Group of strategic vision “Russia – Islamic world” as a soft power tool in the foreign policy of the Russian Federation
Table of contents
Share
Metrics
Group of strategic vision “Russia – Islamic world” as a soft power tool in the foreign policy of the Russian Federation
Annotation
PII
S086919080003967-0-1
DOI
10.31857/S086919080003967-0
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Radik Gimatdinov 
Occupation: Aide to the President of the Republic of Tatarstan on international and foreign economic issues
Affiliation: Aide to the President of the Republic of Tatarstan on international and foreign economic issues
Address: Russian Federation, Kazan
Ildar Nasyrov
Occupation: Head of Division of International Cooperation Department of Foreign Affairs to the President of the Republic of Tatarstan
Affiliation: Department of Foreign Affairs to the President of the Republic of Tatarstan
Address: Russian Federation, Kazan
Edition
Pages
180-195
Abstract

The article investigates origins of the creation and further evolution of the Group of strategic vision «Russia – Islamic world». The Group was established in 2006 as consultative body for influential public and political figures. It aimed at seeking to solve current problems of relations between Russia and the Islamic World with a special attention paid to the development of new principles of civilizations’ partnership. After a four-year break due to the “Arab Spring” and some other circumstances, the group resumed its regular work in 2014. Nowadays the Group declares as main goals of its activities forming of soft power tools to enhance relations of Russia with Muslim countries, building of broad-based partnership for interaction of cultures and civilizations, overcoming of crises and conflicts arising from religious and ethnic differences. This work includes activities in different areas, relating to different issues of economic cooperation, implementation of cultural and educational projects, interaction with young people, and special attention paid to mass media. Emphasis is made on successful implementation of concrete projects, involvement in activities of Russia’s regions with the Muslim population.

