[Review of:] Kradin N.N. Nomads and World History. St. Petersburg: Izdatelstvo Olega Abyshko, 2020, 416 p. ISBN 978-5-6043895-5-3
Table of contents
Share
QR
Metrics
[Review of:] Kradin N.N. Nomads and World History. St. Petersburg: Izdatelstvo Olega Abyshko, 2020, 416 p. ISBN 978-5-6043895-5-3
Annotation
PII
S086919080015629-8-1
Publication type
Review
Источник материала для отзыва
Крадин Н.Н. Кочевники и всемирная история. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2020, 416 с. ISBN 978-5-6043895-5-3
Status
Published
Authors
Evgenii Nolev 
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan studies, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences
Address: Ulan-Ude, 670047, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan studies, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, Sah'janovoj st., 6, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia.
Edition
Pages
258-262
Abstract

 

 

 

Acknowledgment
The study was supported by the Russian Foundation for Basic Research, the scientific project of the RFBR - Mong_a No. 20-59-44008 "World and Russian Mongolian Studies: National Schools, Concepts, Personalities"
Received
16.01.2022
Date of publication
07.03.2022
Number of purchasers
15
Views
539
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 200 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

1 Кочевники, история и природа их социально-политических институтов, взаимоотношения с оседлыми государствами, а также вопросы культуры и хозяйственной деятельности современных номадов традиционно и обоснованно вызывают устойчивый интерес со стороны исследовательского сообщества [Grousset, 1938; Марков, 1976; Kwanten, 1979; Khazanov, 1984; Barfield, 1989; Кычанов, 1997; Sneath, 2007; Трепавлов, 2015 и др.]. В 2020 г. мировое кочевниковедение обогатилось новой работой известного историка, археолога, антрополога, востоковеда, директора Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, научного руководителя лаборатории археологии, этнологии и антропологии Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, члена-корреспондента РАН Н.Н. Крадина. Николай Николаевич известен как автор и соавтор фундаментальных работ в области теории и методологии изучения кочевых обществ [Крадин, 1992; Крадин, 2007], истории и археологии кочевых империй [Крадин, 2001; Крадин, Скрынникова, 2006; Крадин, Ивлиев, 2014], ответственный редактор и соавтор тематических коллективных монографий [Монгольская империя и кочевой мир 2004; 2005; 2008; Кочевые империи Евразии: особенности исторической динамики, 2019], снискавших высокое признание в мировой науке. В новой монографии аккумулированы идеи и концепции ученого за последние два десятилетия.
2 «Кочевники и всемирная история» [Крадин, 2020] качественно отличается от предшествующих обобщающих монографий междисциплинарностью исследовательского подхода, позволяющего комплексно рассмотреть феномен номадизма с позиции истории, политической антропологии, востоковедения, археологии, этнографии, истории науки, а также посредством применения методов математического моделирования и этносоциологии. Как отмечает сам автор, пришедшее со временем осознание возможности описания кочевого мира в рамках разных исторических парадигм – от глобальной истории и социальной антропологии до микроистории и истории повседневности, привело к необходимости рассмотрения номадизма в контексте разных методологических подходов [Крадин, 2020, с. 12]. В монографии проанализирован значительный этап в развитии мирового кочевниковедения в единстве обновления концептуальных, теоретических и методологических подходов, расширения эмпирической базы данных, представленной археологическими и этнографическими материалами, а также совершенствования методов научного анализа.
3 В жанровом отношении научный труд представляет собой сборник избранных публикаций - глав, сформированных в тематические блоки, предваренный введением, раскрывающим творческую биографию автора, размышления о современном состоянии и перспективах развитии дисциплины. Принцип создания монографии на основе опубликованных ранее в различных, в том числе малодоступных изданиях, статей Н.Н. Крадин объясняет «кумулятивной ценностью концентрации авторской энергетики в едином месте» [Крадин, 2020, с. 16]. Подобный способ организации научного повествования бесценен для историографа и полезен для исследователя, поскольку в отличие от фундаментальной монографии с выверенными и фундированными постулатами, позволяет проследить не только развитие творческой мысли автора, но также эволюцию научных подходов и идей в целом.
4 Во введении представлен краткий очерк творческой биографии, начинающийся рассказом Николая Николаевича о приходе в номадистику. Разрабатывая на втором году обучения в университете тему курсовой о процессе формирования государственности в древних обществах Востока, античности и номадов, им было принято решение начать «с чего попроще» – с кочевников, что и определило многолетний научный путь [Крадин, 2020, с. 6]. Первая монографическая работа «Социально-экономические отношения у кочевников в советской исторической литературе», написанная Н.Н. Крадиным в 25 лет, несмотря на депонирование по вероятной причине слишком молодого возраста автора для столь серьезной темы, стала цитируемой. В 1990 г. состоялась защита кандидатской диссертации «Социально-экономические отношения у кочевников (Современное состояние проблемы и её роль в изучении средневекового Дальнего Востока)». В 1992 г. опубликована книга «Кочевые общества», где обоснован особый экзополитарный, или ксенократический, способ производства у кочевников, возникавший в процессе вымогания даров или эксплуатации завоеванных оседло-земледельческих обществ [Крадин, 1992]. После защиты докторской диссертации «Империя Хунну (структура общества и власти)» в 1999 г. наступает новый этап научного творчества, представленный в разделах рецензируемой монографии. Особого внимания заслуживает анализ развития кочевниковедения на рубеже XX-XXI вв.: господство формационного монизма в конце 1980-х, когда «могли не простить» открытие новой общественно-экономической формации; методологический плюрализм 1990-х; «золотой век» российской антропологии «нулевых». Наряду с описанием общей историографической ситуации, показаны изменения взглядов отдельных исследователей, например, от «феодализма» к постмодернизму в работах Д. Снита [Крадин, 2020, с. 150].
