Demographic Aspects of Syria's Socio-economic Recovery
Table of contents
Share
QR
Metrics
Demographic Aspects of Syria's Socio-economic Recovery
Annotation
PII
S086919080023786-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Adilya R. Byasharova 
Occupation: Associate Professor, Department of World Economy
Affiliation: Plekhanov Russian University of Economics
Address: Moscow, Stremyanny lane 36, Moscow, 117997, Russia
Edition
Pages
93-105
Abstract

The demographic aspects of countries and regions today is an important factor in their not only social, but also economic development and position in the world. Demographic trends are especially important for a state in whose territory, as in the Syrian People's Republic (SAR), a military conflict continues, largely related to external intervention. Until 2011, i.e. before the outbreak of the military conflict, Syria remained one of the most economically developed countries in the West Asia region. But the result of the military conflict was numerous and serious demographic and socio-economic losses. Therefore, the author substantiates the point of view that among the most important tasks of the state remains the speedy restoration of not only the socio-economic sphere, but also positive demographic processes.

The purpose of the article is to analyze the demographic situation in Syria in the XXI century, to identify the factors that influenced its formation and new trends and processes, their interrelation and interdependence.

The research was carried out on the basis of statistical data provided by international organizations, primarily UNCTAD, for the period from 2000 to 2021, as well as on the basis of the analysis of available domestic and foreign scientific literature on the subject under consideration.

The study showed that along with the growth of the share of the population of the SAR in regional indicators, the country retains significant specifics. The author notes, first of all, the preservation of relatively high birth rates of the population, a relatively low level of urbanization. 

 

Keywords
Syrian People's Republic (SAR), West Asia, demography, urbanization, reconstruction, refugees
Received
16.02.2023
Date of publication
26.02.2023
Number of purchasers
14
Views
312
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 200 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2023
1 Демографические аспекты традиционно сохраняют важное значение для процессов социально-экономического развития стран и мировой экономики в целом, так как, с одной стороны, на эти процессы оказывают весьма существенное влияние количество и темпы роста населения, факторы, под влиянием которых происходят эти изменения, новые закономерности, формирующие данные факторы. С другой стороны, демографическое развитие приобретает все более важную роль в современных и перспективных трендах социально-экономического развития мира, регионов, отдельных стран. Поэтому демографическим изменениям в мире уделяется растущее значение [Sardak et al., 2018].
2 В настоящее время особенное значение демографическая ситуация имеет для Сирийской Народной Республики, в которой лишь несколько лет назад – в 2017 г. – завершились (и то не полностью) военные действия, в ходе которых количество населения существенно уменьшилось, в том числе и из-за того, что люди покинули свою страну и стали беженцами. Гражданская война, высокий уровень жертв, крупномасштабное перемещение населения и серьезные экономические ограничения привели к значительному снижению рождаемости в каждой сирийской общине [Balanche, 2015] и в целом к сокращению населения.
3 Сегодня перед страной стоит задача восстановления и развития не только национальной экономики, но и демографических процессов, а также улучшения качества жизни населения. И эта задача стоит, во-первых, в условиях продолжающегося в развивающихся странах (к которым относится и Сирия) демографического перехода, и, во-вторых, сохраняющихся в Сирии особенностей социально-демографической динамики. Кроме того, разразившаяся с начала 2020 г. глобальная пандемия COVID-19 оказала негативное влияния на мировые, региональные и страновые социально-экономические показатели [Хасбулатов, Бяшарова, 2020, с. 9-10] и поставила перед Сирией ряд острых задач в сфере демографии и здравоохранения. В этой связи проведенное нами исследование представляется актуальным, а его выводы – имеющими не только теоретическую, но и практическую значимость. При этом мы рассматриваем общую демографическую ситуацию в Сирии, без акцента на отдельные муфахазы, так как не вся территория страны на сегодня находится под контролем национального правительства Сирийской Арабской Республики.
4 Вообще социальная и демографическая ситуация в Сирии остается в последнее десятилетие объектом пристального внимания как различных исследователей [Русакович, Кухтин, 2019, с. 9-11], так и международных структур (особенно ООН, ЕС и др.). Однако акцент в большинстве этих исследований ставится на вопросы гуманитарного характера, проблемы беженцев и условия их возвращения [Syria, 2021]. Большинство этих исследований, на наш взгляд, содержит многочисленные дискуссионные моменты в связи с определением основных причин ухудшения социально-демографического положения в Сирии и увязывающих их с внутренними политическими особенностями. По нашему же мнению, сложившееся положение связано преимущественно с внешней военной агрессией против Сирии и необходимостью именно в этой связи решать ряд сформировавшихся проблем в этой сфере.
5 Цель статьи заключается в выявлении новых тенденций и процессов в демографической сфере Сирии и их влиянии на социально-экономические процессы в настоящее время и в перспективе. Научный интерес к данной теме предопределяется тем обстоятельством, что демографическая ситуация в Сирии оказывает значительное влияние на формирование рынка труда и экономики в целом и во многом определяет динамику социально-экономического развития не только в данной стране, но и в государствах региона, а также воздействует – прямо или косвенно – на внерегиональные страны. Поэтому идентификация, концептуализация и определение текущих и перспективных причинно-следственных связей в демографической сфере страны, по нашему мнению, даст возможность государству сформировать эффективную национальную политику в контексте его внутренних и внешних задач и приоритетов и снизит давление на другие страны.
6

