OIC Resolutions on the “Afghan Question” in 1980–1989
Table of contents
Share
Metrics
OIC Resolutions on the “Afghan Question” in 1980–1989
Annotation
PII
S086919080015071-5-1
DOI
10.31857/S086919080015071-5
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Taisiya V. Rabush 
Affiliation: Saint Petersburg University of industrial technologies and design
Address: Russian Federation,
Edition
Pages
129-140
Abstract
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, OIC Resolutions on the “Afghan Question” in 1980–1989
Keywords
OIC, Afghan War, Afghan Conflict, Afghanistan, Islam, Muslim World, International Organization
Received
05.09.2021
Date of publication
29.10.2021
Number of purchasers
1
Views
223
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1 Организация Исламская Конференция (ОИК), известная в настоящее время как Организация Исламского сотрудничества (ОИС), создана в 1969 г. как своего рода «мусульманский» аналог Организации Объединенных Наций, должный выражать политическую позицию стран, которые в своей политике руководствуются принципами ислама. Таким образом, ОИК изначально выказывала претензии на роль ведущей международной организации в мусульманском мире.
2 Известно, что ввод ограниченного контингента советских войск (далее ОКСВ) в Афганистан, состоявшийся в конце 1979 г., вызвал негативную реакцию значительной части международного сообщества: и ООН, и НАТО, и Движения Неприсоединения, и многих государств в отдельности. В настоящей статье автор хотел бы рассмотреть позицию ОИК на протяжении почти десятилетнего пребывания ОКСВ в Афганистане, а также изменения этой позиции, выраженные в текстах соответствующих резолюций Исламских конференций министров иностранных дел, Исламских конференций на высшем уровне и координационных совещаний министров иностранных дел в ООН. Соответственно, источниковой базой для статьи послужили эти резолюции, взятые с официальных сайтов ООН и ОИС. Актуальность темы обусловлена тем, что ОИС и сейчас играет значимую роль в мусульманском мире, а изучение ее позиции в отношении афганского вооруженного конфликта 1979–1989 гг. позволяет спрогнозировать линии поведения этой международной организации в иных конфликтных ситуациях.
3 Акт ввода ОКСВ в Афганистан в ряде мусульманских стран был интерпретирован не только как покушение Советского Союза на сложившуюся стабильность системы международных отношений, но и как агрессия атеистического СССР против мусульманского государства, что могло потребовать какого-то ответа на эту агрессию. Одной из разновидностей такого ответа и стала деятельность ОИК (рассмотрение прочих форм ответа – оказание помощи афганским антиправительственным силам, издание фетв в оправдание борьбы с советскими войсками и т.п. – выходит за рамки темы статьи). Тема деятельности ОИК периода холодной войны не слишком хорошо раскрыта в науке, и если говорить о роли ОИК конкретно в урегулировании афганского конфликта, то наиболее плотно к этой теме подошел В.С. Христофоров в статье «Политическое урегулирование афганской проблемы в контексте международных отношений в 1980-е гг.» [Христофоров, 2014], хотя она посвящена не роли ОИК в политическом урегулировании, а вообще процессу политического разрешения военного конфликта в Афганистане.
4 ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СЕССИЯ ИСЛАМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ОИК И ЕЕ РЕШЕНИЯ ПО АФГАНИСТАНУ
5 В начале января 1980 г. состоялась шестая чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, посвященная положению в Афганистане после ввода туда советских войск, на которой СССР был осужден подавляющим большинством голосов в резолюции № ES-6/2 «Положение в Афганистане и его последствия для международного мира и безопасности» от 14 января 1980 года. А 27 января того же года по инициативе Республики Бангладеш и Пакистана была созвана чрезвычайная сессия Исламской Конференции министров иностранных дел, прошедшая на территории Пакистана 27–29 января, в ходе которой была рассмотрена сложившаяся в Афганистане ситуация. Председателем чрезвычайной сессии был избран советник по иностранным делам Пакистана Ага Шахи [A/35/109, 1980, p. 3]. По итогам сессии была принята резолюция № 1/EOS «О советской военной интервенции в Афганистане и вытекающих из нее последствиях», осуждающая ввод советских войск в Афганистан как нарушение норм международного права [A/35/109, 1980, p. 5] и как «серьезную угрозу миру и безопасности в этом районе и во всем мире» [A/35/109, 1980, p. 9], и резолюция № 2/EOS «Об иностранном давлении на некоторые исламские государства». Резолюция № 1/EOS заслуживает детального разбора, поскольку она заложила основы для позиции ОИК в отношении «афганского вопроса», сохраняющейся с незначительными изменениями на протяжении дальнейших почти десяти лет вплоть до вывода советских войск из Афганистана.
6 Членство Афганистана в ОИК было приостановлено, и более того – конференция предложила государствам-членам ОИК разорвать дипломатические отношения с Афганистаном до полного вывода советских войск из этой страны и воздержаться от любой экономической помощи афганскому политическому режиму [A/35/109, 1980, p. 5, 10]. Вместе с тем, конференция призвала к оказанию помощи афганским беженцам и «выразила свою солидарность со справедливой борьбой афганского народа за сохранение своей веры, независимости своей страны и ее территориальной целостности и восстановление своего права определять свою судьбу» [A/35/109, 1980, p. 5] – что, по сути, означало одобрение оказания помощи афганским антиправительственным группировкам. Конференция также заявила о солидарности с соседствующими с Афганистаном странами и готовности оказать им помощь в том числе по вопросу сохранения суверенитета и территориальной неприкосновенности [A/35/109, 1980, p. 10].
