Current State And Future Prospects For Russian-North Korea Relations In The New Geopolitical Conditions
Table of contents
Share
QR
Metrics
Current State And Future Prospects For Russian-North Korea Relations In The New Geopolitical Conditions
Annotation
PII
S0024027-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Alina Sharafetdinova 
Occupation: senior researcher
Affiliation: Institute of Oriental Studies
Address: Moscow, Rozdestvenka 12
Edition
Pages
24-36
Abstract

North Korea openly expressed support to Russia in connection with the special operation of the Russian Armed Forces in Ukraine that began on February 24, 2022. Pyongyang confirmed its commitment to the Treaty obligations with Moscow when it voted against the anti-Russian resolution of the UN General Assembly adopted on March 2, 2022. Today, after a long period of reduced contact activity against the backdrop of tougher anti-North Korean sanctions since 2016, Russian-North Korean relations are noticeably strengthening, firstly, in the foreign policy sphere – both countries in the World space need support and solidarity in maintaining state sovereignty and the integrity of their territories , secondly, in the economic field - both sides are striving to restore trade and economic contacts by exiting the unjustified regime of sanctions pressure from Western countries. The article discusses the main areas, problems and prospects for interaction between Russia and North Korea. The main attention is paid to joint projects, such as the Khasan-Rajin logistics project, the construction of a road bridge across the Tumangan (Tumannaya) river, and the resumption of railway communication. The interest shown by the North Korean side in cooperation with the DNR and LNR through the mediation of Russia was noted. The author concludes that the mutual positive attitude towards maintaining the relations of friendship and cooperation between the Russian Federation and the DPRK formed over the past decades serves as a solid basis for resuming interrupted directions and establishing new forms of interaction in the context of the ongoing international sanctions regime.