Демография в Сирии: динамика, основные проблемы и задачи

7 Сирийская Арабская Республика – традиционно одно из крупнейших государств в Западной Азии по количеству населения. Она традиционно занимала 4-е место в регионе по этому показателю с устойчивым темпом роста, и даже после 2011 г. – начала военного конфликта на территории Сирии – сохраняет 5-е место в регионе с населением в 18275,7 тыс. человек на 2021 г. и 66-е место в мире, по данным UNCTAD. Но поскольку эта статистика не бесспорна, и другие источники, в их числе countrymeters.info, сообщают, например, о 16895549 чел. на 1 января 2021 г., мы будем опираться в нашем исследовании все-таки на данные такого источника, как ООН (UNCTAD) как один из наиболее достоверных.
8 Население Сирии составляет примерно 6,9% от совокупного населения стран Западной Азии (Бахрейн, Ирак, Израиль, Иордания, Кувейт, Ливан, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Государство Палестина, Сирия, Турция, ОАЭ, Йемен [UNCTAD]. Исторический минимум зафиксирован в 2018 г. – 16945,06 тыс. человек, исторический максимум – в 2010 г. (21362,54 тыс. человек). По оценкам ЮНКТАД, лишь к 2024 г. население страны превысит 21 млн. человек, а к 2050 г. – 33 млн. человек (см. рис. 1).
9 Согласно данным UNCTAD, до 2010 г. в стране имел место устойчивый рост населения, которое увеличилось за 1970-2010 гг., соответственно, с 6,4 млн. человек до 21,4 млн., т.е. в 33 раза (на 1/3), что отражено на рис. 1. Стоит отметить и рост доли населения Сирии в Западной Азии. Так, если в 1970 г. она составляла 8,7%, в 1980 г. – 9,1%, в 1990 г. – 9,5%, в 2000 г. – 9,8%, а в 2010 г. – 9,9%.
10

Как видно на рис. 1, с 2011 г. демографическая ситуация стала неустойчивой из-за военного конфликта, а доля населения Сирии в Западной Азии сократилась с 9,6% уже в 2011 г. вплоть до 6,7% в 2018 г. Таким образом, военные действия привели к реальному сокращению населения с 21,36 млн. человек в 2010 г. (исторический максимум) до 16,9 млн. в 2018 г.

11

Рисунок 1. Динамика численности населения Сирии и линия тренда, 1990-2021 гг. и прогноз до 2050 г., тыс. человек. Источник: составлено автором по данным UNCTAD.

12

Источник: составлено автором по данным UNCTAD.

13

Исследователи отмечают, что «С начала конфликта почти 6 млн. сирийцев стали беженцами , и еще 6 млн. являются внутренне перемещенными лицами, при этом на Сирию приходится “самое большое в мире число насильственно перемещенных лиц”. Подавляющее большинство этих сирийских беженцев отправились в соседние страны, такие как Турция, Ливан, Ирак и Иордания» [Ghosh-Siminoff, 2020].

