Royal women-sistrophoroi: to the interpretation of sistrum symbolism un cultic practice of the New Kingdom Period
Royal women-sistrophoroi: to the interpretation of sistrum symbolism un cultic practice of the New Kingdom Period
Annotation
PII
S086919080015730-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vladimir A. Bolshakov 
Occupation: Associate Professor, Research Fellow
Affiliation: RUDN University, Russian State University for the Humanities
Address: Moscow, Moscow, Russia
Edition
Pages
25-35
Abstract

The present article deals with the symbolism of the sistrum in the cultic and ceremonial practice of the New Kingdom period. As a sacred musical instrument, closely associated with Hathor and other goddesses identified with her (Tefnut, Sakhmet, Bastet, Iusaas, Nebet-Hetepet), the sistrum of two types (sSSt and sxm) was widely used in performing various religious rituals and ceremonies.

Since the dominant type in the iconography of the king’s wives and mothers of the New Kingdom is their image playing the sistrum/sistra, the author focuses primarily on the main female representatives of the royal family. The article provides a brief overview of iconography, laudatory epithets of royal women and accompanying inscriptions to the use of sistra. A study of official cultic and ceremonial scenes with royal women shaking sistra, allows the author to define three main objects of veneration: a. gods; b. goddesses; c. king.

The author also puts into doubt the interpretation widespread in modern Egyptology, according to which, the sexual energy of the supreme deity was stimulated through playing music. Moreover, the absence of the important title “god’s wife/hand” in the protocol of some royal women does not allow reducing their cultic role to the personification of the consort/daughter of a solar deity. A critical approach to this interpretation makes it possible to state that playing sistra was not an exclusively female prerogative and was not limited to the strict opposition “royal woman – god”. Besides, one can conclude that the use of sistra as liturgical objects was a prerequisite for performing offering rituals.

Keywords
Ancient Egypt, New Kingdom, ancient Egyptian queens, sistrum, temple cult, ancient Egyptian religion
Received
07.07.2021
Date of publication
24.08.2021
Number of purchasers
17
Views
1172
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1 Систр, широко применявшийся с эпохи Нового царства в культово-церемониальной практике, относился к сакральным предметам, наделявшимся, по представлениям древних египтян, свойствами магическими защиты и умиротворения богов и людей. Сохранившиеся подлинные образцы, изобразительные и эпиграфические источники свидетельствуют о существовании двух типов систров. Главное различие между ними состояло в конструкции верхней части: у одного она была выполнена в форме наоса (или храмового портала)1, а у другого представляла изогнутую металлическую пластину (рис. 1). Среднюю часть систров обоих типов занимал двухсторонний маскарон богини Хатхор, иногда дополненный широким ожерельем и другими декоративными элементами2. Согласно поздним текстам, первый тип систра назывался sSSt, а второй – sxm [Elwart, 2015, p. 111–113; Elwart, 2018, p. 383]3. О терминологическом различии обоих типов систров в связи с их конструктивными особенностями и материалом было написано уже немало4, поэтому ограничимся лишь констатацией того факта, что систр в форме наоса являлся более древним типом, известным с эпохи Древнего царства5. Имеются основания предполагать, что этот тип систра первоначально применялся в качестве магического жезла или фетиша, наделявшегося силой вызывать плодородие [Jéquier, 1921, p. 82; Bleeker, 1973, p. 60]. В целом, не подлежит сомнению, что в культово-церемониальной практике сама форма и материал систров, имевших многоплановую смысловую нагрузку, усиливали магическую действенность производимого ими звука.
1. Согласно альтернативной точке зрения, это – пилон с воротами (bḫn), также являвшийся атрибутом богини Хатхор [Desroches Noblecourt, Kuentz 1968, I, p. 194. Также см.: [Pinch, 1993, p. 138].

2. Или Бат, богини седьмого верхнеегипетского нома @wt-sxm [Pinch, 1993, p. 135].