Keywords
Russia, Islamic world, soft power, dialogue between civilizations
Received
05.02.2019
Date of publication
21.03.2019
Number of characters
44078
Number of purchasers
33
Views
489
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
800 RUB / 16.0 SU
All issues for 2019
4224 RUB / 30.0 SU
1 Для решения сформулированной в концепции внешней политики Российской Федерации задачи упрочения позиций страны как одного из влиятельных центров современного мира [Концепция внешней политики РФ, 2016, разд. 1, п. «в»] необходимо построение конструктивных отношений с основными акторами мировой политики.
2 В сферу стратегических интересов России как крупнейшей евразийской державы традиционно входит взаимодействие со странами исламского мира, направленное на совместное решение общих проблем. Именно в рамках этих задач в последнее время были достигнуты впечатляющие результаты, подтвердившие ключевую роль России в мире. Многообразие исламских стран, среди которых – ведущие экспортеры энергоносителей, государства СНГ, такие значимые участники международных процессов, как Турция и Саудовская Аравия, динамично развивающиеся Малайзия и Индонезия, а также многогранная мусульманская культура определяют обширный спектр взаимных интересов с Россией, далеко выходящих за рамки урегулирования региональных конфликтов, борьбы с терроризмом и международной безопасности. Комплексный подход к развитию сотрудничества предполагает вовлечение в него широкого спектра участников, среди которых заметную роль играют субъекты Российской Федерации.
3 Исторически сложившиеся геополитические интересы России в расширении межцивилизационного диалога подкрепляются богатейшим опытом многовекового мирного сосуществования представителей различных конфессий и этнических общностей, объединенных общей территорией единой страны. Более того, в состав субъектов Российской Федерации входят 22 республики, представляющие исконные территории компактного проживания коренных народов многонационального государства. Естественно сформировавшееся в нашей стране уважительное отношение к ценностям разных культур лежит в основе последовательной сбалансированной внешней политики России.
4 Следует отметить еще одну особенность, характеризующую современные реалии. Если Советский Союз воспринимался как атеистическое государство, одинаково нейтрально относившееся ко всем религиям, то Россию на Ближнем Востоке уже причисляют к христианско-исламской нации. Она находится на стыке западной и восточной культур, что дает позитивные предпосылки к развитию здесь ислама [Скорина, Аветисян, 2014, с. 359]. Это становится важным фактором укрепления взаимного доверия и сотрудничества с мусульманскими странами.
5 Отечественные исследователи обращают внимание на то, что наличие многих миллионов правоверных сограждан оказывает воздействие на внешнюю политику страны [Смирнов, 2011, с. 72].
6 Заметим, что сложившиеся институциональные структуры федеративного государства и совокупность общественных механизмов позволяют полноценно отражать разнообразие интересов многонационального населения в единой государственной внешней политике Российской Федерации. Вместе с тем реализация поставленных целей развития конструктивного диалога и партнерства в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и цивилизаций [Концепция внешней политики РФ, 2016, раздел 1, п. «л»] представляется наиболее эффективной в условиях привлечения заинтересованных субъектов Российской Федерации.
7 Отечественные исследователи признают недостаточное развитие российско-исламских отношений, которое связывают с необходимостью формирования в России исламской общины, способной выступать субъектом общественных отношений как внутри государства, так и на международном уровне [Султанов, 2007]. Сюда же относится проблема дефицита авторитетных и активных деятелей, духовных лидеров, готовых представлять российскую умму в международных исламских организациях [Смирнов, 2011, с. 73–74].
8 До сих пор российские мусульмане не имеют единого духовного центра.С началом возрождения ислама два действовавших в стране религиозных центра мусульман разделились на десятки автономных, самостоятельных духовных управлений. Понадобилось время, чтобы их руководители осознали необходимость совместных действий и образовали первоначально два, а затем три координирующих центра. Эти центры продолжают действовать самостоятельно, не объединяя свои усилия для решения общих вопросов [Гайнутдин, 2003, с. 141].
9 Процесс возрождения исламской духовности, утраченной за годы советской власти, осложнялся рядом серьезных институциональных, мировоззренческих, этнокультурных и межличностных проблем. Недостаточное внимание со стороны государства к составляющим развития мусульманской культуры в современной России в 1990-е гг. привело к ряду негативных последствий. Преодолевать их оказалось гораздо сложнее, чем способствовать системному позитивному развитию на первых, основополагающих этапах.
10 Интенсивный рост числа мусульманских общин и мечетей в российских регионах происходил при недостаточной организационной и финансовой поддержке органов власти. Не уделялось внимание созданию системы религиозного просвещения с учетом лучших традиций ислама в России. Нереализованная потребность в знаниях основ ислама способствовала отъезду сотен молодых мусульман на Ближний Восток для получения там религиозного образования [Малашенко, 1998, с. 79–80]. Впоследствии это привело к распространению в России фундаменталистских и ваххабитских учений, появлению радикальных и экстремистских группировок [Наумкин, 2006 (2); Кальной, Попов, 2014].
11 Российские исследователи до настоящего времени признают наличие взаимной настороженности между центральной/вертикальной государственной властью и мусульманским духовенством [Чогулдуров, 2017].
12 На этом фоне в начале 2000-х гг. начались процессы восстановления стратегического российско-исламского сотрудничества, ставшего важной составляющей реализации запроса на формирование многополярного мира.
13 С укреплением роли России и более активным ее взаимодействием с исламскими странами и организациями многие связывают надежды на возрождение общечеловеческих духовных и моральных ценностей. В большинстве исламских столиц Россия воспринимается как могучее дружественное государство, способное предложить реалистические рецепты преодоления существующих конфликтов [Попов, 2017, с. 21].
14 Выстраивание сотрудничества России с мусульманскими государствами и Организацией исламского сотрудничества (ОИС, до июня 2011 г. – Организация Исламская Конференция) мотивируется общими целями глобального и регионального характера, а также заинтересованностью каждой из сторон во взаимной поддержке и партнерстве при решении собственных внешнеи внутриполитических задач. Среди важных для России и стран – членов ОИС проблем глобального уровня выделяются борьба с терроризмом и межцивилизационный диалог [Насыров, 2009, с. 6]. Актуальными вопросами повестки дня являются согласование внешнеэкономической политики, особенно в энергетическом секторе, расширение гуманитарных и культурных связей.
15 До формирования нового этапа отношений России с мусульманскими государствами, начало которого приходится на 2002–2003 гг., контакты с ОИС выстраивались вокруг проблемных вопросов, таких как положение в Афганистане, освобождение российских летчиков, находившихся в плену у талибов в Кандагаре в 1995–1996 гг., и ситуация в Чечне [Наумкин, Попов, 2008, с. 15].
16 К первоочередным задачам относилось создание институтов взаимодействия с учетом существующих политических реалий. Ключевым событием в этом направлении стало участие президента Российской Федерации В. В. Путина в саммите стран – членов Организации исламская конференция, состоявшемся в октябре 2003 г. в Малайзии. Следующим шагом, отражавшим последовательность в реализации сближения на позициях взаимной заинтересованности, стало решение о вхождении России в эту организацию в качестве страны-наблюдателя, принятое в конце июня 2005 г. на проходившей в Сане 32-й конференции министров иностранных дел государств ОИС.
17 Взаимодействие с крупнейшей организацией исламских государств открывает широкие возможности для проработки многосторонних комплексных подходов к обеспечению международной безопасности и стабильности, совместных действий против новых вызовов и угроз, к развитию актуального для всего мирового сообщества межцивилизационного диалога, к расширению культурных, духовных, гуманитарных контактов с мусульманскими странами. Данное стратегическое направление российской внешней политики требует учета множества существенных факторов, к которым можно также отнести разобщенность исламского мира и различные формы противодействия сближению с ним России со стороны отдельных влиятельных участников международных отношений.
18 Исследуя процесс возрастания веса и роли мусульманских государств, В. В. Наумкин отмечает, что, несмотря на наличие глубочайших различий между мусульманскими государствами и структурными диспропорциями исламского мира, наблюдается тенденция к обозначению его как единого, коллективного субъекта международных отношений [Наумкин, 2006 (1), с. 41].