14 Сокращение населения в Сирии (в том числе за счет роста беженцев и перемещенных лиц) можно признать катастрофическим. Даже в Ираке не зафиксировано такого резкого падения, несмотря на то, что и на его территорию также распространялись боевые действия. По оценкам Всемирного банка, с марта 2011 г. и до марта 2019 г. Сирия потеряла порядка 0,5 млн. человек, а несколько миллионов граждан Сирии стали беженцами и перемещенными лицами [Devadas et al, 2019].
15 Но с 2019 г. в стране отмечается стабильный рост населения (табл. 1). По прогнозам ЮНКТАД, в 2050 г. население Сирии превысит 33 млн. человек и составит 9,1% от населения Западной Азии, что, впрочем, ниже, чем в 2010 г. Это связано с наиболее высокими темпами роста населения Сирии по сравнению с другими государствами региона и с мировыми показателями (см. рис. 2 и табл. 1). «Снижение уровня фертильности является маркером ментальной эволюции в обществе, поскольку население становится более индивидуалистичным и более светским» [Balanche, 2017].
16 Таким образом, «Универсальная, определенная для всего мира теория демографического перехода в Сирии не находит подтверждения, т.к. тренды рождаемости, несмотря на значительное снижение, остаются высокими как в целом по стране, так и по отдельным мухафазам в особенности» [Мохамед, 2009].
17 Как видно из табл. 1, при наличии общей тенденции сокращения среднегодовых темпов роста населения в мире (именно вследствие демографического перехода), еще более заметного – в Азии в целом, в Западной Азии этот процесс выражен не столь ярко (рис. 2).
18 Рисунок 2. Население Сирии и других стран Западной Азии в 1970-2020 гг., тыс. человек Источник: составлено по данным UNCTAD.
см.
19

Источник: составлено по данным UNCTAD.

20

Таблица 1. Среднегодовой темп роста населения в мире, Азии, Западной Азии и отдельных странах по периодам (2014-2019 и 2019-2050 гг. (прогноз)), и в 2010-2022 гг., %

  2014-2019 2019-2050 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Мир 1,11 0,75 1,22 1,21 1,19 1,18 1,17 1,15 1,13 1,12 1,10 1,07 1,05 1,02 1,00
Азия 0,94 0,45 1,10 1,08 1,06 1,04 1,02 0,99 0,97 0,94 0,92 0,89 0,86 0,83 0,80
Западная Азия 1,70 1,06 2,37 2,26 2,17 2,06 1,97 1,87 1,78 1,68 1,61 1,58 1,56 1,55 1,53
В том числе                              
Бахрейн 4,11 1,11 4,60 2,96 1,69 1,15 1,59 2,64 3,86 4,68 4,92 4,47 3,62 2,71 2,02
Ирак 2,66 1,90 2,62 3,25 3,72 3,90 3,71 3,32 2,88 2,54 2,32 2,25 2,30 2,35 2,37
Израиль 1,63 1,29 2,15 1,90 1,69 1,56 1,53 1,57 1,62 1,65 1,66 1,63 1,59 1,54 1,50
Иордания 2,49 0,80 5,20 5,38 5,42 5,17 4,59 3,82 3,06 2,39 1,82 1,36 1,00 0,64 0,31
Кувейт 2,62 0,80 5,88 5,72 5,55 5,17 4,56 3,84 3,11 2,48 1,98 1,67 1,50 1,35 1,19
Ливан 1,81 -0,16 2,87 4,90 6,25 6,56 5,72 4,25 2,74 1,55 0,59 -0,05 -0,44 -0,83 -1,25
Оман 4,23 1,06 5,59 6,67 7,32 7,35 6,74 5,79 4,85 4,08 3,45 2,97 2,61 2,26 1,91
Катар 2,82 0,99 11,48 9,23 7,58 6,20 5,11 4,24 3,40 2,62 2,07 1,80 1,72 1,70 1,67
Саудовская Аравия 2,06 0,85 2,93 3,04 3,09 3,03 2,84 2,56 2,26 2,01 1,80 1,66 1,58 1,50 1,42
Государство Палестина 2,35 1,84 2,44 2,29 2,19 2,14 2,17 2,24 2,32 2,38 2,41 2,41 2,38 2,35 2,32
Сирия -1,84 2,14 0,74 -1,32 -3,10 -4,30 -4,53 -3,89 -3,00 -2,14 -0,88 0,74 2,49 4,33 5,79
Турция 1,54 0,49 1,40 1,53 1,63 1,69 1,70 1,67 1,64 1,60 1,50 1,31 1,08 0,83 0,61
ОАЭ 1,17 0,21 7,69 4,54 2,15 0,61 0,18 0,53 1,05 1,34 1,50 1,44 1,22 1,01 0,90
Йемен 2,43 1,61 2,80 2,78 2,76 2,72 2,65 2,58 2,50 2,42 2,36 2,30 2,25 2,20 2,16