3. Следует отметить, что терминологическое различие между обоими типами систров весьма условно [Reynders, 1998, p. 1014–1026; Manniche, 2010, p. 14]. Здесь и далее мы придерживаемся вышеуказанного соотнесения терминов с формой инструментов, хотя в научных работах оно весьма варьируется. Например, К.T. де Вартаван, С.-А. Нагиб и Л. Госслан под систром-sxm, напротив, понимают систр в форме наоса, а под sSSt –дугообразной систр [Vartavan de, 1986, p. 26–29; Naguib, 1990, p. 69–60; Gosselin, 2007, p. 14].

4. Укажем лишь некоторые работы [Hickmann, 1956, p. 20–21; Daumas, 1970, p. 72–76; Ziegler, 1984, cols. 959–963; Vartavan de, 1986, p. 26–29; Reynders, 1998, p. 1013–1026; Elwart, 2005, р. 17–26; Elwart, 2015, p. 110–113 ; Elwart, 2018, p. 382–385; Gombert-Meurice, 2018, p. 376-381].

5. Ziegler, 1984, cols. 959 и сноски 17–18; Jéquier, 1921, p. 79–80.
2 Независимо от типа систры были прежде всего связаны с культом богинь, ассоциирующихся с так называемой «удалившейся богиней» – гневным или мирным аспектом Ока Ра – Хатхор, Тефнут, Сехмет, Бастет и Мут [Daumas, 1970, p. 72; Bleeker, 1973, p. 60]. Согласно поздним текстам из храмов греко-римского времени, скорее всего имевшим значительно более древнее происхождение, систрам приписывалось смягчение гнева богини и ее обращение в благосклонную форму: «систр-sxm Сехмет устраняет гнев твой, систр-sSSt ка твоего ярость твою» [Daumas, 1970, p. 72; Dendara VII, p. 91, pls DCXVII, DCXXII]; «Ихи великий, сын Хатхор..., который заставляет исчезнуть ярость матери своей» [Cauville 2011, p. 172; Edfou II, p. 41]; «Встряхиваю я систром-sSSt перед лицом твоим прекрасным, систром-sxm для ка твоего...», «Хатхор... умиротворенная ты со мной…, не насылай на меня проклятие твое» [Cauville 2011, p. 172; Dendara IV, p. 75–76]. Таким образом, оба типа систра наделялись способностью умиротворения богов и привлечения внимания к адоранту в их милостивом аспекте. Согласно текстам из храма Хатхор в Дендере, в наибольшей степени раскрывающим сакральное значение символики систров, они также применялись для ритуального «очищения» пространства от всего нечистого или враждебного божеству: «Систр-sSSt в правой руке (моей) отражает ярость твою, ожерелье-mnit в левой руке (моей) отражает неистовство твое» [Cauville 2011, p. 172; Dendara III, p. 27]; «Взял я систр-sSS(t), схватил я систр-sḫm (и) изгоняю враждебного владычице неба (т.е. Хатхор)» [Blackman, 1921, p. 21; Dendara VII, p. 199, pl. DCLXXXVIII]. На характер использования систров как апотропея и средства ритуального очищения указывают, в частности, сцены из Дендеры, в которых безымянный царь кадит перед ковчегом Хатхор под аккомпанемент систров, которыми встряхивает царица [Dendara VII, pls DCLXXXVII, DCLXXXVIII; Dendara VIII, pl. DCCCLXVII].
3 До середины XVIII династии систр достаточно редко встречается в иконографии представительниц царской семьи6, причем обычно инструмент показан вне своего прямого применения: или в опущенной вдоль тела руке, или прижатым к груди наподобие жезла7. Как литургический инструмент систр впервые засвидетельствован на фрагменте рельефе с изображением Меритра-Хатшепсут, держащей перед собой богато украшенный систр в форме наоса [Van Siclen III, 1987, p. 62, fig. 8]. Позднее сцены с царственными женщинами с систром в руках встречаются уже на памятниках времени Аменхотепа III, при котором происходит заметное усиление сакральной роли великой царской супруги и отчасти царевен. При Аменхотепе III также формируется ставший впоследствии «стандартным» иконографический тип изображения супруги царя – встряхивающей систром/систрами перед тем или иным божеством8 (рис. 2). Последующее развитие данная иконография получила в Амарнский период, будучи представленной многочисленными сценами поклонения Атону с участием Нефертити и царевен. По всей видимости, присутствие в Амарнской иконографии систра, имевшего глубокие ассоциации с образом Хатхор, следует объяснять первоначально терпимым отношением Эхнатона к богине, издревле связанной с гелиопольской солярной теологией. Тем не менее позднее, после перехода солнцепоклонничества Эхнатона в более радикальную фазу, систр в форме наоса из официальной иконографии был все-таки исключен [Manniche, 2010, p. 15], что в свою очередь косвенно подтверждает существовавшую разницу в смысловой нагрузке обоих типов систров. В пост-Амарнский период изображение царственных женщин с систрами в руках становится доминирующим типом в их иконографии, на основании чего можно предположить, что музыкально-вокальное сопровождение ритуалов стало основной формой их участия в культе и прочих официальных церемониях. Во всяком случае в иконографии периода Рамессидов систр становится постоянным атрибутом царской супруги [Troy, 2008, p. 162–163] (рис. 3). Во всех известных автору сценах вне зависимости от объекта поклонения используются оба типа систра – sSSt и sxm, – а со времени Рамессидов они нередко используются параллельно.
6. Как полагает Л. Грин, систр впервые оказывается связанным с царским домом именно со Среднего царства. Однако, был ли придворный ритуал заимствован из храмового ритуала, или наоборот, и в какой момент систр стал использоваться царственными женщинами вне культа Хатхор, сказать невозможно [Green, 1988, p. 415].

