Reconstruction of the Design of the General Entrance to the Mine Temple at Abu Erteila by Surviving Architectural Details
Reconstruction of the Design of the General Entrance to the Mine Temple at Abu Erteila by Surviving Architectural Details
Annotation
PII
S086919080015890-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Sergey V. Vetokhov 
Occupation: Senior researcher
Affiliation: Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
41-54
Abstract

 The Russian-Italian mission has been conducting archaeological excavations of the temple complex at Abu Erteila (Sudan) since 2009. In recent years, two temples of different sizes have been discovered – the so-called main and small, belonging to the Meroitic period of the Kingdom of Kush.

 The earlier analysis of the architectural details found near the main temple and the comparative analysis of its layout with similar temples of the same period allowed to make its general reconstruction, but there were still open questions about the details of the decoration of the general, internal and lateral passages of the temple.

 Temples built with combined materials (mud brick, fired brick and sandstone), such as the temple at Abu Erteila, have been preserved in a severely damaged state and not all of them have been fully published or reconstructed. Therefore, this reconstruction was mainly based on the sandstone temples, the details of which are better preserved and which have been reconstructed.

 The analysis of the shape, surfaces and plasters of the architectural details allows to ground some of them as belonging to the decoration of the general entrance to the temple and make conjecture about the location on the main (east) facade.

 The general entrance features an architrave above the entrance, ending in a two-tiered cavetto cornice but without a crowning uraeus frieze; the corner elements of the cornice had a vertical rectangular incision, the only known analogue of which decorates the entrance to the lion temple at Musawarat as-Sufra.

Although the ancient builders were guided in the details by sandstone constructions, the use of simpler materials (mud brick and fired brick) may still have imposed restrictions on the choice of decoration elements towards the simpler ones.