7 В адрес СССР было направлено послание с призывом «прекратить свою военную интервенцию» [A/35/109, 1980, p. 3]. Также в ходе чрезвычайной сессии была достигнута предварительная договоренность о неучастии мусульманских стран в Олимпийских Играх-80, должных пройти летом 1980 г. в Москве – в том случае, если советские войска не будут выведены из Афганистана [A/35/109, 1980, p. 6, 11].
8 Кроме того, уже на эту самую первую конференцию, на которой был поднят «афганский вопрос», был приглашен один из представителей афганских антиправительственных организаций – Б. Раббани, лидер партии «Ислмское общество Афганистана» (ИОА), который, выступив от имени афганских оппозиционных партий, «дал всеобъемлющий обзор положения в Афганистане и рассказал об угнетении, которому подвергаются афганские мусульмане со стороны вторгшихся советских войск» [A/35/109, 1980, p. 7–8].
9 Что интересно, конференция – несмотря на солидаризацию с Западом в отношении реакции на события в Афганистане – продемонстрировала вполне независимую позицию, заявив о том, что исламский мир является актором, проводящим политику неприсоединения, и что ситуация в Афганистане не может быть каким-либо образом использована в деле соперничества сверхдержав, обратив «внимание на попытки, предпринимаемые в настоящее время некоторыми западными державами с целью использовать новое положение, возникшее в связи с советской вооруженной интервенцией в Афганистане, для возобновления империалистической интервенции в исламском мире, особенно в районе вблизи Афганистана» [A/35/109, 1980, p. 13].
10 Теперь следует посмотреть на состав участников чрезвычайной сессии и на результаты голосования. Перечислим их: это Саудовская Аравия, Пакистан, Сенегал, Бангладеш, Габон, Гамбия, Джибути, Индонезия, Гвинейская Республика, Алжир, Марокко, Нигер, Камерун, Тунис, Сирия, Турция, Ирак, Оман, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, «два» Йемена – НДРЙ (Народно-Демократическая Республика Йемен) и ЙАР (Йеменская Арабская Республика), Малайзия, Мали, Мальдивы, Мавритания, Бангладеш, Уганда, Чад, Судан, Сомали, Иран, Катар, Коморские острова, Тунис, Ливия, Ливан, Иордания, Мальта и ООП (Организация Освобождения Палестины) [A/35/109, 1980, p. 2–3]. «Против» принятия резолюции проголосовала только НДРЙ, воздержались – Алжир, Гвинея, Мали, Сирия, Уганда и ЙАР; Ливия, Судан, Чад и Коморские острова не приняли участия в голосовании [Die Sowjetische Intervention…, 1980, s. 383–384]. Интересно то, что почти все государства, голосовавшие «против» резолюции ОИК или воздержавшиеся от участия в голосовании – как правило, по причине наличия союзных отношений с СССР или солидарности с политикой СССР в целом – проголосовали также «против» резолюции «Положение в Афганистане и его последствия для международного мира и безопасности», принятой ранее на шестой чрезвычайной специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
11 Решения этой чрезвычайной сессии заложили основу для последующих решений и в целом позиции ОИК по Афганистану, что мы увидим далее на примере разбора последующих резолюций.
12 «АФГАНСКИЕ» РЕЗОЛЮЦИИ ОИК В 1981–1988 ГГ.
13 На протяжении всех последующих лет – вплоть до 1988 г. включительно – ОИК принимала ежегодные резолюции, посвященные ситуации в Афганистане. Рассмотрим их в хронологическом порядке. Тексты резолюций взяты автором из двух источников сразу: это официальный сайт ООН, где тексты резолюций представлял дипломат той страны, на территории которой проходила очередная Исламская конференция министров иностранных дел стран-членов ОИК или Исламская конференция на высшем уровне; и официальный сайт ОИС.
14 С 17 по 22 мая 1980 г. в Пакистане состоялась 11-я Исламская конференция министров иностранных дел, в ходе которой в том числе была принята резолюция № 19/11-Р «О положении в Афганистане» [А/35/419, 1980, p. 41–42]. Эта резолюция в ряде положений повторяет уже сказанное в январской резолюции 1980 г. Страны-члены ОИК воззвали к прекращению советского военного вмешательства и отметили, что СССР «расширил свое военное присутствие в этой стране, несмотря на резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН, а также резолюцию Исламской конференции, принятую на чрезвычайной сессии в январе 1980 г. и призывающую Советский Союз немедленно и безусловно вывести свои войска из Афганистана», указали на право афганского народа выбирать свою форму политического правления и социально-экономического устройства без вмешательства и принуждения извне, выразили обеспокоенность притоком афганских беженцев и обратились ко всем государствам с призывом оказать им помощь [Resolution No. 19/11-P…, 1980], подтвердили предыдущую резолюцию № 1/EOS чрезвычайной сессии ОИК и постановили «учредить Комитет в составе Генерального секретаря и министров иностранных дел Пакистана и Ирана для поиска путей и средств, включая соответствующие консультации, а также созыв международной конференции под эгидой ООН или каким-либо другим образом, всеобъемлющего решения серьезного кризиса, существующего в связи с положением в Афганистане» [А/35/419, 1980, p. 42]. Также в резолюции была выражена надежда на то, что Движение Неприсоединения будет играть активную роль в поиске решения афганского кризиса. Перед Политическим комитетом Конференции в качестве представителя Афганистана в этот раз выступил А.Р. Сайяф, представитель антиправительственной афганской партии «Исламский союз за освобождение Афганистана».