7. См., например: переделанное изображение царевны Нефрура в Дейр эль-Бахри [Szafrański, 2007, p. 144–145, figs 3B–C,E], изображение Тии на стеле Себекнахта (Музей египетского искусства. Мюнхен. Gl. WAF 28 [Bayer, 2014, taf. 72,73a]), фрагмент рельефа с изображением Тии из Гермополя (блок 670 [Bayer, 2014, taf. 46a]).

8. В ритуальных сценах встряхивания систрами обоих типов в основном фигурирует великая супруга царя Тии [Robins, 1980, p. 202]. См. сцены из храмов Ком эль-Хеттан [Haeny et al., 1981, taf. 5 a–c], Солеба [Schiff-Giorgini et al.,1998, pls 125, 139, n. Sb 280], Элефантины [Bayer, 2014, taf. 49 a], из гробницы Херуэфа [Kheruef, 1980, pls 8–9]).
4 Сакральным предметом, имеющим смысловые параллели с систром, и также тесно связанным с культом Хатхор, являлся особый вид украшения – ожерелье-mnit. В иконографии царственных женщин ожерелье-mnit появляется только с эпохи Нового царства, но, согласно «Рассказу Синухета», входило наряду с систрами в число сакральных атрибутов представительниц царской семьи, по меньшей мере, с начала XII династии: «Привели царских детей (и) сказал Величество Его супруге (своей): «Смотри, Синухет (вернулся) азиатом-aAm, порождением азиатов-styw!» (И) вскрикнула она очень громко, (и) царские дети закричали все вместе; сказали они Величеству Его: «Не он это, воистину, государь, господин мой». (Но) сказал Величество Его: «Это он, воистину». Тогда принесли они с собой ожерелья-mnit свои, систры-sxm свои и систры-sSSt свои, (и) протянули их Величеству Его: «Да (прострешь) руки твои к Прекрасной, царь вечности, к украшениям владычицы неба! Да даст Золотая жизнь ноздрям твоим (и) да соединится с тобой госпожа звезд!» [Blackman, 1972, p. 37–38, сткк. 263-271]. Функциональный и символический параллелизм обоих предметов убедительно подтверждают сцены из частных гробниц, в которых женщины показаны встряхивающими одновременно ожерельем-mnit и систром [Blackman, 1914, pls II, XVIII–XIX, fig. 1; Davies, 1915, pl. XIX; Davies, 1943, pls LXX–LXXI; Kheruef, 1980, pls. 47, 57]. Однако использование ожерелья-mnit в ритуальном контексте в качестве перкуссии засвидетельствовано на памятниках частных лиц, но не у представительниц царской семьи, которые чаще всего изображены держащими его в руке только как статусный атрибут9 (рис. 4).