Источник: составлено по данным UNCTAD.

21 По оценкам, коэффициент рождаемости в Сирии в настоящее время составляет 2,84 рождения на одну женщину, что ниже, чем в последние годы. Ожидается, что эта тенденция к снижению коэффициента рождаемости сохранится и составит от 1,4 до 2 рождений на женщину к 2025 г. [Syria Population 2022].
22

Урбанизация и ее особенности в Сирии в процессе восстановления

23 В определенной степени можно говорить, что Сирия – это страна, где еще в древности возникали. Крупнейшими городами Сирии остаются Дамаск и Алеппо. В целом на 2021 г. свыше 56,12% населения Сирии проживало в городах, и по этому показателю страна заняла предпоследнее место в регионе (табл. 2).
24 Это накладывает свой отпечаток и на социально-демографические процессы в стране. Исследователи отмечают: «Научный и технический прогресс, совершенствуя производительные силы и деятельность в целом, выводит на повышенный уровень противоречий, как в обществе, так и между обществом и природой» [Balanche, 2015]. Стоит отметить, что с начала военного конфликта (с 2011 г.) доля жителей городов в общем количестве населения Сирии сокращалась до 2014 г., а затем начался постепенный рост этого показателя (см. табл. 2).
25 Данная тенденция, по прогнозам UNCTAD, сохранится и в перспективе. В то же время доля городского населения в Сирии останется самой низкой в регионе, за исключением Йемена. Именно это обстоятельство, по нашему мнению, поддерживает тенденцию более высокой рождаемости в стране.
26 Таблица 2. Доля городских жителей в общем количестве жителей страны в 2000-2021 гг. и прогноз до 2050 г., %
2000 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2030 2040 2050
Бахрейн 88,37 88,63 88,69 88,76 88,84 88,91 89,00 89,09 89,19 89,29 89,39 89,51 89,62 90,83 92,10 93,20
Ирак 68,50 69,10 69,27 69,43 69,60 69,76 69,92 70,09 70,28 70,47 70,68 70,89 71,12 73,56 76,98 80,45
Израиль 91,20 91,83 91,89 91,96 92,03 92,10 92,18 92,26 92,34 92,42 92,50 92,59 92,67 93,53 94,52 95,39
Иордания 78,27 86,09 87,17 88,18 89,13 90,00 90,26 90,51 90,75 90,98 91,20 91,42 91,63 93,19 94,40 95,28
Кувейт 99,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00
Ливан 86,00 87,33 87,48 87,64 87,79 87,95 88,11 88,27 88,43 88,59 88,76 88,93 89,09 90,60 92,09 93,35
Оман 71,57 75,16 76,18 77,56 78,88 80,15 81,35 82,50 83,56 84,54 85,44 86,28 87,04 91,69 93,90 94,87
Катар 96,31 98,50 98,60 98,70 98,79 98,87 98,94 99,01 99,08 99,14 99,19 99,24 99,28 99,53 99,65 99,70
Саудовская Аравия 79,85 82,08 82,30 82,52 82,74 82,96 83,18 83,40 83,62 83,84 84,07 84,29 84,51 86,48 88,55 90,35
Государство Палестина 71,97 74,15 74,38 74,62 74,86 75,11 75,37 75,63 75,89 76,16 76,44 76,72 77,00 79,71 82,76 85,45
Сирия 51,95 55,60 54,58 53,55 52,53 51,50 52,17 52,84 53,50 54,16 54,82 55,47 56,12 61,72 67,24 71,94
Турция 64,74 70,83 71,40 71,97 72,53 73,08 73,61 74,13 74,64 75,14 75,63 76,11 76,57 80,25 83,37 85,95
ОАЭ 80,24 84,09 84,42 84,75 85,07 85,37 85,67 85,97 86,25 86,52 86,79 87,05 87,30 89,24 90,92 92,36
Йемен 26,27 31,78 32,36 32,96 33,56 34,16 34,78 35,39 36,02 36,64 37,27 37,91 38,55 44,36 50,79 57,20
Источник: составлено по данным UNCTAD.
27 Дело в том, что «ускоренная урбанизация в определенной степени способствует отчуждению человека от общества и общества от природной среды, что создает ряд сложностей в демографической и экономической ситуациях, приводит к кризисным состояниям в нравственных и других взаимоотношениях людей» [Нифантова, Кожевников, 2013, с. 101]. Это в целом соответствует общемировым тенденциям и среднемировому уровню урбанизации. Однако в Сирии пока эта тенденция не подтверждается, что представляет собой некую особенность, отличающую страну от других государств.