19 Организация исламского сотрудничества вместе с созданными при ней подразделениями – Исламским банком развития, Исламской организацией по культуре, науке и образованию, Исламским Красным полумесяцем, Олимпийским комитетом и др. – расценивается как своего рода ООН для исламского мира [Попов, 2017, с. 11].
20 Однако специфика принятия и исполнения политических решений в ОИС налагает ограничения на ее конструктивное участие в решении ряда актуальных международных проблем. Посол по особым поручениям, специальный представитель МИД России по взаимодействию с Альянсом цивилизаций К. В. Шувалов отмечал, что ОИС не считает себя связанной собственными принимаемыми резолюциями, потому ее возможности посредничать в урегулировании конфликтов практически равны нулю. Даже в случаях кризисов в Сирии, Ливии и Йемене участие ОИС неощутимо. Более того, ОИС зачастую используется конфликтующими государствами для поддержки своих позиций [«Круглый стол»…, 2017, с. 104].
21 Все это подчеркивает необходимость совершенствования структурных элементов для построения диалога и интеграции с мусульманскими странами, к которым можно отнести созданную в 2006 г. по поручению президента Российской Федерации В. В. Путина Группу стратегического видения «Россия – Исламский мир» (далее – Группа). Изначально Россию в ней представляли авторитетнейший политик и востоковед Е. М. Примаков совместно с первым президентом Татарстана М. Ш. Шаймиевым. В состав Группы были включены видные государственные и общественные деятели почти из 20 мусульманских стран.
22 На этом этапе Группа представляла собой площадку для консультаций на уровне общественно-политических деятелей, бывших президентов, премьер-министров, министров иностранных дел мусульманских стран. До 2009 г. Группа провела заседания в Москве, Казани, Стамбуле, Джидде, Эль-Кувейте, в ходе которых были рассмотрены актуальные проблемы отношений России с исламским миром с особым акцентом на разработку новых принципов партнерства цивилизаций. Деятельность Группы получила широкий положительный резонанс во многих мусульманских странах.
23 Среди предложений группы можно отметить поддержанную МИД России рекомендацию по созданию консультативного «совета цивилизаций» при Генеральном секретаре ООН; инициативы по изучению и популяризации опыта сосуществования ислама и христианства в России и других странах, реализованные в деятельности специализированных исследовательских Центров, в разработке Интернет-ресурсов, публикации книг; образование Фонда для поддержки гуманитарных проектов. В 2008 г. при содействии Республики Татарстан была издана книга «Россия и Организация Исламская конференция» [Наумкин, Попов, 2008].
24 На встрече в Кувейте в декабре 2009 г. было принято решение о создании секретариата Группы с расположением в Москве. Однако дальнейшая работа осложнилась из-за событий «арабской весны».
25 В июне 2014 г. В. В. Путин уполномочил президента Республики Татарстан Р. Н. Минниханова возглавить Группу. Координацию ее деятельности со стороны МИД России обеспечивают заместитель министра иностранных дел РФ М. Л. Богданов и Посолпо особым поручениям, специальный представитель МИД России по взаимодействию с Альянсом цивилизаций К. В. Шувалов.
26 Возобновление деятельности Группы призвано способствовать:
  • поддержке и сопровождению инструментами «мягкой силы» действий федеральных органов власти РФ по развитию отношений с мусульманскими странами;
  • конструктивному взаимодействию с мусульманскими государствами в формате диалога элит с целью укрепления взаимопонимания и сближения подходов к основным международным проблемам;
  • налаживанию широкого партнерства в сфере взаимодействия культур и цивилизаций;
  • сотрудничеству в предотвращении кризисов и конфликтов, возникающих на почве цивилизационных, религиозных и этнических различий;
  • формированию общественной поддержки договоренностей по урегулированию кризисов и конфликтов;
  • налаживанию с исламскими странами прямых контактов, ориентированных на расширение сотрудничества по различным направлениям с акцентом на расширение экономического сотрудничества и взаимодействие молодежных организаций.
27 В рамках Группы осуществляется работа по пропаганде традиционных ценностей мусульманских народов России с целью противодействия исламистским радикальным идеям и экстремизму.
28 Состав Группы формируется по итогам согласования через дипломатические каналы МИД России и МИД стран – участников проекта.
29 В состав Группы входят 33 известных государственных и общественных деятеля из 27 мусульманских государств, в том числе бывшие премьер-министры, бывшие министры иностранных дел, ряд крупнейших богословов исламского Востока из Индонезии, Марокко, Саудовской Аравии, Ирана, Кувейта и многие другие. От России в Группу включены представители науки и общественности, религиозные деятели (ислама и православия). Текущую работу ведет секретариат Группы. Координатор Группы и руководитель секретариата – директор Центра партнерства цивилизаций МГИМО(У) МИД России В. В. Попов.
30 Первое заседание после возобновления деятельности Группы состоялось в Москве 11–12 июня 2015 г. Участникам было направлено приветствие президента России В. В. Путина. В работе заседания приняли участие министр иностранных дел России С. В. Лавров и Генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества И. Мадани.
31 В рамках мероприятия обсуждались:
  • первоочередные шаги по укреплению стратегического партнерства между Российской Федерацией и мусульманскими странами в формате «Россия – Исламский мир»;
  • расширение связей и сотрудничества России и исламского мира в интересах оздоровления международной обстановки;
  • пути совместного противодействия международному терроризму.
32 В коммюнике, принятом по итогам заседания, констатировалась необходимость объединения усилий различных стран, влиятельных общественных институтов доброй воли для противодействия растущей угрозе терроризма, порожденного искажением основных постулатов ислама. Участники заседания приветствовали активизацию финансово-экономического сотрудничества стран исламского мира с Россией, интенсификацию контактов в гуманитарной сфере.
33 Второе заседание Группы прошло 26–28 мая 2016 г. в Республике Татарстан. Основными задачами проведенного мероприятия стали:
  • формирование у иностранных членов Группы объективного мнения о России, ее поликультурном обществе;
  • представление накопленного российского опыта в области развития межконфессиональных и межкультурных отношений на примере Татарстана.
34 Важной частью программы было посещение членами Группы древнего города Болгар и ознакомление с образовательным проектом «Болгарская исламская академия».
35 В мероприятии приняли участие около 50 представителей (из 20 мусульманских государств), в том числе заместитель министра иностранных дел России М. Л. Богданов и президент Исламского банка развития А. М. Али. Участникам Группы было направлено приветствие президента России В. В. Путина; были оглашены приветствия председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ С. Е. Нарышкина, министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова, Генерального секретаря ОИС И. Мадани.
36 Участники заседания обсудили результаты работы за предшествовавший период и вопросы комплексного планирования деятельности Группы. В целях распространения объективной информации о Российской Федерации и мусульманских народах, проживающих в нашей стране, участники заседания вышли с предложением рассмотреть возможность создания общефедерального мусульманского телевизионного канала, который вещал бы на территориях как России, так и исламских государств.
37 В 2017 г. к реализации данного проекта в формате мусульманского просветительского канала «Хузур ТВ» в сети Интернет активно подключилось Духовное управление мусульман Республики Татарстан. Следующим этапом стал переход на вещание «Хузур ТВ» в кабельных сетях, стартовавшее весной 2018 г.
38 К наиболее приоритетным проектам Группы также были отнесены: организация летних лагерей для мусульманской молодежи в городах России, съемки фильмов о выдающихся политических деятелях мусульманского мира на русском и английском языках, переводы книг, работа по запуску в действие реабилитационного центра на Ближнем Востоке для детей, пострадавших от военных действий, с участием российских врачей и применением российских разработок.
39 В рамках второго заседания Группы в Казани прошло торжественное награждение литераторов – победителей национальной премии «Россия – Исламский мир».
40 Третье заседание Группы состоялось в г. Грозном (Чеченская Республика) 16–18 мая 2017 г. Основная тема прошедшего заседания – перспективы экономического взаимодействия России и мусульманских государств. Также были затронуты вопросы, связанные с выработкой мер противодействия нарастающим угрозам безопасности с опорой на традиционные духовные ценности, накопленные исламом и другими мировыми религиями.
41