Keywords
architecture, reconstruction, Sudan, Abu Erteila, Meroe, Meroitic period
Received
21.06.2022
Date of publication
22.06.2022
Number of purchasers
13
Views
287
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 200 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2022
1 Храмовый комплекс в Абу Эртейле на данный момент представляет собой несколько искусственных холмов, на трех из которых, получивших обозначение Ком I–III, проводились археологические раскопки совместной российско-итальянской экспедицией с 2009 г. Начиная с 2013 г. работы в основном были сосредоточены на Коме II, где самым крупным обнаруженным сооружением является здание так называемого главного храма, представляющего собой классический пример небольшого многокомнатного храма мероитского периода с трехчастной структурой – святилище (помещение 26), пронаос (помещение 25) и колонный зал (помещение 27) (рис. 1). Комплексный анализ изображений и надписей на обнаруженном в святилище алтаре, керамического и др. материала позволил отнести строительство храма к I в. н.э. [Kormysheva et al., 2019, p. 227–230]. Проведенный анализ его планировки и обнаруженных архитектурных деталей дал возможность осуществить его общую реконструкцию – высоту колонн, стен и пилона [Ветохов, 2020]. Но оставались открытыми вопросы по идентификации и оригинальному местоположению целого ряда архитектурных деталей, предположительно, являвшимися элементами оформления основного входа в храм, внутреннего прохода из колонного зала в пронаос или боковых проходов. Несмотря на малочисленность аналогий, связанную с плохой сохранностью подобных храмов этого периода и неполную их публикацию исследователями, в рамках данной статьи предпринята попытка осуществить реконструкцию оформления основного входа в храм, расположенного с восточной стороны между двумя башнями пилона.
2 Главный храм был построен из различных материалов: сырцового и обожженного кирпича, простого и железистого песчаника, а также дерева. Но основным строительным материалом был сырцовый кирпич, из которого был сложен основной массив стен и башен пилона. Обожженный кирпич использовался для сооружения фундамента, некоторых частей пилона и оформления внутренних, и внешних проходов. Из железистого песчаника были изготовлены пороги проходов в храме, им же был вымощен пол святилища (наоса) и проход к нему в пронаосе. Дерево использовалось в конструкции кровли, остатки балок которой были обнаружены во время археологических раскопок в колонном зале.
3 Данные строительные материалы являлись основными при сооружении большинства подобных небольших многокомнатных храмов мероитского периода, различающихся степенью их применения. Так, большая часть стен храма KC 100 в Мероэ была сложена из сырого, необожженного кирпича, а железистый песчаник и обожженный кирпич использовались только для нижних частей стен [Shinnie, Anderson, 2004, p. 18]. В то время, как при сооружении стен храма M 720, находящегося в 25 метрах к западу от храма KC 100, в основном использовался обожженный кирпич и переиспользованные блоки желтого песчаника [Shinnie, Anderson, 2004, p. 27].
4 Несмотря на свои хрупкие свойства, песчаник широко использовался в храмовом и дворцовом строительстве. Так, самые характерные и сложные по форме архитектурные детали (колонны, карнизы, фризы, элементы рельефного декора и др.) у всех храмов изготавливались из одного материала – песчаника. По завершению строительных работ, храмы покрывались штукатуркой с покраской [Adams, 1984, p. 275], о чем говорят многие найденные нами детали из песчаника сохранившие фрагменты штукатурки, шпаклевки и следы покраски, которые не только придавали цельный вид сооружению, нивелируя применение различных материалов, но и в какой-то степени защищали его от внешних воздействий.
5 Между тем, в мероитский период не только крупные, но и небольшие храмы также строились и целиком из песчаника, как, например, львиные храмы MUS 1000 в Мусавварат эс-Суфре и N 200 в Наге, хорошая сохранность которых позволила ориентироваться на них при реконструкции храма в Абу Эртейле.
6 АРХИТЕКТУРНЫЕ ДЕТАЛИ
7 В ходе археологических раскопок внутри и в непосредственной близости от главного храма были обнаружены как целые, так и фрагменты архитектурных деталей, выполненных из песчаника: 7 деталей полукруглых карнизов (6 из которых угловые), 2 валика (торуса), части от трех водосточных желобов в виде лежащих львов, фрагменты колонн и капителей, и другие небольшие детали [Ветохов, 2020, с. 59–60, рис. 2, 3].
8 Учитывая, что при ранее проведенной общей реконструкции храма, сохранились вопросы именно по расположению карнизов и валиков, то в рамках данной статьи сосредоточимся на анализе именно этих двух архитектурных элементах.
9 Карнизы. Найденные детали карнизов из песчаника, представляющие собой полку (горизонтальный прямоугольный выступ) с прямой выкружкой (вогнутый профиль в четверть окружности), имеют различную высоту: 36, 32, 28, 26, 24 и 22 см. Можно предположить, что самый крупный из них (AE16/II-R27/st11–st12), венчал угол пилона, а остальные карнизы венчали стены или являлись элементами оформления внешних и внутренних проходов храма. Но кроме рассортировки угловых карнизов по высоте, их можно классифицировать по их месторасположению, выделив два основных типа: 1 – располагающиеся на стене (венчающие стены или пилон) (рис. 2, 1) и 2 – размещавшиеся в стене (оформляющие проходы) (рис. 2, 2). К первому типу можно отнести три угловых карниза – AE16/II-R27/st11-st12, AE16/II-R27/st15 и AE16/II-54/st1, имеющих большое плоское основание и отсутствие следов, говорящих о том, что какая-либо из их частей уходила в стену и в ней фиксировалась. Ко второму типу можно отнести остальные три карниза – AE17/II-59/st2, AE17/II-60/st1a и AE16/II-R27/st16, имеющих части, встраиваемые в стены, для фиксации. Подобный тип углового карниза, встраиваемого в стену, имеет узнаваемую форму и встречается практически во всех известных нам храмах исследуемой эпохи. Между тем, карнизы AE17/II-59/st2 и AE17/II-60/st1a имеют детали, нуждающиеся в особом внимании (рис. 3).
10 Так, карниз AE17/II-59/st2 имеет два радиуса прямой выкружки разного размера, образуя вертикальный прямоугольный врез между ними (рис. 2, ), стилистическое назначение которого – визуально «смягчать» внешние выступающие углы портала в верхней части. Схожую роль, например, выполняют угловые вертикальные валики на внешних ребрах пилона и стен храма.
11 Также, данный карниз на своей верхней и боковых плоскостях сохранил фрагменты двух слоев штукатурки (с мелкой и крупной фракцией). А учитывая, что штукатурка является основой для шпаклевки и последующей покраски, то можно заключить, что финишная отделка верхней плоскости свидетельствует, что над карнизом уже ничего не размещалось, – он являлся завершающим элементом портала. А фрагменты штукатурки со следами шпаклевки на боковых плоскостях говорят о том, что карниз не был утоплен в стену и практически полностью выступал относительно наклонной плоскости пилона на 56 см., что возможно только если портал входа был вертикальным, а не наклонным как стены пилона (рис. 5).
12 Карниз AE17/II-60/st1a, судя по наличию не выровненных плоскостей, встраивался в стену и в отличие от остальных карнизов имеет выкружку сложной формы. А учитывая его небольшую высоту (ок. 17,5 см) и наличие вертикального прямоугольного вреза на одном из углов, совпадающим по размерам с врезом предыдущего карниза, можно сделать предположение, что он мог размещаться под основным карнизом бо́льших размеров (рис. 4), являясь его продолжением. Кроме того, оба карниза были найдены рядом – перед основным входом в храм, что также может указывать на их близкое оригинальное местоположение в оформлении портала.
13 Учитывая, что третий найденный карниз AE16/II-R27/st16, встраиваемый в стену, не имеет вертикального углового вреза, то относится к оформлению другого входа. А судя по месту его обнаружения, вероятнее всего, являлся элементом оформления внутреннего прохода – из колонного зала в помещение пронаоса.
14 Валики. Два найденных угловых валика полукруглого сечения (AE16/II-R27/st9 и AE16/II-54/st2) имеют высоту 14,8 и 8,5 см. Самый большой, судя по его форме, служил верхним угловым элементом пилона и размещался непосредственно под угловым элементом карниза, венчающего пилон. Другой небольшой валик, вероятно, мог быть элементом оформления одного из проходов храма, в частности основного, являясь основанием двухъярусного карниза (рис. 4).
15

