Calendar and astronomical knowledge of the inhabitants of the Yagnob river valley
Table of contents
Share
QR
Metrics
Calendar and astronomical knowledge of the inhabitants of the Yagnob river valley
Annotation
PII
S086919080025780-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Silemonsho Gulomshoev 
Affiliation: Tajik State Pedagogical University, Dushanbe, Tajikistan
Nadezhda Dubova
Occupation: main scientific researcher
Affiliation: Institute of Ethnology and Anthropology RAS
Address: Frunsenskaya naberezhnaya, 16-1-103
Michael Nickiforov
Affiliation: Moscow State Linguistic University
Address: Russian Federation
Mariia Poliakova
Affiliation: Moscow City Pedagogical University
Address: Russian Federation
Edition
Pages
60-73
Abstract

their historical places of residence. The collected materials show that the returned population knows, on average, less than the residents of non-relocated villages.

Yaghnobis celebrate four traditional calendar holidays. Nawruz is the most famous of them. The answers of the informants testify that in Yaghnob there was no single and fixed date for celebrating of Nawruz. Usually it was celebrated in the interval between March 17 and 21. The date was determined by by the onset by sunrise or sunset near conspicuous stones located on the mountain profile. The holidays of Dzhuft baroron (the first plowing), Sada (beginning of preparation for field work) and Mekhrgon (completion of the harvest) are much less well-known. The last two of mentioned holidays have recently received national status. However, residents most often remember Dzhuft baroron.

 

the local population knows. The phenomena of the visibility of stars are associated with the events of everyday life until now.

 
Keywords
ethnography of Yagnob, folk astronomy, visibility of stars, counting time.
Acknowledgment
This work was supported by the Russian Science Foundation project № 22-18-00529 "Relics of astronomical traditions in the culture of the ancient farmers of Central Asia according to ethnographic data."
Received
18.06.2023
Date of publication
02.07.2023
Number of purchasers
14
Views
153
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 200 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2023
1

Введение

2 До настоящего времени, астрономические представления, традиции и знания населения Средней Азии изучены фрагментарно. Собранные материалы, фиксирующие реликты астрономических знаний, касаются в основном населения Припамирья, что нашло отражение в работах [Рахимов, 1957], [Андреев, 1958], [Кисляков, Писарчик, 1966], [Мухиддинов, 1975, 1986], [Джахонов, 1989] и др. исследователей. Имеются также отдельные сведения по Восточной Бухаре [Холов, Каюмова, 2013]. Аналогичные сведения по соседним территориям не известны. Да и имеющиеся данные не являются достаточно полными. Рекогносцировочные поездки в разные регионы Таджикистана показали, что собранные ранее данные можно дополнить новой информацией.
3 В 2022 г. было совершено несколько полевых выездов в Таджикистан для целенаправленного сбора информации о сохранности астрономических представлений у жителей. В данной статье приводятся результаты изучения данного вопроса в населенных пунктах по течению р. Ягноб. В процессе проведения исследования, были получены интересные этнографические данные, которые существенно дополняют и уточняют ранее известные. Мы сочли возможным также привести их здесь.
4 До настоящего времени, единственным исследованием, где в какой-то мере отражены подобные сведения по этому региону, является монография М.С. Андреева «Материалы по этнографии Ягноба (записи 1927-1928 гг.)», изданная под редакций А.К. Писарчик в 1970 г. При этом, информации календарно-астрономического характера в работе очень мало. Из всех праздников подробно описан только Навруз [Андреев, 1970, с. 158] и связанные с ним обычаи, а космологические представления сводятся к обсуждению народных представлений о связи между небесными явлениями — громом, молнией, падающей звездой, затмениями Солнца или Луны с событиями на земле [Андреев, 1970, с.171-172]. Содержательная часть этой информации значительно уступает тому, что было собрано тем же автором на Памире [Андреев, 1958], где подробно описан счет по телу человека, солнечные азимуты и даже упомянуты некоторые звезды. Этому можно дать единственное объяснение: на Ягноб-дарье М.С. Андреевым была проведена разведка, в ходе которой удалось обнаружить лишь небольшую часть информации. За прошедшие почти сто лет никаких других исследований народных астрономических знаний в этом регионе больше не проводилось.
5

Метод исследования

6

Для сбора информации летом 2022 года была организована экспедиция в ходе которой было опрошено 26 информаторов из 10 кишлаков долины р. Ягноб: Кирёнти, Каше, Нометкон, Думзой, Мархтимайн, Бидев, Хишортоб, Маргеб, Анзоб и Марзич (рис. 1).

7

Рис. 1. Маршрут экспедиции по долине реки Ягноб.