Keywords
Russian-North Korean Relations, Trade, the Special Military Operation, COVID-19, sanc-tions, North Korea, Ukraine, UN.
Received
21.01.2023
Date of publication
26.02.2023
Number of purchasers
14
Views
196
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 200 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2023
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ В 2000–2021 гг.
2 После периода стагнации в отношениях в 1990-е гг. вслед за распадом СССР сотрудничество России и КНДР активизировалось в 2000–2001 гг., когда состоялся обмен визитами глав государств, подписание совместных деклараций. В настоящее время основополагающими документами в отношениях двух стран являются Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 9 февраля 2000 г. (заменил Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 1961 г.), Пхеньянская (2000 г.) и Московская (2001 г.) совместные декларации, подписанные в ходе визитов Президента Российской Федерации В.В. Путина в КНДР и Председателя Государственного комитета обороны КНДР Ким Чен Ира в Россию.
3 Данные документы стали основанием для расширения сфер взаимодействия, прежде всего торгово-экономической и гуманитарной, послужили развитию политических контактов на высшем уровне. В августе 2011 г. в Улан-Удэ прошла встреча президента России Д.А. Медведева и председателя ГКО КНДР Ким Чен Ира. Договорные обязательства между странами были подтверждены во время российско-северокорейского саммита между В.В. Путиным и Ким Чен Ыном во Владивостоке 25 апреля 2019 г.
4 Тем не менее после нормализации связи России и КНДР развивались неравномерно и успели претерпеть как подъемы, так и падения. Наиболее успешно торгово-экономическое сотрудничество развивалось в 2005 г. – товарооборот между двумя странами достиг рекордные 228 млн долл. США, лидер КНДР Ким Чен Ир был лично заинтересован в тесных контактах с Россией – в Пхеньяне активно популяризировалась российская культура, в 2006 г. завершилось строительство и был освящен православный храм Святой Живоначальной Троицы, динамично шел делегационный обмен. Однако в дальнейшем развитие отношений постепенно стало притормаживаться из-за активизировавшейся ядерной деятельности Пхеньяна в 2006 г., когда северокорейцами было произведено первое ядерное испытание, и последовавшей незамедлительно реакции мирового сообщества – единогласно была принята первая резолюция Совета безопасности ООН, осуждающая действия Пхеньяна. В том же году был создан Комитет СБ ООН по санкциям в отношении Северной Кореи, была утверждена Группа экспертов. Вследствие присоединения России к санкциям СБ ООН против КНДР [Указ президента РФ, 2009; 2017] динамика российско-северокорейских контактов неизбежно снижалась, а в результате ужесточения антисеверокорейских международных рестрикций с 2016 г. и вовсе стала сходить на нет.
5 Несмотря на негативную реакцию со стороны северокорейских властей на участие России в принятии осуждающих резолюций, российская дипломатия стремилась сохранить торговые, гуманитарные, культурные, научно-технические связи по мере возможностей, неизменно выступая за сохранение мира и стабильности на Корейском полуострове. Важным этапом в развитии этого процесса стала встреча В.В. Путина с новым лидером КНДР Ким Чен Ыном 25 апреля 2019 г. во Владивостоке. Стороны подтвердили и закрепили договоренности 2000–2001 гг. и наметили новые планы сотрудничества.
6 Одобрительная оценка северокорейскими властями начавшейся 24 февраля 2022 г. спецоперации ВС РФ на Украине способствовала укреплению двухсторонних связей, во-первых, во внешнеполитической сфере – обеим странам в мировом пространстве важны поддержка и солидарность в вопросе сохранения государственного суверенитета и целостности своих территорий, во вторых, в экономической – обе стороны стремятся к восстановлению торгово-экономических контактов посредством выхода из тупикового режима санкционного давления со стороны стран Запада.
7 Принимая превентивные меры против проникновения COVID-19, с февраля 2020 г. Пхеньян прекратил пассажирское сообщение с внешним миром, запретил пролеты через свое воздушное пространство транспортной и пассажирской авиации. Большая часть посольств, гуманитарные международные организации, приостановили свою деятельность в Пхеньяне. Посольство в России во главе с послом А.И. Мацегорой продолжает свою работу в штатном режиме в сокращённом составе: с начала 2020 г. две трети всего состава (а это порядка 100 человек вместе с детьми) покинули Северную Корею в несколько заходов спецпоездом без ротации.
8 Несмотря на вынужденную в условиях пандемии изолированность КНДР, между двумя странами поддерживался политический диалог, в том числе на высшем и высоком уровне. 9 сентября 2022 г. Президент России Владимир Путин направил поздравление председателю государственных дел Ким Чен Ыну по случаю 74-летия основания КНДР. В своей телеграмме российский лидер передал главе КНДР наилучшие пожелания, а также положительно оценил двусторонние отношения стран, отметив их дружественный и добрососедский характер. При этом В.В. Путин выразил уверенность, что совместными усилиями будут развиваться конструктивные двусторонние отношения по всем направлениям в целях содействия благополучию народов двух стран, укрепления безопасности и стабильности на Корейском полуострове и в регионе Северо-Восточной Азии в целом [Кёнэханын Ким Чен Ын, 09.09.2022].
9 ПОДДЕРЖКА СПЕЦОПЕРАЦИИ ВС РФ НА УКРАИНЕ
