Historical Experience in the Implementation of Strategies for Spatial Regional Development in China (1949–2019)
Table of contents
Share
Metrics
Historical Experience in the Implementation of Strategies for Spatial Regional Development in China (1949–2019)
Annotation
PII
S086919080010846-7-1
DOI
10.31857/S086919080010846-7
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Svetlana Makeeva 
Occupation: Leading researcher
Affiliation: Institute of Socio-Political Research – Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (ISPR FCTAS RAS)
Address: Moscow, 119991, Moscow, Leninsky pr., D.32A
Edition
Pages
196-206
Abstract

The article discusses pages of the economic history of China related to the processes of development, for-mulation and adoption of strategies for spatial regional development from 1949 to the present. There are several stages in the evolution of the regional development of China. During the first stage (1949–1978), there was a process of development, adoption of a set of measures for leveling, and subsequently balanced spatial regional development; regional projects were adopted as part of the construction of a planned economy for the decisive development of East, Central and West China. At the second stage (1978–1999) of the spatial development of the PRC, the implementation of the regional unbalanced development strategy begins within the framework of the policy of “reform and openness” and focus on accelerated growth of the eastern coastal regions of China. The general upsurge of the national economy and the increasing unevenness of socio-economic regional development influenced the transition to a new stage of spatial or-ganization of the PRC economy (1999 – present) as part of the implementation of the strategy for regional coordinated development. The article identifies the features of solving the problem of socio-economic une-venness in the development of Chinese regions. The historical experience reflecting the development trends of the regions of China in the framework of the implementation of spatial development strategies over a long period from 1949 to the present allows us to focus on the tactics of forming a system of spatial organ-ization of the economy in the context of economic growth goals.

