Harpocrates with a Pot: Egyptian Terracotta Figurines of Graeco-Roman Period from the Collection of the Pushkin State Museum of Fine Arts
Harpocrates with a Pot: Egyptian Terracotta Figurines of Graeco-Roman Period from the Collection of the Pushkin State Museum of Fine Arts
Annotation
PII
S086919080008377-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Olga A. Vasilyeva 
Occupation: Head of Department of the Ancient Orient
Affiliation: Pushkin State Museum of Fine Arts
Address: Russian Federation,
Svetlana E. Malykh
Occupation: Senior Research Fellow, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences
Affiliation: Institute of Oriental Studies Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation
Edition
Pages
178-190
Abstract

The article publishes and analyzes seven Egyptian Greek-Roman terracotta figurines depicting a child with a spherical vessel (pot) in his hands and representing Harpocrates – the child-god, the Greek version of the child-Horus. His figurines were made often in the form of a naked baby with a finger at his mouth and with a characteristic attribute – a “lock of youth” – on the side, often in Egyptian crown. Similar images are just one of the options of the iconography of Harpocrates. In the museum collections around the world there are significant number of terracottas depicting Harpocrates, not only with a pot, but also with cornucopia, and other attributes that demonstrate a wide range of iconographic features inherent in the images of the deities of the Egyptian pantheon of the Greek-Roman Period. All the items mentioned in the article are kept in the storerooms of the Department of Ancient Orient at the Pushkin State Museum of Fine Arts (Moscow). Six objects come from the collection of Vladimir S. Golenishchev and entered the museum in 1911; one figurine was purchased in 1981 from the collector N. G. Ter-Mikaeljan. The majority of the terracotta figurines have not been published earlier. They allow us to address the features of Harpocrates’ iconography as a god-child, the themes of child deities in Ancient Egypt and the problem of coexistence of a popular religion with the official temple cults of Egypt in Ptolemaic and Roman Periods.

Keywords
Greek-Roman Egypt, Egyptian terracotta figurines, Harpocrates, the ancient Egyptian religion, Pushkin State Museum of Fine Arts
Acknowledgment
The article was prepared with the support of the grant no.19-18-00369 (“The Classical Orient: culture, worldview, the tradition of studying in Russia (based on materials from the collection of the Pushkin State Museum of Fine Arts and archival sources)”) of the Russian Science Foundation.
Received
25.12.2019
Date of publication
28.02.2020
Number of purchasers
41
Views
1768
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2020
1 В коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина находится семь терракотовых статуэток, изображающих ребенка с шарообразным сосудом в руках и представляющих Харпократа – бога-ребенка, греческий вариант Хора-младенца. Его фигурки нередко выполнялись в виде обнаженного младенца с пальцем у рта и с характерным атрибутом – «локоном юности» – сбоку, нередко – в египтизированной короне. Подобные изображения – лишь один из вариантов иконографии Харпократа. В коллекциях музеев мира находится значительное количество терракот в виде Харпократа, не только с горшком, но и с рогом изобилия, и с другими атрибутами, демонстрирующих широкий спектр иконографических черт, присущих изображениям этого божества египетского пантеона греко-римского времени.
2

Каталог терракотовых статуэток

3

1. Статуэтка сидящего Харпократа с горшком в руках (илл. 1).

4 Инв. № 1,1а 2913 (ИГ 3081). Из собрания В.С. Голенищева (1911).
5 Датировка: I–III вв. н.э.
6 Происхождение: неизвестно.
7 Сохранность: утрачены ступни ног; повреждения поверхности, сколы.
8 Размеры: высота 14,5 см, ширина 11,0 см, толщина 7,3 см.
9 Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны хорошего качества; задняя сторона простая, заглажена; на задней стороне технологическое отверстие диаметром 1,6 см, в основании предмета второе технологическое отверстие овальной формы (1,4×1,6 см).
10 Материал: глина аллювиальная средне-тонкая плотная светло-коричневая (7.5YR 5/31), со средним количеством слюды и известняка, небольшим количеством белых частиц (измельченные речные раковины?), незначительной примесью растительных частиц.
1. Здесь и далее определение цвета глины и внешней поверхности предмета сделано в соответствии с международными стандартами по: [Munsell Soil-Color Charts, 2012].
11 Цвет внешней поверхности: светло-коричневый (7.5YR 5/3–7.5YR 5/4).
12 Способ отделки внешней поверхности: заглаживание.
13 Обжиг: равномерный окислительный.
14 Примечание: горшок окрашен красным пигментом (10R 4/6), вероятно, до обжига; следы желтовато-белой гипсоподобной субстанции на лицевой стороне. Публикации: нет.
15 Аналогии: [Dunand 1979, nos. 135–136; Dunand 1990, no. 117; Weber 1914, Taf. 5.60; cf. Török 1995, no.72, pl. XLII.73, XLIII].
16

2. Статуэтка сидящего Харпократа (?) c горшком в руках (илл. 2).