8 Опрос проводился путем личного собеседования с информатором по заранее подготовленной анкете, включавшей 23 базовых вопроса, которые в случае необходимости дополнялись новыми. Перечень вопросов был сформирован на основе уже известных нам знаний о названиях звезд, астеризмов и созвездий, которые были распространены на территории Средней Азии. Эта информация представлена в ряде работ [Бобринской, 1908; Куфтин, 1916; Андреев, 1958; Рахимов, 1957; Таджики Каратегина и Дарваза, 1966; Ниязклычев 1983] и проанализирована в нашем исследовании [Колганова и др., 2016]. Кроме того, в этот список вошел блок вопросов, связанных с праздниками, календарем и счетом времени, наступление которых определяется по астрономическим явлениям. В большинстве случаев опрос дополнялся рекогносцировочными измерениями на местности, когда информатор показывал на профиле гор место восхода Солнца в Навруз или место появления звезды, а мы измеряли азимут и высоту указанной точки. Знание этих параметров в совокупности с датой наблюдения позволяет вычислить точное положение звезды или Солнца для локальных условий, то есть с учетом профиля гор.
9 Моделирование видимости звезды позволяет сравнить результаты вычислений с собранными сведениями и оценить, как точность, так и достоверность информации. Это является очень полезным для фильтрации исходных данных, чтобы исключать из анализа заведомо ошибочные сведения. Например, если результаты расчета достаточно точно совпадают со словесным описанием события, то такие сведения следует считать самыми надежными. Наиболее вероятно, что эта информация является результатом собственного наблюдения. С другой стороны, описание явления может немного отличаться от расчетов, например, звезда появляется в указанном месте на неделю раньше или позже описанного времени. Хотя знающие жители кишлаков умеют ориентироваться по звездам, у них нет надобности определять их точные моменты видимости. Поэтому такие наблюдения тоже следует считать достоверными.
10 Менее достоверными следует считать наблюдения, в которых даты событий отличаются от расчетных на 2-3 недели или ошибка азимута появления звезды превышает 15-20 градусов. Можно предположить, что эти сведения являются не результатом личного наблюдения, а неким пересказом чужих знаний, например, от родственников или знакомых. Они могут быть верны для соседнего кишлака с другим горным профилем. Подобные сведения тоже следует учитывать, если они в целом соответствуют данным других информаторов.
11 Наконец, могут быть наблюдения, которые даже грубо не соответствуют модельным расчетам. Например, определенная звезда не может находиться на данном азимуте, или дата наблюдения имеет ошибку больше месяца, которая не может быть объяснена вариацией формы горного профиля. Такие данные следует признать недостоверными, и они были исключены из дальнейшего анализа.
12

Особенности заселения долины р. Ягноб

13 Река Ягноб является правым притоком р. Фандарья, в свою очередь впадающей в Зеравшан, и протекает в довольно узком ущелье, протянувшемся примерно на 100 км с востока на запад на высоте от от 1800 до 2800 м над уровнем моря. Население этого ущелья говорит на своеобразном восточноиранском языке, отличающемся от таджикского основного населения страны и, по мнению, лингвистов, являющемся реликтом согдийского [Лурье, 2016. С. 113]. В 1970—1971 годах жители Ягноба подверглись депортации: в целях освоения ранее не засевавшихся хлопком территорий и облегчения снабжения населения, ранее проживавшего в высокогорье, власти ТССР организовали принудительное переселение всех жителей в Зафаробад, Варзоб и Зукан. Ягнобцы не хотели никуда переезжать и оказывали переселению сопротивление. По словам местных жителей, выселение осуществлялось на вертолетах, поскольку дороги в основную часть долины представляла труднопроходимые тропы, по которой автомобиль проехать не сможет. В результате этой акции долина реки Ягноб протяженностью около 40 км практически полностью опустела. На новых равнинных территориях ягнобцы, жившие в течение многих поколений в суровых условиях высокогорья, стали значительно чаще болеть, значительно увеличилась смертность, и уже через пару десятилетий они начали без разрешения возвращаться в свои родные кишлаки в горах.
14 В постсоветское время государство больше не препятствовало возвращению ягнобцев на их исконные земли, и эта территория опять стала значительно более освоенной. Вдоль реки была проложена грунтовая дорога, по которой можно проехать на внедорожнике с мая по ноябрь. В 2019 году президент Таджикистана Эмомали Рахмон подписал постановление о создании национального природного парка «Ягноб». По словам директора парка Н.Е. Каримова, до 1970 г. на территории от кишлака Хишартоб до кишлака Кирёнти проживало свыше 700 семей, а в настоящее время здесь живет всего около 70 тысяч человек. В типичном кишлаке из зоны выселения (например, Бидев, Думзой, Нометкон или Каше) живет от 2 до 8 семей в то время как каждый из кишлаков, не попавших в программу перемещения (Марзич, Анзоб и Маргеб), насчитывает порядка двух сотен домов. Заметим, что кишлак Маргеб считается «вратами» Ягноба, а собственно Ягноб начинается за ним. Иными словами, жители «настоящего» Ягноба были в советское время переселены, а позже вернулись лишь частично.
15 Депортация ягнобцев оказала весьма существенное влияние на знание народных обычаев и традиций. Собеседование показало достаточно очевидную закономерность - жители переселенных кишлаков знают существенно меньше, чем жители кишлаков, не попавших под выселение, что видно и по числу вопросов, на которые были получены ответы, и по объему ответов. Это лишний раз доказывает, что знания и традиции, вырванные из бытового контекста, быстро теряются.
16

Праздники и календарь. Навруз.

17 Среди ягнобцев основными и наиболее известными праздниками являются Навруз, Рамазан и Курбан. Рамазан и Курбан — обще мусульманские религиозные праздники, то Навруз надо отнести к местным, народным. Поэтому каждый житель кишлака может рассказать, когда и как он отмечается. В табл. 1 приведены сводные сведения календарно-астрономического характера, которые относятся к определению дня Навруза.
18 Празднование Навруза в Средней Азии достаточно часто упоминается в большом числе работ. Что же касается территории Таджикистана, традиции, связанные с Наврузом, описаны в нескольких разделах обобщающей книги [«Таджики», 2016], а также в публикации М. Шовалиевой [Шовалиева, 1975]. Конкретно памирским обычаям посвящены несколько страниц работы М.С. Андреева [Андреев, 1958, с. 329-331]. Он связывается с окончанием зимы, с началом сельскохозяйственных работ и новым годом. Именно поэтому к празднованию Навруза готовятся заранее, делают уборку, выбрасывают битую посуду, стирают одежду, белят стены домов известью или мелом, готовят специальные угощения для стола (И-6, И-12, И-22, И-26)1. Обязательными блюдами являются пшеничная каша без мяса и долда – тоже пшеничная каша, только приготовленная на мясном бульоне из головы и копыт. Помимо этого готовили молочный рис, шурпо, суманак, халву, кульчу, озук2 (И-12, 18, 22, 23). Праздновали Навруз все вместе в одном доме, поэтому заранее договаривались, что кому готовить (И-18). В к. Думзой готовили специальное блюдо чанголи — молоко с лепешкой и маслом — и кумоч, разновидность хлеба. Распахивали круг земли, который по-ягнобски называется канори и устраивали застолье внутри этого круга, а не в доме (И-11).
1. И-1, И-2 и др. обозначает информаторов, данные которых приведены в Приложении 1.