10 Твердую солидарность и полную поддержку в проведении спецоперации ВС РФ на Украине выразил северокорейский лидер Ким Чен Ын в поздравительных посланиях в адрес российского президента В.В. Путина по случаю государственных российских праздников 77-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 9 мая [Кёнэханын Ким Чен Ын, 09.05.2022] и Дня России 12 июня [Кёнэханын Ким Чен Ын, 12.06.2022], отметив, что российский народ отважно преодолевает различные встречающиеся вызовы и трудности, достигает больших успехов в свершении справедливого дела для защиты достоинства, безопасности и прав на развитие страны.
11 Особое внимание было уделено празднованию 77-й годовщины Освобождения Кореи от японского колониального господства 15 августа 2022 г., в связи с чем руководители двух государств обменялись поздравительными телеграммами [Кёнэханын Ким Чен Ын, 15.08.2022]. В послании в адрес В.В. Путина Ким Чен Ын отметил, что «подвиг советских воинов-освободителей корейский народ не забудет никогда», а также особо подчеркнул, что сегодня «на совместном фронте для срыва военной угрозы и провокации, произвола и своеволия враждебных сил стратегическое и тактическое сотрудничество, поддержка и солидарность между двумя странами поднимается на новый уровень» [Кёнэханын Ким Чен Ын, 15.08.2022].
12 Секретарь ЦК ТПК Ли Иль Хван от имени северокорейского руководителя возложил венок к монументу Освобождения, который был воздвигнут в центре столицы в знак благодарности воинам-освободителям в 1945 г. и по сей день содержится в идеальном порядке благодаря усилиям местных властей. Сохранение исторической памяти о подвиге советских воинов-освободителей является как никогда в наши дни актуальным вопросом, Северная Корея является образцовым государством, с честью выполняющим данный долг.
13 Повышенное по сравнению с предыдущими периодами внимание в центральной прессе КНДР было уделено переломному периоду в отношениях двух стран 2000-2001 гг., когда был заключён Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве (9 февраля 2000 г.), заменивший Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 1961 года, приняты Пхеньянская (2000 г.) и Московская (2001 г.) совместные декларации, подписанные в ходе визитов Президента Российской Федерации В.В.Путина в КНДР и Председателя Государственного комитета обороны КНДР Ким Чен Ира в Россию. Так, статья «Историческая декларация, ставшая демонстрацией прочности дружбы между КНДР и РФ» (“조로친선의 공고함을 과시한 력사적인 선언”, 4.08.2001) была посвящена дате принятия Московской декларации РФ и КНДР 4 августа 2001 г. В публикациях «Историческая декларация, создавшая огромный толчок развитию корейско-российских отношений в новом столетии» (“새 세기 조로관계발전의 거대한 추동력을 마련한 력사적선언”, 19.07.2022) «Историческое событие, открывшее новый период процветания развития корейско-российских отношений» (“조로관계발전의 새로운 전성기를 열어놓은 력사적사변”, 24.04.2022) широкое освещение получила 22-я годовщина саммита В.В. Путина с Ким Чен Иром в Пхеньяне.
14 Названия официальных комментариев МИД КНДР в поддержку России и проводимой ею военной спецоперации на Украине говорят сами за себя: «Мощное международное течение к суверенному развитию» (“자주적발전을 지향하는 강력한 국제적흐름”, 03.08.2022, касательно высказывания президента РФ В.В. Путина на форуме «Сильные идеи для нового времени» 19–20 июля 2022 г.), «Антироссийские санкции наносят сильный удар по Европе» (“유럽을 강타하고있는 대로씨야제재”, 27.07.2022), «Секретное оружие», разрушающее миропорядок во главе США» (“미국주도의 세계질서를 무너뜨리고있는 《비밀무기》”, 27.07.2022, комментарий по статье эксперта по международным вопросам Уолтера Мида в “Wall Street Journal” о «секретном оружии» В.В. Путина, направленном на устранение гегемонии США), «На кого нацелено движение расширения военного блока» (“누구를 겨냥한 군사쁠럭확대움직임인가”, 20.07.2022, критика в отношении военного альянса AUKUS, созданного для укрепления позиций Британии и США в Тихоокеанском регионе и противостоянии ему России), «Кто кому угрожает» (“누가 누구를 위협하는가”, 13.07.2022, критика в связи с исключением России из списка «стратегических партнеров» НАТО), «Справедливые меры для осуществления многополярности мира» (“세계의 다극화를 실현하기 위한 정의의 조치”, 03.07.2022); «Глупая предсмертная агония побежденного» (“패자의 어리석은 단말마적발악”, 10.07.2022, критика антироссийских санкций США); «Антироссийские санкции наносят сильный удар по Европе» (“유럽을 강타하고있는 대로씨야제재”), «Еще более усиливающие ответные меры России» (“로씨야의 보다 강력해지는 맞대응조치”, 18.05.2022), «Черный занавес военной помощи Америки Украине» (“미국의 대우크라이나군사원조의 흑막”, 9.05.2022), «Украина превратилась в поле агентской войны США и Запада» (“미국과 서방의 대리전쟁마당으로 화한 우크라이나”, 09.05.2022) и т.д.
15 ВОПРОСЫ САНКЦИЙ И БЕЗОПАСНОСТИ
16 26 мая 2022 г. Россия проголосовала против проекта резолюции, представленного США в Совете Безопасности ООН [РФ и Китай наложили вето, 26.05.2022], направленного на дальнейшее ужесточение санкций в отношении КНДР. В результате резолюция не была принята. Выражая солидарную с Китаем позицию, Россия считает, что антисеверокорейские санкции губят любые положительные подвижки вокруг Корейского полуострова и провоцируют новые витки конфронтации; политика наращивания санкционного давления на КНДР себя исчерпала, введение новых международных рестрикций ошибочно и бесперспективно, а с точки зрения их гуманитарных последствий – бесчеловечно, особенно в условиях распространения коронавирусной инфекции, когда все население планеты поставлено на грань выживания.
17 Как представляется, в сложившейся на сегодня кризисной внешнеполитической обстановке любое неверное решение может привести к расширению зоны вооруженного конфликта. В этих условиях целесообразно вернуть на повестку дня внесенный в 2021 г. на рассмотрение СБ ООН российско-китайский проект «политико-гуманитарной резолюции» по КНДР [Захарова: Россия ожидает..., 03.11.2021]. «Дорожная карта» и План действий по комплексному урегулированию проблем Корейского полуострова нацелены на создание атмосферы доверия среди государств, вовлеченных в процесс корейского урегулирования.