17 Инв. № 1,1а 6929 (ИГ 3094). Из собрания В.С. Голенищева (1911).
18 Датировка: I–III вв. н.э.
19 Происхождение: вероятно, Александрия (по характеру глины).
20 Сохранность: нижний левый угол утрачен.
21 Размеры: высота 5,7 см, ширина 3,3 см, толщина 2,0 см.
22 Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны хорошего качества, но голова деформирована (слишком широкая); задняя сторона нерельефная, заглажена, со следами дерматоглифов.
23 Материал: глина мергельная средне-тонкая плотная розовато-бежевая (7.5YR 8/3), со средним количеством золотистой слюды, небольшим количеством мелких растительных частиц.
24 Цвет внешней поверхности: розовато-бежевый (7.5YR 8/3).
25 Способ отделки внешней поверхности: заглаживание сзади.
26 Обжиг: равномерный окислительный.
27 Публикации: нет.
28 Аналогии: нет.
29

3. Статуэтка ползущего Харпократа с горшком в руке (илл. 3).

30 Инв. № 1,1а 2988 (ИГ 3099). Из собрания В.С. Голенищева (1911).
31 Датировка: I–III вв. н.э.
32 Происхождение: неизвестно.
33 Сохранность: утрачен фрагмент головного убора; мелкие сколы по поверхности; отверстие на спине; частичное разрушение верхнего слоя.
34 Размеры: высота 8,6 см, ширина 8,7 см, толщина 3,1 см.
35 Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны хорошего качества; задняя сторона простая, заглажена; на задней стороне аккуратное технологическое отверстие диаметром 1,4 см; низ статуэтки подрезан.
36 Материал: глина аллювиальная тонкая плотная палево-красно-коричневая (5YR 5/4), со средним количеством слюды и белых частиц (измельченные речные раковины?), небольшой примесью растительных частиц.
37 Цвет внешней поверхности: светло-коричневый (5YR 5/3).
38 Способ отделки внешней поверхности: заглаживание.
39 Обжиг: равномерный окислительный.
40 Примечание: лицевая сторона статуэтки окрашена красным пигментом (10R 4/6), вероятно, до обжига.
41 Публикации: нет.
42 Аналогии: Cf. [Bayer-Niemeier, 1988, Nr. 33, 36, 39; Bailey, 2008, nos. 3053–3054, cf. 3065; Fjeldhagen, 1995, nos. 1–2; Breccia, 1934, pl. XXXIV.161, XXXV.166].
43

4. Верхняя часть статуэтки Харпократа с горшком в руке (илл. 4).

44 Инв. № 1,1а 7921 (КП 358055). Из коллекции Н.Г. Тер-Микаэляна (1981).
45 Датировка: I–III вв. н.э.
46 Происхождение: неизвестно.
47 Сохранность: утрачена задняя сторона и нижняя часть фигуры (статуэтка обломана ниже груди); трещины, сколы; корона отбита и приклеена.
48 Размеры: высота 9,1 см, ширина 6,1 см, толщина 0,4–1,2 см.
49 Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; оттиск лицевой стороны среднего качества.
50 Материал: глина аллювиальная тонкая плотная коричневая (10R 4/3–10R 4/4), с большим количеством слюды, средним количеством белых частиц (измельченные речные раковины?), небольшой примесью растительных частиц и редкими включениями серого камня.
51 Цвет внешней поверхности: коричневый (10R 4/2).
52 Способ отделки внешней поверхности: заглаживание.
53 Обжиг: неравномерный окислительный.
54 Примечание: лицевая сторона дополнительно окрашена коричнево-бордовым пигментом (5R 4/2–5R 4/3).
55 Публикации: [Путь к бессмертию, 2002, с. 193–194, кат. 744].
56 Аналогии: [Bayer-Niemeier, 1988, Nr. 45; Dunand, 1990, no. 121].
57

5. Статуэтка сидящего Харпократа с горшком (?) (илл. 5).

