Shabtis of the XXIst Dynasty in the Collection of the National Museum of the Republic of Tatarstan
Shabtis of the XXIst Dynasty in the Collection of the National Museum of the Republic of Tatarstan
Annotation
PII
S086919080024985-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vladimir A. Bolshakov 
Occupation: Associate Professor; Senior Research Fellow
Affiliation:
Centre for Egyptological Studies of the RAS (CESRAS)
Institute of Oriental Studies RAS
Address: Moscow, Moscow, Russia
Edition
Pages
234-245
Abstract
This article is a publication of shabtis of the 21 st Dynasty  (c. 1070–950 B.C.) kept at the National Museum of the Republic of Tatarstan (NMRT). These objects found in the Bab el-Gasus Cache were received by the Kazan Museum in 1895 after the items of the so-called “Russian lot” had been distributed. Based on the analysis of recently published archival documents, museum documentation and previous publications of the Egyptian collection in Kazan (the description by B.A. Turaev and the catalogue by O.D. Berlev and S.I. Hodjash), the author identified shabtis from the “Russian lot” and in some cases, established their possible correspondence to the owners of the burial sets from the Bab el-Gasus tomb. In previous publications of the Egyptian part of the Kazan collection, descriptions of these items were not as detailed as needed for comprehensive research. All shabtis of the 21 st Dynasty were divided into three categories according to their provenance: ones undoubtedly coming from the Bab el-Gasus Cache; ones originating from the Theban necropolis; ones with their exact provenance not clarified. As a result it was possible to identify 8 out of 9 shabtis coming from Bab el-Gasus. The article contains updated information about each of the shabtis of the 21 st Dynasty , reproduction and translation of hieroglyphic inscriptions, and photographs of each piece. The main achievement of the present study is verification of the information about the NMRT collection’s shabtis, which is necessary for further research both of the history of objects from the “Russian lot” and background of other 21 st Dynasty shabtis kept in various Russian museums.
Keywords
Ancient Egypt, Bab el-Gasus, Khedive’s gift, Russian lot no 6, shabtis, XXI dynasty
Received
17.08.2023
Date of publication
29.08.2023
Number of purchasers
13
Views
171
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 200 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2023
1 Коллекция египетских древностей Национального музея Республики Татарстан принадлежит к числу наиболее крупных собраний, хранящихся в региональных музеях России. Значительную часть египетской коллекции в Казани представляют собой статуэтки-ушебти разных периодов, особое место среди которых, бесспорно, занимают экземпляры, датирующиеся XXI династией (ок. 1070-950 г. до н.э.). Помимо художественной ценности данные статуэтки представляют также большой исторический интерес, особенно экземпляры, принадлежащие к погребальному инвентарю из коллективного погребения фиванских жрецов в Баб эль-Газус1]. Происхождение большинства фигурок-ушебти XXI династии, находящихся в фондах НМРТ, именно из этой гробницы не вызывает никакого сомнения, поскольку они поступили в музей единой группой после раздела в 1895 г. «российского лота» № 6. Напомним, что последний достался России в 1894 г. в качестве дипломатического дара хедива Египта Аббаса II Хильми [Крол 2017; Тарасенко 2018; Тарасенко 2020]. Ранее неизученные обстоятельства перемещения из Египта в Российскую империю и последующего раздела «российского лота» между университетскими городами теперь в целом установлены, поэтому останавливаться на этом вопросе мы считаем излишним. В отличие от ряда других частей «русского лота», имевших сложную судьбу и порой не сохранившихся в полном составе, древности из дара Хедива, оказавшиеся в Казани, имеют хорошо задокументированную историю. Всего в Казань, согласно недавно установленным архивным документам, попало 10 предметов из дара Хедива: внутренний саркофаг жриц Неситауджатахет и 9 статуэток-ушебти, принадлежащих разным лицам [Тарасенко, 2018, с. 331; Тарасенко, 2020, с. 230, 236]. Дальнейшая судьба этой части «русского лота» была связана исключительно с Казанью и со всеми последующими перемещениями египетской коллекции бывшего университетского музея. Краткая история памятников из состава дара Хедива после распределения выглядит следующим образом: в 1895 году часть египетских древностей, отобранных из числа дара Хедива, была направлена в Музей древностей при Казанском императорском университете. Благодаря данным архивной и музейной учетной документации, перипетии перемещения египетской коллекции и изменения в ее составе удается проследить практически без лакун: после 1917 года египетская часть собрания университетского музея влилась с кабинет истории материальной культуры Восточно-Педагогического Института, где находилась до 1928 года2. Впоследствии вся египетская коллекция была передана из Института в историко-археологический отдел Центрального Музея ТАССР (ныне НМРТ), в фондах которого, если не считать последующего переименования музея, остается по сей день3.
1. Автор выражает глубокую признательность сотрудникам Отдела вещевых источников НМРТ М.П. Новиковой и Е.B. Ипполитовой за возможность изучения египетской коллекции и всестороннюю помощь в работе в фондах музея. В последнее время в русскоязычных египтологических работах встречается уточненное наименование данной локации – Бāб-эль-Гусӯс. В целях сохранения стилистического единства с предшествующими отечественными и зарубежными публикациями мы продолжаем использовать традиционную передачу данного топонима. Об истории обнаружения жреческой гробницы в Баб эль-Газус и формировании подарочных «лотов» для крупнейших мировых держав существует обширная литература. См.: [Niwiński, 1988, p. 25–27 ; Sousa, Amenta, Cooney, 2021

2. По данным архивной документации НМРТ, инвентарным карточкам предметов и Национального Архива Республики Татарстан (Р 2021 О.1 D. 116, с. 41–44).