В заседании приняли участие 53 человека (20 представителей из России, среди которых 6 глав субъектов РФ, и 33 зарубежных гостя из 25 иностранных государств). Были оглашены приветствия В. В. Путина и С. В. Лаврова. Выступавшие отметили удачный выбор столицы Чечни в качестве места проведения заседания, так как Грозный является хорошим примером того, как город, пострадавший от рук террористов, смог стать одним из самых красивых в стране. «Мы увидели город, где царит стабильность, где царит процветание и где люди живут достойно», – отметил первый заместитель председателя парламента Ирака Хаммуди Хумам Бакер Абдулмаджид1. После завершения мероприятий в Грозном участники заседания прибыли в Татарстан на IX Международный экономический саммит «Россия – Исламский мир: “KazanSummit–2017”» и для участия в торжественных мероприятиях «Изге Болгар җыене», посвященных Дню официального принятия ислама Волжской Булгарией.

1. В Грозном завершилось Третье ежегодное заседание Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир». http://rusisworld.com/zasedaniia-gruppy/v-groznom-zavershilos-iii-zasedanie-gruppy-strategicheskogo-videniya-rossiya/.
42 В рамках единой внешней политики Российской Федерации руководитель Группы, президент Республики Татарстан Р. Н. Минниханов ежегодно осуществляет около 30 зарубежных визитов, принимает свыше 100 иностранных официальных и деловых делегаций, в общей сложности участвует примерно в 300 международных мероприятиях в республике и за рубежом. В ходе зарубежных поездок вопросы деятельности Группы обсуждаются с политическими лидерами и членами правительств стран, входящих в ОИС (Азербайджан, Бахрейн, Египет, Индонезия, Ирак, Иран, Казахстан, Катар, Киргизия, Малайзия, ОАЭ, Пакистан, Саудовская Аравия, Туркменистан Турция и др.).
43 24 июля 2018 г. Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) на совещании по координации и управлению одобрил рекомендации Комитета по неправительственным организациям о предоставлении особого консультативного статуса некоммерческой организации «Стратегическое партнерство с Исламским миром». Благодаря этому Группа стратегического видения «Россия – Исламский мир» может активно взаимодействовать с ЭКОСОС и его вспомогательными органами, а также с Секретариатом, программами, фондами и агентствами ООН.
44 В настоящее время Группа проводит многоплановую системную работу, в частности около 25 крупных мероприятий различной направленности ежегодно.
45

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА

46 В 2008 г. в Казани прошла первая Международная инвестиционная конференция, организованная под эгидой МИД России совместно с Исламским банком развития. Впоследствии конференция трансформировалась в ежегодно проводимый в Казани Международный экономический саммит России и стран ОИС – «KazanSummit». Мероприятие позиционируется как главная площадка экономического взаимодействия между РФ и исламскими странами. В мае 2018 г. «KazanSummit» проводился в десятый раз. В юбилейном экономическом форуме приняли участие около 3 тыс. представителей международных организаций, органов государственной власти, отечественных и иностранных финансовых институтов, посольств, депутаты зарубежных парламентов, инвесторы и бизнесмены более чем из 50 стран.
47 Тематика «KazanSummit»охватывает:
  • торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество;
  • применение стандартов «Халяль» (продукты питания, услуги, финансовая сфера, туризм);
  • образовательные семинары и сессии, «лабораторию идей»;
  • молодежные проекты.
48 Внедрение в РФ исламских финансовых инструментов осложняется необходимостью изменения российского законодательства и опасениями, что данный процесс может трансформироваться в банальные торгово-посреднические операции, осуществляемые отечественными банками. Создание законодательной базы для ведения в нашей стране финансовой деятельности по принципам шариата требует изменения ряда основополагающих принципов кредитования, его страхования, налогообложения и привлечения к одобрению финансовых сделок шариатских наблюдательных советов. Очевидно, что это непростой путь, хотя на фоне западных санкций интерес к выходу на рынок исламских капиталов выглядит вполне обоснованным.
49 Неопределенные перспективы развития исламского банкинга в России обусловили построение дискуссии на «KazanSummit – 2018» вокруг более широкой темы – халяльиндустрии.
50 Возможно, на первых этапах следует сделать акцент на отдельных финансовых инновациях, таких как рассрочки на хадж, постепенно прорабатывая возможности открытия исламских окон в российских банках, обслуживание в которых будет вестись по нормам партнерского банкинга.
51 Существенного продвижения в решении проблемы создания условий для полноформатного экономического сотрудничества с исламскими партнерами можно было бы ожидать в случае повышения статуса форума «KazanSummit» за счет участия в нем российских политических лидеров.
52 В рамках деятельности Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» последовательно развивается сотрудничество с Исламским банком развития. На заседании Группы в Казани в мае 2016 г. были подписаны меморандумы о взаимопонимании между Исламским банком развития и российскими финансовыми институтами – Центральным банком РФ, ПАО «Сбербанком России», Банком развития «Внешэкономбанк» и др.
53 Весьма перспективным для формирования взаимного доверия как основы для укрепления экономического сотрудничества представляется накапливание позитивного опыта реализации в России отдельных совместных проектов с деловыми кругами исламских стран. Весомый вклад в данном направлении можно ожидать от российских регионов с мусульманским населением, обладающих высоким экономическим потенциалом и налаженными контактами на Востоке.
54 Активно развивая международные внешнеэкономические связи, Республика Татарстан содействует приходу компаний из исламских государств на российский рынок.Среди основных направлений работы:
  • развитие исторических торговых и экономических связей;
  • создание современной инвестиционной и инновационной инфраструктуры;
  • поддержка совместных проектов со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
55