18 Только в рамках переговоров могут быть найдены способы учесть законные озабоченности всех заинтересованных сторон, включая предоставление гарантий безопасности. Как сказал заместитель министра иностранных дел И.В. Моргулов, только так, действуя шаг за шагом, на основе принципов равноправия, поэтапности и синхронности можно добиться упомянутой цели – денуклеаризации – причем не только КНДР, а всего Корейского полуострова, заложить основы для создания в субрегионе прочной системы мира и безопасности [Ответ заместителя Министра..., 12.11.2021].
19 Безусловно, Россию беспокоит ракетно-ядерная активность Северной Кореи. Испытания проходят в непосредственной близости от наших границ по территории Приморского края, так что его жители буквально живут рядом с пороховой бочкой. При этом особую опасность ситуации придают ежегодные американо-южнокорейские военные учения в марте и августе, в ответ на которые следуют незамедлительная реакция Пхеньяна в виде ракетно-ядерных экспериментов.
20 Российские власти неизменно привержены международным усилиям по нераспространению ядерного оружия, придерживаются политики мирного урегулирования и выступают за ведение переговоров по корейскому вопросу в любом формате, в том числе рассматривая возможность вернуться к стартовавшему в 2003 г. шестистороннему механизму.
21 С российской стороны ставится задача вернуть КНДР к соблюдению обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) при взаимном учете интересов всеми вовлеченными сторонами [Выступление... И.С. Вишневецкого, 02.08.2022]. В начале августа 2022 г. на 10-й Конференции по рассмотрению действия ДНЯО руководитель делегации РФ И.С. Вишневецкий подчеркнул, что в случае достижения договоренности по демонтажу военно-ядерной программы КНДР работа должна осуществляться под контролем экспертов только ядерных государств, а роль МАГАТЭ должна состоять в осуществлении проверок непереключения ядерного материала на незаявленные цели после того, как военная ядерная инфраструктура Пхеньяна будет ликвидирована [Выступление... И.С. Вишневецкого, 08.08.2022]. Однако позитивных сдвигов ожидать не приходится до тех пор, пока США и КНДР не достигнут минимальных точек соприкосновения в вопросе предоставления Пхеньяну твердых гарантий безопасности в обмен на северокорейские уступки по денуклеаризации.
22 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
23 После резолюций СБ ООН, принятых в ответ на ракетно-ядерные испытания КНДР, начиная с 2016 г., и соответственно введения новых санкций, возможности для развития практического взаимодействия между Россией и КНДР резко сократились, поставив тем самым под угрозу существования взаимоотношения в ряде сфер.
24 Еще десятилетие назад торговля России с КНДР характеризовалась положительной динамикой. Так, объем российско-северокорейского товарооборота в 2013 г. увеличился на 64,2 % по сравнению с 2012 г. и составил 112,7 млн долларов США, в т.ч. российский экспорт в КНДР – 103,4 млн долларов (увеличение на 77,0 %), импорт из КНДР – 9,3 млн долларов (сокращение на 9,1 %). Однако с 2014 г. происходит постепенное сокращение объемов товарооборота, как видно из Таб. 1 (за 2014–2016 гг. – на 40 %; после 2017 г. объемы товарооборота незначительны) [Внешняя торговля..., 2022].
25 Таблица 1. Внешняя торговля Российской Федерации с КНДР (по данным таможенной статистики) 2000–2019 гг.
2000 2005 2010 2015 2016 2017 2018 2019
Экспорт 38,4 228 82,3 78,3 68,0 74,2 32,1 44,9
Импорт 7,7 6,9 16,4 6,0 7,0 3,7 2,0 3,0
26 В первом квартале 2017 г. произошел существенный рост товарооборота между Россией и КНДР: с января по март увеличился объем товарооборота на 85 % за счет поставок России в КНДР угля на сумму 26,7 млн долларов США и нефти на сумму 1,2 млн долларов [Россия активно снабжает энергоресурсами Северную Корею, 2017]. Однако сотрудничество в энергетической сфере было приторможено в связи с введением новых санкций в 2017 г., ограничивающих поставки энергоресурсов в КНДР (введены квоты по поставкам нефтепродуктов и сырой нефти в КНДР – не более 500 тыс. баррелей нефтепродуктов в год и не более 4 млн баррелей сырой нефти [Тадтаев, 2020]).
27 Признавая необходимость принятия ответных мер на проведенные КНДР ядерные испытания со стороны международного сообщества в лице СБ ООН, Россия поддерживала санкционные резолюции до определенного времени. С принятием резолюции СБ ООН 2375 в 2017 г. [Комитет по санкциям 1718 (по КНДР), 2017] и введением новых экономических санкций, под ударом оказалась традиционная сфера экономического сотрудничества России с КНДР: с 2017 г. остановлено привлечение северокорейских рабочих на российские предприятия различных отраслей промышленности, в основном в сферах строительства и лесозаготовок (до этого привлекалось до 35 тыс. человек в год).
28 Для российского Дальнего Востока (Приморский, Хабаровский, Камчатский края, Сахалинская область) уход с российского рынка северокорейских рабочих является ощутимой потерей. В рекрутинговом сотрудничестве местные компании отдавали предпочтение северокорейским партнерам по сравнению с китайскими и среднеазиатскими ввиду уже давно устоявшихся связей, сочетания экономической рентабельности, высокого качества выполняемых работ, а также положительных личностных характеристик северокорейских рабочих (дисциплина, организованность, аккуратность).
