In memoriam. Mikhail Yurievich Roshchin (1952 - 2021)
In memoriam. Mikhail Yurievich Roshchin (1952 - 2021)
Annotation
PII
S086919080015444-5-1
Publication type
Personal
Status
Published
Authors
Vladimir O. Bobrovnikov 
Occupation: Leading Researcher
Affiliation: Institute for oriental Studies
Address: Leninski Prospekt, 92, Apt. 49, Moscow, Russian Federation, 119415
Patimat I. Takhnaeva
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, Russia
Edition
Pages
264-267
Abstract

 

 

 

Received
15.06.2021
Date of publication
24.08.2021
Number of purchasers
17
Views
825
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1

In memoriam.

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ РОЩИН

(1952 — 2021)

2

3 16 апреля 2021 г. в Москве от сердечного приступа скоропостижно скончался Михаил Юрьевич Рощин, историк-арабист и кавказовед. Его отличали жизнелюбие, немалая эрудиция и широта научных интересов: от арабистики и новой истории Ближнего Востока до исламоведения и политологии на постсоветском Кавказе, в Поволжье, Крыму и Центральной Азии. Он изучал суфиев, мусульманских радикалов-салафитов, квакеров, старообрядцев и многое другое. Михаил Юрьевич не был кабинетным ученым. Он много и часто ездил, был настоящим полевым исследователем с богатым, более чем тридцатилетним стажем. Знавшие Михаила Юрьевича запомнили его как отзывчивого человека с множеством друзей, противника насилия, всегда готового к ученой беседе, для которого не имели значения политические границы, чины и звания.
4 Рощин родился в Москве 14 сентября 1952 г. Он поступил в Институт стран Азии и Африки (ИСАА) Московского университета, который окончил в 1974 г. как специалист по истории арабских стран. Еще два года, до 1976 г. он работал военным переводчиком в Ираке. Вместе с известным арабистом А.В. Малашенко с августа 1979 по март 1980 г. Рощин был переводчиком-консультантом в экспедиции Института физики Земли АН СССР в Ливии, исколесив при этом всю страну. Вся его научная карьера связана с Институтом востоковедения, в аспирантуру которого он поступил по возвращении из Ирака. В 1980 г. он защитил под руководством Р.Г. Ланды диссертацию «Роль традиционных и современных факторов в формировании социальной ориентации арабской молодежи в 1950–70-е гг. (на примере Ливана, Сирии, Ирака, Египта и Палестины)». До 1988 г. он работал в Отделе арабских стран, затем в Отделе сравнительно-теоретических исследований, с 2009 г. в Отделе (с 2010 г. – Центре) изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья.
5 Арабистика до конца оставалась одним из его основных научных интересов. В 2003–2017 гг. он ежегодно читал лекции по арабской истории, географии и литературе на кафедре Истории и географии Московского государственного лингвистического университета, профессором которого работал по совместительству. Еще в 2001–2021 гг. Рощин пишет множество небольших статей по арабистике и исламоведению в Православную и Большую российскую энциклопедии. Но уже в 1990-е гг. география и тематика его исследований резко меняется. Из малоизвестного арабиста он превратился в популярного эксперта по постсоветским обществам, к голосу которого стали прислушиваться в России и за рубежом. Характерно, что подобная метаморфоза тогда же произошла с некоторыми другими востоковедами, включая А.В. Малашенко, ставшего признанным политологом, специалистом по исламу в России. Рощин начинает заниматься этнорелигиозной проблематикой, преимущественно на Северном Кавказе.