РЕЛИГИОЗНЫЕ И БОГОСЛОВСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

56 Древний город Болгар, с которым связывают принятие ислама волжскими булгарами, сегодня становится местом единения мусульманской уммы. Посвящаемое этому событию 922 г. ежегодное собрание мусульман в Болгаре «Изге Болгар җыены» (Сход в Священном Болгаре) стало местом сбора десятков тысяч мусульман из России и представителей дипломатических и деловых кругов исламских государств. В Болгаре проводится множество и других религиозных и культурно-познавательных мероприятий.
57 В 2015 г. в рамках «Изге Болгар җыены» руководителями крупнейших централизованных мусульманских религиозных организаций – Центрального Духовного Управления Мусульман (ЦДУМ) России, Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ), Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ), Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) – была подписана «Социальная доктрина российских мусульман», которая охватывает все возможные аспекты развития мусульманского сообщества в современном демократическом обществе с учетом традиций российского ислама.
58 8 октября 2015 г. в Болгаре состоялась большая Международная научно-практическая конференция «Мусульманская богословская мысль: национальные, региональные и цивилизационные измерения», в которой приняло участие руководство Республики Татарстан, Управления президента РФ по внутренней политике, Федерального агентства по делам национальностей и ЦДУМ России.
59 С 2010 г. в Казани проводится Всероссийский форум татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия», собирающий около тысячи человек из различных регионов РФ. В 2013 г. на нем была принята концепция «Ислам и татарский мир: концептуальные основы развития». Она стала шагом к консолидации татарского народа на основе традиций татарской богословской школы. В 2018 г. более тысячи делегатов Форума и сотни участников внеочередного съезда Всемирного конгресса татар присоединились к 33 тысячам участников «Изге Болгар җыены».
60 Среди крупных мероприятий духовной направленности, состоявшихся в Болгаре, можно выделить заседание Совета по исламскому образованию, саммит ректоров исламских вузов России (июнь 2017 г.) и Международную научно-богословскую конференцию «Духовный Шелковый путь: Созидание. Интеграция» (сентябрь 2017 г., города Болгар и Казань).
61 При содействии Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» 5–6 октября 2015 г. в Москве был организован международный форум мусульманских религиозных деятелей с участием представителей ведущих исламских государств. Целями мероприятия были выявление основных причин вспышки радикализма на современном этапе и разработка идеологической платформы для противодействия экстремизму. В ходе встречи была принята Декларация «Исламская религия против экстремизма», которая активно распространяется Группой в Центральной Азии и других мусульманских странах.
62 С 2015 г. в Казани по инициативе Центра исследований Корана и Сунны Республики Татарстан при поддержке Духовного управления мусульман Республики Татарстан и Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» ежегодно проводится Международная исламская конференция «Толкование Священного Корана в прошлом и настоящем», в которой принимают участие ведущие отечественные и зарубежные религиозные и светские специалисты. В 2017 г. на конференции обсуждалась проблема экстремизма, который рассматривался как результат отклонения в понимании коранического текста. Важным направлением работы является организованное проведение массовых религиозных обрядов в российских регионах с компактным проживанием мусульман.
63 Среди обсуждаемых инициатив – развитие исламо-христианского диалога, возможно, в формате создания в России соответствующего комитета. Это позволит расширить возможности применения российского опыта межэтнического и межконфессионального диалога и будет способствовать продвижению идей мирного сосуществования людей различной культурно-цивилизационной идентичности.
64 Проводимые при поддержке Группы религиозные и богословские мероприятия стали площадкой для обсуждения актуальных проблем исламского мира и борьбы с экстремизмом. Важное значение имеет последовательная деятельность по консолидации мусульманской уммы на принципах традиционного ислама.
65