15 Что примечательно, ОИК с самого начала стремилась к тому, чтобы обсуждать ситуацию в Афганистане с «представителями афганского народа», под которыми понимались афганские антиправительственные силы. Этот подход сложно было назвать конструктивным с позиций официального Кабула и Советского Союза. Так, Афганистан практически с самого начала выступал против обсуждения «афганского вопроса» на конференциях ОИК. В январе 1981 г. Временный поверенный в делах Постоянного представительства Афганистана при ООН М. Фарид Зариф представил на имя Генерального секретаря ООН документ за № А/36/80 (заявление Министерства иностранных дел ДРА1), в котором в том числе сообщалось, что включение в повестку дня совещания Исламской конференции на высшем уровне «афганского вопроса» «не имеет ничего общего с интересами исламских стран и преследует лишь цель ухудшить ситуацию вокруг Афганистана и развернуть антиафганскую и антисоветскую пропагандистскую кампанию» [А/36/80, 1981, p. 2], поскольку ситуация в Афганистане является исключительно его внутренним делом «и не представляет собой угрозу миру и безопасности в регионе и во всем мире», а программа политического урегулирования ситуации в Афганистане и его отношений с Пакистаном и Ираном представлена в Заявлении правительства ДРА от 14 мая 1980 г. Также в документе сообщалось, что советские войска находятся в Афганистане с целью отражения агрессии извне, жертвой которой стал Афганистан [А/36/80, 1981, p. 3]. Решение о приостановлении членства Афганистана в ОИК было охарактеризовано как несправедливое и необоснованное и «министерство иностранных дел Демократической Республики Афганистан со всей ответственностью заявляет, что ДРА не будет считать себя связанной решениями и резолюциями, которые будут приняты в отсутствие делегации Афганистана» [А/36/80, 1981, p. 4].
1. Здесь и далее – аббревиатура от названия Демократическая Республика Афганистан.
16 В 1981 г. «афганский вопрос» в ОИК обсуждался дважды – в январе в Саудовской Аравии на третьей Исламской конференции на высшем уровне и в июне в Ираке на 12-й сессии Исламской конференции министров иностранных дел. Сначала рассмотрим решения третьей Исламской конференции на высшем уровне. Резолюция основывалась на решениях самой первой «афганской» резолюции ОИК, принятой в январе 1980 г. в Пакистане – в ней так же осуждались советское военное присутствие в Афганистане, содержался призыв к оказанию помощи афганским беженцам и констатировалось право Афганистана самому выбирать политическую систему. Продолжающееся советское военное присутствие было названо «советской военной оккупацией» [А/36/138, 1981, p. 20]. Конференция выражала «удовлетворение в связи с принятием Генеральной Ассамблеей ООН на ее 35-й сессии резолюции, осуждающей иностранную вооруженную интервенцию в Афганистане, и позицией международного сообщества в отношении этой интервенции» [Resolution No. 3/3-P(IS)…, 1981]. Представители «афганских муджахедов» также присутствовали на третьей Исламской конференции.
17 Что же касается «афганской» резолюции, принятой в Ираке, то и она в целом повторяла основные пункты содержания предыдущих аналогичных документов (требование вывода советских войск из Афганистана, призыв к оказанию помощи беженцам, подтверждение права народа Афганистана самостоятельно выбирать желаемую форму государственного устройства) [Resolution No. 20/12-P…, 1981] и призывала к сотрудничеству стран-членов ОИК и самой организации с Генеральным секретарем ООН и его представителем в целях политического урегулирования ситуации в Афганистане. При этом в своем письме в ООН по итогам Конференции министров иностранных дел ОИК Постоянный представитель Ирака при ООН Салах Омар Аль-Али отметил: «что касается положения в Афганистане, то Конференция министров иностранных дел выразила свою растущую озабоченность в связи с отсутствием прогресса в усилиях, направленных на политическое урегулирование создавшегося положения» [А/36/603, 1981, p. 2].
18 В августе 1982 г. очередная 13-я сессия Исламской конференции министров иностранных дел состоялась в столице Нигера, и резолюция по Афганистану, опираясь на решения предыдущих конференций – двух от 1980 г., конференции министров иностранных дел 1981 г. и Третьей Исламской конференции на высшем уровне 1981 г., а также на соответствующие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и на позицию, занятую Движением Неприсоединения – подтвердила все высказанные ранее положения (немедленный вывод иностранных войск из Афганистана, право народа Афганистана самостоятельно выбирать социальную, экономическую и политическую систему, призыв к возвращению беженцев на Родину и к оказанию им помощи) [Resolution No. 11/13-P…, 1982], а также приветствовала усилия, направленные Генеральным секретарем ООН на «отыскание политического решения афганской проблемы» [А/37/567, 1982, p. 34]. Сотрудничать с ООН по вопросу поисков решения афганского конфликта предписывалось Комитету министров в составе из Генерального секретаря ОИК и министров иностранных дел Пакистана, Ирана, Гвинеи и Туниса. Генеральный секретарь ОИК заявил, что «Советский Союз не обратил внимания на неоднократные призывы о выводе иностранных войск из Афганистана и об уважении его политической независимости… и характер этой братской исламской страны, придерживающейся позиции неприсоединения». Вместе с тем он отметил, что у мусульманского мира с Советским Союзом не существует никаких существенных разногласий, за исключением проблемы Афганистана [А/37/567, 1982, p. 146].
19 Что интересно, несмотря на то, что США были одним из основных антагонистов СССР в афганском вооруженном конфликте 1979–1989 гг. и сотрудничали с Саудовской Аравией по вопросу поддержки афганских мятежников, позиция ОИК в отношении Соединенных Штатов и отношений с ними была не столь однозначной – так, на проходящей в Нигере 13-й сессии Исламской конференции министров иностранных дел конференция «призвала государства-члены ОИК пересмотреть свои дипломатические отношения с Соединенными Штатами Америки» [А/37/567, 1982, p. 154] – и связано это было в первую очередь с позицией США, занятой ими в отношении политики Государства Израиль на Ближнем Востоке.
20 В Нью-Йорке в Центральных учреждениях ООН 10 октября 1983 г. по итогам 13-й сессии Исламской конференции министров иностранных дел ОИК прошла координационная встреча министров иностранных дел стран-членов ОИК, приняв в числе прочих документов резолюцию по Афганистану, подтвердившую положения предыдущих резолюций, упоминаемых выше: «Конференция рассмотрела достойное сожаления положение в Афганистане, сложившееся в результате продолжения иностранного присутствия в этой стране. Она заявила, что проявляет интерес к усилиям, предпринимаемым специальным представителем Генерального секретаря ООН и Исламской Республикой Пакистан с целью изыскания решения проблемы, с которой столкнулась эта борющаяся мусульманская страна... В проекте резолюции содержится требование прекратить вооруженное вмешательство иностранных войск во внутренние дела этой братской страны» [А/39/236, 1984, p. 4].
