[Review of:] Leonid Grinin, Andrey Korotayev, Arno Tausch. Islamism, Arab Spring, and the Future of Democracy. World System and World Values Perspectives. New York: Springer International Publishing, 2018, 364 p. ISBN 978-3-319-91076-5
Table of contents
Share
Metrics
[Review of:] Leonid Grinin, Andrey Korotayev, Arno Tausch. Islamism, Arab Spring, and the Future of Democracy. World System and World Values Perspectives. New York: Springer International Publishing, 2018, 364 p. ISBN 978-3-319-91076-5
Annotation
PII
S086919080006878-2-1
DOI
10.31857/S086919080006878-2
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Dilshod Achilov 
Occupation: Assistant Professor
Affiliation: University of Massachusetts
Address: Dartmouth, MA, USA, Dartmouth
Edition
Pages
234-237
Abstract

 

 

 

Received
19.08.2019
Date of publication
16.10.2019
Number of characters
12407
Number of purchasers
24
Views
298
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

1 Возрождение ислама и исламизма, а также их активное и динамичное развитие продолжают формировать усложняющийся политический ландшафт исламских обществ по всему миру. Несмотря на множество исследований на тему, как и почему ислам использовался (и используется) в определенных политических интересах – часто под видом «исламизма» или «политического ислама», – в научных и общественных кругах остается много неопределенности. У нас все еще нет полного понимания сложных нюансов, присущих исламизму и его многообразным проявлениям в быстро меняющемся, все более связанном и технологически-обусловленном глобальном сообществе (глобальной деревне). Пожалуй, это и неудивительно с учетом многоуровневого и многоаспектного характера исламизма. Однако на сегодняшний день очень мало было сделано в плане целенаправленного объяснения сложных аспектов современного исламизма, в частности его зарождения и процесса превращения в доминирующую политическую силу в мусульманском мире. Главным предметом споров и разногласий является вопрос о том, до какой степени исламизм повлиял на процессы демократизации и в какой мере продолжает их формировать. В частности, мы по-прежнему очень мало знаем о (современных и будущих) функциональных проблемах/возможностях различных молодых исламских политических сил (старых и новых) во внутреннем и межнациональном контекстах, а также для будущего демократии.
2 Обращаясь напрямую к этим пробелам, данное важное и актуальное исследование, выполненное профессорами Грининым, Коротаевым и Таушем, позволяет читателю лучше понять и контекстуализировать составляющие современного исламизма, его методы решения сложных социополитических проблем, а также потенциал современной исламской политики.
3 В то же время данная монография является высококачественным и масштабным образцом исследования в области сравнительной политологии, которое сравнивает социополитическое развитие (а также исторические корни) Арабского Ближнего Востока с другими регионами мира, включая Индию и Китай. В частности, монография убедительно отвечает на трудные вопросы: «как, почему и в какой степени явления в странах Ближнего Востока и Северной Африки развивались совершенно иначе, чем в других регионах».
4 Примечательно, что авторы исследуют, каким образом обычные мусульмане поддерживают политически умеренный и политически радикальный исламизм и как это отношение изменилось со временем. При этом книга решает три важнейшие задачи: а) выявляет остающиеся актуальными и нерешёнными социополитические проблемы, связанные с демократизацией; б) объясняет возникновение и возможности исламистской политической идеологии; в) предсказывает траекторию потенциальных побед и поражений современных исламских движений, в особенности в странах Ближнего Востока и Северной Африки.
5 Концептуализируя исламизм, авторы подчеркивают, что исламизм – это идеология и движение, связанные с политизацией ислама и трансформацией его идей и ценностей (часто в политические лозунги, а иногда и в политические программы). Однако идеологическое разнообразие политических исламистов очень велико.
6 Ключевой задачей книги является выявление связи между исламизмом, Арабской весной и развивающимися демократическими моделями. И авторы блестяще решают ее, представляя, но, далеко не ограничиваясь, детальные и контекстуализированные идеи по следующим четырем наиболее важным вопросам:
7 1. Что такое современный исламизм, в каких направлениях он продолжает развиваться?
8 2. Каким образом можно подробно рассмотреть и проанализировать различные аспекты современных исламистских идеологий?