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И НАУЧНЫЕ ФОРУМЫ

66 Подобные форумы являются площадками для развития диалога между религией и наукой. В 2014 г. делегация муфтията Татарстана приняла участие в 27-й сессии совета ООН по правам человека в Женеве. В ходе сессии состоялся круглый стол на тему «Ислам – религия мира: гармоничное сосуществование конфессий».
67 В 2016 г. в рамках 71-го заседания ГА ООН представители Группы приняли участие в совместном заседании Контртеррористического исполнительного директората Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН и созданного под эгидой глобального Контртеррористического форума антиэкстремистского центра («Хедайя») по проблематике использования террористами Интернета. Кроме того, представители Группы участвовали в различных международных мероприятиях в Москве, Казани, Индонезии, Китае, Турции.
68 В сентябре 2016 г. в Москве состоялась встреча арабских интеллектуалов. На встрече видных исламских религиозных деятелей была принята концепция идейного противодействия ИГИЛ, подготовленная ведущими российскими исламоведами. Участники отметили важную роль Российской Федерации в предотвращении дальнейшего раскола между суннитами Саудовской Аравии и шиитами Ирана, высказались за необходимость подготовки комплексной стратегии в сфере расширения российско-арабского торговоэкономического сотрудничества.
69 С 2011 г. в Казанском (Приволжском) федеральном университете проходит ежегодный Международный форум «Ислам в мультикультурном мире», объединяющий ведущих российских и зарубежных ученых-исламоведов, религиозных и общественных деятелей. Основной целью форума является объединение научных сил, занимающихся исламской проблематикой, через обмен информацией о научных достижениях, координацию целей и задач, стоящих перед специалистами в данной области. На форуме традиционно рассматриваются актуальные вопросы академического и прикладного исламоведения, а также исламского образования. Кроме того, большое внимание уделяется теме создания условий для достижения межконфессионального согласия и преодоления радикализма.
70 В Казани на базе Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан были проведены: «круглый стол» «Россия – Исламский мир: перспективы сотрудничества в сфере мусульманского образования» (декабрь 2015 г.) и две международные научно-практические конференции: «Россия и Исламский мир: поиски ответа на глобализацию экстремистских движений» (ноябрь 2016 г.) и «Россия и исламский мир: направления взаимодействия и поиск ответов на вызовы современности» (октябрь 2017 г.).
71 В августе 2017 г. в Бишкеке (Киргизия) состоялся международный форум писателей и интеллектуалов «Айтматовские чтения», посвященный идеям партнерства и диалога цивилизаций, которые продвигал выдающийся писатель. Международный круглый стол, приуроченный к 90-летию писателя, «Культурное взаимодействие – наследие Чингиза Айтматова» прошел 23–24 марта 2018 г. в Стамбуле. Организатором мероприятия выступила Группа стратегического видения «Россия – Исламский мир» при содействии Международного центра по изучению исламской истории, искусства и культуры (ИРСИКА) и Союза писателей Турции. Чингиз Айтматов был одним из основателей Группы «Россия – Исламский мир», принимал активное участие в ее работе. Второй международный форум «Айтматовские чтения» планируется провести в Москве в ноябре 2018 г.
72 Проведение общественных и научных форумов служит расширению диалога между религией и наукой, мобилизации ресурсов российского и международного экспертного сообщества, содействует профессиональному росту молодых исследователей. Непосредственно связаны с научно-исследовательской работой вопросы построения современной системы религиозного образования и просвещения, отвечающей актуальным вызовам.
73 Проект создания Болгарской исламской академии, поддержанный В. В. Путиным, стал самым крупным образовательным проектом, реализуемым при участии Группы. Заложенная в мае 2016 г. Болгарская исламская академия уже в сентябре 2017 г. приняла первых абитуриентов. Набор проводился по программе докторантуры и магистратуры по специальностям «Исламское право» и «Исламская мысль и вероучение».
74 Открытие Болгарской исламской академии стало важным звеном в решении поставленной руководством страны задачи по созданию системы трехуровневой отечественной исламской богословской школы: медресе – вуз – академия. Среди трех ключевых направлений в развитии академии на ближайшие 10 лет – подготовка преподавателей для мусульманских образовательных организаций, богословов и специалистов в области исламской экономики. Прежде всего будут готовиться преподаватели для мусульманских образовательных организаций2.
2. Ректор Болгарской исламской академии озвучил три основных направления на ближайшие десять лет. – >>>>
75 Болгарская исламская академия как высшее звено религиозного образования призвана консолидировать потенциал российского мусульманского духовенства и авторитетных зарубежных ученых в деле укрепления традиционных для России направлений в исламе. На базе академии осуществляются не только научные, но и образовательно-просветительские проекты. Например, в августе 2018 г. здесь прошла Международная летняя школа «Россия – Исламский мир: диалог культур и цивилизаций». Мероприятие было организовано во взаимодействии с Институтом международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета.
76 Тесно взаимодействует с Группой Российский исламский институт (РИИ, г. Казань). Основанный 20 июня 1998 г., он является первым в России высшим профессиональным исламским учебным заведением. РИИ готовит специалистов в области исламской теологии, истории, права, языка, исламской экономики и лингвистики. С 2009 г. РИИ входит в состав Федерации университетов исламского мира (FUIM) при Организации по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO) ОИС. В Российском исламском институте обучается свыше 600 студентов из более чем 30 регионов России и из стран СНГ.
77 Ведущие академические учреждения и вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Казани проводят научные исследования и подготовку кадров в области востоковедения, истории, культуры стран Ближнего и Среднего Востока и исламоведения.
78 В рамках реализации плана работы Группы разработаны методическое пособие «Комплексная безопасность образовательных учреждений в условиях поликультурного общества» для педагогов и методистов общеобразовательных организаций и общеобразовательная программа «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма» для студентов профессиональных образовательных организаций и вузов.
79

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СМИ, ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