2. Описание блюд таджикской кухни подробно даны в упоминавшейся коллективной монографии «Таджики» [Таджики 2016, с. 434-458], а также в работе М. Шовалиевой [Шовалиева. 2015].
19 Вовремя Навруза весь кишлак собирается на игры, танцы и пение (И-21). Для детей устраивали игры, а женщины катались на качелях (И-25), но больше всего развлечений было для мужчин. Это соревнования по вольной борьбе (гуштин гири) (И-18), скачки на лошадях и ишаках (И-25). Для молодых людей существовала игра «бускаши». Суть игры состоит в том, что козе отрезают голову и бросают ее десяти всадникам. Для победы нужно поймать козью голову, а затем забросить ее в яму-ворота (И-25). Кроме того, публика развлекалась петушиными боями и боями куропаток (И-18).
20 Информаторы подчеркивают, что в день Навруза существовал обряд прыгать по три раза через костер (И-9, И-26), который, вероятно, берет свое начало в зороастризме. Интересен также обычай гадать о предстоящем урожае, для чего бросали ложку в окно. Если она упадет вверх дном, то урожай будет плохим и может наступить голод, а если наоборот – урожай будет хорошим (И-9, И-12).
21 Раньше Навруз отмечали как мусульманский Новый год в течение трех дней. В 1-й день все вместе, на 2-й день поздравляли своих родственников. В поздравлении родственников есть разночтения, одни говорят, что подарки дарили (И-25), а другие, что не дарили (И-21). На 3-й – устраивали гуляния и пикники, а некоторые ходили в гости к знакомым. Было принято дарить соседям кульчу (лепешку) (И-21, И-23, И-25) и чашку (И-23).
22 Таблица 1. Календарно-астрономические сведения о Наврузе.
Кишлак Дата в марте Информатор Явление Параметры Дата-Р Ошибка
1 Каше 18 – 22 6; 7
2 Нометкон 18 – 21 10; 11 Заход A = 267, h = 11 31/03 +10
3 Думзой 18 – 21 12 Восход А = 89, h = 7 02/04 +12
Заход A = 249, h = 17 09/03 -9
4 Мархтумайн 18 – 20 9
5 Хишартоб 18 – 21 14-16 Транзит А=198, h = 24 21/12 -
6 Маргеб 16 – 21 17-19 Заход А=240, h = 18 23(26)/02 -19
7 Анзоб 17 – 22 21 Заход А=262, h = 10 21/03 0
8 Марзич 17 – 21 25 Заход А=250, h = 30 01/04 +10
12 – 21 26 Заход А=262, h = 15 28/03 +7
23 Обозначения: «Дата» - дни месяца, когда в кишлаке праздновали Навруз. «Информатор» - порядковый номер информатора, сообщившего эти сведения. Данные информаторов приведены в Приложении 1. «Явление» - по какому событию (восходу или заходу Солнца) фиксировалось наступление Навруза. «Параметры» - измеренные азимут и высота приметного камня, который отмечал Навруз. «Дата-Р» - расчетная дата Навруза, которой соответствуют эти параметры. «Ошибка» - число дней, прошедших от интервала, в котором указан Навруз до расчетной даты. Знак «+» означает, что Солнце вышло на данном азимуте позже Навруза, знак «-» — раньше.
24 Из результатов опроса следует, что раньше в Ягнобе не было единой даты празднования Навруза. День Навруза определялся в каждом кишлаке индивидуально по наблюдению движения Солнца. Для этого на профиле гор выбирали камень, который более-менее соответствовал нужному времени. Это мог быть как определенный выделяющийся среди других камень, у которого было свое название, так и неприметный объект, который легко можно перепутать с такими же другими. В ряде кишлаков нам удалось зафиксировать названия камней: «Ганза» (Нометкон), «Калан сангин» (Мартхтумайн), «Сандунмони» (Маргеб), «Одамаком» (Анзоб). В общей сложности нам показали 8 азимутов, связанных с Наврузом, причем интересно то, что к явлению восхода Солнца относится только один из них, другие шесть азимутов фиксируют момент захода и один транзит (не восход и не заход).
25 Определение дня Навруза по заходу Солнца может показаться неожиданным, поскольку Навруз означает «новый день», а не «новую ночь». Однако, азимуты захода являются сигнальными и предупреждают о приближении Наруза. Например, по словам И-17, когда Солнце заходит за камнем «Сандунмони» (Маргеб), то Навруз будут отмечать через 2-3 дня. Решение о том, когда нужно отмечать Навруз, принимал специальный человек, разбирающийся в счете времени, или мулло. По словам И-26, день празднования объявлялся счастливым днем, а поскольку в качестве счастливого дня обычно выбирались понедельник или четверг, то и Навруз отмечался или в понедельник или в четверг. Заметим, что традиция выбора счастливого дня была упомянута только одним человеком из кишлака Марзич, поэтому нельзя утверждать, что она была распространена во всем Ягнобе.
26