5 Принципиально важное значение имеет первый блок, посвященный методологии изучения кочевых обществ. На обширном историографическом материале, с позиции различных теоретических подходов рассматривается вопрос о характере социального строя номадов, согласно основным точкам зрения: предклассовое общество; раннекласовое общество или раннее государство; кочевой феодализм; особый номадный, или экзополитарный, способ производства у кочевников. Исследуя сущность сложных исторических взаимоотношений земледельцев и кочевников, Н.Н. Крадин приходит к выводу о редукционистском и одностороннем восприятии данных отношений среди, как номадофилов, так и номадофобов, заключая, что «номады в процессе приспособления к окружающим условиям использовали как «мирные», так и «немирные» способы адаптации» [Крадин, 2020, с. 50]. При этом задачи разработки точного инструментария вычисления вероятной численности кочевников с целью создания модели адаптации кочевых обществ к внешнему миру, наряду с моделированием динамики степных сообществ в связи со структурно-демографическими циклами аграрных цивилизаций и исследованием династических циклов в кочевых империях Евразии, представляются важными направлениями научного поиска [Крадин, 2020, с. 97].
6 Во втором блоке дан анализ генезиса, структуры власти, исторической динамики и причин упадка кочевых империй Великой степи. Н.Н. Крадин характеризует кочевые империи как суперсложные вождества, отмечая их двойственную природу: «снаружи они выглядели как деспотические завоевательные государства, так как были созданы для изъятия прибавочного продукта извне степи. Но внутри «кочевые империи» оставались основанными на племенных связях, без установления налогообложения и эксплуатации скотоводов» [Крадин, 2020, с. 88]. Исследование природы власти правителей степных империй, основанной, главным образом на внешних источниках господства, приводит к вопросу о способах поддержания вертикали власти в мультиполитическом обществе, коему чужды традиционные для земледельческих государств механизмы и основания автократической иерархии. В ответе, сформулированном Н.Н. Крадиным, сказано, что правитель степных империй в отношениях с другими племенами мог опираться только на поддержку своих родственников [Крадин, 2020, с. 127]. Таким образом вынужденно запускается механизм, отраженный в законе Ибн-Хальдуна, приводящий к распаду империи через несколько поколений, но, как оказалось, столь необходимый на заре ее становления.
7 В блоке, посвященном империи Ляо, раскрывается проблема урбанизации в Великой степи. Рассматривая известную дискуссию о причинах создания городов у кочевников, Николай Николаевич подчеркивает, что феномен номадизма в значительной степени детерминирован особенностями экологии и геополитическими факторами, что предопределяет своеобразие процесса урбанизации в кочевой среде в разных регионах Евразии. Среди важных особенностей городов в кочевых империях Внутренней Азии ученый отмечает отсутствие развитой фортификации в первых городах Монгольской империи и столице уйгуров, что, возможно, обусловлено ощущением отсутствия реальной опасности извне; принципы планировки пространства; сезонный характер пребывания правителя и двора в городах; присутствие крестьян-земледельцев в составе городского населения [Крадин, 2020, 183, 203]. В данном разделе также представлены результаты российско-монгольских археологических экспедиций по изучению городищ империи Ляо: Чинтолгой-балгас, Зуун-хэрэм, Углугчийн-хэрэм, Баруун-хэрэм, Хэрмэн-дэнж [Крадин, 2020, с. 204–227].
8 Блок «Pax Mongolica» аккумулирует новейшие достижения в области исследования и историографии Великой Монгольской империи. Наряду с признанием выдающегося значения монголов в организации средневековой глобализации, мир-системы, и шире – истории мировой цивилизации, Николай Николаевич отмечает, что речь не идет об оценке этической стороны завоеваний и насильственных миграций, которые «не имеют и не могут иметь никакого исторического оправдания». Профессиональным исследователям надлежит руководствоваться исторической объективностью и сбалансированной оценкой при изучении деяний Чингис-хана и его последователей [Крадин, 2020, с. 295, 303].
9 В заключительном блоке монографии отражены результаты исследований транзитных процессов в современных постсоциалистических скотоводческих обществах. В ходе полевых этнографических исследований, проведенных Н.Н. Крадиным в Южной Сибири и Монголии, определены ключевые факторы и характеристики моделей трансформации скотоводческого хозяйства в Бурятии, Монголии, Туве и Забайкалье; дано описание регенерации традиционалистских практик у номадов, таких как «баранта» (угон скота) в Туве; проведен анализ складывания патронажно-клиентных отношений у кочевников в начале миллениума [Крадин, 2020, с. 309–360].
10 В целом, изданный научный труд можно охарактеризовать как компендиум знаний об истории, современном состоянии и перспективах развития номадистики; настольную книгу кочевниковеда вне зависимости от его специализации – монография будет одинаково полезна историкам, востоковедам, археологам и этнографам. И, несмотря на сообщение автора о намерении завершения определенного этапа творческой биографии, связанного с изучением места кочевничества в историческом процессе, и знаменуемого публикацией данной работы [Крадин, 2020, с. 16], выход в свет монографии «Кочевники и всемирная история» не только открывает широкие исследовательские горизонты для развития проблематики, но и позволяет надеяться (на основе поставленных и нерешенных в монографии вопросов) на продолжение исследований и новые открытия Николая Николаевича в рамках обозначенного направления научного поиска.