9. Например: царевна Нефрура [Szafrański, 2008, p. 281–282, figs 11–2], царевны в сценах хеб-седа Аменхотепа III [Schiff-Giorgini et al., 1998, pls 94, 97, 124–125, 127], царевна Небетах [Kozloff et al., 1993, p. 35, fig. II.5], Нефертари Меритенмут [Schmidt, Willeitner, 1994, s. 21, abb. 23a], Меритамон (III) [Schmidt, Willeitner, 1994, s. 31, abb. 36].
5 В культово-церемониальных сценах эпохи Нового царства с участием царственных женщин, звенящих систром/систрами, можно выделить три основных объекта поклонения: а. боги; б. богини; в. царь. Большинство сцен относится к первым двум категориям и обычно связано с ритуалами жертвоприношения, которое царь совершает в сопровождении своей главной супруги. Как правило, композиция таких сцен имеет следующее построение: царь приносит жертвы божеству или группе божеств, а стоящая позади него супруга встряхивает систром/систрами10. Чаще всего данный сюжет встречается в сценах почитания Амона-Ра, Атона, Хатхор, Мут, Бастет, Исиды, хотя объектом поклонения с использованием систров могло быть практическое любое божество. В тех сценах, в которых объектом поклонения является или подразумевается не собственно божество, а царь, адорантами в большинстве случаев выступают не его супруги, а царевны. Ранее всего изображения царевен с систрами и ожерельями-mnit появляются при Аменхотепе III и сюжетно связаны с хеб-седными церемониями11. Получив дальнейшее развитие при Эхнатоне, тип сцен с групповыми изображениями царевен с систрами в руках12 достиг кульминации в виде процессий дочерей Рамсеса II и Рамсеса III (рис. 4). При этом, как было, подмечено Г. Ксекалаки, в большей части процессий рамессидских царевен отсутствует конкретный адресат [Xekalaki, 2007, p. 153], что позволяет предполагать, что объектом почитания может быть как царь, так и божества, которым был посвящен храм13. Такие «шаблонные» изображения процессий рамессидских царевен с дугообразными систрами и ожерельями-mnit сохранились в нескольких фиванских и нубийских храмах: в Абидосе [PM VI, 3 (13)–(18); Schmidt, Willeitner, 1994, s. 18, abb. 21], Луксоре [Leblanc, 2009, p. 199, 216, figs 233, 254], Вади эс-Себуа [Gauthier, 1912, pls XXVII, XXIX–XXX], Дерре [Blackman, 1913, pl. XII, 1–2], Абу-Симбеле [Wreszinski, 1934, pl. 184a] и Мединет-Абу [Medinet Habu V, pls 300, 340].
10. В действительности не позади, а рядом с царем.

11. См.: сцены в Солебе [Schiff-Giorgini et al., 1998, pls 94, 127], гробнице Херуэфа [Kheruef, pls 47, 57], на миниатюрных сердоликовых пластинах (Метрополитен-музей. Нью-Йорк. MMA 26.7.1339; музей Фицуильяма. Кембридж. E.GA.4605.1943 [Bayer, 2014, taf. 82a,c]).