28 Урбанизация в Сирии имеет и другие ярко выраженные особенности, и не только связанные с тем, что страна является «очагом возникновения городов». Главным образом эти особенности связаны с тем, что ускоренный рост городов (урбанизации) в Сирии именно в военное время можно скорее назвать «военной урбанизацией», так как рост населения в некоторых городах происходил на фоне разрушения других (многих) населенных пунктов, в том числе – в сельской местности. Следовательно, базой такого роста городов фактически служат потоки внутренне перемещающихся граждан, потерявших свои дома. С другой стороны, такой «военный» рост городов требует от государства ускоренного решения многих городских вопросов, касающихся проживания и включающих водо- и энергоснабжение и др.
29 По мнению ряда исследователей, и с этим можно согласиться, уровень урбанизации можно считать завышенным, так как «…население, проживая в поселениях поблизости от городов и отнесенное к городскому, слабо адаптируется к городскому образу жизни, проживая "ни в селе, ни в городе"» [Мохамед, 2009, с. 60]. Сегодня это обстоятельство можно рассматривать скорее как положительный фактор, так как население имеет возможность хотя бы частично обеспечивать себя продуктами питания, что снижает гуманитарные проблемы в стране, связанные с разрушением экономики страны из-за военных действий [Кожевников, 2021, с. 24-25].
30 В то же время нами установлены и такие тенденции в процессе урбанизации Сирии, которые присущи и другим странам региона и внерегиональным государствам. Речь идет, прежде всего, о росте продолжительности жизни в городах, прежде всего в центральных. Так, городские районы мухафаз Дамаск, сельские районы Дамаска и Алеппо имеют самые высокие показатели в отношении доли населения старше 60 лет [Альсулейман, 2016, с. 38].
31 Стоит отметить, что, по мере стабилизации ситуации и с началом экономического роста в Сирии в некоторых городах начинает восстанавливаться городская жизнь с помощью мероприятий по планированию и реконструкции [Ibrahim et al, 2022, р. 14]. Эта задача актуализируется по мере дальнейшего восстановления и реконструкции и предполагает баланс экономических, демографических, законодательных аспектов, а также вопросов, касающихся окружающей среды, что обеспечит предсказуемость развития городов в перспективе и даст возможность контролировать процесс урбанизации в стране.
32 Дело в том, что многие города Сирии (как и негородские населенные пункты) серьезно пострадали в результате военного конфликта на территории страны. Так, в значительный ущерб был нанесен городскому фонду Дамаска, Алеппо, Хомса и других городов. В некоторых пригородах Дамаска разрушено, по оценкам, до 80% зданий и сооружений [UN Habitat, 2014]. В результате многие жители покинули города, которые на сегодня требуют не только физической реконструкции, но и восстановления городской деятельности в широком аспекте.
33 В этом процессе важная роль принадлежит государству, которое приступило к этапу реконструкции городов и других населенных пунктов уже в 2017 г., что предполагает оказание поддержки муниципалитетам и общинам в восстановлении жилья, городской инфраструктуры и услуг; определение приоритетных мероприятий на региональном, городском и районном уровнях посредством городского планирования; и финансирование мероприятий в приоритетных районах, а также поддержка частных инвестиций в этой сфере. Последнее особенно важно, так как основная доля жилых домов относится к частному сектору. А сложные жилищные, земельные и имущественные проблемы в населенных пунктах Сирии существенно тормозят процесс восстановления.
34