58 Инв. № 1,1а 2905 (ИГ 4339). Из собрания В.С. Голенищева (1911).
59 Датировка: I–III вв. н.э.
60 Происхождение: неизвестно.
61 Сохранность: утрачены левая нога и фрагмент правой, сколы на голове и правой руке.
62 Размеры: высота 7,5 см, ширина 4,9 см, толщина 4,7 см.
63 Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и грубо заглажены; оттиск лицевой стороны среднего качества; задняя сторона простая, подрезана и заглажена; на задней стороне технологическое отверстие диаметром 1,0–1,1 см.
64 Материал: глина аллювиальная тонкая плотная светло-красно-коричневая (2.5YR 5/3), с небольшим количеством растительных частиц, редкими включениями слюды и кварцевого песка.
65 Цвет внешней поверхности: светло-красно-коричневый (2.5YR 5/3), местами бежевый (10YR 7/3).
66 Способ отделки внешней поверхности: заглаживание.
67 Обжиг: равномерный окислительный.
68 Примечание: следы белой гипсоподобной субстанции на лицевой стороне.
69 Публикации: нет.
70 Аналогии: нет.
71

6. Статуэтка стоящего Харпократа с горшком в руках (илл. 6).

72 Инв. № 1,1а 2904 (ИГ 2980). Из собрания В.С. Голенищева (1911).
73 Датировка: конец I в. н.э.
74 Происхождение: неизвестно.
75 Сохранность: повреждение поверхности правой руки и носа; утрачены фрагмент головного убора, одежды спереди, нижняя часть фигуры; потертости на лице, особенно на носу.
76 Размеры: высота 12,6 см, ширина 5,1 см, толщина 4,0 см.
77 Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны низкого качества, со слабой проработкой деталей; задняя сторона простая, заглажена; на задней стороне технологическое отверстие диаметром 1,3 см.
78 Материал: глина аллювиальная тонкая среднеплотная бежево-коричневая (7.5YR 6/4), с небольшим количеством слюды и растительных частиц.
79 Цвет внешней поверхности: светло-коричневый (5YR 5/3).
80 Способ отделки внешней поверхности: заглаживание.
81 Обжиг: равномерный окислительный.
82 Примечание: следы белой гипсоподобной субстанции на лицевой стороне.
83 Публикации: нет.
84 Аналогии: [Bayer-Niemeier, 1988, Nr. 103; Fjeldhagen, 1995, no. 9; Breccia, 1934, pl. XXIII.97, 100, 103, 105; Weber, 1914, Taf. 10.109–112; Dunand, 1990, nos. 128–129, 131; Bailey, 2008, no. 3052; Fischer, 1994, Taf. 22.258, 63.606; Ewigleben, Grumbkow, 1991, Nr. 6, 12, 13; Attula, 2001, Nr. 34].
85

7. Статуэтка в виде стоящего мальчика с корзинкой (?) в руке (илл. 7).

86 Инв. № I, 1a 2912 (ИГ 2982). Из собрания В.С. Голенищева (1911).
87 Датировка: I–III вв. н.э.
88 Происхождение: неизвестно.
89 Размеры: высота 13,6 см, ширина 5,6 см, толщина 4,4 см.
90 Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны слабый, низкого качества; задняя сторона рельефная, оттиск слабый; на задней стороне технологическое отверстие овальной формы (1,2×1,4 см).
91 Материал: глина аллювиальная тонкая плотная светло-коричневая (7.5YR 5/3), со средним количеством белых частиц (измельченные речные раковины?) и растительных частиц, небольшим количеством слюды, редкими включениями кварцевого песка.
92 Цвет внешней поверхности: светло-коричневый (7.5YR 5/3).
93 Способ отделки внешней поверхности: заглаживание.
94 Обжиг: среднего качества, окислительный.
95 Примечание: следы белой гипсоподобной субстанции на лицевой стороне в верхней части предмета.
96 Публикации: нет.
97 Аналогии: нет.
98

