The Lynn White's challenge: African independent Churches (AIC) and ecological consciousnesSS
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Lynn White's challenge: African independent Churches (AIC) and ecological consciousnesSS
Annotation
PII
S086919080021538-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Larisa Andreeva 
Occupation: Leading Researcher, Centre for Civilizational and Regional Studies, Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences
Affiliation: Institute of African Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
123-134
Abstract

This article examines the influence of the thesis of the American medieval scholar Lynn White that Christianity is responsible for environmental injustice and which has become a trigger for the formation of a new discipline in Christian theology - environmental theology and a new Christian environmental consciousness on the activities of African Independent Churches (AIC). On the African continent, it is the AICs who have made significant contributions to the development of contextual theology and environmental awareness. The main tenet of the African Independent Churches (AIC) after liberation from colonial dependence was that countries that received political liberation were to receive ecological liberation. However, it should be noted that still the main emphasis was placed on environmental action, which was an expression of the environmental consciousness of members of African independent churches. Attempts by African Independent Churches (AICs) to construct a system of ecological theology within contextual theology have relied on attempts to fit Christianity with the traditional African view, which traditionally defined certain trees, rivers, or animals as sacred or taboo. There are few such approaches in the literature on theological justification of ecology in churches initiated by Africans, but the ecological consciousness based on action has a well-rooted history in African independent churches and is, in fact, an Afro-Christian response to the challenge posed to Christianity by Lynn White.

