями Кермана подчеркивается не только в рассказе в хаджибе Бараке, как это видно из текстов более поздних авторов. В частности, описывая биографию правительницы Кермана, Кутлуг-теркен, анонимный автор сообщает следующее: «Бабушка Кутлуг-Теркен была из народа Хитаи и ее называли «Халял-хатун» (حلال خاتون), и в самом начале шестисотых годов хиджры, когда султан ʻАла’ ад-Дин Мухаммад [ибн] Текиш свои войска постоянно отправлял в области Мавераннахра и Туркестана и его великие победы и его величие распространились и на эти земли; и каждый год рассвет за рассветом удача улыбалась ему и эмиры и главы многочисленных племен в руки завоевателя и в кандалы и в плен к нему попали; в том хаосе и захвате и насилии и грабежах и разбое сыновья и дочери многих тюркских племен и родов попадали в руки торговцев, а она на тот момент была детском возрасте» [Tarikh shahiy-e, 1355, s. 103-104]. Как видно из этого фрагмента анонимный автор упоминает «хитаи» вместо «кара-китаи», что соответствует более ранней историографической традиции. Кроме того, само название анонимного сочинения, вероятно, не является авторским, поскольку в самом тексте он всегда называет их только «хитаи», а в заголовке речь идет об «Истории кара-китайских правителей Кермана». Впрочем, гораздо важнее отметить не столько проблему этнонимов в составе данного исторического сочинения, сколько само указание на то, что еще один правитель, а точнее правительница, Кермана была кара-китайского происхождения. У более поздних мусульманских авторов, которых мы упомянули в этой статье, указание на это обстоятельство биографии Кутлуг-Теркен есть только в труде Насир ад-Дина Мунши Кермани, однако его рассказ не соотносится с тем, что пишет по этому поводу анонимный автор «Тарих шахий-е» [См.: Kermani, 1328/1949, s. 37-38]. Мухаммад ибн Ибрахим вообще ничего по этому поводу не сообщает [Mohammad ibn Ibrahim, 1886, s. 201], а Муʻин ад-Дин Натанзи, хоть и приводит весьма интересный рассказ о Кутлуг-Теркен, ничего не пишет относительно ее происхождения и связи с кара-китаями [Naṭanzī, 1336/1957, s. 23-25].
13 Подводя итоги, хотелось бы отметить, что авторы сочинений, включенных нами в состав «поздней кара-китайской историографии» прежде всего, формируют преемственность между династией Кутлуг-ханидов в Кермане и ее основателем хаджибом Бараком и кара-китайскими правителями Центральной Азии. С нашей точки зрения, чем-то подобным занимались хорезмшахи ʻАла’ ад-Дин Текиш (1172–1200) и ʻАла’ ад-Дин Мухаммад, когда пытались связать собственную династию с Сельджукидами Хорасана. Однако оба этих правителя использовали иные средства и их действия носили целиком и полностью политический характер. В нашем случае мы имеем дело с историографическим феноменом, который требует дополнительного осмысления и первый шаг к этому мы постарались сделать в рамках данной статьи. Несомненно, уже ранние авторы, Джувейни и ан-Насави, указывали на хаджиба Барака, как на выходца из состава кара-китайской элиты, который сумел сделать себе карьеру на хорезмийской службе, а затем в эпоху монгольского нашествия захватить власть в Кермане и передать власть над этими землями своим потомкам. Более поздние авторы, прежде всего, Насир ад-Дин Мунши Кермани привнесли много нового в описание биографии Барака и еще более ярко подчеркнули то, что и он, и его потомки формируют именно «кара-китайскую династию» в Кермане, что, с нашей точки зрения, было необходимо для легитимации их власти, поскольку биография основателя династии и его приход к власти в этих землях мог быть выставлен по понятным причинам в негативном свете. Последнее могло быть связано и с противодействием Барака хорезмшаху Джалал ад-Дину Манкбурны, и с убийством его брата, Гийас ад-Дина Пир-шаха, и с весьма неоднозначными отношениями между Бараком и монгольскими завоевателями. Впрочем, сами авторы настойчиво формирующие «кара-китайское происхождение» указанной династии, могли иметь и чисто меркантильный интерес, хотя последнее требует, несомненно, более существенной аргументации.
14 В отношении приведенных в этой статье мусульманских исторических сочинений, формирующих «позднюю кара-китайскую историографию», то связи между ними требуют дополнительного изучения: вполне очевидной она выглядит лишь между текстами Насир ад-Дина Мунши Кермани и Муʻин ад-Дина Натанзи в том разделе сочинения последнего, где он пишет об атабеках Кермана. Рассказ Мухаммада ибн Ибрахима по этому поводу настолько краток, что сложно проследить, за редким исключением, связи между его сочинением и более ранними памятниками. Отдельно стоит выделить анонимный труд «Тарих шахий-е Кара-хитайан-е Керман», который и по своей структуре, и особенностям содержания стоит особняком в цепочке этих исторических источников: несмотря на то, что определенные параллели между ним и сочинением Насир ад-Дина Мунши Кермани провести можно, окончательное доказательство связи между ними требует проведения дополнительного исследования текстов обоих памятников. Что же касается «Симт ал-ʻУла», то, несмотря на определенные сходные сюжеты с «Тарих-и Джахан-гошай» Джувейни в остальном Насир ад-Дин Мунши Кермани ориентировался не на этот памятник: либо он черпал свои сведения из какого-то неизвестного на данный источника, либо его описание династии атабеков Кермана представляют собой полностью авторский нарратив. Надеемся, что дальнейшее изучение «Симт ал-ʻУла» и «Тарих шахий-е» помогут найти ответы на столь важные вопросы, касающиеся эволюции мусульманской историографии Кермана в монгольский период.