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ развития

35 Сирийская Арабская Республика традиционно относится к странам со средним уровнем дохода, который, в то же время, во многом был связан с деятельностью добывающей промышленности. Однако государство традиционно поддерживало уровень жизни населения благодаря развитой системе здравоохранения и образования, социальной защиты, государственных жилищных проектов, а также обеспечения возможностей трудоустройства на государственных предприятиях в различных сферах экономики, что способствовало сокращению бедности.
36 Однако с 2010 г., как видно из рис. 3 уровень подушевых доходов в стране резко сократился. Сегодня Сирия, оставаясь на многие годы театром военных действий, фактически связанных с интервенцией, испытывает в настоящее время достаточно глубокий гуманитарный кризис из-за разрушения объектов национальной экономики и инфраструктуры, в том числе и социальной. Это привело к резкому снижению уровня жизни в стране, который подтверждает и падение подушевых доходов (рис. 3).
37 Рисунок 3. Динамика подушевых доходов Сирии в 1970-2020 гг., долл. на душу населения. Источник: составлено по данным UNCTAD.
см.
38

Источник: составлено по данным UNCTAD.

39

По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (UN Office for the Coordination of Humanitarian Affairs, UNOCHA), в 2021 г. более 90% населения Сирии жили ниже черты бедности, по меньшей мере 12,4 млн. сирийцев испытывали нехватку продовольствия, а более 600 тыс. детей хронически недоедали. В то же время данная структура отмечает отсутствие роста этих показателей за последние 5 лет (2017-2022 гг.) [UNOCHA, Global Humanitarian Overview, 2022].

40

Значительно усилила социально-экономические проблемы в Сирии глобальная пандемия COVID-19. Исследователи отмечают, что для социальной и экономической сферы страны серьезность кризиса COVID-19 заключается не только в его прямом влиянии на экономическую и коммерческую деятельность, но и в усилении давления на сферу здравоохранения и в снижении уровня жизни в целом [Hasan, 2021, р. 36-37].

41 Президент САР Б. Асад в 2021 г. издал Декрет № 29 о повышении заработной платы на 30% всем работающим, независимо от того, является ли сотрудник штатным или внештатным, постоянно работающим или принятым на определенный срок, работающим на условиях полной или неполной занятости. Декрет № 30 обеспечивает повышение стипендий, пенсий и других выплат на 25% [President Assad. 2021].
42 В то же время совершенно очевидно, что главным катализатором социального и демографического развития в Сирии могут стать процессы экономического восстановления, т.е. устойчивый и стабильный рост ВВП. Этот рост наметился с 2018 г. (см. рис. 4) после резкого его падения в связи с военными действиями в 2011-2017 гг., а также из-за введенных против Сирии с 2011 г. западных экономических санкций, значительно усилившихся в 2020 г. из-за принятия так называемого «Закона Цезаря».
43 Рисунок 4. Динамика ВВП Сирии в 1970-2020 гг., млн. долл. в текущих ценах по текущему курсу. Источник: составлено по данным ЮНКТАД.
см.
44

Источник: составлено по данным ЮНКТАД.

