"Hu Line" and the problem of imbalance in China's territorial development
Table of contents
Share
QR
Metrics
"Hu Line" and the problem of imbalance in China's territorial development
Annotation
PII
S086919080017330-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Stanislav Mazhinskiy 
Occupation: Associate professor
Affiliation: Department of International Law, Law Institute, Siberian Federal University
Address: Russia, Krasnoyarsk, 79, Svobodny Avenue, 660041
Edition
Pages
131-141
Abstract

The article is devoted to such a phenomenon as the imbalance of the territorial development of China, which is based on the concept of the Chinese geographer Hu Huanyong. This concept was called the "Hu Line", which divided the country into western and eastern parts. On its basis, the development of China is shown within the framework of the Reform and Opening Policy, Development of Western China and other state plans. Based on the analysis of the territorial development of the PRC from 1979 to 2019, it is shown that the attempts of the PRC government to move the "Hu Line" westward for more than forty years have not led to success. The development of the eastern regions of China only led to an increase in the disproportionate development of the PRC and exacerbated the social problems of eastern China, which were caused by large internal labor migration. The article also examines the current concepts of China's development, the purpose of which is to break the "Hu Huanyong Line". Analyzed the main approaches of Chinese scientists, which are reduced to the formation of development belts. The development belt, according to Chinese researchers, should be formed either from biterritorial concepts of development, or from concepts that lead to the fragmentation of the "Hu Huanyong Line" into several regions, lined up in a belt. The article proposes the concept of "Four China", which was formed on the basis of demographic, economic and climatic factors. Comparing and superimposing these factors on the map of China has led to the emergence of four regions, showing the economic and social state of modern China. Within the framework of this concept, it was possible to demonstrate the specifics of the four regions within the framework of the modern territorial development of China. Each region has its own distinctive potential: Region I has economic potential, Region II - political and economic, Region III - resource and tourism, Region IV - traditional and tourism. Moreover, the concept shows that a shift in the "Hu Huanyong Line" within the framework of territorial features is practically impossible.

Keywords
Hu Line, imbalance of territorial development, China, belt of development, Bo-Tai Line
Received
21.05.2022
Date of publication
26.04.2023
Number of purchasers
14
Views
624
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 200 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2023
1 Современный Китай ассоциируется с впечатляющими экономическими успехами и достижениями. Модернизация отраслей экономики и их современное состояние легли в основу «экономического чуда» КНР. Но, несмотря на столь большие успехи, в Китае существует проблема диспропорции территориального развития, которая оказывает существенное влияние как на жизнь рядовых граждан, так и на государственное планирование территориального развития. Данная проблематика в китайской науке существует более восьмидесяти лет и до сих пор не потеряла своей актуальности.
2 В статье рассмотрен подход к неравенству развития территорий Китая, а также подходы к их решению. Более того предложена модель диспропорции современного Китая, построенная экономико-географических факторах.
3

«Линия Ху Хуаньюна» как показатель диспропорции Китая

4

В 1935 году известный китайский географ Ху Хуаньюн, изучавший население Китая, в своей статье об исследовании плотности населения выявил крайне несбалансированное его распределение. Такую диспропорцию он представил в виде линии, соединяющей две точки: на севере город Айхуэй (瑷辉 – сейчас это городской округ г. Хэйхэ в провинции Хэйлунцзян) и на юге – Тэнчун (腾冲 – город в провинции Юньнань). Изначально эта воображаемая линия имела название «Линия Айхуэй–Тэнчун», но позже получила название «Линия Ху Хуаньюна» или «Линия Ху» (Линия). Она разделяла территорию Китая на два региона – западный и восточный (рис. 1) – и основывалась на статистических данных о народонаселении. Западная часть Китая включала в себя территорию 7 миллионов кв. км. и всего 17 млн. населения, тогда как восточная часть – 4 млн. кв. км и 440 млн. населения [Ху, 1935].

5

Рисунок 1. «Линия Ху Хуаньюна» на карте Китая [Ху, 1935].