Обнаруженный декоративный элемент оформления архитрава с барельефными изображениями солнечного диска и двумя уреями (38×29×15 см, AE16/II-44/st1), вероятно, украшал проход в пронаос, судя по месту его нахождения, но можно не исключать его оригинального расположения и на портале основного входа в храм.

16

В итоге, суммируя выводы на основе анализа обнаруженных архитектурных деталей, оформление главного (восточного) входа в храм в Абу Эртейле могло представлять собой вертикальный портал, увенчанный двойным карнизом и валиком в их основании, с вертикальным врезом на его боковых ребрах, и без венчающего фриза с уреями (рис. 5).

17 Исходя из нашего предположения, что кровля храма была единой, захватывая как стены, так и портал, – высота портала могла равняться или быть близкой высоте боковых стен храма (ок. 4,58 м) [Ветохов, 2020, с. 66].
18 ПОИСК АНАЛОГИЙ
19 Примеры небольших многокомнатных храмов, имеющих схожую планировочную структуру, схожую с храмом в Абу Эртейле, например, можно встретить в Мероэ (KC 100, M 720 и KC 104), Наге (N 200), Вад-Бен-Наге (WBN 500) и в Соният (TRG 40 (фаза строительства, относящаяся к мероитскому периоду)) [Wolf, 2006, p. 244]. Но аналогии в оформлении порталов можно искать и у однокомнатных, и двухкомнатных храмов со схожими размерами главного фасада. Так, очень близкими аналогами по длине главного фасада храма в Абу Эртейле (10,70 м) могут быть и однокомнатные храмы N 300 (10,41 м) и N 400 (10,77 м) в Наге, MUS 1000 в Мусавварат эс-Суфре (11,98 м), и двухкомнатный храм B 600 (10,60 м) в Гебель Баркале. Известны и другие небольшие многокомнатные храмы в Мерое, относящиеся к мероитскому периоду, но не раскопанные или раскопанные на данный момент частично, например, MJE 105, M 291 и M 600A [Wolf, 2006, p. 244].
20 Практически все перечисленные выше храмы сохранились в сильно разрушенном состоянии, часто едва возвышаясь над своими фундаментами, и не все они были полным образом опубликованы и к тому же реконструированы. Особенно это касается храмов, стены которых выполнены из комбинированных материалов. Так, например, в публикации раскопок храмов KC 100, KC 104 и M 720 в Мероэ, [Shinnie, Anderson, 2004, Pp. 10–36, 56–62] подробным образом описаны материалы из которых был сооружен храм и детали, содержащие надписи и декор, но не отражена информация о найденных архитектурных деталях, оформлявших стены и порталы. Хотя, учитывая, что по своей планировке, размерам и примененным строительным материалам они являются близкими аналогами храма в Абу Эртейле, то информация об их архитектурных деталях могла бы помочь его реконструкции.
21