45

Этот закон существенно ограничивает возможность страны инвестировать в национальную экономику, создавая промышленные и другие предприятия, и даже в социальную сферу. В то же время, по мнению российских ученых, у Сирии, как и у других стран Западной Азии, традиционно сохраняется достаточно высокий инвестиционный потенциал [Шкваря, Айдрус, 2010, с. 43], что – при условии снятия санкций – могло бы обеспечить интерес иностранных инвесторов (как региональных, так и внерегиональных, включая Западную Европу – в рамках средиземноморской зоны свободной торговли, Китая, некоторых других стран) к инвестиционному сотрудничеству с Сирийской Арабской Республикой. Кроме того, создание и восстановление предприятий, развитие бизнеса содействовало бы и появлению новых рабочих мест в стране, возвращению беженцев и перемещенных лиц, стабилизации социально-экономического процесса.

46 Динамика безработицы в Сирии представлена на рис. 5.
47 На рис. 5 четко виден рост безработицы в период военного конфликта, так как военные действия привели к разрушению экономических объектов и, следовательно, ухудшению условий для эффективной занятости. Именно поэтому статистика подтверждает сокращение безработицы в стране после официального окончания военного конфликта и начала экономического восстановления. Стоит отметить, что показатели безработицы в Сирии остаются не самыми высокими в ближневосточном регионе, по данным Международной организации труда [ILO].
48 Рисунок 5. Динамика безработицы в Сирии в 2000-2020 гг., % от общей численности трудоспособного населения Источник: составлено автором по данным International Labor Organization и Syria. Central bureau of statistics.
см.
49

Источник: составлено автором по данным International Labor Organization и Syria. Central bureau of statistics.

50

В то же время стоит отметить, что в 2021 г. уровень безработицы в Сирии вырос в связи с пандемией коронавирусной инфекции; он дифференцирован по мухафазам, а также по полу и возрасту. Так, по данным Международной организации труда (МОТ), в Сирии уровень безработицы у женщин практически в 3 раза выше, чем у мужчин, а у молодежи – в 2 раза выше, чем у взрослых. В этих условиях государству важно совершенствовать систему социальной помощи и поддержки безработных, особенно маргинальных слоев населения.

51 Если говорить о влиянии демографических процессов на социально-экономическую динамику в Сирии, то можно однозначно говорить о том, что это влияния отрицательное. Сокращение количества населения, уничтожение целого ряда населенных пунктов, в том числе городов, наличие внутренних перемещенных лиц, снижение уровня жизни, резкое ухудшение количества и качества социальных услуг приводит к ухудшению фактора «труд». Это, в свою очередь, не дает возможность государству, частному бизнесу, домохозяйствам как субъектам хозяйствования обеспечить количественный и качественный рост производства и восстанавливать национальную экономику.
52 Кроме того, исследователи отмечают, и с этим можно согласиться, что «демографические изменения в Сирии окажет широкомасштабное влияние на будущее Леванта, поскольку большинство беженцев из соседних Турции, Ливана, Иордании и Ирака вряд ли вернутся на историческую родину в нынешнем поколении» [Ghosh-Siminoff, 2020].
53

Выводы

54

Современная демографическая ситуация в Сирии, как показало исследование, характеризуется целым рядом характеристик и особенностей, среди которых можно выделить следующие.

55

1. Сокращение количества населения, особенно в 2011-2017 гг.

56

2. Перемещение населения по территории страны и за ее пределы, как в границах региона, так и за его пределы, н6апример, в Европу.

57

3. Ухудшение уровня жизни населения, основной причиной которого стал военный конфликт и ставшие его результатом экономические потери, а также, в определенной мере, из-за глобальной пандемии.

58

4. Демографическая ситуация существенно дифференцирована по провинциям.

59

5. Наконец, демографическая ситуация в Сирийской Арабской Республике изначально отягчена историческими процессами, привнесенными в страну европейцами.

60 Сегодня ситуация в Сирии относится к разряду крупнейших гуманитарных кризисов в мире. Поэтому для ее улучшения нами предлагается:
61 1. Создание национального фонда солидарности для преодоления гуманитарного кризиса в стране и сокращения разрыва в уровне бедности.
62 2. Укрепление продовольственной и медицинской безопасности и социальной защиты, как минимум на региональном уровне.
63 3. Введение необходимых реформ экономического управления, ограничений на деятельность по получению ренты и повышение прозрачности и подотчетности.

References

1. Al Suleiman M.I. Features of settlement in Syria. Bulletin of Tver State University. The series "Geography and ecogeology". 2017. No.2. Pp. 33–42 (in Russian).