6 Первым шагом на этом пути было участие в междисциплинарном институтском проекте Т.Ф. Сиверцевой «Портрет восточного села» (1991–1997). Рощин был одним из его инициаторов и главных исполнителей. Именно он предложил выбранные в итоге два горных селения на северо-западе и юге Дагестана, подобрал основных респондентов, привлек к обработке данных экспедиций крупного лингвиста М.Е. Алексеева, руководил второй экспедицией сентября-октября 1992 г. в Хуштада и одной из экспедиций в с. Шиназ и Рутул. Он был одним из составителей и главных авторов коллективной монографии «Дагестан: село Хуштада» (1995), писал в книгу «Дагестанское село: вопросы идентичности (на примере рутульцев)» (1997). В работах 1990-х – 2020-х гг. он тяготеет к персональной истории, удачно сочетая ее со сравнительно-историческим подходом к российскому и зарубежному мусульманскому Востока. Наиболее оригинальны его находки на материалах Кавказа. К числу наиболее ярких из них можно отнести публикацию частного архива адатных соглашений-иттифак в Цумадинском районе; реконструкцию возвращения в постсоветский Дагестан из Турции суфиев ветви Накшбандийа-Халидийа, исламского дискурса дагестанских реформаторов-джидидов на примере Али Каяева, параллелей между деятелями национального сопротивления на Кавказе и Ближнем Востоке.
7 За этим проектом последовало множество других, посвященных религиоведению, социальной антропологии и политологии локальных мусульманских (но не только) сообществ с советским и колониальным прошлым. Рощин проводил полевые исследования на Северном Кавказе и в Закавказье, в 2000–2020-е гг. выезжал в Центральную Азию (на Памир), Крым и Донбасс. Он не получил специального этнологического образования, но в «поле» обучился всему. Его дар этнографического «поля» ценили «полевики»-профессионалы, в частности, известный дагестанский этнограф М.А. Агларов, с которым Рощина связывала давняя дружба, и бывшие респонденты.
8 Общественный темперамент и широта научных интересов Рощина нередко выводили его за пределы кавказоведения и ориенталистики. Еще в начале 1980-х гг., если не раньше, он увлекся старообрядчеством и даже крестился вместе с женой в старообрядческой церкви. С этим связан цикл его работ 1990-х гг. о старообрядцах, среди которых выделяются выполненные в продолжение концепции Макса Вебера о протестантской этике исследования морали труда в предпринимательстве у старообрядцев. Наряду со старообрядчеством еще одним научным «полем» и частью жизни Рощина в 1990-е – 2000-е гг. были квакеры. Он ездил на международные квакерские собрания, отправлял своих детей в квакерские лагеря, участвовал в целом ряде их научных и общественных проектов, в частности подготовке к изданию Хрестоматии отрывков из классической европейской беллетристике в переводе на чеченский язык.
9 С конца перестройки Рощин много занимался общественной деятельностью. В 1991–1992 гг., он побывал депутатом Севастопольского райисполкома Москвы. После окончания первой российско-чеченской войны отправился наблюдателем за выборами президента Чечни в Грозный. Поздней осенью 1999 г. вместе с правозащитником В.А. Попковым объявил голодовку в знак протеста против начала второй российско-чеченской компании. Как человек он был очень разный. Но очень миролюбивый, скорее даже бесконфликтный. Удивительнее всего, что в последние годы он посвятил себя конфликтологии (религиозной, этнической, политической). В конце первой российско-чеченской войны он интервьюировал Шамиля Басаева в Чечне, а с весны 2014 г. начал ежегодно ездить в Донбасс на границе Украины, где бушевала гражданская война.
10 Последние его поездки, в Донецк и Нагорный Карабах весной и осенью 2020 г., говорят сами за себя. Как старообрядец Михаил Юрьевич осуждал всякое насилие, возможно, отсюда его стремление быть там, где он может хоть чем-то, хоть как-нибудь – противостоять насилию, которое так процвело в последние десятилетия на постсоветском пространстве. Возможно, это кредо заставило его в сентябре 2020 г. отправиться в разгар 44-дневной войны в Нагорный Карабах, где под бомбежками он провел три недели. Смерть настигла его посреди множества творческих замыслов. Он не успел закончить статью о неосуфизме у дагестанских мусульман и книгу «Ислам на Северном Кавказе в постсоветский период». Планировал экспедиции в Донецк и Махачкалу весной-осенью 2021 г. Зная жизнелюбие и энергичность Михаила Юрьевича, не верится, что его больше нет среди живых. Всем нам его будет очень недоставать.

Comments

No posts found

Write a review

(additional_1.jpg) [Link]

Translate