9 3. В какой мере недавняя волна революций сформировала ценности стран Ближнего Востока? Что принесла Арабская весна и где она потерпела неудачу?
10 4. Каким образом умеренный политический исламизм может повлиять на траекторию демократизации после Арабской весны, если вообще повлияет? Что может способствовать успеху, а что приведет к неудаче?
11 Поскольку эта книга является результатом научного сотрудничества (трех авторов) и потребовала многолетней подготовки, каждый автор привносит свой уникальный вклад при рассмотрении исследуемых вопросов. Возможно, самым характерным аспектом этого научного труда является то, что авторы приглашают читателей рассмотреть знакомые проблемы (которые ученые уже давно пытаются разрешить) с совершенно новой и нетривиальной точки зрения. Широта исторического охвата, а также разнообразие рассматриваемых современных проблем в высшей степени всеобъемлющие. Иначе говоря, порядок объяснения охватывает все главные сферы жизни, включая гражданское общество, политическую экономию, количественные показатели уровня человеческого развития, критические исторические моменты, международные отношения (включая политику внешнего вмешательства) и, конечно, внутреннюю политику. Короче говоря, читатели смогут найти полноценные объяснения для всех вышеперечисленных вопросов.
12 В существующей литературе широко распространены концептуальные обобщения и упрощающий редукционизм, которые мешают нашему пониманию такого многогранного понятия, как исламизм. Чтобы избежать подобных недостатков, необходимо использовать трудоемкий диалог между теорией и эмпирическими данными [Achilov, 2016]. Однако очень немногие исследователи пытаются разобраться в сложных нюансах политического ислама с применением обширного сравнительно-качественного и количественного анализа в многообразном кросс-национальном контексте [Achilov, 2015]. В этом плане данная монография вносит свой актуальный вклад, расширяя горизонты исследований динамично развивающегося исламизма с точки зрения сравнительного и кросс-национального подхода.
13 По мере чтения становится понятно, что авторы конструируют комплексные аргументы, выходящие за рамки упрощающего редукционизма. В теоретическом плане объяснения базируются на теоретической базе мир-системного подхода. Эта концептуальная схема позволяет нарисовать общую картину мировой политики в плане меняющихся парадигм последнего десятилетия. Это представляется важным, поскольку обществоведческая литература по большей части хранит молчание по этому вопросу. В частности, эта книга осуществляет целостное исследование на макроуровне, системно анализирует мировой порядок в том плане, как мусульманские государства позиционируют себя в условиях сложного сплетения международных конфликтов и конкурирующих стратегических интересов. Собранные обширные данные индивидуальных опросов (также сгруппированные на уровне государств) помогают понять эмпирические результаты. Наконец, намечающаяся связь между теорией и эмпирическим анализом служит основой для формулировки политики по вышеперечисленным актуальным вопросам.
14 Книга состоит из двух больших частей. В первой исследуются дивергентные и конвергентные модели развития, распространения и эволюции современного исламизма. При этом множество составляющих и сам исламизм рассматриваются очень подробно. Уникальность книги состоит в том, что в ней проводится сравнительный цивилизационный анализ Индии, Китая и стран Ближнего Востока и Северной Африки сквозь призму мир-системного подхода. Этот принципиально новый теоретический и методологический подход, одновременно актуальный и инновационный, проводит читателя сквозь неисследованную территорию исламской политики.
15 Справедливо отмечая, что «исламизм не только духовно, но и функционально является неотъемлемой частью социальной структуры общества», книга еще глубже исследует этот аспект и вплотную подходит к решению сложной задачи широкого контекстуального объяснения характеристик, доступности для понимания и практических социополитических функциональных возможностей исламизма. В книге подробно рассматривается, насколько отличаются (и отличались) исламские политические силы, которые не ограничиваются политической сферой деятельности; кроме того, выразительно описываются ранее малоизвестные аспекты разнообразия исламизма.
16 Таким образом, авторы учитывают как социальную базу, так и систему гуманистических ценностей, одновременно развеивая доминирующие (и часто упрощенные) представления об исламизме. Кроме того, они не увиливают от сложных вопросов, касающихся смещения народных настроений от «радикального» в пользу «умеренного» исламизма. Что отличает данную работу от других исследований по теме, так это предложенная типология, основанная на функциональной характеристике (т.е. на функциональных возможностях), которая является в высшей степени инновационной (т.е. принципиально новой), поскольку она отражает, насколько разнообразны проявления исламизма в обществе в целом.