29 Начиная с 2020 г., на экономических отношениях, помимо санкций, негативно сказывается пандемия новой коронавирусной инфекции. В рамках эпидемиологических мер был приостановлен импорт российских энергоносителей, наряду с остальной товарной номенклатурой. Таким образом, объем российско-северокорейского товарооборота в 2020 г. составил 42,74 млн долларов США, в т.ч. российский экспорт – 42,03 млн долларов, импорт – 714 тыс. долларов. В 2021 г. товарооборот составил всего 41 тыс. долларов США [Отношения России с КНДР, 30.03.2022]. Вместе с тем, как отметил директор Первого департамента Азии МИД России Г.В. Зиновьев, российская сторона готова возобновить поставки нефти и нефтепродуктов в соответствующих объемах, когда северокорейские партнеры будут готовы к восстановлению торговых отношений [Георгий Зиновьев, 2022].
30 Спустя три года перерыва 23 июня 2022 г. активизировала работу Межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой, в ее рамках в формате видеоконференции состоялись переговоры между Министром РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексеем Чекунковым и Министром внешнеэкономических дел КНДР Юн Чжон Хо.
31 Следует отметить, что Россия и КНДР заинтересованы в реализации совместных инфраструктурных проектов и восстановлении прерванного пандемией торгово-экономического сотрудничества. В результате переговоров стороны договорились возобновить работу четырех подкомиссий (по лесной промышленности, транспорту, научно-техническому и региональному сотрудничеству), а также три рабочие группы (по временной трудовой деятельности, электроэнергетике, торгово-экономическому сотрудничеству) в преддверии очередного, десятого заседания МПК, которое планируется провести в Пхеньяне.
32 Большое значение для двусторонних отношений имеет стартовавший в досанкционный период проект «Хасан–Раджин», который представляет собой использование на территории КНДР транзитных мощностей порта Раджин для перевалки грузов с Транссибирской магистрали по участку железной дороги Хасан/Туманган–Раджин и далее морским путем в Китай. Таким образом проект призван решить дефицит перевалочных мощностей на Дальнем Востоке [РасонКонТранс, 2022].
33 Созданное в 2008 г. для реализации проекта в особой экономической зоне «Расон» КНДР СП «РасонКонТранс» практически простаивало с 2018 г., однако в 2021 г. в условиях высоких цен и нехватки экспортных мощностей российской стороной было принято решение возобновить поставки российского угля через КНДР.
34 Согласно данным Евразийской экономической статистики, в первом квартале 2021 г. Россия поставила по железной дороге в Северную Корею 15 тыс. тонн угля, которые далее были перенаправлены в Китай через порт Раджин [Зайнуллин, 2021]. Ожидается, что возобновление поставок угля по такому маршруту и далее – в страны АТР – станет регулярным на фоне роста цен и изменения спроса на российский уголь. В свою очередь, А. Чекунков сообщил, что Россия заинтересована в продолжении совместной работы с южнокорейскими компаниями по проекту Хасан–Раджин, что изначально было предусмотрено проектом, и в возобновлении грузовых перевозок через порт Раджин [Россия и КНДР заинтересованы..., 2022].
35 Северная Корея рассчитывает на поддержку России в строительстве автомобильного моста через реку Туманган (Туманная). Планируемая протяженность – 830 м (300 м – российская часть, 530 м – северокорейская), пропускная способность рассчитана на 6 млн тонн грузов в год. Предполагалось, что северокорейская сторона должна предоставить рабочих и строительные материалы, а Россия – необходимое оборудование. Однако перспективы реализации данного проекта не просматриваются в ближайшем будущем, прежде всего, по причине действующих санкций в отношении КНДР и изолированности КНДР в условиях пандемии.
36 Другая сложность заключается в финансировании строительства нового моста. Аварийные 717 мостов в Приморском крае требуют первоочередного внимания со стороны местных властей [Тарантул, 2020], как и требуется создание новой инфраструктуры на подъездном участке российской территории. Вместе с тем, в администрации Приморского края от проекта строительства моста не отказываются, планируют вернуться к его обсуждению с корейской стороной после улучшения эпидемиологической ситуации в КНДР [От проекта автомобильного моста..., 2021].
37 Потребность в дополнительном сухопутном сооружении назрела еще в советские времена, когда железнодорожное сообщение через мост «Дружба» между двумя странами было перегружено, в настоящее время вопрос строительства находится на российско-северокорейской повестке в качестве задела на будущее развитие прилегающих по обе стороны границы территорий.
38 Более реалистичным в нынешних обстоятельствах представляется возобновление железнодорожного сообщения между Россией и КНДР через пограничный переход Хасан–Туманган. В настоящее время корейская сторона завершает строительство дезинфекционного комплекса, который позволит возобновить товарообмен. Кроме того, планируется создание российско-корейского «Торгового дома электронной коммерции» для реализации неограниченных санкциями товаров. В этих целях Ассоциацией корейских организаций подготовлена электронная торговая площадка [Автомобильный мост..., 2019]. Создание дополнительной инфраструктуры будет способствовать дальнейшему интенсивному развитию торгово-экономических связей двух стран.
39 Необходимо отметить и гуманитарную помощь России как на двусторонней основе, так и посредством международных организаций. В соответствии с решением Президента Российской Федерации в 2020 г. корейской стороне на двусторонней основе было направлено 50 тыс. тонн пшеницы. По линии Всемирной продовольственной программы ООН в 2020–2021 гг. Российская Федерация выделила на оказание продовольственной помощи КНДР 7 млн долларов США [Отношения России с КНДР, 30.03.2022].