Заметим, что в кишлаках от Хишартоба до Каше Навруз отмечался с 18 марта, а в Маргебе, Анзобе и Марзиче с 16-17 марта, а быть может и раньше. Вероятно это связано с тем, что последние три кишлака расположены на 200-300 метров ниже по долине, и, соответственно климат там более мягкий. Поэтому там раньше приступали к сельскохозяйственным работам и отмечали Навруз. В к. Пискон (И-18) Навруз празднуют 08 марта и это самая ранняя дата из всех, что мы обнаружили в Ягнобе. Очевидно, что она определяется не более теплым климатом, а какими-то другими факторами.

27 Расчетные даты наступления Навруза выходят за указанный информаторами интервал. Единственным исключением является азимут, измеренный в к. Анзоб. Но вероятнее всего, это является удачным совпадением. Дело в том, что для проведения точного расчета необходимо не только знать нужный камень на горном профиле, но и знать место, откуда следует вести наблюдение восхода или захода Солнца. Жители кишлака точно знают, когда отмечают Навруз, и даже могут знать, по какому камню определяют его дату. Но место наблюдения им неизвестно, поскольку дату определяют не они. Например, в кишлаке Маргеб, от места где был опрошен И-17, по азимуту А=240°-260° на расстоянии 2500 м находится гора. Тогда смещение наблюдателя в пределах 250-300 м приведет к изменению азимута до 6-7 градусов, что соответствует погрешности даты в 9 — 14 дней, когда Солнце находится вблизи точки равноденствия. Таким образом, погрешности в датах определяются незнанием места наблюдения за событием восхода или захода.
28 Это предположение подтверждается тем, что мы увидели в к. Хишартоб. Все три информатора показали на вершине горы один и тот же камень, который связан с определением даты Навруза, причем каждый из своего дома. Уникальность этого камня состоит в том, что он представляет собой арку, через которую можно в один из дней наблюдать Солнце, когда оно как бы просвечивает через камень (рис. 2). Это может выглядеть весьма эффектно, а поэтому было замечено многими жителями. Однако, очевидно, что из-за параллактического3 эффекта наблюдать прохождение солнечного луча в один и тот же день из трех мест сразу не получится. Более того, скорее всего подобные наблюдения в календарных целях уже давно не проводятся в силу отсутствия необходимости. Кроме того, расчеты показывают, что на самом деле, луч Солнца проходит сквозь камень около 21 декабря, а поэтому, скорее всего, этот камень служил маркером начала зимней чилли4. Рис. 2. Каменная арка с отверстием в форме прямоугольного треугольника сквозь которую просвечивает Солнце в кишлаке Хишартоб. Таким образом, можно заключить, что опрошенные нами респонденты знают камни, отмечающие день наступающего Навруза, ориентируются, откуда выходит Солнце, но никто из них не проводил собственных наблюдений с целью точного определения его даты.
29 Любопытный обычай мы зафиксировали в к. Марзич, где на склоне одной из гор на территории кишлака находится обломок скалы. Снизу скала выкрошилась и нависает над своим подножием, закрывая его от дождя. Внизу под скалой лежит овальный камень. После того, как под ним убрали небольшой слой песка, мы увидели вогнутую каменную поверхность в форме чаши (рис. 3). С помощью овального камня местные жители на этой поверхности измельчали зерно. Возможно, что изначально это была просто зернотерка, которая находится в удобном месте рядом с домом. Но последнее ее предназначение — это использование для приготовления пшеничной муки для каши, которую готовят во время Навруза.
30

Рис. 3. Зернотерка для приготовления пшеничной каши на Навруз.

31

Другие праздники

32 Помимо уже упомянутых Навруза, Курбана и Рамазана на вопрос «Какие праздники вы знаете?» информаторы назвали еще три: Сада, Джуфт баророн и Мехргон. Причем, если Навруз известен абсолютно всем, то Сада, Джуфт баророн и Мехргон упомянуты всего лишь по 5 раз каждый, причем кто-то назвал их все три сразу, кто-то два, а кто-то только один. С недавнего времени в республике Таджикистан Сада и Мехргон отмечаются официально, что вероятно, увеличило частотность их упоминания. Тем не менее, у нас сложилось впечатление, что информаторы затруднились дать определенный ответ на вопрос «Что вы делаете в этот день?». Наиболее вероятно, эти праздники воспринимаются населением Ягноба как обычные выходные дни.
33 Сада — праздник в самый разгар холодов, когда люди собирались вместе и разжигали костры, чтобы приблизить наступление весеннего тепла. В Ягнобе он отмечается за 50 дней и 50 ночей до Навруза, после окончания зимней чилли, а Мехргон является праздником урожая. В кишлаках Хишартоб (И-16) и Анзоб (И-21) местным названием Мехргона является дос овезон (висячий серп), что символизирует завершение сбора урожая.
34 Праздник Джуфт баророн связывается с первой запашкой земли5. В этот день выбирали двух лучших быков, намазывали им рога маслом (И-6, И-16), впрягали их в плуг и прокладывали борозды (И-6, И-7, И-16). Крупные комья земли разбивали специальным молотком, который назывался хоркан. По словам информаторов из кишлака Каше (И-6, И-7), Джуфт баророн отмечали одновременно с Наврузом, а информаторы из кишлаков Хишартоб (И-16) и Анзоб (И-21) утверждают, что он был после Навруза. Назывался диапазон дат с 01 по 10 апреля (И-16). Дату праздника определяли по движению Солнца (И-16), выбирая подходящий камень на горном профиле. К столу в этот день подавали пшеничную кашу – далду (И-6, И-7, И-17) и ширравган – напиток состоящий из молока (шир) и масла.
5. По записям М.С. Андреева в Язгулеме тоже существует праздник первой запашки, предшествующий Наврузу (Андреев, 1958, с. 330.)
35 Наиболее вероятно, что Джуфт баророн был все же не частью Навруза, а отдельным праздником. Если наступление Нового года все кишлаки отмечали примерно в одно время, то дата первой запашки определялась локальными климатическими условиями. Сначала должен растаять снег и просохнуть земля.
36