3. Досадный пробел в изучении египетской коллекции НМРТ представляет отсутствие отдельного иллюстрированного каталога всей египетской коллекции.
2 Вместе с тем, несмотря на относительно благополучную историю предметов казанской части «российского лота» со времени его поступления в музей ни ушебти, ни прочие вещи из дара Хедива никогда не публиковались как группа, имеющая единый провенанс. В 1903 году в числе прочих древностей египетской коллекции эти ушебти были кратко описаны Б.А. Тураевым [Тураев, 1903, с. 11–12; Тураев 1904, 082–087, 091]. С некоторыми оговорками первой относительно полной научной публикацией ушебти XXI династии из казанского собрания можно назвать англоязычный сводный каталог египетских древностей из музеев бывшего СССР, изданный О.Д. Берлевым и С.И. Ходжаш [Berlev, Hodjash, 1998]. Тем не менее потребность в продолжении углубленного архивного и египтологического исследования памятников из «российского лота» на современном этапе требует отдельной и более детализированной публикации ушебти из казанского собрания. В частности, необходимым шагом представляется как публикация новых качественных фотографий всех ушебти XXI династии, так и воспроизведение начертанных на них иероглифических надписей, которое в указанном каталоге, к сожалению, отсутствуют.
3 В первую очередь, все хранящиеся в фондах музея ушебти XXI династии можно разделить на три группы по принципу их происхождения: 1. ушебти, несомненно происходящие из Баб эль-Газус; 2. ушебти, происходящие из фиванского некрополя; 3. ушебти, точное происхождение которых не установлено. Как известно, огромное число ушебти, соответствующих конкретным владельцам в Баб эль-Газус, фактически не было документировано при извлечении предметов их погребального инвентаря из «тайника». Как указывал Ж. Даресси, составивший первый сводный отчет об этом открытии, в гробнице находилось большое количество погребальных статуэток в деревянных ящиках с одним или несколькими отделениями, корзинках, или даже брошенных прямо на пол. Иногда, как отмечал Ж. Даресси, одному и тому же лицу принадлежали ушебти нескольких типов [Daressy, 1907, p. 14]. Общее количество ушебти, несомненно, исчислялось сотнями, поскольку при XXI династии один такой набор ушебти мог доходить до 365 экземпляров (по числу дней в году) и содержать сверх того 37 фигурок десятников-надсмотрщиков4]. Однако Ж. Даресси, опубликовавший неполный список находок лишь спустя несколько лет после распределения на «лоты» и отправки за рубеж части погребальных комплектов из Баб эль-Газус, перечислил лишь имена владельцев ушебти, но не количество фигурок, входивших в «индивидуальный» набор каждого из них [Daressy, 1907, p. 14–17]. Так, хотя Ж. Даресси указал для каждого владельца набора ушебти номер принадлежащего ему саркофага/ов, сделал лишь общую выборку из 59 разных имен, плохо согласующуюся со 153 из найденных в гробнице саркофагов, к тому же без учета лиц, носивших одинаковые имена5. Впоследствии эта небрежность вкупе с активной продажей Службой древностей «дубликатов» фигурок-ушебти частным коллекционерам породила до сих пор полностью не решенную проблему идентификации ушебти из Баб эль-Газус, широко рассеянных по государственным и частным собраниям мира.
4. Только общее количество ящиков для ушебти, извлеченных из тайника, составило 110 штук [Sousa, Amenta, Cooney, 2021, p. 13

5. [Aubert, 1998, p. 42].
4 Согласно описям профессора Новороссийского университета А.Н. Деревицкого, непосредственно занимавшегося разделом и распределением между университетскими городами частей «российского лота»6, наряду с внутренним саркофагом Неситауджатахет7] в музей Древностей при Казанском университете было передано 9 ушебти [Тарасенко, 2018, с. 318, 331; Тарасенко, 2020, с. 229–230, 236]. В первой публикации египетского казанского собрания, принадлежащей Б.А. Тураеву, всего им было учтено 32 ушебти различных эпох [Тураев, 1903, с. 11–12; Тураев, 1904, с. 091–092; Тураев, 1914, с. 28], 9 из которых, несомненно, происходили из переданной в Казань части «русского лота». Однако в обеих публикациях 1903 и 1904 года (они полностью идентичны) Б.А. Тураев не всегда указывал происхождение ушебти XXI династии, поэтому провенанс некоторых экземпляров долгое время оставался неуточненным8; порой он не указывается и в каталоге О.Д. Берлева и С.И. Ходжаш, причем даже в том случае, когда авторы ссылаются на публикацию Б.А. Тураева9. Таким образом выявить в составе египетского собрания НМРТ ушебти из Баб эль-Газус теперь, главным образом, возможно, основываясь на сравнительном анализе данных списка находок в «тайнике», составленного Ж. Даресси [Daressy, 1907, p. 3–17], нескольких списков предметов «российского лота» до и после прибытия в Российскую империю10 и кратком описании казанской коллекции Б.А. Тураева.
6. В самом факте раздела дара Хедива на части и его распределения между провинциальными музеями, обернувшийся проблемой поиска и идентификации входивших в него предметов, нет ничего необычного; подобное же распределение саркофагов и прочих элементов погребального инвентаря между провинциальными собраниями было реализовано и в отношении «французского лота» [Aubert, 1998, p. 41–42].