6 С момента своего появления «Линия Ху Хуаньюна» долгое время оставалась в разряде географических теорий. Однако, начиная с 1980-х годов, с началом осуществления политики реформ и открытости (改革开放), «Линия Ху Хуаньюна» стала приобретать междисциплинарный характер, которая объясняла не только диспропорцию концентрации населения Китая, но и диспропорции в уровне доходов населения, развитости инфраструктуры, обеспеченности продуктами питания, урбанизации, образованности населения, доступу к государственным услугам и так далее. Исследования, показывавшие особенности качества жизни населения по обеим сторонам «Линии Ху Хуаньюна», были включены и в политическую повестку Китая. Диспропорции развития обозначали не только существенные проблемы в устройстве китайского общества, а также проблемы геополитического и геостратегического плана, которые оказывали влияние на управление страной в целом.
7

Подходы к решению проблемы диспропорции в КНР

8

Осуществление политики реформ и открытости в Китае в 1979 году уже опиралось на разделение страны на две части и включало теорию Ху как основную. В период с 1979 по 1995 годы основной фокус развития был направлен на развитие восточных территорий страны, так как они находились близко к портовым городам, а значит и к торговым путям. В этот период экономический рост восточной части Китая составлял в среднем 12,8% ВВП, тогда как в западной только 8,7% [Mission of the People’s Republic of China, 2004].

9

Бурный экономический рост восточной части в течение 17 лет подряд вскрыл проблемы неравномерного развития Китая. В частности, такая политика в рамках Китая сформировала колоссальную внутреннюю рабочую миграцию. По приблизительным оценкам с 1979 по 1992 годы количество мигрантов с запада на восток и с севера на юг составило около 60 миллионов человек, из которых около 40% рабочие из небольших городов, а 60% – рабочие сельско-хозяйственной отрасли [Liu, 1995, p. 304]. Наплыв рабочей силы в развитые регионы восточного Китая обострили такие вопросы как: обеспечение жильем, предоставление рабочих мест, обеспечение продуктами питания и т.д.; а также и социальные проблемы – безработица, бедность, употребление наркотиков, увеличения числа бездомных [Liu, 1995, pp. 305–306].

10 Это повлекло за собой принятие обширной Программы по развитию западной части Китая (西部大开发) в 1999 году, в которую были включены 12 территориальных единиц и один город центрального подчинения, и ее осуществление уже в 2000 году. С позиции «Линии Ху Хуаньюна» задача программы состояла в сдвиге «линии» в западную часть Китая, в территорию которой входили Внутрення Монголия, Синьцзян, Тибет, Нинся, Ганьсу, Цинхай, а также западная часть провинции Сычунь. Первый этап Программы был сфокусирован на направлении трансфертов в западные регионы, развитии инфраструктуры, выделении кредитов. В рамках второго этапа Программы (2010-2020) уделялось внимание разведки ресурсов, таких как уголь, нефть и газ, и увеличению строительства гидроэнергетики, ветроэнергетики и производства фотоэлектрической энергии. В третий этап (2020–2035) больше внимания будет уделяться повышению уровня защиты окружающей среды и эффективности добычи угля, совершенствованию строительства объектов передачи электроэнергии с запада на восток, и предотвращению потерь энергии. Более того в рамках третьего этапа предполагается активное вовлечение западных территорий в проект «Один пояс – один путь» [Го, Лу, 2020, pp. 1–3].
11

Однако, несмотря на то, что «Линия Ху Хуаньюна» была предложена в период республиканского Китая и с тех пор произошло изменение государственного строя (появление коммунистического Китая в 1949 году и его последующее развитием), а также осуществление Программы развития Западного Китая, данная диспропорция претерпела лишь незначительные изменения (табл. 1). То есть, примерно за 20 лет осуществления Программы количественные изменения «Линии Ху Хуаньюна» составляют десятые процента.

12

Таблица 1. Показатели территориальной диспропорции Китае.

Годы

Восточная часть 

Западная часть

Площадь (%)

Население (%)

Площадь (%)

Население (%)

1933

36

96

64

4

1953

43,24

94,8

56,76

5,2

1982

43,07

94,23

56,93

5,77

1990

42,9

94,13

57,1

5,87

2000

43,24

93,89

57,1

6,11

2010

43,24

93,68

56,76

6,32

2019

43,7

≈ 94

56,3

≈ 6

Источник: расситано и составлено на основе китайских научных сатей и статистистических данных [Лю, Ван, 2004, с. 480; Цы и др. 2015, с. 554; Чэнь и др., 2016, с. 183; Жуйин, 2019].