Keywords
Lynn White, Africa, African Independent Churches, Environmental Theology, Environmental Consciousness, Environmental Action.
Received
02.10.2022
Date of publication
30.10.2022
Number of purchasers
13
Views
241
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 200 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2022
1 Линн Уайт-младший (Lynn Townsend White Jr. - 1907-1987 гг.) американский ученый-медиевист 26 декабря 1966 года прочитал лекцию в Вашингтоне под названием «Исторические корни нашего экологического кризиса», которая позже была опубликована в журнале « Science », где выдвинул обвинения против христианства в том, что оно несет ответственность за экологическую и, в значительной части, экономическую несправедливость. Его основные тезисы были таковы: 1. «Исторические корни нашего экологического кризиса лежат в религиозной космологии, в частности, в антропоцентризме западного христианства и в инструменталистском зрении на природу»; [Jenkins, 2009, p. 283] 2. «То, что люди делают со своей экологией, зависит от того, что они думают о себе по отношению к окружающим их вещам» [Jenkins, 2009, p. 285]. Он также утверждал, что христианство проводит различие между человеком (созданным по образу Бога) и остальным творением, которое не имеет «души» или «разума» и, таким образом, является неполноценным. Линн Уайт утверждал, что эти убеждения привели к безразличию к природе, которое продолжает оказывать влияние в индустриальном, « постхристианском » мире. Он сделал вывод, что применение достижений науки и технологий проблеме не поможет, что должны измениться фундаментальные идеи человечества о природе: человечество должно отказаться от высокомерного, презрительного отношения, которое заставляет его использовать землю для своей малейшей прихоти. Уайт предлагал принять теологическую модель святого  Франциска Ассизского  в которой все существа уважаются и власть человека над творением ограничена.
2 Идеи Уайта вызвали широкую дискуссию о роли религии в создании и поддержании все более успешного контроля Запада над миром природы с помощью технологий. Однако многие рассматривали его аргумент как прямую атаку на христианство, а другие комментаторы считали, что его анализ влияния Библии, и особенно Книги Бытия, ошибочен. Например, Льюис В. Монткриф, утверждал, что на наше отношение к окружающей среде повлияли многие более разнообразные и сложные культурные и исторические явления, и что результат, который мы видим сегодня, нельзя просто свести к влиянию иудео-христианской традиции [Moncrief, 1970, pp. 508-512]. Более поздние ответы на его статью включают критику не только главного аргумента, но и обоснованности его предложения: «Я предлагаю Франциска стать святым покровителем экологов». В статье Яна Дж. Бурсемы «Почему Святой Франциск Ассизский является покровителем экологов?» утверждается, что исторические свидетельства статуса Франциска как такого святого покровителя природы слабы как в собственных трудах Франциска, так и в надежных источниках о его жизни [Boersema, 2002]. Дебаты о воззрениях Уайта не утихают почти 50 лет. В 2016 году была опубликована совместная статья Брон Тейлор , Гретель ван Вирен , Бернард Дэйли Залеха «Линн Уайт-младший и гипотеза экологизации религии» [Taylor, Wieren, Zaleha, 2016] в которой утверждается, что спустя десятилетия некоторые ученые утверждают, что христианство в частности и преобладающие в мире религии в целом становятся более экологически безопасными, что известно как гипотеза «озеленения» религии. Чтобы проверить эти утверждения, авторы провели всесторонний обзор более 700 статей, которые имеют к ним отношение. Как признают сами авторы, хотя сделать окончательные выводы сложно, но они смогли определили многие темы, которые препятствуют пониманию окружающей среды, включая консервативные богословские взгляды и убеждения о роли божественной силы в предотвращении или продвижении природных явлений, независимо от того, является ли религия авраамической традицией или возникла в Азии. В итоге авторы обнаружили, что тезис Уайта подтверждается, в то время как гипотеза «озеленения» религии - нет. Они также обнаружили, что традиции коренных народов часто способствуют развитию экологических представлений. Этот вывод предполагает, что местные традиции могут быть более склонными к защите окружающей среды, чем другие религиозные системы, и что некоторые основанные на природе космологии и системы ценностей действуют аналогичным образом. Таким образом, они делают вывод, что тезисы Уайта в значительной степени подтверждаются. Важным представляется замечание Кэтрин Такер, что «традиционные народы живут в одушевленных мирах взаимных обязательств с духами или нечеловеческими существами, и их верования ограничивают поведение членов сообществ, в идеале ограничивая их экологически разрушительное поведение. С другой стороны, процессы модернизации разочаровывают и лишают духовности эти миры, чтобы обеспечить жизнь без ограничений и обязательств» [Tucker, 2012, p.14].