40 После объявленной северокорейским руководством в мае 2022 г. «чрезвычайной противоэпидемической ситуации высшего разряда» в связи с распространением коронавируса Россия предложила Северной Корее поставки своих вакцин против COVID-19, лекарств и тест-систем, а также командировать своих специалистов [Россия предложила КНДР поставки..., 2022]. Однако о своей реакции северокорейская сторона публично не сообщала. Благодаря жестким противоэпидемиологическим мерам северокорейским властям удалось преодолеть кризис самостоятельными силами.
41 ПРИЗНАНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ ДНР И ЛНР
42 Оказанная России поддержка при принятии 2 марта 2022 г. антироссийской резолюции ГА ООН [Генассамблея ООН потребовала..., 2022], признание 13 июля 2022 г. государством-членом ООН Северной Кореей независимости Донецкой и Луганской республик (территория Донбасса) [Чуквонгуккаэ чёнданхан сонтхэк, 2022], а также выражение намерений северокорейских властей развивать государственные отношения с ЛНР и ДНР, «следуя идеалам суверенитета, мира и дружбы» [Чосонминджуджуэинминконхвагук..., 2022], может послужить серьезным импульсом развитию торгово-экономических отношений России и КНДР в ближайшей перспективе, по крайней мере, после объявления северокорейскими властями об окончании пандемии и возобновлении международного транспортного сообщения. Открыто выраженная поддержка КНДР контролируемых РФ территорий Луганской и Донецкой республик была воспринята на Украине как «недружественный акт», в связи с чем украинские власти в июле 2022 г. объявили о разрыве дипломатических отношений с КНДР наряду с признавшей независимость ДНР и ЛНР Сирией [Украина разорвала дипотношения с КНДР, 2022].
43 Посол России в КНДР А.И. Мацегора отметил серьезные намерения руководства КНДР отправить своих опытных строителей в республики Донбасса для восстановления разрушенных отступающими нацистами Украины объектов. В частности, северокорейцы заинтересованы в приобретении запчастей и агрегатов, производимых предприятиями тяжелого машиностроения на Донбассе, рассматривается возможность возвращения к опыту обменов республиками, как это происходило в советский период: в Мариуполь поступал корейский магнезитовый клинкер, использовавшийся в качестве огнеупорного материала в доменных печах всех металлургических комбинатов Донбасса, в КНДР отправлялись донецкий коксующийся уголь, пшеница, выращенная на полях юго-востока Украинской ССР [Портякова, 2022].
44 Главы администраций ДНР и ЛНР Д.В. Пушилин и Л.И. Пасечник высоко оценили северокорейскую поддержку и заявили о готовности к сотрудничеству [Пушилин выразил готовность посетить КНДР, 2022]. Северокорейские власти поддержали открытие дипломатических представительств ДНР и ЛНР в КНДР, активно ведут переговоры с официальными представителями признанных республик и рассчитывают на торгово-экономическое взаимодействие. Россия готова оказывать содействие в целях восстановления мирной жизни на Донбассе.
45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
46 Взаимодействие России и КНДР в ближайшей перспективе будет развиваться по заданным Пхеньянской (2000) и Московской (2001) декларациями о мире и сотрудничестве направлениям вне зависимости от новых геополитических условий. Как подтвердили представители российской и северокорейской сторон на недавно прошедших переговорах в формате видеосвязи в рамках МПК, работа над всеми ранее согласованными проектами в торгово-экономической сфере будет продолжена, их реализация – вопрос времени, связанный со снятием в КНДР антиковидных ограничений и возобновлением международного сообщения.
47 КНДР рассчитывает на российскую помощь в продвижении северокорейских товаров и услуг, хотя в условиях санкций Пхеньян поставлен на грань выживания, и все его усилия в данный момент направлены на преодоление кризиса, связанного с проникновением в апреле 2022 г. коронавирусной инфекции на территорию Северной Кореи. Благодаря незамедлительно принятым мерам и жесткой дисциплине в стране северокорейским властям отчасти удалось справиться с ситуацией, не прибегнув к предложенной со стороны соседних государств (Республики Корея, России, Китая) помощи.
48 Одновременно следует отметить заинтересованность и желание КНДР не только восстановить взаимодействие, но и выйти на заключение новых проектов. Поэтому сотрудничество с ДНР и ЛНР открывает новые возможности для северокорейцев ввиду «простаивания» северокорейской рабочей силы и невозможности в санкционных условиях реализовывать свой экономический потенциал. Отдельно обсуждена необходимость возобновления железнодорожного сообщения Хасан–Туманган, строительства автомобильного моста, использования логистических возможностей порта Раджин для транспортировки российского угля в страны АТР, сотрудничества в гуманитарной сфере.
49 Представляется, что в ближайшем будущем в связи с геополитическим переустройством мира на фоне проведения военной спецоперации РФ на Украине внешнеполитическое взаимодействие РФ и КНДР продолжит укрепляться. Перспективы торгово-экономического сотрудничества поставлены в зависимость от международного санкционного режима. Однако обоюдный позитивный настрой на сохранение сформированных в течение прошлых десятилетий отношений дружбы и взаимовыгодного сотрудничества служит прочной основной для возобновления прерванных направлений и налаживания новых форм взаимодействия.