Keywords
economic history of the PRC, regional development strategy, unevenness, economic growth, global pros-perity, interregional cooperation
Date of publication
31.08.2020
Number of characters
32684
Number of purchasers
2
Views
45
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
880 RUB / 16.0 SU
All issues for 2020
4224 RUB / 84.0 SU
1 Социально-экономическая история КНР в период с 1949 г. по настоящее время характеризуется разработкой стратегий регионального развития экономического пространства Китая в соответствии с природно-климатическими условиями китайских регионов, потребностями экономики и общества, национальной безопасностью китайского государства. Накопленный Китаем с 1949 г. исторический опыт по формированию стратегий пространственного развития опирался на поиск путей в решении проблем социально-экономической неравномерности регионов КНР. Современные показатели роста региональной экономики Китая являются результатом использования китайскими исследователями классических географических, экономических теорий, методов при разработке моделей регионального развития; ориентации на исторический опыт пространственного развития Китая на протяжении длительного периода времени; учёта и исправления ошибок при проведении региональной политики, направленной на ликвидацию дисбаланса в социально-экономическом региональном развитии КНР; координации регионального развития в рамках реализации общенациональной стратегии в период с 1949 г. по настоящее время.
2 Национальная стратегия развития регионов страны – это процесс планирования, комплекс целей и задач, политических мер и предложений для регионального развития на национальном уровне, ориентированных на принципы социально-политической системы государства, особенности культурно-исторического, природно-географического, пространственно-экономического потенциала регионов страны. Одной из ключевых особенностей регионального развития Китая на протяжении периода с 1949 г. по настоящее время является ориентация на выполнение долгосрочной общенациональной стратегии. В рамках анализа стратегических целей, стоящих перед китайским руководством, необходимо отметить, что к 2021 г. (столетию образования Коммунистической партии Китая) правительство КНР запланировало построить общество средней зажиточности («сяокан»), а к столетию образования КНР в 2049 г. в планах достигнуть уровня ведущих мировых держав в шести сферах: экономике, общественном развитии, политике, культуре, человеческих ресурсах и экологии. Как отмечают китайские исследователи стратегий модернизации из Китайской Академии наук: «Историю творят люди. То же самое касается и будущего. До XVIII века китайский народ сотворил великую историю, на протяжении тысячи лет существования средневековой Европы (с 500 до 1500 г. н.э.) Китай был мировым лидером. XVIII век оказался переломным моментом всемирной модернизации – не выдержав конкуренции с индустриальной цивилизацией, аграрный строй Китая начал сдавать позиции. Между XIX и XX вв. Китай стал отставать от мировой индустриальной цивилизации. В аграрную эру Китай был одним из столпов цивилизации. Во время промышленной революции ему пришлось довольствоваться ролью учащегося на своих ошибках. Но к наступлению эры знаний Китай станет одним из её первопроходцев. XXI век принесет полноценное возрождение китайской цивилизации» [Обзорный доклад…, 2011, с. 221]. Возрождение былого величия Китая, т.е. возвращение могущества Китая в эпоху династий Хань, Тан, Мин, четко структурируется в понимании исторического прогресса китайским обществом.
3 Одной из ключевых составляющих реализации национальной стратегии КНР по вхождению в состав развитых стран мира к 2049 г. является поступательный процесс решения основных внутренних региональных социально-экономических проблем Китая. Как отмечают китайские ученые: «Стратегия регионального экономического развития относится к планированию и принятию решений по общим, долгосрочным и критическим вопросам, связанным с экономическим и социальным развитием в определенном регионе» [Shi Bihua, 2017, p. 26]. Данная стратегия направлена на осуществление оценки социально-экономического развития отдельных регионов страны в течение длительного периода времени с учетом взаимосвязи и взаимовлияния природно-климатических, экономических, социально-исторических, культурно-идеологических факторов регионального развития и целей, которые были определены и достигнуты в рамках реализации программ и проектов регионального развития. В условиях построения «социализма с китайской спецификой» стратегии регионального развития необходимы для достижения экономических и социальных целей, в рамках ускоренного экономического роста и достижения общего процветания и удовлетворения растущих материальных и культурных потребностей китайского общества.
4 Анализ этапов в реализации стратегий пространственного регионального развития КНР в период с 1949 г. по настоящее время позволяет выявить исторический опыт пространственной организации экономики КНР, определить ключевые тенденции в процессе развития инфраструктуры китайских городов и территорий. На основе использования системного подхода и сравнительно-исторического метода исследования определяются основные этапы в эволюции регионального развития КНР; характеризуется общая тактика в формировании системы пространственной организации экономики Китая; рассматриваются особенности решения такой проблемы, как социально-экономическая неравномерность в развитии китайских регионов.
5

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДИНАМИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КНР СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ в.