3 Тезис Уайта внес огромный вклад в развитие дебатов вокруг религии, экологии и послужил толчком к формированию новой дисциплины в христианском богословии – экотеологии. Экологическое богословие (экобогословие, экотеология) — форма конструктивной теологии. Конструктивное богословие получило свое название от осознания того, что все теологические сочинения являются конструкциями. Сам термин конструктивная теология довольно сложно однозначно определить, но основными его чертами являются - сопротивление систематическому богословию и теологические попыткам установить связь христианской теологии с современным миром [Gray, Wyman, 2020 ], которая фокусируется на взаимосвязях христианства и природы, христианства и экологических проблем. Конструктивные богословы обычно начинают не с доктрины, а с конкретной заботы, о которой, как они надеются, может говорить теология. Цель не в том, чтобы защитить христианское мировоззрение или даже обеспечить сохранение церкви. Скорее, движущее намерение состоит в том, чтобы использовать теологические инструменты для удовлетворения насущных потребностей - для транзита от несправедливого к более справедливому миру. Термин «экобогословие» стал известен в конце двадцатого века, в основном в христианских кругах, в связи с появлением научной области экологии. Экобогословие описывает теологический дискурс, который выдвигает на первый план «домохозяйство» Божьего творения, особенно мир природы, как взаимосвязанную систему (эко от  др.-греч.  οἶκος — обиталище, домохозяйство, дом, имущество). Экобогословие возникло в ответ на широко распространенное признание того, что экологический кризис огромных масштабов угрожает будущему человеческой жизни на земле. И также оно возникло в ответ на обвинения христианства в причастности к экологическим проблемам. Экотеология отражает рефлексию и в основном коренится в области этики и космологии. Труды по экологической теологии обычно охватывают два направления мысли. Одни посвящены толкованию Писания (экологической герменевтике), а другие — тому, как следует поступать (экологической этике).
4 Всемирная метеорологическая ассоциация совместно с рядом других структур ООН подготовила в 2020 году доклад, посвященный влиянию климатических изменений на африканский континент. Африка – это регион, экономика которого строится главным образом на земледелии и сельском хозяйстве и экстремальные погодные явления – как засухи, так и наводнения – приводят к тяжелейшим последствиям для его населения. Эксперты сообщают, что из-за участившихся засух с 2012 года в странах тропической Африки на 46 процентов увеличилось число людей, которые недоедают. Миллионы жителей континента голодают. В докладе отмечается, что в Африке быстрее, чем в других регионах поднимается уровень моря. Это ведет к стремительной эрозии береговой линии в таких странах, как, например, Кот-д`Ивуар, Сенегал и Бенин, что может крайне негативно сказаться на сфере туризма. 2019 стал самым теплым в истории метеонаблюдений, в том числе и для Африки, напоминают специалисты. В ближайшие годы, по прогнозам синоптиков, и без того жаркие африканские страны ждет повышение среднегодовой температуры и снижение количества осадков. И экстремальные погодные условия только усугубят ситуацию на континенте. «Научно обоснованная информация – это основа повышения сопротивляемости общества, адаптации к изменению климата, а также обеспечения средств к существованию, это залог развития», – сказал Джозефа Леонель Коррейя Сако, комиссар Африканского союза по сельской экономике и сельскому хозяйству. «Доклад о состоянии климата в Африке должен сыграть решающую роль в этом отношении – именно на этой информации должны базироваться наши действия по достижению целей Повестки дня для Африки на период до 2063 года», – добавил он [Изменение, 2020].
5 Африканские независимые церкви (AIC) - форма христианства в Африке. В конце XIX века как в Южной Африке, так и в Западной Африке африканцы начали отделяться от западных миссионерских церквей и образовывать отдельные христианские церкви. Используемые в прошлом термины, такие как «сепаратистские церкви», стали не удовлетворительными и Церкви, которые демонстрируют огромное разнообразие, теперь обычно называют Африканские независимые церкви (AIC). Этот термин указывает на общий элемент: AIC создаются и возглавляются африканцами. Эти африканские отклики на христианство описывались по-разному как африканские инициативы в христианстве или африканские церкви. Термин «африканские независимые» означает, что эти церкви возникли в Африке и не имеют никакого иностранного финансового или церковного контроля. Церкви, созданные африканцами, были созданы в результате африканской инициативы в африканских странах, но они могут входить в более широкие организации, в которые входят неафриканские члены. Африканские независимые церкви (AIC) – свидетельство того, что коренные жители сохранили в христианстве африканский дух и что их идеология имеет характерный африканский оттенок. Самый крупный феномен роста AIC наблюдался в южной части Африки, Западной Африке, Центральной Африке и Восточной Африке. Около 60 миллионов членов AIC представлены десятками тысяч наименований AIC в странах Африки к югу от Сахары и в африканской диаспоре [About]. Многие AIC разделяют некоторые традиции с христианами из других частей христианского мира. Таким образом, есть AIC, которые разделяют некоторые верования или практики, например, с англиканскими, методистскими, римско-католическими, пятидесятническими и православными традициями.
6 Классические исследования независимых африканских церквей (AIC) были выполнены Барреттом [Barrett,1968), Сундклером [Sundkler, 1961], Тернером [Turner, 1967] и Остхейзеном [Oosthuizen, 1986]. Эти работы были сосредоточены на причинах, вызвавших рост африканских независимых церквей. Во многих случаях основными причинами были те, которые касались сохранения африканских традиционных религиозных верований в западных проявлениях христианства. Другой причиной было то, что западные миссионеры занимали все руководящие посты в христианских деноминациях, лишая возможности продвижения в церковной иерархии африканцев. И еще одна из причин заключалась в том, что во многих районах Африки западные миссионеры были агентами колониализма, что вызывало отторжение местного населения [См. подробнее: Kealotswe, 2014].