17 Более того, проводя подробный и тщательный анализ массовой мобилизации в период Арабской весны, авторы также предоставляют изобилующие подробностями описания постреволюционных событий и последствий стихийных действий в Египте, а также в Йемене, Ливии и Сирии. Так, сразу за главой 5 в книге приведены сообщения первоисточников из постреволюционного Египта («Письма с Тахрира»). Эти реальные описания событий (письма) отражают содержательный, хотя и разноплановый фон продолжающейся нелегкой борьбы Египта за демократию.
18 Вторая часть книги предоставляет широкий эмпирический материал об оценочных суждениях мусульман в отношении радикализма, терроризма, отношений с Западом, исламофобии, антисемитизма, гражданского общества и коллективной политической мобилизации (например, при массовых протестных движениях). Особенно стоит отметить документально подтвержденное описание демонстраций Арабской весны их фактическими участниками, а также отдельных демографических и политико-идеологических показателей. При этом авторы детально исследуют обширный количественный материал, непосредственно дополняя (и рассматривая под разными углами) результаты с помощью качественного метода восстановления хронологии процесса. Представленные анализ и результаты основываются на эмпирическом (т.е. факторно-аналитическом) исследовании количественных данных (сгруппированных на уровне стран), преимущественно взятых из Арабского Барометра, данных Исследовательского университета Пью, Всемирного исследования жизненных ценностей и других надежных баз данных.
19 Центральным пунктом полученных авторами результатов является акцент на том, что продвижение либеральных ценностей в странах Ближнего Востока и Северной Африки «потребует много времени и сил» и должно осуществляться «не вместо исламских ценностей, а в комбинации с ними». Иными словами, авторы утверждают, что «…только взаимодействие между умеренным исламизмом и светскими политическими силами поможет исламскому миру пройти через значительные трансформации в обществе. Это сложный и противоречивый процесс, но, вероятно, единственный реальный путь социального развития для многих исламских государств».
20 Вместе с тем, в книге эффективно показано, почему в борьбе с радикальным и воинствующим исламизмом недостаточно использовать только силу, и в этой связи объясняется, каким образом сторонники политически умеренного исламизма могут своими силами победить радикализм. При этом также учитывается вмешательство внешних факторов (например, международных, в частности западных, сил). По моему скромному мнению, книга дает четкое понимание, что будущее исламской демократизации (в рамках которой светские и исламистские силы могут сосуществовать и конкурировать на выборах) зависит от предотвращения ошибочных и необдуманных вмешательств (в частности, на Ближнем Востоке и в Северной Африке).
21 Отличительными особенностями книги является эффективный сбор большого объема сравнительно-качественных и новаторских количественных данных. В дополнение к обширным контекстуальным объяснениям в книге даются тщательно продуманные прогнозы, основанные на современных социополитических траекториях (особенно на Ближнем Востоке и в странах Северной Африки). С этой точки зрения уникальность данного издания в том, что монография дает конкретный, практически осуществимый и инновационный подход, который может помочь созданию благоприятных условий для построения плюралистического общества, где умеренный исламизм будет играть решающую роль.
22 В заключение надо отметить, что данное исследование является ценным источником для продвижения в области сравнительной политологии и дальнейшего исследования тройственных эмпирических отношений между исламом, исламизмом и демократией, а также вопроса, каким образом они оказывают влияние на социополитические изменения в мусульманском мире. Книга предназначена для широкой аудитории: и ученые, и обычные читатели найдут этот научный труд аргументированным, содержательным и актуальным.

References

1. Achilov D. When actions speak louder than words: examining collective political protests in Central Asia. Democratization. 2015, No. 23(4). Pp. 699–722.

2. Achilov D. Revisiting political Islam: explaining the nexus be-tween political Islam and contentious politics in the Arab World. Soc Sci Quarterly. 2016, No. 97(2). Pp. 252–270.