12. Passim.

13. Так как процессии «двигаются» внутрь храма, объектами почитания могли являться как царь, представленный именами и титулами на входных порталах, так и «обитающие» в святилище боги.
6 В литургическом контексте систр эпизодически встречается также в иконографии некоторых богинь, встряхивающих им перед богом. Например, на рельефах в Абидосе и Мединет-Абу в такой роли выступают Исида и Мут14, причем пояснительные надписи к совершаемому им действию аналогичны начертанным в сценах с царскими супругами: «встряхивание систром/ами ради лика его прекрасного» (irt sSSt n Hr.k nfr [Abydos III, pl. 40; Medinet Habu V, pl. 338], iry sSSt n Hr.k nfr [Medinet Habu VI, pl. 409]) (рис. 5).
14. Исида, звенящая систром-sSSt перед Осирисом [Abydos III, pl. 40]; Мут c систром-sxm перед Амоном [Medinet Habu VI, pl. 409]; безымянная богиня c систром-sxm перед Шу и Тефнут [Medinet Habu V, pl. 338].
7 В сценах, в которых систр/систры используются царственными женщинами в литургическом контексте, значение действия в ряде случаев поясняют сопроводительные надписи. Как правило, данные надписи составлены примерно по одной и той же схеме: «встряхивание систром/систрами ради лика твоего прекрасного» (irt sSSt/y n Hr. k nfr), «встряхивание систром для отца ее» (irt sSSt n it.s). В развернутом варианте пояснительной надписи, когда объектом поклонения является конкретное божество, также указывается его имя и эпитет. Большинство известных автору надписей, включающих имя божества, относится к сценам поклонения Амону-Ра, и датируется периодом Рамессидов: «встряхивание систрами для отца ее Амона-Ра, владыки тронов Обеих Земель» (irt sSSty n it.s Imn-ra nb nswt tAwy). С данными пояснительными надписями напрямую соотносятся хвалебные эпитеты царских супруг, в которых прямо указываются их ритуальные функции15: «умиротворяющая Атона голосом сладостным и руками прекрасными, держащими систры» (sHtp pA itn m xrw nDm m nAyw.s Drty anw Xr sSSwt) (Нефертити)16, «чистая руками, держащими систр, умиротворяющая бога голосом своим» (wab awy Hr sSSt, sHtp nTr m xrw.s) (Анхесенамон)17, «встряхивающая систром Мут» (sxmyt (n) Mwt)18, «встряхивающая систром Небет-Хетепет» (sxmyt n Nbt-Htpt), «(держащая) ожерелье-mnit Хатхор» (mnit Ḥwt-Ḥr) (Туйа)19, «прекрасная руками с двумя систрами-sSSt» (ant Drty Xr sSSty), «встряхивающая систром в Ипет-Сут» (sxmyt m Ipt-swt) (Нефертари Меритенмут)20, «владычица ожерелья-mnit, госпожа систра-sSSt» (nbt mnit Hnwt sSSt) (Меритамон III)21, «встряхивающая систром Амона / отца ее Амона» (sxmyt (n) Imn/n it.s Imn) (Тити)22. В совокупности идеальные качества царской супруги как участницы храмового культа выражают хвалебные эпитеты, присвоенные в период Рамессидов обожествленной Яхмос-Нефертари: «прекрасноликая в храме систров», «умиротворяющая бога красотой своей», «прекрасная руками, держащими систры», «умиротворяющая отца своего Амона», «чистая руками, держащими систры » (nfrt(t) Hr m Hwt sSSwt, sHtpt nTr m nfr.s, an(t) Drty Xr sSS(t), sHtp it.s Imn, wab awy Xr sSSwt)23.
15. Большая часть подобных эпитетов засвидетельствована у царственных женщин XIX–XX династий.

16. [Troy, 1986, p. 167, 18.41].

17. [Troy, 1986, p. 167, 18.45].

18. cxmjt – «die Sistrumspielerin» [Wb. IV, s. 252]; sxmy – «Sistrumspieler» [Hannig-Lexica 5, s. 2315]. То есть «жрица», звенящая систром в культе божества.

19. [Troy, 1986, p. 168, 19.2].