21 14-я сессия Исламской конференции министров иностранных дел, прошедшая с 6 по 11 декабря 1983 г. в столице Бангладеш, приняла «афганскую» резолюцию, не содержащую каких-либо новых положений в сравнении с предыдущими аналогичными документами [А/39/133, 1984, p. 39–41; Resolution No. 13/14-P…, 1983]. В заключительном коммюнике конференция «проявила глубокую обеспокоенность по поводу продолжающегося советского военного вмешательства в Афганистане и связанных с этим препятствий, стоящих на пути осуществления афганским народом его права на определение своего политического будущего» и опять потребовала вывода иностранных войск из Афганистана [А/39/133, 1984, p. 192]. Координационное совещание министров иностранных дел стран-членов ОИК, состоявшееся 4 октября 1984 г. в Нью-Йорке по итогам вышеупомянутой 14-й сессии, в резолюции по Афганистану впервые отметило, что число афганских беженцев в Пакистане уже превышает 3 млн. чел. и повторило призыв «к прекращению вооруженного вмешательства иностранных войск в дела Афганистана и… выводу этих войск» [А/39/585, 1984, p. 2–3].
22 В январе 1984 г. в Марокко состоялась 4-я Исламская конференция на высшем уровне, на которой в том числе рассматривался и «афганский вопрос». На конференцию был приглашен представитель афганских муджахедов, которым снова стал Б. Раббани: «участники Конференции с большим интересом заслушали заявление представителя афганских муджахиддинов г-на Борхан-эд-Дина Раббани, рассказавшего об условиях, в которых находятся силы афганского сопротивления, и об их справедливой борьбе за освобождение своей оккупированной родины и выразившего благодарность исламским странам за поддержку ими муджахиддинов» [А/39/131, 1984, p. 9]. В принятой по Афганистану резолюции конференция снова потребовала вывода всех иностранных войск из Афганистана [А/39/131, 1984, p. 12]. Особая обеспокоенность была выражена касательно огромного количества афганских беженцев, ищущих убежище в Иране и Пакистане: была озвучена благодарность «правительству и народу Пакистана, добровольно принявшим миллионы афганских беженцев и предоставившим им убежище и защиту» [Resolution No. 9/4-P(IS)…, 1984].
23 В 1984 г. в ОИК было возобновлено членство Египта, несколькими годами ранее исключенного из этой международной организации по причине проводимой им ближневосточной политики, и играющего уже с 1980 г. довольно значимую роль в вопросе поддержки афганских антиправительственных сил. 15-я Исламская конференция министров иностранных дел ОИК состоялась в декабре 1984 г. в ЙАР (Йеменской Арабской Республике). В качестве наблюдателей уже традиционно присутствовали представители афганских муджахедов: «конференция… заслушала заявление, сделанное представителем афганских муджахидов, в котором он подтвердил решимость афганского народа продолжать борьбу за восстановление своих прав и призвал Конференцию предоставить полную поддержку афганскому сопротивлению и, таким образом, дать ему возможность достичь своих целей» [А/40/173, 1985, p. 12]. Здесь автор хотел бы отметить, что ЙАР и СССР поддерживали довольно дружественные отношения и ими в октябре 1984 г. даже был заключен двухсторонний Договор о дружбе и сотрудничестве [Внешняя политика Советского Союза…, 1985, с. 140–142], – но тем не менее, это не мешало ЙАР принимать на своей территории афганских повстанцев в качестве официальных представителей по факту исключенного из ОИК просоветского социалистического Афганистана.
24 И впервые в резолюции по Афганистану, принятой в ОИК, были упомянуты афгано-пакистанские пограничные столкновения – 15-я Исламская конференция «выразила свою глубокую озабоченность в связи с нарушениями воздушного пространства и сухопутной границы Пакистана с афганской стороны и отметила сдержанность, проявляемую правительством Пакистана перед лицом этих провокаций» [А/40/173, 1985, p. 19, 226; Resolution No. 13/15-P…, 1984].
25 9 октября 1985 г. по результатам 15-й Исламской конференции в Нью-Йорке прошло Координационное совещание министров иностранных дел ОИК, которое, рассматривая ситуацию в Афганистане, отметило, что в последние месяцы «войска Советского Союза и Кармаля2 активизировали свои военные действия против муджахидинов и неоднократно в ходе 1985 года нарушали границы и воздушное пространство Пакистана». Также совещание заявило о поддержке афганского народа, который, «несмотря на ограниченные и примитивные средства, имеющиеся в его распоряжении, в течение шести лет ведет доблестную борьбу с оккупационными войсками» и выразило признательность правительствам Пакистана и Ирана за предоставление убежища пяти млн. афганцев. Совещание высказалось в поддержку усилий Пакистана, направленных на поиск дипломатического урегулирования, и подтвердило, что любое урегулирование должно проходить на основе принципов, провозглашенных ОИК и ООН, а именно – «принципов, связанных с выводом советских войск из Афганистана, восстановлением исламского характера Афганистана и его статуса неприсоединившейся страны, правом народа Афганистана на выбор своей собственной социально-экономической и политической системы, а также возвращением афганских беженцев к своим очагам» [А/40/758, 1985, p. 4].
2. Так в тексте – не Афганистана или ДРА, а именно Кармаля.