References

1. Nomadic Empires of Eurasia: Features of Historical Dynamics. Eds.: B.V. Bazarov, N.N. Kradin. Moscow: Nauka – Vostochnaia Literatura, 2019 (in Russian)

2. Kradin N.N. Nomad Societies (Problems of Stages Characteristics). Vladivostok: Dal’nauka, 1992 (in Russian).

3. Kradin N.N. The Hsiung-nu Empire. Moscow: Logos, 2001 (in Russian).

4. Kradin N.N. Skrynnikova T.D. Chinggis Khan Empire. Moscow: Vostochnaya literatura RAN, 2006 (in Russian).

5. Kradin N.N. The Nomads of Eurasia. Almaty: Daik-Press, 2007 (in Russian).

6. Kradin N.N. Ivliev A.L. A Story of Kitan Empire Lyao (907-1125). Moscow: Nauka – Vostochnaya literatura RAN, 2014 (in Russian).

7. Kradin N.N. Nomads and World History. St. Petersburg: Izdatelstvo Olega Abyshko, 2020 (in Russian).

8. Kychanov E.I. The Forms of Early Statehood among the Central Asian Peoples. Moscow: Vostochnaya literatura RAN, 1997 (in Russian).

9. Markov G.E. Nomads Asia: economic structure and social organization. Moscow: Moscow University Press, 1976 (in Russian).

10. The Mongol Empire and the nomadic world. Eds.: B.V. Bazarov, N.N. Kradin, T.D. Skrynnikova. Ulan-Ude: Publishing house of BNTs SB RAS, 2004 (in Russian).

11. The Mongol Empire and the nomadic world. Vol. 2. Eds.: B.V. Bazarov, N.N. Kradin, T.D. Skrynnikova. Ulan-Ude: Publishing house of BNTs SB RAS, 2005 (in Russian).

12. The Mongol Empire and the nomadic world. Vol. 3. Eds.: B.V. Bazarov, N.N. Kradin, T.D. Skrynnikova. Ulan-Ude: Publishing house of BNTs SB RAS, 2008 (in Russian).

13. Trepavlov V.V. Steppe empires of Eurasia: the Mongols and Tatars. M .: Quadriga, 2015.

14. Barfield T.J. The Perilous Frontier: Nomadic Empires and China, 221 B.C. to A.D. 1757. Oxford: Blackwell Publishers, 1989.

15. Grousset R. L'Empire des steppes, Attila, Gengis-Khan, Tamerlan. Paris: Payot, 1938.

16. Khazanov M.A. Nomads and the Outside World. Cambridge: Cambridge University Press, 1984.

17. Kwanten L. Imperial Nomads: а History of Central Asia, 500-1500. Philadelphia, 1979.

18. Sneath D. The Headless State: Aristocratic Orders, Kinship Society, and Misrepresentations of Nomadic Inner Asia. New York: Columbia University Press, 2007.

Comments

No posts found

Write a review
Translate