20. [Troy, 1986, p. 169, 19.5].

21. [Troy, 1986, p. 170, 19.8].

22. [Troy, 1986, p. 172, 20.11].

23. [Gitton, 1981, p. 71].
8 В современной египтологии символическое значение систров, поставленное в прямую смысловую взаимосвязь с гелиопольской версией мифа о сотворении мира, получило явно выраженные эротические обертоны [Derchain, 1972, p. 46; Troy, 1986, p. 92ff]. Согласно данной интерпретации, наиболее последовательно изложенной в работах Л. Трой, посредством систров царственные женщины и жрицы, представлявшие в культе дочь или супругу бога-демиурга, стимулировали его сексуальное желание, необходимое для воспроизводства акта первотворения: «Музыкальное действо имеет эротический характер и предназначено для пробуждения бога с целью его самовозрождения» [Troy, 1986, p. 92ff]24; «супруга бога и царственные женщины используют систр, чтобы удовлетворить и умиротворить бога. Это ритуальное взаимодействие, тем не менее, сексуального характера, как указывает жреческий титул «супруга», предназначено для стимулирования самообновления бога» [Troy, 2002, p. 20]25. Надо полагать, основанием для такой интерпретации сакральной символики систров в культовом контексте могла послужить работа Ж. Вандье, посвященная исследованию культа Иусаас и Хатхор-Небет-Хетепет [Vandier 1964–1966]. Одним из наиболее веских доводов  в пользу «эротической» символики систров, в частности, является опубликованная в упомянутой работе прорисовка рельефа из храма в Хибисе [Vandier 1965, p. 115, fig. 12a]. Речь идет об изображении двух фетишей в виде систра-наоса: у первого из них рукоятку заменяет рука, сжимающая фаллос, у другого – в основании рукоятки в форме папирусообразной колонны помещена ладонь [Davies, 1953, pl. 4]. В обеих случаях, по-видимому, подразумевается рука Атума-Ра и способ сотворения демиургом первой дифференцированной пары божеств – Шу и Тефнут. Исходя из распространенного в современной египтологии эротического понимания символики систров в литургическом контексте, аналогичное значение должен, таким образом, иметь и каузатив «удовлетворять» (sHtp), употребляющийся в пояснительных надписях в сценах поклонения божествам с использованием систров. Тем не менее, в общем контексте данный термин обычно переводится как «умиротворять/успокаивать» [Wb. IV, s. 221–222; Hannig-Lexica 5, s. 2291]26 и, с нашей точки зрения, может быть истолкован лишь как эвфемизм сексуального удовлетворения27.
24. При этом Л. Трой признает, что «прямые ссылки на эротическую роль музыки в ритуале немногочисленны» [Troy, 1986, p. 92].

25. Вариации данной интерпретации встречаются и у других авторов: [Bryan, p. 2; Graves-Brown, 2020, p. 89–90; Picton, 2016, p. 238; Gombert-Meurice, 2018, p. 380].

26. Для обозначения собственно сексуальных действий употреблялись иные термины: nDm, nDmnDm, nDmmyt, iry nDm [Wb. II, s. 380–381; Hannig-Lexica 5, s. 1423]. См. также: [Landgráfová, Navrátilova, 2009, p. 59–60].