Харпократ с горшком: особенности иконографии и интерпретация

99 Одни из наиболее частых изображений Харпократа в египетской терракотовой пластике – те, где он держит в руках или под своей рукой сосуд круглой или овальной формы, иногда засовывая в него свою руку [Dunand, 1979, p. 73–74]. Статуэтки сидящего Харпократа с горшком в руках появляются в Египте с середины III в. до н.э. и затем продолжают существовать и в Римский период [Fischer, 1994, S. 79].
100 Шарообразный сосуд с ободком или без него повторяет форму древнеегипетского горшка-nw для возлияний воды [Kaplony, 1992, Col. 17; Poo, 1986, S. 1187]. Были предложены различные интерпретации сосуда в руках Харпократа2: ex-voto отнятия от груди (своего рода бутылочка-заменитель молока), контейнер с нильской водой либо ваза для возлияний, – исходя из традиционной формы округлого горшка, показанного в ходе совершения жертвенных возлияний на древнеегипетских рельефах, начиная со времени Древнего царства (наряду с вазой-Hs в rdj.t qbHw) [Balcz, 1933, S. 207; Junker, 1938, S. 106–107]. Однако, судя по жесту, Харпократ не выливает воду из горшка, а достает из него некую твердую субстанцию; следовательно, это вряд ли мог быть сосуд для возлияний.
2. Обзор различных точек зрения см.: [Dunand, 1979, p. 74 слл].
101 Франсуаза Дюнан предположила, что округлый сосуд может обозначать горшочек для приготовления пищи маленьким детям [Dunand, 1979, p. 74]; эту точку зрения развил и доказал на нескольких примерах Мишель Малез. Он приводит текст Епифания, автора IV в. н. э.: в его «Панарии» (Epiphan. Expos. Fid. III.2.11)3 упоминается (правда, в несколько сатирическом тоне), что жрецы Харпократа совершали манипуляции с неким котелком, который содержал athera – типично египетское блюдо, предназначенное для кормления детей, нечто вроде мучной каши с чечевицей4. Судя по всему, аналогичным было и содержимое горшочка Харпократа – некая бобовая или зерновая каша. Именно поэтому Харпократ часто изображается с рукой внутри горшочка – он достает оттуда пищу и лакомится ею, причем держит горшок под наклоном, но так, чтобы ничто не пролилось (т.е. это отнюдь не жест жертвенного возлияния). Иногда в руках Харпократа не горшочек, а миска5 или огромный котелок, – как утверждают исследователи, очень похожий на тот, что использовали египетские хозяйки для приготовления пищи для своих детей. Таким образом, символика данного образа Харпократа тесно связана с обеспечением питания [Malaise, 1991, p. 231].
3. См.: [Malaise, 1994, p. 374–376].

4. Происхождение этого слова, по мнению М. Малеза, восходит к египетским корням [Malaise, 1991, p. 230–231]. Plut. De Iside, 65, 377B: «…Исида (…) к зимнему солнцевороту …родила недоношенного и недоразвитого Харпократа. Поэтому ему приносят начатки взошедшей чечевицы…». Plut. De Iside, 67, 378B-C: «…Харпократа следует считать не уродливым богом-ребенком и не каким-нибудь божеством бобов, но защитником и выразителем раннего, несовершенного и несформировавшегося учения о богах. А в месяц Месоре ему приносят бобы и говорят: «Язык – счастье, язык – божество» [Griffiths, 1970; Плутарх, 1996].