7 AIC - это Церкви, которые разработали местные формы богослужения, теологии и социальной организации, глубоко вдохновленные видением, одновременно христианским и африканским. Африканские независимые церкви на своем официальном интернет-ресурсе дают такую характеристику своему происхождению, как «основанному на ценностях и находчивости африканских низовых сообществ. Они выражены в наших песнях, проповедях, молитвах и танцах.  Эти взгляды уходят корнями в африканскую философию жизни, в которой забота, взаимность, принятие, открытость и равенство являются основными ценностями. AIC являются христианским воплощением этих африканских ценностей, и они по-прежнему важны для способности AIC мобилизовать людей для решения проблем, с которыми сталкиваются современные африканские общества» [About]. Именно Африканские независимые церкви (AIC) внесли значительный вклад в развитие контекстуальной теологии и экологической этики. Основной постулат после освобождения от колониальной зависимости был – получившие политическое освобождение страны должны были получить и экологическое освобождение. Однако, следует заметить, что все же основной акцент был сделан на действии.
8 Африканские независимые церкви (AIC) обладали богатым опытом развития теологии освобождения. «На протяжении многих лет лидеры этих церквей участвовали в борьбе с тоталитарным режимом. Пророки этих церквей участвовали в войне за освобождение "чимуренга" (война за независимость в Южной Родезии в 1965-1979 гг. – Л. А.), помогали партизанам очищать деревни от так называемых колдунов (контрреволюционеров), обеспечивали бойцов продовольствием, лечили раненых, помогали - во имя Святого Духа - разрабатывать действенные партизанские операции на военном фронте. Таким образом, у них был опыт преодоления церковных барьеров ради достижения общей цели, и этот климат оказался очень благоприятным для мобилизации сил во имя экуменизма и экологии. В новой борьбе стали участвовать некоторые из "военных пророков" "чимуренги", в том числе епископ-пророк Мисарири Дхливайо, церковный дом которого во время войны в районе Гуту служил штаб-квартирой партизан. Именно Дхливайо был избран покровителем армии христиан - хранителей земли» [Дэниэль].
9 В 1988 году был образован Зимбабвийский институт религиозных исследований и экологической защиты (ZIRRCON). Основанный в 1984 году, этот орган взял на себя ответственность за создание и развитие двух связанных организаций: Ассоциации традиционных экологов Зимбабве (AZTREC), в которую входило большинство вождей, старост, духовных медиумов, бывших комбатантов и большая группа простых людей в провинции Масвинго и Ассоциация африканских церквей земледельцев (AAEC),  которая на пике своего развития насчитывала около 180 африканских независимых церквей (AIC), в основном пророческих сионистских и апостольских церквей, которые на тот момент представляли примерно 2 миллиона приверженцев. В течение 1990-х годов все движение африканских земледельцев представляло крупнейшую неправительственную организацию в борьбе за экологическую реформу на низовом уровне сельских жителей не только в Зимбабве, но и во всей южной части Африки [Daneel, 2011, p. 130].
10 15-летняя гражданская война 1965–1979 гг. (вооружённая борьба коренного  африканского населения   британской   самоуправляемой территории   Южная Родезия  против  европейских   колонистов  и властей созданного на этой территории  непризнанного государства   Родезия  за своё политическое  равноправие , результатом которой явилось создание независимого государства Зимбабве) и ее последствия сопровождались массовым обезлесением, эрозией и разрушением экологически уязвимых районов, таких как русла рек, поэтому была необходима компания по восстановлению лесов.
11 Все церемонии посадки деревьев были ритуализированы либо в традиционалистском, либо в христианском стиле. Ритуальная составляющая сформировала зеленую борьбу как священную войну, направляемую Богом-Создателем и силами из духовного мира. Ритуалы привлекли большие контингенты сельских участников, публично подчеркнули решимость и приверженность зеленых борцов и объединили людей в общем деле, независимо от различных религиозных убеждений и затяжных конфликтов прошлого.
12 Особое внимание в контексте взаимодействия христианства и экологии следует уделить символизму «зеленой евхаристии» по посадке деревьев. Использование Ассоциацией африканских церквей (AIC) евхаристии с посадкой деревьев объединило служение земледелия с таинством Святого Причастия. Это развитие имело решающее значение, так как оно соединило заботу об окружающей среде и церковную жизнь и духовность, основанной на Библии. Более того, эта церемония высветила характерные тенденции зарождающейся теологии окружающей среды AIC: «Литургия деревьев наполняет смыслом глубочайшее отождествление Тела Христова с разоренной и оскорбленной землей. В Африке традиционно принято считать, что предки-хранители земли связаны с почвой. Они и есть почва. Их экологические наставления из почвы исходят, и это выражается в выражении "ивху ятаура" - "почва заговорила". В таком контексте Христос в определенном смысле становится и хранителем, и самой почвой. Это специфически африканское выражение веры в то, что присутствие Христа пронизывает весь космос, и это представление может развиться в новое понимание божественности Христа, Его спасения всей твари. В любом случае в африканском аграрном социуме существенной частью христианства становится представление о царстве Христа - "мурудзи", хранителя всей земли, существа, которое пытается сохранить равновесие между прогрессом в эксплуатации земли, ее обработке и альтруистическим, мистическим исцелением земли» [Даниэль].