26 Очередная, 16-я, Исламская конференция министров иностранных дел состоялась в Марокко 6–10 января 1986 г. Конференция заслушала заявление представителя «афганских муджахиддинов и дала высокую оценку их борьбе за освобождение их страны от иностранного вторжения, за сохранение их национальной независимости... Конференция приветствовала единство, достигнутое муджахиддинами, и настоятельно призвала государства-члены укреплять сотрудничество с ними» [А/41/326, 1986, p. 11]. Таким образом, с 1986 г. можно увидеть открытые призывы не просто к оказанию помощи и сотрудничеству с афганскими антиправительственными группировками, но и к признанию их как самостоятельных политических акторов.
27 В докладе Председателя Комитета по политическим и информационным вопросам 16-й Исламской конференции впервые было отмечено, что ряд резолюций были приняты с оговорками со стороны каких-либо членов ОИК. Нас в контексте настоящей статьи интересует только резолюция по Афганистану, и поэтому отметим, что по резолюции № 19/16-Р оговорки высказали Алжир, НДРЙ, Сирия, Палестина и Ливия (по тексту в целом) и Ирак по пунктам 6–10 [А/41/326, 1986, p. 25–26]. Примечательно то, что все эти государства (кроме не являющейся членом ООН Палестины) ежегодно также голосовали «против» принятия резолюций ООН «Положение в Афганистане и его последствия для международного мира и безопасности», либо «воздерживались» в ходе этих голосований.
28 Помимо уже ставших традиционными пунктов резолюции – призыв к немедленному выводу ОКСВ из Афганистана, указание на право народа Афганистана самому определять форму правления и социального устройства, напоминание о необходимости помощи беженцам и создания условий для их возвращения на Родину, высокая оценка борьбы афганских антиправительственных сил с советскими войсками, рекомендация созданному ранее Комитету министров продолжать усилия по урегулированию афганской проблемы в сотрудничестве с Генеральным секретарем ООН [Resolution No. 19/16-P…, 1986] – появились и некоторые новые моменты. Так, ОИК выказала одобрение позиции Пакистана, занятой им в непрямых переговорах с ДРА, проводимых при посредничестве ООН и снова отметила, что скорейший вывод советских войск из Афганистана «будет содействовать устранению основного препятствия в отношениях между исламскими странами и Советским Союзом» [Resolution No. 19/16-P…, 1986]. Также Организация вновь выразила «глубокое сожаление по поводу неоднократных нарушений воздушного пространства Пакистана и обстрелов его территории с афганской стороны и высоко» оценила «сдержанность, проявленную правительством Пакистана перед лицом этих провокаций» [А/41/326, 1986, p. 65].
29 На координационном совещании министров иностранных дел ОИК в октябре 1986 г. в процессе рассмотрения ситуации в Афганистане снова было отмечено, что в 1986 г. «советско-кабульские силы3 активизировали свои действия против муджахидинов и неоднократно нарушали границу и воздушное пространство Пакистана». Также совещание выразило поддержку афганскому народу, «который в течение семи лет ведет мужественную борьбу против оккупационных сил» [А/41/740, 1986, p. 4] и признательность правительствам Пакистана и Ирана за предоставление помощи более чем 5 млн. афганских беженцев и поддержку их усилий, направленных на достижение политического урегулирования ситуации в Афганистане. Помимо этого, «совещание призвало Советский Союз незамедлительно указать приемлемые сроки вывода своих войск из Афганистана, с тем чтобы обеспечить возможность завершения процесса переговоров» [А/41/740, 1986, p. 4] и снова подтвердило, что урегулирование должно соответствовать таким принципам, как «вывод советских войск из Афганистана, признание права афганского народа избрать свою… систему и возвращение домой афганских беженцев в условиях полной безопасности и уважения их достоинства» [А/41/740, 1986, p. 5].
3. Так в тексте.
30 5-я Исламская конференция на высшем уровне, состоявшаяся c 26 по 29 января 1987 г. в Кувейте, также – как и две предыдущие встречи на высшем уровне – рассмотрела положение в Афганистане. В числе ее гостей присутствовали представители «Союза афганских муджахидинов»: «Конференция с симпатией и пониманием заслушала выступление представителя Исламского союза афганских муджахидинов профессора Абдура Раб Расула Саяфа, в котором он рассказал о справедливой борьбе афганского народа за освобождение своей оккупированной родины и поблагодарил за поддержку исламскими странами афганских муджахидинов» [А/42/178, 1987, p. 11]. Резолюция по Афганистану, как и предыдущие, опиралась на решения более ранних Исламских конференций на высшем уровне и Исламских конференций министров иностранных дел, а также на «афганские» резолюции Генеральной Ассамблеи ООН начиная с 35-й сессии и 6-й чрезвычайной специальной сессии, и на решения совещаний на уровне министров стран Движения Неприсоединения и конференций глав государств и правительств неприсоединившихся стран.
31 В резолюции снова выражалось сожаление по поводу продолжения обстрелов территории Пакистана со стороны Афганистана и нарушений его воздушного пространства [А/42/178, 1987, p. 44], и приветствовались усилия Генерального секретаря ООН в деле проведения непрямых переговоров и позиция Пакистана в этом вопросе, сделавшая «возможным достижение значительного прогресса в направлении… политического урегулирования проблемы Афганистана» [А/42/178, 1987, p. 44]. Из пунктов этого документа особо хотелось бы отметить следующее: резолюция потребовала, чтобы для вывода советских войск были предоставлены короткие сроки; высоко оценила «героическую борьбу народа Афганистана за освобождение своей родины от иностранных войск и… роль Афганского союза муджахидинов, добивающегося восстановления статуса независимости и неприсоединения Афганистана и его характера исламской страны»; поддержала процесс национального примирения и обратилась с призывом к ОИК и его государствам-членам, с тем чтобы они «установили более тесные отношения сотрудничества с Афганским союзом муджахидинов для достижения целей справедливой борьбы афганского народа» [Resolution No. 11/5-P(S)…, 1987]. Нахождение ОКСВ в Афганистане было охарактеризовано, как и ранее, в качестве «основного препятствия в отношениях между исламскими странами и Советским Союзом» [Resolution No. 11/5-P(S)…, 1987].