5. Например, на терракотовой статуэтке I–II вв. н.э., найденной в ходе археологических раскопок в Каранисе (Ком Аушим). Авторы каталога обратили внимание на необычность формы сосуда в руках, отметив, что чаще Харпократ изображался с округлым горшком [Gallazzi, Hadji-Minaglou, 2019, p. 141].
102 Следует отметить, что горшок, не будучи принадлежностью только Харпократа, в целом ряде примеров фигурирует как символ плодородия и изобилия; он встречается у Исиды, Бэса и некоторых других персонажей6. Горшок не является «опознавательным» признаком Харпократа, в отличие от характерного жеста – пальца у рта, локона юности или короны; поэтому узнать изображение Харпократа иногда бывает непросто [Dunand, 1979, p. 38–39].
6. См.: [Ewigleben, Grumbkow, 1991, Kat. 20 (Патэк); cf. Fischer, 1994, Taf. 42.420; Dunand, 1979, no. 23 (Исида); Weber, 1914, Nr. 134 (жрецы)].
103 В некоторых текстах греко-римского периода, например в ареталогии Харпократу из Халкиды, в текстах храма Эдфу и Филэ, Харпократ назван владыкой хлеба, снабжающим средствами к существованию, обеспечивающим питание и урожай [Totti, 1985, Nr. 6, l.6–7; Meeks, 1977, col. 1005; Sandri, 2004, 506 (Anm. 54–55, S. 510)].
104 Статуэтка из собрания ГМИИ 1,1а 2913 (илл. 1) показывает сидящего Харпократа с горшком в левой руке. Правую руку мальчик засовывает внутрь горшка. Харпократ полностью обнажен, на груди висит небольшой треугольный амулет. Обычно в терракотах с изображением Харпократа встречается так называемый сердечный амулет, то есть подвеска в виде сердца-иб [Fischer, 1994, Taf. 59.580]. Изображения этого амулета можно увидеть и на храмовых рельефах в сценах с участием Харпократа, – например, на Филэ [Sandri, 2004, S. 502, Abb. 4]. По мнению исследователей, символика амулета может быть связана с идеей передачи наследства от отца к сыну [Sandri, 2004, S. 504, 509, Nr. 39]. В московской статуэтке форма подвески необычно треугольная, тем не менее можно предположить, что это вариация амулета в виде характерного маленького сосудика-иб, «сердечного амулета».
105 У мальчика бритая голова, украшенная ленточкой с двумя бутонами лотоса и так называемым локоном юности справа. Аналогичная прическа встречается еще в одном памятнике – на светильнике в виде головы Харпократа 1,1а 2860 из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Существует множество статуэток Харпократа с подобной прической, с различными вариациями: с двумя пучками на выбритом лбу в сочетании с локоном юности; с квадратными пучками волос в сочетании с локоном юности и с бутоном7.
7. См., например: [Bayer-Niemeier, 1988, kat. 32, 39, 102, 106, 112–113, 115–116, 127, 166, 193, 201. Cf. Breccia, 1934, pl. XXI.86; Dunand, 1990, kat. 255, 261–262, 277, 297–298].
106 Харпократ изображается с такой прической не только в терракотовой пластике, но и на некоторых фресках из домов в Каранисе. Фреска из дома B 50 в фаюмском городе Каранисе показывает Исиду, которая держит на коленях Харпократа с двумя пучками волос на лбу и локоном справа на выбритой голове [Rondot, 2013, p. 60, fig. 25]. На фреске в зернохранилище дома C 65 показан сидящий на троне Харпократ с короткой стрижкой и двумя локонами справа; на макушке у него два цветущих бутона лотоса, а в левой руке он держит два длинных стебля цветка с такими же цветущими бутонами; позади его трона показаны букеты таких же цветов [Rondot, 2013, p. 62, fig. 28]. Бутоны лотоса символизируют, очевидно, плодородие – следует обратить внимание на то, что Харпократ с бутонами лотоса был изображен на фреске именно в зернохранилище. В египетской традиции Харпократ был связан также и с богом зерна Непри; существовал специальный тип терракотовых статуэток Харпократа-Непри, в которых бог изображался с колосьями зерна и иногда – с прической в виде двух бутонов лотоса [Perdrizet, 1921, pl. XXXIII; Michaïlidès, 1952, pl. VI]. Что касается пучков волос, то трактовка этой черты затруднительна; предположительно она маркирует отождествление с Дионисом.
107 Длинный стебель с бутоном папируса Харпократ держит в руке и на фрагментированной живописной панели из Берлина [Rondot, 2013, p. 139–140 (Berlin 19644)]. Все это говорит о том, что данный атрибут прочно связан с образом Харпократа, хотя и свидетельствует, по-видимому, о синкретизме с богом плодородия и растительности Дионисом [Rondot, 2013, p. 249]. На фаюмском портрете из музея Гетти (78.AP.262) изображен мальчик с двумя квадратиками волос на выбритой голове и локоном юности8 [Thompson, 1982, p. 40, cat. 5].
8. Такая прическа считалась приносящей удачу, защищающий от злых чар маленьких египтян. Возможно, это было нечто большее, чем просто прическа, – так фиксировалась приверженность египетским верованиям в некоторых семьях [Augenblicke, 1999, Kat. 168, 170].
108 Интересно, что в терракотах из собрания Каирского музея, опубликованных в свое время Франсуазой Дюнан, головной убор с бутонами лотоса и налобная ленточка чаще всего показаны на статуэтках Харпократа с горшком и на терракотах, изображающих служителей Харпократа [Dunand, 1979, p. 52–53, tabl. IV]. Цветочная корона – греческий элемент, часто встречающийся как в греческой, так и в греко-египетской коропластике9. Известна живописная панель (Cairo JE 31568) с изображением Харпократа-Диониса в подобном головном уборе [Rondot 2013, p. 84–88; cf. 157–158]. Прическа с бутонами не может быть точно датирована, но вот налобная ленточка, к которой крепятся эти бутоны (1,1а 2913), – это греческий атрибут, и ее можно сопоставить с диадемами эллинистических царей (хотя расположение такой «царской» ленты несколько иное) [Dunand 1990, p. 28]. Следует отметить, что бутоны лотоса на голове были атрибутом не только самого Харпократа, но и его служителей/ почитателей, а также гротескных персонажей (в равной степени как и сам горшок не является атрибутом собственно Харпократа10, о чем мы упоминали выше).
9. Например: [Vafopoulou-Richardson, 1991, no. 41 (Эрот); Myśliwiec, 2014, p. 170, fig. 3c (Паппосилен); Fischer, 1994, Taf. 25.300, 306 (головки детей), 75.702 (Приап), 77.724 (головка мальчика)].