80 Особое значение придается взаимодействию со СМИ, публицистической деятельности, объективному освещению актуальных проблем и явлений современного ислама.
81 С 2015 г. при поддержке Группы организуется ежегодный представительный форум «Журналисты мусульманских стран против терроризма», который проводится в Москве. В течение первых трех лет в центре внимания его участников оказывались вопросы борьбы с экстремизмом и распространением радикальных идей. Было принято обращение к Генеральному секретарю ООН о необходимости разработки мер по закрытию экстремистских интернет-сайтов и об осуждении телерадиоканалов, предоставляющих эфир для пропаганды экстремистских идей. Иностранные журналисты, принимавшие участие в этих форумах, опубликовали более двухсот материалов, посвященных политике России на Ближнем Востоке и ее действиям в Сирии.
82 В 2018 г. акцент в работе журналистов сместился к поиску путей поддержания стабильности и к работе, направленной на углубление сотрудничества и укрепление исторически сложившихся дружественных отношений между Россией и мусульманским миром. IV Международный медиафорум состоялся в апреле 2018 г. в Ялте под девизом «Журналисты мусульманских стран за партнерство цивилизаций».
83 В рамках работы Группы организован выпуск книг на русском и арабском языках, в частности, изданы сборник о христианстве на Ближнем Востоке и об исламе на территории РФ, монографии «Российская цивилизация: смысл и судьба», книга бывшего генерального секретаря ОИС Э. Ихсаноглу «Исламофобия: от конфронтации к сотрудничеству: предстоящие задачи», фотоальбом «Мусульмане России» и др.
84 Для поддержки публицистической деятельности в 2016 г. учреждена Международная премия им. Е. М. Примакова «Россия – Исламский мир». Премия вручается представителям зарубежных СМИ за вклад в укрепление взаимопонимания и сотрудничества между Российской Федерацией и исламскими странами, во взаимообогащение культурных и национальных традиций, в развитие межрелигиозного и межцивилизационного диалога.
85 В 2016 г. была также учреждена ежегодная премия председателя Группы Р.Н. Минниханова, которая присуждается за лучшую работу – очерк, статью, репортаж, телеи радиопередачу, фильм, в которых подчеркиваются духовность ислама, веротерпимость, нацеленность на мир и справедливость.
86 В 2015 г. был запущен веб-сайт Группы (http://rusisworld.com), который в настоящий момент функционирует на трех языках – русском, английском, арабском. На сайте размещаются информация о деятельности Группы «Россия – Исламский мир», актуальные сведения о мусульманских странах, а также контент, включающий авторские статьи, эксклюзивные интервью, видеорепортажи, аудиоматериалы, электронную библиотеку изданий по тематике работы Группы.
87

КУЛЬТУРА

88 Культурные связи являются неотъемлемым фактором объединения и взаимного обогащения представителей разных народов и вероисповеданий.
89 С 2005 г. в Казани ежегодно проводится Казанский международный фестиваль мусульманского кино, который проходит под девизом «Через диалог культур к культуре диалога». Программу фестиваля традиционно составляют фильмы, несущие идеи миротворчества, веротерпимости, толерантности, рассказывающие о способах построения межнационального сотрудничества и диалога. За годы существования он получил известность как фестиваль «гуманного кино», стал неотъемлемым атрибутом культурной жизни.
90 В рамках деятельности Группы организованы съемки фильмов о выдающихся политических и общественных деятелях Ближнего и Среднего Востока. Группой также подготовлены презентационные фильмы о деятельности Группы и о Республике Татарстан. В 2017 г. снят фильм об основателе ОАЭ Шейхе Зайеде бен Султане Аль Нахайяне, планируется съемка фильма о первом президенте Азербайджана Г. А. Алиеве.
91 Большую просветительскую роль играет музейная деятельность. В 2014 г. Болгарский историко-археологический комплекс – самый северный в мире памятник мусульманского зодчества – включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь действуют Музей болгарской цивилизации и Музей Корана.
92 В Казанском Кремле работает Музей исламской культуры. В центре «Эрмитаж–Казань» регулярно проводятся крупные выставки, посвященные исламскому искусству, истории исламской цивилизации.
93 При подготовке и проведении мероприятий Группы широко используются историкокультурные события, такие как юбилеи религиозных, общественно-политических и культурных деятелей.
94

РАБОТА С ЦЕЛЕВЫМИ ГРУППАМИ (МОЛОДЕЖЬ)

95 Молодежное направление является одним из приоритетных в деятельности Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир».
96 В 2018 г. среди актуальных тем, обсуждавшихся во время «Изге Болгар җыены», особое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения, которому предстоит сохранить культурные и духовные традиции. Так, в Болгаре предполагается создать образовательный научный центр российского масштаба.
97 В рамках мероприятий форума «KazanSummit» организуются летний международный молодежный лагерь и форум молодых предпринимателей, а с 2016 г. – ежегодный форум молодых дипломатов стран ОИС. В 2018 г. он собрал молодых дипломатов из 19 стран. Мероприятие направлено на укрепление горизонтальных контактов с коллегами из стран ОИС, на разъяснение внешней политики России и развитие двусторонних и многосторонних экономических и гуманитарных связей.
98 В Казани действует молодежный дискуссионный клуб Группы. В Москве его аналог был создан в октябре 2017 г. по итогам состоявшегося в МГИМО (У) МИД России международного форума «От диалога к партнерству цивилизаций». Формы общественной активности, например проводящийся с 2011 г. международный молодежный саммит «Молодежная модель Организации исламского сотрудничества», деловые и политические тренинги, успешно используются для привлечения молодежи.
99

* * *

100 Деятельность Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир», осуществляемая в тесной координации с МИД РФ, ориентирована на формирование единого системного подхода к широкой палитре контактов с исламскими странами, осуществляемых в русле внешней политики и национальных интересов России.
101 В последние годы Группа существенно расширила направления и масштабы своей деятельности. Разнообразные мероприятия охватывают различные общественные группы, налажено эффективное взаимодействие со СМИ. Это способствует правильному восприятию исламского вероучения, развитию межнациональной и межрелигиозной толерантности. Члены Группы и многочисленные участники проводимых под ее эгидой мероприятий становятся «проводниками» идей, формируемых в результате широкого диалога между экспертами и общественностью.
102 Налаживание экономического и культурного сотрудничества с исламскими странами укрепляет взаимный интерес и партнерские отношения. Успешная реализация совместных проектов создает атмосферу доверия и дружелюбия. К перспективным направлениям сотрудничества с участием российских регионов можно отнести и сферу разработки и внедрения инновационных и информационно-коммуникационных технологий, методов разведки и добычи нефти, транспортные и логистические проекты, образование, туризм, молодежную политику.
103 Среди возможных мер, направленных на совершенствование работы в современном формате, – планомерное повышение статуса участников Группы и проводимых ею мероприятий. Поддержка со стороны влиятельных политических и религиозных лидеров может стать существенным фактором повышения эффективности предлагаемых решений в условиях достаточно централизованного характера внутригосударственных отношений во многих мусульманских странах. Представляется перспективным расширение состава участников интеллектуального дискурса. Здесь можно двигаться как в сторону христианско-мусульманского диалога с расширением православной составляющей, так и путем вовлечения в дискуссию готовых к коммуникации людей, имеющих различные взгляды.
104 Учитывая важность укрепления конструктивных отношений с мусульманскими странами, актуальность межцивилизационного взаимодействия в объективно сформировавшемся мультикультурном пространстве, следует признать, что деятельность Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» как одного из инструментов «мягкой силы» политически и экономически оправдана и требует дальнейшего развития. Успешная реализация поставленных перед Группой задач направлена на реализацию одного из стратегических направлений российской внешней политики – на укрепление международного авторитета нашей страны и продвижение положительного имиджа России в мире.