7. Опубликован в: [Bolshakov, 2017; Bolshakov, 2020

8. В списке Б.А. Тураева некоторые из них значатся как происходящие из Дейр эль-Бахри, но, несомненно, подразумевается тайник Баб эль-Газус, находящийся в этом же районе.

9. Например: [Berlev, Hodjash, 1998, p. 88 (35–39)].

10. Во всех описях ушебти перечислены как один предмет [Тарасенко, 2020, с. 228–229], хотя в действительности речь идет о нескольких экземплярах, принадлежащих одному и тому же лицу.
5 Так, в результате изучения вышеуказанных источников, музейной документации и их сопоставления с хранящимися в НМРТ ушебти XXI династии, нам удалось идентифицировать 8 экземпляров, происхождение которых можно с полной уверенностью отнести к «российскому лоту»: 1 ушебти Анхефенмута (anx.f-n-Mwt)11, 2 ушебти Пахару (PA-xArw), 3 ушебти Несиамуна (Nsy-Imn) и 2 ушебти Джедумаатиусанх (+dw-mAat-i(w).s-anx.ti), [Тураев 1903, с. 11; Тураев, 1904, с. 091]. Идентификация девятого ушебти из части «русского лота», распределенной в Казань, остается пока под вопросом, хотя мы не исключаем, что им может быть ушебти Джедхонсуиуфанха (+d-#nsw-iw.f-anx). Согласное списку Б.А. Тураева, к числу ушебти, вероятно датирующихся XXI династией, идентификация и поступление которых в музей требуют дальнейшего изучения, относятся 4 экземпляра (им соответствуют №№ 51–54 [Тураев 1903, с. 11; Тураев, 1904, с. 091]). Б.А. Тураев ограничился лишь кратким замечанием, что все эти ушебти «с поврежденными и неразборчивыми надписями или разбитые» принадлежат к «типу Дейр эль-Бахри» [Тураев, 1903, с. 11; Тураев, 1904, с. 091]. Неясен также провенанс и последующая судьба задокументированного Б.А. Тураевым в казанском университетском собрании фаянсового ушебти Амонемопета (Imn-m-ipt) «типа Дейр эль-Бахри» [Тураев, 1903, с. 11 (44); Тураев, 1904, с. 091 (44)], местонахождение которого уже не было известно составителями каталога 1998 года [Berlev, Hodjash, 1998, p. 90–91 (55)]12.
11. Ушебти Анхефенмута задокументирован во всех списках памятников «русского лота» [Тарасенко, 2020, с. 229], однако Б.А. Тураевым среди предметов египетского собрания Казанского университета он не назван по имени [Тураев 1903, с. 091; Тураев, 1904, с. 11]. Вероятнее всего, причина этого заключается в неразборчивой надписи на туловище фигурки.

12. При работе с коллекцией НМРТ автору статьи данный экземпляр обнаружить также не удалось.
6 К прочим статуэткам-ушебти XXI династии, хранящимся в фондах НМРТ, скорее всего, также происходящим из фиванского некрополя, относятся следующие экземпляры: 2 анонимных ушебти (инв. КП-5404/31, КП-5404/32) и ушебти Джедхонсуиуфанха (+d-#nsw-iw.f-anx) (инв. КП-15401). Курьезом, очевидно порожденным путаницей при определении соответствия памятников НМРТ номерам списка Б.А. Тураева, следует считать появление в каталоге Берлева – Ходжаш ушебти Аанахта (aA-nxt) [Berlev, Hodjash, 1998, p. 89 (44), pl. 114, VII A. 44]. В действительности статуэтки-ушебти с таким именем владельца в собрании музея нет – согласно музейной инвентарной карточке, под этим именем (что ошибочно) значится ушебти Джедумаатиусанх (+dw-mAat-i(w).s-anx.ti) (инв. КП-5402/12)13. К сожалению, в каталоге Берлева –Ходжаш нами было выявлено также досадное несоответствие между некоторыми памятниками и их фотографиями в таблицах14. Таким образом, помимо необходимости продолжения всестороннего изучения египетской коллекции НМРТ и предметов «русского лота», указанное обстоятельство обязывает нас опубликовать все ушебти XXI династии, хранящиеся в собрании НМРТ, заново.
13. Старый номер 11626. Следует отметить, что часть памятников НМРТ в каталоге Берлева – Ходжаш указана под старыми, а часть под новыми инвентарными номерами. Все номера, приводимые в нашей публикации, были сверены нами с маркировками на самих памятниках.