13 Как видно из приведенной таблицы c 1933 по 2019 годы изменение концентрации населения в процентном соотношении произошло только на 2 пункта, а в территориальном - около 8 пунктов. Таким образом, Программа по развитию Западного Китая в контексте «Линии Ху Хуаньюна» не привела к существенным изменениям. Очевидно, что главной причиной этому служит продолжающаяся миграция в развитые регионы Восточного Китая из неразвитых западных территорий.
14

Из-за нерешенности вопроса «Линии Ху Хуаньюна» в 2013 году премьер-министром КНР Ли Кэцяном на симпозиуме Китайской академии наук были подняты три вопроса к Линии: "Следует ли ее ломать? Можно ли ее сломать? Как ее сломать?». Эти вопросы китайское ученое сообщество приняло в работу, одновременно консультируя государственные программы развития [Ван и др., с. 1059]. К решению проблемы диспропорции развития руководством КНР в 2014 году была предложена национальная стратегия «Государственный план урбанизации нового типа (2014-2020 гг.)». В рамках Плана подразумевалось отойти от принципов экстенсивной урбанизации и сфокусироваться на ее качестве с учетом проблем уменьшения сельского населения и старения населения. Основные изменения должны были произойти на четырех уровнях: оптимизация и планирование урбанизации, повышение потенциала устойчивого развития городов, содействие интеграции городских и сельских районов, продвижение урбанизации мигрирующего населения из сельских регионов [Гоцзя синьсин, 2014]. Позже к данному Плану была введена дополнительная стратегия урбанизации, получившая название «Три по сто миллионов человек» (三个一亿人), в рамках которой первая сотня должна была переселиться из сельской местности в городские районы, вторая сотня должна быть направлена на постоянное место жительства из восточных районов в центральные и западные районы, ремонт городских трущоб и пригородов, в которых проживает третья сотня, позволяющий улучшить качество жизни [Гоцзя фагайвэй чжаши туйцзинь «саньгэ и и жэнь» чэнчжэньхуа фан’ань дэ шиши, 2015]. Однако как показывает статистика (табл. 1) данная политика урбанизации не привела к существенным изменениям «Линии Ху Хуаньюна». Главной задачей планов урбанизации было установление контроля над миграционными потоками, так как общая миграция рабочих из сельской местности к 2015 году составляла примерно 230 миллионов человек [Ван, Дэн, 2016, с. 826–829].

15 Осуществление указанных государственных программ и планов в 2020 году показало неэффективность национальной политики по смещению «Линии Ху Хуаньюна» на запад. Данный год стал переломным с точки зрения подходов к решению проблематики диспропорции территориального развития. Статистические данные показали слабость и непродуманность планов развития территорий Китая.
16

В 2020 году возникает принципиально новое видение проблематики развития Китая. Было предложено развитие Китая в рамках новой стратегии, которая получила название «Линия Бо-Тай» (博台线). «Линия Бо-Тай» берет свое начало в городе Болэ в Синьцзян-Уйгурском Автономном Районе и оканчивается в городе Тайбэй, столице Тайваня. Она разделяет современный Китай на Северо-Восточную и Юго-Западную части и, в свою очередь, формирует более сбалансированное разделение территории КНР (рис. 2). Более того, эта стратегия впервые включает остров Тайвань в государственные программы развития КНР.

17

«Линия Бо-Тай» в количественном выражении демонстрирует, что в северо-восточной части количество населения составляет 55,45%, а в юго-западной – 44,55%. Эти показатели существенно отличаются от показателей «Линии Ху Хуаньюна», хотя в плане территориального неравенства показатели двух Линий практически равны: ≈ 60:40 – северо-восточная часть занимает 41,3% территории, а юго-западная – 58,7%. 

18

Рисунок 2. «Линия Бо-Тай» и «Линия Ху Хуаньюна» [Фан, 2020].