References

1. Ibn al-Athir. “Al-Kamil fi-t-Tarikh” “Full arch of history”. Selected passages. Transl. by P.G. Bulgakova, SH.S. Kamoliddina. Tashkent: Uzbekistan, 2006 (in Russian)

2. Bartol'd V.V. Turkestan during the Mongol invasion. Bartol'd V.V. Works. Moscow: Nauka, 1963. (in Russian)

3. Baskakov I.D., Timokhin D.M. Biography of khajeb Barak in the composition of Nasir al-Din Munshi Kermani. Bulletin of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences. 2022. 1(19). Pp. 81-93 (in Russian)

4. an-Nasawi Shihab ad-Din Muhammad. The biography of Sultan Jalal al-Din Mankburny. Trans., preface, commentary, notes and indexes Z.M. Buniyatov. Baku: Elm, 1973. (in Russian)

5. Timokhin D.M. ‘Ala’ ad-Din Muhammad and the Rise of the Khorezm state: 1200-1220. Moscow: Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, 2019. (in Russian)

6. Timokhin D.M. Review of 12th-century Arab-Persian sources on the history of Khorezm: features of structure and content. Vostok (Oriens). 2021(1). Vol. 2. Pp. 45-56 (in Russian)

7. Timokhin D.M. Review of Arab-Persian sources of the pre-Mongol period on the history of the Karakitai state: features of structure and content. East. Afro-Asian Societies: History and Modernity. 2021(2). Vol. 6. Pp. 250-261 (in Russian)

8. Pikov G.G. Western Qidan. Novosibirsk: Novosibirsk Publishing House. un-ta, 1989 (in Russian)

9. Sadr ad-Din ‘Ali al-Husajni. Ahbar ad-Daulat as-Seldzhukijja (Zubdat at-tavarih fi ahbar al-umara va-l-muluk as-seldzhukijja) («Reports on the Seljuk state». «The cream of Chronicles, telling about the Seljuk emirs, and the lords»). Transl. by Z.M. Buniyatov. M.: Vostochnaya literatura, 1980 (in Russian)

10. Bāstānī Pārīzī M.E. AFŻAL-AL-DĪN KERMĀNĪ. Encyclopædia Iranica. London: Routledge & Kegan Paul, 1985. Vol. I, Fasc. 6. P. 599. http://www.iranicaonline.org/articles/afzal-al-din-kermani-abu-hamed-ahmad-b.

11. Biran M. The Qara Khitai Empire in Eurasian History: Between China and the Islamic World. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

12. Cahen Cl. The Historiography of the Seljuqid period. Cahen Cl. Les peoples musulmans dans l’histoire medieval. Damas: Presses de l’Ifpo, 1977. Pp. 37–63.

13. Doerfer G. Türkische und mongolische Elemente im Neupersischen unter besonderer Berücksichtigung älterer neupersischer Geschichtsquellen vor allem der Mongolen- und Timuridenzeit. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1965. Bd. II. Turkische Elemente im Neupersischen alif bis ta.

14. A History of Persian Literature. Vol. X. Persian Historiography. Ch. Mellvile (ed.). London, New York: I.B. Tauris, 2012.

15. Afẓal al-Dīn Kermānī. Ketab-e ʿEqd al-ʿolā le’l-mawqef al-aʿlā / Ed. by Bastani Parizi. Tehran: Rouzbehan, 1977. (in Persian)

16. Kermani Nasir ad-Din Munshi. Simt al-‘ulii li’l-hadra al-‘ulya. Ed. I. ‘Abbas. Tehran: Sherkat Sahami Chap, 1328/1949. (in Persian)

17. Mohammad ibn Ibrahim. Tavvarih-e al-e saljouk. Recueil de textes relatifs a l'histoire des seldjoucides. M.Th. Houtsma (ed.). Vol. I. Leiden: E.J. Brill, 1886. (in Persian)

18. Muʻīn al-Dīn Naṭanzī. Extraits du Muntakhab al-Tavarikh-i Mu’ini (Anonyme d’Iskandar). Aubin J. (ed.). Tehran, 1336/1957. (in Persian)

19. Ravandi Mohammad. Rahat as-sudur va ayat as-sorur, ed. by Mohammad Iqbal. Leiden; London: Luzac & Co., 1921. (in Persian)

20. Ta'ríkh-i-Jahán-gushá of 'Alá'u d-Dín 'Aṭa Malik-i Juwayní (composed in A.H. 658 = A.D. 1260). Ed. by Qazvīnī, Muḥammad. Leyden, E.J. Brill; London, Luzac & Co., 1916. (in Persian)

21. Tarikh shahiy-e Kara-Khitayan-e Kerman / Ed. By M. Bastani Parizi. Tehran: Bonyad Farhange Iran, 1355. (in Persian)

22. Tarikh shahiy-e Kara-Khitayan-e Kerman / Ed. By M. Bastani Parizi. Isfahan: Ghaemiyeh, 1390 (in Persian)

Comments

No posts found

Write a review
Translate