13 Основные мероприятия причастия посадки деревьев на открытом воздухе включали следующее:   •  Подготовка лесного участка включала выкапывание ям для саженцев, ограждение и наименование лесного участка «Акром Господа», что было христианским эквивалентом традиционной священной рощи или  марамбатемва (букв. «Отказ от вырубки деревьев»). •  Танцы и пение вокруг рассады, чтобы прославить Бога, великого Хранителя Земли, и вдохновить его земледельцев на участие в действии. • Несколько проповедей епископов AIC различных церквей и сотрудников ZIRRCON, за которыми следовали выступления представителей Комиссии по лесному хозяйству, паркам и дикой природе, правительственных чиновников и т. д. • Самому причастию предшествовало то, что все участники-христиане публично исповедовали свои экологические грехи , такие как вырубка деревьев без посадки взамен, содействие эрозии почвы из-за плохого земледелия, возделывание берегов реки и порча дикой природы путем браконьерства на диких животных. • После исповеди каждый причастник брал саженец и двинулся с ним к столу, где подавали хлеб и вино. Тем самым природа была символически вовлечена во внутренний круг общения со Христом Искупителем, главой церкви и всего творения. В таких действиях ожидается и провозглашается спасение всего творения и появление нового неба и земли. • Участники обращались к сеянцам как к «родственникам», когда помещали их в почву. • В заключение многие сажающие деревья становились на колени перед пророческими целителями для возложения рук и молитвы . Таким образом, исцеление бесплодной земли и людей слилось в единое событие, свидетельствовавшее о Христе, распятом и воскресшем Спасителе всей земли [Daneel, 2011, Pp. 131-132].
14 Война деревьев явно привела к прорыву в представлении AIC о церкви как о больнице (целительнице) - служение исцеления Христа было центральным в миссии церкви, что можно рассматривать как своеобразный социальный и духовный транзит (переходный период) афрохристианства. То, что Евхаристия с посадкой деревьев является миссией, что она составляет и усиливает миссию исцеления земли, было отражено в проповеди епископа Вапендамы, лидера церкви Знаков Апостолов: «Мвари [Бог] увидел опустошение земли. Поэтому он призвал своих посланников [лидеров ZIRRCON / AAEC] взять на себя задачу по доставке земли  Вместе с вами мы, Апостолы, теперь избавители пораженной земли  Мы, избавители, были посланы Мвари с божественной миссией  Мвари говорит, что избавление лежит в деревьях. Иисус сказал: “Я оставляю вас, мои последователи, для завершения моей работы!” И эта задача - исцеление! Мы, последователи Иисуса, должны продолжать его служение исцеления  Так давайте же все сражаться, одеваться, лечить землю деревьями!  Наша задача - усилить эту миссию нашим количеством людей. Если все мы будем работать с энтузиазмом, мы оденем и исцелим всю землю деревьями и отгоним несчастья [зло разрушения]. Я верю, что мы можем это изменить!» [Daneel, 2011, Pp. 132].
15  Исцеление от человеческих недугов в самом широком смысле оставалось одной из самых важных целей и результатов пророческого служения AIC, но теперь оно включало более целенаправленное, чем раньше, целостное избавление и спасение пораженной земли, что можно рассматривать как транзит к более справедливому миру. Дэвисон Тавонейчи из евангелического служения Церкви Христа, например, проповедовал на церемонии посадки деревьев: «Земледелие - это часть тела Христа. Это потому, что мы, люди, являемся частью Его тела, а деревья - частью нас; они необходимы нам, чтобы дышать и жить. Итак, деревья тоже являются частью тела Христа. Наше разрушение природы - это оскорбление Тела Христова. . . это вредит телу Христа. Поэтому церковь должна исцелять израненное тело Христа» [Daneel, 2011, Pp. 133].
16 В 1991 году была образована Ассоциация Африканских церквей в защиту природы (ААЗЦП). Новая экологическая этика не получила развернутого теологического оформления, но она выражается в практических целях Ассоциации Африканских церквей в защиту природы:
17
  1. защита лесов - производство топлива, выращивание плодовых деревьев для личного использования и коммерческих нужд, выращивание экзотических деревьев для использования древесины в строительстве, выращивание традиционных пород для защиты земли, выращивание медленно растущих деревьев киат ("мукурумбира") и красного дерева ("мукумба") в качестве долгосрочной программы, плодами которой смогут воспользоваться будущие поколения;
  2. общение с дикой природой - создание на общинных землях заповедных зон для разведения животных;
  3. защита водных ресурсов - освоение осушенных земель с целью предотвращения заиливания рек и плотин, охрана речных берегов от запашки, борьба с оврагами и т.д. ·ААЗЦП считает, что ее экологические программы основываются на божественной воле [Дэниэль].
Возникновение ААЦЗП сместило акцент в деятельности Церквей: стало формироваться новое восприятие встречи человека и Бога, при котором особое значение придается христианскому служению природе, что можно рассматривать как своеобразный цивилизационный транзитивный проект в афрохристианстве, характеризующийся выбором новых высших параметров (высшего порядка) бытия и нового пути в будущее. То, как Африканские независимые церкви (AIC) понимают исцеление земли, хорошо видно из проповедей, которые произносились во время посадки деревьев. Это событие считается "экологическим уроком". Новшеством, которое было введено и практиковалось стало исповедание экологических грехов. Были введены и литургические новшества в церквах ААЦЗП, например, «евхаристия деревьев» [Дэниэль].
18 Следует отметить, что на рубеже XX/XXI веков в Африканских независимых церквях (AIC) стало складываться особое понимание природы и вселенной. В космологии AIC Бог намного выше материального мира и управляет им сверху. У Бога есть посредники, которых называют предками или живыми мертвыми. Предки получают указания от Бога и передают их людям и природе. Подобно еврейскому Богу, африканский Бог требует ритуалов и подношений уважения и благодарности за свой контроль и руководство человеческой и естественной жизнью. Если Бог наблюдает что-то, что противоречит природе и хорошей жизни, он приказывает предкам передать это людям через множество типов духовных медиумов или народных целителей. Подобно пророкам Израиля, духовные медиумы всегда предупреждают людей воздерживаться от нарушения требований Бога, потому что Бог контролирует все аспекты жизни. Если случится какая-то ошибка, ее нужно исправить, умилостивив Бога через предков [См. подробнее: Kealotswe, 2014].