10. Например: [Weber, 1914, Taf 14.142; Ewigleben, Grumbkow, 1991, no. 30–31; Schürmann, 1989, Taf. 185.1115, 188.1134–1135, 192.1154; Fischer, 1994, Taf. 34.375].
109 В.С. Голенищев в своей карточке на предмет 1,1а 2913 (Инвентарь Голенищева, № 3081) сделал пометку на французском, что похожую статуэтку можно увидеть в Каирском музее (№ 27043), и при этом он ссылается на публикацию Л. Борхардта [Borchardt, 1902]. Однако указанная В.С. Голенищевым аналогия не подходит для данной терракоты, у каирской статуэтки тип сидящего Харпократа с горшком несколько иной.
110 Статуэтка из собрания ГМИИ 1,1а 6929 (илл2) показывает сидящего на корточках обнаженного мальчика; на плечи наброшен плащ. Голова его лысая, нет никакого локона, поэтому отождествление с Харпократом несколько проблематично. В левой руке он держит горшок, до горлышка которого он дотрагивается концом своего длинного фаллоса. Этот необычный для него жест можно сравнить с жестом «служителя Харпократа», играющего фаллосом на лире (ГМИИ 1,1а 6498). Таким образом, делается акцент на мужской потенции и символике природного изобилия. По характеру глины, из которого сделана московская статуэтка, можно предположить ее александрийское происхождение.
111 Точных аналогий к этому типу терракот не найдено. Можно указать на статуэтку из Будапешта [Török, 1995, nos. 65–66], где показан сидящий одетый Харпократ, который то ли достает что-то из горшка, то ли что-то толчет в нем пестиком. Этот жест остается довольно загадочным. Статуэтка из Берлина [Weber, 1914, Taf. 14.145] показывает Харпократа и служителя культа, который вытаскивает веревку (?) или сложенный кусок ткани (?) из стоящего между ног сосуда для воды.
112 В вышеназванных статуэтках ребенок изображается с увеличенным фаллосом, что совсем не редкость для иконографии Харпократа: подобные статуэтки с длинным, но не эрегированным мужским членом известны в Египте с Позднего периода [Fischer, 1994, S. 80; Bayer-Nimeier, 1988, S. 39; Dunand, 1979, p. 85–86; Gallazzi, Hadji-Minaglou, 2019, p. 138]. Фаллический аспект изображений Харпократа – отдельная и обширная тема для исследования.
113 Терракотовая статуэтка из ГМИИ 1,1а 2988 (илл3) показывает младенца-Харпократа, ползущего на четвереньках. Он полностью обнажен, на голове короткие курчавые волосы и бутончики лотоса. Харпократ опирается на правую руку, а левой обнимает горшок. Примечательно, что рядом с горшком показаны виноградная гроздь и круглый хлебец со звездчатой розеткой в центре. Подобные «тарелкообразные» хлебцы нередко встречаются в иконографии бога-младенца и карлика Бэса [Fischer, 1994, Taf. 57.573, cf. S. 571, Taf. 61.594; Bailey, 2008, nos. 3053–3054, cf. 3065; Fjeldhagen, 1995, nos. 1–2; Breccia, 1934, pl. XXXIV.161, XXXV.166; Attula, 2001, Nr. 26; Dunand, 1990, nos. 121, 123; Weber, 1914, Taf. 9.98]. Тип обнаженного Харпократа, ползущего на корточках или вставшего на колени, обхватив руками горшок, встречается достаточно редко. В основном Харпократ изображается сидящим на корточках либо вразвалочку, а если стоит на коленях, то в одежде.
114 От статуэтки 1,1а 7921 (илл. 4) сохранилась только верхняя часть, но, судя по иконографии, это могло быть изображение сидящего Харпократа с горшком в руках. На мальчике длинная туника, оставляющая открытой левое плечо и левую руку. В левой руке Харпократ держит горшок, сохранившийся фрагментированно (видно горлышко). Палец правой руки Харпократ подносит ко рту. Голова Харпократа выбрита, справа у него на голове локон юности. У Харпократа сложный головной убор – поверх пышной цветочной короны надета царская двойная корона, обрамленная двумя бутонами лотоса. Присутствие царской короны на голове Харпократа в терракотовой пластике не редкость (например, на статуэтках из ГМИИ 1,1а 2804, 2823) – этот атрибут был призван подчеркнуть аспект Харпократа как законного царского наследника, который способствует обеспечению космического порядка и в его рамках – плодородию земли и снабжению пищей.
115 Статуэтка 1,1а 2905 (илл. 5), изображающая сидящего Харпократа с горшком, имеет существенную утрату – в левой части имеется круглый скол. Тем не менее, исходя из композиции и формы скола, можно предположить, что здесь располагался круглый горшок. Сидящий обнаженный мальчик левой рукой опирается на подставку, а правую подносит ко рту. Присутствует и другой атрибут Харпократа – локон юности на голове. По стилю исполнения эта статуэтка сильно эллинизирована, что находит выражение во внешнем виде и лице Харпократа – мягком, женоподобном.
116 Гораздо чаще во всех коллекциях терракот (но не в московском собрании) встречается тип стоящего Харпократа с горшком в руках; такова статуэтка 1,1а 2904 (илл. 6). Здесь показан уже не грудной младенец, а подросший ребенок (как и в предыдущей статуэтке 1,1а 2905). Мальчик стоит в длинной тунике, держа в левой руке за пазухой горшок и засовывая правую ладонь внутрь горшка. На голове видна традиционная прическа Харпократа – локон юности, а также лента с двумя бутонами лотоса. При этом вся статуэтка столь сильно потерта, а оттиск в форме не отличается хорошим качеством, так что линии головного убора напоминают нечто похожее на «шапочку» или «капюшон», наброшенный на голову11.
11. Ср. изображения персонажей в шапочках и капюшонах, иногда закутанных в тунику или плащ: [Dunand, 1990, p. 58, nos. 92–94, 101; Breccia, 1934, pl. LXV.337–338; XCVIII.553, 556, LXXXI.424; Petrie, 1905, pl. XLVIII.53–54; Gallazzi, Hadji-Minaglou, 2019, p. 137, 139, 141].
117 Статуэтка обнаженного мальчика 1,1а 2912 (илл. 7) отличается грубой техникой и слабой проработкой поверхности. Из-за этой потертости отождествление статуэтки с Харпократом остается под вопросом, хотя на голове у мальчика справа виден локон юности, а шарообразная форма сосуда или корзины в левой руке и положение правой руки, согнутой в локте и касающейся груди (как будто персонаж вынул руку из сосуда / корзины), отсылает нас к изображениям Харпократа с горшком. Также вполне возможно, что эта статуэтка относится к группе так называемых рыболовов или «удильщиков», которые нередко изображались с корзинками в руках12. В инвентарной книге значится: «Хор, обнаженный, с корзинкой на левой руке».
12. Эрот-рыболов (мотив корзинки): [Ewigleben, Grumbkow, 1991, Kat. 77].
118