14. Например, номеру каталога 46 ушебти XXI династии (!) не соответствует фото ушебти, относящегося в действительности к Саисскому периоду [Berlev, Hodjash, 1998, p. 89, pl. 114, VII A. 46].
7

УШЕБТИ ИЗ БАБ ЭЛЬ-ГАЗУС

8 1. Анхефенмут (anx.f-n-Mwt) (инв. КП 5404/3315) Рис. 1–2.
15. В каталоге [Berlev, Hodjash, 1998, p. 87(32)] указан неверный (несуществующий) инвентарный номер – 4636.
9 Поступление: «российский лот» № 6 (1895 г.); принадлежность погребальному комплекту А 149 [Daressy, 1907, 13; Niwiński, 1988, n. 140]
10 Материал: терракота, черная краска
11 Размеры: 12,8х3,7х2,6 см
12 Типология: мумиобразная фигурка, Сl. VIII B1 [Schneider 1977, III, fig. 28]
13 Описание: ушебти в трехчастном парике со скрещенными на груди руками с мотыгами, выполненными в выступающем рельефе. Широкое лицо с открытыми ушами отличается довольно хорошей лепкой, зрачки глаз выделены черной краской. Краской же на спине выписаны веревки заплечной корзины. Общая сохранность фигурки хорошая, несмотря на следы неудачной склейки двух половинок фигурки. Из-за дефекта заполнения формы глиной (?) знаки в середине и внизу надписи на лицевой стороне фигурки читаются частично.
14 Надпись: sHD Wsir it-nTr n Imn Mwt anx.f-n-Mwt] mAa(-xrw) – Да будет просветлен Осирис отец бога [Амона и Мут] Анхефенмут, право(гласный)!16
16. Надпись восстановлена с учетом аналогий на других ушебти Анхефенмута [Aubert, 1998, pl. III,6; Schlögl, Brodbeck, 1990, nos 90 a–b, S. 151].
15 Библиография: списки Египетской службы древностей, А.Н. Деревицкого и Архива внешней политики Российской империи (далее – АВПРИ) [Тарасенко, 2020, с. 229, № 34; Тураев, 1903, с. 12 (65); Тураев, 1904, с. 092 (65); Berlev, Hodjash, 1998, p. 87 (32), 114 (34), pl. 119 VII A. 108; Государственный каталог музейного фонда РФ (далее – Госкаталог): https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22041110 (дата обращения: 27.03.2023)]
16 2. Пахару (PA-xArw) (инв. КП-5404/17) Рис. 3–4.
17 Поступление: «российский лот» № 6 (1895 г.); принадлежность погребальному комплекту А 115 [Daressy, 1907, p. 11; Niwiński, 1988, n. 113]
18 Материал: синий фаянс, черная краска
19 Размеры: 8,1х2,8х1,9 см
20 Типология: мумиобразная фигурка, Сl. VIII С2 [Schneider 1977, III, fig. 28]
21 Описание: Ушебти в трехчастном полосатом парике и скрещенными на груди руками (правая поверх левой). Лицо трактовано очень суммарно с выделенными черной краской глазами. Орудия труда ушебти – нарисованные в руках мотыги и плетеная корзина за спиной. Сохранность ушебти очень хорошая. Надпись, также нанесенная черной краской, занимает всю нижнюю часть фигурки.
22 Надпись: sHD Wsir PA-xArw mAa-xrw – Да будет просветлен Осирис Пахару, правогласный!
23

24 Библиография: списки Египетской службы древностей, А.Н. Деревицкого и АВПРИ [Тарасенко, 2020, с. 229, № 39; Тураев, 1903, c. 11 (49–50); Тураев, 1904, с. 091 (49–50); Berlev, Hodjash, 1998, p. 88 (38), pl.113 VII A. 39; Берлев, Ходжаш, Этингоф, 1991, с. 60 (188); Госкаталог: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22041136 (дата обращения: 27.03.2023)]
25 3. Пахару (PA-xArw) (инв. КП-5404/18) Рис. 5–6.
26 Поступление: «российский лот» № 6 (1895 г.); принадлежность погребальному комплекту А 115 [Daressy, 1907, p. 11; Niwiński, 1988, n. 113]
27 Материал: синий фаянс, черная краска
28 Размеры: 7,9х2,8х1,6 см
29 Типология: мумиобразная фигурка, Сl. VIII С2 [Schneider 1977, III, fig. 28]
30 Описание: Аналогичный предыдущему экземпляру мумиобразный ушебти, однако использование черной краски для выделения цветом отдельных элементов и для надписи выглядит менее аккуратным. Надпись с расплывающимися контурами знаков «налезает» на скрещенные на груди руки. Общая сохранность ушебти также очень хорошая.
31 Надпись: sHD Wsir PA-xArw – Да будет просветлен Осирис Пахару!
32

33 Библиография: списки Египетской службы древностей, А.Н. Деревицкого и АВПРИ [Тарасенко, 2020, с. 229, № 39; Тураев, 1903, c. 11 (49–50); Тураев, 1904, с. 091 (49–50); Berlev, Hodjash, 1998, p. 88 (39), pl. 113 VII A. 38; Госкаталог: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22041064 (дата обращения: 27.03.2023)]
34 4. Несиамон (Nsy-Imn) (инв. КП-5404/14) Рис. 7–8.
35 Поступление: «российский лот» № 6 (1895 г.); принадлежность погребальному комплекту А 148 (?) [Daressy, 1907, p. 13; Niwiński, 1988, n. 79]
36 Материал: синий фаянс, черная краска
37 Размеры: 10х2,8х2,3 см
38 Типология: мумиобразная фигурка, Сl. VIII B1 [Schneider 1977, III, fig. 28]
39 Описание: все три фигурки-ушебти Несиамона в собрании НМРТ не отличаются высоким качеством исполнения и явно относятся к «массовому» производству. На посредственное качество «серии» указывают как лепка фигурок и покрытие глазурью, так и небрежно выполненные надписи с расплывающимися контурами знаков. Лицо с крупными чертами моделировано сравнительно хорошо; голову покрывает трехчастный парик, окрашенный черной краской; подбородок украшает гладкая накладная бородка; из орудий труда фигурка снабжена двумя мотыгами и корзиной (за левым плечом), выполненными в рельефе. Кое-где глазурованная поверхность ушебти имеет дефекты, но в целом сохранность памятника хорошая.
40 Надпись: it-nTr Nsy-Imn – «отец бога Несиамон».
41