2. Kozhevnikov K.I. Will the Syrian economy grow in the near future? Russia and Asia. 2021. No. 1. Pp. 22–33 (in Russian).

3. Mohamed Mohamed. The influence of some factors on demographic processes in Syria. Ed. RAS. The series is geographical. 2009. No. 3. Pp. 55–61 (in Russian).

4. Population of Syria (in Russian). - https://countrymeters.info/ru/Syria

5. Nifantova R.V., Kozhevnikov K.I. Socio-demographic aspect of the evolution of society. The economy of the region. 2013. No. 4 (36). Pp. 96–106 (in Russian). DOI: 10.17059/2013-4-9

6. Rusakovich V.I., Kukhtin G.V. Syria: economy, social sphere, development prospects. Russia and Asia. 2019. No. 2. Pp. 9–21 (in Russian).

7. Khasbulatov R.I., Byasharova A.R. Coronavirus economic crisis in the global economy: features and consequences. Mezhdunarodnaya ekonomika. 2020. No. 5. Рр. 7–21 (in Russian).

8. Shkvarya L.V., Aidrous I.A. 2010. Investment potential of the Arab countries of the Gulf. Aziya i Afrika segodnya. № 7. Рp. 41–47 (in Russian).

9. Balanche F. Alawi demographic shifts under Ba'ath Party rule. The Alawis of Syria, Oxford University Press, 2015. Pp. 76–106.

10. Balanche F. Syria Iraq Limiting Iranian Influence Implies Returning to Real politic. Hoover Institution Analysis. 2017. - https://www.academia.edu/34785596/Syria_Iraq_Limiting_Iranian_Influence_Implies_Returning_to_Realpolitik (accessed 09.11.2022).

11. Devadas S., Elbadawi I., Loayza N.V. Growth after War in Syria. World Bank Group. Development Economics Development Research Group August 2019. https://nangs.org/analytics/world-bank-growth-after-war-in-syria-august-2019-eng-pdf (accessed 07.11.2022).

12. Ghosh-Siminoff S. Demographic Engineering in Syria Sets the Stage for Future Conflicts. March 13, 2020 - https://newlinesinstitute.org/syria/demographic-engineering-in-syria-sets-the-stage-for-future-conflicts/ (accessed 06.11.2022).

13. Hasan S.H. The impact of Corona pandemic on the Syrian economy. 2nd International economic and business symposium 27–28 May 2021. Gasinatep, 2021. Р.27-38

14. Ibrahim B., Wind B., Maier K. Future urban development scenarios for post-conflict Syria. How will returning refugees shape the future. Habitat International. 2022. Vol. 119. Is. 2. DOI:10.1016/j.habitatint.2021.102499.

15. International Labor Organization - https://ilostat.ilo.org/data/country-profiles/ (accessed 08.11.2022)

16. President Assad has issued three decrees on legislative increases in pensions and wages and workers' compensation http://www.alassad-library.gov.sy/?p=14287 (accessed 08.11.2022).

17. Sardak S., Korneyev M., Dzhyndzhoian V., Fedotova T., Tryfonova O. Current trends in global demographic processes Problems and Perspectives in Management. 2018. Vol. 16. Is. 1. Рр. 48–57. DOI:10.21511/ppm.16(1).2018.05.

18. Syria. Central bureau of statistics. http://cbssyr.sy/index-EN.htm - (accessed 08.11.2022).

19. Syria. Socio-economic situation: Damascus city. Country of Origin Information Report. April 2021. European Asylum Support Office, 2021. DOI: 10.2847/957835.

20. Syria Population 2022 - https://worldpopulationreview.com/countries/syria-population (accessed 08.11.2022).

21. UN Habitat - https://unhabitat.org/syrian-arab-republic - (accessed 08.11.2022).

22. UNOCHA, Global Humanitarian Overview 2022 UN Office for the Coordination of Humanitarian Affairs, UNOCHA - https://gho.unocha.org/ (accessed 08.11.2022).

23. UNCTADstat - https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx (accessed 06.11.2022).

Comments

No posts found

Write a review
Translate