Чилля

37 Зимняя большая чилля (чилаи калон) начиналась с 18 по 20 декабря. Большинство информаторов указывает на 18 число (И-9, И-17, И-19, И-22), есть упоминание начала зимней чилли 20-го число (И-16) и есть интервальная оценка с 18 по 20 декабря (И-23). Начало чилли определялось по приметным местам на профиле гор (И-20) и даже по звездам (И-21). В кишлаке Маргеб нам показали места точек касания Солнца с горой, которые соответствуют датам зимнего и летнего солнцестояния. Проверка показала, что расчетные азимуты превышают указанные информатором на 7 градусов каждый. Это говорит о том, что информатор действительно знает, где заходит Солнце, но наблюдать эти азимуты нужно немного с другого места (а не откуда измеряли азимуты мы). Смещение от места наблюдения на 300 метров обеспечит параллакс в 7 градусов.
38 По завершении большой чилли начиналась малая чилля (чилаи хурта), во время которой отмечали упоминавшийся праздник Сада. Не сложно посчитать, что с 18(21) декабря (большая чилля и зимнее солнцестояние) до 18(21) марта (Навруз и весеннее равноденствие) проходит 90 дней. Эти же 90 дней получаются если «сложить» большую чиллю, по окончании которой отмечают Сада, и 50 дней от праздника Сада до Навруза. Однако мы полагаем, что интервал в 90 дней на практике строго не выдерживался, поскольку 4 сезона по 90 дней дают длину года не в 365,25 дней, а в 360. Тогда ошибка в 6,25 дней быстро бы накапливалась. Поэтому как минимум три раза в год (начало зимней чилли, Навруз и начало летней чилли) делали синхронизацию сельскохозяйственного календаря с движением Солнца. Это позволяло, в частности, отмечать Навруз в некотором диапазоне дат, что было удобно.
39 Еще одно интересное свидетельство о малой чилле мы зафиксировали в к. Марзич. Малой чилле соответствует период времени буз куш (убийца козлят). Аналогичное название встречается у М.Р. Рахимова [Рахимов, 1956, с. 156]. В долине р. Обинхингоу он наступал уже после окончания малой чилли и продолжался 18 дней, что вероятно, объясняется отличием климата Обихингоу и Ягноба. Название периода имеет простое объяснение. По словам информатора (И-22), началу февраля соответствуют наиболее сильные морозы, но в это же время начинают рожать козы. Если коза родит слишком поздно, в канун максимальных морозов, то еще неокрепший козленок может погибнуть.
40 Рассмотрим сведения о знания ягнобцев, которые касаются видимости звезд.
41