42 Библиография: списки Египетской службы древностей, А.Н. Деревицкого и АВПРИ [Тарсенко, 2020, с. 229, № 38; Тураев, 1903, c. 11 (45–48); Тураев, 1904, с. 091 (45–48); [Berlev, Hodjash, 1998, p. 88 (35), pl. 113 VII A. 35; Госкаталог: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22041191 (дата обращения: 27.03.2023)]
43 5. Несиамон (Nsy-Imn) (инв. КП-5404/15) Рис. 9–10.
44 Поступление: «российский лот» № 6 (1895 г.); принадлежность погребальному комплекту А 148 (?) [Daressy, 1907, p. 13; Niwiński, 1988, n. 79]
45 Материал: синий фаянс, черная краска
46 Размеры: 10,5х3,6х3,1 см
47 Типология: мумиобразная фигурка, Сl. VIII B1 [Schneider 1977, III, fig. 28]
48 Описание: ушебти со скрещенными на груди руками (правая лежит поверх левой) с двумя мотыгами; голову с открытыми ушами покрывает трехчастный парик, окрашенный в черный цвет; на спине за левым плечом изображена корзина, плетение которой трактовано в рельефе; иероглифические знаки, помещенные на лицевой стороне ушебти, выполнены менее небрежно, чем на двух других экземплярах. Сохранность статуэтки плохая: ушебти расколот на две части посередине, имеет дефекты глазурованной поверхности и большой скол в области ступней.
49 Надпись: it-nTr Nsy-Imn – «отец бога Несиамон».
50

51 Библиография: списки Египетской службы древностей, А.Н. Деревицкого и АВПРИ [Тарасенко, 2020, с. 229, № 38; Тураев, 1903, c. 11 (45–48); Тураев, 1904, с. 091 (45–48); Berlev, Hodjash, 1998, p. 88 (36), pl. 113 VII A. 36; Госкаталог: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22041087 (дата обращения: 27.03.2023)]
52 6. Несиамон (Nsy-Imn) (инв. КП-5404/16) Рис. 11–12.
53 Поступление: «российский лот» № 6 (1895 г.); принадлежность погребальному комплекту А 148 (?) [Daressy, 1907, p. 13; Niwiński, 1988, n. 79]
54 Материал: синий фаянс, черная краска
55 Размеры: 10,4х3,3х2,5 см
56 Типология: мумиобразная фигурка, Сl. VIII B1 [Schneider 1977, III, fig. 28]
57 Описание: ушебти со скрещенными на груди руками (правая лежит поверх левой) с двумя мотыгами; голову с открытыми ушами покрывает трехчастный парик, сохранивший следы окраски в черный цвет; лицо прямоугольной формы с накладной бородкой отличается хорошей проработкой черт; за левым плечом ушебти помещено изображение корзины; крупные иероглифические знаки, как и на вышеперечисленных экземплярах, выделены черной краской. Ушебти расколот на две части, имеются значительные сколы, местами глазурованная поверхность растрескалась и изменила цвет; в целом сохранность статуэтки довольно плохая.
58 Надпись: it-nTr Nsy-Imn – «отец бога Несиамон».
59

60 Библиография: списки Египетской службы древностей, А.Н. Деревицкого и АВПРИ [Тарасенко, 2020, с. 229, № 38; Тураев, 1903, c. 11 (45–48); Тураев, 1904, с. 091 (45–48); Berlev, Hodjash, 1998, p. 88 (37), pl. 113 VII A. 37].
61 7. Джедумаатиусанх (+dw-mAat-i(w).s-anx.ti) (инв. КП-5404/13) Рис. 13–14.
62 Поступление: «российский лот» № 6 (1895 г.); принадлежность погребальному комплекту А 109 [Daressy, 1907, p. 11; Niwiński, 1988, n. 103]
63 Материал: терракота, следы черной краски
64 Размеры: 11,3х3,1х2,2 см
65 Типология: мумиобразная фигурка, Сl. VIII В2 [Schneider 1977, III, fig. 28]
66 Описание: ушебти в трехчастном черном парике со скрещенными на груди руками (левая лежит поверх правой). Черная краска, которой были нанесена надпись и акцентированы черты лица, сильно стерлась, так что невооруженным глазом знаки читаются с трудом. Орудиями труда ушебти являются нарисованные черной краской мотыги и корзина. За исключением стесанного лица и выцветания краски общая сохранность статуэтки удовлетворительная.
67 Надпись: sHD Wsir +dw-mAat-i(w).s anx.ti mAat-xrw– Да будет просветлена Осирис Джедумаатиус[анх, правогласная]!
68