Божества-дети в греко-римском Египте

119 Традиция почитания божеств-детей в Египте берет свое начало в глубокой древности: о младенце Хоре упоминается еще в «Текстах пирамид» [Ägypten, Griechenland, Rom, 2005, S. 342]. Первая мифологическая тема, в которой бог-ребенок играл важную роль, – это рождение маленького Хора, сына Исиды. В Поздний период известно огромное количество фаянсовых амулетов с изображением обнаженного мальчика, стоящего между Исидой и Нефтидой [Arslan 1997, p. 61, cat.II.28]. Вторая тема в мифологии, где бог-ребенок играет важную роль – это представление о том, что солнце на рассвете принимает облик новорожденного младенца. С эпохи XVIII династии развивается космогонический миф о том, что в начале времен солнечный бог появляется в виде ребенка из цветка лотоса, выросшего из воды [Morenz, Shubert, 1954].
120 «Харпократ» – грецизированная форма древнеегипетского «Хор-па-херед» (@r-pA-Xrd: «Хор-ребенок»). Божество с таким именем впервые появляется в Третьем Переходном периоде [Sandri, 2004, S. 499, 509, Anm. 16]; культ его набирает популярность с конца Позднего периода и достигает своего пика в греко-римское время [Meeks, 1977, col. 1003; Sandri, 2004, S. 500].
121 Харпократ был не единственным почитаемым в Египте богом-ребенком, среди таковых известны Харсомтус, Ихи, Хонсу, Нефертум13. Во многих культовых центрах процветало почитание локальной триады богов (Отец, Мать и их Сын), в их честь строились многочисленные храмы [Ägypten, Griechenland, Rom, 2005, S. 335; Sandri, 2004, S. 500]. У каждого из этих божественных детей (pA-Xrd) иконографические признаки были примерно одинаковы: указательный палец, поднесенный ко рту, локон юности, нагота и детская припухлость тела, различные короны на голове, в греко-римское время – наброшенный на плечи плащ из перьев [Budde, 2010]. Понятно, что порой бывает непросто отличить изображения Харпократа от других детей-богов. В храмовом культе Харпократ сохраняет свое место при богине Исиде, его роль – всегда второстепенная. Наибольшее количество египетских текстов греко-римского периода, посвященных Харпократу, происходит из святилища Исиды в храме на острове Филэ, где бог предстает как легитимный наследник Исиды и Осириса. Образ Харпократа переходный: младенец, сын Исиды (Харсиесе), вырастая, превращается в Хора, мстителя за своего отца (Харендотес), который сражается с Сетом и занимает престол Осириса14. Кроме Филэ, Харпократ почитался в Коптосе и Атрибисе, а также в Александрии, где Птолемей IV построил ему небольшое святилище внутри храма Сараписа [Sandri, 2004, S. 504].
13. См., например, изображение семи божественных детей на рельефе в маммиcи в Арманте: [Sandri, 2004, S. 500–504].