6 Как показывает исторический опыт КНР за последние 70 лет, динамика разработки, принятия и реализации стратегий регионального развития в Китае привела к тому, что определяющими направлениями в региональном развитии стали являться планирование, регулирование и использование сравнительных преимуществ регионов КНР, выявление особенностей местной региональной ситуации; ориентация на внутреннее межрегиональное и субрегиональное сотрудничество и интеграцию; комплексный анализ географического положения, природных условий, экономико-географического разделения труда, ресурсного потенциала и реальных потребностей для того, чтобы определить цели разумного разделения труда, взаимного сотрудничества и скоординированного развития регионов в соответствии с условиями дальнейшей оптимизации региональных ресурсов; использования сравнительных преимуществ региона, обеспечения рационального планирования; избегания повторного и слепого строительства и реализация дифференцированной региональной политики и распределения государственной помощи [Ильина, Шабунова, 2017, с. 118].
7 Со времени основания в 1949 г. КНР по современный период региональное экономическое развитие Китая пережило три основных этапа: выравнивающее и сбалансированное развитие до начала политики «реформ и открытости» (1949–1978); этап несбалансированного, неравномерного развития (1978–1999) и современный этап скоординированного развития (1999–2012 гг. и с 2012 г. по настоящее время). Все эти три этапа проходили изначально в одинаковых природно-географических условиях пространственного развития КНР и соответствовали целям, отражающим отличительные характеристики каждого периода современной истории Китая. Исторический опыт регионального развития, накопленный Китаем с 1949 г., сыграл важную роль в содействии экономическому росту регионов КНР в настоящий период. Изучение и обобщение хода регионального экономического развития за последние 70 лет имеет важное теоретическое и практическое значение для более эффективной реализации стратегии регионального скоординированного развития в настоящем и будущем, а также общенациональной стратегии Китая по вхождению к 2049 г. в состав развитых стран мира. Современные китайские эксперты отводят огромное значение изучению исторического опыта, полученного в результате процесса разработки и реализации стратегий регионального развития КНР, так как это позволяет выработать тактику решения диспропорциональных проблем китайских регионов, сосредоточиться на выявлении гармоничной взаимосвязи между эффективностью и справедливостью, планом и рынком, равновесием и дисбалансом, центральными и местными аспектами при выборе стратегий регионального развития в будущем в долгосрочной перспективе. Различные аспекты, связанные с историей разработки, особенностями принятия, возможностями использования планов, программ, входящих в стратегии регионального развития, комплексно исследуются рядом китайских научно-исследовательских институтов, «мозговых центров». Исторические и современные проблемы региональной экономики КНР являются центральными темами исследования Института количественной и технической экономики Академии общественных наук Китая. В современных условиях реализации экологической модернизации в КНР особое значение придаётся деятельности еще одного структурного подразделения Академии общественных наук Китая, а именно Центру градостроительства и экологических исследований, образованному в 1994 г. Основные тенденции в пространственном развитии сельских районов КНР можно проследить в научно-исследовательской деятельности Института развития сельских районов Академии общественных наук Китая (г. Пекин), созданного в 1978 г. Профильным научно-исследовательским учреждением КНР, занимающимся изучением специфики развития агроэкономики Китая, социальными проблемами сельских районов КНР, основными направлениями региональной аграрной политики в разных регионах Китая является Институт развития агроэкономики Академии сельскохозяйственных наук Китая, созданный ещё в 1958 г. и располагающийся в Пекине. Проблемы регионального пространственного развития КНР являются центральными темами исследований в работе таких подразделений Академии макроэкономических исследований КНР (г. Пекин), как Китайская ассоциация зон развития и региональной экономики, Институт территориального развития и региональной экономики и Институт экономических систем и управления. Вопросы истории регионального пространственного развития КНР находят отражение в работе Института современной истории, созданного в 1950 г. Исследовательский Центр по вопросам развития при Госсовете КНР (г. Пекин) занимается разработкой рекомендаций по региональной политике и формированию общей стратегии регионального развития КНР. Одним из ведущих научно-исследовательских институтов по вопросам регионального развития является Китайский Институт по планированию развития университета Цинхуа, который специализируется на проведении комплексных исследований социально-экономических преобразований в КНР, перспективах экономического планирования и формирования стратегий регионального развития. Вопросы агроэкономики и сельскохозяйственной политики являются центральными в рамках научно-исследовательской деятельности Центра китайской аграрной политики Академии сельскохозяйственных наук Китая. Региональная история КНР напрямую связана с процессами в развитии региональной экономики, которые, в свою очередь, являются основными направлениями исследований Центра изучения экономического развития Центрального Китая Наньчанского университета. Вопросы управления региональным развитием Китая находят отражение в научно-исследовательской деятельности Школы государственной политики и управления университета Цинхуа, а также Школы государственного управления имени Чжоу Эньлая Нанькайского университета [Комиссина, 2012, с. 112198]. При анализе истории формирования и реализации стратегий регионального развития КНР на протяжении с 1949 г. по настоящее время необходимо рассмотреть исторический опыт китайского общества в результате решения социально-экономических проблем в развитии регионов. Различные аспекты разработки, принятия и использования на практике стратегий регионального развития рассматриваются в работах китайских ученых, специалистов в области экономической географии: Ли Вэньяня [Li Wenyan, 2008, p. 63], Лу Дадао [Lu Dadao, 2004, p. 136], Ху Чжаоляна [Hu Zhaoliang, 1985, p. 75]; региональной экономики: Ань Хусэня [An Husen, 2007, p. 21], Жэнь Баопина [Ren Baoping, 2014, p. 76–81], Сунь Цзювэня [Sun Jiuwen, 2011, p. 48–53]; регионоведческой науки: Бао Юаня [Bao Yuan, 2008, p. 68], Ван Сюаньсюаня [Wang Xuanxuan, 2009, p. 131–137], Ли Чжуни [Li Zhongyi, 2009, p. 121–122], У Пэна [Wu Peng, 2012, p. 1–9], Чжан Вэя [Zhang Wei, 2006, p. 292–297], Чэнь Цзунсина [Chen Zongxing, 1991, p. 139].
8