Звезды

42 Ситораи хунук (холодная звезда) однозначно отождествляется по блеску, направлению восхода и временем появления с самой яркой звездой земного неба Сириусом или α созвездия Большого Пса. Согласно М.Р. Рахимову, Сириус хорошо известен в долине реки Обихингоу под названием «Ситораи хунук» [Рахимов, 1957, с. 156], так же его знают на Дарвазе [Таджики Каратегина и Дарваза, 1966, таблица 3, межстраничная вклейка с. 184-185] и Памире [Никифоров, 2021, с. 744].
43 В Ягнобе Сириус также является наиболее известной из всех звезд. О ней смогли дать сведения 20 из 26 опрошенных информаторов. Интересно, что в 13 случаях из 20 время первого появления звезды приходится на интервал с 10 по 15 августа, что совпадает с расчетной датой гелиакального восхода. Однако из-за того, что во всех местах, где мы побывали, горизонт скрыт горами, высота которых варьирует от 10 до 30 градусов. Поэтому наблюдать появление данной звезды в эти дни не получится. Согласно нашим оценкам, наиболее реальная дата восхода, в зависимости от вариации локальных условий, соответствует концу августа – началу сентября, что совпадает с данными пяти других информаторов (И-8, И-10, И-11, И-12, И-21). Складывается любопытная картина, когда две трети опрошенных, знающих о Сириусе, называют правильную дату ее гелиакального восхода, но при этом сам Сириус в это время остается закрыт горами.
44 Скорее всего знание о времени появления звезды носит легендарный характер. Точно так же, как все знают о времени наступления Навруза, зимней и летней чилли. В прежние времена в каждом кишлаке был свой человек, который занимался наблюдением звезд и солнечных азимутов. Разумно предположить, что он проводил наблюдения на возвышенности, откуда был открыт горизонт, а не в низине или у подножия горы. Поэтому время появления тех или иных звезд знал весь кишлак и это знание передавалось от поколения к поколению.
45 Можно предположить и другое объяснение. В прошлом было замечено, что появление Сириуса синхронно или предшествует похолоданию, откуда он и получил название «ситораи хунук». По прошествии времени, когда дата реального восхода звезды была подзабыта, люди стали рассуждать «в обратную сторону», поменяв местами причину и следствие. То есть, если по собственным ощущениям начало холодать, значит появилась «холодная звезда».
46 Каждому информатору, который знает о ситораи хунук был задан вопрос «что вы делаете, когда появляется холодная звезда?». При этом ответ ничем не ограничивался, то есть не было заранее сформированного списка ответов, из которого нужно было выбрать наиболее правильный, с точки зрения отвечающего. Если информатор пропускал этот вопрос или отвечал что-то другое, то вопрос не переспрашивали. В табл. 2 приведен перечень всех полученных ответов, упорядоченных по частоте упоминания.
47 Таблица. 2. Действия из повседневной жизни, совершаемые после появления Сириуса.
Действие Частота Источник
1 Начинают готовиться к зиме 6 И-11, И-12, И-14, И-19, И-21, И-23
2 Начинают собирать урожай 4 И-5, И-21, И-25, И-26
3 Перегоняют стада ближе к дому 4 И-2, И-5, И-15, И-25
4 Убирают с просушки топак6 4 И-5, И-9, И-15, И-25
5 Перестают поливать растения 2 И-9, И-17
6 Не собирают лекарственные травы 1 И-18
7 Ремонтируют сараи для животных 1 И-25
6. Топак – высушенный коровий навоз, который используется в качестве топлива.
48 В результате опроса было 7 разных вариантов ответов от 14 информаторов, причем самым частым оказался вариант «начинают готовиться к зиме», который является и наиболее общим. Отсюда можно заключить, что Сириус=ситораи хунук был весьма важным звездным маркером. В разных частях неба можно предложить несколько звезд, появление которых предвещает наступление холода, а выбор Сириуса обусловлен его яркостью. Эту звезду умели находить люди, очень слабо разбирающиеся в звездах.
49 Плеяды. (Хафт бародарон, Парми). На земном небе Плеяды представляют собой компактный астеризм в виде небольшого характерного ковшика размером 1°×0.5°, что примерно соответствует двум лунных дискам. Невооруженных глазом в Плеядах можно различить шесть звезд, хотя, согласно народной мифологии, их семь. Согласно сведениям советских этнографов, Плеяды хорошо известны на Дарвазе и в Бадахшане под названием «Парвин» [Рахимов, 1957; Таджики Каратегина и Дарваза, 1966]. В тоже время в таких населенных пунктах как Файзабод, Обигарм и Парвог (Гарм) (И-27, И-28, И-29) Плеяды называют «Хафт бародарон» или «Семь братьев». Мы ожидали нечто подобное обнаружить и в Ягнобе. Однако, фактически мы столкнулись с ситуацией, когда часть информаторов отождествила Хафт бародарон с Плеядами, а другая — с созвездием Большой Медведицы.
50 Созвездие Б. Медведицы состоит из семи ярких звезд, из которых четыре образуют ковш (α, β, γ, δ) и еще три – ручку ковша (ζ, ε, η). На широте Ягноба только η заходит за математический горизонт, но учитывая наличие с севера горного хребта, то в течение ночи созвездие Б. Медведицы может быть невидимо какое-то время. Однако, в отличии от Плеяд, Б. Медведицу можно наблюдать каждую ночь, она может находиться либо в северной части неба, либо в зените, состоит из гораздо более ярких звезд по сравнению с Плеядами и занимает на небе огромное пространство – расстояние от α до η составляет примерно 26 градусов. Используя эти признаки можно понять, когда информатор описывает Б. Медведицу, а когда Плеяды.
51 Информаторы из кишлаков Мархтуйман (И-9) и Думзой (И-12) прямо назвали Хафт бародарон созвездием Б. Медведицы, причем И-9 уточнил, что Хафт бародарон вращается вокруг Полярной звезды, которую он умеет находить и подчеркнул, что она «видна все время». Информатор из к. Маргеб (И-19) утверждает, что Хафт бародарон «постоянно появляется в начале ночи и видны все время». Очевидно, что Б. Медведицу можно отождествить по факту постоянной видимости. Заметим, что знание этого созвездия горными таджиками было установлено еще М.С. Андреевым [Андреев, Половцев, 1911], и вероятно, что название «Большая Медведица» = «Дубби акбар» пришло из арабского языка. Вместе с этим, информаторы из кишлаков Нометкон (И-11), Маргеб (И-17) и Марзич (И-23) утверждают, что Хафт бародарон появляются утром в конце августа-начале сентября, что лучше соответствует Плеядам. Заметим, что Плеяды выходят из-за Солнца примерно 1 июля. Примерно в это время уже должен быть различим их характерный ковшик. Поэтому сообщение об их появлении через два месяца после гелиакального восхода выглядит запоздалым. С другой стороны, Б. Медведица видна каждый день в течение года, а утром в конце августа — начале сентября она находится низко над горизонтом на северо-северо-востоке и вероятнее всего, скрыта горами. Поэтому из этой пары для отождествления с Хафт бародарон лучше всего подходят Плеяды.
52 С другой стороны, четыре информатора из кишлаков Думзой (И-13) и Маргеб (И-18, И-19, И-20) сообщили нам о звездах «Парми», которые выходят примерно в том же самом месте и в то же время, когда появляются Плеяды. Мы попросили (И-20) выложить из курута7 конфигурацию, которая соответствует Парми. Тогда сразу стало понятно, что Парми и есть Плеяды (рис 4). Рис. 4. Выложенные из курута звезды Парми (сверху) и карта астеризма Плеяд (снизу).
53 Таким образом, информатор (И-20) знает Парми = Плеяды, а Хафт бародарон отождествляет с Б. Медведицей. То же самое можно сказать об (И-18), который умеет находить Полярную звезду, созвездие Б. Медведицы и знает о Парми. Поэтому с высокой вероятностью можно предположить, что Парми есть ягнобское название Плеяд. Также несложно заметить, что слова Парми и Парвин достаточно похожи и, возможно, имеют общее происхождение.
54 Что же касается отождествления Хафт бародарон (Семь братьев), то вероятно, зная миф о семи братьях8, люди пытаются найти похожий объект на небе, и для этого выбирают нечто наиболее заметное. Это может быть, как Б. Медведица, так и Плеяды.
8. Миф о семи братьях – семь отроков Эфесских – христианских мучениках, заживо замурованных язычниками в пещере и проспавших там несколько веков. Упоминаются в Коране.
55 Тарозу. Ранее нам уже удалось показать, что Тарозу — это астеризм, состоящий из трех звезд созвездия Ориона, которые образуют его пояс (ζ, ε и δ) (Колганова и др., 2016). Поэтому при работе в Ягнобе перед нами стояла задача минимум, подтвердить это предположение. Но безусловно, значительно лучше было бы прийти к этому выводу независимо от полученных ранее результатов.
56 Про Тарозу нам смогли дать некие сведения 7 информаторов, но только в 5 случаях она несла хоть какую-то полезную информацию. Все пять информаторов проживают в кишлаках Маргеб (И-17, И-18, И-19, И-20) и Марзич (И-22). Они утверждают, что Тарозу состоит из трех звезд, которые находятся на одной прямой, причем одна из звезд является ярче двух других. Это не противоречит отождествлению Тарозу с Поясом Ориона, однако можно предложить и другие варианты, например, звезды β, α и γ созвездия Орла.
57 По словам информатора (И-17), он видит Тарозу утром во второй половине августа – первой половине сентября над определенным деревом. Измеренный азимут А=160° и высота h=45° наблюдения Тарозу в указанном диапазоне времени позволяют подтвердить, что утром 10 сентября над деревом можно видеть пояс Ориона.
58 Однако наиболее интересную информацию сообщил информатор И-18 из к. Маргеб, который сказал, что если через звезды Тарозу провести линию, то она почти упрется в Парми. И действительно, если через звезды Пояса Ориона провести луч, он пройдет чуть ниже Плеяд (рис. 5).
59