32 В апреле 1988 г. члены Президиума 5-й Исламской конференции на высшем уровне и председатели постоянных комитетов ОИК провели совещание в Эль-Кувейте, где по вопросу ситуации в Афганистане совещание дало высокую оценку «героической борьбе народа Афганистана за освобождение своей родины». Члены Президиума приветствовали заявление СССР о выводе советских войск из Афганистана и достигнутое в Женеве соглашение об урегулировании в Афганистане, и подчеркнули необходимость восстановления экономики Афганистана при содействии исламских государств и Исламского банка развития [А/43/319, 1988, p. 5].
33 И наконец, последняя в период пребывания советских войск в Афганистане 17-я Исламская конференция министров иностранных дел была проведена в Иордании в конце марта 1988 г., и там же была принята последняя – за период пребывания ОКСВ в Афганистане – «афганская» резолюция. В ней констатировалось: «После восьми лет оккупации Советский Союз, по-видимому, осознал бесплодность своих усилий оккупировать Афганистан и проявил определенные признаки того, что он готов вывести свои силы из этой страны на определенных условиях. На данном решающем этапе переговоров о выводе советских сил Исламская конференция должна продолжать оказывать поддержку Пакистану и афганскому сопротивлению, с тем чтобы обеспечить восстановление в Афганистане прочного мира» [А/43/393, 1988, p. 18]. Участники Конференции «заслушали выступление представителя Исламского союза афганских муджахетдинов, в котором он рассказал о справедливой борьбе афганского народа… и просил Исламскую конференцию и далее оказывать поддержку афганским муджахетдинам» [А/43/393, 1988, p. 21].
34 В этой резолюции повторяются основные пункты всех предыдущих – в том числе пункт о приостановлении членства Афганистана в ОИК – и приветствуется заявление Генерального секретаря ЦК КПСС «г-на Михаила Горбачева от 8 февраля 1988 года, в котором сообщается о намерении Советского Союза вывести свои войска из Афганистана» [Resolution No. 23/17-P…, 1988]. Члены ОИК оценили «героическую борьбу народа Афганистана за освобождение своей родины от иностранных войск» и снова постановили «установить отношения тесного взаимодействия с Союзом афганских муджахетдинов». Исламская конференция также выразила сожаление по поводу «нарушений воздушного пространства Пакистана, обстрелов его территории с афганской стороны и террористических актов, совершаемых против Пакистана» [Resolution No. 23/17-P…, 1988]. Что касается должного начаться в скором времени процесса вывода советских войск и дальнейшего будущего Афганистана, то ОИК призвала советские войска воздержаться от боевых действий в процессе своего ухода; потребовала взаимного прекращения военных поставок всем противоборствующим сторонам; отметила необходимость формирования переходного правительства на широкой основе и оказания гуманитарной помощи афганским беженцам во взаимодействии с Пакистаном; постановила «сохранять свободным место Афганистана в ОИК до полного вывода иностранных войск из Афганистана, возвращения афганских беженцев и сформирования правительства, приемлемого для народа Афганистана» [Resolution No. 23/17-P…, 1988]; и поручила Исламскому банку развития разработать программы восстановления экономики страны [А/43/393, 1988, p. 27–28].
35 Некоторые государства-члены ОИК – те же самые, которые голосовали «против» принятия резолюций ООН по «афганскому вопросу» или «воздерживались» в процессе голосований – высказали оговорки по этой резолюции или ее частям. Так, по всей резолюции это сделала Сирия; по пункту 4 – Ливия.
36 И 29 сентября 1988 г. – уже после начала процесса вывода советских войск – в Нью-Йорке было проведено координационное совещание министров иностранных дел ОИК, на котором совещание с удовлетворением отметило подписание Женевских соглашений и «призвало к созданию опирающегося на широкую базу правительства, приемлемого для народа Афганистана, что открыло бы эру мира и позволило бы афганским беженцам вернуться в свои дома». Также Совещание обратилось к государствам-членам ОИК с призывом продолжать оказывать помощь афганским беженцам и призвало их внести свой вклад в программу восстановления Афганистана [А/43/692, 1988, p. 4].
37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
38 В целом Организация Исламская Конференция на протяжении всех 1980-х гг. разделяла негативное отношение большинства членов мирового сообщества и крупных международных организаций (например, ООН и Движения Неприсоединения) к пребыванию советских войск в Афганистане и их участию в гражданской войне на его территории, и солидаризировалась с общемировой политической линией в этом вопросе. Роль и резолюций, и подходов ОИК по вопросу политического урегулирования в Афганистане двояка. С одной стороны, ОИК выдвигала предложения мирного урегулирования и принимала активное участие в оказании помощи афганским беженцам. С другой стороны – стремление непременно привлечь к процессу урегулирования представителей афганских мятежников и по сути «заменить» ими в стенах Организации Исламская Конференция представителей официального Афганистана не способствовало развитию диалога ОИК с Советским Союзом и самим Афганистаном.
39 Если же говорить о позиции внутри самой организации, то в случае с афганским конфликтом 1979–1989 гг. была продемонстрирована достаточно высокая степень солидарности – хотя некоторые просоциалистические государства-члены ОИК в данном вопросе отходили от генеральной линии организации. Но было бы преувеличением утверждать, что ОИК сыграла значимую роль непосредственно в деле политического урегулирования афганского конфликта – скорее, о позиции Организации Исламская Конференция в афганских событиях 1980-х гг. можно говорить как о показательном примере мусульманской солидарности, проявленной на институциональном уровне. Также следует отметить, что политика ОИК в отношении «афганского вопроса» оставалась практически неизменной на протяжении всех 1980-х гг.