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫРАВНИВАЮЩЕЙ И СБАЛАНСИРОВАННОЙ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В КНР

9 В период с 1949 по 1978 г. в КНР была принята и реализовывалась стратегия регионального выравнивающего и сбалансированного развития (区域均衡发展战略19491978 гг.). Экономическое развитие регионов КНР ориентировалось на цели и задачи построения высокоцентрализованной системы плановой экономики и было обусловлено национальной стратегией формирования регионов с развитой тяжелой промышленностью. В рамках выравнивающего развития китайское правительство после основания КНР в 1949 г. по 1954 г. реализует региональную политику, направленную на разделение территории государства на прибрежный и внутренний регионы. В целях обеспечения национальной безопасности политика выравнивающего развития КНР в 1950-е гг. была заложена в стратегии регионального экономического развития Китая, в которой приоритет отводился развитию внутренних областей. В центральном регионе КНР были возведены промышленные города, где были заложены основы быстроразвивающихся отраслей промышленности [Chen Xiushan, 2008, p. 5–18].
10 В целях использования природно-географического, социально-экономического и промышленного потенциалов всего пространства КНР китайское правительство во второй половине 1950-х гг. начинает реализацию стратегии регионального сбалансированного развития. На территории Китая в 1958 г. были созданы 7 зон экономического сотрудничества, которые включали в себя Северо-Восточный, Северный, Северо-Западный, Восточный, Центральный, Южный и Юго-Западный регионы КНР. В период с 1964 г. в рамках реализации стратегии регионального сбалансированного развития китайское руководство переходит к «трёхлинейному» строительству, а именно переносу производительных сил из восточных районов в Западный регион Китая. Инвестиции были вложены в промышленность, строительство национально-оборонных комплексов, научно-техническую сферу и логистику провинций в районе «трёх линий» (первая – прибрежные районы, вторая – провинции Аньхой и Цзянси, третья линия – провинции Ганьсу, Сычуань, Гуйчжоу, Цинхай, Юньнань, Шэньси, Гуанси-Чжуанский и Нинся-Хуэйский автономные районы) [Yang Jun, 2007, p. 54–59].
11 Региональное экономическое развитие в период строительства плановой экономики с 1949–1978 гг. было ориентировано на достижение целей регионального равновесия. С точки зрения общей региональной структуры производства государственный механизм в условиях плановой экономики сокращал региональные различия через принятие решений о реализации проектов в конкретных регионах. Это в определённой степени позволяло смягчить дисбаланс в региональной экономике КНР. Ещё одной характеристикой регионального экономического развития в условиях плановой экономики являлось вертикальное разделение труда. Вследствие внедрения высокоцентрализованной и обязательной модели управления планированием все виды экономической деятельности в китайских регионах были упорядочены согласно государственному плану, притом что в организации и функционировании региональной экономики преобладало вертикальное разделение системы труда, горизонтальные связи между регионами были достаточно слабыми. Кроме того, китайские эксперты при анализе регионального экономического развития в условиях плановой экономики особое внимание уделяли отдельно замкнутой системе регионального развития, при которой каждый регион сформировал относительно схожую региональную экономическую и производственную структуру в условиях сбалансированных целей промышленного регионального развития КНР в период 1949–1978 гг. [Chen Xiushan, 2008, p. 5].
12

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КНР ПОСЛЕ НАЧАЛА ПОЛИТИКИ «РЕФОРМ И ОТКРЫТОСТИ»