69 Библиография: списки Египетской службы древностей, А.Н. Деревицкого и АВПРИ [Тарасенко, 2020, с. 229, № 30; Тураев, 1903, c. 11 (55); Тураев, 1904, с. 091 (55); Berlev, Hodjash, 1998, p. 89 (41), pl. 113 VII A. 41; Госкаталог: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22041131 (дата обращения: 27.03.2023)]
70 8. Джедумаатиусанх (+dw-mAat-i(w).s-anx.ti) (инв. КП-5404/12) Рис. 15–16.
71 Поступление: «российский лот» № 6 (1895 г.); принадлежность погребальному комплекту А 109 [Daressy, 1907, p. 11; Niwiński, 1988, n. 103]
72 Материал: терракота, следы черной краски
73 Размеры: 11,5х4,1х2,7 см
74 Типология:фигурка в одежде живых, Cl. IX В [Schneider, 1977, III, fig. 29]
75 Описание: ушебти надсмотрщика в трехчастном парике и с характерным выступающим вперед передником. Характерной особенностью фигурки является женская грудь, рельефно обозначенная под ниспадающими лопастями парика. На круглом лице выделяются ассиметрично посаженные глаза, нарисованные черной краской; слабые следы краски позволяют установить, что также был нарисован и рот. Черной краской, резко выделяющейся на общем белесоватом фоне фигурки, выписаны также головная лента на парике, кнут в левой руки и вертикальная надпись посередине. Отмеченные стилистические и палеографические особенности обоих экземпляров из казанской коллекции подкрепляют их принадлежность набору ушебти Джедумаатиусанх17. Сохранность ушебти удовлетворительная; фигурка неаккуратно склеена из двух частей и имеет обширные потертости поверхности.
17. Ср.: [Aubert 1998, p. 104 (50)]. Так, палеографические особенности надписей на ушебти Джедумаатиусанх и сама форма написания ее имени позволяют отнести к ее погребальному комплекту крышку ящика для ушебти, хранящуюся в рижском музее искусств [Berlev, Hodjash, 1998, p. 112–113 (217), pl. 131, VIIA. 217]. Таким образом предположение О.Д. Берлева  о принадлежности этой крышки к погребальному ансамблю Джедумаатиусанх из Баб эль-Газус, с нашей точки зрения, является совершенно оправданны.
76 Надпись: sHD Wsir +dw-mAat-i(w).s-anx[.ti mAat-xrw] – Да будет просветлена Осирис Джедумаатиусанх, [правогласная]!
77

78 Библиография: списки Египетской службы древностей, А.Н. Деревицкого и АВПРИ [Тарасенко, 2020, с. 229, № 30; Тураев, 1903, c. 11 (56); Тураев, 1904, с. 091 (56); Berlev, Hodjash, 1998, p. 89 (42), pl. 114 VII A. 44; Госкаталог: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22041178 18 (дата обращения: 27.03.2023)]
18. Ошибочно атрибутирован как ушебти Анахта.
79

УШЕБТИ ИЗ ФИВАНСКОГО НЕКРОПОЛЯ

80 1. Анонимный ушебти (инв. КП-5404/31) Рис. 17–18.
81 Поступление: не установлено (до 1903 г.)
82 Материал: терракота, зеленая и черная краска
83 Размеры: 9,8х3х2,3 см
84 Типология: мумиобразная фигурка, Сl. VIII B1 [Schneider 1977, III, fig. 28]
85 Описание: ушебти болотно-зеленого цвета со скрещенными на груди руками (правая лежит поверх левой), в которых сжимает веревки заплечной корзины (выписаны черной краской). Глаза, головная повязка и надпись курсивом также сделаны черной краской. Лицо и верхняя часть трехчастного парика стесаны до терракотовой основы, по краям имеются потертости и утраты красочного слоя, но в остальном сохранность фигурки достаточно хорошая.
86 Надпись: неразборчива
87 Библиография: [Тураев, 1903, c. 12 (64); Тураев, 1904, с. 092 (64); Berlev, Hodjash, 1998, p. 89 (43), pl. 114 VII A. 43; Госкаталог: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=25572040 (дата обращения: 27.03.2023)]
88 2. Анонимный ушебти (инв. КП-5404/32) Рис. 19–20.
89 Поступление: не установлено (до 1903 г.)
90 Материал: терракота, зеленая и черная краска
91 Размеры: 9,9х2,6х2,4 см
92 Типология: мумиобразная фигурка, Сl.VIII B1 [Schneider 1977, III, fig. 28]
93 Описание: по типологическим и стилистическим признакам, а также по размерам, можно сделать вывод о принадлежности данного ушебти к одному и том же набору с предшествующим экземпляром. Фигурка в трехчастном парике светло-зеленого цвета со скрещенными на груди руками (левая лежит поверх правой), в которых держит концы веревок от заплечной корзины. Эти элементы, а также головная повязка, глаза, рот и надпись были сделаны черной краской. Сохранность ушебти удовлетворительная; имеются утраты красочного слоя и обширные потертости поверхности на лицевой стороне.
94 Надпись: Wsir (?)… . – Осирис (?)
95 Библиография: [Тураев, 1903, c. 11 (51–54) (?); Тураев, 1904, с. 091 (51–54) (?); Berlev, Hodjash, 1998, p. 89 (42)19, pl. 113 VII A. 42; Госкаталог: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=25572014 (дата обращения: 27.03.2023)]
19. Ошибочно атрибутирован в каталоге как принадлежащий Джедумаатиусанх.
96 3. Джедхонсуиуфанх (+d-#nsw-iw.f-anx) (инв. КП-15701) Рис. 21–22.
97 Поступление: дар К.Е. Грачёвой (1970 г.); ранее, как сообщает акт приемки-сдачи № 5004, ушебти принадлежал профессору Казанского университета А.А. Миславскому20. Основываясь на стилистическом и типологическом сходстве, одинаковом титуле, форме написания имени и особенностях палеографии всей надписи и самих размерах фигурки, весьма заманчиво предположить, что казанский экземпляр относится к тому же набору, что и одноименный ушебти из частной швейцарской коллекции – то есть тоже происходит из «тайника» в Баб эль-Газус [Schlögl, Brodbeck, 1990, n 146, S. 221].
20. В примечании (легенде о предметах) указано, что К.Е. Грачева доводилась племянницей жене профессора А.А. Миславского. Согласно черновой рукописи научного сотрудника музея В.Н. Маркова «Египетская коллекция в Государственном музее ТАССР» (1980 г.), любезно предоставленной автору хранителем египетской коллекции НМРТ, этот ушебти был приобретен А.А. Миславским в музее древностей при Казанском университете (!?) (с. 7). Если допустить, что эта информация верна, то тогда шансы на то, что ушебти Джедхонсуиуфанха и есть девятый ушебти из казанской части «русского лота» еще более возрастают!
98 Материал: голубой фаянс, черная краска
99 Размеры: 10,8х3,8х2,6 см
100 Типология: мумиобразная фигурка, Сl. VIII B1 [Schneider 1977, III, fig. 28]
101 Описание: ушебти в длинном трехчастном парике с большими открытыми ушами; овальное лицо с пропорциональными чертами отличается достаточно тонкой проработкой; поверх сжатых в кулаки рук, скрещенных на груди (правая лежит поверх левой), пририсованы две мотыги. Корзина за плечами и прочие элементы фигурки – головная повязка и глаза – прорисованы черной краской. Вертикальная надпись на лицевой стороне фигурки также сделана черной краской. Общая сохранность ушебти, если не считать неаккуратную склейку из двух половин и сколы на ступнях, весьма хорошая.
102 Надпись: Wsir imy-r Snwty +d-#nsw-iw.f-anx mAa-xrw – Осирис Джедхонсуиуфанх, начальник обеих житниц, правогласный.
103