References

1. A/35/109. Letter dated 11 February 1980 from the Permanent Representative of Pakistan to the United Nations addressed to the Secretary-General. Official website of the United Nations. https://undocs.org/en/a/35/109 (accessed: 12.05.2021).

2. À/35/419. Letter dated 20 August 1980 from the Permanent Representative of Pakistan to the United Nations addressed to the Secretary-General. Annex 1. Official website of the United Nations. https://undocs.org/en/a/35/419 (accessed: 12.05.2021).

3. À/36/80. Consideration of the Implementation of the Declaration on the Strengthening of International Security. Letter dated 23 January 1981 from the Charge d'Affaires of the Permanent Mission of Afghanistan to the United Nations addressed to the Secretary-General. Official website of the United Nations (in Russian)] https://undocs.org/ru/a/36/80 (accessed: 12.05.2021).

4. À/36/138. Letter dated 25 March 1981 from the charge d affaires a.i. of the Permanent Mission of Saudi Arabia to the Unites Nations addressed to the Secretary-General. Annex 1. Official website of the United Nations. https://undocs.org/en/a/36/138 (accessed: 12.05.2021).

5. À/36/603. Cooperation between the United Nations and the Organization of the Islamic Conference. Letter dated 14 October 1981 from the Permanent Representative of Iraq to the Unites Nations addressed to the Secretary-General. Official website of the United Nations. https://undocs.org/en/a/36/603 (accessed: 12.05.2021).

6. À/37/567. Letter dated 21 October 1982 from the Permanent Representative of the Niger to the United Nations addressed to the Secretary-General. Official website of the United Nations. https://undocs.org/en/a/37/567 (accessed: 12.05.2021).

7. À/39/131. Letter dated 13 March 1984 from the Permanent Representative of Morocco to the United Nations addressed to the Secretary-General. Official website of the United Nations (in Russian)] https://undocs.org/ru/a/39/131 (accessed: 12.05.2021).

8. À/39/133. Letter dated 15 March 1984 from the Charge d'Affaires a.i. of the Permanent Mission of Bangladesh to the United Nations addressed to the Secretary-General. Official website of the United Nations. https://undocs.org/en/a/39/133 (accessed: 12.05.2021).

9. À/39/236. Letter dated 2 May 1984 from the Charge d'Affaires a.i. of the Permanent Mission of Niger to the United Nations addressed to the Secretary-General. Official website of the United Nations. https://undocs.org/en/a/39/236 (accessed: 12.05.2021).