Рис. 5. Луч, проведенный через Пояс Ориона проходит рядом с Плеядами.

60 Заметим, что рис. 5 является проекцией сферы на плоскость, поэтому имеет некоторые искажения, и на небе эта картина выглядит немного иначе. Кроме того, между крайними звездами Пояса Ориона угловое расстояние 2°44’, и, если через звезды провести луч и смотреть на Плеяды, которые находятся примерно в 35°, то действительно будет казаться, что все объекты находятся на прямой линии. Таким образом можно уверенно утверждать, что Тарозу это три звезды Пояса Ориона, и в Ягнобе об этом прекрасно знают.
61 Муллосангин. В к. Маргеб нам рассказали (И-18) также о звезде «Муллосангин», появление которой знаменует начало зимней чилли. Описание ее появления представляет собой типичное описание гелиакального восхода. “Муллосангин выходит из-за гор на северо-востоке 13-14 числа перед зимней чиллей. Говорят, что раньше она появлялась точно в начале зимней чилли. В первый день звезда еле-еле различима в течение 2 минут и потом скрывается в лучах Солнца. На второй день звезда видна уже 4 минуты, на третий – 6 минут. Через две недели звезда видна очень хорошо.“ (И-18).
62 Измеренные азимут А=62° и высота появления h =23° звезды позволяют провести расчеты, которые показывают дату 13 декабря. Согласно нашим расчетам, при высоте Солнца под горизонтом H=-0.5° на указанных информатором координатах расположена Вега (α Лиры) А=59°, h = 24°. Следует заметить, что для наблюдения Веги именно 13-14 декабря нужно иметь очень хорошее зрение и знать куда смотреть. Через несколько дней, как раз в канун начала зимней чилли звезду можно будет заметить проще. Тем не менее, следует отметить точность данных информатора.
63 Муллосангин так же известна информаторам И-19 и И-20 из кишлака Маргеб, но неизвестна информаторам из поселений Анзоб (И-21) и Марзич (И-22÷И-26), у которых мы побывали в дальнейшем. Вероятнее всего, Муллосангин — это «звезда одного кишлака», и начало зимней чилли по ней можно определять только в Маргебе, что обусловлено близостью кишлака к высокой горе с восточной стороны. По всей видимости в этом кишлаке когда-то жил мулло, знавший звезды и занимавшийся счетом времени. Он обнаружил на профиле гор камень, над которым в канун зимней чилли появляется какая-то яркая звезда. Жители кишлака назвали этот камень Муллосангин (то есть камень мулло), а потом название камня перешло на безымянную звезду.
64 Заметим, что Вега (α Лиры) является вместе с Арктуром (α Волопаса) самыми яркими звездами северного полушария, и после Сириуса это самая яркая звезда, видимая в Ягнобе. Поэтому ее выбор в календарных целях не вызывает удивления.
65