19 Особое место в этих попытках сформировать богословскую доктрину принадлежит Мартинусу Даниэлу (Daneel M.L.)  В течение 16 лет он работал старшим профессором миссиологии в Университете Южной Африки в Претории. Его широко известные публикации посвящены в основном африканской традиционной религии и коренному африканскому христианству. С 1985 по 2000 год религиозное движение за посадку деревьев, которое он возглавлял, было крупнейшим массовым движением на юге Африки.  Д-р Дэниел родился на миссионерской станции голландских реформаторов, и является известным экуменическим деятелем, который действует как епископ в сионистской церкви Ндаза (Святой Шнур), инициированной африканцами. Покровитель Сети христианских общин земледельцев в Южной Африке, он был привержен защите окружающей среды, африканскому контекстуальному богословию (контекстуальное богословие относится к богословию, которое реагирует на динамику конкретного контекста) [M. L. Daneel]. В ответ на предыдущие религиозные попытки AIC, Даниэл предложил другие модели для решения проблемы теологии среди AIC. Методологическая предпосылка Даниэла возникла из его попытки стать частью экологического направления AIC в Зимбабве.  Он вел войну вместе с общинами против вырубки лесов. Поступая так, Даниэл (Daneel, 1999, p. 8) хотел расширить свое исследование, связав AIC и миссионерские церкви. Он объявил себя фрилансером среди AIC, ищущим интерпретацию Ветхого Завета, чтобы принять участие в их экологической теологической инициативе, как своего рода усыновленный инсайдер, а не действующий как миссионер Западной церкви. Он сформировал несколько ассоциаций, в том числе Ассоциацию африканских хранителей земли; Ассоциация зимбабвийских традиционных экологов, женские и молодежные бюро; все они производятся низовыми сообществами, в основном связанными с АПК. Даниэл cтал важным звеном между африканской наукой и развитием теологии AIC (Daneel, 1999, p. 328). Он привлек африканских эко-теологов к переосмыслению забытых аспектов освободительной борьбы на различных форумах, таких как: Всемирный совет церквей; Африканские национальные христианские советы; Всеафриканская церковная конференция; Экуменическая ассоциация богословов стран третьего мира (EATWOT). Даниэл обнаружил, что некоторые важные темы были разработаны на различных встречах, проведенных перечисленными организациями. Например, библейские основы экологического управления; характер экуменического взаимодействия церквей-«хранителей земли»; обращение и освящение отдельных людей и христианских церквей; экклезиологические перспективы; исцеление и спасение в целостных африканских и библейских эсхатологических взглядах; грешить колдовством и церковной дисциплиной; африканский эко-феминизм; государственно-церковное взаимодействие; африканское богословие освобождения и сохранение земли по велению тринитарного божества (Daneel, 1999, p. 328-329).
20 Фундаментом христианского богословия является, прежде всего, письменная и опубликованная работа в которой делается попытка систематизировать христианскую веру. Африканские независимые церкви AIC в качестве альтернативы, используется в богословии без книг, что может быть сформулировано как «неявное» богословие [Molobi, 2019]. Даниэл хотел построить на мировоззренческой основе коренных народов основу для африканского христианского богословия (Daneel, 1999, p. 39). Тем не менее, все вышеперечисленные усилия Даниэла не принесли большого успеха в жизненно важной стратегии реорганизации богословского дискурса AIC.
21 Африканские независимые церкви (AIC) уже через Организацию африканских независимых церквей (OAIC) ​​предложили проработать свои «Основополагающие видения» (FV) и «видения для лучших планов мировой стратегии» (См. подробнее: Padwick, 2009). Организация африканских независимых церквей (OAIC) ​​- это представительный орган, который объединяет африканские независимые церкви (AIC), предлагает им форум для обмена своими заботами и надеждами и позволяет церквям эффективно служить нуждам своих членов и их сообществ. OAIC была основана в 1978 году, когда несколько лидеров AIC со всего континента были приглашены Папой Шенудой III - главой Коптской церкви на встречу в Каире. Первоначальные цели Организации заключались в том, чтобы предоставить лидерам AIC форум для общения и обмена мнениями. Организация также искала способы улучшить богословское и библейское образование для своих членов, включая продвижение воскресных школ. Таким образом, OAIC является институциональным выражением движения, видения и чаяний AIC [About]. Международная штаб-квартира OAIC находится в Найроби, Кения. В программе OAIC «Видения для лучшего мира» провозглашена цель повышения рационального использования природных ресурсов местными сообществами и изменении климата рассматривается как критически важное для достижения благополучия населения [About]. Таким образом, мы видим актуальность проблемы экологии для Африканских независимых церквей и попытку перевести эту проблему в экобогословскую плоскость, плоскость экологической этики и шире – в плоскость культурно-исторического, цивилизационного транзита. В Восточной и Южной Африке AIC широко представлены в сельской местности. Многие из членов церквей занимаются натуральным сельским хозяйством, поэтому им особенно угрожают негативные последствия изменения климата.