104 Библиография: [Тураев, 1903, c. 11 (51–54) (?); Тураев, 1904, с. 091 (51–54) (?); Berlev, Hodjash, 1998, p. 89 (45), pl. 114 VII A. 44; Берлев, Ходжаш, Этингоф, 1991, с. 60 (195); Госкаталог: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22041129 (дата обращения: 27.03.2023)].
105

ПРОЧИЕ УШЕБТИ XXI ДИНАСТИИ

106 1. Фрагмент ушебти жреца-«уаба» (инв. КП-5404/22). Рис. 23–24.
107 Поступление: не установлено
108 Материал: голубой фаянс, черная краска
109 Размеры: 8,2х3,8х2,6 см
110 Типология: мумиобразная фигурка, Сl. VIII C1 (?) [Schneider 1977, III, fig. 28]
111 Описание: ушебти в длинном трехчастном парике с открытыми ушами, украшенном головной лентой; разделка парика обозначена вертикальными жирными черными полосками. Лицо с пухлыми губами трактовано сравнительно суммарно; обычный акцент сделан на глазах ушебти, жирно выделенных черным цветом. Руки ушебти с пририсованными сверху мотыгами скрещены на груди (левая лежит поверх правой); на спине небрежно нарисована свисающая с плеч корзина. Сохранность фигурки относительно хорошая: нижняя часть утрачена, глазурованная поверхность покрыта многочисленными мелкими кавернами, местами фаянс растрескался и изменил цвет.
112 Надпись: Wsir wab […] – Осирис, (жрец)-чистый […]
113

114 Библиография: [Тураев, 1903, c. 11 (51–54) (?); Тураев, 1904, с. 091 (51–54) (?); Berlev, Hodjash, 1998, p. 88–89 (40), pl. 113, VII A. 40].
115 2. Анонимный ушебти (инв. КП-31070/30) Рис. 25–26.
116 Поступление: из собрания В.И Заусайлова (с 1901 г.)
117 Материал: бледно-голубой фаянс, следы черной краски
118 Размеры: 10,4х3,9х2,8 см
119 Типология: мумиобразная фигурка, Сl.III B2 [Schneider 1977, III, pl. 28]
120 Описание: ушебти в пышном трехчастном парике короткими лопастями, из под которых видны уши. На затылочной части парика сохранилась нарисованная черной краской головная повязка. На овальном лице с суммарно трактованными крупными чертами черными точками обозначены зрачки глаз. Под лопастями парика различима женская грудь, что позволяет идентифицировать ушебти как принадлежащего женщине. Достаточно хорошо моделированные руки фигурки (правая лежит поверх левой) сжимают мотыги, также выполненные в рельефе. Корзина за спиной, впрочем, нарисована. Вообще в отличие от лицевой стороны, оборотная сторона ушебти сделана весьма небрежно. Общая сохранность памятника невысокая – плохо сохранилось лицо, надпись, когда-то нанесенная на туловище и ночи фигурки, полностью стерлась, поверхность фаянса подверглась эрозии.
121 Надпись: стерта, местами едва различимы слабые следы черной краски.
122 Библиография: [Отчет Казанского городского научно-промышленного музея, с. 260; Berlev, Hodjash, 1998, p. 115 (13), pl. 134 VII B. 13]
123 Рис. 1–2. Ушебти Анхефенмута Figs 1–2. Shabti of Ankhefenmut Рис. 3–4. Ушебти Пахару Figs 3–4. Shabti of Pakharu Рис. 5–6. Ушебти Пахару Figs 5–6. Shabti of Pakharu Рис. 7–8. Ушебти Несиамона Figs 7–8. Shabti of Nesyamun
124 Рис. 9–10. Ушебти Несиамона Figs 9–10. Shabti of Nesyamun
125 Рис. 11–12. Ушебти Несиамона Figs 11–12. Shabti of Nesyamun
126 Рис. 13–14. Ушебти Джедумаатиусанх Figs 13–14. Shabti of Djedumaatiusankh Рис. 15–16. Ушебти Джедумаатиусанх Figs 15–16. Shabti of Djedumaatiusankh
127 Рис. 17–18. Анонимный ушебти Figs 17–18. Anonymous shabti Рис. 19–20. Анонимный ушебти Figs 19–20. Anonymous shabti
128 Рис. 21–22. Ушебти Джедхонсуиуфанха Figs 21–22. Shabti of Djedkhonsuiuefankh
129
130 Рис. 23–24. Анонимный ушебти жреца-уаба Figs 23–24. Anonymous shabti of a wab-priest
131
132 Рис. 25–26. Анонимный ушебти женщины Figs 25–26. Anonymous shabti of a woman