13 После начала политики «реформ и открытости» в 1978 г. китайское правительство начинает реализовывать стратегию регионального несбалансированного развития (区域非均衡发展战略19781999 гг.), приоритетным направлением которой являлось развитие прибрежного Восточного региона КНР. Значительное место в реализации данной стратегии отводилось Седьмому пятилетнему плану социально-экономического строительства КНР (1986–1990), в ходе которого градиентное развитие региональной экономики ориентировалось на создание трёх экономических зон: прибрежный регион Восточного Китая, внутренний регион Среднего Китая и Западный Китай [Zhou Shushi, 1995, p. 77]. Анализируя исторический опыт КНР в области пространственного развития, необходимо отметить, что весь комплекс мероприятий по экономическому стимулированию восточных районов имел долгосрочный и положительный эффект, несмотря на последующее усиление неравномерности регионов КНР. Несбалансированный этап региональной экономики с конца 1970-х гг. способствовал экономическому росту Восточного Китая, повышению уровня национальной экономики в целом, а также содействовал проведению рыночных реформ в КНР. В основе стратегии регионального неравновесного развития в 1978–1999 гг. были заложены ориентация на эффективность региональной промышленной политики; экономический рост прибрежных восточных районов; концентрация средств и ресурсов для определяющего развития ключевых регионов Китая [Li Wuwei, 1998, p. 20–25].
14 В ходе реализации стратегии регионального несбалансированного развития КНР начинает принимать активное участие в экономической глобализации. Экономический рост прибрежных восточных регионов привел к увеличению внешней торговли Китая, а соответственно к быстрому росту экономики КНР и, как следствие, – мировой экономики. Существенной особенностью в формировании стратегии регионального развития КНР на протяжении периода после начала политики «реформ и открытости» являлась разработка долгосрочных стратегических планов в целом по регионам и по отдельным провинциям под руководством государства, предусматривающая как планирование, так и более конкретные меры в реализации региональных проектов. В современных условиях корректировки региональных стратегий экономического развития китайские научные эксперты призывают также учитывать ошибки, допущенные в ходе реализации стратегии регионального несбалансированного развития в период 1978–1999 гг., а именно увеличение разрыва и выраженную диспропорциональность в экономическом развитии всех регионов КНР. Как показывает исторический опыт КНР в реализации стратегии регионального развития после начала политики «реформ и открытости», ключевым направлением в реализации стратегии по развитию регионов должен являться комплексный анализ сложных и уникальных проблем в целях объединения общенациональных экономических и местных региональных интересов и интеграции восточных прибрежных районов с Центральным и Западным регионами КНР в рамках реализации общенациональной стратегии регионального развития.
15