10. À/39/585. Letter dated 12 October 1984 from the Permanent Representative of Bangladesh to the United Nations addressed to the Secretary-General. Official website of the United Nations. https://undocs.org/en/a/39/585 (accessed: 12.05.2021).

11. À/40/173. Note verbal dated 11 March 1985 from the Charge d'Affaires a.i. of the Permanent Mission of Yemen to the United Nations addressed to the Secretary-General. Official website of the United Nations. https://undocs.org/en/a/40/173 (accessed: 12.05.2021).

12. À/40/758. Letter dated 15 October 1985 from the Permanent Representative of Yemen to the United Nations addressed to the Secretary-General. Official website of the United Nations. https://undocs.org/en/a/40/758 (accessed: 12.05.2021).

13. À/41/326. Letter dated 5 May 1986 from the Permanent Representative of Morocco to the United Nations addressed to the Secretary-General. Official website of the United Nations. https://undocs.org/en/a/41/326 (accessed: 12.05.2021).

14. À/41/740. Note verbale dated 21 October 1986 from the Permanent Mission of Morocco to the United Nations addressed to the Secretary-General. Official website of the United Nations. https://undocs.org/en/a/41/740 (accessed: 12.05.2021).

15. À/42/178. Letter dated 3 March 1987 from the Permanent Representative of Kuwait to the United Nations addressed to the Secretary-General. Official website of the United Nations. https://undocs.org/en/a/42/178 (accessed: 12.05.2021).

16. À/43/319. Letter dated 19 April 1988 from the Permanent Representative of Kuwait to the United Nations addressed to the Secretary-General. Official website of the United Nations. https://undocs.org/en/a/43/319 (accessed: 12.05.2021).

17. À/43/393. Letter dated 6 June 1988 from the Permanent Representative of Jordan to the United Nations addressed to the Secretary-General. Official website of the United Nations. https://undocs.org/en/a/43/393 (accessed: 12.05.2021).

18. À/43/692. Letter dated 7 October 1988 from the Permanent Representative of Jordan to the United Nations addressed to the Secretary-General. Official website of the United Nations. https://undocs.org/en/a/43/692 (accessed: 12.05.2021).

19. Die sowjetische Intervention in Afghanistan. Bearbeitet von H. Vogel. Baden-Baden: Nomos Verlagsgesselschaft, 1980 (in German).

20. Foreign policy of the Soviet Union and international relations. 1984: Collection of documents. Compilers Kirillin I.A., Potapova N.F. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1985.

21. Khristoforov V.S. Political settlement of the Afghan problem within the context of international relations in the 1980s. RGGU Bulletin. Series: Political Science. History. International relationships. 2014. No. 18 (140). Pp. 116–125.

22. Resolution No. 19/11-P. The Situation in Afghanistan. 1980. OIC official website. https://ww1.oic-oci.org/english/conf/fm/11/11%20icfm-political-en.htm#RESOLUTION%20No.%2019/11-P (accessed: 12.05.2021).

23. Resolution No. 3/3-P(IS). The Situation in Afghanistan. 1981. OIC official website. https://ww1.oic-oci.org/english/conf/is/3/3rd-is-sum (political).htm#03 (accessed: 12.05.2021).

24. Resolution No. 20/12-P. The Situation in Afghanistan. 1981. OIC official website. https://ww1.oic-oci.org/english/conf/fm/12/12%20icfm-political-en.htm#RESOLUTION%20NO.%2020/12-P (accessed: 12.05.2021).

25. Resolution No. 11/13-P. Afghanistan. 1982. OIC official website. https://ww1.oic-oci.org/english/conf/fm/13/13%20icfm-political-en.htm#RESOLUTION%20No.%2011/13-P (accessed: 12.05.2021).

26. Resolution No. 13/14-P. Afghanistan. 1983. OIC official website. https://ww1.oic-oci.org/english/conf/fm/14/14%20icfm-political-en.htm#RESOLUTION%20NO.%2013/14-P (accessed: 12.05.2021).

27. Resolution No. 9/4-P(IS). On Situation in Afghanistan. 1984. OIC official website. https://ww1.oic-oci.org/english/conf/is/4/4th-is-sum (political).htm#09 (accessed: 12.05.2021).

28. Resolution No. 13/15-P. Afghanistan. 1984. OIC official website. https://ww1.oic-oci.org/english/conf/fm/15/15%20icfm-political-en.htm#RESOLUTION%20NO.13/15-P (accessed: 12.05.2021).

29. Resolution No. 19/16-P. Afghanistan. 1986. OIC official website. https://ww1.oic-oci.org/english/conf/fm/16/16%20icfm-political-en.htm#RESOLUTION%20NO:%2019/16-P (accessed: 12.05.2021).

30. Resolution No. 11/5-P(S). On Situation in Afghanistan. 1987. OIC official website. https://ww1.oic-oci.org/english/conf/is/5/5th-is-sum (political).htm#11 (accessed: 12.05.2021).

31. Resolution No. 23/17-P. Afghanistan. 1988. OIC official website. https://ww1.oic-oci.org/english/conf/fm/17/17%20icfm-political-en.htm#RESOLUTION%20NO.%2023/17-P (accessed: 12.05.2021).

Comments

No posts found

Write a review
Translate