References

1. Berlev O.D., Hodjash S.I., Etingof O.E. Ancient Egyptian Monuments from the Museums of the USSR. Catalogue of exhibition. Moscow: VRIB “Soiuzreklamkultura”, 1991 (in Russian).

2. Bolshakov V.A. Coffin of the priestess Nsy-tA-wDAt-Axt in the Collection of the National Museum of the Republic of Tatarstan. Journal of Ancient History. 2017. No. 77/1. Pp. 176–209 (in Russian).

3. Bolshakov V.A. Coffin of the priestess Nesytaudjatakhet in the Collection of the National Museum of the Republic of Tatarstan. (Addendum). Journal of Ancient History. 2020. No. 80/3. Pp. 698–714 (in Russian).

4. Krol A.A. New Archive Materials Concerning the Egyptian Antiquities Offered to Russia by Khedive Abbas II. Journal of Ancient History. 2017. No. 77/4. Pp. 991–1008 (in Russian).

5. Report of the Kazan City Scientific and Industrial Museum for 1895–1900. Kazan: Tipografiya Gubernskogo pravleniia, 1901 (in Russian).

6. Tarasenko N.A. In the Wake of a Forgotten Archaeological Discovery: Antiquities from the Bāb el-Gusūs Cachet in Odessa (1894–1895). Aegyptiaca Rossica. Vol. 6. Moscow: Russkii fond sodeistviia obrazovaniiu i nauke, 2018. Pp. 311–394 (in Russian).

7. Tarasenko N.A. New Facts on the Distribution of Egyptian Antiquities from the “Gift of Khedive”, 1894–1895 (After the Documents from RSHA). Vostok (Oriens). 2020. No. 6. Pp. 223–241 (in Russian).

8. Turaev B.A. Description of Egyptian Collection of the Museum of Antiquities at the Imperial Kazan University. St. Petersburg, 1903 (in Russian).

9. Turaev B.A. Description of Egyptian Objects in Russian Museums and Collections, Part 7. Notes of the Oriental Branch of Imp. Russian Archaeological Society. T. 15. St. Petersburg, 1904. Pp. 081–0101 (in Russian).

10. Turaev B.A. Provincial collections of Egyptian Antiquities. Excursional Bulletin. Book 1. Moskow: Levenson’s Skoropechatnia, 1914. Pp. 24–33 (in Russian).

11. Aubert L. Les statuettes funéraires de la Deuxième Cachette à Deir el-Bahari. Paris: Cybèle, 1998.

12. Berlev O., Hodjash S. Catalogue of the Monuments of Ancient Egypt from the Museums of the Russian Federation, Ukraine, Bielorussia, Caucasus, Middle Asia and the Baltic States. Freiburg and Göttingen: University Press–Vandenhoeck & Ruprecht, 1998.

13. Daressy G. Les cercueils des prêtres d’Ammon (deuxième trouvaille de Deir el-Bahari), Annales du Service des Antiquités de l’Égypte. 1907. T. 8. Pp. 3–38.

14. Niwiński A. 21st Dynasty Coffins From Thebes Chronological and Typological Studies. Mainz: Verlag Philipp von Zabern, 1988.

15. Schlögl H.A., Brodbeck A. Ägyptische Totenfiguren aus öffentlichen und privaten Sammlungen der Schweiz. Freiburg–Göttingen: Universitätsverlag, Vandenhoeck & Ruprecht, 1990.

16. Schneider H.D. Shabtis. An Introduction to the History of Ancient Egyptian Funerary Statuetes. Part III. Leiden: Rijksmuseum van Oudheden te Leiden, 1977.

17. Sousa R., Amenta A., Cooney K.M. (eds) Bab El-Gasus in Context. Rediscovering in the Tomb of the Priests of Amun. Roma–Bristol: «L’Erma di Bretschenider», 2021.

Comments

No posts found

Write a review

(additional_1.png) [Link]

(additional_2.png) [Link]

(additional_3.png) [Link]

(additional_4.png) [Link]

Translate