14. О стадиях взросления Харпократа на примере ритуальных сцен из храма на острове Филэ см.: [Sandri, 2004, S. 504–505, Abb. 4–6; Forgeau, 2002, p. 16–18].
122 В терракотовой пластике образ Харпократа занимает центральное и самостоятельное место, в отличие от официального храмового культа [Dunand, 1979, p. 135]. Фигурки Харпократа – самые распространенные среди мелкой терракотовой и бронзовой пластики, что говорит об особой популярности этого божества в римском Египте [Dunand, 1990, p. 29]. Другим столь же популярным божеством из числа «малых богов» был бородатый карлик Бэс, что подтверждают находки в домах греко-римских городов Фаюмского оазиса [Abdelwahed, 2016, p. 51–52; Gallazzi, Hadji-Minaglou, 2019, p. 142]. Выше мы уже отмечали, что, как правило, Харпократ изображался в виде обнаженного младенца с пальцем у рта и «локоном юности» сбоку, нередко – в короне. Однако в греко-египетских терракотах у Харпократа появляется еще несколько атрибутов, не свойственных ему изначально – круглый горшок и рог изобилия.
123 Значение и функции божеств-детей и среди них Харпократа были разнообразны. Главная – это обеспечение циклического возрождения жизни, непрерывности царской власти (наследник престола как гарантия устойчивости порядка «Маат»), а также – обеспечение плодородия и пищевых ресурсов. Божества-дети обеспечивали также защиту от всяких болезней, врагов и других опасностей; покровительствовали благополучным родам и здоровью младенца.
124 Терракоты в виде Харпократа могли помещаться на домашние алтари, а изображения божества в виде миниатюрных амулетов носили на шее. Все эти предметы должны были приносить удачу и благополучие в дом, а также обеспечивать рождение здорового потомства [Török, 1995, p. 62–63].
125 Среди аграрного населения Египта того времени ценились божества, гарантирующие плодородие полей и женщин, охраняющие жизнь и здоровье детей [Dunand, 1979, p. 116–118]. Действительно, бога-ребенка Харпократа можно считать покровителем маленьких мальчиков и детей в целом [Dunand, 1979, p. 42; Fischer, 1994, S. 85]. Детская смертность была традиционно высокой в Египте, и потому с незапамятных времен существовала особая магия для защиты детей [Lange, 2013, p. 67]. Отсюда большая вариативность поз и возрастов Харпократа в терракотовой пластике: он показан обнаженным либо в одежде, то в виде младенца-ползунка, то в виде подросшего мальчика; при этом, как правило, присутствует главный атрибут Харпократа и маркер детства – палец у рта. Наиболее распространенная прическа – бритая голова и локон юности справа; иногда показываются короткие волосы.
126 Две главные темы египетских терракот – детство и материнство и связанные с ними понятия плодородия и плодовитости [Dunand, 1979, p. 105]. Отсюда различная символика форм и цвета: увеличенный фаллос, бутоны лотоса, цветы, зерновые колосья, зеленый цвет.
127 Терракоты, изображающие бога-ребенка Харпократа с горшком, были самыми распространенными в Египте греко-римского периода, что свидетельствует о популярности культа этого божества-ребенка в народных верованиях; соответственно, они количественно преобладают во всех коллекциях мира. Московское собрание здесь не исключение: из всей совокупности изображений Харпократа треть относится к анализируемому типу, и как показывает анализ, демонстрирует значительную вариативность иконографии этого божества даже в рамках одной группы терракот, объединенных общим сюжетом, стилистикой и датировкой I–III вв. н.э.

References

1. Plutarch. Isis and Osiris. Transl. N.N. Trukhina. Kiev: “Uzimm-press”, 1996 (in Russian).

2. The Path to Immortality. The Monuments of Ancient Egyptian Art in the collection of the Pushkin State Museum of Fine Arts. Catalogue of the Exhibition. Moscow: Vostochnaia literatura, 2002 (in Russian).

Comments

No posts found

Write a review

Additional materials

Illustrations (additional_1.pdf, 1,264 Kb) [Link]

Translate