22 Кроме того, с момента своего основания церкви, инициированные африканцами, традиционно обращались в первую очередь к бедным слоям населения, которые особенно уязвимы к изменяющемуся климату. Фрэнсис Овека, Церковь учеников Христа, Уганда, 2018 г.:«[...] наша окружающая среда была разрушена. Деревья уничтожены. Люди ищут деньги, поэтому они вырубают эти деревья и используют [древесину] для производства древесного угля и продают его, поэтому мы сталкиваемся с множеством проблем, связанных с изменением климата » (см: [Strock, 2019, pp. 1-7]). Вопросы экологической устойчивости и последствий изменения климата актуальны для церквей, инициированных африканцами, где они напрямую связаны со средствами к существованию членов церкви, зависящих от сельского хозяйства. Лидеры африканских независимых церквей, все чаще воспринимают последствия изменения климата как глобальную проблему, вызванную множеством причин. Например, Никта Любаале, генеральный секретарь OAIC, представил постколониальную перспективу, которая требует альтернативных концепций развития в связи с вопросами экологической устойчивости. В своей лекции в Университете Гумбольдта в Берлине на конференции «Между космологией и сообществом - религия и устойчивое развитие» в июле 2019 года он подчеркнул: «Мы должны демонтировать структуры, на которых строится разрушение окружающей среды. И это жадность на Севере, на Юге, в семьях и везде». В беседах многие руководители независимых африканских церквей также прямо заявили о своем большом интересе к дальнейшему обучению по вопросам изменения климата и защиты окружающей среды. Они подчеркнули свою потребность как в научных, так и в богословских познаниях в области экологии (см: [Strock, 2019, pp. 1-7]).
23 В литературе также есть указания на то, что церкви, инициированные африканцами, в настоящее время все больше озабочены изменением климата, например Аним Эммануэль (Anim Emmanuel) описывает, что Церковь Пятидесятницы в Гане с 2018 года проводит кампанию за возвращение своих членов к экологическому сознанию [Anim, 2020]. В связи с экологической компанией в Гане интересна книга «Очерки о земле, экотеологии и традициях Африки» Марка С. Аиду ( Mark S. Aidoo ), Даниэля Нии Абоагье Арье (Daniel Nii Aboagye Aryeh) и Бенджамина Аботчи Нтрех (Benjamin Abotchie Ntreh) [Aidoo, Aryeh, Ntreh, 2019]. Бенджамин Аботчи Нтрех - профессор Ветхого Завета и заведующий кафедрой Христианского колледжа наследия, Амасаман, Гана, Марк С. Айду - старший преподаватель и директор программ для выпускников Тринити-теологической семинарии, Легон, Гана, Даниэль Нии Абоагье Арье - декан школы теологии университетского колледжа Переса, Виннеба, Гана. В книге исследуется, как африканские христиане в Гане могут мыслить эко-теологически о взаимосвязи горнодобывающей промышленности, загрязнения отходами, загрязнения воды и деградации земель. В 2017 году правительство Ганы запретило незаконную добычу полезных ископаемых и объявило войну любой деятельности, которая не содействует защите окружающей среды и сохранению природных ресурсов. Христианские церкви нуждаются в богословском обосновании экологических проблем для поддержки политической кампании против разрушения земли, водоемов и окружающей среды. Размышления по вопросам, связанным с темой, включают: «Библейское понятие о земле»; «Христианская церковь и угроза Галамси в Западной Африке» (в Гане мелкие кустарные золотодобытчики без лицензии называются «галамейерами», а их деятельность – «Галамси», слово происходит от словосочетания «собрать и продать», этой незаконной деятельностью, карающийся большими штрафами или тюремным заключением, из-за высокой безработицы занимаются многие молодые люди); «Пастухи фулани и забота о земле»; «Библия и окружающая среда: к повестке дня эко-теологии в африканских теологических учреждениях»; «Управление землей»; «Угроза добычи полезных ископаемых в Гане»; «Разрушение водоемов в Гане»; «Угроза пластиковых отходов в Гане». Эта книга предназначена в качестве учебника для студентов-богословов, христианских церквей и государственных учреждений.
24 Заключение
25 Прошло более пятидесяти лет с тех пор, как Линн Уайт обвинил христианство в том, что оно вносит свой вклад в разрушение окружающей среды. В последующий период ссылки на его статью постоянно появлялись в богословских дебатах об окружающей среде и возник широкий спектр богословских ответов. Они, в свою очередь, были вызваны растущей угрозой изменения климата. Попытки выстроить систему экобогословия в рамках контекстуального богословия африканских независимых церквей (AIC) опираются на попытки примирить христианство с традиционными африканскими воззрениями, которые традиционно определяли некоторые деревья, реки или животных как священные или табуированные. Этих подходов в литературе по теологическому обоснованию экологии в церквях, инициированных африканцами, пока немного, однако экологическое сознание, основанное на действии, имеет хорошо укорененную историю в Африканских независимых церквях и является, по сути, афрохристианским ответом на вызов, брошенный христианству Линном Уайтом. Рассмотренные проблемы формирования экологической повестки Африканских независимых церквей открывают новый горизонт изучения опыта и эволюции афрохристианства в социальном, богословском и цивилизационном аспектах. Заметим, что выводы исследования пересекаются с проблематикой постколониального цивилизационного транзита Африки как длительного переходного этапа цивилизационного развития, возникающего в условиях разлада и распада общества, проходящего через выбор новых высших параметров бытия и нового пути в будущее, и получающего завершение в результате институционального и нормативно-ценностного оформления этих параметров в качестве особого механизма общественной интеграции. Именно в этом аспекте экологическая деятельность Африканских независимых церквей приобретает характер цивилизационной транзитивности в качестве особого механизма общественной интеграции на новом ценностно-качественном уровне.