27. Ж. Вандье трактует термин Htpt именно в значении сексуального удовлетворения [Vandier, 1965, p. 109].
9 Как было еще отмечено Э. Блэкмэном, организация храмового культа всех египетских богов, включавшего вокально-музыкальное сопровождение, в большей или меньшей степени являлась воспроизведением модели гелиопольского культа Атума-Ра [Blackman, 1921, p. 15]. Поэтому, не исключая полностью эротический подтекст в смысловой нагрузке систра как сакрального атрибута Хатхор, Небет-Хетепет, Иусаас, Тефнут/Бастет [Vandier, 1966, p. 76–84; Derchain, 1972, p. 46], основную цель его использования в культе все-таки невозможно сводить к стимуляции эроса божества. Более того, согласно изобразительным и эпиграфическим источникам Нового царства и других периодов египетской истории, литургическое использование систров вовсе не являлось исключительно женской прерогативой. Восприятие систра как сугубо женского атрибута также опровергают сцены, в которых даже царь эпизодически представлен перед богами и богинями с систрами в руках [Ayad, 2009, p. 49]. Перечислим некоторые из них: Рамсес II с систром-sSSt перед итифаллическим Амоном-Ра Камутефом и Исидой (Карнак [Ayad, 2009, p. 44, fig. 2.3])28]; Рамсес II с систрами-sSSt перед Хатхор (Карнак [Gombert-Meurice, 2018, p. 377, fig. 1]); Птолемей II с систрами-sSSt перед Мут (Карнак [Ayad, 2009, p. 46, fig. 2.4]); безымянный царь с систрами-sxm и sSSt перед Хатхор и прочими богами (Дендера [Dendara VI, pls DXVIII, DXLI, DXLI; Dendara VII, pls DXCIII, DCXVII, DCLXXXVII; Dendara VIII, pls DCCX, DCCCVIII]), безымянный царь с систрами-sSSt перед Хатхор29. Укажем также на то, что во многих сценах, в которых царственные женщины встряхивают систрами, объектом почитания нередко являются различные богини. Весьма показательным примером в этом отношении служат сцены из малого абусимбельского храма, где великая супруга царя Нефертари Меритенмут предстоит с систрами перед богинями (Анукет, Хатхор, Мут, Таурт), а не богами [Desroches Noblecourt, Kuentz I, 1968, p. 48, 83, 102; II, pls XLIV, LIV, XLVIII, CIX, CXX]30. Иначе говоря, строгого правила в сценах поклонения царственных женщин божеству с использованием систров по принципу «царственная женщина – бог» не прослеживается.
28. [http://sith.huma-num.fr/karnak/689 (accessed: 01.05.21)

29. Бруклинский музей. Нью-Йорк. 62.46 [https://www.brooklynmuseum.org/opencollection/objects/3721 (accessed: 01.05.2021)].

30. Имеются также сведения об особой категории женского храмового персонала, обязанность которого заключалась во встряхивании систрами при отправлении культа богинь Мут и Небет-Хетепет. Например, эту функцию выполняла мать и дочь Рамсеса II – Туйа и Меритамон, (sxmyt n Mwt; sxmyt n Nbt-Htpt) [Gosselin, 2007, p. 14, 69].
10 В целом «эротическая» интерпретация ритуального использования систров в рамках гелиопольской теологии может быть применима с определенными оговорками лишь к сценам служения царственных женщин верховному солярному божеству. Однако изображений их поклонения с систрами в руках верховному божеству в итифаллической форме, подобных сцене служения Рамсеса II Амону-Ра Камутефу [Ayad, 2009, p. 44, fig. 2.3], нам не известно. Впервые явная связь «супруги бога» с почитанием итифаллического Амона-Ра подтверждается лишь у носившей этот титул царевны XXII династии Каромамы Меритмут31. Даже в тех сценах эпохи Нового царства, где царская супруга предстоит с систрами перед Амоном-Ра, в ее официальном протоколе как правило отсутствуют титулы, указывающие на ее роль земного воплощения богини-спутницы верховного божества – «супруга/рука бога» (Hmt/Drt nTr). Нельзя при этом не отметить, что именно тогда, когда систры становятся одним из характерных элементов иконографии царской супруги (при Аменхотепе III), из ее протокола исчезает титул «супруга бога/Амона)» (Hmt nTr/n Imn), с которым обыкновенно ассоциируется использование систров в литургическом контексте. Так, после Нефертари-Меритенмут32 вплоть до конца правления Мернептаха титул «супруга бога» не засвидетельствован ни у одной из живших в то время царственных женщин33. В основном параллели между ритуальным использованием систров и сакральной ролью «супруги бога» отчетливее прослеживаются позже – при XXII–XXVI династиях, – когда верховные жрицы Амона-Ра в Фивах полностью восприняли иконографию и отчасти титулатуру царских супруг и матерей предшествующего периода. Таким образом, отсутствие указанных титулов в надписях в сценах поклонения с систрами не позволяют с уверенностью определить, в каких именно случаях царственная женщина олицетворяет супругу или дочь верховного божества. С нашей точки зрения, иконография царственных женщин с систрами в руках не столько иллюстрируют сакральную роль «супруги и руки бога», сколько отражает их основные функции в культово-ритуальной практике в целом.
31. [Ayad, 2009, p. 10, 51].