ПРИЧИНЫ ПЕРЕХОДА К СТРАТЕГИ И РЕГИОНАЛЬНОГО СКООРДИНИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ КНР

16 Серьёзный дисбаланс регионального экономического развития в Китае к началу 1990-х гг. вызвал широкую обеспокоенность в академических и политических кругах КНР. В сложившихся условиях китайское правительство приступает к корректированию стратегии регионального развития. Были разработаны руководящие принципы скоординированного экономического развития регионов КНР (区域协调发展战略1999–2012 гг.) в целях осуществления широкомасштабных планов по экономическому росту Западного и Северо-Восточного регионов Китая. ЦК КПК определяет реализацию основных направлений регионального развития в 1999, 2003 и 2006 гг., которые касались стратегии возрождения старых промышленных баз, стратегии укрепления Центрального региона и стратегии усиления Западного региона КНР [History of China, 2019, p. 54–61]. Через выполнение данных ключевых составляющих направлений региональной политики была определена, оформлена и воплощена в жизнь общая стратегия регионального скоординированного развития КНР несмотря на то, что противоречия в развитии регионов сохранялись и явления диспропорциональности не были преодолены. Переход от стратегии преимущественного развития Восточного Китая к стратегии комплексного скоординированного развития Восточного, Центрального и Западного регионов КНР с конца 1990-х гг. сопровождался формированием четырех экономических зон: Восточный, Центральный, Северо-Восточный и Западный регионы Китая. В 1999 г. была принята стратегия регионального развития Западного Китая. Согласно данной стратегии предполагалось ускорение темпов «реформ и открытости», осуществление комплекса мероприятий по охране окружающей среды, развитие современной транспортной инфраструктуры, использование в полной мере комплекса региональных преимуществ в научно-технической, промышленной и образовательной сферах [Yang Jun, 2007, p. 85]. В 2003 г. была сформирована стратегия по возрождению старых промышленных баз на Северо-Востоке Китая и поддержанию скоординированного развития северо-восточных провинций КНР (Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин). Активизация в развитии Северо-Восточного Китая предполагалась за счёт комплексной модернизации промышленности, реорганизации государственных промышленных предприятий, трансформации аграрных комплексов Северо-Востока Китая, усовершенствования экономики городов. В 2006 г. были определены приоритетные задачи по региональному развитию провинций Среднего Китая. При этом общий вектор в скоординированном региональном развитии предусматривал стимулирование опережающего развития провинций Восточного региона КНР, что позволяло повышать эффективность в общенациональном экономическом развитии [Wei Houkai, 2009, p. 22–37].
17 На XVIII Всекитайском съезде КПК, который проходил с 8 ноября по 15 ноября 2012 г., были определены новые приоритетные направления в стратегии регионального скоординированного развития Китая в условиях усиления на международном уровне протекционистских и антиглобалистских тенденций. Одними из основных направлений реализации стратегии регионального развития на период с 2012 г. по настоящее время (新区域协调发展战略) выступали такие проекты, как «Один пояс – один путь», скоординированное развитие района Пекин – Тяньцзинь – Хэбэй и развитие экономического пояса р. Янцзы [Glorious 70 years, 2019, p. 33]. Скоординированная стратегия развития Севера и Юга Китая, направленная на дальнейшую оптимизацию пространственной модели экономического роста, предполагала использование преимуществ каждого региона КНР, формирование сбалансированной структуры регионального экономического роста, изменения в пространственном расположении от централизованного к децентрализованному, усиление городских агломераций в ключевых регионах, повышение внутреннего межрегионального сотрудничества и интеграции. Это способствовало координации регионального развития, появлению благоприятных перспектив по устранению неравномерности социально-экономического развития регионов Китая.
18

