Olga Pavlovna Vecherina (30.05.1960 – 02.05.2023)
Table of contents
Share
QR
Metrics
Olga Pavlovna Vecherina (30.05.1960 – 02.05.2023)
Annotation
PII
S086919080025943-4-1
Publication type
Personal
Status
Published
Authors
Ruzana Pskhu 
Affiliation: Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN)
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
278-280
Abstract

 

 

 

Received
08.06.2023
Date of publication
29.08.2023
Number of purchasers
14
Views
76
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 200 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2023
1

2 ОЛЬГА ПАВЛОВНА ВЕЧЕРИНА (30.05.1960 – 02.05.2023)
3 С глубоким прискорбием извещаем о кончине чудного человека, уникального учёного-тамилиста, автора книги «Шива и его бхакты», автора переводов с тамильского языка текстов тамильской классической литературы, члена-корреспондента РАЕН, вице-президента НП «Национальная организация медиаторов», главного редактора электронного научного журнала «Вестник ФИМ» – Ольги Павловны Вечериной. Ольга Павловна родилась в г. Ленск Якутской АССР в семье журналиста и преподавательницы. В 1981 году окончила Московское художественное училище памяти 1905 года, в 1990 г. окончила МГУ им. М.В. Ломоносова (1990), защитив дипломную работу «Бронзовая скульптура эпохи Чолов (формирование шиваитского канона)» (рук. Е.А.Сердюк), а в 1998 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Ювелирный бизнес в Индии: зарождение и этапы развития» под руководством д.и.н., проф. В.В. Черновской. Ольга Павловна постоянно совершенствовала свои навыки, стремилась к новым знаниям. Работая переписчиком секции тамили индийской редакции издательства «Прогресс», она в 1985 году начала изучение тамильского языка у Александра Михайловича Дубянского (1941-2020), единственного на тот момент академического исследователя-тамилиста и преподавателя тамильского языка (ИСАА МГУ). Это стало поворотным моментом в ее жизни, после чего Ольга Павловна вплотную начала заниматься Южной Индией - в этом же году она начала изучать санскрит у Алексея Алексеевича Вигасина. Увлечение Индией не мешало ей расширять свои знания и в других областях гуманитарной науки. К слову сказать, в 2020 г. она получила степень магистра по специальности культурно-историческая психология. В 1991 году Ольга Павловна стала соискателем в ИСАА, научным руководителем формально был утвержден академик РАН Г.М. Бонгард-Левин, неформальным и реальным руководителем стал А.М. Дубянский. Тема диссертации «Тамильский царь: идеал и реальность». В силу обстоятельств Ольга Павловна была вынуждена сменить тему диссертации. Работала в издательстве «Прогресс», ГРВЛ «Наука», научным сотрудником в МГУ (2002-2014 гг.), научным редактором (1987-2023), аналитиком мирового алмазного рынка (1996-2014), старшим научным сотрудником научной лаборатории «Центра исследования философии и религии «Пурушоттама» РУДН (2021-2023), доцентом кафедры медиации в социальной сфере факультета «Юридическая психология» МГППУ (2016-2023) и др. Сфера научных интересов Ольги Павловны охватывала тамильский шиваизм, экстатические практики бхакти и др. Она разработала и прочитала в ряде вузов (ИСАА МГУ, РУДН и др.) несколько авторских курсов таких, как «История искусства Востока», «Искусство доисламской Индии», «Мировой рынок драгоценностей» и др. На протяжении многих лет Ольга Павловна была участницей тамильского семинара (РГГУ), организованного А.М. Дубянским и представлявшего собой медленное чтение и перевод текстов тамильской классической литературы. Ольга Павловна была постоянной участницей индологических конференций «Зографские чтения», «Рериховские чтения» и мн.др. В 2021 г. Ольга Павловна приступила к написанию докторской диссертации (РУДН) по тамильской шайва-сиддханте.
4 Ею осуществлены перевод исследовательской статьи классика мировой тамилистики Дж. У. Поупа (1900) о роли и значении Маниккавасахара и системе философии шайва-сиддханты, в которую автор инкорпорировал свой перевод и комментарий к трактату «Тируварутпайян» Умапати Шивачарьи — одному из ключевых для понимания этой школы, перевод тамильского трактата, входящего в канон шайва-сиддханты «Тирукалиттруппадияр» (100 катренов), перевод первой части тамильского трактата канона шайва-сиддханты «Сиваньяна ситтияр» (300 катренов) и мн.др.
5 В 2022 году вышел сборник статей Ольги Павловны «Шива и его бхакты» (М.: Садра, 2022. – 384 с.), в который вошли работы последнего десятилетия, посвященные двум основным направлениям исследований автора: тамильскому религиозно-мистическому течению шайва-бхакти (анализ формирования канонического корпуса текстов «Панниру тирумурей», проблем изменения иерархии бхактов внутри канона в контексте развития шиваизма и чольской государственности, особенностей репрезентации телесности и измененных состояний сознания преданных) и развитию тамилистики в СССР, России и за рубежом.
6 Ольга Павловна была необыкновенно чутким, добрым, мудрым и спокойным человеком. Ее благородство, скромность и ответственность создавали благоприятную рабочую атмосферу в коллективе. Обладая сильной творческой натурой, она умела ее скрывать, при этом не подавляя себя, а как бы отступая немного назад, чтобы другой человек мог себя проявить. Ольга Павловна отличалась редким сочетанием человеческих качеств: отличное чувство юмора, смелость, наблюдательность, порядочность, дипломатичность и немногословность. И как особый талант следует отметить умение Ольги Павловны дружить. Это был настоящий друг.
7 Уход Ольги Павловны – это непоправимый урон отечественной тамилистике, которая так и не оправилась после кончины Александра Михайловича Дубянского.
8 Коллеги и ученики Ольги Павловны будут всегда помнить этого светлого и чудного человека. Светлая память!
9 Р.В. ПСХУ

Comments

No posts found

Write a review
Translate