32. Титул «супруга бога» дважды встречается в текстах гробницы Нефертари-Меритенмут (QV 66), однако в официальных перечнях ее титулов данный компонент отсутствует [Green, 1988, p. 417, note 9]. См. также: [Gosselin, 2007, p. 103–104].

33. Исключение представляет обожествленная «супруга бога» Яхмос-Нефертари, изображавшаяся в период Рамессидов как среди богов, так и поклоняющейся им. См., например, изображение «супруги бога» Яхмос-Нефертари, звенящей систром перед Амоном-Ра (Карнак [Epigraphic Survey I, pl. 51]).
11 Как показывает изучение культово-церемониальных сцен с участием царственных женщин, звенящих систром/систрами, данное действие в большинстве случаев сопутствует ритуалам жертвоприношения, что, в свою очередь, подтверждает предположение о значении этого предмета в символическом кормлении богов [Manniche, 1991, p. 115]34. Из этого следует, что звук систров являлся одним из способов ритуального «очищения» пространства, необходимого для принятия божеством жертвенных даров. Вышесказанное позволяет заключить, что использование систров в культе прежде всего нужно рассматривать как действие, предназначенное для умиротворения божества и привлечения его внимания к адоранту. Эротический же аспект символики систров в культово-церемониальной практике эпохи Нового царства представляется автору весьма преувеличенным и имеющим, самое большее, локальное значение.
34. Так, на связь систров с жертвоприношением указывает сопроводительная надпись к группе женщин, встряхивающих систрами в двух сценах в Красном Святилище Хатшепсут в Карнаке (блоки 61 и 66): «Изречение: «благоухание приношений… о, как приятно благоухание дома Амона, благоухает он жертвоприношениями» (Dd-mdw sT xt sT xt nDm wy sT pr Imn, iw.f xnm m Htpt-DfAw) [Burgos et al. 2006, p. 64, 108].
12

СПИСОК РИСУНКОВ Рис. 1. Нефертари Меритенмут. Храм в Луксоре. Фото В.А. Большакова. Nefertary Merytenmut. The Luxor Temple. Photo by V.A. Bolshakov.

13

14 Рис. 2. Аменхотеп IV и Тии. Гробница ТТ 192 (по: Kheruef, 1980, pl. 8). Amenhotep III and Tiye. Tomb TT 192 (after Kheruef, 1980, pl. 8).
15

Рис.3. Безымянная супруга царя (Исет ?). Храм в Мединет-Абу. Фото В.А. Большакова. The anonymous king’s wife (Iset?). The Temple at Medinet Habu. Photo by V.A. Bolshakov.

16

Рис.4. Меритамон (III). Каир. Египетский музей (по: Schmidt, Willeitner, 1994, s. 31, abb. 36). Merytamun (III). Cairo. Egyptian Museum (after Schmidt, Willeitner, 1994, s. 31, abb. 36). [[[image5]]] Рис. 5. Процессия царевен. Храм в Луксоре. Фото В.А. Большакова. Procession of princesses. The Luxor Temple. Photo by V.A. Bolshakov

Comments

No posts found

Write a review

(additional_1.bmp) [Link]

(additional_2.jpg) [Link]

(additional_3.jpg) [Link]

(additional_4.jpg) [Link]

Translate