References

1. Gainutdin R. I. Islam v sovremennoi Rossii (opyt filosofskogo analiza). Diss. … k. filos. n. Moscow: Ross. akademiia gos. sluzhby pri Prezidente RF, 2003. [Gainutdin R. I. Islam in Modern Russia (experience of philosophical analysis) Diss. … candidate of philosophical sciences. Moscow: Russian Presidential Academy of Public Administration. 2003 (in Russian)].

2. Kal’noi I. I., Popov D. A. Ideinye i sotsial'nye istoki sovremennogo islamskogo radikalizma i ekstremizma. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 9. Pp. 43–47. [Kal’noy I. I., Popov D. A. Ideological and social origins of modern Islamic radicalism and extremism. Bulletin of Moscow University of the Ministry of internal Affairs. 2014. № 9 (in Russian)].

3. Kontseptsiia vneshnei politiki Rossiiskoi Federatsii (utv. Ukazom Prezidenta RF ot 30 November 2016 g. No. 640). Sobranie zakonodatel’stva RF. 2016. № 49. [Foreign policy concept of the Russian Federation. Collection of laws of the Russian Federation. 2016 (in Russian)].

4. “Kruglyi stol” na temu: “Rol’ islama v mirovoi politike”. Mezhdunarodnaia analitika. 2017. No. 2(20), pp. 104–111. [Round table on «The Role of Islam in World Politics». International Analytics. 2017 (in Russian)].

5. Malashenko A. V. Islamskoe vozrozhdenie v sovremennoi Rossii. Moscow: Moskovskii Tsentr Karnegi, 1998. [Malashenko A. V. Islamic Revival in Modern Russia. Moscow: Moscow Carnegie Center, 1998 (in Russian)].

6. Nasyrov I. R. Na puti k stabil'nomu miroporiadku. Rossiia-Organizatsiia islamskaia konferentsiia. Diplomaticheskaia sluzhba. 2009. № 3. Pp. 6–10. [Nasyrov I. R. Towards a stable world order. Russia – Organization of Islamic Conference. Diplomatic service. 2009 (in Russian)].

7. Naumkin V. V. Islam kak kollektivnyi igrok? Mezhdunarodnye protsessy. 2006(1). Vol. 4. № 10. Pp. 41–54. [Naumkin V. V. Islam as a collective player? International Process, 2006 (in Russian)].

8. Naumkin V. V. Islamskii radikalizm v zerkale novykh kontseptsii i podkhodov.Vostok. Afro-aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost'. 2006(2). № 1. Pp. 5–25. [Naumkin V. V. Islamic radicalism in the mirror of new concepts and approaches. Oriens. Afro-Asian societies: history and modernity, 2006 (in Russian)].

9. Naumkin V. V., Popov V. V. (eds.) Rossiia i organizatsiia islamskaia konferentsiia. Sbornik dokumentov i materialov Moskva–Kazan’: Informatsionno-izdatel'skii tsentr pri Upravlenii delami Prezidenta Respubliki Tatarstan, 2008. [Naumkin V. V., Popov V. V. (eds.). Russia – Organization of Islamic Conference. Collection of documents and materials. Moscow–Kazan: Information and publishing center at the office of the President of the Republic of Tatarstan, 2008 (in Russian)].

10. Popov V. V. Tsivilizatsionnye rakursy. Mezhdunarodnaia analitika. 2017. № 2(20). Pp. 7–23. [Popov V. V. Civilizational perspectives. International Analytics. 2017. № 2(20) (in Russian)].

11. Skorina A. A., Avetisian Zh. G. Rossiiskaia Federatsiia v mezhdunarodnykh otnosheniiakh na Blizhnem Vostoke v period prezidentstva D. A. Medvedeva. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. 2014. № 1. Pp. 359–364. [Skorina A. A., Avetisian J. G. Russian Federation in International Relations in the Middle East During the Presidency of Dmitry Medvedev. Bulletin of Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. 2014. № 1 (in Russian)].

12. Smirnov A. N. Islamskii faktor v politike Rossii: vozmozhnosti i predely vliianiia. Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia. 2011. № 9. Pp. 72–80. [Smirnov A. N. The Islamic factor in Russian politics: possibilities and limits of influence. World Economy and International Relations. 2011. № 9 (in Russian)].

13. Sultanov Sh. Nedostatochnoe razvitie rossijsko-islamskikh otnoshenij govorit o slabosti musul'man nashej strany. Sblizhenie Rossii i islamskogo mira: strategicheskoe partnerstvo ili kon'yunktura? «Kruglyj stol» musul'manskoj obschestvennosti. 2007. URL: http://www.islamnews.ru/news-7543.html.

14. Choguldurov S. B. Vozrozhdenie islama v sovremennoi Rossii. 2017. URL: http://rusisworld.com/competition/vozrozhdenija-islama-v-sovremennoj-rossii/.