References

1. The road bridge between Primorye and North Korea will be built according to Russian standards. Iprim.ru. 02/01/2019. (in Russian) https://iprim.ru/news/3563/2004619?ysclid=l6hu2tv3ws666997170 (accessed: 06.08.2022).

2. Foreign trade of the Russian Federation with foreign countries. Federal State Statistics Service. (in Russian) https://rosstat.gov.ru/statistics/vneshnyaya_torgovlya (accessed: 06.08.2022).

3. Statement by Mr. Igor Vishnevetskii, Deputy Head of the Delegation of the Russian Federation at the 10th NPT Review Conference (General Debate), New York , August 2, 2022. The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. (in Russian) https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1824889/ (accessed: 19.08.2022).

4. Statement by the Deputy Head of the Delegation of the Russian Federation at the Tenth Review Conference of the Parties to the Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons Igor Vishnevetskii, Main Committee II, New York, 8 August 2022. The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. (in Russian) https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1825672/ (accessed: 19.08.2022).

5. General Assembly resolution demands end to Russian offensive in Ukraine. 2 March 2022. UN News. (in Russian) https://news.un.org/ru/story/2022/03/1419092 (accessed: 19.08.2022).

6. Georgy Zinoviev: Russian-Chinese relations are entering a new stage. RIA Novosti. 07.09.2022. (in Russian) https://ria.ru/20220907/zinovev-1814927619.html (accessed: 13.09.2022).

7. Zainullin E. Russian coal will follow the path of Juche. Kommersant. 06/28/2021. (in Russian) https://www.kommersant.ru/doc/4877677?ysclid=l78pro298i977943272 (accessed: 25.08.2022).

8. Zakharova: Russia expects a constructive attitude from the UN Security Council to the resolution on assistance to the DPRK. TASS. 11/03/2021. (in Russian) https://tass.ru/politika/12837081?ysclid=l7u9c5fvg1774649219 (accessed:19.08.2022).