Иначе обстоит ситуация с храмами, построенными целиком из песчаника, лучшая сохранность деталей которых позволила реконструировать некоторые из них и даже востановить, как, например, храм MUS 1000 в Мусавварат эс-Суфре [Hintze, 1971, Taf. 15]. А анализ почти 1200 каменных блоков храма N 200 в Наге позволил воссоздать не только рельефное убранство, обрушившихся стен храма, но и осуществить его общую виртуальную реконструкцию [Kröper, Schoske, Wildung, 2011, Abb. 78, 90, 91]. Таким образом, именно храмы, построенные целиком из песчаника, могут служить аналогами для реконструкции главного храма в Абу Эртейле, тем более, что древние строители, работая с комбинированными материалами, все равно ориентировались на каменные сооружения как в целом, так и в деталях.

22

Карниз с двойной выкружкой. Вертикальный портал. На данный момент нам известно только об одном карнизе с двумя выкружками различного размера и с вертикальным врезом, подобных карнизу в Абу Эртейле, также оформляющим вход, – в львином храме MUS 1000 в Муссаварат эс-Суфре. Археологические раскопки львиного храма велись экспедицией из университета Гумбольдта в Берлине под руководством Фрица Хинца с 1960 по 1970 год. В последующем им же была осуществлена реконструкция и реставрация храма. Но на чертеже реконструкции [Hintze, 1971, Tafel 15, 19, 109], как и на реальной реставрации храма (рис. 7) портал имеет легкий наклон, располагаясь параллельно башням пилона. В результате карниз, с двумя прямыми выкружками разного размера как у карниза AE17/II-59/st2 мы видим утопленным в стену. Это выглядит странно, поскольку теряется смысл в одной из выкружек, полностью утопленной в наклонную плоскость пилона. Хотя, судя по фотографиям на момент начала раскопок и архитектурно-археологическим обмерам [Hintze, 1971, Tafel 18, 108], когда высота сохранившихся стен храма не превышала полтора метра, стены портала скорее вертикальны, чем имеют наклон. Если бы стены портала входа были реконструированы вертикально, венчающий его карниз не заглублялся бы в стену настолько сильно и стали бы видны обе выкружки.

23 Причина, по которой Ф. Хинцем портал главного фасада был реконструирован наклонно, понятна, учитывая, что подавляющее большинство порталов в храмы имеют наклон, повторяющий наклон фасада пилона. В то время, как примеры, где портал входа имеет вертикальную внешнюю плоскость чрезвычайно редки. Как, например, у солнечного храма M 250 в Мероэ, относящемуся к I веку до н. э. [Hakem, 1988, p. 212, fig. 32].
24

Порталы без уреев. Вертикальность и наличие прямой выкружки с врезом – не единственные особенности портала в Абу Эртейле. Так, наличие двух слоев штукатурки (крупной и мелкой фракции) на верхней плоскости карниза из оформления главного портала говорят о том, что он был завершающим элементом оформления и на нем сверху уже ничего не размещалось. В то время, как наиболее распространенным, классическим приемом оформления является фриз из уреев (ряда вздыбленных кобр), венчающий портал, о чем можно судить по реальным реконструкциям храмов из найденных архитектурных деталей, либо их фрагментам. И только в редких случаях мы видим его отсутствие, как, например, в храме N 200 в Наге [Kröper, Schoske, Wildung, 2011, Abb. 78], в M 250 в Мероэ [Hakem, 1988, p. 212, fig. 32] и на реконструированном фасаде храма в Аулибе [Sander, 2015, p. 313, fig. 13]. Возможно, подобных примеров было бы больше и не только из храмов, сооруженных целиком из песчаника, но и построенных из комбинированных материалов, если бы во время археологических раскопок шел учет всех обнаруженных деталей, даже незначительных и они были отражены в публикациях. Ведь признаком является не только наличие какого-либо элемента, но и его отсутствие.