References

1.  Daniel Muchcato L. African Independent Churches and Environmental Ethics (in Russian). http://krotov.info/libr_min/26_ae/koteol/eco_295.html

2. Climate Change Threatens the Development of African Countries, As Well As the Lives and Health of their Inhabitants (in Russian). https://news.un.org/ru/story/2020/10/1389102

3. About Us. http://www.oaic.org/?page_id=51

4. Aidoo M.S., Aryeh D., Ntreh B. Essays on the Land, Ecotheology, and Traditions in Africa. Searcy, AR, USA: Resource Publications, 2019.

5. Anim E. Environmental Sustainability and Eco-Justice: Reflections from an African Pentecostal. African Initiated Christianity and the Decolonization of Development. London: Routledge, 2020.

6. Barrett D. Schism and Renewal in Africa, An Analysis of Six Thousand Contemporary Religious Movements. Nairobi: Oxford University Press, 1968.

7. Boersema J. Why is St Francis of Assisi the Patron Saint of Ecologists? Science and Christian Belief. 2002. Vol. 14. Pp. 51–77.

8. Grau M., Wyman J. What is Constructive Theology? London: Bloomsbury Publishing (Ebook), 1996.

9. Daneel M.L. Christian Mission and Earth-Care: An African Case Study. International Bulletin of Missionary Research. July 2011. Vol. 35, No. 3. Pp. 130–36. http://www.internationalbulletin.org/issues/2011–03/2011–03–130–daneel.html

10. Daneel M.L. African Earthkeepers. Environmental Mission and Liberation in Christian Perspective. Vol. 2. Pretoria: Unisa Press, 1999.

11. Daneel M.L. https://www.bu.edu/cgcm/research–associates/m–l–daneel/ Intersections of Nature, Science and Religion: Intersections Shaping Society and the Environment. Ed. C. Tucker. Santa Fe: School for Advanced Research Press. 2012.

12. Jenkins W. After Lynn White: Religious Ethics and Environmental Problems.  Journal of Religious Ethics. 2009. 37(2). Pp. 283–309. 

13. Kealotswe O. The Nature and Character of the African Independent Churches (Aics) in the 21st Century: Their Theological and Social Agenda. Studia Historiae Ecclesiasticae.  Online version. Dec. 2014. Vol. 40. No. 2.  http://www.scielo.org.za/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S1017–04992014000300015

14. Molobi V. AIC Theologies and Western Missions – A South African Analysis. Missionalia (Online). 2019. Vol. 47. N. 3.  http://www.scielo.org.za/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0256–95072019000300006

15. Moncrief L. W. The Cultural Basis for Our Environmental Crisis.  Science. 1970. № 170 (3957). Pp. 508–512.

16. Oosthuizen G. Religion Alive Studies in the New Movements and Indigenous Churches in Southern Africa. Johannesburg: Hodder and Stoughton, 1986.

Comments

No posts found

Write a review
Translate