9. Resolutions. 1718 Sanctions Committee. United Nations Security Council. (in Russian) https://www.un.org/securitycouncil/ru/sanctions/1718/resolutions (accessed: 18.08.2022).

10. The project of a road bridge on the border between Russia and North Korea was not abandoned. Prim.News. 06/01/2021. (in Russian) https://prim.news/2021/06/11/ot-proekta-avtomobilnogo-mosta-na-granice-rossii-i-kndr-ne-otkazalis/?ysclid=l6htxhept1229854588 (accessed: 06.08.2022).

11. Russian Deputy Foreign Minister Igor Morgulov's response to a media question about the Russian-Chinese draft of the UN Security Council resolution on North Korea. The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. (in Russian) https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1785914/ (accessed: 19.08.2022).

12. Relations between Russia and North Korea. The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. (in Russian) https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1678248/ (accessed: 18.08.2022).

13. Portyakova N. "North Koreans don't bill us after every UN vote." 07/18/2022. Izvestia. (in Russian) https://iz.ru/1365120/nataliia-portiakova/severokoreitcy-ne-vystavliaiut-nam-scheta-posle-kazhdogo-golosovaniia-v-oon?ysclid=l70cq2ax9y532738239 (accessed: 19.08.2022).

14. Pushilin expressed readiness to visit North Korea. RIA News. 07/29/2022 (in Russian) https://ria.ru/20220729/kndr-1805858940.html?ysclid=l70ck4das9272109867 (accessed: 19.08.2022).

15. Russia is actively supplying energy resources to North Korea. 05/21/2017. (in Russian) www.profi-forex.org/novosti-rossii/entry1008307946.html (accessed: 09.08.2022).

16. Russia and North Korea are interested in continuing joint infrastructure projects and restoring trade and economic cooperation interrupted by the pandemic. Ministry of the Russian Federation for the Development of the Far East and the Arctic. 06/23/2022. (in Russian) https://minvr.gov.ru/pressceter/news/rossiya_i_kndr_zainteresovany_v_prodolzhenii_sovmestnykh_infrastrukturnykh_proektov_i_vosstanovlenii/?sphrase_id=2540946 (accessed: 09.08.2022).

17. Russia offered North Korea the supply of its vaccines against COVID-19. RIA News. 06/01/2022. (in Russian) https://ria.ru/20220601/vaktsiny1792238735.html?ysclid=l6z0uo41m3137590789 (accessed: 18.08.2022).

18. Russia and China vetoed a resolution on sanctions against the DPRK in the UN Security Council. Izvestia. May 26, 2022. (in Russian) https://iz.ru/1340667/2022-05-26/rf-i-kitai-nalozhili-veto-v-sb-oonnarezoliutciiu-o-sanktciiakh-protiv-kndr?ysclid=l70kf6rawe701637095 (accessed: 19.08.2022).

19. RasonConTrans. (in Russian) http://rasoncontrans.com/company-ru/today-ru.html (accessed: 06.08.2022).

20. Tadtaev G. Rosneft decided to sue for an article about supplies to the DPRK. RBC. 09/03/2020. (in Russian) https://www.rbc.ru/business/03/09/2020/5f50fd589a79470f4e007b1a?ysclid=l6hsy8lxa4839133495 (accessed: 06.08.2022).

21. Tarantul R. Why does Russia need a new bridge in North Korea? East Russia. 01/10/2020. (in Russian) https://www.eastrussia.ru/material/zachem-rossii-novyy-most-vkndr/?ysclid=l6hu5rbqe2157863404 (accessed: 06.08.2022).

22. Decree of the President of the Russian Federation “On Measures to Implement UN Security Council Resolution 1874 of June 12, 2009”. (As amended by Decrees of the President of the Russian Federation No. 729 dated December 29, 2016, No. 161 dated April 12, 2019). President of Russia. (in Russian) http://www.kremlin.ru/acts/bank/30805 (accessed: 22.08.2022)

23. Decree of the President of the Russian Federation of October 14, 2017. No. 484 "On measures to implement UN Security Council Resolution 2321 of November 30, 2016". Official Internet portal of legal information. (in Russian) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201710160039 (accessed: 22.08.2022).

24. Ukraine severed diplomatic relations with North Korea. RIA News. 07/13/2022. (in Russian) https://ria.ru/20220713/ukraina-1802285402.html (accessed: 23.08.2022).

Comments

No posts found

Write a review
Translate