25 Двойные карнизы. Комбинация из двух карнизов, когда под большим располагается карниз меньших размеров – является не редким приемом. Но найти схожий аналог двойного карниза, но без фриза с уреями, как у реконструированного нами на основном входе в главный храм в Абу Эртейле, пока не удается. Вероятно, это можно объяснить тем, что как сами храмы, так и их детали, выполненные из комбинированных материалов (песчаника и обожженного кирпича, покрытого значительной по толщине штукатуркой) как в Абу Эртейле, хуже сохранились, чем сооруженные целиком из песчаника. Так же, возможно, в главном храме в Абу Эртейле из-за применения более простых строительных материалов мастера отказались от сложного протяженного резного декора, как, например, фриз из уреев, требующего его изготовления целиком из песчаника. Таким образом, не исключено, что сочетание большого и меньшего по высоте карниза в Абу Эртейле компенсировало более распространенную комбинацию, встречающуюся у храмов, сооруженных целиком из песчаника, – одинарного карниза с венчающим его фризом из уреев.
26 В итоге, мы можем заключить, что несмотря на то, что при строительстве сооружений из комбинированных материалов древние строители ориентировались в деталях на сооружения из песчаника, применение более простых материалов все же могло накладывать ограничения на выбор элементов декорирования в сторону более простых в исполнении.
27 Далеко не все еще вопросы решены по реконструкции главного храма в Абу Эртейле. Так, еще предстоит работа над реконструкцией оформления внутренних и боковых проходов в храме. Кроме того, перед основным входом в храм размещалось два пьедестала из обожженного кирпича, возле северного из которых, было найдено основание и множество осколков статуи сокола из песчаника, работа над реконструкцией внешнего облика которого еще предстоит.

References

1. Vetokhov S.V. Reconstruction of the Mine Temple at Abu Erteila bu Surviving Architectural Details. Vostok (Oriens). 2020. No. 5. Pp. 54–67 (in Russian).

2. Adams W.Y. Meroitic Architecture: An Analytical Survey and Bibliography. Meroitica 7. Berlin: Akademie Verlag, 1984. Pp. 255–279.

3. Hakem A.M.A. Meroitic Architecture: a Background of an African Civilization. Khartoum: Khartoum University Press, 1988.

4. Hintze F. Musawwarat es Sufra. Band I, 2. Der Löwentempel. Berlin: Akademie Verlag, 1971.

5. Kormysheva E., Lebedev M., Malykh S., Vetokhov S. Abu Erteila. Excavations in progress. Moscow: IOS RAS, 2019.

6. Kröper K., Schoske S., Wildung D., Königsstadt Naga. Naga – Royal City. Grabungen in der Wüste des Sudan. Excavations in the Desert of the Sudan. München und Berlin, 2011.

7. Sander A. Sandstone Reliefs and Other Architectural Details Revealed in the Awlib Temple Complex in 2003: A Preliminary Analysis. Zach. M.H. The Kushite World: Proceedings of the 11th International Conference for Meroitic Studies. Vienna, 1–4 September 2008. Vienna: Verein der Förderer der Sudanforschung, 2015. Pp. 307–317.

8. Shinnie P.L., Anderson J.R. The Capital of Kush 2, Meroë Excavations 1973–1984. Meroitica 20. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2004.

9. Wolf P. Temples in the Meroitic South – Some Aspects of Typology, Cult and Function. I. Caneva, A. Roccati (eds.) Acta Nubica, Proceedings of the X International Conference of Nubian Studies, Rome, 9–14 September 2002. Rome, 2006. Pp. 239–262.

Comments

No posts found

Write a review

(additional_1.jpg) [Link]

(additional_2.jpg) [Link]

(additional_3.jpg) [Link]

(additional_4.jpg) [Link]

(additional_5.jpg) [Link]

(additional_6.jpg) [Link]

(additional_7.jpg) [Link]

Translate