Легенды

66 Легенда о «Губителе караванов» или о звезде «Корван куш» известна в кишлаках Маргеб (И-17, И-18, И-19) и Анзоб (И-21), то есть в тех поселениях, население которых не подверглось переселению. Суть легенды заключается в том, что в прошлом для определения времени суток использовали звезды и планеты. В частности, появление Венеры являлось предвестником наступления рассвета. Однако, путешественники (караванщики) перепутали Венеру с ложной звездой – «Губителем караванов». В результате караван вышел не вовремя и погиб.
67 Никто из 12 информаторов, которые живут восточнее Маргеба, ничего о Корван куш не сказал. Однако это еще не означает, что эта легенда была неизвестна в других местах Ягноба. Возможно, что ее никто не знал из тех людей, которых мы опросили.
68 Еще один миф или поверье описан в работах И. Мухиддинова (1975, 1986) касается звезды Скорпиона или «Звезды неблагополучия», появление которой приносит людям несчастье и неудачу. Опрос показал, что в Ягнобе никто не слышал об этой звезде и нет никаких похожих представлений, которые с ней можно было бы отождествить.
69 Таким образом, благодаря полевым исследованиям 2022 г. в долине р. Ягноб, были впервые собраны новые сведения об астрономическо-календарных представлениях живущего там населения. Они, безусловно, требуют еще специального осмысления и внимательного сопоставления с данными по другим территориям.
70 Приложение 1. Список информаторов.
71
Ф.И.О. Год рождения Кишлак Долина реки
1 Рахимов Мирзо Усманович 1979 Кирёнти Ягноб
2 Мирзошоев Содек 1951 Маргеб Ягноб
3 Соатов Соат Мирзоевич 1950 Анзоб Ягноб
4 Бабаджанов Гульмахмад 1960 Анзоб Ягноб
5 Нуров Ибрагим 1994 Бидев Ягноб
6 Хафизов Шоди Сабирович 1960 Каше Ягноб
7 Хафизов Абдул Джабар 1940 Каше Ягноб
8 Бобоназаров Мулла Назар 1959 Каше Ягноб
9 Каримов Нияз Ерович 1964 Мархтумайн Ягноб
10 Бобоев Муллобобо 1970 Нометкон Ягноб
11 Авазов Сафарали Алиевич 1960 Нометкон Ягноб
12 Ходоеров Ходоер 1961 Думзой Ягноб
13 Идиев Курбан 1946 Думзой Ягноб
14 Негматов Искандар 1995 Хишартоб Ягноб
15 Муродов Закир 1973 Хишартоб Ягноб
16 Шоев Шарофиддин 1957 Хишартоб Ягноб
17 Мирзоджанов Холмурод 1951 Маргеб Ягноб
18 Алиев Шохназар Рахматшоевич 1960 Маргеб Ягноб
19 Дустбеков Дустмухаммад 1958 Маргеб Ягноб
20 Хозиев Усман Бахрамович 1957 Маргеб Ягноб
21 Сангинов Курбан 1953 Анзоб Ягноб
22 Джаборова Шоиста 1964 Марзич Ягноб
23 Авезова Зулайдо 1939 Марзич Ягноб
24 Бабай (имя не записано) 1932 Марзич Ягноб
25 Умедов Мирзоумад 1967 Марзич Ягноб
26 Туев Туй Рахматуллаевич 1960 Марзич Ягноб
27 Рискизода Шозафар 1963 Парвог Сурхоб
28 Айдар 1974 Обигарм Вахш
29 Шарипов Абдулло 1985 Файзобад Кафирниган

References

1. 1. Andreev M.S. Tajiks of the Hoof Valley (Upper Reaches of the Amudarya River). Comp. and notes by A.K. Pisarchik. Issue II. Stalinabad: Izd-vo AN Tajikskoy SSR, 1958 (in Russian)

2. Andreev M.S. Materials on the Yaghnob Ethnography (records of 1927–1928). Dushanbe: Donish, 1970 (in Russian)

3. Bobrinskoy A.A. Highlanders of the Upper Reaches of the Pyanj (Vakhans and Ishkashims). Moscow: T-vo Skoropech. A.A. Levenson, 1908 (in Russian)

4. Kolganova G.Y., Nickiforov M.G. Stars in the Agricultural Calendar of Tajiks. Ethnographic Review. 2016. No. 6. Pp. 123–135 (in Russian)

5. Kuftin B.A. Calendar and Primitive Astronomy of Kirghiz-Kazaks. Ethnographic Review. 1916. No. 3–4. Pp. 123–150 (in Russian)

6. Mukhiddinov I. Agriculture of the Pamir Tajiks of Vakhan and Ishkashim in the 19th – early 20th Centuries. Moscow: Nauka, 1975 (in Russian)

7. Mukhiddinov I. Pamir Peoples’ Rituals and Customs related to the Cycle of Agricultural Work. Ancient Rituals, Beliefs and Cults of Central Asian Peoples. Ed. by V.N. Basilov. Moscow: Nauka, 1986 (in Russian)

8. Nickiforov M.G. Astronomical Views. Tajiks. “Peoples and Cultures” series. Moscow: Nauka, 2021. Pp. 728–749 (in Russian)

9. Rakhimov M.R. Agriculture of Tajiks from the Khingou River Basin in the Pre-Revolutionary Period. Proceedings of the Institute of History, Archaeology and Ethnography. Vol. 43. Stalinabad: Izd-vo Akad. nauk Tajik. SSR, 1957 (in Russian)

10. Tajiks (“Peoples and Cultures” series). Ed. by N.A. Dubova, N.K. Ubaydullo, Z.M. Madamidzhonova. Moscow: Nauka, 2021 (in Russian)

11. Tajiks of Karategin and Darvaz. Ed. by N.A. Kislyakov, A.K. Pisarchik. Dushanbe: Donish, 1966 (in Russian)

12. Shovalieva M. History of the Culinary Culture of the Tajik People. Dushanbe: Chophonai Donish, 2015 (in Russian)

Comments

No posts found

Write a review
Translate