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В КНР

19 Эволюция стратегий регионального развития КНР на протяжении с 1949 г. по настоящее время показывает, что в разные исторические периоды китайское руководство старалось ориентироваться на вызовы времени и постоянно корректировало и обновляло стратегии регионального развития в соответствии с условиями регионов и потребностями экономического и социального развития Китая в целом. Реализуемые в разные периоды времени стратегии регионального развития КНР имели существенные характеристики исторических этапов, которые переживало китайское государство, но в целом отражали требования сокращения диспропорциональности социально-экономического развития китайских регионов, сглаживания региональных различий и достижения всеобщего процветания. Ключевыми ориентирами в реализации стратегий регионального развития в Китае являлись содействие быстрому росту национальной экономики и ликвидации неравномерности социально-экономического развития регионов КНР; стремление к эффективности региональной экономики и базовых направлений региональной политики. Практика реализации стратегий регионального развития с 1978 г. после начала политики «реформ и открытости» определяла роль правительства и рынка в управлении региональной экономикой. В макроэкономическом регулировании и контроле над региональным экономическим развитием роль правительства основывалась на соблюдении законов рыночной экономики. Как показывает исторический опыт реализации стратегий регионального экономического развития в Китае, основополагающим являлось стремление к равновесию регионального пространственного расположения. При этом соблюдались разумное разделение труда и согласованное развитие между экономическими регионами.
20 За 70 лет, прошедших с момента основания КНР, реализация стратегий регионального развития достигла значительных результатов, пространственная организация экономики стала ориентироваться на максимальное использование потенциала всей территории КНР. Но при этом всё еще сохраняются некоторые проблемы, которые китайское руководство нацелено решать в ближайшем будущем. Как отмечают китайские эксперты в области пространственной организации экономики в КНР, разрыв в региональном развитии Китая по-прежнему велик, и эта несбалансированная модель будет сохраняться в течение длительного периода времени [Shi Bihua, 2017, p. 13]. Кроме того, актуальны ещё беспорядочное освоение территориального пространства КНР и дублирующееся строительство промышленных комплексов в разных регионах Китая. Не всегда достигается эффективность в использовании пространства при функционировании региональных промышленных структур. При этом общая ситуация регионального развития КНР осложняется ухудшением экологической обстановки и неравномерными процессами формирования институциональных механизмов для содействия скоординированному развитию регионов Китая. Стратегия регионального развития КНР в последние годы дополняется планами и задачами по борьбе с бедностью на общенациональном уровне через определение экономической эффективности конкретного района, населенного пункта, формирование условий для реализации ключевого вида экономической деятельности на данной территории и обеспечения населения рабочими местами и как следствие в дальнейшем, решения проблемы нищеты. Поэтому через реализацию стратегии регионального развития китайское руководство старается комплексно решать задачи пространственного развития в социально-экономической, экологической, информационно-технологической сферах разных регионов Китая. Современная стратегия регионального экономического развития в КНР базируется на тезисе «открытая модель внутреннего и внешнего взаимодействия между сушей и морем и взаимная выгода с востока на запад» [Glorious 70 years, 2019, p. 11–19]. При этом ключевая роль в реализации данной стратегии отводится городским агломерациям и новой городской модели скоординированного развития крупных, средних и малых городов. Основное внимание уделяется укреплению планирования, созданию и совершенствованию координационного механизма для развития городских агломераций, содействию строительства сети крупных, средних и малых городов, оптимизации пространственной структуры городов и посёлков и усилению определяющих функций центральных городов. Координация регионального развития основывается на формировании новых полюсов и зон роста для создания новой модели региональной открытости. Как отмечают китайские эксперты, углубляя открытость восточных прибрежных регионов, необходимо продвигать к открытости внутренние и приграничные, а также горные районы, содействовать скоординированному развитию в рамках проектов Пекин – Тяньцзинь – Хэбэй и экономического пояса р. Янцзы [Shi Bihua, 2017, p. 23]. Кроме того, китайское правительство ориентировано на то, чтобы способствовать скоординированному развитию городских и сельских районов, оптимизировать и модернизировать городские агломерации в восточном регионе, а также развивать ряд городских агломераций в центральных и западных регионах Китая.
21

***

22 Таким образом, современный этап экономической истории КНР непрерывно связан с процессами разработки, формулирования и принятия стратегий регионального развития, направленных на решение такой ключевой проблемы пространственной эволюции Китая, как социально-экономическая неравномерность в развитии китайских регионов. Исторический опыт, отражающий тенденции развития регионов Китая, инфраструктуры китайских городов и территорий в рамках реализации стратегий пространственного развития на протяжении длительного периода времени с 1949 г. по настоящее время, позволяет ориентироваться на тактику формирования системы пространственной организации экономики в условиях целей экономического роста. После основания 1 октября 1949 г. КНР начинается процесс разработки, принятия комплекса мер по выравнивающему, а в дальнейшем и сбалансированному пространственному региональному развитию. В рамках строительства плановой экономики принимались региональные проекты по определяющему развитию Восточного, Центрального и Западного Китая. Переход к политике «реформ и открытости» в 1978 г. отразился на пересмотре основных направлений регионального развития КНР. Китайское правительство начало ориентироваться на ускоренное развитие и экономический рост восточных, прибрежных районов Китая, которые в дальнейшем смогли бы способствовать подъёму национальной экономики в целом на территории КНР. Стратегия регионального несбалансированного развития оказала влияние, с одной стороны, на общий подъём национальной экономики, а с другой – привела к ещё большему разрыву в социально-экономическом региональном развитии Китая и выраженному влиянию диспропорций на экономику и общество КНР. Обеспокоенность китайских правительственных и академических кругов обострением проблем, связанных с неравномерностью социально-экономического развития КНР в 1990-е гг., привела к необходимости разработки новой стратегии регионального скоординированного развития. Общая система мер по возрождению старых промышленных баз на Северо-Востоке, усилению регионального потенциала Западного и Центрального Китая определяла ключевые направления регионального скоординированного развития КНР в период с 1999 г. Принципы региональной открытости, межрегионального сотрудничества, роста ключевых городских агломераций выступают определяющими в рамках реализации проекта «Один пояс – один путь», скоординированного развития Пекин – Тяньцзинь – Хэбэй, развития экономического пояса р. Янцзы. Исторический опыт регионального развития, накопленный Китаем с 1949 г. по настоящее время, используется в рамках устранения социально-экономической неравномерности развития регионов и учитывается при формировании новых региональных проектов в долгосрочной перспективе.

References

1. Komissina I.N. Scientific and Analytical Centers of China. Moscow: RISI, 2012 (in Russian).

2. Ilyina V.A., Shabunova A.A. Economic development of regions: the experience of Russia and China. Vologda: Institute of Socio-Economic Development of Territories of the RAS, 2017 (in Russian).

3. Overview report on modernization in the world and China (2001–2010). Moscow: Ves' Mir, 2011 (in Russian).

4. Wu Peng. The idea of general welfare and uneven development of the regions of China. China Academic Journal Electronic Publishing House, 2012. http://www.doc88.com/p-904283055840.html (accessed: 21.12.2019).

5. An Husen. Regional economic theory and politics. New Regional Economy. Peking University Press, 2007 (in Chinese).

6. Bao Yuan. The reasons for the imbalance in the economic development of the regions of China and countermeasures. Publishing House of the Henan Pedagogical University, 2008 (in Chinese).

7. Chen Xiushan, Yang Yan. The restoration of regional economic relations between Eastern, Central and Western China in the conditions of a socialist market economy. Review of social sciences. 2008. No. 5. Pp. 5–18 (in Chinese).

8. Chen Zongxing. Introduction to regional science. Publishing House of the North-West University, 1991 (in Chinese).

9. Glorious 70 years: the achievements of the economic and social development of New China: 1949–2019. Statistical Publishing House of China. 2019 (in Chinese).

10. History of China: 1949–2019. China's Modern Publishing House. 2019 (in Chinese).

11. Hu Zhaoliang. Regional research and development. Peking University Press, 1985 (in Chinese).

12. Li Wenyan. Research in Economic Geography. Peking University Press, 2008 (in Chinese).

13. Li Wuwei. Policy Analysis of China's Regional Economic Development. Social Sciences. 1998. No. 3. Pp. 20–25 (in Chinese).

14. Li Zhongyi. Analysis of the causes of China's uneven economic development. Historical descriptions of Heilongjiang province. 2009. No. 18. Pp. 121–122 (in Chinese).

15. Lu Dadao. National Geography of China. Zhengzhou Main Publishing House, 2004 (in Chinese).

16. Ren Baoping. Measuring and assessing the quality of economic growth of Inner Mongolia. Study of financial theory. 2014. No. 6. Pp. 76–81 (in Chinese).

17. Shi Bihua. The strategy of regional coordinated development indicates the direction of regional development. News of Chinese social science. 2017. No. 12. Pp. 13–28 (in Chinese).

18. Sun Jiuwen. Regional problems that need to be solved. Special Journal. 2011. No. 6. Pp. 48–53 (in Chinese).

19. Wang Xuanxuan. Analysis of the causes of inequality in the economic development of four regions of China. Economics of Finance. 2009. No. 11. Pp. 131–137 (in Chinese).

20. Wei Houkai. Adjustment and Prospects of China's National Regional Policy. Development studies. 2009. No. 5. Pp. 22–37 (in Chinese).

21. Yang Jun. Regional China: The Regional Development Process of China. Changchun Publishing House, 2007 (in Chinese).

22. Zhang Wei. Analysis of the influence of the culture of the region on its economic development. Special Area Economics. 2006. No. 2. Pp. 292 –297 (in Chinese).

23. Zhou Shushi. The restoration of regional economic relations between Eastern, Central and Western China in the conditions of a socialist market economy. Review of social sciences. 1995. No. 6. Pp. 76–82 (in Chinese).